ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫРАЗРАБОТКИСТИЛЕВОГО ЕДИНСТВА
СТУДЕНТАМИПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ИНТЕРЬЕРАОБЩЕСТВЕННЫХ
ЗДАНИЙ 5
1.1 История и роль стилевого единства при проектировании 5
1.2 Образовательные задачи стилевого единства при проектировании 16
Выводы по первой главе 17
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИСТИЛЕВОГО ЕДИНСТВА СТУДЕНТАМИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ
ЗДАНИЙ 19
2.1 Основные виды и формы проектирования студентами при разработке
дизайн-проекта интерьера 19
2.2 Средства обучения стилевому единству при разработке дизайн-проекта
интерьера 24
Выводы по второй главе 26
ГЛАВА 3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТИЛЕВОГО ЕДИНСТВА СТУДЕНТАМИПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ИНТЕРЬЕРА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ 27
3.1 Разработка эскизов с использованием стилевого единства при
проектировании интерьера. 27
3.2 Технологическая последовательность разработки и использования стилевого
единства при проектировании интерьера 33
Выводы по третьей главе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ
Суть возникшей в настоящее время проблемы заключается в том, что предметная среда, формируясь в момент оформления, со временем видоизменяется, часто стихийно, утрачивая стилевое единство эстетического восприятия. Предметное окружение со временем перестает удовлетворять современным требованиям и возложенному на него функциональному назначению. Решение обозначенной проблемы возможно только через комплексный, системный поход к дизайну сложившейся пространственной среды.
Актуальность данной работы заключается в необходимости выявления тенденций и закономерностей организации современного общественного интерьера для музейного комплекса, а также изучение методов, указывающих целесообразные пути решения дизайнерских задач в области эстетики в сложившемся пространстве.
Исходя из актуальности проблемы, мы и выбрали следующую тему выпускной квалификационной работы «Разработка стилевого единства студентами при проектировании интерьера общественных зданий».
Объект исследования: процесс освоения стилевого единства дизайн- проекта интерьера общественных зданий (музейного комплекса).
Предмет исследования: является условия использование стиля, формирование стилевого единства в современном интерьере и практика создания объекта проектирования.
Цель исследования: техника формирования средств развития
практических навыков и умений в процессе освоения стилевого единства при проектировании интерьера общественных зданий (музейного комплекса).
Задачи:
1. Определить методические аспекты стилевого единства дизайн- проекта музейного интерьера.
2. Раскрыть роль стилизации в проектировании музейного интерьера.
3. Разработать эскизы и дизайн-проект интерьера музейного комплекса политехнического колледжа г. Заинска.
Методы исследования: изучение и анализ литературы по теме исследования; наблюдение, проектирование.
Теоретические основы исследования составляют современные исследования методики и практики в обучении студентов-дизайнеров (Г.М. Гусейнов, А.И. Михайловская, В.Л. Глазычев, В.Ю. Медведев).
Практическая значимость работы: позволит повысить интерес молодежи к выбору именно стилевого единства в процессе выбора при оформлении интерьера в общественных зданиях или в жилище человека.
Российская система профессионального образования переживает в настоящее время глубокие структурные и содержательные изменения. Они затрагивают все направления подготовки студентов в высшей школе, в том числе и художественно-дизайнерское образование. В силу специфики профессиональной подготовки современных специалистов в области дизайна основой процесса обучения является художественно - проектная деятельность. Одним из основных видов такой деятельности является учебное дизайн-проектирование. Правильно организованная проектная работа оказывает положительное обучающее воздействие на студентов, способствует самостоятельному получению знаний и опыта, развивая у них независимость, инициативность и творческую активность.
