Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление реструктуризацией оборонного комплекса России и его финансовое обеспечение

Работа №8333

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

экономика

Объем работы209стр.
Год сдачи2006
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
777
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА 10
1.1. Экономическая природа военной экономики и сущность . оборонно-промышленного комплекса 10
1.2. Институциональные основы развития оборонно-промышленного комплекса 32
1.3. Общемировые тенденции развития оборонно-промышленных
комплексов 49
Глава II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ВОЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИИ 63
2.1. Конверсия военного производства в системе экономического обеспечения обороны страны 63
2.2. Управленческие механизмы реструктуризации оборонно-промышленного комплекса 81
2.3. Целевые комплексные программы как инструмент стратегического управления предприятиями ОПК 109
Глава III. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА 124
3.1. Финансовые аспекты приватизации предприятий оборонно-промышленного комплекса 124
3.2. Государственный оборонный заказ и контрактная система его реализации 136
3.3. Интеграция капитала и технологии формирования финансово-промышленных групп в ОПК 154
3.4. Модель оценки финансово-экономической устойчивости предприятий ОПК 164
Заключение 177
Список литературы 183
Приложения 195



Актуальность темы исследования. В условиях развития рыночных отношений в России обозначились проблемы, неотложное решение которых обуславливает положительные результаты реформирования экономической системы, важное место в которой занимает оборонно-промышленный комплекс (ОПК). Среди них особую актуальность приобретают те, которые связаны с необходимостью формирования таких экономических отношений, которые бы обеспечивали и гарантировали эффективное, конкурентоспособное и устойчивое развитие оборонных предприятий.
В последние годы серьезной проблемой в деятельности оборонных предприятий является моральный и физический износ основных фондов и низкие темпы их обновления. Это требует многократного увеличения объема капитальных вложений, без чего невозможна реструктуризация военного производства. Необходимо также решить задачу реализации возможностей получения средств на обеспечение эксплуатационной готовности военной техники. Все это следует решать в рамках реструктуризации предприятий ОПК.
Острые проблемы возникают при реализации государственного оборонного заказа в системе оборонно-промышленного комплекса. Обвальное сокращение гособоронзаказа в 1990-е годы лишило предприятия средств не только на развитие, но и на поддержание простого воспроизводства. Из всей совокупности причин, определяющих проблемы финансирования государственного оборонного заказа, выделяются задержка платежей за изготовленную и поставленную заказчику продукцию и выполненные работы, отсутствие авансирования при производстве продукции с длительным циклом изготовления, дискриминационно высокие цены, отсутствие единой методики принятия унифицированных показателей и т.д.
Необходимость реструктуризации организаций оборонно¬промышленного комплекса, создание эффективной системы управления этим процессом и его финансового обеспечения в условиях развития рыночных отношений и стабилизации воспроизводственного процесса в России и определяют тему диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы. Научные изыскания и практические разработки проблемы управления военньщ производством в целом и отдельных ее направлений представлены в трудах таких знаменитых ученых, как Ф.Кенэ, У. Петти, А. Смит, Дж. С. Милль, Д. Рикардо, Ф. Энгельс, Дж. М. Кейнс, В. Леонтьев, А. Маршалл и др., в публикациях таких исследователей, как М. Борнье, Дж. Гелбрейт, Дж. Робинсон, П. Самуэльсон, Э. Чемберлин, М. Фридмен и др.
Отдельные аспекты теории военной экономики и эволюции оборонного комплекса исследованы Л. Абалкиным, С. Викуловым, С. Глазьевым, В. Дементьевым, Г. Жуковым, Б. Кузыком. Особо следует выделить труды
A. Пожарова, одного из первых ученых, введших в научный оборот термин «военная экономика».
Историческому аспекту развития военной экономики посвящены труды русских ученых XIX - начала XX вв. И. Блиоха, М. Газенкампфа, Ф. Мак- шеева, П. Мигулина, Л. Радус-Зенковича, А. Редигера, Н. Соловьева, Г. Ходского, Н. Янушкевича, а также современных исследователей Ю. Коречкова,
B. Раева, Б. Ривкина, А. Свечина, В. Тиванова. Особенности развития военно-финансовых отношений в сфере военно-промышленного комплекса раскрыты в трудах А. Батьковского, Н. Воровского, С. Ермакова, Н. Кунца, В. Островского, М. Смирнова, Ю. Тропина, Р. Фарамазяна, В. Цемы. Отдельным направлениям деятельности предприятий оборонного комплекса посвящены труды В. Бубнова, Е. Горголы, В. Донченко и др.
Разработкой проблем управления финансами оборонных предприятий в отечественной науке занимались А. Ахмеду ев, А. Бурыкин, В. Донченко, И. Карпухин, М. Летягин, В. Федотов и ряд других ученых. Важное место в сис¬теме управления финансами оборонных предприятий занимает финансовый анализ. Его основные положения изложены в трудах М. Баканова, И. Балабанова, Л. Донцовой, А. Ковалева, В. Ковалева, М. Крейниной, Г. Савицкой, Р.

