Введение 4
Глава 1. Исторический очерк олимпийского движения 12
1.1. Олимпийские игры. Зарождение 12
1.2. Возрождение игр. Олимпийское движение в 20 веке 20
Глава 2. Отрицательные и положительные аспекты воздействия крупных международных спортивных соревнований на права человека 25
2.1. Право на достаточное жилище 25
2.2. Права рабочих 34
2.3. Дискриминация 45
2.4. Окружающая среда 57
2.5. Наследие международных спортивных соревнований в сфере прав
человека 64
Заключение 72
Права человека, несомненно, являются высшей ценностью всего человечества. Согласно статье 2 Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, без какого бы то ни было различия» и целью всех стран-членов ООН является содействие «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод».
Право человека на занятие спортом и физической культурой было провозглашено фундаментальным правом человека (UNESCO, Olympic Charter), которое принадлежит ему с рождения и не требует для его инициализации существования других факторов или причин. Это относительно «молодое» право человека и находится в тесной взаимосвязи с другими правами и свободами, такими как право на жизнь, право на здоровье, право на отдых и досуг, право на труд, свободу ассоциаций и другими.
Спорт напрямую ассоциирован с соревнованиями различного масштаба: локальными, национальными, региональными, континентальными, международными и глобальными. Особый интерес среди них представляют крупные международные спортивные соревнования и их воздействие на сферу прав человека. Понятию крупные спортивные соревнования соответствует несколько характеристик, таких как крупномасштабность, международность, и возможность привлекать глобальное внимание средств массовой информации и сосредотачивать его на конкретной области - спортивных соревнованиях.
Такие глобальные международные соревнования как Олимпийские игры или Чемпионат Мира по футболу (FIFA World Cup) приковывают все больше национального и международного внимания. Ежегодно страны по всему миру конкурируют друг с другом за право проведения крупных международных спортивных мероприятий. Как только страна находит предпосылки привилегий проведения таких мероприятий как Чемпионат Мира по футболу или Олимпийские Игры, незамедлительно создаются файлы кандидатур, которые отправляются на рассмотрение в Международный Олимпийский комитет (МОК) или Международную федерацию футбольных ассоциаций. Предполагаемые прямые и косвенные экономические выгоды от проведения масштабных международных соревнований звучат всегда привлекательно, однако, в действительности, они могут нести и пагубные последствия, как для экономики страны, так и в других сферах жизнедеятельности. Тем не менее, национальные правительства продолжают искать города-кандидатуры для возможности присутствовать на мировой арене, формировать чувство национальной гордости, увеличивать туристический поток, улучшать инфраструктуру региона, а также доказать мировому сообществу насколько впечатляющей может быть их гостеприимность и способность на должном уровне проводить такие крупные события. И всего за 7 лет оргкомитеты решают практически невыполнимую задачу для подготовки к Чемпионату Мира или Олимпийским играм. Существенное количество времени и сил затрачивается на развитие этих городов, причем не имеет значение то, насколько развито то или иное государство, каждое из них будет тратить миллионы долларов, модернизируя все сферы от телекоммуникации, транспортных сетей, до гостиничной инфраструктуры с целью произвести впечатление на зрителей со всего мира.
Одним из важных аспектов крупных международных спортивных соревнования, ни у кого не вызывающего вопросов, является период подготовки. Зрителей и средства массовой информации (СМИ) больше беспокоят сами соревнования в момент проведения, но редко кто задается вопросами о периоде возведения инфраструктуры и спортивных объектов. Однако следовало бы. На основании многочисленных докладов негосударственных организаций, включая такие как Amnesty International, Human Rights Watch, Children Win и другие, на этапе строительства инфраструктуры и подготовки к проведению крупных международных спортивных соревнований зафиксированы случаи торговли людьми, тяжелой трудовой эксплуатации, насильственных переселений. Жертвы подобных нарушений весьма часто остаются неувиденными и неуслышанными, их положение еще более усугубляется, когда мероприятие проходит в стране с авторитарным режимом, где подобные публичные заявления о нарушениях подвергаются сильной цензуре. Тем не менее, крупномасштабные спортивные мероприятия проходят во всех регионах земного шара, как в демократических, так и недемократических государствах.
