Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕЛЕСНО-ЖЕСТОВЫЙ КОД В РОМАНЕ АНДРЕЯ БЕЛОГО «ПЕТЕРБУРГ»

Работа №83047

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2016
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
297
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЖЕСТОВЫЙ КОД В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX-XX ВЕКОВ 7
1.1. Поэтика жеста в русской литературе XIX-XX веков 7
1.2. Жест в литературе Серебряного века 15
ГЛАВА II. ТЕЛЕСНО-ЖЕСТОВЫЙ КОД РОМАНА А. БЕЛОГО «ПЕТЕРБУРГ» 21
2.1. Психологические жесты в романе А. Белого «Петербург» 21
2.2. Телесно-жестовый код как выражение эмоциональной жизни героев в
романе А. Белого «Петербург» 33
2.3. Жест как характеристика гендерных ориентиров в романе А. Белого
«Петербург» 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Читатель погружается в атмосферу переживаний всей гаммы чувств, эмоций и взаимоотношений персонажей, в тех или иных жизненных обстоятельствах с помощью различных литературоведческих приемов (художественная деталь, вещь, портрет, пейзаж, внутренний монолог, ольфакторный и акустические коды, цвет, маска). Одним из новых многогранных приемов постижения художественного образа становится - жест, с помощью которого можно представить произведение в многообразии смыслового и психологического содержания.
В связи с этим в современном литературоведении возникает интерес к телесно-жестовому коду, что обуславливает актуальность выпускной квалификационной работы. Изучение феномена жестового поведения способствует более глубокому, универсальному прочтению художественного текста, позволяет по-новому взглянуть на основные варианты развития сюжетного хода, индивидуально-авторскую картину мира, отражающую его личный опыт и знания, способствует реконструкции внутреннего состояния персонажей и дает возможность охарактеризовать предпосылки поведения литературного героя.
Научная новизна работы заключается в особом аспекте анализа жестовых кодов в романе А. Белого «Петербург» - мы обратились к поэтике улыбок, объятий и поцелуев, к гендерным жестам в контексте романа, попытались представить типологическую классификацию жестов произведения А. Белого «Петербург», психологическую модель действий персонажей.
Основная цель работы - проанализировать природу жеста, как символического элемента, выявляющего особенности характеров героев и специфику жестового поведения в сюжетном ходе романа Андрея Белого (настоящее имя Б.Н. Бугаев) «Петербург».
Цель обусловила постановку следующих задач:
- рассмотреть жестовую символику в структуре романа А. Белого «Петербург»;
- выявить роль и функции жеста в романе А. Белого «Петербург»;
- рассмотреть жесты как код эмоциональной жизни героев романа;
- проанализировать гендерные различия в поведении героев романа А. Белого «Петербург»;
- представить типологическую классификацию жестов в романе А. Белого «Петербург».
Для достижения поставленной цели и решения задач в работе были определены следующие методы исследования, применяемые в процессе анализа романа А. Белого:
- метод сплошной выборки - при сборе иллюстративного материала из романа А. Белого «Петербург»;
- аналитический метод - при анализе научной литературы по теме исследования;
- метод научного описания в совокупности его приёмов;
- метод контекстно-ситуативного анализа - при реконструкции
индивидуально-авторской модели жестового поведения героев;
- метод интерпретации художественного текста - при конкретизации функциональной значимости жестов в тексте;
- метод классификации.
Предметом исследования являются особенности телесно-жестового кода в произведении А. Белого «Петербург».
Объект исследования - роман Андрея Белого «Петербург».
Теоретико-методологической базой стали работы А.К. Байбурина, А.Л. Топоркова «У истоков этикета» (1990), О.Н. Масленниковой «Пластический жест в прозе Андрея Белого» (1998), «Семантика жеста в прозе А. Белого» (2000), Д.Э. Милькова «Русский литературный авангард: Поэтика жеста. Символизм - футуризм - обэриу» (2000), Ю.Ю. Точилиной, А.А. Флегонтовой «Невербальный аспект коммуникации» (2012), С.Е. Золкиной «Парадоксы символизма: философия Ф. Ницше в творчестве Андрея Белого» (2013) и другие.
