Введение 3
1. Теоретические основы программного бюджетирования 6
1.1. Программный бюджет: содержание, цели, задачи и принципы формирования 6
1.2. Международный опыт программного бюджетирования 17
2. Анализ практики программного бюджетирования на региональном
уровне 28
2.1. Характеристика государственных программ, реализуемых в субъекте Российской Федерации 28
2.2. Анализ программной структуры расходов регионального бюджета на примере Республики Татарстан 38
3. Перспективы программного бюджетирования на уровне субъектов Российской Федерации 45
3.1. Оценка эффективности реализации государственных программ в субъекте
Российской Федерации, возможности ее повышения 45
3.2. Актуальные задачи развития программного бюджетирования на региональном уровне 55
Заключение 62
Список использованных источников 68
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Необходимость повышения эффективности бюджетных расходов, важность формирования механизма устойчивого социально - экономического развития России определили потребность во внедрении концепции программно-целевого планирования бюджетов. Это связано прежде всего с тем, что реализация ранее использующейся затратной модели бюджетного планирования традиционно была сопряжена со значительными потерями бюджетных средств, возникающими в результате неудовлетворительной системы управления бюджетными ресурсами [50, с.3].
Внедрение программного формата бюджета, позволяющего связать расходы с конкретными результатами, диктуется необходимостью достижения приоритетных целей социально-экономического развития и повышения эффективности деятельности органов государственной власти, что особенно актуально для России [45, с. 173].
Использование бюджетных средств эффективно и по целевому назначению на основе программного бюджета приобретает все большую актуальность в современных рыночных условиях в РФ и за рубежом. В последние десятилетия ряд стран (Франция, Канада, Австралия, США) переходят на программный бюджет с разной степенью успеха. Поэтому вопросы, рассматриваемые в бакалаврской работе, актуальны не только для России, но и для большинства экономически развитых стран.
В бюджетах субъектов РФ аккумулированы огромные денежные средства и их распределение, рациональное и эффективное использование невозможно без повышенной ответственности главных распорядителей бюджетных средств, оценки результативности и эффективности реализации государственных программ, открытости бюджетного процесса и обеспечения прозрачности бюджетных расходов. Программный бюджет способен существенно повысить эффективность системы управления общественными финансами, что приобретает важное значение в условиях, когда общество начинает предъявлять гораздо более жесткие требования к государству в части выполнения им своих функций. Кроме того, программный бюджет может кардинальным образом повлиять на повышение прозрачности (открытости) бюджетного процесса, преобразуя его формат, более понятный населению. Это имеет решающее значение в контексте модернизации системы управления общественными финансами, поскольку оказывает прямое влияние на степень доверия граждан правительству [38, с. 256].
Цель бакалаврской работы - изучить теоретические основы и особенности организации программного бюджетирования на уровне субъектов Россий¬ской Федерации.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие за-дачи:
- рассмотреть сущность, цели и задачи программного бюджетирования;
- изучить порядок разработки программного бюджета на уровне субъектов Российской Федерации;
- проанализировать структуру программных расходов на примере Республики Татарстан;
- дать оценку эффективности реализации государственных программ на региональном уровне;
- изучить возможности и перспективы программного бюджетирования в субъектах Российской Федерации.
Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области общественных финансов и организации бюджетного процесса Г.В. Федотова, О.В. Богачева, А.М. Лавров, О.К. Ястребова, М.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, Д.И. Березкин, К. Е. Захаров, Н.Н. Шаш и других.
Информационную базу исследования составили Бюджетный кодекс Российской Федерации, нормативно-правовые акты, официальные данные Министерства финансов РФ и РТ, Министерства экономики РТ, Счетной палаты РТ, учебники и учебные пособия отечественных и зарубежных ученых по бюджетной системе Российской Федерации и организации исполнения программного бюджета, статьи периодических изданий, справочные материалы, а также ресурсы Интернета.
Структура и объем бакалаврской работы обусловлены поставленными целью и основными задачами выбранного исследования. Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе работы рассмотрены теоретические основы программного бюджетирования на региональном уровне. Приведены основные цели, задачи и принципы формирования. Также рассмотрен мировой опыт применения программного бюджета, где представлены модели программного бюджета, их функции и задачи.
Во второй главе работы проанализировано практическое применение программного бюджетирования на региональном уровне. Проанализированы утвержденные государственные программы социально-экономического развития. Кроме того, проведен анализ программной структуры расходов регионального бюджета на примере Республики Татарстан за 2013-2015 годы.
В третьей главе работы приведены перспективы программного бюджетирования на уровне субъектов Российской Федерации, в частности, оценка эффективности государственных программ, возможности и рекомендации.
В заключении подведены итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме, а также разрабатываются рекомендации по изменению программной структуры расходов регионального бюджета.
