Введение 3
1. Теоретические основы учета выручки от продаж продукции (работ, услуг) 6
1.1. Понятие и сущность выручки от продажи продукции (работ, услуг) 6
1.2. Методы определения и учета выручки от продажи продукции (работ, услуг) 11
1.3. Нормативно-правовое регулирование выручки от продаж продукции (работ, услуг) согласно РСБУ и МСФО 18
2. Бухгалтерский учет и контроль выручки от продаж продукции (работ, услуг) на примере ООО «ПрофАльянс» 28
2.1. Организация учета выручки от продаж продукции (работ, услуг) в ООО «ПрофАльянс» 28
2.2. Особенности налогового учета выручки от продаж продукции (работ, услуг) в ООО «ПрофАльянс» 33
2.3. Оценка системы контроля правильности учета выручки от продаж продукции ООО «ПрофАльянс», рекомендации по совершенствованию учета 38
3. Анализ выручки от продаж продукции (работ, услуг) на примере ООО «ПрофАльянс» 51
3.1. Анализ состава, структуры и динамики выручки от продаж продукции (работ, услуг) 51
3.2. Факторный анализ прибыли от продаж 57
3.3. Прогнозный анализ выручки от продаж продукции (работ, услуг) 62
Заключение 72
Список использованных источников 78
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Ускорение темпов развития отечественной экономики в связи с дальнейшим реформированием различных отраслей народного хозяйства делает актуальным вопрос о достоверной и объективной оценке финансовых показателей хозяйствующих субъектов. Среди критериев, характеризующих финансовое положение любой коммерческой организации, показатель выручки от продаж занимал и продолжает занимать одно из ведущих мест. Динамика данного показателя в значительной мере определяет финансовую устойчивость и деловую активность любого хозяйствующего субъекта.
В условиях рыночных отношений от предприятия требуется повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективности форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу состава и структуры выручки от продажи. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.
Выручка - это один из наиболее важных показателей бухгалтерской отчетности. Она представляет собой ключевой фактор прибыли, на основе оценки которой строятся многие финансовые показатели, раскрывающие рентабельность деятельности организации, окупаемость инвестиций, а также многие биржевые коэффициенты. Исходя из этого, вопросы признания и измерения выручки имеют чрезвычайно существенное значение при формировании картины финансового положения фирмы.
Выручка от продаж готовой продукции формирует доходы от обычной деятельности организации.
Прибыль либо убыток от продаж продукции, в свою очередь, характеризует эффективность основной деятельности организации.
Таким образом, полное, точное, своевременное и достоверное отражение в бухгалтерском учете операций по продажам готовой продукции является необходимым условием для формирования результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Целью данной работы является рассмотрение вопросов бухгалтерского учета выручки от продаж продукции (работ, услуг), контроля, а так же проведение анализа выручки от продаж для улучшения данного показателя.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- установить понятие и сущность выручки от продажи продукции (работ, услуг);
- изучить методы определения и учета выручки от продажи продукции (работ, услуг);
- изучить нормативно-правовое регулирование выручки от продаж продукции (работ, услуг) согласно российским правилам бухгалтерского учета и МСФО;
- рассмотреть организацию учета выручки от продаж продукции (работ, услуг) в ООО «ПрофАльянс»;
- рассмотреть особенности налогового учета выручки от продаж продукции (работ, услуг) в ООО «ПрофАльянс»;
- провести оценку системы контроля правильности учета выручки от продаж продукции ООО «ПрофАльянс», рекомендации по совершенствованию учета;
- провести анализ состава, структуры и динамики выручки от продаж продукции (работ, услуг) и факторный анализ прибыли от продаж;
- сделать прогнозный анализ выручки от продаж продукции (работ, услуг).
Объектом исследования является ООО "ПрофАльянс", основной вид деятельности которого - оптовая торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, изделиями медицинской техники и ортопедическими изделиями.
Предметом исследования являются теоретические и прикладные проблемы учета и контроля выручки от продаж организаций, относящихся к промышленной отрасли, в частности, проблемы, связанные с экономической природой и сущностью выручки от продаж, исследованием и систематизацией ее нормативно-законодательной базы в бухгалтерском учете и аудите, организацией синтетического и аналитического учета выручки от продаж и особенностями раскрытия информации о ней в отчетности, а также разработкой методических рекомендаций для программы анализа выручки от продаж с применением методов анализа временного тренда.
