Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия организации социального творчества студентов вуза во внеаудиторной деятельности

Работа №8313

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы244стр.
Год сдачи2006
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
797
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3-12
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО СТУДЕНТОВ 13 - 88 ВУЗА КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
§ 1. Социально-педагогические функции социального творчества студентов вуза
§ 2. Социально-педагогические особенности организации социального творчества студентов во внеаудиторной деятельности
§ 3. Анализ отечественной практики социального творчества 64 — 86
студентов вуза
ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ ВУЗА ВО ВНЕАУДИТОРНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§1. Характеристика социально-педагогических условий организации социального творчества студентов вуза
§ 2. Методика организации социального творчества студен- 120- 153
тов вуза
§ 3. Результаты опытно-экспериментальной работы 154 - 182
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 184-190
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 191-211
ПРИЛОЖЕНИЯ 212-241


Актуальность исследования организации социального творчества студентов вуза во внеаудиторной деятельности, обусловлена рядом взаимодополняющих обстоятельств.
Современное российское общество предъявляет к студенческой молодежи ряд новых требований, связанных с созидательным отношением к окружающей действительности, умением сочетать собственные интересы с общественными и корпоративными, быть компетентным в сфере построения деловых и межличностных отношений, быть готовым к проявлению креативности в социальном взаимодействии. Перед учреждениями высшего профессионального образования стоят цели не только подготовки специалиста, но и создания условий для становления личности как субъекта социальных отношений и преобразования окружающего мира.
В этом смысле общепризнанными являются возможности внеаудиторной деятельности, которая создает условия для различных видов творчества (художественного, интеллектуального, социального). В то же время внеаудиторная деятельность в высших учебных заведениях зачастую имеет локальную, узкую направленность (профессиональную или досуговую), не является самоорганизующейся, широкой общественной практикой, создающей новые образцы социального взаимодействия.
Социальное творчество студентов как социокультурная практика имеет свою историю: «хождение в народ», студенческие волнения, деятельность различного рода кружков, неформальных объединений, студенческих, педагогических и строительных отрядов, научно¬исследовательских коллективов, объединений знатбков-эрудитов, движение КВН. Успешность деятельности этих объединений, реализации их возможностей в плане социального воспиталия обусловлена характером и качеством организации социального творчества молодежи. Данное обстоятельство требует особого организационного инструмента, который зачастую отсутствует в системе воспитательной работы вузов.

Понятие социального творчества было введено в отечественную педагогическую науку в середине 80-х гг. XX века при осмыслении социально-педагогической практики коллективно-творческой деятельности. Сущность, функции социального творчества раскрываются в теории и практике коллективно-творческого воспитания (О. С. Газман, И. П. Иванов,
В. А. Караковский, С. В. Кульневич, А. Н. Лутошкин, А. В. Мудрик, Л И. Новикова, С. Д. Поляков, М. И. Рожков, Н. Л. Селиванова,Я. Шапиро, С. А. Шмаков и др.), педагогики «общей заботы» (И. П. Иванов), в концепции подготовки учащихся к организаторской деятельности (Л. И. Уманский).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Рассматривая организацию социального творчества студентов вуза во внеаудиторной деятельности, мы пришли к выводу, что процесс организации может быть описан при помощи конкретной модели. При по¬строении модели мы выделили закономерную логику процесса его целостную характеристику, условия ее реализации; описали все этапы процесса, как структуру компонентов; определили внутренние и внешние силы, обеспечивающие направленное саморазвитие и необратимость процесса.
На наш взгляд, модели организации социального творчества студен¬тов вуза во внеаудиторной деятельности имеет темпоральную структуру и состоит из трех уровней, отражающих:
S время обучения студента в учебном заведении (макроуровень),
S существование студента в годовом цикле жизни воспитательного сообщества (мезоуровень),
S существование студента в рамках воспитательного события (микроуровень).
Кроме этого, мы показали, что эффективной организация социально¬го творчества студентов вуза будет при наличии следующих педагогических условий: процесс организации деятельности становится объектом совместного творчества студентов и преподавателей; осуществление педагогического сопровождения становления субъектности студента; в воспитательной общности поддерживается организационная культура, основанная на ценностях самостоятельности, ответственности, креативности, эстетичности.
Проведенные экспериментальные исследования подтвердили, что при наличии описанных выше педагогических условий организация социального творчества студентов вуза во внеаудиторной деятельности, построенная на основе предложенной модели, идет значительно более эффективно. Это подтверждается результатами диагностики.
На сегодняшний день феномен социального творчества чаще всего становится объектом изучения таких наук как философия (социальное творчество как неуправляемый естественный процесс создания людьми новых форм социальных отношений), политология (социальное творчество как предоставление обществу новых, оригинальных форм самопрезентации) и социология (социальное творчество как общественная самодеятельность и способ существования общественных организаций, что проявляется в жизнедеятельности этих объединений).
Существенный вклад в изучение феномена социального творчества внесли В. И. Ленин, А. Ф. Лосев, Р. Оуэн, А. К. Шубин, а также О. С. Газман, И. П. Иванов, В. Т. Кащенко, А. Г. Кирпичник, А. С. Макаренко,
А. В. Мудрик, О. Ф. Рожкова, Р. В. Соколов, В. Н. Сорока-Росинский, С. Т. Шацкий, С. В. Шубинский и другие. Основы современного понимания социального творчества заложил Р. Оуэн, который определял его как ненасильственное создание людьми новых форм организации собственной жизни в соответствии со своими собственными предпочтениями. Многоаспектность подходов к изучаемому феномену позволила сделать выводы о том, что социальное творчество - это специфический способ жизнедеятельности определенного сообщества людей, который заключается в возможности самостоятельно создать социально значимый проект, стать субъектом деятельности.



