Введение 3
Глава I. Общее понятие имиджа на телевидении 8
1.1. Определение понятия имиджа 8
1.2. Определений понятий бренд, амплуа телеведущего 11
1.3. Наука о формировании имиджа - имиджелогия 18
1.4. Особенности создания имиджа телеведущего 23
1.5. Внутренние составляющие имиджа телеведущего 28
1.6. Внешние составляющие имиджа телеведущего 33
Глава II. Анализ имиджа телеведущих Андрея Малахова, Бориса Корчевникова и Леонида Закашанского на основе их популярных ток - шоу. 37
2.1. Особенности жанра телепрограмм, на основе которых анализируются
имиджи 37
2.2. Особенности рассматриваемых ток - шоу 57
2.3. Имидж Андрей Малахова 61
2.4. Имидж Бориса Корчевникова 69
2.5. Имидж Леонида Закашанского 75
2.6. Вывод анализа имиджей телеведущих 76
Заключение 79
Список использованной литературы 81
Приложение 1
Средства массовой информации без стеснения внедряются в нашу повседневную жизнь и всеми силами стремятся воздействовать на представления человека об окружающих явлениях, формировать его отношение к действительности.
В результате человек не просто интересуется происходящим - мы ощущаем себя частью навязываемого нам информационного мира.
В этой ситуации журналисту отводится особая роль, ведь он становятся основным манипулятором, формирующим медиапространство.
Актуальность исходит из того, что у понятия «имидж» до сих пор нет однозначного определения, как и нет четкой классификации у способов формирования телеведущими своего имиджа. Можно отметить и то, что любое исследование, связанное с попыткой изучения «имиджа» приобретает особую значимость, которая связана с выявлением возможных новых оттенков и особенностей этого ключевого понятия в теории журналистики явления.
Научная новизна - проблема освещения формирования имиджа мало освещена. Новизна исследования в привнесении новых элементов, традиционно формирующих систему СМИ. В качестве отдельной составляющей рассматривается профессиональный имидж телеведущего в рамках данной системы, с учетом психологических, экономических, культурных особенностей российского телевидения.
Степень изученности заключается в своеобразие проблемы исследования и состоит в том, что она находится на стыке многих научных дисциплин: философии, истории, психологии - и все это тесно смыкается с журналистикой, а также то, что в заявленном виде она практически не изучалась. Тем не менее, каждой из этих наук накоплен обширный и богатый материал по исследуемой проблеме.
Объект нашего исследования - имидж телеведущего на российских федеральных телеканалах.
Предмет исследования - особенности имиджа конкретных телеведущих.
Цель исследования -выявить особенности формирования имиджа телеведущих российских федеральных каналах.
Задачи:
1) Выявить понятие «имидж».
2) Определить параметры сравнения имиджей телеведущих
3) Выявить особенности телепрограммы на примере которых анализируются имиджи телеведущих
4) Проанализировать имидж трех телеведущих
Гипотеза:
На телепрограммах российских федеральных каналов формирование имиджа телеведущих занимает одну из ключевых позиций.
Эмпирическая база:
Рассматривался имидж телеведущего Андрей Малахова в телепрограмме «Пусть говорят» на первом канале за период 2010-2015, также Бориса Корчевникова в телепрограмме «Прямой эфир» на канале «Россия 1/Россия» за период 2010-2015, и имидж телеведущего Леонида Закашанского в телепрограмме «Говорим и показываем» на телеканале НТВ за период 2010-2015.
Теоретическая и практическая значимость обусловлены тем, что фактический материал и полученные выводы в магистерской работе могут быть использованы в методологии формирования имиджа телеведущих и других социально-философских дисциплинах.
Хронологические границы исследования: 2010-2015 год.
Выбор хронологических границ исходит из необходимости проследить изменение имиджа телеведущих за несколько лет. Для максимальной точности анализа было выбрано 5 лет.
Методологии исследования: принцип объективности, системность научного знания, логичность метода подхода к медийному пространству и его элементов.
Теоретическая база:
В характеристики телеведущих российских федеральных телеканалов был упор на многие работы:
Г.Г. Почепцов в своей работе «Имиджелогия» рассматривает виды образов российского медиапространстве и определяет результаты их воздействия на аудиторию. Здесь характеризуются основные понятия, которые легли в основу нашего исследования. «Профессия: имиджмейкер».