Структура работы традиционна, состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, включающей 45 наименований.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, отмечается научная новизна, практическая значимость проведённого исследования, формулируется цель работы и её задачи, указывается объект и предмет исследования.
Первая глава «Жестовый код в русской литературе XIX-XX веков» посвящена рассмотрению наиболее важных теоретических вопросов, необходимых при раскрытии избранной темы, описаны литературные эпохи и периоды, когда в произведениях литературы разрабатывались аспекты жестового поведения.
Во второй главе «Телесно-жестовый код романа А. Белого «Петербург», мы обратились к конкретному анализу жестов, которые употребляет Б.Н. Бугаев (псевдоним А. Белый), попытались определить их роль и функцию в романе, смысловую и психологическую нагрузку.
В заключении подводятся итоги проведённого исследования в соответствии с поставленной целью и задачами.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения данных разработок при чтении спецкурсов и лекций по дисциплине «Литература Серебряного века».
Апробация. Основные результаты исследования освещены в материалах VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» - 2015», в сборнике Международной научно-практической конференции «Гуманитарные науки: вопросы и тенденции развития» (г. Красноярск, 2014 г.), в сборнике докладов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Елабужские филологические чтения», в материалах Пражской конференции «Литература и искусство нового века: процесс трансформации и преемственность традиций», в сборнике статей «Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета - 2015». Итогом научной работы стали публикации статей: «Символика тела в романе А. Белого «Петербург»: жесты-адаптеры»; «Поэтика объятий, поцелуев и улыбок в романе А. Белого «Петербург» (РИНЦ); «Жест как структурный элемент портрета в романе А. Белого «Петербург»; «Гендерные стереотипы жестового поведения героев романа А. Белого «Петербург» (РИНЦ); «Психологические жесты в романе А. Белого «Петербург». Результатом работы стало I место в студенческой итоговой научно-образовательной конференции Елабужского института КФУ (секция «Русская литература XIX-XX веков») (Елабуга, апрель 2015); диплом I степени в конкурсе за лучшую научную статью в номинации «Русская и зарубежная литература» (Елабуга, апрель 2016); благодарственное письмо «за активную публикационную деятельность и вклад в наращивание интеллектуального потенциала Елабужского института КФУ» (Елабуга, апрель 2016), а также выступления на студенческой итоговой научно-образовательной конференции ЕИ КФУ в секции «Русская литература XIX¬XX веков» (апрель 2016).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Жест как литературоведческая категория воспринимается исходя из роли и функций, которые он выполняет в художественном тексте (психологический анализ, способ характеристики, деталь поведения), поэтому характер употребления данной категории становится весьма важным и объемным в рамках анализа литературного текста. В дипломной работе мы рассмотрели роль жестовых характеристик в романе Андрея Белого «Петербург» как способ описания телесно-жестового кода героев через их движения. В результате исследования жестового кода романа А.Белого «Петербург» мы пришли к следующим выводам:
1. Поэтика жеста использовалась писателями во все времена (М.Ю. Лермонтов, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Б.Л. Пастернак), но наиболее популярна данная категория становится в литературе Серебряного века. Центральным жест стал в творчестве А. Белого, который выделял «интонационный жест», «жест паузы», «строфный жест», «шестистрочный жест», «жест содержания», «смысловой жест», «жест ритма», «жестикуляции отрывков», «логику жеста» и даже «жестикуляцию жеста».
