Введение 3
1. Правовой режим финансов государственных учреждений
1.1. Виды государственных и муниципальных учреждений как
объект финансово-правового регулирования
1.2. Финансы государственных и муниципальных
учреждений 11
1.3. Источники финансовых ресурсов государственных и
муниципальных учреждений 18
2. Государственные закупки как источник финансирования государственных учреждений
2.1. Основные принципы и понятия системы размещения заказов
для государственных и муниципальных нужд
2.2. Обеспечение защиты прав и интересов участников размещения
заказов. Процедура обжалования 42
2.3. Рассмотрение споров арбитражными и третейскими судами. Ознакомление с арбитражной практикой и практикой решения
вопросов по жалобам контрольным органом 57
Заключение 67
Список использованной литературы 69
Финансовая деятельность государства - это деятельность по аккумуляции, перераспределению и использованию фондов денежных средств, самым важным из которых является бюджет. Общество и человечество еще не придумало лучшего способа управлять государством, чем управлять с помощью денег. Только перераспределяя деньги и денежные потоки в том или ином направлении, государство стимулирует развитие или, наоборот, сокращение тех или иных областей деятельности государства.
Финансы и, в частности, бюджет являются отражением в абстрактной форме все процессы, происходящие не только в области экономики и социальных процессов, но и, что не менее важно, в области демографии, политики, этики, экологии и других областях. Финансы, конечно, не являются зеркальным отображением всех происходящих процессов, но более или менее адекватно их выражают. Можно рассматривать всю бюджетную систему в целом (финансы в частности) как основной инструмент управления обществом. Финансы являются основным источником информации обо всех без исключения процессах в жизнедеятельности общества.
В литературных источниках приводятся достаточно различные друг от друга по смыслу понятия финансирования. Раньше под финансированием понималось безвозвратное предоставление денежных средств на развитие учреждений, социально-культурные мероприятия и другие общественные потребности за счет финансовых ресурсов учреждений. Финансирование носило строго целевой характер и осуществлялось по степени выполнения установленных планов при условии соблюдения режима экономии и под постоянным финансовым контролем со стороны государства. Существовал также и такой вариант понятия «финансирование» - это долговременное приобретение заемных денежных средств по случаю особых событий, таких как основание и расширение производства.
На сегодняшний день существуют определения финансирования, которые расширяют и частично изменяют предшествующие понятия. Некоторые авторы считают, что к финансированию относятся все процессы, которые затрагивают обеспечение потребности в капитале организации без движения денежных средств. Под последним в свою очередь понимается обеспечение потребности в капитале из средств самой организации. То есть финансирование любой организации - это все необходимые мероприятия для поддержки финансового равновесия организации. Иногда к финансированию также относят и возврат заемных средств.
В тесной связи с финансированием стоит понятие финансы учреждений. Финансы учреждений являются важнейшей частью хозяйственного механизма, коммерческого расчета, ядром рыночной экономики и товарно-денежных отношений. Они представляют собой систему регулируемых экономических отношений, связанных с образованием и использованием денежных ресурсов для нужд производства и воспроизводства. Цель финансов - обслуживание денежными ресурсами планомерно организованного кругооборота средств учреждений.
Государственные учреждения не могут жить в современных условиях без поддержки со стороны государства. Однако государство не может себе позволить покрывать 100% потребность в финансировании. Учреждения обеспечиваются денежными средствами не более чем на 80% от необходимых средств. Для покрытия оставшейся бреши им приходится искать другие источники финансирования. Многие коммерческие организации не хотят связываться с государственным и муниципальными учреждениями и предприятиями из-за сложностей, возникающих на всех стадиях сотрудничества, начиная от заключения договоров, заканчивая перечислениями за поставленные товары, выполненные работы и услуги. В сложившейся ситуации учреждения может выручить система государственных закупок.
