Введение
1. Конкуренция, понятие и методы анализа конкурентоспособности компании.
1.1. Понятие и виды конкуренции.
1.2. Методы анализа конкурентоспособности компании.
1.3. Конкурентоспособность туристических фирм.
2. Анализ и оценка конкурентной среды рынка туруслуг города Альметьевск и конкурентоспособности ООО «Yexal-yess.ru»
2.1. Краткая характеристика турфирмы ООО «Yexal-yess.ru» и основные показатели её деятельности.
2.2. Экспертный анализ конкурентной среды рынка туруслуг г. Альметьевск.
2.3. Анализ сильных и слабых сторон компании.
3. Пути повышения конкурентоспособности компании.
3.1. Мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «Yexal-yess.ru».
3.2. Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы и источников
Для предпринимательской деятельности в сфере туризма в большинстве случаев характерна высокая степень конкуренции. Конкуренция - один из признаков туристского рынка. Степень развития рынка, сложность работы на нем во многом определяются особенностями конкурентной среды туристской фирмы. Являясь наиболее чувствительным индикатором активности организации, она определяет многие маркетинговые характеристики: объем и условия продаж, цены, методы рекламы, стимулирования сбыта и т.д.
Для туризма характерна достаточно острая конкуренция. Каждый товар или услуга имеет свою конкурентную среду, особенности которой влияют на сложность работы на конкретном рынке. Турфирма подвержена влиянию факторов, с которыми сталкивается любая компания, работающая на конку-рентном рынке. Однако на туристском рынке степень остроты конкуренции усиливается тем, что спрос на туристские услуги носит сезонный характер. Поведение фирмы обусловлено конкуренцией и рыночными условиями. Она вынуждена реагировать не только на изменение структуры отрасли, но и выбирать свою позицию в этой структуре. Конкурентная стратегия каждой фирмы разрабатывается в соответствии со структурой спроса, своим положением в отрасли и на конкретном рынке. Даже небольшие предприятия нуждаются в собственной стратегии, от которой зависит успех их дела. Хорошо разработанная стратегия позволяет фирме активнее влиять на происходящие на рынке события.
Необходимо отметить, что классический маркетинг не настаивает на углубленном исследовании конкурентов, предлагается их простое ранжирование по широте ассортимента, внешним преимуществам, характеристикам качества, ценам и системам продвижения продукции. Также используются мнения потребителей относительно продукции конкурентов, что тоже влияет на ранг конкурента. На мой взгляд, для российских предприятий подобное поверхностное исследование неприемлемо. Дело в том, что ситуация
6 на большинстве отечественных рынках чрезвычайно нестабильна и тот, кто вчера был «никем», завтра может выбиться в лидеры и наоборот. Это связано со множеством особенностей и макрофакторов. Эту ситуацию можно охарактеризовать как «непредсказуемость собственного положения и положения соседей на рынке». Можно сделать вывод о том, что необходимость постоянного мониторинга отрасли очевидна, но вариантов использования финансовых средств и времени много. Таким образом, грамотно используя знания маркетологов, возможно получить массу преимуществ для достижения лидерства в отрасли или просто-напросто выживания в ней.
Чтобы обеспечить выживание турфирмы в конкурентной борьбе, она должна производить услугу, которая стабильно будет находить покупателей. На сегодняшний день, эта задача усугубляется мировым финансовым кризисом. Кризис не мог не затронуть такую отрасль, как туризм, более того, турбизнес стал одной из первых отраслей, ощутивших кризисные тенденции. Очень ощутимый удар на турфирмы нанесло подорожание авиатоплива, и как следствие этого подскочившие цены на авиабилеты. Несмотря на это, многие эксперты считают, что пока кризис не отразился на доходах населения так явно, люди от путешествий не откажутся, но, возможно, уже не будут так расточительны, как раньше. Большого сокращения сотрудников среди крупных турфирм пока не наблюдается. Судьба маленьких же фирм находится, к сожалению, под угрозой. Многие турагентства признают, что спрос упал минимум на 15%. Это означает, что конкурентная борьба на рынке туруслуг заметно усилится. Спрос заметно упал, доходы турфирм значительно снизились, поэтому любой турист будет особенно ценен для каждого турагентства. В этой ситуации необходимо провести маркетинговые исследования и разработать программу действий для повышения конкурентоспособности компании, создания её конкурентных преимуществ.
