Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАВОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЕКАТЕРИНЫ II

Работа №83582

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2016
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
220
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Екатерина II и идеи государственных реформ Российской империи 11
1. Политико-правовые воззрения Екатерины II в начальный период ее
правления 11
2. «Наказ Комиссии о сочинении проекта нового уложения» и деятельность уложенной Комиссии 19
ГЛАВА 2.Сословно-правовая политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II 42
1. Законодательное закрепление привилегированного положения дворянства 42
2. Изменения в положении духовенства, горожан и крестьянского населения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется сложными проблемами, решаемыми современным Российским государством в сфере реформирования социальной системы, многие из которых имеют глубокие исторические корни. Поэтому изучение данных вопросов в историко-юридическом плане носит не только научно-познавательный, но и практический характер, позволяет в правовом плане сравнить особенности процессов преобразования общественных отношений в различные периоды истории России. В этом отношении интерес представляют реформаторские процессы во второй половине XVIII столетия, связанные с правлением Екатерины Великой. Следует отметить, что Российская империя середины XVIII столетия и Российская Федерация начала XXI века в силу исторических условий вынуждены решать одни и те же. Необходимо, конечно, учитывать, что современное российское общество значительно отличается от общества второй половины XVIII века, тем не менее, опыт прошлого всегда служил, служит и будет служить хорошим проводником в законодательной политике и в прогнозировании последствий от принятия тех или иных законов. Поэтому перед исторической наукой остается актуальной задача изучения реформ прошлых лет, а проблема научной, освобожденной от прежних идеологических клише, оценки реформаторских начинаний и их реализации в политике российской власти продолжает носить злободневный характер.
В этой связи изучение государственно-правовых идей Екатерины II представляет научный интерес, так как исследование традиций в правительственной идеологии, законодательной политике и практике администрирования верховной власти в отношении территорий Российской империи позволяет внести существенные дополнения в изучение проблемы взаимодействия власти и общества, имперского центра и регионов, бюрократических институтов и выборных органов власти.
Степень научной разработанности темы дипломного исследования свидетельствует о постоянном внимании историков и юристов к различным аспектам политико-правового развития России во второй половине XVIII века. Историография правления Екатерины II достаточно обширна. Довольно значительный пласт историко-юридической литературы посвящен политике и изменениям государственно-правовой системы, связанных с реформами императрицы.
Первоначально к освещению екатерининских преобразований обратились русские историки. Первый опыт в оценке преобразований Екатерины II в русской истории принадлежит Н.М. Карамзину. В «Записке о древней и новой России» он, говоря о екатерининском «Учреждении о губерниях», отмечал, что реформа местного управления проводилась «по частям, с великой осторожностью».
Именно Н.М. Карамзиным были заложены основы понимания процессов реформирования государственных институтов в екатерининское правление. Определенное внимание анализу системе местного управления и суда уделял в своих работах и М.М.Сперанский, рассматривающий задачи преобразования политико-правовой системы России в 1800-1830-е годы с учетом реформ Екатерины II.
Вторая половина XIX-начало XX веков ознаменовались специальными исследованиями реформ Екатерины II, сохранившими научную актуальность до настоящего времени. В русской дореволюционной историографии можно выделить два основных направления. Первое представлено А.Д. Градовским, С.М. Соловьевым, И.И. Дитятиным, B.C. Иконниковым, A.C. Лаппо- Данилевским, В.Г. Григорьевым и другими. В работах этих авторов дается достаточно высокая оценка реформ Екатерины II. Рассматривая эволюцию государственной власти и системы управления, историки оценивали реформы как важнейший этап развития российской государственности, европеизации страны и становления элементов гражданского общества. Представителями второго направления являлись В.О. Ключевский, B. И.Семевский, A.A. Кизеветтер и другие. Их отношение к реформам Екатерины II и ее внутренней политике было более критичным, а иногда и откровенно негативным C. М. Соловьев, рассматривая екатерининские реформы, подчеркивал, что они стали продолжением европеизации страны, начатой Петром I. Историк ввел в научный оборот много документальных материалов и впервые остановился на деятельности Уложенной комиссии. Вторая половина XIX — начала XX века отмечена появлением ряда исследований, посвященных как реформаторской деятельности Екатерины, так и ее наиболее значительным законодательным актам. Известный специалист в области истории права И.И. Дитятин особое внимание уделил губернской реформе 1775 года и Жалованным грамотам городам 1785 года, ставя в заслугу Екатерине II присвоение русскому городу статуса юридического лица. Вместе с тем, ученый весьма скептически оценивал возможности органов городского управления
Большой вклад в изучение законодательной деятельности Екатерины II- внесла историко-юридическая школа второй половины XIX - начала XX века. К числу представителей этой школы можно отнести A.B.Лохвицкого, A.C. Лаппо-Данилевского, B.C. Иконникова, И.О. Андреевского, Н.В. Латкиа, А.Д. Градовского, Н.М.Коркунова, A.B. Романовича-Славятинского, М.В. Владимирского-Буданова
Так, A.B. Лохвицкий показал, как, оставаясь служилым (военным) сословием, дворянство становилось земским губернским «классом». B.C. Иконников дал общую характеристику реформ в небольших по объему, но насыщенных фактами работах. Оценивая законотворческую деятельность Екатерины II, он отмечал, что законодательство в ее период правления было приведено в «лучший порядок».
