ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 5
1.1 Сущность и значение принципа наглядности 5
1.2 Виды и средства наглядности 16
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ УСТРОЙСТВУ АВТОМОБИЛЯ 25
2.1 Наглядные средства, используемые при обучении студентов
устройству автомобиля 25
2.2 Разработка и методика использования наглядного пособия для
обучения студентов системе охлаждения двигателя автомобиля 34
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность. Предметом современной дидактики является взаимосвязь и взаимодействие преподавания (обучающе-воспитывающей деятельности учителя) и учения (учебно-познавательной деятельности учащихся). В процессе обучения, в частности при сообщении учащимся учебного материала, педагоги широко используют один из важнейших принципов дидактики - принцип наглядности. Восприятие предметов, процессов, явлений или изображений является для человека первоначальным и наиболее простым актом познания, что служит основой для создания точных представлений и абстрактных понятий об изучаемом.
Принцип наглядности находит отражение в использовании преподавателями разнообразных наглядных учебных пособий и аудиовизуальных технических средств обучения в педагогически целесообразном их оформлении.
Применение наглядных средств в процессе обучения специальным и общетехническим предметам нежели общеобразовательным имеет свою специфику, связанную с их содержанием и методикой изучения. Если при изучении общеобразовательных предметов наглядное средство помогает лучше усвоить принцип, основную идею, то при изучении технических предметов приобретают приоритет устройство объекта, рабочая схема, взаимодействие деталей, механизмов и участников процесса.
Кабинеты оборудованные современными средствами и методиками обучения способствуют более быстрому и достаточно экономичному процессу обучения студентов устройству автомобиля, а также сокращают время на подготовку и проведение занятий, получая, при этом, высокие результаты по итогу обучения.
Успешная реализация принципов обучения в процессе изучения устройства автомобиля возможна лишь в том случае, если грамотно подобрано сочетание методических и наглядных материалов. В настоящее время в книгах, в интернете, да и в других ресурсах накопилось множество информации на любой вкус и цвет. А лаконично структурировать, визуализировать, а иногда и механизировать знания помогает вообще и поможет нам в частности как раз таки наглядное средство обучения. В этом то и заключается актуальность нашей работы, ведь это средство обучения кристаллизирует и систематизирует необходимую информацию, делает её доступной и конспективной, простой и понятной.
Объект исследования: обучение студентов устройству автомобиля.
Предмет исследования: использование наглядных средств в образовательном процессе на занятиях по устройству автомобиля.
Цель работы: изучить устройство и разработать наглядное пособие для обучения студентов системе жидкостного охлаждения двигателя автомобиля и методику его использования.
Задачи работы:
1. Выявить сущность и значение принципов наглядности;
2. Обозначить виды и средства наглядности;
3. Определить наглядные средства, используемые при обучении студентов устройству автомобиля;
4. Разработать наглядное пособие для обучения студентов системе охлаждения двигателя и методику его использования.
Методы исследования: анализ, синтез, наблюдение и сравнение.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанное нами наглядное пособие обучения может быть использовано в учебном процессе высших учебных заведений в преподавании курсов «Детали машин», «Автодело», «Устройство автомобиля» и других, при разработке тематических лекций, спецкурсов, а также послужить базисом для последующих разработок.
Тема нашей выпускной квалификационной работы: «Разработка и использование наглядных средств при обучении студентов устройству автомобиля». В первой главе данной выпускной квалификационной работы мы изучили соответствующую литературу, выявили сущность и значение принципа наглядности и обозначили виды и средства наглядности, а во второй мы определили наглядные средства, используемые при обучении студентов устройству автомобиля, а также разработали наглядное пособие для обучения студентов системе охлаждения двигателя и методику его использования, что и являлось главной целью нашей выпускной квалификационной работы.
Эта выпускная квалификационная работа заставила нас познакомиться со всеми видами и средствами учебной наглядности, выявить её «плюсы» и «минусы», в каких случаях она эффективна, а когда отвлекает и, тем самым, уменьшает процент усвояемости приоритетного учебного материала студентом. Оказалось, что при правильном использование и рациональном сочетании наглядных средств, процесс обучения становится более эффективным и, что ещё немало важно, более интересным для самих студентов. Это оправдывает выбор данной темы и доказывает её актуальность.
После проделанной работы можно подвести некоторые итоги и сделать выводы. Во-первых, нами достигнута главная цель выпускной квалификационной работы - разработано наглядное средство для обучения студентов устройству автомобиля и методика его использования, а именно - электрифицированный стенд «Жидкостная система охлаждения двигателя». И, во-вторых, данный стенд может быть задействован педагогами в процессе обучения устройству автомобиля, так как он был разработан именно для эксплуатации в учебном заведении как наглядное средство обучения.
1. Абдулаев, Э.Н. Наглядность и проблемный подход в обучении истории / Абдулаев // Преподавание истории в школе. - 2008. — №1. - С. 23-26.