Бакулев Г. П. в книге «Массовая коммуникация: Западные теории и концепции» рассматривает основные теории и концепции массовой коммуникации почти за сто лет ее изучения за рубежом. На смену ранним теориям пропаганды и массового общества, утверждавшим об огромном, почти непреодолимом влиянии масс-медиа, пришли идеи ограниченных эффектов, согласно которым опасения относительно воздействия средства массовой коммуникации сильно преувеличены.
Больц Н. в «Азбука медиа» рассматривает основные аспекты внутренней организации и социального бытования современных медиа. Охвачены: пресса, телевидение, компьютеры, мультимедиа и роботехника. В центре внимания - цифровые медиа, которые рассматриваются в единстве их технической, математической, коммуникационно-теоретической, социальной, моральной, гуманитарно-психологической и менеджериально- экономической сторон.
Вартанов А.С. «Актуальные проблемы телевизионного творчества на телевизионных подмостках». В учебном пособие известного искусствоведа и критика Анри Вартанова посвящено самым заметным явлениям в жизни телевидения последних лет.Три больших раздела: «Проблемы», «Передачи», «Звезды» — содержат очерки об актуальных проблемах развития сегодняшнего российского ТВ; об отдельных, самых известных в последние годы программах (как публицистических, подводящих еженедельные итоги политических событий в стране и в мире, так и посвященных вопросам культуры и искусства); о творчестве наиболее ярких и популярных ведущих, признанных «звезд» домашнего экрана. Очерки написаны в свободной форме дневника зрителя, внимательно следящего за происходящим в эфире, строго судящего ТВ за присущие ему многие недостатки и поддерживающего отдельные творческие удачи.
Зверева В.В. Репрезентация и реальность. Электронные средства массовой коммуникации сделались и условием, и средой обитания, и своеобразным субъектом культуры, активно воздействующим на облик общества и на систему представлений и чувств отдельного человека. Телевидение как средство коммуникации, ориентированное на нарративность, на художественные жанры, привносит в мир собственный порядок, приписывая его «жизни». Фрагментированность на экране относится к блокам информации.
Кроукер А., Кук Д. ТВ и торжество культуры. Наше общее теоретизирование, стало быть, таково, что ТВ - реальный мир постсовременной культуры, идеологией которому служит развлекательность; эмблематическим знаком потребительской формы - зрелище, популярной психологией - реклама стиля жизни, связью, объединяющей подобие аудитории, - чистая, пустая серийность; самой динамичной (и единственной) его формой социальной связи - электронные образы; идеологической формулой - политика элитной коммуникации; локусом его рыночной подоплеки - покупка и продажа абстрагированного внимания, главным культурным знаком - цинизм.
В исследовании А.А Новиковой «Телевидение и театр: пересечение закономерностей». Автор проводит аналогию между телевидением и театром, говоря о том, что в последнее время аудиторию зрителей привлекают программы развлекательного характера. А любое шоу на телевидение предполагает актеров и сценаристов. Обосновывает свою точку зрения через призму современных аудиторных предпочтений.
В учебном пособии Е.В. Черниковой «Основы творческой деятельности журналиста» дается необходимый комплекс сведений, относящихся к журналистскому творчеству и ориентирующих современного журналиста в системе российских СМИ.
Соавторское исследование Л.В. Матвеевой, Т.Я. Аникеевой, Ю.В. Мочаловой «Психология телевизионных коммуникаций» анализирует основные аспекты психологии восприятия создаваемых имиджей в СМИ. Даются примеры эффективного воздействия на аудиторию, определяются наиболее удачные образы.
Методы исследования: глубокий качественный анализ имиджа телеведущих, сравнительный анализ имиджа телеведущих, наблюдение за изменением имиджа телеведущих, обобщение, выявления общего в имидже телеведущих, анализ источников, количественный анализ имиджей телеведущих.
Апробация работы. Материалы и результаты исследования были представлены в статьях:
1) «Способы и проблемы развития региональных российских телеканалов»
2) «Жанровое своеобразие программ на российских федеральных телеканалах»
Можно смело говорить о профессионализме этого ведущего, о том, что именно от его личности зависит рейтинг передачи. Да, скандал всегда привлекает внимание, да, темы, выносимые на обсуждение, затрагивают частную жизнь. Эти темы действительно волнуют миллионы телезрителей, в качестве экспертов на передачу к телеведущим ток - шоу приходят действительно известные публичные люди. Сравниваемые ток - шоу-удачное сочетание скандальности и серьезности. Ведущий ток - шоу несомненно имеет свой имидж, наработанный годами. И этот имидж привлекает, заинтересовывает и интригует зрителей.