2. С помощью жестов в романе А. Белого «Петербург» раскрывается смысловой акцент действий, событий и отношений героев. Каждый жест несет в себе символ, с помощью которого автор интерпретирует определенные нюансы в поведении персонажей, раскрывая их внутреннюю сущность. В романе нами были выделены следующие группы жестов, которые несут наибольшую смысловую нагрузку:
• эмоциональные жесты, в которых заключена чувственная сторона жизни персонажей, их поведенческая, речевая и коммуникативная активность. Герои романа в необычной для них ситуации способны проявлять эмоциональную сторону своего характера, например, почувствовав на плече «теплую руку жены», Аполлон Аполлонович испытывает недоумение и смущение (Анна Павловна, оставив семью, сбежала с любовником). Непривычные телесные ощущения способны вызвать испуг и растерянность персонажа, что говорит о еще живых реакциях, о способности на человеческие поступки и мысли;
• психологические жесты, когда в центре внимания герои, у которых можно увидеть преступность в телодвижениях, раскрывающих их внутреннее состояние, передающих духовное одиночество, что скрыто в мотивах и взглядах. Поведение младшего Аблеухова выдают его преступные мысли, когда при встрече с отцом его лицо «дрожит» от чувства вины и растерянности (Николай Аполлонович хотел взорвать отца). Именно преступность мыслей - главная деталь внутреннего конфликта героя с самим собой, которую автор акцентирует на протяжении всего повествования, раскрывая психологию действий героя;
• гендерные жесты, способствующие характеристике мужского и женского в романе, становятся своеобразным индикатором изменения общественных ориентиров и разграничения традиционных норм и взглядов на положение в обществе женщины. В ситуации несказанной радости от встречи с мужем и сыном, героиня романа (мать Николая Аблеухова) снимает с себя «маску» женственности - она счастлива, находится рядом с семьей, поэтому не задумывается о своем поведении. В движениях Анны Петровны чувствуются нотки мужской патетики («некстати оправляла свой ворот»), что подтверждает раскрепощенность женщины в романе, ее независимость и автономность её взглядов на социальные вопросы.
3. Наиболее активно автор использует в романе психологические жесты, которые были разделены на две группы:
• Аффективно-коммуникативные - показывают эмоционально-психологическую атмосферу романа, в которой проявляет себя герой (частое употреблением тоновых жестов, демонстрирующих внешние признаки эмоционального состояния персонажей). При помощи цветовой символикой автор изображает эмоции персонажей, где доминантным является красный цвет - оттенок смущения и стыда. Например, Сергей Сергеевич Лихутин краснеет при встрече с Николаем Аполлоновичем (любовник жены Лихутина), испытывая растерянность и волнение, что говорит о стремлении изменить свою жизненную позицию в вопросах, касающихся семьи;
• Регулятивно-коммуникативные - контактные жесты героев, иллюстрирующие отношения персонажей к другим действующим лицам (контактные (эндные) жесты, говорящие о психологическом состоянии героев в момент коммуникативного акта). Семейные отношения в романе показаны неблагополучными и несчастливыми, поэтому при контакте Аполлона Аполлоновича с Николаем Аполлоновичем чувствуется равнодушие, «избегающий взгляд» и эгоизм. Связь родных людей «разорвана», как физически, так и духовно, поэтому даже прикасаясь к сыну отец не показывает родительской любви, избегает взгляда и вообще какого-либо отклика на действия Николая Аполлоновича.
4. Эмоциональная атмосфера романа раскрывается не только соответствующими эмоциональными жестами, но и внешним портретным описанием героев. Андрей Белый использует портретный штрих, рисуя как внешние, так и внутренние нюансы жизни персонажей. Обращая внимание на определенные части тела: руки, спину, голос, изменения лица (мимика) Андрей Белый создает особый тип динамического (жестового) портрета. Например, так создан один из портретов Аполлона Аполлоновича: бледное лицо сравнивается с пресс-папье и папье-маше, а характерная деталь - «каменные глаза». Портрет создан с помощью деталей и сравнений, которые на протяжении всего романа будут возникать всегда при упоминании об Аблеухове («Аполлон Аполлонович Аблеухов с каменным лицом, напоминающим пресс-папье»). Данные нюансы передают, с одной стороны, несгибаемую волю героя, с другой - демонстрируют, что он не способен жить истинной, настоящей жизнью, привык прятаться за маской холодности и безразличия.
