Введение 3
Глава 1. Общая характеристика административно-правового статуса службы
судебных приставов 7
1.1. Становление и развитие системы правового регулирования деятельности службы судебных приставов 7
1.2. Законодательные основы деятельности службы судебных приставов.. ..
Глава 2. Административно-правовой статус судебных приставов 25
2.1. Полномочия судебного пристава 25
2.2. Гарантии судебных приставов 32
2.3. Ответственность судебных приставов 39
2.4. Контроль за деятельностью судебных приставов 52
Заключение 56
Список использованных источников и литературы 59
Приложение №1
Актуальность темы исследования. Планомерное развитие современной российской государственности (начиная с середины 90-х гг. XX в. по настоящее время) преследует цели создания сбалансированной и эффективно действующей системы органов государственной власти. Учитывая при этом конституционное положение о гарантированности каждому судебной защиты его прав и свобод, одним из приоритетов подобного развития выступает укрепление судебных органов, создание подлинных гарантий их независимости. На фоне столь пристального внимания со стороны государства к проблемам становления судебной власти вопросам организации и осуществления деятельности по исполнению актов судебных, иных органов и должностных лиц придавалось второстепенное значение. До 1997 г. указанная деятельность в целом рассматривалась лишь как интегральная составляющая вспомогательной и обеспечительной функции судебных органов, что отчасти и объясняло ее подчиненный характер.
Лишь с созданием в 2004 г. в качестве самостоятельного государственного органа исполнительной власти Федеральной службы судебных приставов (далее — ФССП России) в значительной мере актуализировалась совокупность проблем, связанных с отысканием адекватного современным политико-экономическим реалиям административно-правового регулирования деятельности ФССП России, а также выработкой стратегии организационно-правовых средств и мер развития органов службы судебных приставов не только на среднесрочную, но и долгосрочную перспективу.
Деятельность судебных приставов в Российской Федерации имеет огромное значение, поскольку затрагивает интересы миллионов граждан и организаций, направлена па реальное, правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других государственных органов и должностных лиц, обеспечение установленного порядка деятельности судов, исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве, защиту прав, свобод граждан и организаций. В этой связи деятельность судебных приставов находится под пристальным вниманием органов государственной власти, имеет большой общественный резонанс. От качества работы судебных приставов напрямую зависит состояние законности и правопорядка в Российской Федерации.
Отсюда становится вполне очевидной актуальность данного о исследования.
Так, в 2015 году на исполнении судебных приставов находилось около
45,6 млн. исполнительных документов, в результате их деятельности взыскано более 474,7 млрд. руб., в бюджеты всех уровней перечислено 146 млрд. руб.
Вместе с тем, несмотря на значительное улучшение качества работы судебных приставов по сравнению с тем периодом, когда они организационно входили в систему органов судебной власти, их деятельность по-прежнему вызывает обеспокоенность, поскольку радикальных изменений к лучшему пока не наступило. Согласно статистике, не исполняется каждое второе решение суда, причём как судов общих, так и арбитражных, суммы фактически взысканных денежных средств составляют малую часть от сумм, подлежащих взысканию (в 2013 году - 12,2 %; в 2014 году - 12,8 %) , в правовом положении судебных приставов много неясности, а в их практике немало недостатков. И это, с одной стороны, на фоне возрастающей численности исполнительных документов, по которым необходимо осуществлять принудительное взыскание денежных сумм, подлежащих взысканию, служебной нагрузки судебных приставов, и, с другой, - возрастания численности самих судебных приставов. Рассматриваемая тема приобретает особую актуальность в связи со значительно расширившимися полномочиями судебных приставов, повышенным вниманием государства к борьбе с коррупцией, принятием федеральных законов «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ, «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ, «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» от 19.07.2009 г. № 194-ФЗ.
Целью дипломного исследования является изучение административно-правового статуса деятельности службы судебных приставов.
Достижение указанной цели обусловило постановку и решение следующих задач:
- рассмотреть становление и развитие системы правового регулирования деятельности службы судебных приставов,
- охарактеризовать содержание административно-правового статуса судебного пристава по действующему законодательству РФ,
- рассмотреть полномочия судебного пристава,
- охарактеризовать гарантии судебных приставов,
- изучить виды ответственности судебных приставов ,
- рассмотреть направления контроля за деятельностью судебных приставов.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с функционированием института судебных приставов, регулируемого нормами административного права.
