Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ТОЧЕЧНОЙ РОСПИСИ)

Работа №83567

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дизайн

Объем работы52
Год сдачи2016
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
92
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1 Психолого-педагогические основы формирования
художественно-творческих навыков учащихся младшего
школьного возраста в изобразительной деятельности 7
1.2 Особенности формирования художественно-творческих навыков
учащихся младшего школьного возраста в изобразительной деятельности в системе дополнительного образования 16
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО- ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА
ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «ТОЧЕЧНАЯ РОСПИСЬ» 24
2.1 Методическое обеспечение экспериментального исследования формирования художественно-творческих навыков учащихся младшего школьного возраста на занятиях кружка «Точечная
роспись» 24
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 32
Выводы по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


К учащимся школы в последние годы в условиях перехода на новые государственные образовательные стандарты резко возрастают требования. Каким бы они ни были, суть сводится к следующему: каждый ученик должен обладать конкретным набором компетенций,
мобильностью, готовностью принимать решения и изыскивать возможности для их реализации, у каждого выпускника школы должен быть сформирован творческий подход к учебе. Именно поэтому возникает крайняя необходимость в формировании у учащихся потребности в творческом труде и в реализации своих потенциальных возможностей, формирования готовности к самостоятельной творческой деятельности. Одним словом, одной из приоритетных задач современной школы необходимо считать формирование творчески, свободно и смело мыслящего человека, обладающего широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями и высокой культурой.
Актуальность темы «Формирование художественно-творческих навыков учащихся младшего школьного возраста средствами различных техник рисования (на примере точечной росписи)» обусловлена тем, что школьнику на занятиях изобразительной деятельности по освоению различных нетрадиционных техник рисования, к которым относится и техника point-to-point, предоставляется возможность стать субъектом
творчества собственной жизни на основе развития познавательного интереса и индивидуального подхода педагога к каждому учащемуся.
Младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. Поэтому, как отмечают Е.А. Флерина, Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева и ряд других исследователей, развитие детского творчества - одна из главных задач воспитания учащихся младшего школьного возрастов. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности, так как освоение изобразительной деятельностью ребенком означает овладение им основными ее структурными компонентами: мотивами, целеполаганием, действиями и основными операциями мышления и воображения.
Развитие творчества у детей - одна из важнейших задач педагогов. Для развития творчества необходимо получать разнообразные впечатления об окружающей жизни, природе, познакомиться с произведениями искусства, приобрести определённые знания о предметах явлениях, овладеть навыками, умениями, освоить способы изобразительной деятельности. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.
Проблемами методики обучения изобразительной деятельности нетрадиционными техниками занимались Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Н.П.Саккулина, Е.А.Флёрина и др.
Исходя из актуальности рассматриваемой проблемы, мы и выбрали тему выпускной квалификационной работы «Формирование
художественно-творческих навыков учащихся младшего школьного возраста средствами различных техник рисования (на примере точечной росписи)».
Общая проблема исследования обусловлена необходимостью совершенствовать процесс формирования художественно-творческих
навыков учащихся младшего школьного возраста средствами точечной росписи на основе использования дидактических возможностей
