Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Институциональная среда, как условие совершенствования экономических отношений в малом бизнесе

Работа №8308

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

экономика

Объем работы159стр.
Год сдачи2007
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
962
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. СТРУКТУРА БИЗНЕСА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ
ЕГО РАЗВИТИЯ 11
1.1. Понятия бизнеса и его структуры 11
1.2. Основные тенденции и противоречия в развитии структуры бизнеса..38
1.3. Роль малого предпринимательства в оптимизации
структуры бизнеса 61
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 80
Глава II. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРУКТУРЫ БИЗНЕСА 82
2.1. Классификация институциональных условий, определяющих структуру бизнеса 82
2.2. Роль государства в изменении структуры бизнеса 104
2.3. Пути совершенствования структуры бизнеса 125
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 140
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 142
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Актуальность темы исследования. Перед российской экономикой, с одной стороны, стоит проблема направленности институциональных преобразований, с другой, не менее важная - структурная перестройка. Каждой из них посвящено не мало публикаций и научных исследований. Взаимосвязь этих проблем не вызывает сомнения, вместе с этим недостаточно определено, как отдельные институциональные изменения способствуют или препятствуют структурной перестройке экономики. Представляется, что анализ взаимосвязи институциональных преобразований и структурной перестройки экономики в целом должен опираться на понятие, которое дает комплексное представление о структурных элементах экономики, являющихся объектом институциональных преобразований.
Одним из них выступает малый бизнес, как неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйствования, без которого существование общества не представляется возможным. Он обеспечивает в целом укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности, а степень его развития служит одним из параметров, характеризующих рыночно-конкурентную модель хозяйствования. Именно малый бизнес особенно подвержен влиянию институциональных факторов. Однако, программы, проведенные с целью его поддержки, не дали ожидаемого результата. Главная причина неудачи заключена не в недостатке финансирования, а скрыта глубже. Малый бизнес выступает как сложная система, в основе которой лежит непосредственная и опосредованная связь её элементов. Так как они не могут существовать изолированно, то подвергаясь влиянию институциональных условий, изменение претерпевает вся система. Для того чтобы институциональные преобразования, планируемые и проводящиеся в целях развития малого бизнес, достигли желаемого эффекта, следует четко представлять, какие последствия вызовет данная новация. В контексте такого подхода становится продуктивным поиск наиболее важных и значимых для малого бизнеса институциональных факторов. Данный анализ позволяет определить первоочередные направления совершенствования институциональной среды, что способствует созданию предпосылок того, чтобы малый бизнес по праву занял место важного элемента рыночной системы хозяйствования. Таким образом, актуальность работы связана с определением институциональных факторов, препятствующих
формированию сектора малого бизнеса в России, и институциональных преобразований, которые будут благоприятствовать данному процессу. В месте с этим, анализ экономических отношений в малом бизнесе в России требуется в связи с рыночной трансформацией экономики, характеризующейся структурной перестройкой хозяйства, необходимостью активизации воспроизводственных процессов и обеспечения устойчивого экономического роста.
Степень научной разработанности проблемы. Малый бизнес является объектом научного интереса как у отечественных, так и у зарубежных экономистов. В многочисленных публикациях обсуждаются вопросы развития данного сектора, его роли в экономике страны, прогнозирования динамики характеристик, определения необходимости государственной поддержки и регулирования.
Исследование малого предпринимательства предусматривает изучение не только его характерных особенностей, природы, а так же уяснение места и роли в экономических процессах. В работах А.Блинова, О.Акимова, Е.Бухвальда, Т.Гурунян, В.Иноземцева, А. Орлова, В.Рубе, О.Шестоперова, А.Шиховцева, А.Шулус он исследуется с позиций занятости, обеспечения выживания населения и борьбы с бедностью, развития конкуренции, эффективности функционирования. Общеметодологические аспекты становления сектора малого бизнеса отражены в работах В.Афанасьева,
А.Бусыгина, Т.Заславской. С начала 90-х годов в российской экономической науке обозначился интерес к проблеме государственной поддержки малого
4

