Расходы федерального бюджета по субъекту Российской Федерации на культуру и кинематографию
|
Введение 3
1. Теоретические основы бюджетного финансирования культуры и
кинематографии 6
1.1. Понятие расходов на культуру и кинематографию 6
1.2. Расходные обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по финансированию культуры и кинематографии 15
1.3. Правовые основы бюджетного финансирования культуры и
кинематографии 24
2. Практика финансирования культуры и кинематографии Республики
Татарстан за счет средств федерального бюджета Российской Федерации 33
2.1. Состояние и характеристика мероприятий по финансированию культуры и кинематографии в Республике Татарстан за счет средств федерального бюджета 33
2.2. Анализ состава и структуры расходов федерального бюджета Российской Федерации на культуру и кинематографию Республики Татарстан 40
2.3. Порядок доведения средств до бюджетополучателей в процессе
финансирования культуры и кинематографии за счет средств федерального бюджета РФ 51
3. Перспективы финансирования культуры и кинематографии Республики Татарстан за счет средств федерального бюджета Российской Федерации 57
3.1. Направления оптимизации расходов на культуру и кинематографию 57
3.2. Совершенствование распределения полномочий органов власти в области культуры и кинематографии 66
Заключение 73
Список использованных источников 79
Приложения
1. Теоретические основы бюджетного финансирования культуры и
кинематографии 6
1.1. Понятие расходов на культуру и кинематографию 6
1.2. Расходные обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по финансированию культуры и кинематографии 15
1.3. Правовые основы бюджетного финансирования культуры и
кинематографии 24
2. Практика финансирования культуры и кинематографии Республики
Татарстан за счет средств федерального бюджета Российской Федерации 33
2.1. Состояние и характеристика мероприятий по финансированию культуры и кинематографии в Республике Татарстан за счет средств федерального бюджета 33
2.2. Анализ состава и структуры расходов федерального бюджета Российской Федерации на культуру и кинематографию Республики Татарстан 40
2.3. Порядок доведения средств до бюджетополучателей в процессе
финансирования культуры и кинематографии за счет средств федерального бюджета РФ 51
3. Перспективы финансирования культуры и кинематографии Республики Татарстан за счет средств федерального бюджета Российской Федерации 57
3.1. Направления оптимизации расходов на культуру и кинематографию 57
3.2. Совершенствование распределения полномочий органов власти в области культуры и кинематографии 66
Заключение 73
Список использованных источников 79
Приложения
Сфера культуры обладает особой значимостью в жизнедеятельности каждого человека. Доступ к культурным ценностям гарантирован Конституцией РФ. Согласно пункту 2 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
В связи с этим действие рыночных механизмов в этой области ограничено. Это ограничение вызвано тем, что стоимость услуг в сфере культуры должна носить приемлемый для потребителей характер, а для отдельных категорий физических лиц услуга вообще должна оказываться бесплатно. Конечно, учреждения культуры не в состоянии обеспечить бесплатное оказание услуг или оказание услуг по льготным ценам без соответствующей государственной поддержки.
Таким образом, государство должно обеспечивать государственную, в первую очередь, финансовую поддержку отрасли культуры в целом. При этом такая поддержка должна носить четко спланированный и последовательный характер. В противном случае государство будет содержать за счет бюджетных средств неэффективные организации.
Финансирование отрасли культуры не только должно быть целевым, но и продуманным. Учитывая особенности сферы культуры, финансирование должно обеспечивать постоянное развитие этой области, в том числе обновление основных фондов, покупку интеллектуальной собственности и так далее.
В настоящее время принято огромное количество государственных программ, однако их эффективность уже сейчас вызывает большие сомнения. Заложенные в государственных программах показатели носят неоправданный характер. Следовательно, нужно выявить проблемы системы финансирования отрасли культуры и выявить пути возможной модернизации этой системы.