Методологической основой выпускной квалификационной работы является применение объективных принципов научного познания, базовых постулатов теории бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита.
На наш взгляд, совершенствование организационно-методического обеспечения контроля выручки от продаж с учетом специфики отрасли по производству промышленной продукции является актуальной задачей, необходимость решения которой определяется в значительной мере потребностями практики.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных специалистов, посвященных проблемам учета, контроля и анализа выручки от продаж, а также специальная и научная литература по исследуемой проблеме.
В качестве научного инструментария исследования предполагается использование различных методов: общенаучных, методов экономического анализа и экономико-математического моделирования.
Теоретическая значимость исследования заключается в совершенствовании методики учета, контроля и анализа выручки от продаж в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Практическая значимость заключается в том, что применение методики и рекомендаций, которые будут предложены в исследовании, позволит оценить реальное финансовое положение организации и повысить эффективность управления хозяйствующим субъектом.
В условиях рыночных отношений от предприятия требуется повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективности форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу состава и структуры выручки от продажи. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.
Выручка - это один из наиболее важных показателей бухгалтерской отчетности. Она представляет собой ключевой фактор прибыли, на основе оценки которой строятся многие финансовые показатели, раскрывающие рентабельность деятельности организации, окупаемость инвестиций, а также многие биржевые коэффициенты. Исходя из этого, вопросы признания и измерения выручки имеют чрезвычайно существенное значение при формировании картины финансового положения фирмы.
Выручка от продаж готовой продукции формирует доходы от обычной деятельности организации. Полное, точное, своевременное и достоверное отражение в бухгалтерском учете операций по продажам готовой продукции является необходимым условием для формирования результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
На наш взгляд, совершенствование организационно-методического обеспечения контроля выручки от продаж с учетом специфики отрасли по производству промышленной продукции является актуальной задачей, необходимость решения которой определяется в значительной мере потребностями практики.
В ходе исследования выяснили, что выручка является главным источником формирования валового дохода предприятия. Установили тот факт, что понятие «продажи» и «реализация» отличаются по своему смыслу, которые употребляются в бухгалтерском и налоговом учете соответственно.
Выяснили, что для целей налогообложения выручка от продаж определяется либо по мере ее оплаты, либо по мере отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг и предъявлению покупателю (заказчику) расчетных документов.
Изучение нормативно-правового регулирования выручки от продаж продукции (работ, услуг) позволило сделать вывод, что бухгалтерский учет выручки от продаж в Российской Федерации регулируются целой совокупностью нормативных документов. Однако, проведенный анализ системы нормативного регулирования бухгалтерского учета показывает, что рассмотренная система нуждается в существенной корректировке.
Что касается учета выручки от продаж продукции (работ, услуг) по международным стандартам финансовой отчетности, можно отметить, что хотя общие принципы РСБУ по вопросам признания выручки в некоторой степени схожи с МСФО, на сегодняшний день сохраняется много расхождений. Они требуют внесения масштабных корректировок при трансформации отчетности. Это обусловлено тем, что в последние десятилетия происходит активная реформация правил ведения бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО.
В качестве объекта исследования был выбран ООО «ПрофАльянс», основным видом деятельности которой является оптовая торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, изделиями медицинской техники и ортопедическими изделиями.
Согласно виду деятельности организации, ООО «ПрофАльянс» выручкой признает продажу оптовую продажу товаров. Выяснилось, что организация для признания выручки применяет метод начисления, согласно которому доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств.
Оценка системы внутреннего контроля правильности учета выручки от продаж продукции (работ, услуг) в ООО «ПрофАльянс» позволило сделать вывод, что в данной организации для контроля правильности учета выручки проводится внутренний аудит выручки от продаж отделом службой внутреннего аудита компании. В результате этой проверки выявляются нарушения в учете и отчетности, что впоследствии доносится руководителю компании, после чего проводятся меры по их устранению.