предпринимательства, раскрытием этого вопроса занимаются А.Виленский, Л.Колесникова, А.Радыгин, А.Чепуренко. Цели и задачи, содержание, формы и методы государственного регулирования малого бизнеса в России раскрываются в работах А.Авиловой, С. Глазьева, Л.Колесниковой, М.Лапуста, А.Лившица, А.Чепуренко и др. Рассмотрение с точки зрения особенностей управления, позиционирования на рынке, месте в процессе создания и коммерциализации научных разработок прослеживается в зарубежной литературе в работах М.Касальса, М.Портера, Э.Тоффлера, Й. Шумпетера, Ф.Хайека и др. Отношения собственности в секторе малого предпринимательства анализируют Я.Корнаи, Р.Коуз, Л.Мизес, Дж.Сакс; среди отечественных ученых - Р.Капелюшников, В.Шупыро, В. Тамбовцев. Малый бизнес в различных аспектах исследуется в диссертациях.1 Работы костромских экономистов - Н. Гибало, Е. Скаржинской, М. Скаржинского,
В. Чекмарева - вносят заметный вклад в исследование вопросов защиты прав собственности.
Вместе с этим, при достаточно большом объеме литературы, посвященной различным вопросам малого предпринимательства недостаточно проанализировано взаимодействие предприятий разного размера, нет комплексных сведений о сложившейся структуре бизнеса и её тенденциях в контексте институциональных условий. Таким образом, актуальность разработанности темы позволяет сформулировать гипотезу исследования, определить цель работы, объект и предмет исследования.
Научная гипотеза исследования. Проявлением сложной системы экономических отношений в малом бизнесе, служит его структура, которая формируется под влиянием институциональной среды, воздействующей на
1 Колесников М.Ю. Малый бизнес как фактор инновационного развития экономики: Дис. канд. экон. наук. - Иркутск.:2005; Кузьмичев Д.С. Особенности формирования конкурентоспособного малого предприни¬мательства в региональном аспекте : На примере Южного федерального округа : Дис. канд. экон. наук. - Москва.:2005; Парухин С.Н. Институциональная структура малого бизнеса: Дис. канд. экон. наук. - Кострома.:2002; Петраков Г.А.Малый бизнес в системе экономических отношений (региональный аспект): Дис. канд. экон. наук. - Кострома.:2003.
5

экономическое поведение субъектов малого бизнеса. Исследование взаимосвязи структуры малого бизнеса и институциональной среды позволяет выявить особенности экономических отношений в этом секторе экономики.
Цель диссертационного исследования заключается в определении степени влияния институциональных факторов на экономические отношения в малом бизнесе, а через них формирование структуры малого бизнеса в национальной экономике.
В связи с этим поставлены следующие задачи исследования, которые определили структуру диссертационной работы:
- Обосновать введение в научный оборот понятия «структура бизнеса» как набора количественных и качественных его характеристик.
- На основе введенных характеристик проанализировать в ретроспективе динамику структуры малого бизнеса в России.
- Дать классификацию институциональных факторов, воздействующих на структуру малого бизнеса.
- Доказать значимость формальных и неформальных институциональных факторов в совершенствовании структуры бизнеса.
Объект исследования. Структурные характеристики бизнеса в их зависимости от институциональных факторов.
Предмет исследования. Экономические отношения в секторе малого бизнеса в условиях трансформационного периода российской экономики.
Методологическая и теоретическая основа исследования. Работа опирается на методологический аппарат новой институциональной, неоинституциональной теории. Применены методы системного, логического, структурного, факторного и сравнительного анализа. В работе так же использованы методы межстрановых сопоставлений, сочетание позитивных и нормативных принципов анализа.
6