Модернизация финансирования изучаемой области просто необходима, поскольку культура выступает составной частью развития человеческого капитала, который, как известно, выступает базой для перехода экономики любой страны с экстенсивного к интенсивному (инновационному) развитию.
Кроме этого, проблемы развития культурной отрасли на региональном уровне, как правило, наиболее сложные. В каждом регионе формируется своя модель финансирования культурной сферы, соответствующая определенным традициям государственной поддержки этой сферы.
К проблемам в области культуры относятся: непродуманное формирование бюджетных смет при доведении лимитов бюджетных обязательств до получателей; отсутствие методики финансирования сферы культуры; низкая материально-техническая оснащенность учреждений культуры; низкая производительность труда в отрасли; отсутствие независимой системы оценки качества услуг в сфере культуры. Без решения существующих проблем, дальнейшее нормальное развитие этой области просто невозможно.
Из всего этого следует, что модернизация системы финансирования сферы культуры требует переосмысления и внедрения новых подходов, направленных на повышение качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг, обеспечение их доступности населению, повышение ответственности учреждений культуры за результаты своей деятельности, что обусловливает актуальность исследования.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование особенностей финансирования культуры и кинематографии Республики Татарстан за счет средств федерального бюджета Российской Федерации и разработка мероприятий по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
а) рассмотреть понятие расходов на культуру и кинематографию;
б) рассмотреть расходные обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по финансированию культуры и кинематографии субъекта Российской Федерации;
в) изучить правовые основы бюджетного финансирования культуры и кинематографии;
г) изучить состояние и дать характеристику мероприятий по финансированию культуры и кинематографии в Республике Татарстан;
д) провести анализ состава и структуры расходов федерального бюджета Российской Федерации на культуру и кинематографию Республики Татарстан;
е) порядок доведения средств до бюджетополучателей в процессе финансирования культуры и кинематографии за счет средств федерального бюджета РФ;
ж) предложить направления оптимизации расходов на культуру и кинематографию;
з) внести предложения по совершенствованию распределения полномочий органов власти в области культуры и кинематографии.
Объект исследования - бюджетное финансирование культуры и кинематографии.
Предметом исследования являются расходы федерального бюджета по Республике Татарстан на культуру, кинематографию.
Рассматриваемая в выпускной квалификационной работе проблема бюджетного финансирования расходов на культуру и кинематографию явилась предметом исследований многих ведущих российских ученых, таких как М.П. Афанасьев, И.Г. Изабакаров, Г.Г. Карпова, Т.Р. Набиуллин, Л.А. Набиуллина, Б.Л. Рудник и других.
Информационную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, учебники и учебные пособия по бюджетной системе Российской Федерации, статьи в периодических изданиях и другие источники.
При решении поставленных задач применялись методы сравнительного анализа, монографический, абстрактно-логический, а также другие методы исследований.
В связи с этим действие рыночных механизмов в этой области ограничено. Это ограничение вызвано тем, что стоимость услуг в сфере культуры должна носить приемлемый для потребителей характер, а для отдельных категорий физических лиц услуга вообще должна оказываться бесплатно. Конечно, учреждения культуры не в состоянии обеспечить бесплатное оказание услуг или оказание услуг по льготным ценам без соответствующей государственной поддержки.
Таким образом, государство должно обеспечивать государственную, в первую очередь, финансовую поддержку отрасли культуры в целом. При этом такая поддержка должна носить четко спланированный и последовательный характер. В противном случае государство будет содержать за счет бюджетных средств неэффективные организации.
Финансирование отрасли культуры не только должно быть целевым, но и продуманным. Учитывая особенности сферы культуры, финансирование должно обеспечивать постоянное развитие этой области, в том числе обновление основных фондов, покупку интеллектуальной собственности и так далее.
В настоящее время принято огромное количество государственных программ, однако их эффективность уже сейчас вызывает большие сомнения. Заложенные в государственных программах показатели носят неоправданный характер. Следовательно, нужно выявить проблемы системы финансирования отрасли культуры и выявить пути возможной модернизации этой системы.