1. Абульханова К. А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Амалтея, 2001. 304 с.
2. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2006. 23 с.
3. Анастази А. Психологическое тестирование. Т. 1,2. М., 1982. 320 с.
4. Андреев В. И. Проверь себя. Десять тестов оценки интеллигентности, конкурентоспособности и творческого потенциала личности. М.: Народное образование, 1994. 63 с.
5. Андреев В. И. Саморазвитие творческой, конкурентоспособной, личности менеджера. Казань, 1992. 97с.
6. Андрейченко А. Г. Факторы и барьеры творческого саморазвития уч-реждений дополнительного образования: Автореф. дисс канд. пед. наук.
Казань, 1996. 24 с.
7. Антипова И. Г. Отношение к учебной деятельности старшеклассников и студентов как субъективная реальность: Автореф. дисс. ... канд псих, наук. Ростов-на-Дону, 2000. 22 с.
8. Аникеева Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.: Просвещение, 1983. 96 с. ,
9. Асафова Т. Ф. Развитие социально-педагогического творчества во внешкольной работе с детьми в российской провинции второй половины XX века: Дисс. ... канд. пед. наук. Кострома, 2002. 144 с. . ,
10. Атаянц Ж. Г. Клубные объединения высшей школы как фактор со-циализации студентов на опыте США: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Москва, 1995. 23 с.
11. Бабаева Ю. Д. Психологический тренинг для выявления одаренно-
%
сти. Методическое пособие / Под ред. В.И. Панова, М.: Молодая гвардия, 1997. 102 с.
191

12. Башкатов И. П. Психология неформальных подростково - моло¬дёжных групп. М.: Информпечать, 2000. 336 с.
13. Безгин И. Д. Организационные проблемы коллективного художе-ственного творчества в театре: Автореф. дисс. ... д-ра искусств. Ленин¬град, 1990. 35 с. ■
14. Беликова Т. П. Управление воспитательным пространством сред¬него специального учебного заведения: Автореф. дисс. ... канд. соц. наук. Белгород, 1999. 25 с. '
15. Белобородов Н. В. Социальное творчество учащихся как фактор успешной самореализации личности: Дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2004. 186 с.
16. Белова В. В. Воспитание познавательной, творческой и общест¬венной активности подростков во внешкольных учреждениях: Методические рекомендации. Орел, 1998. 115с. ^
17. Белякович Н. Н. Социальное творчество рабочих. (Проблемы и перспективы развития, теорет. - методол. аспект): Дис. ... д-ра социол. наук. Минск, 1993. 37 с. '
18. Бернштейн М. С. О природе научного творчества // Вопросы фило¬софии. 1996. №6. с.45-49.
19. Берсенева В. В. Развитие самодеятельности советской молодежи в условиях перестройки: Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. Москва, 1990. 21с.
20. Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость. М., 1984. 200 с. '•
21. Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: Возможные пути реализации целей общества. Опыт систематизации../ Отв. ред. Г.В. Осипов. М.: Наука, 1987. 214 с.
22. Битянова М. Р. Организация психологогической работы в школе, (практическая психология в образовании). М.: Генезис, 2000. 298 с.
23. Богданова С. В. Внеаудиторная управленческо-экономическая подготовка студентов институтов физической культуры: Автореф. дисс. ...
192