Предметом исследования являются нормы права, определяющие административно-правовое положение судебного пристава и организацию его деятельности.
Степень научной разработанности темы. Общественные отношения, связанные с отдельными этапами функционирования института судебных приставов в России и в зарубежных странах, различными аспектами их деятельности являлись объектами исследования в работах дореволюционных и современных ученых и юристов-практиков, которые являются основой настоящего исследования: И.А. Аксенова, Д.С. Амирова, А.Н. Вереснева, Е.В. Васьковского, Б.В. Виленского, Н.А. Винниченко, С. Герберштейна, СИ. Гладышева, В.В. Головина, А.Р. Голубевой, В.М. Голубева, В.А. Гуреева,К. Дыновского, Н.Н. Ефремова, В.В. Захарова, Т.А. Зезюлиной, Ю.Г. Кокарева, О.В. Кононова, М.Г. Коротких, Т.В. Кулешовой, Б.М. Магомедова, Д.Я. Малешина, И.Б. Морозовой, В. Никитина, Д.М. Овсянко, В.А. Орлова, А.О. Парфенчикова, Д. Пихно, Н.А. Рогожина, СВ. Сазанова, СВ. Самохвалова, Ю.Н. Сибилева, М.К. Треушникова, Г.Д. Улетовой, СЕ. Устьянцева, Д.В. Чухвичева, СВ. Щепалова, В.В. Яркова и других.
Методологическую базу исследования составляет комплекс всеобщих, общенаучных и специальных методов познания. В основе всеобщего метода познания - материалистическая диалектика, позволяющая рассматривать объект исследования всесторонне, в развитии, применить конкретно-исторический подход. Общенаучные (теоретические и эмпирические) методы познания позволяют использовать такие важные средства познания как наблюдение, сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция, системно-структурный методы.
Структура дипломного исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы
Успех проведения современных преобразований зависит в первую очередь от того, насколько законодатель учитывает исторический опыт развития отечественного государства. Обобщение исторического опыта развития института судебных приставов в дореволюционный и советский периоды, анализ результатов их деятельности, выявление положительных и отрицательных сторон могут быть полезны для совершенствования законодательства, регламентирующего порядок исполнительного производства в современной России.
Появление современного исполнительного производства в Российской Федерации явилось закономерным итогом развития российской государственности, демократизации общественной жизни, становления институтов гражданского общества и рыночной экономики.
По своему месту в системе административного права и по своей правовой природе исполнительное производство является разновидностью административного процесса, а, точнее, видом административного производства, состоящего в принудительном исполнении различных юрисдикционных актов, главная цель которого - обеспечение реализации положений соответствующего юрисдикциионного акта без соблюдения гарантий, свойственных судебной процессуальной форме.
На сегодняшний день назрела необходимость в кодификации норм исполнительного законодательства, т.е. принятии Исполнительного кодекса РФ - кодифицированного акта в сфере исполнительного производства. Это приведет к существенному улучшению качества правового регулирования отношений, возникающих в сфере исполнительного производства, т.к. поможет создать единую правовую базу, устранить коллизии и пробелы в законодательстве.
На эффективность исполнительного производства отрицательно влияет отсутствие аргументированной, законодательно закрепленной последовательности движения исполнения. Исполнительное производство, как любая процедурно-процессуальная деятельность, должно иметь стадийную организацию. Предложенный вариант стадийности, нашедший свое отражение в проекте Исполнительного кодекса РФ, требует некоторой корректировки в отношении классификации и содержания отдельных стадий.
Для более полного проведения в законе принципа отделения исполнительного производства от гражданского и арбитражного судопроизводства, усиления процессуальной самостоятельности судебного пристава-исполнителя, законодательного укрепления его правового статуса необходимо на законодательном уровне рассмотреть следующие предложения:
- о нецелесообразности сохранения в законодательстве предложения должнику добровольно исполнить в пятидневный срок исполнительный документ, так как это ведет к затягиванию исполнения;
- о передаче в ведение судебного пристава-исполнителя вопросов приостановления, возобновления и прекращения исполнительного производства, а также отложения исполнительных действий на срок более десяти дней, что способствовало бы некоторому снижению загруженности судов и позволило бы судебному приставу-исполнителю более оперативно выполнять свои обязанности по исполнительному производству;
- о сохранении в законодательстве норм Федерального закона «Об исполнительном производстве», предоставляющих судебному приставу- исполнителю право применять к виновным штрафные санкции самостоятельно, без участия суда и в порядке, определенном указанным Федеральным законом.