Этой уже кажущейся неразрешимой проблемой и объясняется выбор
темы данной дипломной работы. Целью дипломной работы является анализ финансирования государственных учреждений в современных условиях. Рыночные отношения в Российской Федерации сопровождаются появлением учреждений новых форм собственности, сменой источников финансовых ресурсов, принципов финансирования и кредитования, ценообразования, денежные расчеты, разделение доходов, состава финансово-кредитной системы и взаимоотношений между ее частями.
Предмет исследования - источники финансирования государственных и муниципальных учреждений, а также более раскрытие системы государственных закупок с точки зрения источника финансирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить виды государственных и муниципальных учреждений;
- рассмотреть виды и источники финансирования государственных и муниципальных учреждений;
- обозначить основные принципы и понятия системы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд;
- рассмотреть систему обеспечения защиты прав и интересов участников размещения заказов, а также процедуру обжалования;
- рассмотреть судебную практику арбитражных и третейских судов, а также практику решения вопросов по жалобам контрольным органом.
Таким образом, в данной дипломной работе рассмотрена система финансирования государственных и муниципальных учреждений, а точнее говоря, виды учреждений, финансы и их источники, система государственных закупок, а также защита интересов его участников.
В условиях расширения и развития рыночных отношений роль и значение финансовых и денежно-кредитных рычагов в целом и государственных и муниципальных финансов в особенности резко возрастают. Как показал анализ, сегодня государственные и муниципальные учреждения, с одной стороны, получили определённые свободы действия, с другой - находятся в тяжелом состоянии, так как любая система свободна только тогда, когда она экономически свободна.
Для осуществления своей деятельности государственные и муниципальные учреждения используют различные виды средств, как материальные так и денежные, которыми их должен обеспечить в первую очередь учредитель, однако возможность их получения от любого юридического или физического лица также не исключается.
В то же время такое финансирование на сегодня не обеспечивает полное покрытие расходов, так как некоторые статьи вообще не финансируются или финансируются в недостаточном объеме. Поэтому задачами государственных и муниципальных учреждений в области экономики являются:
- привлечение нетрадиционных источников;
- оптимальное использование собственных резервов;
- деятельность администрации в области обоснования получения
дополнительных ресурсов.
Средств, выделяемых из государственного бюджета в рамках субсидий на возмещение затрат, связанных с выполнением задания не хватает. В связи с этим сделан вывод о том, что учреждения самостоятельно должны изыскивать дополнительные источники внебюджетного финансирования своей деятельности. В качестве такого источника мною была рассмотрена система государственных закупок, которая позволяет государственным и муниципальным учреждениям привлекать дополнительные денежные средства.
Результатом выполнения дипломной работы является выполненный анализ состояния системы государственных закупок. Через изучение практики третейских и арбитражных судов, а также практики решения вопросов по жалобам контрольным органом были выявлены проблемные зоны существующей системы и предложены возможные варианты их устранения.
1. Российская Федерация. Законы. Конституция РФ [Текст]: [принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г. по состоянию на 30 декабря 2008г.]: / М-во юстиции Рос. Федерации. - М. : Проспект, 2011. - 544с. - 7500 экз.
2. Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федеральный закон РФ от 31 июля 1998г. №145-ФЗ по состоянию на 25.06.2012]: СЗ РФ от 03 августа 1998г. N 31, ст. 3823.
3. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]: [федеральный закон РФ: часть первая от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. №14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г.№146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006г № 230-ФЗ по состоянию на 29 декабря 2012г.]: по / М-во юстиции Рос. Федерации. - М.: Проспект, 2013. - 544с. - 7500 экз.
4. Российская Федерация. Законы. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации [Текст]: [федеральный закон РФ от 30 декабря 2001г. №195-ФЗ по состоянию на 12.11.2012]: СЗ РФ 07 января 2002г. №1 (ч.1), ст. 1.
5. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации
[Текст]: [федеральный закон РФ от 31 июля 1998г. №146-ФЗ по
состоянию на 12.11.2012]: СЗ РФ от 03 августа 1998г. №31, ст. 3824.