Теоретической основой исследования послужили научные разработки, теоретические положения, представленные в научной литературе по институциональной теории, труды отечественных и зарубежных ученых- экономистов по проблеме малого предпринимательства.
Достоверность исследования обеспечивается адекватностью выбранной методологии для решения поставленных задач, наличием системы логических доказательств и аргументов, подтверждением теоретических положений фактическими данными. В качестве информационной базы исследования выступают статистические данные, собранные и обобщенные Росстатом, законодательные, правовые и нормативные документы, а также показатели и прогнозы, опубликованные в материалах периодической печати.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что автором на основании широкого круга источников предпринято комплексное исследование институциональных факторов, определяющих структуру малого бизнеса.
- На основе проведенного анализа получены количественные и качественные характеристики структуры бизнеса. Обосновано включение каждой характеристики в комплекс, отражающий состояние и динамику бизнеса.
- На основе анализа статистических данных доказано, что структурные характеристики малого бизнеса в России изменяются чрезвычайно медленно.
- Определены критерии эффективной структуры бизнеса, в том числе доминирование в общем числе предприятий сектора малого бизнеса, которое в значительной мере обеспечивается за счет не первый год действующих, участие во всех производствах (особенно в сфере инноваций), проникновение на всех рынках, увеличение производительности труда, обеспечивающееся инновационной активностью, сильная инвестиционная позиция, низкая доля малых предприятий ведущих свою работу в «тени».
7

- Предложена авторская классификация институциональных условий, влияющих на изменение структуры малого бизнеса.
- Выделены формальные институциональные условия, препятствующие построению эффективной структуры бизнеса, в первую очередь: высокие административные барьеры, недостаточная защищенность и легитимность прав собственности предпринимателя. Предложены стратегии, которых следует придерживаться субъектам малого предпринимательства для обеспечения конкурентоспособности в условиях сложившейся институциональной среды.
- Определены перспективы развития малого бизнеса, связанные с налаживанием взаимовыгодного сотрудничества с крупным. Показано, что в то время как основными формами взаимодействия в настоящий момент является франчайзинг, в реальном секторе преобладают системы субподряда и лизинга, наиболее эффективной формой выступает научно-техническая кооперация.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наиболее глобальные задачи, стоящие перед российской экономикой - преодоление отставания от развитых стран и достижение ею эффективного функционирования. В связи с этим требуется сформировать стратегию поведения, которая определит «очаг» реформирования.
Дать характеристику динамике и тенденциям ведения бизнеса в стране призвана структура бизнеса, которая должна многоаспектно и разносторонне его охарактеризовать. К реализации модели предъявляется требования: реально отражать складывающуюся ситуацию и обеспечивать проведение анализа данных, то есть быть информативной.
В результате изучения структуры бизнеса, субъекты малого предпринимательства получают возможность оценить результаты своей деятельности, с целью определения дальнейшего поведения: переквалификации, расширения, усиления инвестиционной политики предприятия, крупные - переосмыслить сотрудничество с малыми, например, принять решение о расширении их числа. Больше всего заинтересованы в информации подобного рода субъекты, которые только планируют приступить к предпринимательской деятельности. Общим для всех является заинтересованность в распоряжении информацией, которая позволит принять стратегические решения с учетом происходящего.
Анализ структуры бизнеса в стране может выступать как аргумент в пользу реформирования институтов и отмечать сферы, нуждающиеся в государственном регулировании, или напротив, как указатель эффективности их работы. Структуру бизнеса можно воспринимать как инструмент для надлежащего выполнения государством своих обязанностей.
Её следует рассматривать как качественную и количественную характеристику функционирования бизнеса в стране, которая отражает динамику поведения экономических субъектов под влиянием изменений
142

