ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность способностей в современной психологии и педагогике
1.2 Педагогические основы формирования способностей учащихся к изобразительной деятельности
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Реализация принципа наглядности в современном образовательном
процессе
2.2 Классификация наглядных методов обучения, используемых в
изобразительной деятельности учащихся
Выводы по второй главе
ГЛАВА 3 МЕТОДИЧЕСКИЕАСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Педагогическое рисование как один из наглядных методов обучения при организации изобразительной деятельности учащихся
3.2 Зарисовки и наброски композиций Городецкой росписи
Выводы по третьей главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Наглядность обучения - это одно из важнейших условий, обеспечивающих успешное формирование у обучаемых всех форм мышления, служащее им источником приобретения объективных научных знаний об окружающей действительности, развития речи и самостоя¬тельности понимания.
Принцип наглядности - это основное исходное положение дидактики, определяющее направление работы с наглядным материалом, предусматривающее обязательность его использования в учебном процессе. Этот принцип был сформулирован еще в трудах Я. А. Коменского, а в дальнейшем развит И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским и другими.
Принцип наглядности реализуется с помощью средств наглядности, то есть обеспечивается непосредственное чувственное восприятие учащимися изучаемого материала. В процессе восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда ученик анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися знаниями. Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности ученика.
Степень наглядности может быть различной в зависимости от индивидуальных особенностей обучаемого, от уровня развития его познавательных способностей, от его знаний, а также от степени наглядности исходных образов восприятия.
Принцип наглядности вытекает из сущности процесса восприятия, осмысления и обобщения учащимися изучаемого материала. Наглядные пособия являются основой использования в учебном процессе наглядных методов обучения, методов демонстрации.
Если при изучении многих общеобразовательных учебных дисциплин дидактический принцип наглядности преподавания играет хотя и важную, но все-таки посредственную роль, то на занятиях изобразительного искусства наглядность обучения приобретает первостепенное значение, являясь одним из главных средств информации об изучаемом материале. Опираясь на зрительное впечатление, получаемое при рассмотрении иллюстрации, сопровождающей объяснение учителя, учащиеся получают более полное представление об изучаемом материале.
Многие вопросы и проблемы теории и практики преподавания художественных дисциплин в общеобразовательной школе раскрываются в трудах, исследованиях специалистов в области художественного образования: Г.В. Беда, С.Е. Игнатьева, В.С. Кузина, Т.С. Комаровой, Л.Г. Медведева, Н.Н. Ростовцева, Н.П. Сакулиной, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой и др.
Большой вклад в изучение наглядности как неотъемлемого принципа обучения в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве внесли такие ученые как Г.В. Беда, Н.С. Боголюбов, JI.A. Буровкина, H.A. Ветлугина, С.Е. Игнатьев, Н.С. Иванова, Ю.Ф. Катханова, В.В. Корешков, Т.С. Комарова, Н.М. Конышева, М.Н. Кононова, B.C. Кузин, В.К. Лебедко, Б.Т. Лихачев, С.П. Ломов, Л.Г. Медведев.
Исходя из актуальности рассматриваемой проблемы, мы и выбрали тему выпускной квалификационной курсовой работы «Применение наглядных методов обучения в процессе формирования способностей учащихся к изобразительной деятельности».
Общая проблема исследования обусловлена необходимостью оптимизировать процесс формирования способностей учащихся к изобразительной деятельности за счет применения наглядных методов обучения.
Объект исследования - процесс формирования способностей учащихся к изобразительной деятельности.
Предмет исследования - наглядные методы обучения, применяемые в процессе формирования способностей учащихся к изобразительной деятельности.
Характер научно-педагогической проблемы, степень разработанности различных ее аспектов во многом предопределили цель и задачи настоящего исследования.
Цель исследования - исследовать и обосновать наглядные методы обучения, применяемые в процессе формирования способностей учащихся к изобразительной деятельности.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Выявить психолого-педагогические основы формирования
способностей учащихся к изобразительной деятельности.