Для оптимизации деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов вносятся предложения:
- об образовании в структуре судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов отдельно подразделений, занимающихся обеспечением установленного порядка деятельности судов и подразделений, участвующих в исполнительных действиях;
- о наделении приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях по составам: ст. 20.1, 20.20, 20.21, 20.22 КоАП РФ.
- о принятии Единых правил поведения граждан в суде, что позволит исключить дополнительную квалификацию правонарушений по ряду статей КоАП РФ (мелкое хулиганство, появление в общественных местах в состоянии опьянения и др.).
В целях надлежащего и своевременного исполнения различных юрисдикционных актов целесообразно:
- исключить п. 4 ст. 3 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и возложить принудительную реализацию исполнительных документов в целом на службу судебных приставов;
- внести дополнения в ст.10 Федерального закона «О судебных приставах», а именно, уполномочить старшего судебного пристава непосредственно осуществлять функции по принудительному исполнению;
- создать в рамках территориального подразделения Службы судебных приставов группы, которые в силу специализации занимались бы исполнением дел лишь одной, строго определенной категории в зависимости от вида исполнительного документа, характера и степени сложности осуществляемого взыскания.
В связи с тем, что правовое положение Федеральной службы судебных приставов таково, что фактически возводит ее в ранг правоохранительной структуры, внести Федеральную службу судебных приставов в перечень ведомств, на которые будет распространяться Федеральный закон "О правоохранительной службе в РФ".
1. Конституция Российской Федерации. (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 11.04.2014.
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 25.11.2013, с изм. от 31.01.2014) // Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 16,
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954
4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изменениями на 1 марта 2012 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. №52. Ст. 4921
5. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изменениями на 2 апреля 2014 года) // Собрание законодательства РФ. 2001. №52. Ч. 2 Ст. 5216
6. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Собрание законодательства РФ", 29.07.2002, N 30, ст. 3012
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301,
8. О Конституционном Суде Российской Федерации : Федеральный
конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2013) // Собрание законодательства РФ. -.1994. - №13. - Ст. 1447.
9. Концепция правовой реформы // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 44. Ст. 1435.
10. Закон о судоустройстве РСФСР от 8 июля 1981 г.// Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1981. N 28. Ст. 976.
11. О статусе судей в Российской Федерации : Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 25.11.2013)// Российская газета. - №170. -1992.
12. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1 -ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 мая 1995 г. N 18 ст. 1589.
13. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 03.02.2014) "О судебной системе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ", 06.01.1997, N 1, ст. 1.
14. О судебных приставах: Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 12.03.2014)// Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 30. - Ст. 3590.
15. О судебных приставах: Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 12.03.2014)// Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 30. - Ст. 3590.
16. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 января 1998 г. N 2 ст. 223
17. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации от 21 декабря 1998 г. N 51 ст. 6270
18. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 26 ст. 3170
19. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию"// СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 18; 2009. N 7. Ст. 781.
20. Об исполнительном производстве: Федеральный закон от 02.10.2007 N 229- ФЗ (ред. от 12.03.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2007. - №41. - Ст. 4849.
21. Об исполнительном производстве: Федеральный закон от 02.10.2007 N 229- ФЗ (ред. от 12.03.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2007. - №41. - Ст. 4849.
22. О противодействии коррупции : Федеральный закон от 25.12.2008 N 273 -ФЗ (ред. от 28.12.2013)// Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228.
23. Федеральный закон от 03.12.2011 N 389-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 05.12.2011, N 49 (ч. 5), ст. 7067,
24. Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.01.2014)// "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3803,
25. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"// Собрание законодательства РФ", 08.04.2013, N 14, ст. 1652,
26. Федеральный закон от 06.12.2011 N 410-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Собрание законодательства РФ", 12.12.2011, N 50, ст. 7352,
27. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об основах обязательного социального страхования" // "Собрание законодательства РФ", 19.07.1999, N 29, ст. 3686,
28. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 06.12.2010, N 49, ст. 6422,
29. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 02.04.2014) "О государственной гражданской службе Российской Федерации// Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, N 31, ст. 3215
30. Положение о квалификационных коллегиях судей и Положение о квалификационной аттестации судей // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. N 24. Ст. 856.