Сегодня конкуренция среди представителей малого и среднего бизнеса зачастую напоминает бой вслепую. Дефицит достоверной рыночной информации делает оценку конкурентных позиций крайне затруднительной. В
7 самом деле, категория «доля рынка» предполагает, как минимум, знание общего объема по заданному виду продукта. Для современной экономики с огромным теневым сектором получение такой информации из доступных официальных источников невозможно, а проведение собственными силами полевых исследований потребует непомерных затрат. Данные о долях рынка ближайших конкурентов чрезвычайно труднодоступны. Для того чтобы своевременно отслеживать изменение ситуации, необходима простая и эффективная система мониторинга конкурентоспособности всех участников рынка. Для определения конкурентоспособности любого предприятия необходима точная информация. А когда получение необходимых данных о системе напрямую не представляется возможным прибегают к оценке следствий деятельности данной системы. Использованная методика оценки
конкурентоспособности фирмы, основана на анализе причин и следствий конкурентной позиции фирмы. Причина определенного уровня конкурентоспособности - ресурсный потенциал фирмы и действия его руководства, направленные на извлечение выгод из его использования (стратегические факторы успеха) Следствие - оценка фирмы ее потенциальными клиентами (соответствие требованиям внешней среды). Все вышеперечисленное и объясняет актуальность данной темы.
Целью данного дипломного проекта является разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности турагентства. Объектом исследования является турагентство «Yexal-yess.ru», предметом исследования являются конкурентные позиции и конкурентоспособность фирмы на рынке туруслуг. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач, а именно:
1. изучить теоретические основы конкуренции и конкурентоспособности организации;
2. изучить оргструктуру турагентства и основные показатели его деятельности;
3. проанализировать конкурентную среду, в которой ООО «Yexal-yess.ru» осуществляет свою деятельность;
4. провести факторный анализ конкурентоспособности турагентства;
5. выявить сильные и слабые стороны турагентства методом SWOT-анализа;
6. провести экспертный опрос для оценки динамики и тенденции развития конкурентной среды ООО «Yexal-yess.ru»;
7. определить пути повышения конкурентоспособности турагентства.
Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В ходе написания дипломного проекта большую помощь оказали труды таких авторитетных авторов, как В.А. Квартальнов, Ю.В. Темный, Л.Р. Темная, Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж., И.И. Ополченов, И.В. Головин, А.П. Дурович, И.А. Ревинский, Л.С. Романова и др.
Конкурентная стратегия каждой фирмы разрабатывается в соответствии со структурой спроса, своим положением в отрасли и на конкретном рынке. Даже небольшие предприятия нуждаются в собственной стратегии, от которой зависит успех их дела. Хорошо разработанная стратегия позволяет фирме активнее влиять на происходящие на рынке события.
Чтобы обеспечить выживание турфирмы в конкурентной борьбе, она должна производить услугу, которая стабильно будет находить покупателей. В этой ситуации необходимо провести маркетинговые исследования и разработать программу действий для повышения конкурентоспособноти компании, создания её конкурентных преимуществ.
Сегодня конкуренция среди представителей малого и среднего бизнеса зачастую напоминает бой вслепую. Данные о долях рынка ближайших конкурентов чрезвычайно труднодоступны и поэтому, использованная в данном дипломном проекте методика оценки конкурентоспособности фирмы, основанная на анализе причин и следствий конкурентной позиции фирмы чрезвычайно актуальна сегодня. Причина определенного уровня конкурентоспособности - ресурсный потенциал фирмы и действия его
руководства, направленные на извлечение выгод из его использования (стратегические факторы успеха). Следствие - оценка фирмы ее
потенциальными клиентами (соответствие требованиям внешней среды). Проведенное исследование представляет собой разработку методики получения информации о различных маркетинговых объектах, необходимых для решения важнейших задач:
- определение конкурентоспособности этих объектов;
- выявление их позиций в конкурентной борьбе;
- прогнозирование их дальнейших действий.
К плюсам данной методики можно отнести оперативность, невысокую стоимость проведения исследования и возможность адаптировать ее для
78 решения конкретных задач.
Цель данного дипломного проекта - разработка программы действий по повышению конкурентоспособности турагентства на основе исследования конкурентных позиций соперничающих фирм на туристском рынке города Альметьевск - достигнута. Объектом исследования является турагентство «Yexal-yess.ru», предметом исследования являются конкурентные позиции и конкурентоспособность фирмы на рынке туруслуг. Для достижения поставленной цели в ходе написания дипломного проекта выполнены ряд задач, а именно: изучены теоретические основы конкуренции и
конкурентоспособности организации; изучена оргструктура турагентства и основные показатели его деятельности; проанализирована конкурентная среда, в которой ООО «Yexal-yess.ru» осуществляет свою деятельность; проведен факторный анализ конкурентоспособности турагентства; выявлены сильные и слабые стороны турагентства методом SWOT-анализа; проведён экспертный опрос для оценки динамики и тенденции развития конкурентной среды ООО «Yexal-yess.ru»; определены пути повышения конкурентоспособности турагентства.