внешней среды. Исходя из этого предложен следующий набор базовых параметров, где к количественным отнесены:
- размер предприятия (малые, средние, крупные);
- число предприятий на 1000 жителей ;
- отраслевая принадлежность;
- численность занятых на предприятиях разных размеров, отраслей, форм собственности;
- вклад в ВВП по размеру, отраслевой принадлежности, формам собственности;
- средняя заработная плата по отраслям и формам собственности;
- объем получаемых кредитов;
- объем осуществляемых инвестиций в основной капитал.
К качественным отнесены:
- стратегии ведения бизнеса;
- интенсивность взаимодействия малого и крупного бизнеса, которая отражается в степени распространения франчайзинга, аутсорсинга, субподрядов, научно-технической кооперации.
Изучение малого бизнеса как одной из подсистем экономики, сопровождается наблюдением за её динамичностью. Следуя примеру лидирующих стран, можно ожидать оздоровления российской экономики, насыщения рынка товарами и услугами, создания новых рабочих мест за счет развёртывания ими своей деятельности.
До сих пор в России не создана «критическая масса» малых предприятий, на что указывает их число, приходящееся на 1000 жителей, поэтому для малого бизнеса России характерно отсутствие значимого его влияния на формирование конкурентной среды Вклад в ВВП очень низок и составляет 10-15%. В отраслевой структуре явно доминирует сфера торговли, при том всеми понимается важность укрепления позиций предприятиями реального сектора экономики. В региональном аспекте явно наблюдается
143

лидерство Центрального Федерального округа. Тяготение к функционированию в нефондоемких отраслях определяет незначительность капиталозатрат на формирование основных фондов, в инвестиционной активности прослеживается стагнация - инвестирование в малом бизнесе составляет чуть более 3% от общих инвестиций в основной капитал.. Это отчасти объясняется нестабильностью существования субъектов данного сектора. Не превышает 15% численность занятых на малых предприятиях. Не смотря на ожидания последних лет, изменения в соотношении численности малых и крупных предприятий в пользу первых значительно так и не возросли.
Таким образом, статичность рассмотренных характеристик указывает, что удельный вес малого бизнеса в основных экономических показателях страны крайне невысок.
Малый бизнес тяготеет к сотрудничеству с крупными предприятиями, но относительно невысокая доля малых промышленных предприятий связана с тем, что для них условия функционирования отличаются большей жесткостью, природа промышленного производства слабо сочетается с природой малого предприятия, промышленность плохо «приемиста» к развитию в ней малого бизнеса, так как профессиональная подготовка персонала, наличие достаточно большого стартового капитала, использование высокотехнологичного оборудования, позволяющего производить конкурентоспособную продукцию определяют успех этих предприятий.
Результатом специфической отраслевой структуры определяется характер взаимодействия малого и крупного капиталов: в реальном секторе лидирующими по численности являются промышленность и строительство, что способствует преобладанию системы субподрядов, а так же лизинга. Позиции, занимаемые сферой торговли и услуг, обуславливают распространение франчайзинга.
144

При построении трендов, позволяющих предсказывать дальнейшее будущее малого бизнеса, отмечается сохранение сложившихся тенденций. В связи с недопустимостью такого развития событий, следует тщательно и оперативно разработать комплекс мер, который способствовал бы решению сложившихся противоречий, где позиции реального сектора малого бизнеса относительно слабы по сравнению с лидерством торговой сферы, где развертывание инновационной деятельности не соответствует требованиям действительности и не активизирует работу крупного бизнеса на укрепление позиций страны на мировой арене, где сотрудничество малого и крупного бизнеса еще не перешло из области гипотетически возможного в реальному воплощению. Причем, все предлагаемые рычаги воздействия должны учитывать потенциал, заложенный в малом предпринимательстве и его особенности.
В основе сущности малого предпринимательства, лежит термин предприниматель - это хозяйствующий субъект, главная цель которого состоит в получении устойчивой прибыли за счет рационального использования имеющихся в его распоряжении ресурсов и целесообразного применения инноваций, лично отвечающий за все риски, возникающие в результате его устремлений и инициативы. Нетривиальность задачи по исследованию роли малого бизнеса в экономике страны состоит в выделении его особенных характеристик, которые лежат в основе функционирования субъектов.
Любой гражданин может быть собственником дела, используя такие свои качества, как предприимчивость, хозяйственность, целеустремленность. Открыв свой бизнес он может реализовать свои идеи, при этом способствуя решению проблемы безработицы путем создания новых рабочих мест.
Такие его характеристики как гибкость и мобильность обосновываются его малыми размерами. Конкурентное преимущество малого бизнеса перед крупным определяется так же отсутствием традиционного для крупных фирм
145