Модернизация финансирования изучаемой области просто необходима, поскольку культура выступает составной частью развития человеческого капитала, который, как известно, выступает базой для перехода экономики любой страны с экстенсивного к интенсивному (инновационному) развитию.
Кроме этого, проблемы развития культурной отрасли на региональном уровне, как правило, наиболее сложные. В каждом регионе формируется своя модель финансирования культурной сферы, соответствующая определенным традициям государственной поддержки этой сферы.
К проблемам в области культуры относятся: непродуманное формирование бюджетных смет при доведении лимитов бюджетных обязательств до получателей; отсутствие методики финансирования сферы культуры; низкая материально-техническая оснащенность учреждений культуры; низкая производительность труда в отрасли; отсутствие независимой системы оценки качества услуг в сфере культуры. Без решения существующих проблем, дальнейшее нормальное развитие этой области просто невозможно.
Из всего этого следует, что модернизация системы финансирования сферы культуры требует переосмысления и внедрения новых подходов, направленных на повышение качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг, обеспечение их доступности населению, повышение ответственности учреждений культуры за результаты своей деятельности, что обусловливает актуальность исследования.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование особенностей финансирования культуры и кинематографии Республики Татарстан за счет средств федерального бюджета Российской Федерации и разработка мероприятий по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
а) рассмотреть понятие расходов на культуру и кинематографию;
б) рассмотреть расходные обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по финансированию культуры и кинематографии субъекта Российской Федерации;
в) изучить правовые основы бюджетного финансирования культуры и кинематографии;
г) изучить состояние и дать характеристику мероприятий по финансированию культуры и кинематографии в Республике Татарстан;
д) провести анализ состава и структуры расходов федерального бюджета Российской Федерации на культуру и кинематографию Республики Татарстан;
е) порядок доведения средств до бюджетополучателей в процессе финансирования культуры и кинематографии за счет средств федерального бюджета РФ;
ж) предложить направления оптимизации расходов на культуру и кинематографию;
з) внести предложения по совершенствованию распределения полномочий органов власти в области культуры и кинематографии.
Объект исследования - бюджетное финансирование культуры и кинематографии.
Предметом исследования являются расходы федерального бюджета по Республике Татарстан на культуру, кинематографию.
Рассматриваемая в выпускной квалификационной работе проблема бюджетного финансирования расходов на культуру и кинематографию явилась предметом исследований многих ведущих российских ученых, таких как М.П. Афанасьев, И.Г. Изабакаров, Г.Г. Карпова, Т.Р. Набиуллин, Л.А. Набиуллина, Б.Л. Рудник и других.
Информационную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, учебники и учебные пособия по бюджетной системе Российской Федерации, статьи в периодических изданиях и другие источники.
При решении поставленных задач применялись методы сравнительного анализа, монографический, абстрактно-логический, а также другие методы исследований.
В результате исследования были сделаны следующие выводы.
Культура и кинематография занимают важное место в социально-культурном развитии государства. Поэтому финансирование осуществляется на всех уровнях власти путем прямого финансирования, целевых программ и других форм финансирования. В результате исследования выяснилось, что расходы на культуру и кинематографию в консолидированном бюджете Российской Федерации составили на конец 2015 года 395,6 млрд. руб., увеличившись по сравнению с 2013 годом на 55,4 млрд. руб. В структуре консолидированного бюджета Российской Федерации удельный вес расходов на культуру и кинематографию в 2015 году составил 0,87%, что меньше значений 2013-2014 гг. В целом можно отметить, что за анализируемый период структура расходов относительно культуры и кинематографии изменилась в сторону уменьшения (также и в абсолютном значении). Поэтому можно сделать вывод, что государство реализовало финансирование сферы культуры и кинематографии в 2012-2014 гг. в рамках 1,5% от всех расходов консолидированного бюджета. В 2015 году в связи с обстановкой в стране, вызванной внешними ограничениями и тяжелым финансовым положением, вели-чина финансирования сократилась.