Основной целью анализа выручки от продаж продукции (работ, услуг) является контроль за выполнением планов продаж продукции и выявление резервов его увеличения.
Данные динамического анализа показывают, что выручка от продаж в отчетном периоде выросла по сравнению с предыдущим годом на 3912 тыс. руб. или на 109,83%, что является положительным моментом и свидетельствует о деловой активности субъекта хозяйствования.
Проводя анализ структуры выручки, можно отметить, что она не претерпела существенных изменения по сравнению с предыдущим периодом. Увеличение удельного веса себестоимости продаж в структуре выручки с 42,40% в 2014 году до 45,57% в 2015 году свидетельствует об отрицательном влиянии данного фактора на прибыль от продаж. Это явилось результатом того, что темпы роста выручки от продаж (25,34%) были ниже темпа роста себестоимости продаж (34,71%) в отчетном периоде по сравнению с предыдущим. В стоимостном выражении себестоимость продаж в отчетном периоде увеличилась на 1100 тыс. руб. Коммерческие расходы в анализируемом периоде в организации отсутствовали. Управленческие расходы компании в отчетном периоде увеличились на 314 тыс. руб., что привело к снижению их доли до 21,2% в отчетном году по сравнению с 22,37% в предыдущем. Прибыль от продаж в отчетном периоде увеличилась на 480 тыс. руб. или на 18,23% по сравнению с прошлым годом, что является очень хорошим результатом, однако, ее доля в структуре выручки уменьшилась с 35,23% до 33,23%. Данные тенденции позволяют сделать вывод о повышении себестоимости единицы продукции и о снижении рентабельности продаж.
Данные структурного анализа показывают, что основную долю выручки занимает продажа медицинской техники, на чью долю приходится 47,89% в 2014 году и 40,54% в 2015 г. Стоит отметить, что несмотря на суммарное выражение продажи медицинской техники увеличилось на 219 тыс. руб., их доля уменьшилась в общей структуре выручки. Следует отметить увеличение выручки от продажи медицинских товаров на сумму 220 тыс. руб., или на 22,49%. Доля продаж ортопедических изделий тоже в отчетном периоде немного увеличилась и стала 33,26% от всей суммы выручки от продаж, когда в 2014 году на долю этих продаж приходилось всего 27,00%. В отчетном периоде увеличилась доля продажи еще по одной категории - фармацевтические товары. Продажи по данной категории увеличились на 357 тыс. руб., их доля в отчетном периоде выросла с 12,03% до 13,41% в общей структуре выручки.
Поскольку прибыль от продаж (финансовый результат от обычных видов деятельности) является главным источником чистой прибыли организации, а следовательно и источником роста масштабов всей ее деятельности, то особое внимание необходимо уделить факторному анализу.
Факторный анализ показал, что увеличение выручки от продаж на 1894 тыс. руб. в отчетном периоде оказало положительное влияние на прибыль от продаж и привело к увеличению прибыли на 290 тыс. руб. Это объясняется тем, что увеличение выручки от продаж товаров в отчетном периоде по сравнению с предыдущим было вызвано не только ценовым фактором, а и реальным увеличением количества проданных товаров. Таким образом, можно сделать вывод, что у организации не наблюдаются проблемы, связанные со сбытом товаров. Изменение цены привело к увеличению прибыли от продаж на 377 тыс. руб. Можно сказать, что данный фактор оказал наибольшее влияние на увеличение прибыли от продаж в отчетном периоде. Также положительное влияние на прибыль от продаж оказал фактор изменения управленческих расходов, который привел к увеличению ее значения на 110 тыс. руб. Увеличение доли себестоимости привело к уменьшению прибыли на 297 тыс. руб., который является единственным фактором, который оказал отрицательное влияние на изменение прибыли от продаж продукции (работ, услуг).
Данные расчеты наглядно показывают, что данная организация располагает достаточным резервом увеличения прибыли от продаж за счет снижения себестоимости продукции и расширения сбытовой деятельности.
В качестве рекомендации было отмечено:
- расширение рынков сбыта;
- оптимизация ассортимента;
- пересмотр существующей ценовой политики, следует провести анализ эластичности спроса и влияния на него количества и цены продажи единицы продукции.