До 1930-х годов Олимпийские игры и другие международные спортивные события оставляли мало следов на городском ландшафте. В 1932 году город Лос-Анджелес использовал Игры как возможность для подъема местной экономики и выстроил первую Олимпийскую деревню, имевшую характеристики постоянного жилья. После Второй мировой войны олимпийское движение набрало небывалую силу и, пропагандируя спорт как социальную цель, привлекло поддержку правительств, выразившуюся в строительстве государственной спортивной инфраструктуры и содействии развитию спорта.
В 1990 годах организация крупных международных спортивных соревнований, как компонент перспективного планирования городов, в частности с целью их перепозиционирования в условиях глобальной экономики, стала господствующей практикой. Организация международных Игр как стратегия экономического развития, которая включает в себя обновление городской инфраструктуры и вложение капиталов в недвижимость, стала современным подходом городов и государств к подобным спортивным соревнованиям.
И по сей день, каждая страна, проводящая такие крупные международные соревнования, как Олимпийские игры или Кубок мира по футболу, старается не только не отставать по впечатляющей инфраструктуре городов, спортивных объектов, сооружений, уровню сервиса предыдущую страну-хозяйку, но и как можно больше превосходить достигнутую ею планку. В дальнейшем, цикл повторяется, но уже с другой страной. Безусловно, это стремление совершенствоваться помогает развитию городов, стран. Причем, изменения зачастую бывают весьма радикальными, скачкообразными, инфраструктура городов за относительно короткий промежуток времени значительно преображается. Однако, все эти улучшения происходят ценой многомиллионных затрат, деградации природной среды, ее урбанизации, а также нарушениями в области прав и свобод человека. Так, многие страны сначала проводят референдумы среди жителей страны с вопросом о том, хотели бы они видеть тот или иной город в списках претендентов на право проведения крупных международных соревнований. Например, Швейцария, Швеция, Норвегия и Германия выбыли из заявочной кампании на право проведения Олимпийских игр-2022, поскольку жители этих стран, по результатам референдумов, сочли нецелесообразным использование огромных сумм из бюджета, а также опасались за экологическую обстановку из-за неизбежной масштабной стройки.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что обязанность всех стран соблюдать, уважать, реализовывать и не нарушать права и свободы человека не должна идти вразрез с решением проводить международные спортивные соревнования глобального масштаба. Скорее, наоборот, перед государствами должна стоять задача осуществлять свои обязанности в области поощрения прав человека, и одним из механизмов этой задачи могут служить катализаторы в виде Олимпийских игр или Кубка мира по футболу. В настоящей работе не проводится сравнение влияния международных спортивных мероприятий на реализацию прав человека в той или иной стране, поскольку одной из основных задач исследования является характеристика в целом явления международных спортивных соревнований и их воздействия на права человека. В работе рассмотрены основные виды нарушений прав человека, присущие таким событиям как Олимпийские игры и Чемпионаты мира по футболу, вне зависимости от страны-хозяйки соревнований. Однако в качестве примеров и прецедентов приводятся зафиксированные случаи прошедших или предстоящих крупных спортивных соревнований.
Учитывая то, что Российская Федерация весьма успешно провела Зимние Олимпийские Игры в Сочи в 2014 году, а в 2018 году в 11 городах нашей страны пройдут матчи Чемпионата мира по футболу, данное исследование является весьма релевантным в отношении возможностей сокращения нарушений прав человека и увеличения их всеобщего уважения и поощрения.
Для целей настоящего исследования важно выявить особенности взаимодействия и взаимодополняемости между спортом и правами человека, которые могли бы точно определить связь между ними, а также способствовать и продвигать ценности разнообразия, толерантности и справедливости, и вести борьбу со всеми формами дискриминации. Важно также выявить препятствия на пути поощрения прав человека, в том числе любые нарушения, которые могут возникать в контексте международных спортивных мероприятий.
