Геноцид - как тяжкое преступление по международному праву
|
Введение 3
Глава I. Общая правовая и историческая характеристика преступления геноцид 6
1.1 История явления геноцида в международных отношениях 6
1.2 Проблемы определения понятия и классификации геноцида 17
Глава II. Юридическая квалификация геноцида: нормативные элементы 35
2.1. Объективная характеристика преступления 35
2.2. Субъективная сторона геноцида 48
Глава III. Проблемы международно-правовой ответственности государства за геноцид 67
Заключение 88
Список литературы
Глава I. Общая правовая и историческая характеристика преступления геноцид 6
1.1 История явления геноцида в международных отношениях 6
1.2 Проблемы определения понятия и классификации геноцида 17
Глава II. Юридическая квалификация геноцида: нормативные элементы 35
2.1. Объективная характеристика преступления 35
2.2. Субъективная сторона геноцида 48
Глава III. Проблемы международно-правовой ответственности государства за геноцид 67
Заключение 88
Список литературы
Геноцид относится к категории грубых массовых нарушений прав человека, является преступлением против человечества. Геноцид не просто нарушает комплекс прав человека, а посягает на сферу безопасности человечества в целом: на жизнь (витальная безопасность), физическое здоровье (физическая безопасность), психическое здоровье (психическая безопасность), генетику человека (генетическая наследственная безопасность), репродуктивную способность (репродуктивная безопасность, обеспечивающая способность зачатия и плодоношения), интеллект (интеллектуальная безопасность, обеспечивающая способность и возможность овладения человеком имеющимися знаниями), духовность (духовная безопасность).
Проблематика, связанная с совершением преступления геноцида, является сегодня актуальной в связи с тем, что с 1 июля 2002 года функционирует Международный Уголовный Суд, созданный для судебного преследования геноцида, военных преступлений и преступлений против человечности, и пришедший на смену судам ad hoc. Наконец заработал механизм, предусмотренный статьей VI Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 года. Уже сейчас в суд поступают жалобы, которые будут выявлять проблемы квалификации преступления геноцида и наказания за него. Но есть ряд проблем, которые очевидны уже сегодня, в связи с уже имеющимися историческими прецедентами. И эти проблемы можно решать уже сейчас.
Целью данной работы является выявление и исследование проблем квалификации геноцида и возложения ответственности за него на международно-правовом уровне. Указанная цель обусловила постановку следующих задач:
- изучить историю явления геноцида в международных отношениях;
- проследить эволюцию и современное состояние источников международного права, являющихся основой для формулирования определения геноцида в международном и в национальном уголовном праве;
- выработать понятие преступления геноцида, от которого непосредственно зависит определение объема и содержания элементов состава преступления
- определить место геноцида в системе преступлений против мира и безопасности человечества;
- проанализировать национальное уголовное законодательство России, а также ряда стран Европы и СНГ, с целью выявления его соответствия положениям международной конвенции.
- рассмотреть проблему ответственности государств за геноцид;
Научная новизна работы заключается в том, что на уровне дипломной квалификационной работы осуществлено комплексное исследование преступления геноцида в аспекте существующих проблем определения состава и возложения ответственности за его совершение.
При написании данной работы были применены как общие, так и частнонаучные методы исследования: этимологический, исторический, анализа и синтеза; системный, сравнительно-правовой.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в ней положения и выводы могут быть использованы в процессе совершенствования уголовного законодательства Российской Федерации в целях достижения их большего соответствия нормам международного уголовного права, регламентирующим ответственность за геноцид.
Результаты настоящего исследования могут быть использованы также в учебном процессе и в научных исследованиях по тем вопросам курсов международного уголовного права, Общей и Особенной частей уголовного права, которые сопряжены с проблемами уголовной ответственности за совершение преступлений против мира и безопасности человечества.
Структура диплома отвечает основной цели и предмету исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы.
Проблематика, связанная с совершением преступления геноцида, является сегодня актуальной в связи с тем, что с 1 июля 2002 года функционирует Международный Уголовный Суд, созданный для судебного преследования геноцида, военных преступлений и преступлений против человечности, и пришедший на смену судам ad hoc. Наконец заработал механизм, предусмотренный статьей VI Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 года. Уже сейчас в суд поступают жалобы, которые будут выявлять проблемы квалификации преступления геноцида и наказания за него. Но есть ряд проблем, которые очевидны уже сегодня, в связи с уже имеющимися историческими прецедентами. И эти проблемы можно решать уже сейчас.