Основная композиционная мысль стилевого единства данного интерьера заключается в создании открытой и всеобъемлющей атмосферы - пространства, которое будет соответствовать потребностям самых различных студенческих групп. По задумке этот дизайн-проект - интерпретация гибкости и открытости образовательного пространства, где среда отражает все многообразие видов деятельности учащихся и дисциплин, перетекающих друг в друга, а дизайн способствует единству, совместному творчеству, то есть тем способам обучения и воспитания, которые помогают студентам думать, учиться и творить. Атриумное пространство создает подобие «крытой улицы», эта ассоциация поддерживается включением в интерьер рекреационной зоны растительных элементов. Подобный прием способствует единству, взаимопроникновению интерьера и природы, снятию напряженности и усталости студентов. Цветовое решение дизайн-проекта интерьера музейной рекреации представляет контрастное сочетание - созданию жизнерадостной атмосферы.
Таким образом, мы считаем, что разработанная поэтапная методика обучения студентов дизайн-проектированию интерьера музейной зоны образовательного учреждения способствует тому, что такое проектирование становится успешной деятельностью в плане предпроектной работы, разработки дизайн-концепции колледжа и реализации стилевого единства в проекте. Такой проект музея в колледже становится не просто местом учебы, но и досуговым центром, где каждый студент может найти себе занятие в воспитании патриотизма.
Создание комфортного и продуманного дизайна общественного интерьера требует высокой квалификации работающих над проектом людей, поскольку в интерьере общественного здания учитывается все: безопасность, инженерные сети, функциональное назначение и максимальная загрузка будущего помещения, освещение, зоны отдыха и наиболее подходящие материалы, эстетическую привлекательность, то есть создание уникального, оригинального интерьера общественного здания.
В образовательных учреждениях должна создаваться среда, обеспечивающая условия для эффективной учебной и воспитательной деятельности, реализации потребности в общественной активности, творчестве, культурном совершенствовании. Это предъявляет высокие требования и к сфере обеспечения вне учебной деятельности обучающихся, удовлетворению потребности в организованном досуге, наполненном интеллектуальными занятиями, творчеством, общением, занятиями спортом. Решение этой проблемы заключается в грамотной организации интерьера зон рекреации образовательных учреждений.
1. Алексеева, И.Ф. Стили интерьера / И.Ф. Алексеева. - М.: Ниола 21-й век, 2004. - 140 с.
2. Английский классицизм [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.antikru.ru/history/classicism2 .shtm.
3. Ахроматические и хроматические цвета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://magicofcolour.ru/axromaticheskie-i-xromatichesk-cvet.
4. Бархин, Б.Г. Методика архитектурного проектирования / Б.Г. Бархин. - М.: Стройиздат, 1982. - 224с.
5. Богин, Г.И. Субстанциальная сторона понимания текста / Г.И. Богин. - Тверь.: ТГУ, 1993. - 137 с.
6. Быстрова, Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна / Т.Ю. Быстрова. - Екатеринбург.: УргУ, 2001. - 286 с.
7. Бычков, В.В. Эстетика. Новая философская энциклопедия. Т. 4 / В.В. Бычков, О.В. Бычков. - М.: Кнорус, 2001. - 467 с.
8. Все про искусство [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.art-pedia. ru/khepluait_dzhordzh-4717. html.
9. Варламов Р.Г. Элементы художественного конструирования и
технической эстетики / Р.Г. Варламов, О.Д. Струков. - М.: Советское радио, 1980. - 54с.
10. Володин, В.А. Современная энциклопедия. Мода и стиль / В.А. Володин. - М.: Аванта+, 2002. - 480 с.
11. Воронов, Н. В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна.в 2 т. / Н. В. Воронов. - М.: Союз дизайнеров России, 2001. - Т. 1. - 424 с.
12. Глазычев, В.Л. О дизайне / В.Л. Глазычев. - М.: Искусство, 1970. - 108 с.
13. Гельфонд, А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: Учебное пособие / А.Л. Гельфонд.- М.: Архитектура - С, 2007. - 280 с.
14. Гропиус, В. Границы дизайна / В. Гропиус, Э.И Добельман. - СПб.: Творчество, 2001. - 205 с.