6. Российская Федерация. Законы. Арбитражный процессуальный кодекс об Российской Федерации [Текст]: [федеральный закон РФ от 24 июля 2002г. №95-ФЗ по состоянию на 30.12.2012]: СЗ РФ 29.07.2002, N 30, ст. 3012.
7. Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете [Текст]: [федеральный закон РФ от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ]: СЗ РФ от 25 ноября 1996, N 48, ст. 5369
8. Российская Федерация. Законы. О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд [Текст]: [федеральный закон РФ от 21 мая 2005 г. №94-ФЗ]: "Российская газета" от 28 июля 2005г. №163
9. Российская Федерация. Законы [Текст]: О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц [федеральный закон РФ от 18 июля 2011 г. №223-ФЗ]: "Российская газета" от 22 июля 2011г., №159
10. Российская Федерация. Законы. О некоммерческих организациях [Текст]: [федеральный закон РФ от 12 декабря 1996г. №7-ФЗ]: "Российская газета" от 24 января 1996г. №14
11. Российская Федерация. Законы. Об автономных учреждениях [Текст]: [федеральный закон РФ от 3 ноября 2006г. №174-ФЗ]: "Российская газета" от 08 января 2006г. №250
12. Российская Федерация. Законы. О государственной гражданской службе
Российской Федерации [Текст]: [федеральный закон РФ от 27 июля
2004г. №79-ФЗ]: "Российская газета" от 08 января 2006г. №250
13. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений [Текст]: [федеральный закон РФ от 08 мая 2010г. №83-ФЗ]: "Российская газета" от 12 мая 2010г. №100
14. Российская Федерация. Постановление Правительства РФ. Об условиях и порядке формирования государственного задания в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения государственного задания от 18 марта 2008 г. №182 [Текст]: "Российская газета" от 21 декабря 2010 года. - URL:
15. Российская Федерация. Постановление Правительства РФ. О порядке
формирования государственного задания в отношении федеральных
государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения
государственного задания от 2 сентября 2010 г. №671 [Текст]: "Российская
газета" от 21 декабря 2010 года. - URL:
http://www.rg.ru/2010/12/21/goszadanie-site-dok.html
16. Российская Федерация. Приказ Минфина РФ. Об общих требованиях к
порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений от 20 ноября 2007г. №112н [Текст]: - URL:
http: //www.referent.ru/1/169786
17. Российская Федерация. Приказ Минфина РФ и Минэкономразвития РФ. О
методических рекомендациях по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений от 29 октября 2010 г. №137н/527[Текст]: - Справочная система КонсультантПлюс - URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=121630
18. Российская Федерация. Приказ Минфина РФ и Минэкономразвития РФ. Об утверждении примерной формы соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания от 29 октября 2010 г. №138н/528 [Текст]: Министерство Финансов Российской Федерации - URL: http://www.minfin.ru/ru/budget/83-fz/metod/index.php?pg4=2
19. Российская Федерация. Приказ Минфина РФ. Об утверждении Указаний о
порядке применения бюджетной классификации РФ от 28 декабря 2010 г. №190н [Текст]: Правовая система Референт: - URL:
http://www.referent.ru/1/170548
20. Российская Федерация. Приказ Минфина РФ. О требованиях к плану
финансово-хозяйственной деятельности государственного
(муниципального) учреждения от 28 июля 2010г. №81н [Текст]: Правовая система Референт: - URL:http://www.referent.ru/1/170548
21. Российская Федерация. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан. Об утверждении нормативов финансирования отдельных государственных учреждений Республики Татарстан на 2012 год от 30.01.2012 №61 [Текст]: Правительство Республики Татарстан - URL: http://prav.tatarstan.ru/docs/post/post1.htm?pub id=107920
22. Российская Федерация. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан. Об условиях предоставления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Республики Татарстан в форме капитальных вложений в основные средства бюджетных учреждений Республики Татарстан и автономных учреждений Республики Татарстан от 2 марта 2012 г. №183 [Текст]: Справочная система Гарант.