Целью данной работы является выявление и исследование проблем квалификации геноцида и возложения ответственности за него на международно-правовом уровне. Указанная цель обусловила постановку следующих задач:
- изучить историю явления геноцида в международных отношениях;
- проследить эволюцию и современное состояние источников международного права, являющихся основой для формулирования определения геноцида в международном и в национальном уголовном праве;
- выработать понятие преступления геноцида, от которого непосредственно зависит определение объема и содержания элементов состава преступления
- определить место геноцида в системе преступлений против мира и безопасности человечества;
- проанализировать национальное уголовное законодательство России, а также ряда стран Европы и СНГ, с целью выявления его соответствия положениям международной конвенции.
- рассмотреть проблему ответственности государств за геноцид;
Научная новизна работы заключается в том, что на уровне дипломной квалификационной работы осуществлено комплексное исследование преступления геноцида в аспекте существующих проблем определения состава и возложения ответственности за его совершение.
При написании данной работы были применены как общие, так и частнонаучные методы исследования: этимологический, исторический, анализа и синтеза; системный, сравнительно-правовой.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в ней положения и выводы могут быть использованы в процессе совершенствования уголовного законодательства Российской Федерации в целях достижения их большего соответствия нормам международного уголовного права, регламентирующим ответственность за геноцид.
Результаты настоящего исследования могут быть использованы также в учебном процессе и в научных исследованиях по тем вопросам курсов международного уголовного права, Общей и Особенной частей уголовного права, которые сопряжены с проблемами уголовной ответственности за совершение преступлений против мира и безопасности человечества.
Структура диплома отвечает основной цели и предмету исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы.
Подводя итог данной работе, хочу еще раз подчеркнуть основной тезис: геноцид - это самое тяжкое преступление в форме дискриминации, направленное на истребление группы людей, выделяемой по своей принадлежности к какому-либо сообществу, нарушающее целый комплекс прав человека.
Оценивая практику совершенствования российского уголовного законодательства с учетом норм международного права, следует отметить, что она имеет неоднозначные результаты. С одной стороны, УК РФ пополнился рядом норм, отражающих международно-правовые обязательства России, в частности нормами об ответственности за торговлю людьми, использование рабского труда, организацию незаконной миграции и др. С другой стороны, российскому закону пока не удается в полной мере реализовать международные обязательства страны в уголовно-правовой сфере, что влечет за собой возникновение юридических "дыр" и пробелов в этой связи.
Основной целью борьбы с этим грубейшим нарушением прав человека должно быть предупреждение геноцида. Любой международный документ - это и политический акт тоже, но лишь в той степени, в которой его политический характер не противоречит праву. В связи с этим необходимо совершенствовать международное законодательство о геноциде, не допуская при этом политических компромиссов.
Вместе с тем в рамках суверенной российской правовой системы применение судами Российской Федерации международно-правовых норм, предусматривающих признаки составов преступлений, возможно тогда, когда норма Уголовного кодекса Российской Федерации прямо устанавливает необходимость применения международного договора Российской Федерации либо если это необходимо для толкования реципированной нормы. Сами нормы международного уголовного права должны при этом служить юридической основой для развития и совершенствования российского уголовного законодательства.
Выводы:
1. Основанием для уголовной ответственности субъекта преступления является наличие всех объективных и субъективных признаков состава преступления (как он определен в международном уголовном праве) в конкретном нарушении предписаний международного гуманитарного права. Нарушение норм международного гуманитарного права квалифицируется как преступное, как юридический факт для международного и (или) национального уголовного права, в силу которого возникает уголовное по своей природе правоотношение.
2. Результатом расширения возможности опосредованного применения норм международного права путем их включения в национальное уголовное законодательство является универсализация понимания и юридического определения геноцида в национальных уголовно-правовых системах различных государств.
