Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Восприятие образовательной среды субъектом как фактор формирования его психологической безопасности

Работа №8318

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы244стр.
Год сдачи2005
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1188
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Современное состояние теоретико-методологических
проблем процесса восприятия образовательной среды 16
1.1. Подходы к изучению проблемы психологической безопасности субъекта 16
1.2. Концептуальные основания психологической
безопасности образовательной среды 24
1.3. Социально-психологические закономерности
восприятия образовательной среды 31
1.4. Процесс восприятия среды как объект социально-психологического изучения 35
1.5 О значимости учета мотивационно-потребностной
сферы субъекта в процессе формирования безопасного
образа образовательной среды 58
Глава II. Исследование специфики восприятия безопасности
образовательной среды вуза 75
2.1. Методологические и теоретические основания субъектно-деятельностного восприятия
образовательной среды 75
2.2. Организация и методы эмпирического изучения особенностей восприятия образовательной среды
субъектом 81
2.3. Эмпирические оценки восприятия субъектом образовательной среды высших учебных заведений S4
2.4. Исследование экспресс-факторов и копинг-стратегии субъектом образовательного процесса при формировании
его психологической безопасности 95
2.5. Восприятие образовательной среды
и мотивация учебной деятельности 107
Глава III. Социально-перцептивные механизмы и технологии создания психологической безопасности
образовательной среды 121
3.1. Концептуальные основы создания психологической безопасности в образовательных учреждениях 121
3.2. Особенности восприятия образовательной среды как детерминанты психологической безопасности
субъекта деятельности и выбора им копинг-стратегии 129

3.3. Социально-психологические механизмы копинг-поведения в контексте формирования психологически
безопасного поведения 137
3.4. Эффективность и влияние социально-психологических технологий на создание безопасности
в образовательной среде 146
Список литературы 168
Приложения 192


Актуальность исследования обусловлена не только ростом техногенных катастроф, но и вступлением человечества в эпоху терроризма, затронувшего и безопасность образовательной среды. Примеры теракта в Беслане (2004) и психогенное средовое воздействие на учащихся и население Шелковского района Чеченской республики (2005) свидетельствуют о возросшей значимости данной проблемы в сфере образования. Социальное значение безопасности образовательной среды актуализируется не только внешними, но и внутренними условиями образовательных учреждений, выражающимися в деструктивных формах (противоправных и суицидальных) разрешения конфликтов между участниками образовательной среды.
К числу внешних угроз образовательной безопасности, помимо террористических актов, можно отнести и угрозу наркотизации учащихся. Как известно, распространители наркотиков проявляют повышенный интерес к молодежи образовательных учреждений. К внутренним же условиям психологической безопасности образовательной сферы следует отнести возросшую психологическую ранимость, уязвимость, агрессивность, низкую толерантность и неготовность участников образовательного процесса к конструктивному разрешению конфликтов и преодолению стрессовых состояний. Сегодня, как метафорически отмечает Е.П.Ильин, человека можно убить одним телефонным звонком или намеком. Говоря о деструктивном воздействии внешних условий на безопасность образовательной среды, следует учитывать и то, что усложнение социальной среды, межличностных отношений, информационный прессинг ведут к тому, что психологические перегрузки превращаются в повседневную реальность. Из всех видов стресса самым опасным является социальный, вызванный теми или иными жизненными обстоятельствами. Однако устойчивость, характер и последствия переживаний человека под влиянием психотравмирующих
4