Для любого государства важен рост качества и уровень жизни населения, главным фактором которого является эффективное государственное финансовое управление и качественное бюджетное планирование. Во многих зарубежных странах под качественным бюджетным планированием понимается программное бюджетирование. Международный опыт показал насколько широко применяется программный бюджет в каких формах и на какой срок (краткосрочный или долгосрочный). Так, в Австралии программный бюджет применяется в виде «портфелей» и направляется на достижение конечных результатов на четырехлетнюю перспективу. В основе программного бюджета США лежат 13 актов об ассигнованиях, разрабатываемые на 10 лет. Такое масштабное применение способствует как повышению эффективности использования бюджетных средств, так и усилению ответственности при их расходовании, и минимизации затрат.
В Российской Федерации переход на программное бюджетирование осуществлен в рамках Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 1101-р. Программный бюджет - это бюджет, состоящий из государственных программ, направленных на решение конкретных целей, задач и функций, осуществляемых органами государственной (муниципальной) власти для эффективного управления бюджетными ресурсами и достижения определенных результатов. Ключевой целью программного бюджета является взаимосвязь расходов с результатами. Для осуществления данной цели необходимо решения ряда задач, а именно предоставление более полной и открытой бюджетной информации, обеспечение прозрачности в процессе использования государственных ресурсов, оптимизация структуры и повышение эффективности бюджетных расходов.
В основе программного бюджета лежат государственные программы, которые формируются, исходя их четко определенных долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации и её субъектов.
Они содержат подпрограммы в зависимости от уровня масштабности и сложности поставленных задач. Государственная программа разрабатывается и утверждается государственными органами на определённый срок, также по ней проводится оценка эффективности.
На федеральном уровне по состоянию на начало 2016 года утверждены 40 государственных программ. Реализуются 39 государственных программ, утвержденных Правительством РФ и 1 государственная программа - Президентом России. Распределение федерального бюджета в части «программных расходов» в 2016 году должно охватить: 12 государственных программ по направлению «Новое качество жизни» 39,5%; 17 государственных программ направления «Инновационное развитие и модернизация экономики» 24,6 %; 1 государственную программу направления «Обеспечение национальной безопасности» 0,02; 4 программы направления «Сбалансированное региональное развитие» - 8,2 %; 4 программы направления «Эффективное государство» - 16,2%.
Также был осуществлён переход к программному бюджету и на уровне субъектов РФ. Так, в Российской Федерации 85 регионов формируют бюджет на основе государственных программ. В Тюменской области государственные программы разрабатываются и утверждаются с 2008 года, в Астраханской и Свердловской областях с 2010 года, еще в 15 регионах с 2011 года, 19 регионов - с 2012 года и в 2013 году почти все субъекты РФ разрабатывали государственные программы, за исключением Республики Крым и Магаданской области, которые внедряли программное бюджетирование в 2014 году, в 2015 году - города Севастополя.
Республика Татарстан перешла на программный бюджет в 2012 году. В соответствии с Постановлением КМ РТ от 31 декабря 2012 г. N 1199 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан и перечня государственных программ Республики Татарстан» было утверждено 22 государственные программы. В 2013-2015 гг. перечень государственных программ РТ был дополнен и в настоящее время в Республике Татарстан реализуется 31 государственная программа. Последними были разработаны 2 государственные программы: «Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Республике Татарстан на 2016-2020 годы» и «Оказание содействия добровольному переселению в Республику Татарстан соотечественников, проживающих за рубежом на 2016 - 2018 годы», финансирование которых предусмотрено с 2016 года. Проведенный анализ показал, что наибольшая доля программ за 2013-2015гг. охватывает социальную сферу-37,18 % от общего числа государственных программ; государственное управление - 11,54%; правоохранительную деятельность 7,69% от общего числа государственных программ.
Государственные программы социальной сферы направлены на содействие реализации прав граждан на полную, продуктивную занятость; предоставление социальной поддержки населению; обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг; обеспечение высокого качества образования; развитие культуры, искусства и кинематографии; реализации государственной политики по развитию физической культуры и спорта, укрепление здоровья населения, продвижение спортивного имиджа Республики Татарстан.
Государственные программы в сфере экономического развития направлены на создание благоприятных условий для гармоничного развития экономики; обеспечения роста уровня жизни населения; достижение наибольшей экономической эффективности перевозок автотранспортными средствами; обеспечение дальнейшего развития транспортного комплекса; создание современной инфо- коммуникационной транспортной; повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития агропромышленного комплекса.
В структуре расходов бюджета РТ в течение 2013-2015 гг. лидирующее место занимают программные расходы, в 2013 году их доля составила 67,93%. В 2014 году наблюдалось незначительное уменьшение данного показателя по сравнению с 2013 годом на 8,15 п. п., и доля программной части составила 59,78%. Однако, в 2015 году данный показатель увеличился и достиг 65,35%.
