Введение 3
Глава I. Теоретические основы организации физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся в школе полного дня... 14
§ 1. Социально-педагогическая сущность физкультурно-оздоровительной деятельности 14
§ 2. Особенности воспитательной системы школы полного дня. 38 § 3. Современная практика организации физкультурно-оздоровительной деятельности подростков в условиях школы
полного дня 62
Глава II. Реализация социально-педагогического обеспечения физкультурно-оздоровительной деятельности в
школе полного дня 82
§1. Модель социально-педагогическое обеспечение физкультурно-оздоровительной деятельности подростков в школе
полного дня 82
§ 2. Опытно-экспериментальная работа по социально¬педагогическому обеспечению физкультурно-оздоровительной
деятельности учащихся в школе полного дня 96
§ 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по социально-педагогическому обеспечению физкультурно¬оздоровительной деятельности учащихся в школе полного дня 118
Заключение 130
Список литературы 132
Приложения 147
Актуальность исследования обусловлена рядом взаимодополняющих обстоятельств. В течение последних десятилетий происходили значительные изменения в содержании, направлениях и характере деятельности многих ведущих институтов социализации, в том числе образовательных учреждений различных видов. Коммерциализация досуговой сферы, ослабление воспитательной функции школы привели к возрастанию роли стихийных, неуправляемых факторов в процессе социализации. Это, наряду с семейным неблагополучием, девальвацией просоциальных ценностей, распространением в молодежной и взрослой среде различных по силе тяжести девиаций, становится причиной негативных результатов социального развития личности, формирования асоциальных и антисоциальных моделей поведения взрослеющего человека. В таких условиях особенно актуальной становится задача организации занятости ребенка, предоставления ему возможности самореализации и самоутверждения в социально-приемлемых формах.
Значимую роль в решении данных задач может играть школа полного дня. Это специфический тип образовательного учреждения, в котором воспитательная функция усиливается за счет длительности пребывания ребенка. Школа полного дня сочетает в себе функции учреждения основного и дополнительного образования. Часто она создается в обособленных микрорайонах или городских поселках. Проведенными ранее исследованиями доказано, что такие типы поселений имеют ряд неблагоприятно влияющих на процесс социализации черт: специфичный микроклимат, усредненность стиля жизни, малорефлексивность жителей, ограниченность выбора образовательных и социокультурных учреждений, дефицит высокопрофессиональных педагогических кадров, консервативность форм социально-педагогической деятельности.
4
Школа в таких микрорайонах выполняет системообразующую социокультурную функцию не только в отношении детей и молодежи, но и в отношении взрослой части населения. Она призвана, с одной стороны, компенсировать неблагополучие социальной среды, а, с другой, выступать субъектом ее педагогизации посредством включения учащихся, их родителей, населения микрорайона в целом в разностороннюю социально-одобряемую деятельность.
Физкультурно-оздоровительная деятельность, обладающая богатыми эмоциональными, коммуникативными, познавательными, праксеологическими потенциалами, является одним из эффективных средств социального воспитания. Множественность форм и вариантов содержания этой деятельности позволяет удовлетворить интересы различных возрастных и социальных групп, создать единое пространство взаимодействия, обмена социальным опытом и ценностями. По отношению к физкультурно-оздоровительной деятельности отсутствуют стереотипы «воспитательного воздействия», поэтому в нее легче, чем в другие виды деятельности, вовлекаются дети и молодежь, нигилистически настроенные по отношению к педагогическим влияниям.
Однако в массовой педагогической практике школ полного дня, на наш взгляд, возможности физкультурно-оздоровительной деятельности используются недостаточно. Часто она ограничена требованиями инвариантной части образовательного стандарта общего образования и деятельностью ряда спортивных секций, ориентированных на работу с достаточно ограниченным кругом учащихся.
Кроме того, на сегодняшний день рядом исследований убедительно выявлены тенденции ухудшения состояния здоровья детей и молодежи как в статичных (уровень здоровья сегодняшних школьников по сравнению с уровнем здоровья школьников десяти, пятнадцати, двадцатилетней давности), так и в динамичных (уровень здоровья школьника в процессе обучения)
5
показателях. Так, на примере школы №36 г. Костромы можно привести следующие данные: в 2000 году 81% школьников осваивали физическую культуру по образовательной программе основной группы, 11% - подготовительной. В 2005 году количество детей основной группы сократилось до 57,3%, а подготовительной возросло до 33,4%. В настоящее время каждый второй школьник имеет хроническое заболевание. Поэтому задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся становятся ведущими в образовательной практике школ. Физкультурно-оздоровительная деятельность, безусловно, не является панацеей, позволяющей полностью преодолеть эти негативные тенденции, однако ее целесообразная организация способна благотворно влиять как на индивидуальное здоровье ученика, так и создавать общий контекст здорового образа жизни в микрорайоне. В настоящий момент в школе полного дня №36 г. Костромы развивается процесс экспериментирования с целью поиска педагогических технологий, инновационных форм и средств организации физкультурно-оздоровительной деятельности. Открыта и функционирует с 2004 года экспериментальная площадка «Проектирование Школы здоровья в условиях полного дня». Накопленный опыт такого рода деятельности нуждается в обобщении и научно-методической обработке, что позволит обеспечить его внедрение в широкую педагогическую практику.