воздействий во многом зависят от того, как он оценивает среду и происходящие в ней события.
Современная социальная ситуация развития нашего общества в целом, и всей системы образования в частности, весьма «целенаправленно» создает условия для основательных трансформаций в образовательной системе ценностных ориентаций педагогов, обеспечивая одно из важнейших условий развития смысловой сферы личности — «испытания в тяжелых жизненных ситуациях». Экстремальная ситуация в образовании характеризуется, с одной стороны, значительным снижением степени педагогической удовлетворенности профессией, потерей смысла выполняемой работы, психологическим дискомфортом, кризисами опустошенности, бесперспективности, нереализованности у педагогов. С другой — нарастающим глобальным противоречием между провозглашаемыми в обществе ценностями и реально существующими с жесткой конкуренцией и культом силы, в результате чего у учащейся молодежи происходит резкий рост тревожных состояний из-за восприятия окружающего мира, как опасного, и себя, как неспособного противостоять этой опасности.
Нельзя не обойти вниманием и такие явления как, например, неадекватное восприятие учащимися возросших педагогических требований и увеличение числа учащихся с проблемами в обучении, эмоционально¬когнитивными расстройствами, девиантными и аддиктивными формами поведения.
Определенное место в проблеме психологии безопасности образовательной среды занимают проявления социально-психологического насилия, агрессивности, недоброжелательности, а также оскорбления, угрозы, обидные прозвища, высмеивание и др. (И.А.Баева, 2005).
В связи с этим все острее возникает необходимость создания психологически безопасных учебно-воспитательных средовых условий и школе, основная цель которых сделать образовательную среду справедливой и доступной для эффективного развития каждого ее ученика.
5

Психологическую безопасность личности можно понимать как систему межличностных отношений, которые вызывают у участников чувство принадлежности; убеждают человека, что он пребывает вне опасности; укрепляют психическое здоровье (И.А. Баева, 2002), определенную защищенность сознания от воздействий, способных против ее воли и желания изменять психическиесостояния. .
В отечественной психологической науке проблема психологии безопасности исследовалась в основном в сфере трудовой деятельности (В.А. Бодров, И.А. Бородина, Г.С. Никифоров, Е.А. Климов, М.А. Котик, ЕА. Кожин, В.М. Львов, Н.Л. Шлыкова и др.) или в контексте обеспечения национальной и информационно-психологической безопасности (А.К. Гливаковский, И.Н. Семенов, Р.Г. Яновский) и безопасности жизнедеятельности (Э.А. Дорофеев, А.В. Злобин).
Значительный вклад в осмысление психологии образовательной среды внесли Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, И.В. Дубровина, Е.А. Климов, Б.Ф. Ломов, А.А. Реан, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин и др.
Существенный интерес для изучения социально-психологической безопасности образовательной среды представляют работы К.А. Абульхановой-Славской, А.Г. Асмолова, Р.Б. Гительмахера,
A. И. Донцова, А.Л. Журавлева, Н.Л. Ивановой, М.М. Кашапова,
B. И. Назарова, Б.Д. Парыгина, В.В. Рубцова, А.Л. Свенцицкого, И.Р. Сушкова, Н.П. Фетискина и др.
В настоящее время ряд авторов ставят вопрос о необходимости расширения исследовательского пространства психологической безопасности образовательной среды, включая в него не только «безопасность образования», но и «безопасность науки» (В.П. Еремин, Н.Д. Захарин, В.П. Кобзев, Н.В. Махров, С.Г. Плещиц).
Восприятие современной образовательной среды высшего учебного заведения является составной частью системы регулирования профессионального становления личности будущего специалиста.

Исследование перцептивных процессов позволяет поставить ряд актуальных вопросов о влиянии установок, мотивационно - ценностной сферы студентов на эффективность образовательного процесса в высшей школе.
Существует определенная зависимость деятельности субъекта образовательного процесса от формирующихся у него образов. Результаты взаимодействия участников учебного процесса обусловлены уровнем адекватности отражения факторов образовательной среды. Очевидно, что прогнозирование результатов обучения предполагает диагностику ценностных ориентиров субъекта образовательного процесса, а также уровня его психологической безопасности. Угрозой психологической безопасности субъекта образовательного процесса могут представлять последствия неудачного самоопределения, стрессы в учебной деятельности, неадекватное отражение факторов образовательной среды.
Процесс восприятия как фактор формирования психологической безопасности субъекта во все большей степени приобретает значимость в определении особенностей формирования личностных качеств субъекта. При этом образ-результат социально-перцептивного процесса рассматривается как определенный ориентир в ситуации (В .А. Барабанщиков, Р. Б. Гительмахер, В. И. Назаров и др.).
Определение особенностей воздействия процесса восприятия на формирование психологической безопасности необходимо для раскрытия вопросов формирования мотивов учебной деятельности, решения проблемы создания условий для развития активности субъекта образовательного процесса. Это тем более важно, потому что методы и способы организации условий учебной деятельности могут вступать в противоречие с закономерностями формирования психологической безопасности субъекта, что приводит к деструктивным психическим изменениям, проявляющимся в повышении уровня тревожности, неясности жизненных целей, а в итоге, к снижению личностного потенциала человека и, как следствие, снижению психологической безопасности у субъектов образовательной среды.
7