2. Андреева, Т.Б. Из опыта работы по УМК «Happy English.ru» / Андреева //Английский язык в школе. - 2006. - №4. - С. 45-50.
3. Андреевская, Л. С. Методика преподавания иностранного языка / Л.С. Андреевская. - М., 2005. - 279 с.
4. Бахмутова, Л.С. Методика преподавания обществознания / Л.С. Бахмутова. - М., 2001. - С. 126-137.
5. Биболетова, М.З. Особенности новой редакции УМК «Enjoy English» для начальной школы / Биболетова // Английский язык в школе - 2006. - №2. - С. 64¬72.
6. Бим-Бад, Б.М. Пед. энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - С. 528.
7. Боголюбова, Л.Н. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество» / Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2003. - 249 с.
8. Всё об автомобильных маслах и смазках / Маслотека [Электронный ресурс]. - 2005. - Режим доступа:http://masloteka.ru/ohlazhdaushie zhidkosti/sostav-i-svojstva-antifrizov.html
9. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. - М., 2000. - 248 с.
10. Гальскова, Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. / Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. - М., 2004. - 349 с.
11. Гез, Н. И. Методика обучения иностранным языкам / Н.И. Гез. - М., 2006. - 305 с.
12. Елухина, Н. В. Устное общение на уроке, средства и приёмы его организации / Н. В. Елухина. - Ростов-на-Дону, 2004. - 349 с.
13. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - С. 192.
14. Занков, Л.В. Наглядность обучения: Педагогическая энциклопедия в 4-х томах / И.А. Каиров. - М.: Советская энциклопедия, 1966. - 696 с.
15. Зубанова, И.Н. Роль принципа наглядности в словесных методах обучения в школе / И.Н. Зубанова. [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа:http://sibac.info/conf/pedagog/vii/36694
16. Иванова, Е.Г. Обучение в сотрудничестве как способ активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка / Иванова // Английский язык в школе. - 2004. - №1. - С. 36¬45.
17. Копытова, Т.И. Игровые приёмы обучения грамматике английского языка младших школьников / Копытова // Английский язык в школе - 2005. - №1. - С. 34-76.
18. Короткова, М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории / Короткова // Преподавание истории в школе. - 2008. — №1. - С. 3-8.
19. Короткова, М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории / Короткова // Преподавание истории в школе. - 2008. - №1. - С. 36-54.
20. Короткова, М.В. Наглядность на уроках истории: Практ. пособие для учителей / М.В. Короткова. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 176 с.
21. Миньяр-Белоручев, Р.К. «Примитивная» грамматика для изучающих иностранный язык / Миньяр-Белоручев // Иностранные языки в школе. - 2000. - №4. - С. 69-81.
22. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. - М., 2000. - 479 с.
23. Никифоров, Д.Н. Наглядность в преподавании / Д.Н. Никифоров, С.Ф. Скляренко. - М.: Просвещение, 2002. - С. 84.
24. Никифоров, Д.Н. Наглядность в преподавании истории и обществоведения / Д.Н. Никифоров, С.Ф. Скляренко. - М.: Просвещение, 2002. - С. 70-75.
25. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. - М., 2000. - С. 136-146.
26. Петухов, М.А. Научные основы профессионально-технологической системы обучения специальным предметам / Петухов М.А. - М.: Вузовский учебник, 2009. - 313 с.
27. Пидкасистый, П.И. Педагогика: Учебное пособие / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 340 с.
28. Рапацевич, Е.С. Педагогика: Большая Современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич. - М.: Современное слово, 2005. - С. 521.
29. Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей Форд / Информационный портал mir.ford.ru. - 2007. - Режим доступа: http://www.mirford.rU/ford-focus/111.htm
30. Самоукина, Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Самоукина Н.В.: Учебник. - М.: ГЕОТАР Медиа, 2007. - 420 с.
31. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
32. Ситаров, В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под. ред. В.А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 368 с.
33. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 463 с.
34. Степанищев, А.Т. Методика преподавания и изучения истории / А.Т. Степанищев. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 236 с.
35. Степанищев, А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Т. Степанищев. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 4.1. - 304 с.
36. Степанова, Е.А. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку / Степанова // Иностранные языки в школе. - 2004. - №2. - С. 89-99.
37. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе / М.Т. Студеникин. - М.: Владос, 2000. - С. 156-178.
38. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / М.Т. Студеникин. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 240 с.
39. Шоган, В.В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования: Учеб. пособие/ В.В. Шоган. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - С. 475.
40. Щерба, Л.В. Преподавание языков в школе / Л.В. Щерба. - М., 2002. - 205 с.
41. Электрифицированный светодиодный стенд «Система охлаждения» /
ПО Зарница [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа:
https://zarnitza.ru/,,,nagljadnoe-uchebnoe-oborudovanie/elektrifitsirovannyjjsvetodinamicheskijj-stend-sistema-okhlazhdenija