В связи с вышеизложенным, целью исследования является определить наличие и характер влияния крупных международных спортивных соревнований на права человека.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать понятие крупных международных спортивных соревнований и доказать их влияние на осуществление прав человека
2. Изучить историю крупных спортивных соревнований
3. Определить характер влияния крупных международных спортивных соревнований на права человека в современный период, а именно положительный и негативный аспекты
4. Выделить структуры, ответственные за осуществление прав человека при подготовке и проведении международных спортивных соревнований, и их роль в этом процессе
5. Изучить возможности минимизации рисков нарушений прав человека в свете крупных международных спортивных соревнований
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере подготовки и проведения международных спортивных соревнований.
Предметом исследования являются права человека и риски их нарушений в связи с проведением международных спортивных соревнований.
Методологическая база исследования сформирована на основе современных подходов к правопониманию и методологии современного научного познания. Основанием данной работы является диалектический метод, в рамках которого к отдельным логическим направлениям работы применялись отдельные частные методы исследования, такие как методы описания, аналогии, сравнения, анализа и синтеза, логического и исторического моделирования, абстрагирования, диалектического восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. Так же применялись конкретно-социологические методы: сбор эмпирических оснований исследования путем наблюдений, анализа письменных источников, обобщение собранного материала. Активно использован сравнительно-правовой метод и метод прогнозирования.
Степень научной разработанности
Проблемы, связанные с научным анализом сферы физической культуры и спорта, рассматривались в работах отечественных учёных. Среди них интересны исследования, проведённые в рамках философских, политических, экономических, социологических, педагогических наук Л.В. Аристовой, Г. А. Борисовым, М. М. Бугровым, К. А. Вороновой, В. М. Выдриным, Г. А. Гостевым, С. И. Гуськовым, В. Н. Зуевым, Б. С. Кузьминым, Н. Ф. Кулинко, Л. П. Матвеевым, В. З. Насретдиновой, Н. И. Пономарёвым, В. С. Родиченко, В. В. Столбовым, В. И. Соловьёвым, В. П. Шпилько и др.
Не остались в стороне от исследования различных сторон правового регулирования физической культуры и спорта и учёные-юристы: С. В. Алексеев, С. Н. Братановский, И. Е. Ватников, М. Г. Вулах, А. П. Душанин, С. А. Ищенко, А. П. Скрыпник, В. Н. Уваров, И. М. Чемакин, Л.И. Захарова, А.В. Иглин.
Однако концепция влияния спортивных соревнований на сферу прав человека представляется практически не изученной в нашей стране. Часть работ посвящена экономической роли проведения Олимпийских игр и Чемпионатов мира , а также социально-экономическому аспекту. Варнаев А.В. http: //www.loief.ru/docs/Dis sovet/022.pdf
На международном поле исследований весьма релевантными оказались документы международных правозащитных организаций, отчеты и доклады рабочих групп и специального докладчика ООН по спорту и правам человека, а также несколько академических работ, посвященные тем или иным нарушениям прав человека при подготовке и проведении крупных спортивных соревнований. Тем не менее, все они представляют собой рассмотрение конкретного правонарушения, например, права на достаточное жилище или нарушением в сфере трудовых прав.
В связи с этим, настоящая работа представляет собой комплексное исследование рисков нарушений прав человека в свете крупных международных спортивных соревнований. Тем не менее, не претендует на исчерпывающее детальное рассмотрение данного вопроса, поскольку приоритетным было изучить наиболее распространённые нарушения. Данная работа будет продолжена в этом направлении в дальнейшем.
В настоящее время, в связи с увеличением размаха проведения крупных международных спортивных соревнований, все больших инвестиций требуется на возведение спортивных объектов, преобразования инфраструктуры и сферы услуг, например, таких как жилье, транспорт, телекоммуникации и другие. Такое дорогостоящее, сложное, крупномасштабное, высокопрофилированное мероприятие как проведение Олимпийских игр, или Чемпионата мира по футболу, включает в себя различные аспекты и интересы сторон, начиная от коммерческих, целью которых является получить максимальную прибыль, и заканчивая государственными, которых волнуют политические, социальные и экономические выгоды. Для каждого конкретного принимающего соревнования города, эти выгоды могут быть разнообразными. Например, проведение крупномасштабных спортивных соревнований может способствовать активизации экономики, созданию дополнительных рабочих мест, увеличению туристического потока. Строительство спортивных сооружений также играет определенную роль в программах обновления, реновации городов. В процессе подготовки к проведению международных спортивных соревнований развивается и модернизируется транспортная инфраструктура, городской ландшафт и внешний облик города в целом.