- увеличение объема производства за счет более полного использования производственной мощности предприятия;
- сокращение затрат на приобретение (производство) путем экономии материалов, топлива, электроэнергии, сокращения непроизводительных расходов и т.д.
Точная и своевременная информация о том, что может произойти в экономике и обществе в будущем, всегда имела значение для тех, кто принимал бизнес-решения. При переходе к рыночной системе с характерными ей особенностями финансовой обособленности экономических субъектов роль финансового планирования и прогнозирования в деятельности организаций объективно возрастает. Необходимость составления прогнозов определяется многими причинами. Основными из них являются неопределенность будущего, оптимизация экономических последствий и координации деятельности экономического субъекта.
Данный анализ был проведен на основе квартальной отчетности за 3 года ООО «ПрофАльянс». По результатам объема продаж было выявлено наличие сезонных колебаний. С помощью математических формул произвели расчет компонент мультипликативной модели, на основе чего спрогнозировали выручку от продаж на следующий год в поквартальном разрезе.
Анализ полученных данных позволяет спрогнозировать, что в первом квартале года объем продаж в среднем составил 97% значения тренда, тогда как в третьем квартале 118% тренда.
Точные прогнозы дают реальные преимущества, при этом они особенно эффективны при внедрении компьютерных решений, где одновременно выполняется сбор данных и распространение результатов прогнозирования по всей организации.
Так как организация постоянно развивается, поэтому полученные прогнозы должны быть скорректированы с учетом долгосрочной стратегии развития организации.
Следует отметить, что данная модель не является идеальной, т.к. в данной модели не учтены такие факторы, как изменение законодательства, перспективы направления деятельности организации и приближение значимых мероприятий, которые могут напрямую повлиять на рост выручки от продаж несмотря на не сезонность.
Поэтому не стоит гнаться за сложными математическими моделями, пытаясь угадать будущее. Прогноз доходов нужно сделать адекватным экономическим процессом экономического субъекта и условием рынка, на котором она работает.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 26.04.2016) // Справочно-правовая система "Консультант Плюс". - Последнее обновление 30.05.2016
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 26.04.2016) // Справочно-правовая система "Консультант Плюс". - Последнее обновление 30.05.2016
3. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: Федеральный закон от
06.12.2011 г., № 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 30.05.2016
4. Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ Минфина РФ от 29.07.1998 г., № 34н (ред. от 24.12.2010 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 30.05.2016.
5. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/08) [Электронный ресурс]: приказ Минфина РФ от 06.10.2008 г., № 106н (ред. от 06.04.2015 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 30.05.2016.
6. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) [Электронный ресурс]: приказ Минфина РФ от 06.07.1999 г., № 43н (ред. от 08.11.2010 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 30.05.2016.
7. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98) [Электронный ресурс]: приказ Минфина РФ от 25.11.1998 г., № 56н (ред. от 06.04.2015 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 30.05.2016.
8. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) [Электронный ресурс]: приказ Минфина РФ от 06.05.1999г., № 32н (ред. от 06.04.2015 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 30.05.2016.
9. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010) [Электронный ресурс]: приказ Минфина РФ от 08.11.2010 г., № 143н // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 30.05.2016.
10. О применении нового Плана счетов бухгалтерского учета [Электронный
ресурс]: письмо Минфина РФ от 15.03.2001 г., №16-00-13/05 // Справочно¬
правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 30.05.2016.
11. Об утверждении Международного стандарта финансовой отчетности (IAS 11) «Договоры на строительство» [Электронный ресурс]: приказ Минфина РФ от 28.12.2015 г., № 217н // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 30.05.2016.
12. Об утверждении Международного стандарта финансовой отчетности (IAS 18) «Выручка» [Электронный ресурс]: приказ Минфина РФ от 25.11.2011 г., № 160н (ред. от 18.07.2012 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 30.05.2016.
13. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений / Т.Г.Вакуленко, Л.Ф.Фомина. - СПб.: Издательский торговый дом «Герда», 2008. - 288 с.
14. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие / А.Ф.Черненко. - М.: КНОРУС, 2010. - 315 с.
15. Анализ финансовой отчетности / М.А.Вахрушина. - М.: Вузовский учебник, 2010. - 367 с.
16. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. /Г.В. Савицкая. - М: ИНФРА-М, 2012. - 336 с.
17. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 2-е изд., перераб. и доп./ Г.В.Савицкая. - Мн.: ИП «Экоперспектива», 2010. - 296 с.
18. Бухгалтерский и налоговый учет финансовых результатов/А.Д. Ларионов, А.И.Нечитайло. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2014. - 318 с.
19. Бухгалтерский учет в торговле / В.В. Кожарский. — Мн., 2014. - 184 с.
20. Комплексный анализ хозяйственной деятельности/А.Д.Шеремет. - М.:ИНФРА-М, 2010. - 368 с.
21. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности/ Д.В.Лысенко. - М.: ИНФРА - М, 2012. - 330 с.
22. Международные и российские стандарты бухгалтерского учета: Сравнительный анализ, принципы трансформации, направления реформирования / С. А. Николаева. - М.: Аналитика-Пресс, 2011. - 672 с.
23. Методика финансового анализа / А.Д.Шеремет, Р.С.Сайфулин. - М.: ИНФРА- М, 2012. - 345 с.
24. Учет финансовых результатов и использования прибыли: учеб. пособие / А.И.Нечитайло. - СПб.: ИВЭСЭП. Знание, 2013. - 104 с.
25. Финансовый анализ / О.В. Ефимова. - М.: Издательство «Бухгалтерский учет», 2011. - 320 с.
26. Финансовый учет: учебное пособие/ Л.И.Куликова. - М.: Бухгалтерский учет, 2012. - 800 с.
27. Базлова Т.Я. Сравнительный анализ учета финансовых результатов по российским и международным стандартам //Экономика. - 2014. - №2. - С.26-30.
28. Жгутова Ю.В. Внутренний контроль финансовых результатов //Символ науки. - 2016. - №4-1. - С.69-71
29. Загней М.К. Анализ финансовых результатов от продаж продукции //Сборник трудов конференции Орловского Государственного Аграрного Университета. - 2015. - С.129-131
30. Иванова А.С. Методика проведения анализа финансовых результатов деятельности организации на основании данных отчета о финансовых результатах //Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2015.- №37¬2. - С.37-43
31. Иванова В.А. Организация учета и контроля финансовых результатов деятельности //Сборник трудов конференции Финансового Университета при Правительстве РФ. - 2015. - С.166-173
32. Игнатушина А.Ю. Процедуры контроля за формированием финансовых результатов в коммерческих организациях / А.Ю. Игнатушина, И.Г. Тараненко //Приоритетные направления развития науки и образования. - 2015. - №1 (4). - С.241-246
33. Мартынова Т.А. Использование прогнозного анализа финансовых результатов
в разработке стратегии развития организации торговли / Т.А. Мартынова, Л.В. Хилькевич// Международный студенческий научный вестник. - 2016.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //www.scienceforum.ru/2016/2161/22397
34. Казанцева Н.В. Совершенствование учета финансовых результатов деятельности организации и их отражения в отчетности /Н.В, Казанцева, И.В. Сибиряткина //Научные труды SWORLD. - 2015. - №1. - С.56-61
35. Кичикова Э.Б. Внутренний контроль финансовых результатов //Бухучет в сельском хозяйстве. - 2016. - №5. - С.54-60
36. Коробейникова Л.С. Традиционный подход к факторному анализу прибыли от продаж коммерческой организации / Л.С. Коробейникова, Х.Емиральд // Сборник трудов конференции. - 2015. - С.96-99
37. Куруковская Е.А. Факторный анализ финансовых результатов// Бухгалтерский учет. - 2014. - №8. - С.32-35
38. Салахутдинова Э.Р. Рекомендации по совершенствованию учета финансовых результатов //Актуальные вопросы науки. - 2014. - №13. - С. 112-115
39. Селюков М.В. Применение международных норм бухгалтерского учета для совершенствования учета финансовых результатов //Экономические и гуманитарные науки. 2014. - №1. - С.66-69
40. Тарасова Т.М. Нормативное регулирование бухгалтерского учета финансовых результатов по российским и международным стандартам // Финансы и кредит. - 2014. - №44(620). - С.54-60