5. С помощью различных жестов А.Белый раскрыл семейные, личные взаимоотношений персонажей друг с другом и с окружающими людьми (улыбки, объятья и поцелуи и гендерные жесты). Взаимоотношения между персонажами раскрываются с помощью движений, обусловленных вековой традиций («два пальца тряхнула потеющая рука»). Данная психологическая деталь показывают, что отношения Николая Аполлоновича с отцом строятся лишь на правилах, обязанностях и не несут за собой никакой духовной близости.
Таким образом, использование жестов в пространстве романа А. Белого «Петербург» способствует глубокому, универсальному прочтению художественного произведения: через психологические, эмоциональные описания движений героев, через портрет как способ характеристики внутреннего мира персонажей и гендерные приемы мы можем дать верную трактовку причинам поведения персонажей, вскрыть особенности их внутренних переживаний, показать истинное лицо действующих лиц. Всё это позволяет по-новому взглянуть и понять поэтику романа «Петербург», увидеть мастерство автора в описании психологии героев.



1. Андреев Л.Н. Дневник сатаны. Романы. Рассказы. - СПб.: Эксмо, 2006. - 635 с.
2. Белый Андрей. Петербург. - М.: Республика, 1994. - 559 с.
3. Галицко-Волынская летопись под 1288 г. // Изборник. Повести Древней Руси. М.: Армада. - 1986. - 173 с.
4. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. - Москва: Эксмо, 2008. - 896 с.
5. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. - СПб.: Азбука-Классика, 2002. - 672 с.
6. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. - Санкт-Петербург: Азбука- Классика, 2004. - 224 с.
7. Пастернак Б.Л. Доктор Живаго. - Санкт-Петербург: ЛитРесс, 2011. - 704 с.
8. Повесть о житии Александра Невского // Воинские повести Древней Руси.
- Л.: Армада, 1985. - 135 с.
9. Повесть об убиении Андрея Боголюбского // Повести Древней Руси. - Л.: Армада, 1983. - 199 с.
10. Толстой А.Н. Петр Первый. - Москва: АСТ, Хранитель, 2007. - 884 с.
11. Толстой Л.Н. Война и мир в 2-х т., Т 1. - Москва: Азбука, 2003. - 928 с.
12. Толстой Л.Н. Война и мир. В 2-х т., Т. 2. - Москва: Азбука, 2003. - 896 с.
13. Цветаева М.И. Автобиографическая проза. Воспоминания. Дневниковая проза. Статьи. Эссе // Избранные сочинения в 2-х т., Т. 2. - СПб: Кристалл, 1999. - 328 с.
14. Цветаева М.И. Полное собрание поэзии, прозы, драматургии в одном томе. - М.: Альфа-книга, 2008. - 615 с.
II. Научно-критическая литература
15. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. - Л.: Наука, 1990. - 165 с.
16. Башкеева В.В., Жорникова М.Н. Разгадать человека: особенности портретирования в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. -№ SA - С. 181-184.
17. Белый Андрей. Глоссалолия. Поэма о звуке. - Берлин: Эпоха, 1922. - 132 с.
18. Бобринская Е.А. Жест в поэтике раннего русского авангарда // Хармсиздат представляет. Авангардное поведение. Сб. материалов науч. конф. Хармс-фестиваля в Санкт-Петербурге. - СПб., 1998, - С. 49-62.
19. Буркова С.С. Жест в прозе Л.Н. Андреева конца 1890-х-1900-х годов: автореф. дис...к.ф.н. - Воронеж: Воронежский государственный университет - 2013. - 21 с.
20. Вершинина Н.Л., Волкова Е.В. Введение в литературоведение. - М.: Оникс, 2007. - 416 с.
21. Вилсон Г., Макклафлин К. Язык жестов. - СПб.: Питер. - 2001. - 217 с.
22. Еремин И.П. Литература древней Руси (этюды и характеристики). - Москва - Ленинград: Наука, 1966. - 263 с.
23. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 248 с.
24. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково¬
словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000. - 765 с.
25. Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. Литература. 9 класс. Учебник в 2-х ч., Ч.2 7-е издание. - Москва: Русское слово, 2007. - 408 с.
26. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 464 с.
27. Клаутова О.Ю. Жест в древнерусской литературе и иконописи XI-XIII вв.: К постановке вопроса // ТОДРЛ. - СПб.: Академии Наук СССР, 1993. - 533 с.
28. Крейдлин Г.Е. Мужчины и женщины в диалоге // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии. Труды Международной конференции «Диалог». - 2003. - С. 337 - 345.
29. Крейдлин Г.Е., Григорьева С.А., Григорьев Н.В. Словарь языка русских жестов. М.: Вена: Языки русской культуры, Winer Slawistischer Almanach Sonderband, 2001. - 256 с.
30. Нашатырева С.С. Типология жестов в ранней прозе Л.Н. Андреева и ее преломление в рассказе «Молчание» // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2011. - № 3. - С. 5-9.
31. Равенский Н.Н. Как читать человека. Черты лица, жесты, позы, мимика. - М.: Рипол Классик. - 2007. - 672 с.
32. Толстой А.Н. Как мы пишем. - М.: Книга, 1989. - 570 с.
33. Фарино Е. Введение в литературоведение: Учебное пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. - 639 с.
34. Федунина О.В. Поэтика жеста в «Докторе Живаго» (заметки к теме) // Новый филологический вестник - 2012. - № 4 (23). - С. 7-9
35. Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. - М.: Вече, 1997. - 512 с.
36. Цивьян Ю. На подступах к карпалистике: движение и жест в литературе, искусстве, кино. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. - 336 с.
37. Черенец Л.В., Хализеев В.Е. Введение в литературоведение; учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: «Академия», 2010. - 720.
III. Интернет-источники
38. Баскакова М.А., Березкина-Орлова В.Б. Телесно-ориентированная психотехника актера. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http: //royallib. ru/read/berezkinaorlova_vb/telesno_orientirovannaya_psihotehnika_aktera.html#0 (дата обращения: 17.02.16).
39. Золкина С.Е. Парадоксы символизма: философия Ф. Ницше в творчестве Андрея Белого. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL:
http: //www. nietzsche. ru/influence/literatur/andy-white/ (дата обращения:
17.02.16).
40. Лотман. Ю.М. Декабрист в повседневной жизни. [Электронный ресурс].-
Режим доступа. -
URL: http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/LOTMAN/DECLOT.HTM (дата обращения: 17.02.16).
41. Масленникова О.Н. Пластический жест в прозе Андрея Белого // Вопросы
Онтологической поэтики. Потаенная литература. - Иваново,1998. - [Электронный ресурс]. - Режим доступаю - URL:
http: //w3. ivanovo. ac. ru/win 1251 /az/lit/coll/ontolog 1/12_maslen.htm (дата обращения: 17.02.16).
42. Масленникова О.Н. Семантика жеста в прозе А. Белого: автореф.
дис...к.ф.н. - Иваново. - 2000. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://www. dissercat.com/content/semantika-zhesta-v-proze-andreya-
belogo-peterburg-kotik-letaev-kreshchenyi-kitaets#ixzz3J3VKIIMZ (дата
обращения: 17.02.16).
43. Мильков Д.Э. Русский литературный авангард: Поэтика жеста.
Символизм - футуризм - обэриу: автореф. дис.к.ф.н. - СПб: Российский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена, 2000. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL:
http://www.dissercat.com/content/russkii-literaturnyi-avangard-poetika-zhesta-simvolizm-futurizm-oberiu#ixzz3J3pN0fIp (дата обращения: 17.02.16)
44. Пухачев С.Б. Поэтика жеста в произведениях Ф.М. Достоевского: на материале романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы»: автореф. дис.к.ф.н. - Великий Новгород - 2001 - [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: http://www.dissercat.com/content/poetika-zhesta-v-proizvedeniyakh-fm-dostoevskogo-na-materiale-romanov-prestuplenie-i-nakazan (дата обращения: 19.02.16)
45. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Кругосвет». - Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/SEREBRYANI_VEK.html?page=0,1 (дата обращения: 19.02.16)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