A.C. Лаппо-Данилевский, рассматривая результаты губернской реформы Екатерины II, утверждал, что местные учреждения губернского уровня послужили юридическими гарантами устойчивости общественных отношений в условиях укрепления сословных порядков Российской империи. Следует отметить ряд работ, посвященных более узким вопросам периода екатерининских преобразований. В этом плане заслуживает особого внимания сочинение В.Н. Латкина. Рассматривая историю законодательных комиссий XVIII века, автор дал анализ деятельности Екатерины II по созданию нового Уложения.
Исследования юристов-историков эпохи правления Екатерины II не многочисленны по сравнению с общеисторическими работами, но они наиболее важны для понимания именно политико-правовых процессов в России.
Наиболее основательно идеология и практика реформаторской деятельности Екатерины II показана в исследованиях O.A. Омельченко, в которых рассматривались различные аспекты, связанные с идеологией и практикой екатерининских преобразований - политико-правовыми взглядами императрицы и источниками ее «Наказа», данного Комиссии для составления нового Уложения. В работах уделяется большое значение нереализованным проектам императрицы, организации верховной власти и государственного управления, источникам права и механизмам правового регулирования, дается серьезный анализ историографии, а также освещаются другие вопросы эпохи.
Серьезный вклад в изучение государственно-правового развития России во время правления Екатерины II внесла ряд коллективных монографий. В подготовленной Институтом государства и РАН коллективной монографии «Развитие русского права второй половины XVII—XVIII вв.», под редакцией Е.А.Скрипилева исследуется широкий спектр политико-правовых проблем, связанных со становлением и утверждением абсолютизма и административно-социальными преобразованиями в правление Екатерины II
Важное значение для дипломного исследования имеет монографическая работа Т.Е. Новицкой, которая на фоне социально-экономического развития России анализирует правовое регулирование имущественных отношений во второй половине XVIII века. Автор показывает место государства в регулировании имущественных отношений, место в них сословий, описывает субъектов гражданско-правовых отношений и развитие их институтов Оценка формирования и анализ политико-правовых взглядов и деятельности Екатерины II представлены также в работах В.А.Томсинова, который показал вклад императрицы в развитие государственного управления и законодательства, а также отечественной юриспруденции*. Под редакцией В.А. Томсинова был переиздан «Наказа, данный Комиссии о сочинении проекта нового Уложения» на русском и французском языках в совокупности с обнаруженными профессором У. Батлером вариантами его перевода на английский язык 1767 и 1768 годов, а также приведена наиболее полная- библиография изданий «Наказа». В этом же издании представлен биографический очерк, посвященный императрице Екатерине II, в котором дана авторская оценка ее роли и значения в правовом развитии России.
Объектом дипломного исследования является законотворческая деятельность императрицы Екатерины II в период возникновения серьезных объективных причин по изменению форм и методов взаимодействия государства и социума
Предметом исследования выступают идеологическое обоснование реформ в период правления Екатерины II, рассматриваемые в контексте социально-экономических и политико-правовых процессов развития России
Цель дипломного исследования состоит в комплексном историко-правовом анализе политико-правовых идей Екатерины II и их применении на практике.
Задачи ВКР, направленные на достижение определенной выше его цели, состоят в следующем:
- раскрыть особенности политического мировоззрения Екатерины II;
- оценить различие в подходах императрицы и членов Уложенной комиссии к управленческим и социальным преобразованиям в российских губерниях;
- проследить процесс формирования социально-правовой направленности законодательства Екатерины Великой на примере сословных реформ.