Расходные обязательства по финансированию сферы культуры и кинематографии имеется у Российской Федерации как государства, у субъектов Российской Федерации, а также у муниципальных образований. Расходные обязательства на всех уровнях власти имеют свои направления и ограничения. На современном этапе в России реализуется федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)», которая финансирует основные направления развития культурной политики России и в субъектах Российской Федерации.
Правовое регулирование финансирование сферы культуры и кинематографа осуществляется на основе многих нормативно-правовых актов. Само же финансирование реализуется разными формами и способами, основными из которых являются прямое финансирование и финансирование через целевые программы в рамках реализации конкретных инвестиционных проектов.
На современном этапе финансирование культуры и кинематографии Республики Татарстан реализуется за счет различных программ, источниками финансирования при этом являются федеральный бюджет Российской Федерации, бюджет Республики Татарстан. Финансирование культуры и кинематографии Республики Татарстан за счет средств федерального бюджета Российской Федерации осуществляется исключительно по федеральным государственным программам или путем совместного финансирования в государственных программах: федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)»; федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)»; комплексный проект «Культурное наследие - остров-град Свияжск и древний Болгар» на 2010-2015 годы»; региональная программа «Развитие культуры Республики Татарстан на 2014-2020 годы». В качестве особенности следует отметить незначительное участие федерального бюджета Российской Федерации в финансировании культуры и кинематографии Республики Татарстан, которая находится практически на полном самообеспечении по данному направлению, хотя анализ данных программ показал значительное превышение финансирования за счет средств федерального бюджета над средствами бюджетов субъектов РФ. По комплексному проекту «Культурное наследие - остров-град Свияжск и древний Болгар» предусмотрено ежегодное финансирование в равных долях из федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан в сумме по 400 млн. руб. Эта программа рассчитана на 2010-2015 гг. По этой программе прошли большие реставрационные работы на острове-град Свияжск, древний Болгар стал историческим архитектурным комплексом мусульманской религии в России.
В объеме финансирования культуры и кинематографии Республики Татарстан за счет средств федерального бюджета Российской Федерации в рассматриваемом периоде наибольший удельный вес занимали средства, направленные на реализацию Комплексного проекта «Культурное наследие - остров-град Свияжск и древний Болгар» (удельный вес изменялся от 100,00% в 2013 году до 91,38% в 2015 году), то есть реализация данного проекта является особо важной с позиции федерального значения (следует отметить, что финансирование данного проекта осуществляется федеральным бюджетом Российской Федерации и бюджетом Республики Татарстан в соотношении 50/50). Также стоит отметить увеличение финансирования реализации Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» преимущественно в рамках направления «культурное наследие». Общая величина финансирования в 2015 году составила 23 070,9 тыс. руб. что больше, чем в 2014 году на 21 379,3 тыс. руб. В рамках реализации федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» также наблюдается увеличение финансирования со стороны федерального бюджета Российской Федерации на 10 869,4 тыс. руб.
В рамках исследования направлений реализации мероприятий по финансированию культуры и кинематографии в Республике Татарстан из федерального бюджета РФ были выделены четыре направления: культурное наследие; музеи и музейно-выставочная деятельность; образование в сфере культуры и искусства. Финансирование из федерального бюджета РФ осуществлялось как в рамках про-грамм, так и в качестве целевого направления на конкретные мероприятия (ремонтно-реставрационные работы объектов федерального значения, организация мероприятий (например, съезд реставраторов, выставки музеев), закупка техники и так далее). То есть финансирование из федерального бюджета РФ осуществлялось по разным направлениям с целью поддержки объектов культуры и кинематографии как регионального, так и федерального значения.