канд. пед. наук. Москва, 1997. 25с.
24. Богоявленская Д. Б. Об одном из подходов к исследованию интел-лектуального творчества//Вопросы психологии. 1976. №4. С.69-79.
25. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. 96с.
26. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская эн-циклопедия, 2002. 1456 с.
. t
27. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно¬ориентированного образования. Ростов н/Д.: Изд-во РПГУ, 2000. 256 с: ;
28. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гума-нистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособ. Ростов н/Д.: Твор¬ческий центр «Учитель», 1999. 220 с.
29. Борытко Н. М. Опыт построения личностно ориентированного со-держания образования в гимназии // Педагогические инновации в учрежде¬ниях образования: сущность, критерии, прогноз. Волгоград, 1994. 125 с.
30. Борытко Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001. 214с.
31. Борытко Н. М. Система профессионального воспитания в вузе: Учеб.-метод, пособие / Под. ред. Н. К. Сергеева. М.: АПКиППРО, 2005. 120с.
32. Борытко Н. М. Сопровождение в системе педагогической помощи // Психологическое и социально- педагогическое сопровождение детей и мо¬лодежи: Материалы международной конференции (6-8 декабря 2005): В2-х т. Т. 1. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2005. с. 72-73.
33. Борытко Н. М. Профессиональное воспитание студентов вуза: учебно-методическое пособие / Волгоградский государственный педагогиче¬ский университет; Волгоградский государственный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2004. 120 с.
34. Бочкова JI. М. Социально-педагогическое обеспечение формиро¬вания коммуникативной культуры личности студента в вузе: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Кострома, 2003. 21 с.
193

35. Бурцева Т. А. Формирование социально-значимых качеств лично¬сти студента во внеаудиторной деятельности вуза: Дисс. ... канд. пед. наук.
+•г
Кострома, 2005. 145 с.
36. Вайсман А. И. Духовное воспитание студентов в студии художест¬венного слова // Профессиональная направленность воспитательной работы в системе педагогического образования, областная научно-практическая кон¬ференция (Благовещенск, 28 апреля 1999 г.): Тезисы докладов /Благовещенский государственный педагогический университет; Ред. колле¬гия: Н. В. Карнаух (отв. редактор), В. П. Елфимов, JI. П. Карацуба. Благове¬щенск, 1999. 345 с. ,
37. Вишневский Ю. Р., Шапко В. Т. Социология молодежи. Екатерин¬бург, 1997. 211с. '
38. Внеаудиторная деятельность // Официальный сайт Государствен¬ного образовательного учреждения Высшего профессионального образова¬ния Тихоокеанский государственный университет, http://khstu.ru/
39. Внеаудиторная жизнь студентов университета // Официальный сайт Государственного образовательного учреждения Высшего профессио¬нального образования Забайкальский государственный гуманитарно-
• * : педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского».
http://www.zabspu.ru/info/student/index.php ...
40. Внеучебная жизнь // Официальный сайт Государственного образо-вательного учреждения Высшего профессионального образования Татарский институт содействия бизнесу, http://tisbi.ru/
41. Внеучебная жизнь // Официальный сайт Государственного образо-вательного учреждения Высшего профессионального образования Уральский государственный технический университет. http://ustu.ru/?sid=5 .•
Г .
42. Воропаев М. В. Воспитательные системы образовательных учреж¬дений: основы типологии. Монография. Тамбов: изд-во ТОИПКРО, 2002.
112с- ..
43. Воспитание и развитие личности студента в условиях современно¬
194

го вуза. Тезисы докладов сообщений Всероссийской научно-практической конференции, 2-4марта 1999г. / составит. И. П. Бабочкин, JI. Г.Логинова,
3. И. Суховерова. М.: Института молодежи, 2000. 273с. ■ '
44. Воспитательная работа в вузе. Вехи истории // Официальный,-сайт
■ : * ■
Государственного образовательного учреждения Высшего профессионального обучения Куйбышевскийо филиал Новосибирского Государственного Педаго-гического Университета. http://www.kfngpu.ru/branch/branch.php?id=history_vr
*
45. Воспитательная работа в филиале // Официальный сайт Г осударст-венного образовательного учреждения Высшего профессионального образо¬вания Алтайский государственный университет в городе Рубцовске. http://agu.rubtsovsk.ru/


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