разделения прав и функций между собственниками и наемными менеджерами. При этом у малых предприятий сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата. Но субъекты малого бизнеса заинтересованы в сотрудничестве с крупными, так как оно обеспечивает гарантированный спрос их товары или услуги, защищает от жесткой конкуренции.
Малые предприятия способны вести инновационную деятельность причем очень успешно. При разработке удачного продукта, который подлежит тиражированию, уже они выступают в роли поддержка крупного бизнеса.
Принятие решений по основным вопросам характеризуется меньшей формализованностью, следствием которой является оперативность, способствующая повышению производительности труда. Отсутствие тщательного планирования определяет возможность ухода в другую сферу деятельности при негативно складывающихся конъюнктурных условиях.
Малый бизнес ограничен во всех видах ресурсов, среди которых особенно выделяются финансовые, определяющие крайнюю чувствительность ко всякой политике уменьшения кредита и увеличения фискальной тяжести, подвержен влиянию условий внешней среды, степенью риска в нем велика.
Характерные черты малого предпринимательства позволяют ему принимать участие в оптимизации структуры бизнеса, способствуя общему экономическому росту.
Классификация институциональных условий объясняется силой их влияния на структуру бизнеса и поэтому требует более внимательного изучения. Под институциональными условиями понимается совокупность правил и механизмов, принуждающих субъектов малого предпринимательства к исполнению этих установленных правил и норм. В основе формальных факторов лежат соответственно формальные правила -
146

законы данной страны и другие нормативные акты, которые определяют «правовое поле» для малого бизнеса и устанавливают «правила» игры в нём. В основе неформальных правил лежат не только традиции, но и менталитет, сложившейся в обществе, в том числе и отношение к бизнесу.
К институциональным условиям прямого воздействия относятся те, которые заставляют субъектов малого бизнеса основываться на предписаниях государства, а не на самостоятельном экономическом выборе при принятии решений. При создании комплекса косвенных условий ставится задача, чтобы субъекты рассматривали при самостоятельном выборе правил действий предлагаемые государством варианты как наиболее целесообразные, которые соответствуют целям экономической политики.
Предлагается классификация институциональных условий на их основе принадлежности их к наиболее фундаментальным институтам на административные, экономические, идеологические.
Институциональные условия очерчивают круг проблем, на решение которых они и нацелены, поэтому рассматриваются условия :
- обеспечения конкурентоспособности предприятий и экономики в целом;
- повышения эффективности использования потенциала, имеющегося в
наличии;
- создания рабочих мест, путем открытия новых производств;
- формирования стратегических зон развития;
- выравнивания межрегиональных неравенств;
- развитие взаимодействия на уровне стран и регионов.
Уровень рассмотрения институциональных условий позволяет выделить: низший - локальные условия, с ростом масштаба влияния получим муниципальные и региональные, высший уровень - общегосударственные условия.
147

В зависимости от степени развитости и функционирования предложено разделение институциональных условий по уровню значимости на крупные, средние и малые.
Так как малый бизнес не может обойтись без государственной поддержки, то значение формальных факторов для него приобретает особую актуальность. Самым негативным образом сказывается хроническое запаздывание проведения институциональных реформ и нестабильность институтов на малом бизнесе.
Заложены основы законодательства в сфере малого бизнеса, направленные на развитие реального сектора, для которого создается соответствующая инфраструктура. При кажущемся многообразии проводимых действий масштаб их реализации довольно мал.