23. Российская Федерация. Приказ Министерства финансов Республики
Татарстан. О порядке взыскания неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджета Республики Татарстан бюджетным учреждениям Республики Татарстан от 29 октября 2010г. N 21-53-77- [Текст]: Справочная система КонсультантПлюс - URL:
http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW363;n=66195
24. Российская Федерация. Письмо Министерства финансов РеспубликиТатарстан. О закупках автономных учреждений от 18 сентября 2012 г.N 21-53-21/2647 [Текст]: Справочная система Гарант.
II. Судебная практика и практика ФАС
25. Российская Федерация. Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ. О Федеральном законе «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 11 августа 2005 г. N С4-7/УЗ-938
26. Российская Федерация. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и статьи 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 22 июня 2006 г. №24
27. Российская Федерация. Разъяснения ФАС России по ведению реестра недобросовестных поставщиков, проведению проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения контрактов, осуществлению внеплановых проверок
28. Российская Федерация. Решение и предписание Комиссии ФАС по контролю в сфере размещения заказов в отношении Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области по жалобе ООО «Сайтори Рус» (о нарушении ч. 3 ст. 22, ч. 4 ст. 25, ч. 2,8 ст. 28, ч. 7 ст. 65)
29. Российская Федерация. Решение Комиссии ФАС по контролю в сфере
размещения заказов по жалобе ООО «Г олден-Стрим» - Сайт Федеральной антимонопольной службы - URL:
http://www.fas.gov.ru/solutions/solutions 26993.html
30. Российская Федерация. Решение Комиссии ФАС по контролю в сфере
размещения заказов о включении ООО «ИНФОРМИЗДАТ» - Сайт Федеральной антимонопольной службы - URL:
http://fas.gov.ru/solutions/solutions 27010.html
31. Российская Федерация. Решение Комиссии ФАС по контролю в сфере
размещения заказов по жалобе ООО «Медикал лизинг-консалтинг» - Сайт Федеральной антимонопольной службы - URL:
http://www.fas.gov.ru/solutions/solutions 27008.html
32. Российская Федерация. Решение в отношении Федерального агентства воздушного транспорта по жалобе ООО «ЭВУ» - Сайт Право.ру - URL: http: //docs. pravo .ru/document/view/17045711/
III. Специальная литература
33. Алешин. С.М. Нефедоров В.П. Анализ исполнения смет расходов, контроль и ревизия в бюджетных учреждениях./ М. - 2005г. - 654 с.
34. Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям /Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2008г.-703 с.
35. Государственные и муниципальные финансы: Учебник/ Под ред. И.Д. Маукуляка. - М.: Изд. РАГС. - 2006г. - 680с.
36. Жигалов Д.В. Механизм финансового обеспечения государственных (муниципальных) заданий// Руководитель бюджетной организации. - №4.
- 2010г. - с.15-19;
37. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации
(постатейный)/ Под ред. Е.Ю.Грачевой// - М.: Проспект. - 2009. -
Консультант плюс URL:http://base.garant.ru/5696183/
38. Курочкина Л.П. Практические аспекты учета внебюджетной деятельности // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2008г. - № 16. - С. 23-28.
39. Ловидова А.Г. Проблемы формирования и финансового обеспечения госзаданий. //Руководитель автономного учреждения. - №11. - 2010г. - с.25-29.
40. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы [Текст]: учебник / И.Н. Мысляева - 2-е изд. - М: Инфра-М. - 2008. - 360 с.
41. Предпринимательская деятельность бюджетных учреждений // Финансы.
- 2007. - №1. - С. 23-26.
42. Самсонов Н.Ф. Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]: учебник / Н.Ф. Самсонов; под ред. профессора Н.Ф. Самсонова - М: Инфра-М. - 2005г. - 302 с.
43.Чагин К.Г. Что считать своим доходом?// Руководитель автономного учреждения. - 2010. - №6. -С.56-58.
44.Экономика, организация и планирование в непроизводственной сфере./ Под ред. Е.Н. Жильцова. - М., 2005. - 672с.