Законодательство в рамках данной работы играет роль источников, в которых в правовой форме фиксировались подходы к реформированию административно-судебной системы. Поэтому автор, прежде всего, опирался на связанные с преобразованиями нормативно-правовые акты, вошедшие в Полное собрание законов Российской империи
Важное значение также имеют публикации указов в рамках изданий «Российское законодательство Х-ХХ веков» и «Законодательство Екатерины II» .
Информационные носители мировоззренческих установок императрицы, ее окружения и отдельных сословий относительно целей и задач реформирования административно-судебной системы страны выступают необходимым источником понимания идеологии преобразований. Это, прежде всего, «Наказа, данный Комиссии о сочинении проекта нового Уложения» — политико-правовое сочинение, определившие исходные положения и многие вопросы подходов и содержания реформирования сословно-правовой системы России . Большое значение имеют так называемые «малые наказы депутатов Комиссии для сочинения проекта нового Уложения», отразившие состояние местного управления и сословные потребности отдельных слоев населения.
Материалы официального делопроизводства выступают в качестве необходимых носителей информации. Некоторые из них опубликованы и использованы в работе по имеющимся и указанным выше изданиям. Среди них наиболее значительными являются публикации документов екатерининской эпохи в «Сборнике императорского русского исторического общества», доступного в сети интернет. (http://elib.shpl.ru/ru/nodes/9373- sbornik-imperatorskogo-russkogo-istoricheskogo-obschestva-spb-1867-1916-148- t).
Для дополнения имеющихся эмпирических данных о реформаторской деятельности Екатерины II в работе использованы материалы фондов Российского Государственного архива древних актов, которые цитируются по трудам российских историков.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные в работе положения и выводы могут быть применены для теории государства и права с точки зрения их использования для абстрактных обобщений. Полученные результаты могут быть использованы и в преподавании учебных дисциплин при обучении специалистов - историков
Практическая значимость работы заключается в том, что ее выводы и положения могут содействовать развитию и углублению исследований в области преподавания в гуманитарных учебных заведениях теории и истории государства и права, истории политических и правовых учений, исторических дисциплин гражданского цикла.
Структура работы: работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Государственно-политическое и правовое развитие России второй половины XVIII в. характеризуется явлением «просвещенного абсолютизма» — общим для ряда европейских стран той эпохи и с классической полнотой и вместе с тем по-особому выразившимся в российских условиях. «Просвещенный абсолютизм» представлял собой сложный системный комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных идейных постулатов, законодательных преобразований и мотивов, стремлений государственной практики н правовой политики, рожденных в разной мере и логикой эволюции предшествующего государственного и правового строя, и перспективными интересами правящих слоев, и субъективного происхождения политическим расчетом или особым взглядом на власть и общество. Квинтэссенция «просвещенного абсолютизма» заключалась в политически реформистском движении — с позиций власти, в интересах власти и не выходя из рамок государственности абсолютной монархии — сформировать путем исключительно законодательной политики обновленный государственный и правовой строй, воплощавший бы идеал «законной монархии», где общественная стабильность основывалась бы на социальном консенсусе и политике государственного либерализма.
Доктрина «просвещенного абсолютизма» принадлежала, по времени, веку Просвещения, но она не была идеологией Просвещения. Это была социально и политически консервативная доктрина, осуществление которой должно было в главном стабилизировать в новых общественных условиях социальный и государственный порядок «старого режима» частично путем реально возможной и допустимой правовой модернизации, частично — уповая на утопические по своей перспективе попытки полной регуляции правового уклада и всей общественной жизни на основе требований «общего блага». Реальным социальным механизмом, который породил идеологию и практику «просвещенного абсолютизма», было взаимодействие собственных интересов абсолютистской государственной организации, обладавшей по своей политической природе огромной мерой самостоятельности и достигшей в своем историческом развитии к XVIII в. весьма высокой степени отчуждения, с интересами и требованиями наиболее активной массы правящего сословия - дворянства. Все стремления и упования «просвещенного абсолютизма» никоим образом не нарушали — и не могли, по своим исходным посылкам, нарушать — общественных позиций дворянства, монархической государственности и феодальной бюрократии.
Преобразования центрального и местного государственного аппарата, системы правоприменения, обновление законодательства, новые устремления правовой политики, изменения в культурно-правовой сфере, которыми характеризуется государственно-политическая и общественная жизнь России второй половины XVIII в., составляли — при всем их разнообразии — единую линию государственных и правовых реформ, направленных на достижение целостного социально-правового уклада и нового качества государственной организации.