3. После Нюрнбергского трибунала развитие концепции "преступления против человечности" обусловлено выделением из данной категории преступления геноцида в отдельный состав. "Обособление" указанного преступления связано с принятием в 1948 г. Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Специфика геноцида проявляется в особенностях субъективной стороны, а именно: требование наличия намерения уничтожить, полностью или частично, какую-либо расовую, религиозную, этническую или национальную группу. При этом объективная сторона преступления геноцида характеризуется не только фактом совершения действий, направленных на непосредственное физическое уничтожение членов указанной группы, но и предумышленным созданием для этих групп таких жизненных условий, которые рассчитаны на их уничтожение. Понятие преступления геноцида не остается неизменным, его содержание расширяется, уточняется, что подтверждено материалами международных трибуналов.
4. В отличие от подхода Нюрнбергского трибунала, обусловившего квалификацию геноцида наличием вооруженного конфликта, дальнейшее развитие международного права пошло, но пути отказа от требования наличия связи соответствующих преступных деяний с вооруженным конфликтом как условия их квалификации в качестве преступлений против человечности.
5. Состав геноцида, подвергался изменениям по мере прогрессивного развития международного права, что нашло отражение в соответствующих международно-правовых актах. Римский статут Международного уголовного суда, проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Уставы международных трибуналов, взяв за основу положения Устава и Приговора Нюрнбергского трибунала, учитывают и последующее развитие международного права в области борьбы с международными преступлениями. Соответственно, элементы состава международных преступлений, зафиксированные в последующих по времени документах, являются более полными, детализированными.
6. В случае ратификации Россией Римского статута Международного уголовного суда 1998 г. будет необходимо внести в УК РФ более 35 изменений, касающихся состава преступлений. Например, объем понятия "геноцид" по ст.357 УК РФ придется соотнести с объемом этого понятия по Римскому статуту, которые не совпадают.
7. Следует дополнить объект преступления геноцида "социальной, политической, культурной, половой и характеризующейся любой иной принадлежностью человеческой группой".
8. Дополнить объективную сторону следующими деяниями:
1) насильственные действия сексуального характера, совершаемые с членами такой группы;
2) принудительное перемещение членов такой группы за пределы государства или определенного региона (депортация).
9. Отказаться от "намерения" как необходимого элемента субъективной стороны преступления геноцида, резюмировав его, дабы норма звучала следующим образом: "Под геноцидом понимаются следующие действия, направленные на уничтожение полностью или частично какой-либо расовой, национальной, этнической, религиозной, социальной, политической, культурной, половой и характеризующейся любой иной принадлежностью человеческой группы [...] ".
10. Полагается, что не следует настаивать на признании за государством статуса субъекта международной уголовной ответственности, поскольку основной задачей в случае свершившегося акта геноцида, должно являться восстановление нарушенных прав человека. На эту задачу должна быть направлена материальная ответственность государств, международный механизм реализации которой необходимо совершенствовать.
Оценивая практику совершенствования российского уголовного законодательства с учетом норм международного права, следует отметить, что она имеет неоднозначные результаты. С одной стороны, УК РФ пополнился рядом норм, отражающих международно-правовые обязательства России, в частности нормами об ответственности за торговлю людьми, использование рабского труда, организацию незаконной миграции и др. С другой стороны, российскому закону пока не удается в полной мере реализовать международные обязательства страны в уголовно-правовой сфере, что влечет за собой возникновение юридических "дыр" и пробелов в этой связи.
Основной целью борьбы с этим грубейшим нарушением прав человека должно быть предупреждение геноцида. Любой международный документ - это и политический акт тоже, но лишь в той степени, в которой его политический характер не противоречит праву. В связи с этим необходимо совершенствовать международное законодательство о геноциде, не допуская при этом политических компромиссов.
Вместе с тем в рамках суверенной российской правовой системы применение судами Российской Федерации международно-правовых норм, предусматривающих признаки составов преступлений, возможно тогда, когда норма Уголовного кодекса Российской Федерации прямо устанавливает необходимость применения международного договора Российской Федерации либо если это необходимо для толкования реципированной нормы. Сами нормы международного уголовного права должны при этом служить юридической основой для развития и совершенствования российского уголовного законодательства.