образовательного процесса в условиях системы дополнительного образования.
Объект исследования - процесс формирования художественно-творческих навыков учащихся младшего школьного возраста средствами точечной росписи.
Предмет исследования - дидактические возможности системы дополнительного образования по формированию художественно-творческих навыков учащихся младшего школьного возраста средствами точечной росписи.
Характер научно-педагогической проблемы, степень разработанности различных ее аспектов во многом предопределили цель и задачи настоящего исследования.
Цель исследования - исследовать и обосновать дидактические возможности системы дополнительного образования по формированию художественно-творческих способностей учащихся младшего школьного возраста средствами точечной росписи.
Гипотеза исследования содержит следующее предположение: процесс формирования художественно-творческих навыков учащихся младшего школьного возраста средствами точечной росписи приобретет качественно новое содержание за счет внедрения разработанных и концептуально обоснованных программ кружковой деятельности.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Исследовать возможности точечной росписи в формировании
художественно-творческих навыков учащихся младшего
школьного возраста.
3. Выявить педагогические основы системы дополнительного образования в формировании художественно-творческих навыков учащихся младшего школьного возраста средствами точечной росписи.
4. Разработать программу кружка «Точечная роспись» в системе дополнительного образования.
Методы исследования:
• теоретические - анализ научной литературы по психолого-педагогическим, методическим и специальным аспектам, касающимся области исследования;
• эмпирические - наблюдение за деятельностью руководителя кружка и кружковцами, беседа, опрос.
Теоретические основы исследования составляют:
• теории развития творчества и творческих способностей (Г.Ю.
Айзенк, А.М. Матюшкин, Д.Б. Богоявленская, Л.С.
Выготский, В.Н. Дружинин, Н.С. Лейтес);
• современные исследования методики и практики преподавания различных видов искусства (B.C. Кузин, Н.М. Сокольникова, Р.А. Гильман, И. Полякова, Б.М. Неменский, Н.И. Пьянкова и др.).
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная нами программа кружка «Точечная роспись» может быть использована педагогами системы дополнительного образования, активно занимающимися вопросами формирования художественно-творческих навыков учащихся на занятиях изобразительного искусства.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения и списка использованных источников.
Работа выполнена на кафедре теории и методики профессионального образования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Результаты проведенного исследования формирования
художественно-творческих навыков учащихся младшего школьного возраста средствами различных техник рисования на примере точечной росписи свидетельствуют о достижении поставленной в исследовании цели и позволяют сделать следующие основные выводы.
1. В теоретическом анализе изучаемой проблемы:
1) рассмотрена сущность творчества и художественно-творческих навыков;
2) исследованы возможности техники точечная роспись в
формировании художественно-творческих навыков учащихся младшего школьного
3) выявлены педагогические основы системы дополнительного образования в формировании художественно-творческих навыков учащихся младшего школьного возраста средствами точечной росписи.
2. Практическая часть исследования представлена разработанной программой кружка «Точечная роспись».
3. Целостно оценивая данные, полученные в ходе исследования, мы полагаем, что они пополняют и систематизируют наши представления о методах формирования художественно-творческих навыков учащихся младшего школьного возраста учащихся средствами техники точечная роспись, о больших возможностях кружковой деятельности в данном процессе. Эти данные и их обобщение могут быть использованы участниками образовательного процесса в процессе занятия творчеством.