В ходе проведенного исследования были проанализированы конкурентные позиции соперничающих фирм на рынке туристских услуг города Альметьевск, определено место ООО «Yexal-yess.ru» на карте конкуренции и выбрана программа действий по повышению конкурентоспособности для данной организации, которая должна, учитывая свои проблемы
конкурентоспособности, развиваться, увеличивая собственные конкурентные позиции по выявленным слабым факторами: «набор предоставляемых услуг», «профессионализм работников», «продвижение, реклама», «известность фирмы» и «стоимость услуг».
Расчет экономической эффективности программы мероприятий проводился по основным экономическим показателям деятельности предприятия относительно стоимости мероприятий, способствующих росту конкурентоспособности турагентства «Yexal-yess.ru». Рассчитанные
79 экономические показатели отвечают требованиям, выполнение которых необходимо для того, чтобы отнести проект к экономически эффективным. На основании расчета показателей эффективности предлагаемую программу мероприятий можно принять к реализации.
1. Актуальные проблемы менеджмента и маркетинга: межвуз. студ. науч.- практ. конференция (апрель 2006; ВКФ РМАТ, г. Наб. Челны)/ под ред. д.э.н. проф. Ю.В. Тёмного. - Наб. Челны: Изд-во Кам. гос. инж.-экон. акад., 2006. - 257 с.
2. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 464 с.
3. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2001. - 640 с.
4. Багиев Г.Л. Международный маркетинг - СПб: Питер, 2001. - 512 с.
5. Барышев А.Ф. Маркетинг в туризме и гостеприимстве: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 160 с.: ил.
6. Ворошилова Т.В. Туристский маркетинг: Учеб. пособие. Вып. 1. - М.: «Ноосфера», 2006. - 104 с.
7. Восколович Н.А. Маркетинг туристских услуг: учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 207 с.
8. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Финпресс», 2003. - 688с.
9. Горемыкин В. А. Планирование на предприятии: учебник. - изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. - 458 с.
10. Демненко Е. В. Маркетинг услуг: Учеб. пособ. - Мн.: БГЭУ, 2002. - 294 с.
11. Дурович А.П. Маркетинг в туризме: Учеб.пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Новое знание, 2001. - 496с.
12. Дурович А.П. Маркетинговые исследования в туризме: Учеб. пособие, - СПб.: Питер, 2008. - 384 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»).
13. Енджейчик И. Современный туристский бизнес. Экостратегии в управлении фирмой: пер. с польского. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 338 с.
14. Е.П. Жарковская, Б.Е. Бродский. Антикризисное управление: учебник. - 4¬е изд., испр.- М.: Омега-Л, 2007. - 356 с.
15. Исмаев Д.К. Маркетинг иностранного туризма в Российской Федерации. Теория и практика деятельности туристских фирм: Учеб. пособие для вузов. - М.: Мастерство, 2002. - 192 с.
16. Ильина Е.Н. Туризм - путешествия. Создание туристской фирмы. Агентский бизнес: Учебник для туристских колледжей вузов. - М., 1998. - 225 с.
17. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебник - 3-е изд., испр. - Мн.: Новое знание, 2002. - 658 с.
18. Квартальнов В.А., Зорин И.В. Менеджмент туризма: Экономика туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 320с.
19. Квартальнов В.А., Романов А.А. Международный туризм: политика развития: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 1998. - 294 с.
20. Квартальнов В.А. Теория и практика туризма. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 388 с.
21. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов/ Пер. с англ. Под ред. Р.Б. Ноздревой. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 787 с.
22. Котлер Ф. и др. Маркетинг мест: Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. - СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2005. - 376 с.
23.Ополченов И.И. Маркетинг в туризме: Обеспечение рыночной позиции: Учеб. пособие. - М.: Советский спорт, 2003. - 192 с.
24. Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Маркетинг в туризме. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 160 с.
25. Перуовский Н. И. Международный маркетинг: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2001. - 440 с.
26. Ревинский И.А., Романова Л.С. Поведение фирмы на рынке услуг. Туризм
и путешествие: Учебное пособие. - Новосибирск: Сибирский университет издательство, 2001. - 304с.
27. Сарафанова Е.В., Яцук А.В, Маркетинг в туризме: Учебное пособие. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2007. - 240 с.: ил. - (Серия «ПРОФИль»).
28. Темный Ю.В., Темная Л. Р., Экономика туризма: Учебник. - М.: Советский спорт, 2003. - 416с.
29. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка - М.: Финансы и статистика, 2000. - 448 с.
30. Баумгартен Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции// Маркетинг в России и за рубежом №4(48), 2005.
31. Баумгартен Л.В. Анализ туристической отрасли по модели конкуренции М.Портера// Менеджмент в России и за рубежом, №5, 2007.
32. Головин И.В. Карта конкуренции// Практический маркетинг, №85, 2004.
33. Юрик Р.А. Анализ современного состояния российского рынка туристских услуг// Маркетинг в России и за рубежом №2(46), 2005.
34. www.tury.ru
35. www.tourindex.ru
36. www.foros.ru