2. Рассмотреть особенности реализации принципа наглядности в организации изобразительной деятельности учащихся.
3. Исследовать методические аспекты применения наглядных методов обучения в процессе формирования способностей учащихся к изобразительной деятельности
Методы исследования:
• теоретические - анализ научной литературы по педагогическим,
методическим и специальным аспектам, касающимся области исследования; анализ документов и литературных источников;
• эмпирические - наблюдение за деятельностью учащихся на занятиях
ИЗО; беседы.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы методическими службами, педагогами школ на занятиях по изобразительному искусству и руководителями кружков по живописи в работе по формированию способностей к изобразительной деятельности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и выводов по ним, заключения и списка использованных источников.
Результаты проведенного исследования применения наглядных методов обучения в процессе формирования способностей учащихся к изобразительной деятельности свидетельствуют о достижении поставленной в исследовании цели и позволяют сделать следующие основные выводы.
1. В теоретическом анализе изучаемой проблемы:
1) Выявлены психолого-педагогические основы формирования
способностей учащихся к изобразительной деятельности;
2) рассмотрены особенности реализации принципа наглядности в организации изобразительной деятельности учащихся;
3) исследованы методические аспекты применения наглядных методов обучения в процессе формирования способностей учащихся к изобразительной деятельности.
2. Практическая часть исследования представлена детским столиком, расписанным в технике Городецкая роспись.
3. Целостно оценивая данные, полученные в ходе исследования, мы полагаем, что они пополняют и систематизируют наши представления о методах формирования способностей учащихся к изобразительной деятельности, о большой дидактической ценности наглядных методов обучения в данном процессе. Эти данные и их обобщение могут быть использованы участниками образовательного процесса в процессе занятия изобразительной деятельностью.
1. Алехин, А.Д. Изобразительное искусство / А.Д. Алехин. - М.:
Просвещение, 1984. - 157 с.
2. Алехин, А.Д. О языке изобразительного искусства / А.Д. Алехин. - М.: Просвещение, 1973. -214 с.
3. Алиева, З.Ф. Дидактические основы использования средств изобразительной наглядности в учебном процессе высшей педагогической школы / З.Ф. Алиева: автореф. дне. ... канд. пед. наук: защищена 13.02.1984 : утв. 24.06.1084. - М.: МГПИ, 1985. - 15 с.
4. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
5. Беляев, И. А. Способности и потребности как континуум системных свойств человеческой целостности / И. А. Беляев // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2009. - № 1 (95), январь. - С. 9-13.
6. Беляев, И. А. Целостность человека в аспекте взаимосвязи его
способностей и потребностей : опыт типологизации : автореф. дне. ... докт. филос. наук : защищена 16.02.2012 : утв. 18.10.2012 /
И. А. Беляев. - Челябинск, 2012. - С. 40.
7. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. - 319 с.
8. Богоявленская, Д.Б. Исследования творчества и одаренности / Д.Б. Богоявленская. - М.: Мол. Гвардия, 1997. - 434 с.
9. Большой энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1985. - 1598 с.
10. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1998. - 293 с.
11. Гладилина, И. Развитие творческих способностей в учебно-воспитательной деятельности / И. Гладилина // Воспитание школьников. - 2008. - № 9. - С. 32 - 38.
12. Городецкая роспись по дереву. - Режим доступа:
http://StudFiles.ru>preview/2384667/,свободный.
13. Денисенко, В.И. Системное использование различных методов в обучении на уроках ИЗО в общеобразовательных школах. - Режимдоступа:http://festival.1september.ru/articles/310519/
14. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 207 с.
15. Дьяченко, В.К. Новая дидактика / В.К. Дьяченко. - М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001. - 625 с.
16. Ермолаева - Томина, Л.Б. Психология художественного творчества: учеб. пос. для вузов / Л.Б. Ермолаева - Томина. - М.: Академический проект, 2003. - 318 с.