31. Приказ Минюста России от 21.05.2013 N 74 (ред. от 26.03.2014) "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.06.2013 N 28682)// Российская газета", N 133, 21.06.2013
32. Приказ ФССП России от 29.05.2012 N 256 (ред. от 11.03.2013) "Об утверждении Регламента Федеральной службы судебных приставов" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.06.2012 N 24684)// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 38, 17.09.2012.
33. Приказ ФССП РФ от 18.09.2007 N 504 "Об утверждении Положения о Конкурсной комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Федеральной службы судебных приставов"// Документ опубликован не был
34. Приказ ФССП РФ от 24.12.2007 N 646 "Об утверждении Положения об Аукционной комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Федеральной службы судебных приставов"// Бюллетень Минюста РФ, N 2, 2008
35. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"// Собрание законодательства РФ", N 11, 15.03.2004, ст. 945
36. Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1316 (ред. от 21.12.2013) "Вопросы Федеральной службы судебных приставов"// Собрание законодательства РФ, 18.10.2004, N 42, ст. 4111,
Материалы судебной практики
37. Определение Альметьевского городского суда Республики Татарстан по делу № 12-284 от 14 сентября 2012 года // Архив Альметьевского городского суда Республики Татарстан за 2012 год.
38. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 N 5 (ред. от 05.03.2013) "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации"// "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 12, 2003.
39. Решение Авиастроительного районного суда г. Казани по делу №12-15/11от 11 января 2011 года// Архив Авиастроительного районного суда г. Казани
40. Решение Кировского районного суда г. Казани по делу №12-59/12 от11 января 2012 года// Архив Кировского районного суда г. Казани за 2012 год.
41. Решение Московского районного суда г. Казани по делу №12-171/10 от 18.06.2010// Архив Московского районного суда г. Казани за 2010 год.
42. Решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан по делу №12-74/11 от 18 октября 2011 года// Архив Пестречинского районного суда Республики Татарстан за 2011 год.
Специальная литература
43. Актуальные проблемы исполнительного производства: Сборник научных статей / Под ред.: Гуреев В.А., Илюшина М.Н. - М.: Изд-во РПА Минюста России, 2009.
44. Александров А.А. Современное законодательство об исполнительном
производстве: проблемы и перспективы // Вестник Владимирского
юридического института. 2008. №3. С. 92
45. Андреева Т. Некоторые комментарии к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» // Хозяйство и право. 2008. №2. С. 20
46. Бакурова Н.Н. Административно-правовое регулирование деятельности судебных приставов: дис. . канд. юр. наук. - М., 2010.
47. Бакурова Н.Н. К вопросу об административно-правовом регулировании деятельности судебных приставов // Актуальные проблемы российского права. 2012. №2. С. 77.
48. Бахмудов З.Б. Некоторые проблемы реализации законодательства об исполнительном производстве // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2011. №6. С. 65
49. Бегзадян А.С. Проблемы исполнительного производства в ходе судебной реформы в РФ // Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на современном этапе: материалы Всероссийской научно-практической конференции - М., 2012. С. 433.
50. Борискин В.В. Перспективы развития системы исполнительного производства в РФ // Вестник Саратовской государственной академии права. 2008. №8. С. 210
51. Герасимова Ю. Права и обязанности судебных приставов // Служба судебных приставов: история, современность и перспективы развития: материалы республиканской научно-практической конференции. - М., 2010. С.
39
52. Головинов В.А. Специальный правовой статус судебного пристава- исполнителя как субъекта исполнительного производства в РФ // Бизнес в законе. 2010. №2. С. 40
53. Голубева А.Р., Салькова Н.В., Селионов И.В. Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Практика исполнительного производства. 2008. №2. С. 32
54. Горбачева Е.В. Недельщики, мечники, проведчики, доводчики, ябедчики и другие // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2001. N 1.
С. 48.
55. Действия судебного пристава незаконны / В. Гуреев, К. Ефлеева // ЭЖ- Юрист. — 2012. — № 5. — 0,2 п. л.
56. Десятик М.С. Становление и развитие института судебных приставов в
России // Юридическая наука: Проблемы и перспективы развития
(региональный аспект): сборник статей по итогам II Международной научно-практической конференции. - М., 2011. С. 595
57. Замотаева Т.Б., Иванов В.В. Ответственность судебного пристава- исполнителя // Проблема правосубъектности: современные интерпретации: Материалы международной научно-практической конференции. - М., 2011. С. 92
58. Из истории формирования в Вятской губернии института судебных приставов // Бюл. Министерства юстиции РФ. 2003. N 10. С. 99 - 100.