В данном исследовании были обозначены основные приемы и способы формирования имиджа телеведущего на российских федеральных телеканалов, на примере ведущих ток - шоу Андрея Малахова, Бориса Корчевникова и Леонида Закашанского. Вряд ли существует профессиональный эталон ведущего ток - шоу: слишком разнообразен диапазон тем и спектр целей этих передач. Главное, что должно оцениваться в ведущем - это индивидуальный стиль, особенный типаж и своеобразная манера ведения передачи. У каждого телеведущего эти характерные особенности присутствуют.
Для человека естественна потребность в обновлении информационных связей с обществом, что открывает весьма эффективный путь влияния журналистики на общественность. Ток - шоу самого разного плана становится все больше, а образовательных, культурно-просветительских, качественных музыкальных и развлекательных передач можно пересчитать по пальцам, да и увидеть их можно далеко заполночь.
Средства массовой информации все настойчивее внедряются в нашу повседневную жизнь, активно воздействуя на представления человека об окружающих явлениях, формируя его отношение к действительности. В результате человек не просто интересуется происходящим - мы ощущаем себя частью навязываемого нам информационного мира. Важно отметить и то, что в погоне за рейтингом авторы телевизионных программ все чаще делают ставку на сенсационность сообщаемой информации, в результате вся профессиональная деятельность журналистов направлена на то, чтобы любыми способами повысить рейтинг передачи. А вот духовная культура зрителей, к сожалению, очень часто остается «за кадром».
Именно телевидение формирует особый тип восприятия, где «настоящее» становится самым важным для человека, а зрительные образы начинают доминировать среди языков культурной и информационной среды.
1. Антонов К. Телевизионные новости: конструирование политических событий. - Кемерово, 2006. - 244 с.
2. Багиров, Э.Г. Основы телевизионной журналистики / Э.Г. Багиров. - М.: МГУ, 1987. - 238 с.
3. Больц Н. Азбука медиа / Н.Больц. - М.: Европа, 2011. - 136 с.
4. Борецкий Р. А. Беседы об истории телевидения. Лекции, прочитанные на факультете журналистики МГУ в феврале - мае 2010 г. - М.: Икар, 2011. - С. 72.
5. Васильева Т.В., Осинский В.Г., Петров Г.Н. Беседа в эфире. Радиотелевизионная журналистика в системе профессиональных координат./ СПб.:Специальная литература, 2003. - 288с.
6. Васильева Т.В., Осинский В.Г., Петров Г.Н. Курс радиотелевизионной журналистики: Учебное пособие / Т.В.Васильева и др.; под ред. С.Ю.Агапитовой, Е.П.Почкай. - СПб.: Специальная литература, 2004. - 288 с.
7. Вылегжанин Д. А. Введение в политическую имиджелогию. / Вылегжанин Д.А. -М.: Флинта, 2008. - 136 с.
8. Вартанова, Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран / Е.Л. Вартанова. - М.: Аспект Пресс, 2003. - С.55
9. Гуревич, П.С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия / П.С.Гуревич. - М.: Искусство, 1991. - 221с.
10. Гострова, Е.В. Роль ведущего информационно-аналитической программы / Е.В. Гострова // Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском пространстве. - М., 2006. - 245 с.
11. Гострова Е. В. Информационно-аналитические телевизионные
программы: история, типология, современное состояние (на примере
программ федеральных каналов Вести недели (Россия) и Намедни (НТВ): Автореф. дис. канд. филолог. наук / Е. В. Гострова. Ростов-на-Дону. РГУ. - Ростов-на-Дону, 2006. - 24 с.
12. Даль В.И. Толковый словарь в четырех томах, том 2 / В.И. Даль. - М.: Издательство АСТ ,1995 С. - 779 с.
13. Егоров В. В. Телевидение между прошлым и будущим. - М.: Воскресенье, 1999. - 416 с.
14. Ермилов А. Живой репортаж: Профессиональные советы тележурналисту / А.Ермилов. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 112 с.