1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
2. Боголюбов, Н.С. Принципы индивидуального подхода к развитию
художественно-творческих способностей средствами
изобразительного искусства на разных возрастных этапах / Н.С. Боголюбов. - Краснодар, 1992. - 219 с.
3. Богоявленская, Д.Б. Исследования творчества и одаренности / Д.Б. Богоявленская. - М.: Мол. Гвардия, 1997. - 434 с.
4. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. - 319 с.
5. Большой энциклопедический словарь. - М.: Советская
энциклопедия, 1985. - 1598 с.
6. Визер, В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве / В. Визер. - СПб.: Питер, 2006. - 192 с.
7. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М.:
Лабиринт, 1998. - 293 с.
8. Гладилина, И. Развитие творческих способностей в учебно-воспитательной деятельности / И. Гладилина // Воспитание школьников. - 2008. - № 9. - С. 32 - 38.
9. Декоративные мотивы и орнаменты всех времен и стилей. - М.: АСТ Астрель, 2010. - 206 с.: ил.
10. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин.
- СПб.: Питер Ком, 1999. - 207 с.
11. Ермолаева - Томина, Л.Б. Психология художественного творчества: учеб. пос. для вузов / Л.Б. Ермолаева - Томина. - М.: Академический проект, 2003. - 318 с.
12. Заенчик, В.М. Основы творческо-конструкторской деятельности. Методы и организация / В.М. Заенчик, А.А. Карачев. В.Е. Шмелев. - М.: Академия, 2004. - 374 с.
13. Злотин, Б.Л. К творческой педагогике / Б.Л. Злотин, А.В. Зусман // ТРИЗ. - 1991. - №4. -С. 9 - 17.
14. Игнатьев, С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей / С.Е. Игнатьев. - М.: Просвещение, 2007. - 327 с.
15. Коротеева, Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты / Е.И. Коротеева. - М.: Просвещение, 2008. - 276 с.
16. Кузин, В. С. Изобразительное искусство в начальной школе: учебник для общеобразовательных учебных заведений / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. - М.: Дрофа, 2012. - 294 с.
17. Лейтес, Н.С. Психология одаренности детей и подростков / Н.С.Лейтес. - М.: Академия, 2000. - 364 с.
18. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н.С. Лейтес. - Воронеж: МОДЭК, 1997. - 207 с.
19. Личностные достижения учащихся как результат деятельности учителя ИЗО /под ред. Морозкиной И. Л. - Оренбург: ООИПКРО,
2003. - 143 с.
20. Малахова, И. А. Способность к творчеству. Одаренность. Талант. / И.А. Малахова. - Минск: Беларуская навука, 2002.- 263 с.
21. Материалы курса «Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»: учебно-методич. пособие / Б.М. Неменский, И.Б. Полякова, Т.Б. Сапожникова. - М.: Педуниверситет, Первое сентября, 2007. - 126 с.
22. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1989. - №6. - С. 29 - 33.
23. Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности / А.А. Мелик-Пашаев. - М.: Просвещение, 2001. - 183 с.
24. Николаева, Е.И. Психология детского творчества / Е.И. Николаева.
- СПб.: Речь, 2006. - 374 с.
25. Неменский, Б.М. Познание искусством / Б.М. Неменский. - М.: УРАО, 2000. - 259 с.
26. Неменский, Б.М. Приглашение к диалогу / Б.М. Неменский. - М.: МИОО, 2003. - 118 с.
27.Образовательный стандарт основного общего образования по искусству. Изобразительное искусство - Режим доступа: http: //www.edu.ru/db/portal/obschee/
28. Образовательная область «Искусство»: инструктивно-методическое обеспечение содержание образования. - М.: Школьная книга, 2000. - 98 с.
29. Особенности точечной росписи. - Режим доступа: http://www.fb/ru>article/58544/prostaya-tochechnaya-rospis
30. Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. - М.: Наука, 1976. - 256 с.
31. Полякова, И. Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» / И. Полякова. - М.: Искусство-М, 2013. - 112 с.
32. Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1 - 9 кл. под рук. Неменского Б. М. - М.: Просвещение, 2007. - 112 с.
33. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1
- 9 классы». - М.: Просвещение, 2006. - 108 с.
34. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа /Сост. В.С.Кузин, В.И.Сиротин. - М.: Дрофа, 1999. - 244 с.
35. Пьянкова, Н.И. Изобразительное искусство в современной школе / Н.И. Пьянкова. - М.: Просвещение, 2006. - 294 с.
36. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.- граф. фак. пед. ин-тов. / Н.Н. Ростовцев. - М.: АГАР, 1998. - 252 с.
37. Савенков, А.И. Психология творчества и современное образование/ А.И. Савенков // Одаренный ребенок. - 2007. - №3. - С. 6 - 33.
38. Савенков, А.И. Проблема творческой одаренности в исследованиях А.М. Матюшкина / А.И. Савенков // Одаренный ребенок. - 2007. - №6. - С. 17 - 19.
39. Сердюкова, Н.С. Реализация ФГОС второго поколения в системе урочной и внеурочной деятельности по изобразительному искусству / Н. С. Сердюкова, С. И. Линник- Ботова. - Белгород, 2012. - 131 с.
40. Сокольникова, Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.М. Сокольникова. - М.: Академия, 2012. - 368 с.
41. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Сборник нормативных документов. - М.: Дрофа,
2004.
42. Формирование у учащихся художественно-творческих навыков средствами различных техник рисования - Режим доступа: ЫрА^^^п5рог[а1/щ>Во£пит работа>
43. Шумилин, А.Г. Проблемы теории творчества / А.Г. Шумилин. - М.: высшая школа, 1989. - 473 с.
44. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е.Л. Яковлева. - М.: Флинта, 1997. - 265 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