В социально-правовой сфере реформы «просвещенного абсолютизма» предусматривали стабилизацию феодально-крепостнических порядков при помощи всеобъемлющего законодательного регламентирования взаимоотношений сословий и усиления государственного по своей природе правового регулирования. Законодательные преобразования и сопутствующие ему доктринальные стремления отправлялись от признания сословного строя общества как непременного качества своего социального устройства и отвечающего «естественному порядку» достигнутого уровня развития. Социально-правовые реформы были направлены на размежевание сословных прав с закреплением исключительных прав дворянства как особо привилегированного сословия. Стремление в законодательной политике к частичному переформированию сословной структуры общества в сочетании с особыми политическими задачами политического курса правительства в середине XVIII в. обусловило нивелирование правового статуса духовенства.
Сословная внутренняя консолидация должна была привести к обособлению, наряду с дворянством, городского населения — «мещанства» — и крестьянства, для которых законом закреплялись сферы имущественных правомочий и гарантировался личный правовой статус.
В сфере государственной организации реформы «просвещенного абсолютизма» предусматривали сохранение политической системы абсолютной монархия с неограниченной властью самодержавного монарха и бюрократических начал осуществления государственной власти.
Абсолютная монархия должна была конституироваться в строе «законной монархии», где установленным исключительно «сверху» государственным законом, основанным на идейно-правовых началах признания стабильного государства лучшим качеством общественного порядка и обязательности социально-полицейской деятельности государства, формировались бы новые отношения общества и власти. Сословие ограниченная «социализация» властных структур, вызванная интересами правящего сословия и поисками новой степени «согласия» в обществе со стороны власти, обусловила зарождение элементов самоуправления в политической системе, которые были формой выражения сословных корпоративных интересов и которые вписывались в правоохранительную и административную систему как своего рода гарантия общественного содержания политики власти. В новом государственном укладе строгую централизацию ведомственного административного управления должна была сменить не менее строгая централизация бюрократической деятельности на основе единой абсолютистской законности.
Совершенствование особенно административной системы было подчинено общей задаче сочетания «социализированной» политики с требованиями разграничения функций государственной власти: обособление высшей правительствующей власти монарха, децентрализация ведомственного управления, отделение правоохранительной системы от общей административной.
В правовой и социально-культурной сферах реформы «просвещенного абсолютизма» предполагали перестройку правовой системы на началах единой и централизованной законности и режима государственного либерализма. Незыблемые сословные, хотя и неравнозначные, личные, имущественные и судебные права должны были создать гарантию реализации вообще гражданского статуса. Правовая политика и законодательство предоставляли прежде всего господствующему сословию- дворянству несравненно большую степень экономической, правовой и личной свободы с гарантиями неприкосновенности со стороны государственной власти этих новых прав. Воплощение программируемого правового порядка должна была гарантировать всеобъемлющая систематизация и кодификация права и законодательства. Собственные задачи «просвещенного абсолютизма» здесь дополнительно сливались с требованиями новой правовой культуры, рождавшейся в атмосфере Просвещения.
«Закон не происходит единственно от власти» — эта максима екатерининского «Наказа» вполне приложима и к воплощению стремлений и политики «просвещенного абсолютизма» в условиях российской действительности. Государственные и общественные объективные потребности по своему перерабатывали доктринальные устремления политики реформ и приспособляли их к тому, что было исторически допустимо применительно к времени и месту. Попытка сформировать неизменный, стабильный социально-правовой и государственный уклад, сохраняя политический абсолютизм и подчиняя правовое регулирование привнесенной доктринальной цели, не имеющей опоры в интересах гражданского общества, превращало законодательную регламентацию в полицейское регулирование, а «блаженство каждого и всех» в политическое и моральное «принуждение к добродетели». В самом своем существе «просвещенный абсолютизм» содержал мотив политической и правовой утопии «законной вольности» или «полицейской свободы», который моментально наталкивался на вполне жизненное сопротивление господствующего сословия — дворянства, либерализированные взаимоотношения с которым составляли не менее важную для власти сторону нового строя. Поэтому «просвещенный абсолютизм» в самих своих принципах нес не только изначальную противоречивость государственно-политической цели, но и момент перспективного самоотрицания. Случайная смена мотивации законодательной политики или режима властвования способны были в исторически краткое время деформировать установившиеся начала. «Просвещенный абсолютизм» сформировал в России второй половины XVIII в. цельный государственно-политический и правовой уклад, составлявший особую историческую фазу и форму абсолютистской государственности, основанную на новом качестве административной и правовой системы, неразрывном с режимом государственного либерализма и «социализированной» законодательной политикой
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Реформы Екатерины II в политико-правовой сфере были обусловлены комплексом факторов. Идеологической базой реформ Екатерины II как в территориально-управленческой, так и судебной сферах являлись идеи западноевропейского Просвещения: французского - Ш.Монтеське, Д. Дидро, немецкого, в первую очередь, - С. Пуфендорфа, английского - Д. Локка, У. Блэкстона и других. В проведении реформ императрица опиралась на взгляды представителей прогрессивных реформаторских кругов российского общества, прежде всего, П.И.Шувалова, который внес проекты таможенной, рекрутской и других реформ, оказавших влияние на мировоззрение Екатерины Великой и на содержание будущих преобразований.