15. Засурский Я. Н. Телевидение: структурно-функциональные аспекты // Система средств массовой информации России. - М.: Аспект Пресс, 2001. - С. 173-195
16. Зверинцев А.Б. Формирование имиджа. Коммуникационный менеджмент. - СПб.: Юнити-Дана - 1997. - 256 с.
17. Зверева В. В. История на ТВ: конструирование прошлого // Отечественные записки. - 2004. - № 5. - С. 14-16
18. Имамова-Стефанчук Е. И. Эволюция отечественного информационно-аналитического телевидения (конец 80-х-90-е годы). - М.,
2001. - С.26.
19. Ковалёв-Случевский К.П. Тележурналистика XXI века: Настольная книга для познания современного ТВ / К.П.Ковалёв-Случевский. - М.: Грифон, 2012. - 176 с.
20. Комлев Н.Г. Иностранные слова и выражения. М.: Современник, 1997. - С.59
21. Корнилов Е. А. Журналистика на рубеже тысячелетий. - Ростов н/Д., 1999. - С.177
22. Кузнецов И. Н. Корпоративная культура делового общения /И.Н. Кузнецов М.: АСТ, 2005. - 608 с.
23. Кузнецов И. В. История отечественной журналистики (1917-2000). - М.: Флинта, 2008. - 640 с.
24. Кузнецов, Г.В. Телевизионная журналистика / Г.В.Кузнецов. - М.: МГУ, 1998. - 207с.
25. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста: Учебник для студентов вузов / Г.В.Лазутина. - 3-е изд. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 224 с.
26. Лебедева Т.В. Жанры радиожурналистики. / Т.В.Лебедева. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 224 с.
27. Муратов С. ТВ - времена перемен? Книга признаний и откровений. - М., 2009. - С. 77
28. Овчинников В. 21 бесполезный совет // Журналистика и медиарынок№5. - С. 28-29.
29. Оганов Г. ТВ по-американски. - М, 1996, стр.83-84.
30. Олешко В. Необъяснимо, но влекущее. Журналистика как творчество / В. Олешко. - Екатеринбург.: РИП-холдинг, 2003. - 348 с.
31. Телевизионная журналистика: Учебник/ Гл. ред. А.Я. Юровский. - М.: МГУ, 1994. - 195с.
32. Телевизионная журналистика: Учебник. 3-е изд. / Редколлегия: Г.В.Кузнецов, В.Л.Цвик, А.Я.Юровский. - М.: Изд-во МГУ; Высшая школа,
2002. - 304 с.
33. Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом / В.Т.Третьяков. - М.: Алгоритм, 2010. - 560 с.
34. Феофанов О.А. США: реклама и общество/ О.А.. Феофанов - М.: Прогресс, 1974. - 350с.
35. Фролов, М. Е. Телевизионный дискурс информационно- аналитических программ (На материале программ криминально-правовой тематики НТВ): диссертация кандидата филологических наук: 10.01.10 / М.Е. Фролов. - Тверь, 2004. - 203 с.
36. Цвик В. Л. Телевизионная журналистика. М.: Юнити-Дана, 2009. - 496 с.
37. Шариков А. В. Парадигмальные трансформации отечественного телевидения // СОЦИС. - 2006. - № 10. - С. 95-103
38. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравится людям/В.М.Шепель. - М.: Народное образование, 2002. - 387с.
39. Имидж корпорации/ [Электронный ресурс] URL: www.iu.ru/biblio/archive/shepel_imedjelogija/08.aspx,, вход свободный, - Загл. с экрана. - Яз. рус.(Дата обращения: 05.06.2016)
40. Екатерина Андреева / [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://lichnosti.net/people_878.html, свободный, - Загл. с экрана. - Яз. рус.(Дата обращения: 05.06.2016)
41. Рейтинг телеведущих Первого канала / [Электронный ресурс]
Режим доступа: URL:forum.1tv.ru/index.php?showtopic=70614st=80,
свободный, - Загл. с экрана. - Яз. рус.(Дата обращения: 05.06.2016)
42. Имидж// [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Имидж, свободный(Дата обращения: 05.06.2016)
43. Лысенко А. Г. ТВ живьем и в записи. - М.: ПРОЗАиК, 2011. - С. 378-379
44. Мандрова Н., Осипова Н. Телекомпания ВИД вчера и сегодня. // Коммерсантъ. - 1995. - № 000. - Режим доступа: URL:http://www.forum.1tv.ru /doc/116096 (Дата обращения: 05.06.2016)
45. Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917-начало 90-х годов): Учебное пособие / Под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. - 208 с.