Сейфулина, А. Шеремета и других экономистов. Среди исследователей финансов федеральных государственных унитарных предприятий МО РФ следует выделить А. Астахова, М. Башина, С. Викулова, Н. Волостнова, К. Мин- галиева, Г. Подистова, Т. Чепасова и др.
Отдельным направлениям реструктуризации оборонных предприятий посвящали свои труды А. Аникин, В. Донченко, А. Кальсин, , О. Каша, А. Нечаев, Н. Новиков, В. Трофимец, Е. Чистяков, Г. Янин и ряд других воен¬ных экономистов.
В трудах отечественных ученых изложены основные положения, раскрывающие сущность системы управления реструктуризацией оборонных предприятий, механизм их финансово-экономической деятельности. Однако в них не раскрыты особенности реструктуризации и ее модели в современных условиях, не обоснованы финансовые аспекты этого процесса.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Создание вооруженных сил и обеспечение их функционирования требует отвлечения на эти цели экономических ресурсов, формирования обеспечивающих структур. С давних пор между экономикой и войной развивается тесные взаимосвязи, а в обществе формируются военно-экономические от¬ношения. Военная экономика - это хозяйство, обслуживающее военные потребности государства, подготовку и ведение войн. Для того, чтобы превратить военно-экономические возможности в военную мощь, нужно произвести вооружение и военную технику, другие предметы военного назначения, доставить их вооруженным силам и обеспечить эффективное использование. Для выполнения соответствующих функций и предназначены специальные звенья военной экономики - производственное, распределительное, обменное, а также звено, обслуживающее конечное военное потребление.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
1. К определению понятия «оборонно-промышленный комплекс» необходимо подходить с двух сторон. С институциональной стороны, ОПК - это институциональная единица экономики страны, включающая предприятия и организации разных форм собственности, которые на основе утвержденной нормативной правовой базы производят и реализуют продукцию военного назначения. С экономической стороны, ОПК - это совокупность экономических отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления конечного военного продукта как для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил России и иных органов безопасности, так и в рамках осуществления военно-технического сотрудничества с другими странами.
Военное производство как фаза общественного воспроизводства престает исходным пунктом в реализации военно-экономических возможностей, служащим для создания материально-вещественных элементов военной мо¬щи. Наличие военного производства как постоянного крупного по масштабам многоотраслевого комплекса - общепризнанное положение военно¬экономических концепций и военно-технической политики многих стран.
Подобные комплексы включают ряд специализированных отраслей и производств, в том числе атомную, ракетно-космическую, авиационную, судостроительную, автобронетанковую промышленность, производство артиллерийско-стрелкового вооружения и боеприпасов и другие.
2. С экономических позиций оборонные предприятия и организации имеют свою специфику, которая проявляется в монополии заказчика, обусловленной преобладанием государственного заказа над инициативными работами; в особых требованиях к качеству производимой продукции, высокой ее наукоемкости и технологичности, долгосрочности и капиталоемкости большинства реализуемых инвестиционных проектов; в наличии избыточных (мобилизационных) мощностей, запасов стратегического сырья и материалов; высоком уровне специализации и монополизации производителей, обусловливающем затратный характер ценообразования; в особых информационных условиях (секретность), ограничивающих кооперацию и передачу технологий.
3. Факторами инновационного развития ОПК должны стать:
• выбор ограниченного числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции и обеспечивающих переход к новому технологическому укладу;
• разработка технологий двойного назначения, используемая как для производства вооружений, так и продукции гражданского назначения;
• развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая улучшение инвестиционного климата и совершенствование экономико¬правового обеспечения инновационной деятельности;
• использование современных методов управления на оборонных предприятиях, модернизация продукции, освоение новых рынков сбыта и т.д.