2. Существенным недостатком развития русского общества императрица считала несовершенство законодательства и ставила задачи по его пересмотру и систематизации. С этой целью Екатерина написала «Наказ», данный Комиссии о сочинении проекта нового Уложения, положив в его основу идеи теории естественного права. «Наказ» был насыщен новыми политическими, достаточно революционными для того времени идеями. В XI главе «О крепостном состоянии» Екатерина предлагала даже способы освобождения крепостных крестьян. Императрица опиралась на идеи представителей радикального крыла российского общества А .Я. Поленова, В.Т.Золотницкого , С.Е. Десницкого и других. Она вводит крестьянское самоуправление для бывших монастырских крестьян, создает судебные органы для крестьянства, устанавливает сельский порядок в казенных селениях Екатеринославского, Вологодского, Ярославского наместничеств. Кроме этого, Екатерина подготовила проект «Об устройстве свободных сельских обывателей», который по ряду причин как объективного, так и субъективного характера остался нереализованным.
3. Материалы Уложенной комиссии содержат яркую картину особенностей правосознания различных сословий и социальных групп, их отношение к проблемам, вставшим перед государством и социумом. «Малые» наказы делегатов Уложенной комиссии доказывают, что народонаселение Российской империи не смогло оценить и понять радикальных, просвещенческих идей, которые императрица провозгласила в «Наказе». Неудавшаяся в целом комплексная кодификация права в период правления Екатерины II все же имела положительное значение и привела к реализации отдельных реформ административной, судебной, финансовой и сословно-социальной сфер деятельности государства.
4. Правовая политика «просвещенного абсолютизма» в вопросах регулирования сословного строя придерживалась линии на строгое закрепление в законе сословной общественной структуры с различными для каждого сословия личными и имущественными правами. Основным вопросом правовой политики «просвещенного абсолютизма» в социально-правовой сфере стала проблема сословного размежевания в обществе на три категории: дворянство, мещанство и крестьянство — с обособленным закреплением для каждой собственного и самостоятельного сословно-правового статуса. В оформлении правового статуса дворянства проявилось и устремление гарантировать сословные права как неотъемлемое свойство высшего сословия, в том числе и перед лицом государственной власти.



1. Императрица Екатерина Вторая. Наказ. Данный Комиссии о сочинении проекта нового Уложения. - М., 2008.
2. Манифест 28 июня 1762 г.//ПСЗ. Т. XVI. №11582. С.3.
3. Манифест 15 декабря 1763 г. // ПСЗ. TXVI. №11989. С.462-463.
4. «Мнения» о «Наказе» М.И. Воронцова, А.И. Бибикова, А.П. Сумарокова, В.Г. Басакова // Сборник РИО. Т.10. СПб, 1872. С. 75-87.
5. Наказы от правительственных учреждений // Сборник РИО. Т.43. СПб, 1885.
6. Наказы от дворянства // Сборник РИО. Т.68. СПб, 1885.
7. О дворянстве (Жалованная грамота дворянству). // Российское законодательство Х-ХХ веков. Т.5. Законодательство периода расцвета абсолютизма. М.: Юридическая литература, 1987.
8. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е... T.XIV- XXIII. СПб., 1830.
9. Письмо Екатерины Пд’Аламберу, 1765 г. // Сборник РИО. Т.20. СПб.. 1877.
10. «Секретнейшее наставление» Екатерины II А.А. Вяземскому // Законодательство Екатерины II. В двух томах. Отв. ред. О. И. Чистяков, Т. Е. Новицкая. М.: Юрид. лит. Т.1. - 2000. - С.348.