1. Социально-педагогическое обеспечение физкультурно¬оздоровительной деятельности в школе полного дня понимается нами как педагогически организованный процесс управления актуальными и потенциальными ресурсами личности, школы и среды в целях духовно¬ценностной ориентации, образования и приобретения социального опыта учащимися посредством их включения в окультуренную двигательную активность.
2. Физкультурно-оздоровительная деятельность в школе полного дня характеризуется высокой степенью вариативности; включенностью в повседневный уклад жизни ребенка; интегрированностью инвариатной и вариативной составляющих в ее содержании; включенностью в событийный ряд школы и среды; открытостью.
3. Ресурсный фонд социально-педагогического обеспечения физкультурно-оздоровительной деятельности включает в себя ряд средовых, институциональных и личностных ресурсов: ресурсы социальной среды - средства, присущие субъектам жизни микрорайона; институциональные ресурсы - средства, присущие школе как воспитательной организации; личностные ресурсы - средства, присущие личности воспитанника или педагога.
4. Механизм социально-педагогического обеспечения физкультурно-оздоровительной деятельности в школе полного дня носит цикличный характер и включает в себя оценку наличного состояния ресурсного фонда, выбор стратегий развития ресурсного фонда и их внедрение, использование ресурсов применительно к целям социально-педагогического обеспечения, анализ полученных результатов и коррекция педагогической деятельности.
5. Методика социально-педагогического обеспечения физкультурно-оздоровительной деятельности в школе полного дня предполагает поэтапное использование институциональных, средовых и личностных
131
ресурсов с целью организации окультуренной двигательной активности учащихся:
- на первом этапе доминирует деятельность по управлению институциональными ресурсами, которые используются для активизации двигательного режима школьников в учебном процессе первой половины школьного дня в формах утренней зарядки, динамических пауз, физкульминуток, дополнительного часа физической культуры и других;
- на втором этапе доминирует деятельность по управлению средовыми ресурсами, применяемыми для организации вариативной физкультурно-оздоровительной деятельности в формах спортивных и физкультурно-оздоровительных объединений, секций, кружков в дополнительном образовании второй половины дня;
- на третьем этапе доминирует деятельность по управлению личностными ресурсами, активизация которых позволяет обеспечить рефлексивную обработку полученного опыта физкультурно¬оздоровительной деятельности и его перенос на условия внешкольной жизни посредством использования коммуникативно-насыщенных форм работы, развития института кураторства, стимулирования самоорганизации учащихся в процессе двигательной активности.
6. В итоге результаты опытно-экспериментальной работы, полученные с помощью сравнения первичных и вторичных данных диагностики, продемонстрировали, что процесс организации физкультурно¬оздоровительной деятельности в школе полного дня значительно более эффективен при реализации заявленного содержания и методики его социально-педагогического обеспечения.
1. Абульханова - Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., Наука, 1980. - 337 с.
2. Абульханова - Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. - М., Наука, 1981.-С. 19-45.
3. Александрова Н.И., Дубова Т.Ф., ЖоровП.А., Кадырбаева Д.Р. Развитие самосознания как основа физического воспитания. // Формирование образа «Я» и проблемы физического воспитания. Сб. научн. тр. / Под ред. П.А. Жорова. - М.: Изд-во АПН СССР, 1990. - 96 с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет воспитания // Советская педагогика. - 1965. - №1. - С. 3-9.
5. Андреев Ю.А. Три кита здоровья. - СПб., Стар, 1997. - 384 с.
6. Антипов А.С. Организационно-педагогические условия социального воспитания учащихся в школе полного дня: Автореф. дисс. ...канд. пед. наук. - Кострома., 2005.-20 с.
7. Антропова М.В., Манке Г.Г., Кузнецова Л.М., Бородкина Г.В. Здоровье школьников: результаты лонгитюдного исследования // Педагогика. - 1995. - №2. - С. 26-31.
8. Апанасенко Г.JI. Индивидуальное здоровье как предмет исследования // Валеология. - 1997. - №4. - С. 44-46.
9. Апанасенко Л.Г. Охрана здоровья здоровых: некоторые особенности теории и практики / Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья: Сб. науч. Трудов. - СПб., 1993. - 180 с.
10. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М., Наука, 1982. - 203 с.
11. Ашмарин Б.А. Методология педагогических исследований в физическом воспитании // Теория и практика физической культуры. - 1996. -№ 11.-С.64-66.
133
12. Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. - М., Наука, 1979. - 295 с.
И.Байбородова JI.B. Формы взаимодействия педагогов, учащихся и родителей. - Ярославль: ЯГПИ, 1992. - 39 с.
М.Байбородова J1.B., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебное пособие./Изд. 2-е, испр., дополн. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1998. - 356 с.
15. Бальсевич В.К. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема // Вопросы философии №8, 1981. - С.78-
89.
16. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.
17. Барышников Е.Н., Колесникова И. А. О воспитании и воспитательных системах. - СПб, Интеррос, 1996.
18. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 2000. - 192 с.
19. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991 - 176 с.
20. Белорусова В.В., Решетень И.Н. Воспитание в процессе занятий физической культурой. - М.: Физкультура и спорт, 1964. - С.25.
21. Бернштейн Н.А. От рефлекса к модели будущего. // Вопросы психологии, 2002. -№ 2. - С. 94-99.
22. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности.-М.: Медицина, 1966.
23. Бернштейн. Н.А. О происхождении движений. // Наука и жизнь, 1968.-№2,3, 5, 6, 7.
24. Берталанфи JI. Общая теория систем - критический обзор //Исследования по общей теории систем /Общ. редакция В.Н. Садовского и
Э.Г. Юдина. - М.: Прогресс, 1969.
134
25. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
26. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: МГУ, 1982.-199 с.
27. Божович Л.И. Этапы формирования личности. - М., Педагогика,
1995. - 148 с.
28. Бойко В.В. Индивидуальные особенности психологического и соматического развития и их роль в управлении деятельностью человека. - Пермь, 1982.-С 19-20.
29. Большая медицинская энциклопедия / Под ред. Б.В. Петровского. - М., Мысль, 1978.-Т.8-С. 355-356.
30. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1969-1978 гг.
31. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности //Опыт разработки концепции воспитания /Отв. ред. Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону: РОИУУ, 1992. - 4.1.-С. 11-42.
32. Бочкова Л. М. Социально-педагогическое обеспечение формирования коммуникативной культуры личности в вузе. Дисс. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2003. - 204 с.
33. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - М., Прогресс, 1990.-120 с.
34. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах: Учеб. пособ. для техникумов. - М.: Высшая школа, 1986. - 255 с.
35. Бундзен П.В., Баландин В.И., Евдокимова О.М., Заграницев В.В. Современные технологи и валеометрии и укрепление здоровья населения // Теория и практика физической культуры, 1998, №9. - С. 7 - 11.
36. Бушуев А.М., Слепцов Н.С. Диалектика творческой деятельности и развитие человека-М.: Молодая гвардия, 1989. - 198 с.
135
37. Вальков В.И.. Межведомственный подход к социально¬педагогической работе. - М.: Педагогика, № 8, 1999. - С 100-104.
38. Васильев Н.Н. Физкультурные потребности. Физкультурные интересы. Спортивные потребности. Спортивные интересы // Проблемы унификации основных понятий в физической культуре и спорте. - Минск. - С.35.
39. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны представления, установки. - М., Психология, 2001. - 352 с.
40. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. - М., Психология, 1984. - 200 с.
41. Величковский Б.М., Зинченков В.П., ЛурияА.Р. Психология восприятия. - М., 1978.
42. Венгер А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности. //Вопросы психологии, 2001. -№3. - С. 24-25.
43. Венгер А.Л., Слободчиков В.И., Эльконин Б.Д. Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б. Эльконина // Вопросы психологии, 1988. -№3. - С. 20-29.
44. ВизитейН.Н. Физическая культура личности. - Кишинев: ШТИИНЦА, 1989.-107 с.
45. Виленский М.Я., Литвинов В.И. Физическое воспитание школьников // Физическая культура в школе. - 1990. - №12. - С. 2-7.
46. Виленский М.Я. Повышение воспитательно-образовательного потенциала физической культуры в формировании личности современного специалиста //Теория и практика физической культуры. - 1987, №10. - С. 11-13.
47. Виленский М.Я., Внуков А.П. Потребность в физическом самосовершенствовании и основы ее формирования у студентов // Теория и практика физической культуры, 1983. - № 5. - С 33-35.
48. Виноградова М.И., Максакова В.И., ПервинИ.В. Совместная деятельность школьников и ее влияние на личность. // Личность школьника
136
как объект педагогических исследований: Сб. научных трудов. - М., 1980. - С.52-55.
49. Виру А.А. Аэробные упражнения / ВируА.А., ЮримяэТ.А., Смирнова Т.А. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 142 с.
50. Вишневский Д.Д. Социально-ориентированная игра-тренировка как средство развития социальной активности школьников и подростков в условиях спортивно-оздоровительного центра. Дисс ...канд пед. наук. - Красноярск, 1999.
51. Войтко В.И., ГильбухЮ.З. Школьная психодиагностика: достижения и перспективы. - Киев, 1980.
52. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории /Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой,
Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. - М.: Сентябрь, 1997. - 112 с.
53. Воспитательная система школы: Сб. статей /Отв. ред. Л.И. Новикова. - М.: Педобщество РСФСР, 1991.
54. Воспитательные системы школ: История и современность. - Владимир, 1990. - 185 с.
55. Выдрин В.М., Николаев Ю.М. Содержание, объем и структура понятия «физическая культура» // Теория и практика физической культуры. -1974.-№9.-С. 8-10.
56. Выдрин В.М., Решетнева Г.А. Системный подход в исследованиях физической культуры // Теория и практика физической культуры, 1978. - №3. - С. 5-7.
57. ГазманО.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1989.-С. 221-256.