В процессе исследования практики финансирования культуры и кинематографии Республики Татарстан из федерального бюджета Российской Федерации были изучены цели и задачи программ, объемы их финансирования на время реализации. Анализ направлений реализации мероприятий по финансированию куль-туры и кинематографии в Республике Татарстан из федерального бюджета Российской Федерации позволили выделить четыре основных направления: культурное наследие; музеи и музейно-выставочная деятельность; образование в сфере культуры и искусства. Финансирование из федерального бюджета Российской Федерации осуществлялось как в рамках программ, так и в качестве целевого направления на конкретные мероприятия. Анализ состава и структуры расходов федерального бюджета Российской Федерации на культуру и кинематографию Республики Татарстан позволил выявить тенденцию к увеличению расходов. Так, в 2015 году расходы на культуру и кинематографию составили 504 964,1 тыс. руб., то есть за 2013-2015 годы расходы на культуру и кинематографию увеличились на 67 464,10 тыс. руб., а темп прироста составил 15,42%, что говорит об увеличении значимости данного регионального направления в федеральной политике России (особо это прослеживается по объемам финансирования Комплексного проекта «Культурное наследие - остров-град Свияжск и древний Болгар»).
Финансирование культуры и кинематографии Республики Татарстан за счет средств федерального бюджета РФ осуществляется путем предоставления субсидий. Субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств, возникающих при выполнении органами государственной власти Республики Татарстан полномочий по предметам ведения Республики Татарстан и предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан. Объем бюджетных ассигнований бюджета Республики Татарстан на финансовое обеспечение расходного обязательства Республики Татарстан, софинансируемого за счет субсидии, утверждается законом Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан исходя из необходимости достижения установленных соглашением значений показателей результативности использования субсидии. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджет Республики Татарстан. Перечисление средств субсидии в бюджет Республики Татарстан осуществляется на основании заявки высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о перечислении субсидии, представляемой главному распорядителю средств федерального бюджета по «форме» и в «срок», которые установлены главным распорядителем средств федерального бюджета.
Основными направлениями оптимизации расходов на культуру и кинематографию Республики Татарстан, финансируемых из федерального бюджета РФ, среди которых совершенствование федеральной целевой программы «Культура России (2012 - 2018 годы)» являются повышение эффективности государственных закупок для учреждений культуры и кинематографии Республики Татарстан, а также повышение эффективности формирования, предоставления и распределения трансфертов из федерального бюджета РФ в бюджет Республики Татарстан.
Для повышения требований к качеству федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» необходимо: проинвентаризировать действующие стратегические документы и сформировать сводный аналитический документ, содержащий актуальные цели и приоритеты политики в области куль-туры и кинематографии в регионе (в частности, в республике Татарстан); обеспечить обязательное включение в федеральную программу показателей стратегических документов, относящихся к сфере ее реализации; сформировать сводный аналитический перечень целей федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» в сферах совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан для координации с программами Республики Татарстан; разработать требования к формированию состава (групп) показателей, обеспечивающего разнонаправленную оценку результатов реализации федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» и подпрограмм, что обеспечит возможность внешней проверки и минимизацию манипулируемости; активизировать работу по оказанию поддержки реализации программ Республики Татар-стан в области культуры и кинематографии, осуществление которых является необходимым условием достижения результатов федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)», путем предоставления бюджету Республики Татарстан единой субсидии.
В рамках оптимизации расходов на культуру и кинематографию Республики Татарстан из федерального бюджета необходимо повысить эффективность государственных закупок. Предлагается ввести блокирование доведенных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с планами-графиками с учетом принятых к учету бюджетных обязательств по заключенным государственным контрактам. Предварительная блокировка лимитов не позволит принять решения об их пере-распределении без изменения планов-графиков, сформирует сведения о «свободных лимитах» и соответственно объеме прав на принятие договорных обязательств.