11. Сочинения Екатерины II. Т.ХП. Ч. 2. СПб., 1907. С.613-627.
http: //www.ekaterina2 .com/
12. Указы императрицы Екатерины Алексеевны состоявшиеся с 28 июня 1762г.по 1763. // Законодательство Екатерины II. В двух томах. Т.1. - 2000.
13. Указы императрицы Екатерины Алексеевны состоявшиеся с генваря по июнь месяц 1763. СПб., 1764. // Законодательство Екатерины II. В двух томах. Т.1. - 2000.
14. Указы императрицы Екатерины Алексеевны состоявшиеся с 1763, июля 1-го, генваря по 1-е число 1764. // Законодательство Екатерины II. В двух томах. Т.1. - 2000.
15. Указы императрицы Екатерины Алексеевны состоявшиеся с генваря с 1-го июля по 1-е число 1764 года. // Законодательство Екатерины II. В двух томах. Т.1. - 2000.
16. Указы императрицы Екатерины Алексеевны состоявшиеся с 1764,
июля 1-го, генваря по 1-е число 1765 г.// Законодательство
Екатерины II. В двух томах. Т.1. - 2000.
17. Указы императрицы Екатерины Алексеевны состоявшиеся с генваря 1¬го июля по 1-е число 1765 г. // Законодательство Екатерины II. В двух томах. Т.1. - 2000.
18. Указы императрицы Екатерины Алексеевны состоявшиеся с 1765, июля 1-го, генваря по 1-е число 1766 г. // Законодательство Екатерины II. В двух томах. Т.1. - 2000.
19. Указы... имп. Екатерины Алексеевны... состоявшиеся с генваря с 1 -го июля по 1-е число 1766 г.// Законодательство Екатерины II. В двух томах. Т.1. - 2000.
20. Указы ... имп. Екатерины Алексеевны ... состоявшиеся 1766 г., июля с 1-го, генваря по 1-е число 1767 г. // Законодательство Екатерины II. В двух томах. Т.1. - 2000.
21. Указы императрицы Екатерины Алексеевны состоявшиеся генваря с 1 -го июля по 1-е число 1767 г. // Законодательство Екатерины II. В двух томах. Т.1. - 2000.
22. Указы императрицы Екатерины Алексеевны состоявшиеся 1767 г., июля с 1-го, генваря по 1-е число 1768 г. // Законодательство Екатерины II. В двух томах. Т.1. - 2000.
23. Указы императрицы Екатерины Алексеевны состоявшиеся 1768, генваря с 1-го, по 1769 г. // Законодательство Екатерины II. В двух томах. Т.1. - 2000.
24. Указы императрицы Екатерины Алексеевны состоявшиеся 1769 года, с генваря, по 1770 год. // Законодательство Екатерины II. В двух томах. Т.1. - 2000.
25. Устав благочиния, или полицейский. // Российское законодательство Х- ХХ веков. Т.5. Законодательство периода расцвета абсолютизма. М.: Юридическая литература, 1987.
26. Учреждения для управления губерний Всероссийской империи, в коих столицы. Ч. 1-2. // Российское законодательство Х-ХХ веков. Т.5. Законодательство периода расцвета абсолютизма. М.: Юридическая литература, 1987.
Список литературы
1. Анисимов Е.В. Россия в cep. XVIII века: Борьба за наследие Петра I. /Е.В. Анисимов - М.: Мысль, 1986. - 198 с.
2. Анисимов Е.В. И.И. Шувалов — деятель российского Просвещения//Вопросы истории. 1985. № 7. С-94-104.
3. Артамонова Л.М. Наказы государственных крестьян Поволжья в Комиссию Уложения как источник по истории взаимоотношений разных национальностей // Историография и источники по аграрной истории Среднего Поволжья. Саранск, 1981. С. 80-85.
4. Артамонова Л.М. Требования государственных крестьян Поволжья в Уложенную комиссию 1767-1769.годов. Автореф. дис.... канд.ист.наук. Куйбышев, 1985. - 26 с.
5. Архангельский П.Г. Выборы в Екатерининскую комиссию от крестьян Двинского севера (по погостным наказан) //Историческое обозрение. Т.20. СПб., 1915. С.1-28.
6. Баскин М.П. Монтескье. / М.П. Баскин - М.: Мысль,. 1975. - 242 с.
7. Белявский М.Т. Крестьянский вопрос в России накануне восстания Е.И. Пугачева. / М.Т. Белявский - М., 1965. - 188 с.
8. Белявский М.Т. Наказ Исетских крестьян в Уложенную комиссию 1767-1768 гг. //Уральский археографический ежегодник за 1973 год. Свердловск, 1975. С. 118-124.