Выводы:
1. Основанием для уголовной ответственности субъекта преступления является наличие всех объективных и субъективных признаков состава преступления (как он определен в международном уголовном праве) в конкретном нарушении предписаний международного гуманитарного права. Нарушение норм международного гуманитарного права квалифицируется как преступное, как юридический факт для международного и (или) национального уголовного права, в силу которого возникает уголовное по своей природе правоотношение.
2. Результатом расширения возможности опосредованного применения норм международного права путем их включения в национальное уголовное законодательство является универсализация понимания и юридического определения геноцида в национальных уголовно-правовых системах различных государств.
3. После Нюрнбергского трибунала развитие концепции "преступления против человечности" обусловлено выделением из данной категории преступления геноцида в отдельный состав. "Обособление" указанного преступления связано с принятием в 1948 г. Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Специфика геноцида проявляется в особенностях субъективной стороны, а именно: требование наличия намерения уничтожить, полностью или частично, какую-либо расовую, религиозную, этническую или национальную группу. При этом объективная сторона преступления геноцида характеризуется не только фактом совершения действий, направленных на непосредственное физическое уничтожение членов указанной группы, но и предумышленным созданием для этих групп таких жизненных условий, которые рассчитаны на их уничтожение. Понятие преступления геноцида не остается неизменным, его содержание расширяется, уточняется, что подтверждено материалами международных трибуналов.
4. В отличие от подхода Нюрнбергского трибунала, обусловившего квалификацию геноцида наличием вооруженного конфликта, дальнейшее развитие международного права пошло, но пути отказа от требования наличия связи соответствующих преступных деяний с вооруженным конфликтом как условия их квалификации в качестве преступлений против человечности.
5. Состав геноцида, подвергался изменениям по мере прогрессивного развития международного права, что нашло отражение в соответствующих международно-правовых актах. Римский статут Международного уголовного суда, проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Уставы международных трибуналов, взяв за основу положения Устава и Приговора Нюрнбергского трибунала, учитывают и последующее развитие международного права в области борьбы с международными преступлениями. Соответственно, элементы состава международных преступлений, зафиксированные в последующих по времени документах, являются более полными, детализированными.
6. В случае ратификации Россией Римского статута Международного уголовного суда 1998 г. будет необходимо внести в УК РФ более 35 изменений, касающихся состава преступлений. Например, объем понятия "геноцид" по ст.357 УК РФ придется соотнести с объемом этого понятия по Римскому статуту, которые не совпадают.
7. Следует дополнить объект преступления геноцида "социальной, политической, культурной, половой и характеризующейся любой иной принадлежностью человеческой группой".
8. Дополнить объективную сторону следующими деяниями:
1) насильственные действия сексуального характера, совершаемые с членами такой группы;
2) принудительное перемещение членов такой группы за пределы государства или определенного региона (депортация).
9. Отказаться от "намерения" как необходимого элемента субъективной стороны преступления геноцида, резюмировав его, дабы норма звучала следующим образом: "Под геноцидом понимаются следующие действия, направленные на уничтожение полностью или частично какой-либо расовой, национальной, этнической, религиозной, социальной, политической, культурной, половой и характеризующейся любой иной принадлежностью человеческой группы [...] ".
10. Полагается, что не следует настаивать на признании за государством статуса субъекта международной уголовной ответственности, поскольку основной задачей в случае свершившегося акта геноцида, должно являться восстановление нарушенных прав человека. На эту задачу должна быть направлена материальная ответственность государств, международный механизм реализации которой необходимо совершенствовать.
Подобные работы
- УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
ЗА МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - Понятие и формы геноцида в международном праве (Дипломатическая академия МИД России)
Курсовые работы, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - Конституционно-правовое обеспечение процесса деятельности Международного уголовного суда (МУС)
Диссертации (РГБ), международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 2800 р. Год сдачи: 2022 - МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - Органы международной уголовной юстиции: проблемы становления и развития
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Международно-правовое сотрудничество государств по вопросам выдачи лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, в контексте международного права прав человека
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Уголовно-правовая характеристика геноцида (Кемеровский Государственный Университет)
Курсовые работы, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2020 - ГЕНОЦИД КАК УГРОЗА МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - Иммунитет должностных лиц государства и международная уголовная юрисдикция
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017



