Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ АВТОДЕЛА СРЕДСТВАМИ СИСТЕМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

Работа №83311

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы43
Год сдачи2016
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ У БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 7
1.1 Профессиональная подготовка бакалавров по развитию технического
мышления 7
1.2 Техническое мышление: сущность, особенности, методология 13
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ
ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 20
2.1 Развитие компонент технического мышления на основе концепции
развивающего обучения 20
2.2 Разработка системы познавательных заданий, ориентированных на
структуру технического мышления 27
Выводы по второй главе 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ А 41
ПРИЛОЖЕНИЕ В

Актуальность исследования. Процессы, происходящие в современном обществе, характеризуются быстрым развитием и внедрением новых технологий во всех областях производственной деятельности, в том числе и в транспортной сфере. Возрастающая при этом техническая сложность средств производства предъявляет высокие требования к подготовке выпускников учреждений среднего профессионального образования, что в свою очередь ставит высокие требования к уровню подготовки бакалавров профессионального обучения, их профессиональным качествам, способности и готовности на высоком уровне организовать образовательный процесс. Будущий преподаватель должен иметь достаточно развитое мышление, которое обеспечит его познавательную самостоятельность, умение обобщать, способность применять имеющиеся знания в профессиональной деятельности.
Профессиональная подготовка бакалавров направления «Транспорт» в области автодела является необходимым компонентом общепрофессиональной и специальной подготовки, так как от ее качества зависит дальнейшая продуктивная профессиональная деятельность будущих выпускников по подготовке обучающихся профессиям и специальностям, включающим деятельность, связанную с ремонтом, техническим обслуживанием и диагностикой современных автотранспортных средств в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, учебно-курсовой сети предприятий и организаций, в центрах по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов, а также в службе занятости населения. Успешность решения этих задач требует совершенствования профессиональной подготовки будущего преподавателя автодела в направлении развития технического мышления.
Проблема развития мышления в педагогической науке не нова. Вопросы развития различных сторон профессионального мышления рассматривали в своих работах Г.С. Альтшуллер, Б.Ф. Ломов, И.С. Якиманская и др. Ряд исследований посвящен развитию технического мышления Т.В. Кудрявцев, М.В. Мухина и др. В этих работах рассмотрены самые разные аспекты проблемы развития технического мышления, но в них не ставится задача разработки методического обеспечения на основе исследования его структуры с учетом современного уровня развития технического знания.
Кроме того, результаты экспериментальной работы, проводимой в рамках данного исследования на инженерно-технологическом факультете Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета, показывают, что уровень развития технического мышления студентов явно недостаточен. Между тем, развитие технического мышления способствует росту качества усвоения студентами технических знаний, и, как следствие, имеет важное значение для повышения уровня профессиональной подготовки будущего преподавателя автодела.
Исходя из этого, можно утверждать, что обозначенная проблема является достаточной актуальной для современных условий подготовки бакалавров профессионального обучения по профилю подготовки «Транспорт».
На основании вышесказанного проявляется противоречие между современными требованиями к специалисту инженерной направленности и недостаточным уровнем его подготовки.
Гипотеза исследования. Развитие технического мышления у будущего преподавателя автодела при его подготовке к решению профессиональных задач в современных условиях развития научно-технического прогресса будет эффективным, если определены компоненты структуры технического мышления на основе методологии технического знания и разработано методическое обеспечение его развития с использованием системы познавательных заданий.
Цель исследования - определить компоненты структуры технического мышления и на их основе разработать методическое обеспечение развития технического мышления будущего преподавателя автодела средствами системы познавательных заданий.
Объект исследования - профессиональная подготовка бакалавров профессионального обучения.
Предмет исследования - влияние развития технического мышления у бакалавра профессионального обучения на повышение уровня его профессиональной подготовки.
В соответствии с целью и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Обосновать значимость развития технического мышления у будущего преподавателя автодела и выявить его особенности.
2. Изучить влияние развития технического мышления преподавателя автодела на качество усвоения им технических знаний.
3. Выделить дидактические принципы построения системы познавательных заданий и, опираясь на них, разработать методическое обеспечение развития технического мышления.
Методологической основой исследования являются диалектико-материалистическое понимание деятельности; системный, личностный и деятельностный подходы как конкретно-методологические принципы педагогических исследований, психологические исследования по проблемам развития личности.
Теоретической основой исследования являются: общая теория мышления (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), теория развивающего обучения (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин); технологический подход к обучению и воспитанию (В.П. Беспалько, Г.К. Селевко, В.Д. Симоненко); активизация процесса обучения через решение технических задач (Т.В. Кудрявцев, Б.А. Соколов).
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы теоретического исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, учебной и нормативной документации по высшей школе; методы эмпирического исследования: наблюдение, изучение продуктов деятельности студентов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в практике подготовки бакалавров профессионального обучения по профилю «Транспорт» в области автодела.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование по проблеме развития технического мышления будущего преподавателя автодела средствами системы познавательных заданий позволило сделать ряд выводов.
Техническое мышление является одним из важнейших профессиональных качеств будущего преподавателя автодела и необходимым условием его профессиональной готовности. Необходимость развития технического мышления у бакалавра педагогического образования обоснована на основе требований Федерального государственного стандарта по направлению подготовки 44.03.04 - Профессиональное обучение профилю «Транспорт».
Техническое мышление является одним из видов мышления - его особенности проявляются в процессе решения технических задач и обусловлены их своеобразием. Как и другие виды мышления, техническое мышление реализуется при помощи таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение и др., но их протекание обусловлено технической направленностью.
Опираясь на исследования Т.В. Кудрявцева, в структуре технического мышления выделены три компонента: понятийный, образный, практический. Однако, учитывая изменения в профессиональной деятельности современных инженеров и уровня развития техники и технологий, эти компоненты дополнены такими как владение языком техники и оперативность. В исследовании раскрыто содержание каждого из выделенных компонентов и их взаимосвязь.
Поиск путей развития технического мышления приводит к концепции развивающего обучения и построенного на его основе метода проблемного обучения, характерными для которого является наличие проблемной ситуации и поисковая деятельность учащихся под руководством педагога. Были выявлены условия успешного протекания учебного процесса в условиях развивающего обучения: наличие у студента определенной базы знаний по поставленной проблеме, владение необходимыми познавательными умениями.
Анализ дидактических принципов на предмет эффективной реализации развивающего обучения, направленного на развитие технического мышления, привел к выбору оптимальной формы его развития - учебные задачи, ориентированные на развитие всех составных компонент структуры технического мышления.
В ходе исследования определены принципы построения системы заданий: постепенное повышение сложности задач; их направленность на развитие всех компонентов технического мышления; ориентация задач на современные проблемы техники. Приведены примеры уровневых задач, направленных на развитие различных компонентов технического мышления.
Таким образом, результаты теоретического исследования проблемы развития технического мышления будущего преподавателя автодела подтверждают решение поставленных задач и достижения цели исследования, а так же эффективность разработанного методического обеспечения.