Становится очевидным, что решение этих проблем невозможно без изучения закономерностей взаимодействия мотивационно-ценностной сферы, когнитивно-деятельностной структуры, типологических особенностей субъекта. Процесс восприятия образовательной среды субъектом является результатом и одновременно детерминантой функционирования различных подструктур личности. Представляется чрезвычайно актуальным глубокое раскрытие особенностей влияния процесса восприятия на уровень психологической безопасности. Значимым и необходимым является определение влияния факторов образовательной среды на процесс формирования психологической безопасности субъекта.
В связи с отсутствием системы знаний о специфике формирования психологической безопасности субъекта образовательного процесса, обусловленной субъектными и средовыми детерминантами, значимым является поиск специфики процесса восприятия субъекта в условиях функционирования образовательного учреждения, специфических форм отношений людей, особенностей иерархии мотивов и ценностей индивида.
К настоящему времени накоплены многочисленные данные об особенностях процесса перцепции и развития субъекта образовательного процесса. Однако очевидным является тот факт, что новые представления о восприятии субъектом образовательной среды и его влиянии на процесс формирования психологической безопасности позволят решать вопросы оптимизации образовательной деятельности, функционирования образовательного учреждения, формирования корпоративной культуры высшего учебного заведения, создания методов и способов повышения мотивации деятельности субъекта и способов обеспечения его психологической безопасности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе определены основные характеристики процесса восприятия субъектом образовательного процесса вуза и формирования его психологической безопасности.
Дальнейшая работа в этом направлении должна быть связана с более подробным изучением проблемы взаимозависимости социально¬психологических характеристик человека с процессом формирования психологической безопасности в условиях образовательной деятельности.
Актуальной представляется проблема влияния уровня развития психологической безопасности на эффективность деятельности субъекта образовательного процесса, на формирование его личностных качеств.
Процесс восприятия субъектом образовательной среды представляет динамичную структуру, в которой выделяются соответствующие аспекты и компоненты. В настоящее время важно обратить внимание на особенности влияния развития уровня корпоративной культуры вуза на формирование психологической безопасности, обусловленное процессом восприятия факторов образовательной среды.
Объективные условия развития системы образования требуют выдвижения, разработки и практического воплощения новой модели процесса формирования психологической безопасности человека в условиях образовательной деятельности, в вузах с низким уровнем развития корпоративной культуры.
Очевидно, что уровень психологической безопасности определяется но только процессом восприятия, но и личностными характеристиками человека, уровнем развития компетентности профессорско- преподавательского состава вузов, особенностями организации коммуникативной сферы образовательной среды.
В связи с этим остро встает вопрос об управлении процесса формирования психологической безопасности на разных уровнях: от этапа

адаптации студента к учебной деятельности до становления будущего специалиста.
Устойчивость и оптимизация развития образовательного учреждения может быть обеспечена управляемостью процесса формирования и развития процесса психологической безопасности, детерминированного процессом восприятия среды, другими субъективными и объективными факторами.



