Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционно-правовые основы бюджетных отношений в Российской Федерации

Работа №49554

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы85
Год сдачи2018
Стоимость4955 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
402
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 Конституционно-правовое регулирование развития бюджетной системы
Российской Федерации в 1991 —2004 г.г
1.2 Формирование многоуровневой бюджетной системы в Российской
Федерации на основе конституционных принципов 19
Глава II. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМОЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 57
2.1 Конституционно-правовые основы управления федеральной бюджетной системой 57
2.2 Конституционно-правовые основы управления региональной бюджетной системой 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 8

В современных условиях многократного повышения значения механизма обеспечения функционирования бюджетной сферы, обострения бюджетных горизонтальных (между субъектами Федерации) и вертикальных (между центром и регионами, субъектами Федерации и муниципальными образованиями) противоречий, катастрофического снижения бюджетной дисциплины, проблема эффективности и бесперебойного функционирования бюджетной системы приобретает особую актуальность.
Формирование нового Российского Государства в период 90-х годов ХХ в. сопровождалось реформированием системы управления финансами, обновлением правовой базы бюджетной системы, использованием кардинально новых принципов ее функционирования.
Изменение роли государства в бюджетно-налоговой сфере, расширение демократических основ в бюджетном устройстве, создание новых правовых механизмов финансового обеспечения государственной и исполнительной власти было обусловлено принятием Конституции Российской Федерации 1993 г.
В этой сфере актуальными становятся проблемы нахождения, формирования и практического применения принципиально новых форм и методов функционирования бюджетной системы.
С помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из финансовых звеньев не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет.
Вместе с тем, при подготовке и принятии бюджетных законов недостаточно учитываются положения Конституции Российской Федерации, зачастую ошибочно трактуются конституционные принципы и нормы, нередки случаи несогласованности между уровнями власти и процессе перераспределения доходов и обязанностей по расходам бюджета.
Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе правильного реформирования бюджетной системы, повышения эффективности государственного управления.
Целью магистерского исследования является определение сущности бюджета, изучение механизма формирования бюджета, его регулирования; комплексный анализ конституционно-правового обеспечения механизма регулирования бюджетных отношений в условиях нынешней экономики, а также повышения эффективности бюджетных отношений на основе использования конституционных принципов.
Для достижения этой цели будут рассмотрены основные этапы развития бюджетной системы в России в 1991-2004 г.г.; проведен анализ конституционных принципов и норм, обеспечивающих функционирование бюджетной системы; определены формы конституционных принципов правового регулирования бюджетных отношений; раскрыты причины бюджетных противоречий и характеристика способов их решения.
Проблема регулирования межбюджетных отношений конституционными и административно-правовыми нормами затронуты в работах Ю.А. Тихомирова, И.И. Веремеенко и др.
Исследованию общих вопросов бюджетного права посвящены труды Н.И. Химичевой, М.И. Пискотина. Большой вклад в понимание сущности и роли бюджета внесли О.Н. Горбунов, Л.К. Воронова, Т.В. Конюхов и другие.
Вопросам правового регулирования бюджетных отношений посвятили свои работы В.В. Бесчеревных, М.А. Гурвич, Т.С.Ермакова, М.В.Карасева, Е.А. Ровинский, А.Д. Селюков и др.
А.М. Бабич, О.И. Бетин, Г.Б. Поляк, А.Г. Игудин, О.Г. Бежаев внесли важный вклад в разработку бюджетной проблематики.
Объект магистерского исследования - бюджет РФ, его структура и признаки, а также положения Конституции Российской Федерации, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, совокупность нормативных актов в области бюджетного регулирования органов местного самоуправления, а также научные труды юристов и финансистов в области бюджетного планирования.
Предмет исследования - взаимоотношения Российской Федерации и российских регионов, складывающиеся в бюджетной сфере.
В ходе решения поставленных задач, делалась опора на различные общенаучные принципы и методы. В их числе: общенаучные принципы (системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический, анализ); специальные юридические методы (историко-правовой, метод анализа правовых актов, технико-юридических и другие).