1. Федеральный закон от 30.11.1995 г. №190-ФЗ “О финансово¬промышленных группах”.
2. Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. №213-Ф3 “О государственном оборонном заказе”.
3. Федеральный закон от 13 апреля 1998 г. № 60-ФЗ “О конверсии обо¬ронной промышленности в Российской Федерации”.
4. Федеральный закон от 6 мая 1999 г. №97-ФЗ “О конкурсах на разме¬щение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд”.
5. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. №174-ФЗ “О финансировании государственного оборонного заказа для стратегических ядерных сил Рос¬сийской Федерации”.
6. Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена Указом Пре¬зидента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. № 706 // Российская га¬зета.- 2000.- 25 апр.
7. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 10.01.2000 №24).
8. О положении дел в оборонной промышленности Российской Федера¬ции. Постановление Совета Федерации от 5 ноября 1997г. № 358-СФ.
9. Федеральная целевая программа реформирования оборонно¬промышленного комплекса на 2001-2005 годы и на период до 2010 года.
10. Об образовании Совета по реструктуризации и конверсии оборонных предприятий, расположенных в городе Москве. Распоряжение Правительства Москвы от 9 апреля 1998 г. № 389-РП.
11. Закон Ярославской области от 28.12.2005 № 93-з «Об областном бюджете на 2006 год» // Губернские вести.- 2005.- 30 декабря.- № 75; 2006.- 3 февраля.- № 7; 2 марта.- № 12).
12. Закон Брянской области от 10 октября 2003 г. № 66-3 «О льготах по платежам в областной бюджет».

184
13. Абросимов Н.В., Викулов С.Ф., Пожаров А.И. Военно-экономическая безопасность в системе национальной безопасности // Вооружение. Полити¬ка. Конверсия.- 1993.- № 3.
г 14. Авиация России. «Салют» новых идеи и технологий // Красная звезда. 28.09.2002.
15. Авсеенко И. О ходе реформирования промышленности обычных воо-ружений // Вооружение. Политика. Конверсия.- 2003.- № 2.- С. 13. www.vpk.ru.
16. Актуальные проблемы реформирования оборонно-промышленного комплекса России.- М.: Центр исследования промышленности ИМЭПИ РАН, «Эпикон», 2002.
17. Алмаев М.Х., Астапов K.JI. Развитие оборонно-промышленного ком-плекса: законодательство и реалии // Финансы и кредит.- 2004.- № 3.- С. 12.
18. Аннан Кофи. Вступительная статья / Ежегодник СИПРИ 2001. Воо-ружение, разоружение и международная безопасность.- М.: Наука, 2002.- С.2.
19. Астахов А.А. Финансовые аспекты реформирования оборонно-промышленного комплекса России // Военно-экономический вестник.- 2003.- № 4.- С. 7.
20. База данных СИПРИ по производству вооружений.- М.: Наука, 2002.¬300 с.
21. Балуев Д.Г. Современная мировая политика и проблемы личностной безопасности.- Нижний Новгород, 2002.- С. 28.
22. Балуев Д. Приватизация военно-силовых функций государства: како¬вы перспективы? // Мировая экономика и международные отношения.- 2004.- № 3.- С. 64.
23. Бейле А.Дж.К. Каково будущее контроля над вооружениями? // Ми¬ровая экономика и международные отношения.- 2003.- №11.- С.37.
24. Белолипецкий В.Г. Финансы фирмы.- М.: ИНФРА-М, 1999.- С. 58.
25. Беренс В., Хавранек П.М. Руководство по оценке эффективности ин-вестиций: Пер. с англ.- М.: Интерэксперт, ИНФРА-М, 1995.