1. Акимов О.Ю. Методологические проблемы развития малого
предпринимательства. - Астрахань: Астрах. гос. техн. ун-т, 2004. - 91с.
2. Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. - М. : Финансы и статистика, 2004. - 191с.
3. Актуальные проблемы развития малого и среднего бизнеса : материалы межрегион. науч.-практ. конф., 3 июня 2004 г. науч. ред.: Т. В. Лодкина. - Вологда: Вологод. ин-т бизнеса, 2004.
4. Александрова Н.А., Гибало Н.П., Скаржинский М.И., Чекмарев В.В. Экономическая закономерность формирования института частной собственности и его институциональное обеспечение. - Кострома. 2004. - 94c.
5. Алимова Т. и др. Малый бизнес в России: адаптация к переходным условиям //Вопросы статистики. - 1995. №9.
6. Балацкий Е., Потапова А.Малый и крупный бизнес: тенденции становления и специфика функционирования //Экономист. - 2001.№4.
7. Басков В. Бизнес и власть. Переполох на задворках. //Российская торговля.
- 2002. - №6(12).
8. Близнец И. А. Роль государства в обеспечении прав интеллектуальной собственности //Патенты и лицензии. - 2001.№12.
9. Бреев Б. Д.Методы государственной финансовой поддержки малого предпринимательства в условиях ограниченности средств / Б. Д. Бреев, О.
Е. Вороновская. - М., 1998. - 65с.
10. Брюк Р., Калинкин Е. Малый бизнес- выход из экстремальных ситуаций. - М.: Экономика, 2001. - 221с.
11. Бухвальд Е., Виденский А.. Кредитование малого предпринимательства // Вопросы экономики. - 2001.№4.
12. Бухвальд Е., Виленский А. Российская модель взаимодействия малого и крупного предпринимательства/ /Вопросы экономики. - 1999.№12.
150

13. Бухвальд Е.М., Виленский А.В.Малый бизнес и формирование благоприятной предпринимательской среды в российской экономике//Вестник РГНФ. - 2006.№1.
14. Бусыгин А.В. Предпринимательство : Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Менеджмент" и "Нац. экономика" / А. В. Бусыгин. - М. : Дело : Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации,
1999. - 638с.
15. Бюллетень Московского центра развития предпринимательства, 2003.
16. Взаимодействие малого и крупного бизнеса// Информационно - аналитический сборник. Институт предпринимательства и инвестиций. - М., 2003.
17. Виленский А.Этапы развития малого предпринимательства в России //Вопросы экономики. - 1996. №7.
18. Ворохалина Л. Финансово-кредитные механизмы регулирования малого бизнеса // Вопросы экономики. - 1996. №11.
19. Н.П.Гибало, С.В.Палаш. Институты и экономическая политика//Проблемы новой политической экономии. - 2006. - спецвыпуск.
20. Гибало Н.П. Предпринимательские отношения и предпринимательские способности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. - 1999. №1.
21. Глазатова М., Виленский А. Государственный и муниципальный заказ для малого бизнеса // Вопросы экономики. - 2001. №4.
22. Гутник В. Рыночные институты и трансформация российской экономики//Мировая экономика и международные отношения. - 1995. №7.
23. Гурунян Т.В. Институциональный анализ малого предпринимательства как фактор экономической безопасности. - Новосибирск: СибАГС, 2004. - 202с.
24. Дегтярев А. Маликов Р. Институциональный анализ деловой коррупции в России //Вопросы экономики. - 2005. №10.
151