Развитие межрегионального хозяйственного сотрудничества, направленного на решение общих задач территориального развития, требуют формализации в законодательстве Российской Федерации различных финансовых механизмов, в том числе «горизонтальных» межбюджетных трансфертов. Одним из ключевых направлений совершенствования отношений федерального бюджета РФ и бюджета Республики Татарстан становится консолидация субсидий. Основной причиной неэффективного использования субсидий является. Для повышения уровня контроля за достижением конечного результата необходимо использовать показатели, отражающие социально и экономически значимые преобразования в культуре и кинематографии Республике Татарстан. Достижение конечных результатов по субсидиям следует учитывать при бюджетном планировании на очередной финансовый год и плановый период.
Предложенные направления совершенствования распределения полномочий органов власти в области культуры и кинематографии представляют собой детализацию уже прописанных в законодательстве полномочий в области культуры. В связи с этим имеет смысл максимально полно раскрыть содержание полномочий органов управления разных уровней в сфере культуры. Функционал соответствующих органов управления культуры может быть отражен в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, а также в федеральных законах, регламентирующих конкретные направления культурной деятельности. В целом результаты проведенного исследования могут послужить основой для выработки предложений по внесению изменений в действующее законодательство в части уточнения полномочий в области культуры на региональном уровне.
Культура и кинематография занимают важное место в социально-культурном развитии государства. Поэтому финансирование осуществляется на всех уровнях власти путем прямого финансирования, целевых программ и других форм финансирования. В результате исследования выяснилось, что расходы на культуру и кинематографию в консолидированном бюджете Российской Федерации составили на конец 2015 года 395,6 млрд. руб., увеличившись по сравнению с 2013 годом на 55,4 млрд. руб. В структуре консолидированного бюджета Российской Федерации удельный вес расходов на культуру и кинематографию в 2015 году составил 0,87%, что меньше значений 2013-2014 гг. В целом можно отметить, что за анализируемый период структура расходов относительно культуры и кинематографии изменилась в сторону уменьшения (также и в абсолютном значении). Поэтому можно сделать вывод, что государство реализовало финансирование сферы культуры и кинематографии в 2012-2014 гг. в рамках 1,5% от всех расходов консолидированного бюджета. В 2015 году в связи с обстановкой в стране, вызванной внешними ограничениями и тяжелым финансовым положением, вели-чина финансирования сократилась.
Расходные обязательства по финансированию сферы культуры и кинематографии имеется у Российской Федерации как государства, у субъектов Российской Федерации, а также у муниципальных образований. Расходные обязательства на всех уровнях власти имеют свои направления и ограничения. На современном этапе в России реализуется федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)», которая финансирует основные направления развития культурной политики России и в субъектах Российской Федерации.
Правовое регулирование финансирование сферы культуры и кинематографа осуществляется на основе многих нормативно-правовых актов. Само же финансирование реализуется разными формами и способами, основными из которых являются прямое финансирование и финансирование через целевые программы в рамках реализации конкретных инвестиционных проектов.
На современном этапе финансирование культуры и кинематографии Республики Татарстан реализуется за счет различных программ, источниками финансирования при этом являются федеральный бюджет Российской Федерации, бюджет Республики Татарстан. Финансирование культуры и кинематографии Республики Татарстан за счет средств федерального бюджета Российской Федерации осуществляется исключительно по федеральным государственным программам или путем совместного финансирования в государственных программах: федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)»; федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)»; комплексный проект «Культурное наследие - остров-град Свияжск и древний Болгар» на 2010-2015 годы»; региональная программа «Развитие культуры Республики Татарстан на 2014-2020 годы». В качестве особенности следует отметить незначительное участие федерального бюджета Российской Федерации в финансировании культуры и кинематографии Республики Татарстан, которая находится практически на полном самообеспечении по данному направлению, хотя анализ данных программ показал значительное превышение финансирования за счет средств федерального бюджета над средствами бюджетов субъектов РФ. По комплексному проекту «Культурное наследие - остров-град Свияжск и древний Болгар» предусмотрено ежегодное финансирование в равных долях из федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан в сумме по 400 млн. руб. Эта программа рассчитана на 2010-2015 гг. По этой программе прошли большие реставрационные работы на острове-град Свияжск, древний Болгар стал историческим архитектурным комплексом мусульманской религии в России.