1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред.
А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова; [ Ввод. статья А.А. Бодалева и др.]. - М.: Педагогика, 1980. - 230 с.
2. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход: Метод. пособие / А.А. Вербицкий. - М.: Высш. шк., 1991. - 207 с.
3. Вопросы педагогики профессионального образования / Под ред. Г. Кайзера. - М.: Знание, 1965. - 112 с.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 479 с.
5. Гильбух, Ю.З. Развитие технического мышления / Ю.З. Гильбух // Школа и производство. - 2008. - № 11. - С. 3-6.
6. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
7. Зверева, Н.М. Практическая дидактика для учителя: Учеб. пособие / Н.М. Зверева. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 256 с.
8. Краткий психологический словарь / Отв. ред. А.В.Петровский, М.Г. Ярошевский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 512 с.
9. Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. - 3-е изд.,стер. / Г.И. Кругликов. - М.: Академия, 2008. - 288с.
10. Ксензова, Т.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно- метод. Пособие / Т.Ю. Ксензова. - М.: Пед. общество России, 2001. - 224с.
11. Кудрявцев, Т.В. Психология технического мышления / Т.В. Кудрявцев. - М.: Педагогика, 1975. - 304 с.
12. Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. - М.: Прометей, 2002. - 528 с.
13. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении /
A. М. Матюшкин. - М.: Педагогика, 1972. - 208 с.
14. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе / М.И. Махмутов. - М.: Просвещение, 1977. - 240 с.
15. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев [и др.]; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.
16. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений /
B. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.
17. Педагогическая наука и ее методология в контексте современности / Под ред. В.В. Краевского, В.М. Полонского. - М., Педагогика, 2001. - 338 с.
18. Педагогические технологии: Учебное пособие для студ.пед.спец. / Под общ.ред.В.С. Кукушина. - Ростов н/Д : МарТ, 2004. - 320с.
19. Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педвузов и педколледжей / П.И. Пидкасистый. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 640 с.
20. Подласый, И.П. Педагогика: Учеб. для студ. высших пед. учеб. заведений / И.П. Подласый. - М.: Педагогика, 2006. - 632 с.
21. Проекты Федерального государственного образовательного стандарта
высшего профессионального образования. Режим доступа:
http://mon.gov.ru/pro/fgos/vpo/(15.04.16)
22. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика - Пресс, 1996. - 263 с.
23. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Ред. кол. В.В. Давыдов (гл.ред.) и др.- М.: Большая российская энциклопедия, 1999.-Т.2-672 с.
24. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / Под ред. Е.В. Шоховой. - М.: Педагогика, 1973. - 416 с.
25. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
26. Скакун, В.А. Организация и методика профессионального обучения /
B. А. Скакун. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007 - 336 с.
27. Степин, В.С. Философия науки и техники / В.С. Степин, В.Г. Горохов. - М.: Контакт-Альфа, 1995. - 384 с.
28. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации"
29. Философские вопросы технического знания / Под ред.
Н.Т. Абрамовой. - М.: Наука, 1984. - 296 с.
30. Философский энциклопедический словарь / Под общ. ред.
C. С. Аверинцева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 815 с.
31. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2004. - 541 с.
32. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности / В.Д. Шадриков. - М.: Изд-во «Корпорация «Логос», 1994. - 320 с.
33. Эрганова, Н.Е. Введение в технологии профессионального обучения / Н.Е. Эрганова. - Екатеринбург: РГППУ, 2009. - 152 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