25. Дерябина М. Институциональные аспекты постсоциалистического переходного периода // Вопросы экономики. - 2001. №2.
26. Де Сото Э. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. - М.: Прогресс, 1995. - 319с.
27. Еваленко М. Потенциал малого предпринимательства и экономика российских регионов. //Российский экономический журнал, 2003, № 9-10.
28. Егорова Н.Е., Маренный М.А. Малые предприятия: предпринимательские стратегии и кооперация. - М. :Компания Спутник+, 2004. - 198с.
29. Егорова Н.Е., Смулов А.М. Предприятия и банки: взаимодействия, экономический анализ, моделирование. - М.: Дело, 2002. - 453с.
30. Егорова Н.Е. Моделирование деятельности малого предприятия, функционирующего в экономическом симбиозе с крупным промышленным объектом //Экономика и математические методы. - 1999. Т.35. №2.
31. Елисеев А.Е., Шульга И.Е.. Институциональный анализ интеллектуальной собственности. - М.: Инфра-М, 2005. - 191с.
32. Институты и экономические отношения: Монография / Н.П.Гибало, Н.Н.свиридов, М.И.Скаржиснкий, В.В.Чекмарев. - Кострома: КГУ им.Н.А.Некрасова, 2003. - 287с.
33. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник. / Под общей ред. д.э.н.,проф. А.А.Аузана. - М.:ИНФРА- М, 2005. - 415с.
34. Институциональная экономика: Учеб. Пособие /Под рук. акад. Д.С.Львова.
- М.: ИНФРА-М, 2001. - 318с.
35. Институт частной собственности: российский вариант/ Гибало Н.П., Скаржинская Е.М., Скаржинский М.И., Степанов Е.Б., Цуриков В.И., Цуриков А.В, Чекмарев В.В. - Кострома, 2003. - 139с.
36. Интриллигатор М. Реформа российской экономики: роль институтов //Экономика и математические методы-1997. Т.33. Вып. 3.
152

37. Капелюшников Р. «Где начало того конца?» (к вопросу об окончании переходного периода в России) //Вопросы экономики. - 2001. №1.
38. Кислякова В.В. Формирование современного единого пространства российского малого предпринимательства : Дис. канд. экон. наук, Москва,
2004.
39. Клейнер Г.Б. Разорванный мир// Эксперт.- 2002. №2.
40. Клейнер Б.Г. Совеременная экономика России как «экономика физических лиц» //Вопросы экономики. - 1996.№9.
41. Клейнер Г.Б.. Эволюция системы экономических институтов в России. - М.: ЦЭМИ РАН, 2003. - 129с.
42. Кольчугина А.В.. Деятельность малых предприятий Российской Федерации в начале 21 века // Вопросы статистики. -2004. №12.
43. Коуз Р.Г. Природа фирмы/ Теория фирмы/Под ред. В.М. Гальперина. Спб.: Экономическая школа, 1995. - 357с.
44. Кочановский М.В. Развитие институциональной среды малого бизнеса. - Н. Новгород :Изд-во Волго-Вят. акад. гос. службы, 2000. - 67с.
45. Крылова Д. Как победить бедность // Ведомости. - 2003. 3 июля.
46. Крючкова П.В. Административные барьеры в экономике: институциональный анализ. - М. : :ИИФ "Спрос" КонфОП ,, 2002. - 133с.
47. Крючкова П.В. Административные барьеры в российской экономике. - М.: Институт национального проекта «Общественный договор», 2001. - 48с.
48. Курс переходной экономики. / Под ред. академика Л.И. Абалкина. - М. : ЗАО "Финстатинформ", 1997. - 631с.
49. Лапицкая Л.В., Чемоданова Е.В. Франчайзинговая модель организации бизнеса. //Маркетинг. - 2000. №3.
50. Латышева О., Матвеев А., Панова М., Назарова Л., Митрофанова Н. И все это - лизинг //Экономика и жизнь. - 03.2002. №11.
51. Мазур И.И., Шапиров В. Д. Реструктуризация предприятий и компаний. - М.: Высшая школа, 2000. - 587с.
153