59. Исаенкова О.В., Балашов А.Н., Балашова И.Н. Исполнительное производство в Российской Федерации. - М.: ГроссМедиа, 2008.
60. Козлов Е.Н. Проблемы исполнительного производства в деятельности судебных приставов // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции. - СПб., 2011. С. 190
61. Козлов Е.Н. Роль судебных приставов в современной России // Актуальные проблемы современного государства и права: сборник научных трудов по материалам V Межвузовской научно-практической конференции. - СПб., 2012. С. 67
62. Костин В.Е. О некоторых правовых аспектах деятельности судебных приставов // Юридический вестник: Межвузовский сборник научных трудов. 2010. Вып. 29. С. 44
63. Кулешов И.В. Особенности деятельности судебных приставов как публичных должностных лиц // Актуальные проблемы государственного права: сборник научных статей. Вып. II: Общие вопросы теории государственного права. - М., 2011. С. 5
64. Лутова Ю.Н. История развития института судебных приставов в России // Практика исполнительного производства. 2010. №4. С. 30
65. Марков А.А. Права и обязанности судебного пристава-исполнителя как элементы его правового статуса // XV Державинские чтения. Институт права: Материалы общероссийской научной конференции. - М., 2010. С. 208
66. Мельник Г., Можейко И. Должностные знаки Российской империи. М.: Юрид. лит., 1993. С. 13.
67. Мельников А.Т. Служба судебных приставов Министерства юстиции
России: история, современность и перспективы развития // Бюллетень
Министерства юстиции Российской Федерации. 2002. N 9. С. 52.
68. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ / Отв. ред.: Винниченко Н.А. - М.: Юрайт, 2009.
69. Неттерсхайм Г.Й. Актуальные тенденции в области реформирования системы деятельности судебных приставов // Эффективность принудительного исполнения судебных решений и актов других органов: сборник материалов Международной научно-практической конференции. - М., 2011. С. 257
70. Оленьчева А.Н., Соколова Н.А. Совершенствование законодательства Российской Федерации, затрагивающего деятельность Федеральной службы судебных приставов // Практика исполнительного производства. 2012. №2. С. 9
71. Павин Д.В. Административно-правовой статус судебного пристава // Исполнительное право. 2008. №4. С. 4
72. Поиск компромисса / В. Гуреев, А. Салов / ЭЖ-Юрист. — 2012. — № 6. — 0,2 п. л.
73. Полещук Г.А. Специфика правового статуса судебного пристава в пореформенный период (1864-1917 гг.) // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2011. №11. С. 67
74. Попова О.В. Совершенствование законодательства о службе судебных приставов // Вестник факультета юриспруденции и ювенальной юстиции. 2010. Вып. 4. С. 134.
75. Профессиональная деятельность судебного пристава и перспективное влияние на нее этических норм / В. А. Гуреев // Вестник Карельского филиала РАНХиГС : сб. науч. ст. — Петрозаводск : Карел. науч. центр РАН, 2012. — 0,6 п. л.
76. Пузачева М.С. История становления института судебных приставов // Практика исполнительного производства. 2010. №5. С. 24
77. Российское законодательство X - XX веков: В 9 т. Т. 1. Законодательство Древней Руси. М., 1984. С. 318, 369.
78. Российское уголовно-исполнительное право. Общая часть. Под ред. В.Е. Эминова, В.Н. Орлова. - М.: Юрлитиздат, 2010.
79. Современное состояние противодействия преступности и перспективы совершенствования дознания в Федеральной службе судебных приставов / В. А. Гуреев // Практика исполнительного производства. — 2013. — № 2. — 0,7 п. л
80. Степанюк В.В. Административно-правовая деятельность судебных приставов: дис. . канд. юр. наук. - М., 2007.
81. Степанюк В.В. Применение мер специального административного пресечения судебными приставами // Актуальные вопросы науки и практики: Сборник научных статей. - М., 2010. С. 155
82. Ярков В.В. Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве». - М.: Норма, 2009.
Электронные ресурсы
83. Официальный сайт Федеральной службы судебных приставов // Режим доступа: fssprus.ru