17.Загвязинский, В.И. Теория обучения. Современная интерпретация: учеб. пособие для пед вузов / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2004. - 192 с.
18.Заенчик, В.М. Основы творческо-конструкторской деятельности.
Методы и организация / В.М. Заенчик, А.А. Карачев. В.Е. Шмелев. - М.: Академия, 2004. - 374 с.
19.Зайков, Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л.В. Зайков. - М.: Высшая школа, 1980. - 244 с.
20.Злотин, Б.Л. К творческой педагогике / Б.Л. Злотин, А.В. Зусман // ТРИЗ. - 1991. - №4. -С. 9 - 17.
21. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е.И. Игнатьев. - М.: «Высшая школа», 1961. - 189 с.
22. История. Характерные признаки Городецкой росписи. - Режим
доступа: http://RemStroi.biz>text/text366 rospis gorodets.html,
свободный.
23. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник / Г.М. Коджаспирова. - М.: КНОРУС, 2010. - 744 с.
24. Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. - М.: Академия, 2001.- 256 с.
25. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. - СПб.: КАРО, 2002. - 298 с.
26. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования / Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 1994. - 215 с.
27. Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский. - М.: Академия, 2007. -352 с.
28. Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе / В.С. Кузин. - М.: Высшая школа, 1998. - 194 с.
29. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н.С. Лейтес. - Воронеж: МОДЭК, 1997. - 207 с.
30. Лейтес, Н.С. Психология одаренности детей и подростков / Н.С.Лейтес. - М.: Академия, 2000. - 364 с.
31. Личностные достижения учащихся как результат деятельности учителя ИЗО /под ред. Морозкиной И. Л. - Оренбург: ООИПКРО, 2003.- 143 с.
32. Малахова, И. А. Способность к творчеству. Одаренность. Талант. / И.А. Малахова. - Минск: Беларускаянавука, 2002.- 263 с.
33. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1989. - №6. - С. 29 - 33.
34. Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности / А.А. Мелик-Пашаев. - М.: Просвещение, 2001. - 183 с.
35. Николаева, Е.И. Психология детского творчества / Е.И. Николаева. - СПб.: Речь, 2006. - 374 с.
36. Осмоловская, И.М. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. М. Осмоловская. - М.: Академия, 2006. - 240 с.
37.Осмоловская, И.М. Наглядные методы обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. М. Осмоловская. - М.: Академия, 2009. - 192 с.
38. Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. - М.: Наука, 1976. - 256 с.
39. Попков, В.А. Дидактика высшей школы: учеб. пособие для вузов / В.А. Попков. - М.: Академия, 2004. - 192 с.
40. Ростовцев, Н.Н. История методов обучения рисованию / Н.Н.
Ростовцев. - М.: Просвещение, 1982. -240 с.
41. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н.Н. Ростовцев. - М.: Просвещение, 1974. - 246 с.
42. Ростовцев, Н.Н. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак-товпедин- тов / Н.Н. Ростовцев, А.Е. Терентьев. - М.: Просвещение, 1987.- 317 с.
43. Сидоров, П.И. Клиническая психология / П.И. Сидоров, А.В.
Парняков. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 880 с.
44. Ситаров, В.А. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Ситаров. - М.: Академия, 2004. - 368 с.
45. Теплов, Б. М. Способности и одарённость. Психология
индивидуальных различий. Тексты / Б.М. Теплов - М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982. - 133 с.
46. Терентьев, А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: пособие для учителей / А.Е. Терентьев. - М.: Просвещение, 1979. - 215 с.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - Режим доступа:http: //standart.edu.ru
48. Фридман, Л.М Наглядность и моделирование в обучении / Л.М. Фридман. - М.: Знание, 1984. - 80 с.
49. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения / А.В. Хуторской. - М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2005. - 383 с.
50. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
51. Шумилин, А.Г. Проблемы теории творчества / А.Г. Шумилин. - М.: высшая школа, 1989. - 473 с.
52. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е.Л. Яковлева. - М.: Флинта, 1997. - 265 с.