52. Майлер А.З., Куликов С.А. Пособие по франчайзингу. - М.:Российская организация развития франчайзинга, 2001. - 136с.
53. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее, будущее./ Под ред. Е.Г. Ясина, А.Ю.Чепуренко, В.В. Буева, - М., 2004. - 265с.
54. Малый бизнес в России / Науч. ред. д-р экон. наук Т. Г. Долгопятова. - М. : Ин-т стратег. анализа и развития предпринимательства (ИСАРП) : КОНСЭКО, 1998. - 348с.
55. Малый бизнес : Опыт зарубежных стран /Под ред. В. А. Швандара. - М.: Юнити, 2004. - 287с.
56. Маньков В.С. Институциональные аспекты в государственном регулировании малого бизнеса /Вестник московского университета. Серия
6. «Экономика». - 2004. №2.
57. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 21.
58. Миронов М.Е. Малый бизнес и инвестиционный климат. - М.: Рос. экон. шк., 2003. - 40с.
59. Маршал А. Принципы экономической науки. - М., 1993. - Т.1.
60. Матвеева Н.Ю. Собственность как конституционная основа экономической системы.// Проблемы новой политической экономии. - 2001. №3.
61. Митякова О.И. Механизмы устойчивого развития малых предприятий. - Н. Новгород : Нижегор. гос. техн. ун-т, 2002. - 185с.
62. Нефедов В.Н., Нефедов И.В.. Взаимодействие власти и бизнеса: преодоление административных барьеров. - Н. Новгород :Изд-во Волго¬Вятской акад. гос. службы, 2005. - 139с.
63. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М.: «Начала», 1997. - 188с.
64. Н.П.Гибало Проблемы институционализации экономики России/ Н.П.Гибало, М.И.Скаржинский, Е.М.Скаржинская, В.В.Чекмарев / Монография.-Кострома: КГУ им.Н.А.Некрасова, 2002. - 274с.
154

65. Нуреев Р.И. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 2000. - 560с.
66.Оганян О. О государственной поддержке малого бизнеса в России//Экономист. -2002.№8.
67. Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 415с.
68. Орлов А. Малое предпринимательство в России: развитие или стагнация? (1992-2001 годы).// Вопросы экономики. - 2001. №10.
69.Основы экономической теории: Учебник /Под ред. Тяжова А.И. - Кострома: КГПУ им. Н.А.Некрасова, 1997.
70. Петраков Г. А., Михайлов Ю.А. Малое предпринимательство, как структурная составляющая экономики региона. - Кострома: торгово¬промышленная палата Костромской области, 2002. - 67с.
71. Петраков Г. А. Экономические потенции малого бизнеса //Проблемы новой политической экономии. - 2002. - №3.
72. Петраков Г. А., Михайлов Ю.А. Проблемы малого предпринимательства в регионах Поволжья и Центрального федерального округа России. - Кострома: Центр информационных ресурсов и системного анализа. 2002. - 92с.
73. Петраков Г.А.Малый бизнес в системе экономических отношений (региональный аспект): Дис. канд. экон. наук. - Кострома.:2003.
74. Пономарева Е. Малый да удалый // Российская торговля. - 2002. - №6 (12).
75. Попадюк Н. Частная ли частная собственность в России? //Вопросы экономики. - 2006.№1.
76. Попова Н.Н, Попов А.Н.Малый бизнес в рыночной среде. - Йошкар-Ола.
2005. - 96с.
77. Пороховский А. А. Современная рыночная модель: экономические и неэкономические факторы реализации /Формирование российской модели
155

рыночной экономики: противоречия и перспективы: Медунар. научн. конф. “Ломоносовские чтення”: 24-26 апреля 2002г. - М.: МАКС Пресс, 2002.
78. Предпринимательство : Учеб. для студентов экон. вузов / М. Г. Лапуста, А. Г. Поршнев, Ю. Л. Старостин, Л. Г. Скамай. - М. : ИНФРА-М, 2000. - 448 с.
79. Предприятия малого бизнеса в условиях современной трансформации экономики / Ю.В. Новиков, М.М. Марков. - СПб. :Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2002. - 99с.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