9. Белявский М.Т. Наказы крестьян Восточной Сибири в Уложенную комиссию 1767-1768 гг.//Новое о прошлом нашей страны. М., 1967. С.343-363.
10. Белявский М.Т. Наказы оренбургских однодворцев 1767 г.//Вестник МГУ. Сер. 8. История. 1982. № 6. С. 69-79.
11. Белявский М.Т. Однодворцы Черноземья (по их наказам в Уложенную комиссию 1767-1768 гг.) / М.Т. Белявский - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1984. - 196 с.
12. Бильабасов В.А. История Екатерины II. Т.2. / В.А. Бильабасов - СПб., 2011. - 384 с.
13. Градовский А.Д. Собрание сочинений: в 9 т. - СПб, 1899-1904;
14. Григорьев В.Г. Реформа местного управления при Екатерине II (Учреждение о губерниях). / В.Г. Григорьев- СПб, 1910. - 158 с.
15. Грот Я.К. Воспитание Екатерины II // Древняя и новая Россия. Т.1. 1875 (№2).
16. Дитятин И.И. Устройство и управление городов России./ И.И. Дитятин - Ростов-на-Дону, 2004. - 376 с.
17. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений
дореволюционной России. / Н.П. Ерошкин - М.: Высшая школа, 1965. 3-е изд. — 1983. - 184 с.
18. Иванов П.В. К вопросу о «просвещенном абсолютизме» в России 60-х гг. XVIII в/Вопросы истории. 1950. № 5- С. 85-99.
19. Иконников В.С. Время Екатерины II. / В.С. Иконников - Ростов-на- Дону, 2001. - 294 с.
20. Индова Е.И. К вопросу о дворянской собственности в России в поздний феодальный период // Дворянство и сословный строй России XVI¬XVIII вв. М.: Наука, 1975. С. 273.
21. Казанцев СМ. О политическом режиме Российской империи в 1796¬1801 гг. // Вестник ЛГУ. Экономика-философия-право. 1980. Вып. 1 (№5). С. 99-106.
22. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России. / Н.М. Карамзин - М., 1991. - 68 с.
23. Кафенгауз Б.Б. Внутренняя политика царизма и «просвещенный абсолютизм» в 1762-1772 гг. / Б.Б. Кафенгауз - М., 1962.(ротапринт). - 182 с.
24. Кизеветтер А.А. Русское общество в восемнадцатом столетии. / А.А. Кизеветтер - Ростов-на-Дону, 1905. - 280 с.
25. Кизеветтер А.А. Совестные суды при Екатерине II // Голос минувшего. 1923. № 1. С. 155-159.
26. Кислягина Л.Г. Канцелярия статс-секретарей при Екатерине II // Государственные учреждения России XVI-XVIII вв. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. С. 168-191.
27. Кислягина Л.Г., Голикова Н.Б. Система государственного управления // Очерки русской культуры XVIII в. Ч. 2 М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С. 44-108.
28. Коган Ю.Я., Грекулов Е.Ф., Миловидов В.Ф. Церковь и русский абсолютизм XVIII в. // Церковь в истории России (IX в. — 1917 г.) Критические очерки. М.: Наука, 1967. С. 162-205.
29. Ключевский В.О. История сословий в России // Соч. Т. 6. М.: Соцэкгиз, 1959.
30. Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч. 5 // Соч. Т. 5. М., 1958.
31. Лаппо-Данилевский А.С. Очерк внутренней политики императрицы Екатерины II. / А.С. Лаппо-Данилевский - СПб, 1898.
32. Латкин В.Н. Законодательные комиссии в России в XVIII столетии. / В.Н. Латкин - СПб., 1887. - 276 с.
33. Лохвицкий А.В. Губерния и ее земские государственные учреждения. / А.В. Лохвицкий - СПб., 1864. - 344 с.
34. Медушевский А.Н. Землевладельческое право в уложенных комиссиях XVIII в.//Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода. М., 1988. - С. 114-126.
35. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Ч. 1-3. СПб., 1994-1995.
36. Миронов Б.Н. Русский город в 1740-1860-е годы: демографическое, социальное и экономическое развитие. / Б.Н. Миронов - Л.: Наука, 1990. - 268 с.
37. Никольский Н.М. История русской церкви. 3-е изд./ Н.М. Никольский М.: Политиздат, 1983. - 564 с.