185
26. Бурутин А. Российский оборонно-промышленный комплекс на со-временном этапе // Военный парад.- 2005,- № 3,- С.12.
27. Быков В.А. Механизм контроллинга в системе управления экономи¬ческой безопасностью федеральных государственных унитарных предпри-. ятий Министерства обороны РФ (на примере ремонтных предприятий Воен¬но-воздушных сил).- Дисс. ...канд. экон. наук.- Ярославль.: ЯВФЭИ, 2006.- С. 12.
28. Бюджет-2005 позволит Минобороны РФ вернуть долги предприятиям оборонно-промышленного комплекса / WWW.NACBEZ.RU/GOTO.PHP?lJRL=
29. Варнавский В. Приватизационные процессы в инфраструктуре: успе¬хи и ошибки реформ // Мировая экономика и международные отношения.- 2005.-№8.-С. 112.
30. Викулов С.Ф. Военная экономика и финансы в годы войны и совре-менность: общее и отличия // Вестник Военного финансово-экономического университета,- 2005.- Специальный выпуск - С. 25.
31. Винслав Ю. Организационно-экономический механизм конверсии науки и производства/ В сб. Направления конверсии и формы их реализа¬ции.- М.: ЦНИИЭК, 1990.
32. Винслав Ю., Куличков Е. Конверсия оборонной промышленности в СССР // Мир науки.- 1990.- № 4.
33. Винслав Ю. Целевой механизм управления конверсией предприятий, НИИ и КБ / Науч. сб. «Техника средств связи». Вып. 1.- М.: ЦООНТИ «ЭКОС», 1991.
34. Винслав Ю. Закон о конверсии и пути его реализации / В сб.: Вопро¬сы экономики и конверсии. Выпуск 3.- М., 1992.
35. Винслав Ю. Утверждая научные принципы управления интегриро¬ванными корпорациями // Российский экономический журнал.- 2001.- № 10.- С.34.
36. Винслав Ю., Жбанов Ю., Управление конверсией: опыт и уроки бли-жайшей истории.- М.: ООО «Алмаз», 2005.- С. 23.

186
37. Винслав Ю. Конверсия отечественного оборонно-промышленного комплекса: фрагменты ретроанализа и некоторые актуальные выводы // Рос¬сийский экономический журнал.- 2006.- № 4.- С. 47.
38. Владимиров В.. Анатомия разоружения // Мировая экономика и меж-дународные отношения.- 2003.- № 10.- С. 123.
39. Власкин Г., Рассадин В. Инновационный фактор в оборонно-промышленном комплексе России // Мир премен.- 2002.- № 2.
40. «В связи с расширением НАТО». Заявление официального представи¬теля МИД России А.В. Яковенко. 29 марта 2004 г.
41. Водянов А., Гаврилова О., Гришин JL, Шевелева Е., Касаткин А. Ин-вестиционные проекты, финансируемые из федерального бюджета: методы оценки эффективности // Российский экономический журнал.- 2006.- № 1.
42. Военная мысль.- 1997.- № 5.- С.4.
43. Военная экономика. Теория и актуальные проблемы / Под ред. А.И. Пожарова.- М.: Военное издательство, 1999.- С. 165.
44. Военно-экономическая безопасность.- М.: ВФЭУ, 2002.
45. Военно-экономические вопросы в курсе политэкономии.- М., 1968.- С. 70.
46. Военно-экономический анализ / Под ред. С.Ф. Викулова.- М.: Воен¬издат, 2001.- 350 с..
47. Володин А.А. Справочник финансиста предприятия.- М.: ИНФРА-М
2002. -431 с.
48. Володин Д. США, Китай и новое военно-стратегическое уравнение в АТР // Мировая экономика и международные отношения.- 2006.-№ 2.- С. 75.
49. Воробьев В.В., Пожаров А.И., Ермаков С.М. Военная экономика.- М.: Воениздат, 2003.- С.8.
50. Гагарина А.В. Организационно-экономическое обеспечение взаимо-действия органов государственного управления и хозяйствующих субъектов в подготовке квалифицированных кадров для экономики региона. Дисс... канд. экон. наук.- Ярославль.: ЯВФЭИ, 2005.- С. 89.