В объеме финансирования культуры и кинематографии Республики Татарстан за счет средств федерального бюджета Российской Федерации в рассматриваемом периоде наибольший удельный вес занимали средства, направленные на реализацию Комплексного проекта «Культурное наследие - остров-град Свияжск и древний Болгар» (удельный вес изменялся от 100,00% в 2013 году до 91,38% в 2015 году), то есть реализация данного проекта является особо важной с позиции федерального значения (следует отметить, что финансирование данного проекта осуществляется федеральным бюджетом Российской Федерации и бюджетом Республики Татарстан в соотношении 50/50). Также стоит отметить увеличение финансирования реализации Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» преимущественно в рамках направления «культурное наследие». Общая величина финансирования в 2015 году составила 23 070,9 тыс. руб. что больше, чем в 2014 году на 21 379,3 тыс. руб. В рамках реализации федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» также наблюдается увеличение финансирования со стороны федерального бюджета Российской Федерации на 10 869,4 тыс. руб.
В рамках исследования направлений реализации мероприятий по финансированию культуры и кинематографии в Республике Татарстан из федерального бюджета РФ были выделены четыре направления: культурное наследие; музеи и музейно-выставочная деятельность; образование в сфере культуры и искусства. Финансирование из федерального бюджета РФ осуществлялось как в рамках про-грамм, так и в качестве целевого направления на конкретные мероприятия (ремонтно-реставрационные работы объектов федерального значения, организация мероприятий (например, съезд реставраторов, выставки музеев), закупка техники и так далее). То есть финансирование из федерального бюджета РФ осуществлялось по разным направлениям с целью поддержки объектов культуры и кинематографии как регионального, так и федерального значения.
В процессе исследования практики финансирования культуры и кинематографии Республики Татарстан из федерального бюджета Российской Федерации были изучены цели и задачи программ, объемы их финансирования на время реализации. Анализ направлений реализации мероприятий по финансированию куль-туры и кинематографии в Республике Татарстан из федерального бюджета Российской Федерации позволили выделить четыре основных направления: культурное наследие; музеи и музейно-выставочная деятельность; образование в сфере культуры и искусства. Финансирование из федерального бюджета Российской Федерации осуществлялось как в рамках программ, так и в качестве целевого направления на конкретные мероприятия. Анализ состава и структуры расходов федерального бюджета Российской Федерации на культуру и кинематографию Республики Татарстан позволил выявить тенденцию к увеличению расходов. Так, в 2015 году расходы на культуру и кинематографию составили 504 964,1 тыс. руб., то есть за 2013-2015 годы расходы на культуру и кинематографию увеличились на 67 464,10 тыс. руб., а темп прироста составил 15,42%, что говорит об увеличении значимости данного регионального направления в федеральной политике России (особо это прослеживается по объемам финансирования Комплексного проекта «Культурное наследие - остров-град Свияжск и древний Болгар»).
Финансирование культуры и кинематографии Республики Татарстан за счет средств федерального бюджета РФ осуществляется путем предоставления субсидий. Субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств, возникающих при выполнении органами государственной власти Республики Татарстан полномочий по предметам ведения Республики Татарстан и предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан. Объем бюджетных ассигнований бюджета Республики Татарстан на финансовое обеспечение расходного обязательства Республики Татарстан, софинансируемого за счет субсидии, утверждается законом Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан исходя из необходимости достижения установленных соглашением значений показателей результативности использования субсидии. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджет Республики Татарстан. Перечисление средств субсидии в бюджет Республики Татарстан осуществляется на основании заявки высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о перечислении субсидии, представляемой главному распорядителю средств федерального бюджета по «форме» и в «срок», которые установлены главным распорядителем средств федерального бюджета.