Структура выпускной квалификационной работы определена целью и задачами исследования и состоит из введения, где определяются цели и задачи, двух глав, заключения, списка использованных нормативных актов и специальной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Вследствие наличия большого объема обязательств, возлагаемых на бюджеты нижестоящего уровня решениями вышестоящих уровней власти (федеральные и региональные «мандаты»), региональные и местные власти не столько проводят самостоятельную социальную и экономическую политику, направленную на экономическое развитие, развитие социальной сферы, создание благоприятного инвестиционного климата на соответствующей территории, сколько занимаются раздачей социальных пособий и выплатой компенсаций по льготам, установленным вышестоящими уровнями власти, а их бюджеты превращаются в транзитные счета.
2. Имеющаяся ныне правовая система разграничения расходных полномочий во многом складывалась стихийно, без учета зависимости эффективности предоставления бюджетных услуг от уровня бюджета, из которого финансируются расходы на предоставление этих услуг населению.
До введения в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации единственным законом, где бы прямо говорилось о разграничении расходных полномочий (сфер ведения) между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, была Конституция 1993 г. (ст. 71 и 72). Однако соответствующие положения Конституции сформулированы нечетко. Некоторые полномочия закреплены в ней исключительно за федеральным уровнем, другие отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Предметы исключительного ведения субъектов Федерации не конкретизированы. Кроме того, в Конституции ничего не говорится о том, за кем признается верховенство в случае возникновения конфликта между решениями Российской Федерации и решениями ее субъектов по вопросам, находящимся в их совместном ведении, а также о том, какая из сторон несет главную ответственность по вопросам, отнесенным ст. 72 Конституции Российской Федерации к сфере совместного ведения. Хотя в Конституции сказано, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации вправе передавать осуществление часта своих полномочий органам местного самоуправления, в ней ничего не говорится о том, какие вопросы непосредственно закрепляются за местным уровнем.
В развитие конституционного принципа разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами Бюджетный кодекс (сг. 84 - 87) выделяет области исключительной расходной компетенции каждого из трех уровней бюджетной системы (федерального, региональных и местных бюджетов), а также расходы совместного ведения. При этом закрепленное разграничение расходной компетенции, как и сложившееся, на практике не совпадают с тем разграничением, которое установлено Конституцией Российской Федерации.
3. Сложившаяся в Российской Федерации правовая система разграничения расходных полномочий в целом соответствует мировой практике, поскольку каждый уровень бюджетной системы отвечает за вопросы соответствующего значения. Так, содержание федеральных органов государственной власти и оборона финансируются из федерального бюджета; услуги, удовлетворяющие потребности нескольких муниципальных образований (например, содержание больниц), финансируются за счет регионального бюджета; услуги, которые распространяются исключительно на жителей муниципального образования (например, вывоз мусора), финансируются местными властями. Формально за регионами и муниципалитетами закреплены расходы на содержание региональных и местных органов власти, находящихся в их собственности (ведении) учреждения и организации, на выплату субсидий жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту, на содержание дорог регионального значения. Они разделяют с федеральным центром ответственность за финансирование весьма аморфных «совместных расходов», включающих такие крупные статьи, как образование, здравоохранение, социальная политика, субсидии экономике.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных
Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря. - №237.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 31.07.1995 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 31. - Ст. 35223.
3. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая / Федеральный
закон от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Собрание
законодательства РФ. - 1998. - N 31. - Ст. 3340
4. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации (с изм. от 16 июля, 22 декабря 1992 г., 21 мая 1993 г., 1 июля1994 г.,21 июля 1997 г., 31 июля, 22 октября, 18 ноября, 29 декабря 1998 г., 10 февраля, 17 июня , 8 июля 1995 г., 5 августа 2000 г., 24 марта, 8 августа, 27 ноября, 31 декабря 2001 г., 24 июля, 31 декабря 2002 г.)//Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1992. - № 11. - Ст.527
5. Федеральный закон от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 30. - Ст.2871
6. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 34. - Ст. 4030
7. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. №159-ФЗ «О введении в действие
Бюджетного кодекса Российской Федерации»// Собрание
законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 28. - Ст.3492
8. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. №194-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2002 год» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 53. - Ст.5030
9. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном
производстве» (ред. от 05.12.2017) // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 2007. - № 41. - Ст.4849
10. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса»// СПС Консультант плюс
11. Федеральный закон от 3 декабря 2012 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»// СПС Консультант плюс
12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях / Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. (ред. от 28.12.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №1 (ч.1). - Ст.1.