1. Абульханова К. А. Время личности и время жизни / К. А. Абульханова, Т. Н. Березина. - СПб.: Алетейя, 2001.
2. Абулъханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. - > М.: Наука, 1980. - 355 с.
3. Абулъханова-Славская К. А. Категория деятельности в советской психологии // Психол. журн., 1980. - Т.1. - №4. - С. 11-28. *
4. Абулъханова-Славская К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности //Проблемы психологии личности. — М.: Наука, 1982. — С. 92¬
98.
5. Абулъханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы психологии. - М.: Наука, 1973. - 288 с.
6. Абулъханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. -
Y 300 с.
7. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. — М.: Наука, 1976. — 272 с.
8. Алексеева Л.В. Психология активности личности. - Новосибирск: Изд-во НГПО, 1996. - 148 с.
9. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 ч. Т. 1. М., 1980.
10. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977. - 380 с.
11. Ананьев Б.Г. О психологических эффектах социализации//Человек и общество. - Л.: ЛГУ,1971.С.144-150.
12. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания//Избранные психологические труды: в 2-х т. - М.: Педагогика, 1980. - Т.1. - С.16-78.
13. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. — М.:Педагогика,1980. - 287 с.
168

14. Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская JI.A. Современная социальная психология на Западе. - М.: МГУ, 1978. - 270 с.
15. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1980., —
416 с. '
16. Андреева Г.М. К построению теоретической схемы исследования
V
социальной перцепции // Вопросы психологии. 1977. №2.С.З-14.
N.
17. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.гАспект- Пресс, 2000. - 288 с.
18. Анищенко Т. А. Психологические факторы безопасности труда менеджера в образовании // Психология образования: региональный опыт. Материалы Второй национальной науч.-практ. конференции. — М., 2005. - С.
35
19. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: • переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита //
^ Психол. журнал, 1994. -Т. 15. — №1. -С.3-19.
20. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. - М., 1981. - С. 3-18.
21. Асеев В.Г. Мотивационная регуляция поведения личности: Автореф. дис.... докт. психол. н. - М., 1981. - 45 с.
22. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - 11: Мысль, 1976. - 157 с.
23. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: Изд-во МГУ, 1984. — 105 с.
24. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности/ЯТроблема субъекта ч психологической науке. - М.: ИПРАН, 2000.С.27-43.
25. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. - М.: Изд-во МГУ, 1986.-96 с.
169

26. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2001. - 416 с.
27. Асмолов А. Г. XXI век: психология в век психологии. Образование личности в контексте разных культур как фактор социальной эволюции // Развитие личности, 1999, № 1.
Г '
28. Афанасьев В.Г. Системность и общество. - М.: Политиздат, 1980. - 383 с.
29. Баева И. А. Концептуальные основы и принципы создания психологической безопасности образовательной среды // Психология образования: региональный опыт. Материалы Второй национальной науч.- практ. конференции. - М., 2005. - С. 35-36.
30. Баева И. А. Тренинги психологической безопасности в школе. — СПб, 2002.-251 с.
31. Баева И. А., Семикин В.В. Психическая безопасность и культура г образовательной среды // Вестник практической психологии образования.
2005, №3 (4).- 17 с.
32. Базылевич Т.Ф. Введение в психологию индивидуальности. — М.: Издат-во ИП РАН, 1998. - 248 с.
33. Барабанщиков В.А. Парадигмы исследования восприятия и понятия события // Труды Ярославского методологического семинара (методология психологии). - Ярославль: МАПН, 2003. - Т.1. - С. 32-43.
34. Барабанщиков В.А., Носуленко В.Н. Системность. Восприятие. Общение. - М., 2004. - 480 с.
35. Бачков И. В. Смена приоритетов // Школьный психолог-2000, №44.
36. Безопасность России, XXI век. — М.: Права человека, 2000. — 597 с.
37. Белозерова Л.И. Преподаватель вуза как субъект качества образования//Социальная психология XXI столетия. - Ярославль: МАПН, 2004. — Т.1. — С.91 -93.
170

38. Бельков О. А. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности //Безопасность: Информационный сборник. - 1994.-№4(20).
39. Беляев Г.Ю. Педагогичекая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений. Дисс....к.пед.н. - М., 2000.
40. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
41. Блауберг КВ., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М.: Наука, 1973. - 268 с.
42. Бобнева М.И. Распределение функций в совместной деятельности // Совместная деятельность: Методология, теория, практика. - М.: наука, 1988.
- С.51-65.
43. Бодалев А.А. Психология общения. - М.-Воронеж: Ин-т Практической психологии, 1996. - 240 с.
44. Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. - М, ПЕР-СЭ, 2000.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