15. Гусейнов, Г.М. Пропедевтика в дизайне: учеб. пособие / Г.М. Гусейнов. - М.: ГГХПИ, 2015. - 96 с.
16. Ивянская И.С. Мир жилища. Архитектура. Дизайн. Строительство / И.С. Ивянская. - М.: Дограф, 2000. - 301 с.
17. Каган, М. С. Морфология / М. С. Каган. - Л.: Искусство, 1972. - 440 с.
18. Кузнецова, Т.Б. Развитие образного мышления студентов на занятиях по проектированию / Т.Б. Кузнецова. - М.: Высшая школа, 1996. - 115 с.
19. Лаврентьев, А. Н. История дизайна /А.Н. Лаврентьев. - М.:
Архитектура, 2006. - 303 с.
20. Ларченко, Р. Интерьер: дизайн и моделирование / Р. Ларченко.- СПб.: Питер, 2001. - 480 с.
21. Михайлов, С.М. Основы дизайна / С.М. Михайлов, А.С. Михайлова. - Казань: Дизайн квартал, 2008. - 288 с.
22. Михайловская, А.И. Музейная экспозиция: Организация и техника / А.И. Михайловская. - М.: Советская Россия, 1964. - 520 с.
23. Медведев, В.Ю. Стиль и мода в дизайне / В.Ю. Медведев. - СПб.: СПГУТ, 2002. - 402 с.
24. Мясников, А. Словарь литературных терминов / А. Мясников. - М.: Александр Принт, 1986. - 267 с.
25. Никуленкова, Т.Т. Проектирование предприятий общественного питания / Т.Т. Никуленкова, Г. М. Ястина. - М.: Колос С, 2007. - 247с.
26. Пономарева, Е.С. Цвет и интерьер / Е.С. Пономарева. - Минск: Вышэйшая школа, 1984. - 167 с.
27. Покажи свой дом, и я скажу кто ты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://livingspace.com.ua/.
28. Розенблюм, Е.А. Музей и художник / Е.А. Розенблюм // Декоративное искусство СССР. - 1967. - № 11. - С. 5-10.
29. Соколов, А.Н. Теория стиля / А.Н. Соколов. - М.: Искусство, 1968. - 221 с.
30. Справочник по архитектуре и проектированию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://arx.novosibdom.ru/node/566.
31. Стили интерьера от классики до авангарда. Планировка и оформление. Советы профессионалов. - М.: Ниола 21 век, 2005. - 96 с.
32. Стили интерьеров: описание и фото [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //home-ideas.ru/2015/04/stili-intererov-opisanie-i-foto.
33. Стили интерьера [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //bienes.ru/artdes/style.
34. Топ-15 интерьерных ляпов: недопустимые ошибки в дизайне интерьера [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.domechti.ru/oshibki-v- dizajne-interera/21548.
35. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. - Электрон., текстовые. граф., Зв.дан. и прикл. прогр. (546 Мб). - М.: Большая Рос. энцикл., 1996. - 1 электрон. Опт.диск (CD-ROM).
36. Цветоведение. Цветовой круг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.liketka.com/krasota/item/tsvetovedenie-tsvetovoj -krug.
37. Цветков, В. Я. Компьютерная графика [Электронный ресурс]: для студентов заоч. формы обучения / В. Я. Цветков. - Электрон.дан. и прог. - М.: Интерсофт, 1999. - 1 электрон.опт. диск (CD-ROM).
38. Шмит, Ф.И. Музейное дело: вопросы экспозиции / Ф.И. Шмит. - Л.: Академия, 1929. - 245 с.
39. Эклектика как стиль в интерьере [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://decorstars.ru/stili/klassicheskie/eklektika-kak- interere.html.
40. Энциклопедия кругосвет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. krugosvet. ru/enc/nauka_i_tehnika/tehnologiya_i_promysh=0,2.