13. Уголовный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 13
июня 1996 г. (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства
Российской Федерации. 1996. - № 25. - Ст.2954.
II. Материалы судебной (юридической) практики
1. Определение Верховного Суда РФ от 8.09.2017 г. № 308-АД17-12031 по делу № А32-37553/2016 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2006. - N 4.
III. Специальная литература
1. Агеев О.Г. Конституционно-правовые основы бюджетных отношений в Российской Федерации : автореферат дис. кандидата юридических наук : 12.00.02 / Моск. гос. соц. ун-т . - Москва, 2005 . - 21 с.
2. Андреев А.Г. Современные проблемы взаимоотношений бюджетов в Российской Федерации/ Федерализм. - 2001. - №1. - 43-66 с.
3. Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления // Финансы, 2007, № 11
4. Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов,обуч. по эконом спец. / Под ред. Г. Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 201 - 540 с.
5. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2014. - 611с.
6. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации. Учебное пособие. - М.; Финансы и статистика, 2013. - 542с.
7. Врубелевская О.В., Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Юрайт, 2013.
8. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система
Российской Федерации: Учебник. - 3-е изд., перераб., испр. и доп. - М.: «Дашков и к», 2014. - 5652с.
9. Игонин В.В. Бюджет Российской Федерации на сегодняшний день // Вопросы экономики. - 201 - №1. - С.33-352.
10. Игонина Л.Л. Муниципальные финансы: Учебное пособие. - М.:
Экономисты, 20. -330с.
11. Кашин В.А. О совершенствовании налоговой системы в РФ // Налоговый вестник. - 2014. - №11. - С.15-19.
12. Коган М.Л. Бюджетные права союзных республик.- 1960 г.
13. Ковалева Т.М., Барулин С.В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации. - М., 2013.
14. Костюков А.Н. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ПРОГРЕСС И ЕГО
ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ//Азиатско-тихоокеанский регион: Экономика, политика, право. 2014. № 1 (30). С. 72-85.(полный текст доступен в eLibrary)
15. Лексин В., Швецов А. Бюджетный федерализм. // Вопросы экономики 2016
16. Ливеровский А.А., Худяков А.И., Бродский М.А., Антонов В.Н. Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации. - СПб., 2016.
17. Петрова Г.В. О конституционных основах налогово-бюджетного федерализма и межбюджетных отношений / Г.В. Петрова // ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ПРАВА / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; Юридическое издательство "Норма" .— М., 2003 .— N1 .— С.29-38
18. Павликов С.Г., Усимова И.П. РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ КОНСТИТУЦИИ РОССИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ//Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2011. № 4. С. 68-74. (полный текст доступен в eLibrary)
19. Рудичева Н.И. О конституционно-правовых основах организации системы бюджетных отношений и бюджетного права//Журнал юридических исследований. 2016. Т. 1. № 4. С. 7.
20. Саттарова, Нурия Альвановна. Правовое регулирование межбюджетных отношений : учебное пособие / Н. А. Саттарова, А. А. Саттарова ; Ин-т экономики, упр. и права (г. Казань) .— Казань : Познание, 2010 .— 173 с.
21. Тюрина Ю.Г. Принципы регулирования налогово-бюджетных отношений
между центром и регионами//Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 14 (175). С. 366-371. (полный текст доступен в eLibrary)
22. Шмакова С.А. Конституционные принципы регулирования межбюджетных отношений в Российской Федерации//Сибирский юридический вестник. 2006. № 2. С. 55-60(полный текст доступен в eLibrary)
23. Халилова Ф.К. Понятие межбюджетных правоотношений: анализ наусных концепций российских и зарубежных авторов//Финансовое право и управление. 2016. № 1. С. 37-45.
24. Цветова Г.В. Бюджетные отношения в Российской Федерации: теория и практика / Г. В. Цветова ; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Дальневосточный институт управления . -Хабаровск : ДВИУ - фил. РАНХиГС, 2016 . - 105 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