46. Старобахин Н. Н. Освещение социально-политических событий в
теленовостях как способы конструирования реальности // Медиаскоп. - 2008. - №2. - Режим доступа: URL:http://elibrary.ru/item.asp?id=17030702(Дата
обращения: 05.06.2016)
47. Телевидение и радиовещание в СССР. Под ред. А. П. Болгарева. - М.: Искусство, 1979. - Режим доступа: URL: http://tvscience/catalog. asp? ob_no=4726page=2 (Дата обращения: 05.06.2016)
48. Овчинников В. 21 бесполезный совет // Журналистика и медиарынок№5. - С. 28-29.
49. Борецкий Р. А. Беседы об истории телевидения. Лекции, прочитанные на факультете журналистики МГУ в феврале - мае 2010 г. - М.: Икар, 2011. - С. 72.
50. Имамова-Стефанчук Е. И. Эволюция отечественного информационно-аналитического телевидения (конец 80-х-90-е годы). - М., 2001. - С.26.
51. Телевидение и радиовещание в СССР. Под ред. А. П. Болгарева. - М.: Искусство, 1979. - Режим доступа: URL: http://www.tvscience.ru/catalog. asp? ob_no=4726page=2 (Дата обращения: 05.06.2016)
52. Борецкий Р. А. Беседы об истории телевидения. Лекции, прочитанные на факультете журналистики МГУ в феврале - мае 2010 г. - М.: Икар, 2011. - С. 79.
53. Кузнецов И. В. История отечественной журналистики (1917-2000). - М.: Флинта, 2008. - 640 с
54. Муратов С. ТВ - времена перемен? Книга признаний и откровений. - М., 2009. - С. 77
55. Мандрова Н., Осипова Н. Телекомпания ВИД вчера и сегодня. //
Коммерсантъ. - 1995. - № 000. - Режим доступа URL:
http://staroetv.su/blog/2003-01-01-471(Дата обращения: 05.06.2016)
57. Зверева В. В. История на ТВ: конструирование прошлого // Отечественные записки. - 2004. - № 5. - С. 14-16
58. Корнилов Е. А. Журналистика на рубеже тысячелетий. - Ростов н/Д., 1999. - С.177
59. Засурский Я. Н. Телевидение: структурно-функциональные аспекты // Система средств массовой информации России. - М.: Аспект Пресс, 2001. - С. 173-195
60. Егоров В. В. Телевидение между прошлым и будущим. - М.: Воскресенье, 1999. - 416 c.
61. Цвик В. Л. Телевизионная журналистика. М.: Юнити-Дана, 2009. - 496 с
62. Старобахин Н. Н. Освещение социально-политических событий в
теленовостях как способы конструирования реальности // Медиаскоп. - 2008. - №2. - Режим доступа URL:http://www.mediascope.ru/node/251(Дата
обращения: 05.06.2016)
63. Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917-начало 90-х годов): Учебное пособие / Под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. - 208 с
64. Лысенко А. Г. ТВ живьем и в записи. - М.: ПРОЗАиК, 2011. - С. 378-379
65. Гострова Е. В. Информационно-аналитические телевизионные
программы: история, типология, современное состояние (на примере
программ федеральных каналов Вести недели (Россия) и Намедни (НТВ): Автореф. дис. канд. филолог. наук / Е. В. Гострова. Ростов-на-Дону. РГУ. - Ростов-на-Дону, 2006. - 24 с.
66. Шариков А. В. Парадигмальные трансформации отечественного телевидения // СОЦИС. - 2006. - № 10. - С. 95-103.
67. Вартанова, Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран / Е.Л. Вартанова. - М.: Аспект Пресс, 2003. - С.55
68. Засурский, Я.Н. Система средств массовой информации в России / Я.Н. Засурский. - М.: Аспект Пресс, 2001. - С. 78
69. Феофанов О. США: реклама и общество. - Москва, 1974. - С. 76
70. Комлев Н.Г. Иностранные слова и выражения. М.: Современник, 1997. - С.59