Целью настоящей работы являлось определение характера влияния на права человека таких событий, как подготовка и проведение крупных международных спортивных соревнований. К сожалению, приходится признать, что наряду с преимуществами и наследием подобных мероприятий, увеличиваются риски нарушений прав человека, в частности нарушения трудовых прав, принудительные выселения, экологический ущерб, случаи дискриминации. И ответственность за предупреждение и предотвращение этих негативных воздействий, лежит не только на государстве, принимающем на своей территории Олимпиаду или Чемпионат мира, но и на всех участниках жизненного цикла крупных спортивных соревнований.
Государства несут основную ответственность за защиту, уважение и соблюдение прав человека, но корпорации должны соблюдать международные нормы в области прав человека, а также законы стран, в которых они осуществляют свою деятельность. Роль частного сектора следует рассматривать с точки зрения прав человека, включая доступ потерпевших к правосудию и их право на компенсацию. Частные корпорации, участвующие в подготовке и проведении мегасобытий, должны вести себя в соответствии с принципами и ценностями олимпийского движения и миссии ФИФА. Кроме того, стандарты в области прав человека служат дополнительным руководством, как и механизмы, сфокусированные на корпоративной социальной ответственности.
Спортивные организующие структуры преданны той же идее, принципам отстаивать идеалы спорта - дух честной игры, без какой-либо дискриминации, принцип сохранения и бережного отношения к окружающей среде, принцип универсальности Олимпийских игр, принцип противостояния политическим и коммерческим злоупотреблениям в спорте, принцип олимпийской солидарности и интернационализма. Этим же принципам должны следовать международные спортивные федерации, оргкомитеты, национальные спортивные организации, а также компании, вовлеченные в подготовку и проведение соревнований.
Роль МОК состоит в «контроле, поддержке и мониторинге организации Игр; чтобы они проходило гладко; и с уверенностью в том, что уважаются все правила Олимпийской Хартии».
В сентябре 2012 года президент МОК, которым на тот момент являлся Жак Рогге, заявил, что «позиция Международного олимпийского комитета в отношении прав человека очень ясная и четкая: всякий раз, когда при организации Игр затрагивается проблема прав человека, мы обращаемся к принимающей стране с просьбой исправить и найти решения подобных нарушений с тем, чтобы положение улучшилось». На олимпийском конгрессе в 2009 году было сказано о необходимости вмешательства со стороны МОК в случае серьезных злоупотреблений в сфере прав человека. И хотя МОК не несет прямой институциональной ответственности, наблюдается тенденция закрепления в контрактах с принимающими странами положений о соблюдении и полном уважении прав человека на период подготовки и проведении Олимпиады. Тоже самое касается и ФИФА.
При рассмотрении заявки городов-кандидатов, как и на стадии заключения контрактных соглашений со спонсорами, партнерами и частными компаниями с целью подготовки крупных спортивных соревнований, Международный олимпийский комитет и ФИФА должны требовать включения в их договорные положения, регулирующие действия соответствии со стандартами в области прав человека, включая право на достаточное жилище, контроль над соблюдением прав рабочих, защиты окружающей среды, законы, запрещающие дискриминацию, торговлю людьми.
В гонке за право считаться лучшим организатором международных спортивных соревнований нет золотых, серебряных или бронзовых медалей. И, перефразируя и перенося высказывание Барона Пьера де Кубертена «Главное, не победа, а участие!» на актуальную проблему прав человека в свете крупных спортивных соревнований, главное - не только победа, но и процесс, благодаря которому можно избрать верное, правильное направление и добиться улучшения во всех сферах жизнедеятельности, в том числе в области реализации прав человека, благодаря проведению Олимпиад и Чемпионатов мира.