38. Новицкая Т.Е. Правовое регулирование имущественных отношений в России во второй половине XVIII века /. Т.Е. Новицкая - М., 2005. - 263 с.
39. Омельченко О.А. «Законная монархия» Екатерины II. / О.А. Омельченко - М., 1993. - 428 с.
40. Омельченко О.А. Кодификация права в России в период абсолютной монархии. Вторая половина XVIII в. / О.А. Омельченко - М.: ВЮЗИ, 1989. - 154 с.
41. Омельченко О.А. Идеи конституционного закона и «всеобщей законности» в правовой политике «просвещенного абсолютизма» в России//Проблемы политической и правовой идеологии. М.: ВЮЗИ, 1989. С. 71-108.
42. Омельченко О.А. К истории судебной политики «просвещенного абсолютизма» в России//Вопросы истории права и правовой политики в эксплуататорском государстве. М.: ВЮЗИ, 1989. С. 68-98.
43. Омельченко О.А. К проблеме правовых реформ российского
абсолютизма второй половины XVIII в.//Проблемы истории
абсолютизма. М.: ВЮЗИ, 1983. С. 25-62.
44.Омельченко О.А. Конституция «просвещенного абсолютизма» в России (Неизвестные законодательные проекты Екатерины П)//Советское государство и право. 1989. № 8. С. 136-142.
45. Омельченко О.А. Новые сведения об источниках «Наказа Комиссии о составлении проекта нового уложения» Екатерины II. / О.А. Омельченко - М., 1977. - 46 с.
46.Омельченко О.А. Политическая теория в «Наказе Комиссии о составлении проекта нового уложения» Екатерины 11//Вестник МГУ. Сер. 8. История. 1977. № 1. - С. 77-92.
47. Омельченко О.А. Становление абсолютной монархии в России. / О.А. Омельченко - М., 1986. - 208 с.
48.Омельченко О.А. Традиции и наследие русского права. Очерки и статьи. / О.А. Омельченко - М. ,2006. - 460 с.
49. Омельченко О.А. Уголовная политика «просвещенного абсолютизма» и развитие русского уголовного права во второй половине XVIII в. //Вопросы истории уголовного права и уголовной политики. М.: ВЮЗИ, 1986. С. 25-49.
50.Омельченко О.А. «Наказ комиссии о составлении проекта нового уложения» Екатерины II: Автореферат диссертации кандидата исторических наук. М.: МГУ, 1977.
51.Очерки истории СССР (Россия во второй половине XVIII в.) М., 1956.
52. Павленко Н.И. Идеи абсолютизма в законодательстве XVIII
в.//Абсолютизм в России. М.: Наука, 1964. С. 389-427.
53. Павлова Ж.К. Из истории книжного собрания Эрмитажа. Библиотека Екатерины II// Вопросы истории. №4, 1975. С.19-32.
54. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. / С.Ф. Платонов - СПб., 1994. - 678 с.
55. Покровский М.Н. Русская история с древнейших времен. T.III. // Избр. произв. Кн. 2. / М.Н. Покровский - М.: Историческая литература, 2002. -366 с.
56. Развитие русского права второй половины XVII-XVIII вв./ Под ред. Е.А. Скрипилева. - М., 1992.
57. Рубинштейн Н.Л. Уложенная комиссия 1754-1766 гг. и ее проект нового уложения «О состоянии подданных вообще»//Исторические записки. Т.38. М.: Изд-во АН СССР. 1951. С. 208-251.
58. Семевский В.И. Очерк управления мануфактурной промышленности Петра I и Екатерины II. / В.И. Семевский - СПб, 2011. - 318 с.
59. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. 21-29. KH.XI- XV. М.: Мысль, 1963-1965.
60. Сперанский М.М. Юридические произведения. / М.М. Сперанский - М., 2008. - 472 с.
61. Томсинов В.А. Императрица Екатерина II // Российские правоведы XVIII-XX веков. Очерки жизни и творчества. - М., 2007 - Т.1.
62. Троицкий С.М, Комиссия о вольности дворянства //Россия в XVIII веке. М., 1982.
63. Фельдштейн Г.С. Уголовно-правовые идеи «Наказа» Екатерины II и их источники // Юридические записки. Ярославль, 1908. Вып. 2.
64. Фирсов Н.Н. Петр III и Екатерина II // Исторические этюды и характеристики. Т. 2. Казань, 1922.
65. Флоренский А.В. К истории текста Жалованной грамоты дворянству 1785 г. // Русский исторический журнал. 1917. Кн 3. С. 168-195.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