Основными направлениями оптимизации расходов на культуру и кинематографию Республики Татарстан, финансируемых из федерального бюджета РФ, среди которых совершенствование федеральной целевой программы «Культура России (2012 - 2018 годы)» являются повышение эффективности государственных закупок для учреждений культуры и кинематографии Республики Татарстан, а также повышение эффективности формирования, предоставления и распределения трансфертов из федерального бюджета РФ в бюджет Республики Татарстан.
Для повышения требований к качеству федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» необходимо: проинвентаризировать действующие стратегические документы и сформировать сводный аналитический документ, содержащий актуальные цели и приоритеты политики в области куль-туры и кинематографии в регионе (в частности, в республике Татарстан); обеспечить обязательное включение в федеральную программу показателей стратегических документов, относящихся к сфере ее реализации; сформировать сводный аналитический перечень целей федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» в сферах совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан для координации с программами Республики Татарстан; разработать требования к формированию состава (групп) показателей, обеспечивающего разнонаправленную оценку результатов реализации федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» и подпрограмм, что обеспечит возможность внешней проверки и минимизацию манипулируемости; активизировать работу по оказанию поддержки реализации программ Республики Татар-стан в области культуры и кинематографии, осуществление которых является необходимым условием достижения результатов федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)», путем предоставления бюджету Республики Татарстан единой субсидии.
В рамках оптимизации расходов на культуру и кинематографию Республики Татарстан из федерального бюджета необходимо повысить эффективность государственных закупок. Предлагается ввести блокирование доведенных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с планами-графиками с учетом принятых к учету бюджетных обязательств по заключенным государственным контрактам. Предварительная блокировка лимитов не позволит принять решения об их пере-распределении без изменения планов-графиков, сформирует сведения о «свободных лимитах» и соответственно объеме прав на принятие договорных обязательств.
Развитие межрегионального хозяйственного сотрудничества, направленного на решение общих задач территориального развития, требуют формализации в законодательстве Российской Федерации различных финансовых механизмов, в том числе «горизонтальных» межбюджетных трансфертов. Одним из ключевых направлений совершенствования отношений федерального бюджета РФ и бюджета Республики Татарстан становится консолидация субсидий. Основной причиной неэффективного использования субсидий является. Для повышения уровня контроля за достижением конечного результата необходимо использовать показатели, отражающие социально и экономически значимые преобразования в культуре и кинематографии Республике Татарстан. Достижение конечных результатов по субсидиям следует учитывать при бюджетном планировании на очередной финансовый год и плановый период.
Предложенные направления совершенствования распределения полномочий органов власти в области культуры и кинематографии представляют собой детализацию уже прописанных в законодательстве полномочий в области культуры. В связи с этим имеет смысл максимально полно раскрыть содержание полномочий органов управления разных уровней в сфере культуры. Функционал соответствующих органов управления культуры может быть отражен в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, а также в федеральных законах, регламентирующих конкретные направления культурной деятельности. В целом результаты проведенного исследования могут послужить основой для выработки предложений по внесению изменений в действующее законодательство в части уточнения полномочий в области культуры на региональном уровне.
Подобные работы
- РАСХОДЫ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА КУЛЬТУРУ И КИНЕМАТОГРАФИЮ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ С СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Анализ доходов и расходов местного бюджета (на примере МО Нижнеозернинский сельсовет Илекского района Оренбургской области)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ: ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2016 - Финансовое обеспечение развития сферы культуры муниципального образования (на примере г. Челябинска)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017 - Финансовое обеспечение развития сферы культуры муниципального образования (на примере г.Челябинска)
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Проекты федеральных и региональных интернет-СМИ,
посвящённые Году культуры (2014) и Году литературы (2015),
как объекты журналистского творчества
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - ПРОГРАММНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА: ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА И НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Бакалаврская работа, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2019