187
51. Гельвановский М. К идентификации и самоидентификации россий¬ского оборонного комплекса // Российский экономический журнал.- 2003,- № 5-6.
52. Григорьев А.В. Финансовый контроль в систем? управления финан¬сово-хозяйственной деятельностью ФГУП МО РФ (на примере строительных предприятий МО РФ). Автореф. дисс. ...канд. экон. наук.- Ярославль.: ЯВФЭИ, 2006,-С. 11.
53. Гук С. Локомотив без топлива // Время МН. - 2002.- 27 февр.- С. 2.
54. Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической ис¬тории. Т.4.- М., 1938.- С. 102.
55. Ежегодник СИПРИ-2000.- М.: Наука, 2001.- С. 349.
56. Ежегодник СИПРИ 2001. Вооружения, разоружение и международная безопасность. Русское издание.- М.: Наука, 2002.- С. 270-279.
57. Ежегодник СИПРИ 2004: вооружения, разоружение и международная безопасность.- М., 2005
58. Ежегодник СИПРИ-2005,- М.: Наука, 2006,- С.28.
59. Жбанов Ю., Шипилов В. Конверсия в Уральском регионе: практика и проблемы // Конверсия, 1991Вып. 2.
60. Жбанов Ю., Хвалина Г. Проблемы конверсии Дальневосточного ре-гиона//Конверсия, 1991,-Вып. 3.
61. Жбанов Ю., Мартынова О. О некоторых аспектах конверсии в ленин-градском регионе // Конверсия, 1991.- Вып. 4.
62. Жилин П.А. Проблемы военной истории.- М., 1975.- С. 135.
63. Зотова Л. Высокотехнологичный комплекс: проблемы интеграции // Экономист.- 2006.- № 1.- С.21.
64. Иванов И.С. Россия и ООН: надежные партнеры во имя общих целей // Мировая экономика и международные отношения.- 2004,- № 3.- С. 10.
65. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. С.Д. Иль-енковой.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.- С. 39.

188
66. Итоги приватизации в оборонно-промышленном комплексе. Анализ процессов приватизации государственной собственности в России за период 1993-2003 годы. Экспертно-аналитическое заключение Счетной палаты РФ/ http://rusref.nm.ru/priv332.htm .
67. Калядин А. Ключевой момент общей системы безопасности // Миро¬вая экономика и международные отношения.- 2006,- № 1,- С. 24.
68. Каша О.А., Чистяков Е.А., Трофимец В.Я. О конкурсном размещении государственного оборонного заказа // Военно-экономический вестник.-
2003. -№3.- С. 10.
69. Келин А.В. Спокойно негативное отношение к расширению НАТО // Международная жизнь.- 2003.- 12 дек.
70. Келин А.В. О расширении НАТО и интересах безопасности России // Бюллетень ИНИОН РАН «Европейская безопасность: события, оценки, про¬гнозы».- 2004.- Вып. 12.
71. Клаузевиц К. О войне.- М.: Госвоениздат, 1934.- С.12. (militera.lib.ru/science/clausewitz/index.html)
72. Коречков Ю.В. Полевые казначейства русской армии.- Дис. ... канд. ист. наук.-Ярославль.: ЯрГУ, 1995.- С. 40.
73. Косолапов Н. Круговорот насилия в социальных структурах // Миро¬вая экономика и международные отношения.- 2004.- № 3.- С.72.
74. Кравченко Г.С. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны.- М., 1970,- С. 17.
75. Крюков В. Интегрированные корпоративные структуры в нефтегазо¬вом секторе: пройденный путь и необходимость перемен // Российский эко¬номический журнал.- 2004,- № 2.- С.ЗО.
76. Кузнецов Е. Конверсия: неотложные задачи и долгосрочные пробле-мы//Коммунист.- 1990,- № 13;


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