Финансирование программных расходов направлено, в первую очередь, на социальные (35% от общей суммы расходов бюджета РТ) и экономические сферы (17% от общей суммы расходов бюджета РТ), а также государственное управление, жилищно-коммунальное хозяйство, развитие информационных технологий, безопасности населения и т.д. Их финансирование составляет 59% от общей суммы расходов бюджета РТ.
За 2013-2015 годы в программной части бюджета существенно преобладали расходы на следующие государственные программы:
а) «Развитие социальной поддержки граждан»;
б) «Развитие здравоохранения»;
в) «Развитие образования и науки»;
г) «Развитие транспортной системы Республики Татарстан»;
д) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
е) «Экономическое развитие и инновационная экономика».
На плановый период (2016-2017 гг.) бюджет Республики Татарстан предусматривает на реализацию государственных программ в объеме 106 354 340,7 тыс. рублей или 65,4% от общего объема расходов бюджета Республики Татарстан на 2016 год, в 2017 году - 108 373 997,3 тыс. рублей или 62,2%.
Осуществление качественного бюджетного планирования во многом определяет эффективность государственного управления и бюджетных расходов. Поскольку доля программных расходов в общей структуре расходов бюджета РТ превышает 65 %, возникает вопрос об оценке эффективности реализации государственных программ. По результатам проведенной оценки определяются приоритетные направления расходования средств, перечень мероприятий по повышению результативности от внедрения государственных программ, в том числе внутренние ресурсы для повышения эффективности проводимых мероприятий.
Оценку эффективности проводят на основе различных методов. Так, мы оценили государственную программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013 - 2020 годы». Оценка эффективности в 2013 и 2015 годах составила 79,7% и 71,9%, что показала средний уровень эффективности. Основным фактором данного показателя послужило недоосвоение бюджетных ассигнований (в 2013 г. 62,9%, в 2015 г. 41,9%). В 2014 году оценка эффективности реализации вышеуказанной государственной программы составила высокий уровень эффективности (103,3%). На данное значение в большей степени повлияло то, что бюджетные расходы были исполнены на 102,21%. Таким образом, по нашему мнению, данная программа является эффективной.
Как показал проведенный анализ, во многих субъектах РФ в настоящее время нет единой методики оценки эффективности реализуемых программ, что приводит к снижению эффективности государственных программ, как целостного механизма управления и развития социально-экономической сферой регионов, затрудняет их предметный и всесторонний анализ, а также оценку и последующий контроль за реализацией программ. В этой связи, на наш взгляд, необходимо:
а) обеспечивать постоянную оценку эффективности реализации государственных программ и использования бюджетных средств;
б) перераспределять 5% государственных расходов наименее результативных и приоритетных программ в пользу более приоритетных и результативных программы;
в) оценивать эффективность государственной программы на этапе завершения. Это потребует внесения изменений в документы, регулирующие порядок разработки, реализации и оценки эффективности госпрограмм РФ.
Во-первых, отсутствует полноценная система стратегических документов, в соответствии с которыми были бы установлены приоритеты социально - экономического развития в соответствующих сферах государственных программ. Также отсутствует нормативно-правовая база, где должны быть сформированы полноценные методики проектирования целей, результатов, индикаторов программ. Во-вторых, индикаторы государственных программ не позволяют реально оценить достижение запланированных результатов государственной политики в соответствующих сферах. В результате чего невозможна или существенно затруднена внешняя оценка достоверности фактических значений показателей. В-третьих, многие государственные программы не соответствуют общим требованиям к формированию структуры расходов бюджета.
Несмотря на положительные итоги внедрения программного бюджетирования субъектами РФ за 11 лет, необходимо обратить внимание на то, что регионам свойственны практически одни и те же проблемы.
На пути решения данных проблем стоит обратить внимание на повышение требований к качеству государственных программ, а именно:
а) разработать методические рекомендации по оценке эффективности реализации государственных программ;
б) обеспечить формирование рейтинга государственных программ по качеству их формирования и эффективности реализации;
в) разработать единые методики по определению значений индикаторов и показателей государственных программ.
Внедрение программного бюджетирования на региональном уровне дает обширный материал для анализа и формулировки новых задач бюджетной политики, направленной на повышение качества государственных услуг и эффективности общественного сектора.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: офиц. текст - М.: Проспект- Издат, 2015. - 320с.
2. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный
ресурс]: Федеральный закон от 28.06.2014 г., № 172-ФЗ (ред. от
11.07.2014г.). // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
3. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года [Электронный ресурс]: закон РТ от 17.06.2015 г., № 40-ЗРТ (ред. от 27.06.2015 г.). // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
4. О мерах по повышению результативности бюджетных расходов [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 22.05.2004 г. №249 (ред. от 03.04.2015 г.). // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
5. Об утверждении положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ [Электронный ресурс]: постановление Кабинета Министров РТ от 17.04.2006 №174 (ред. от 15.03.2014 г.). // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
6. Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективно¬сти государственных программ Республики Татарстан и перечня государственных программ Республики Татарстан [Электронный ресурс]: постановление Кабинета Министров от 31.12.2012 г., № 1199 (ред. от
17.02.2016 г.). // Справочно- правовая система «Гарант». - Последнее обновление 06.06.2016.
7. Об утверждении государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013 - 2020 годы»: постановление Кабинета Министров РТ от 08.04.2013 г., № 235 (ред. от 29.06.2015 г.). // Справочно- правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
8. Об утверждении государственной программы Республики Татарстан «Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Татарстан на 2013 — 2023 годы»: постановление Кабинета Министров РТ от 26.04.2013 г., № 283 (ред. от 25.12.2014 г.). // Справочно- правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
9. Об утверждении государственной программы «Развитие здравоохранения Республики Татарстан до 2020 года»: постановление Кабинета Министров РТ от 01.07.2013 г., № 461 (ред. от 30.10.2015 г.). // Справочно- правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
10. Об утверждении государственной программы «Развитие лесного хозяйства Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы»: постановление Кабинета Министров РТ от 30.07.2013 г., № 531 (ред. от 26.09.2015 г.). // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
11. Об утверждении государственной программы «Управление государственными финансами Республики Татарстан на 2014-2016 годы»: постановление Кабинета Министров РТ от 01.08.2013 г., № 545 (ред. от 30.04.2014 г.).
12. Об утверждении государственной программы «Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы»: постановление Кабинета Министров РТ от 9.08.2013г., № 553 (ред. от 29.12.2015 г.). // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
13. Об утверждении порядка разработки и реализации долгосрочных целевых программ: постановление Кабинета Министров РТ от 20.06.2008 г., № 412 (ред. от 17.02.2016 г.). // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
14. Об утверждении государственной программы «Развитие юстиции в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы»: постановление Кабинета Министров РТ от 13.09.2013 г., № 656 (ред. от 11.11.2015 г.). // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
15. Об утверждении государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы»: постановление Кабинета Министров РТ от 16.10.2013 г., № 764 (ред. от 11.11.2015 г.). // Справочно-правовая система «Гарант».
- Последнее обновление 02.06.2016.
16.Об утверждении государственной программы Республики Татарстан «Сохранение национальной идентичности татарского народа на 2014 - 2016 годы»: постановление Кабинета Министров РТ от 21.10.2013 г., № 785 (ред. от 22.08.2015 г.). // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
17. Об утверждении государственной программы «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы»: постановление Кабинета Министров РТ от 25.10.2013 г., № 794 (ред. от 07.12.2015 г.). // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
18. Об утверждении государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы»: постановление Кабинета Министров РТ от 31.10.2013 г., № 823 (ред. от 30.11.2015 г.). // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
19. Об утверждении государственной программы «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы»: постановление Кабинета Министров РТ от 02.11.2013 г., № 837 (ред. от 12.11.2015 г.) // Справочно-правовая система «Гарант».
- Последнее обновление 02.06.2016.
20. Об утверждении государственной программы «Развитие государственной гражданской службы Республики Татарстан и муниципальной службы в Республике Татарстан на 2014 - 2016 годы»: постановление Кабинета Министров РТ от 22.11.2013 г., № 910 (ред. от 14.03.2016 г.). // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
21. Об утверждении государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы»: постановление Кабинета Министров РТ от 04.12.2013 г., № 954 (ред. от 26.03.2015 г.). // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
22. Об утверждении государственной программы «Развитие культуры Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы»: постановление Кабинета Министров РТ от 16.12.2013 г., № 997 (ред. от 05.11.2015 г.). // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
23. Об утверждении государственной программы «Развитие информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан «Открытый Татарстан» на 2014 - 2020 годы»: постановление Кабинета Министров РТ от 17.12.2013 г., № 1000 (ред. от 17.08.2015 г.). // Справочно - правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
24. Об утверждении государственной программы «Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы»: постановление Кабинета Министров РТ от 18.12.2013 г., № 1006 (ред. от 04.08.2015 г.). // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
25.Об утверждении государственной программы «Развитие транспортной системы Республики Татарстан на 2014 - 2022 годы»: постановление Кабинета Министров РТ от 20.12.2013 г., № 1012 (ред. от 12.09.2015 г.). // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
26.Об утверждении государственной программы «Социальная поддержка граждан Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы»: постановление Кабинета Министров РТ от 23.12.2013 г., № 1023 (ред. от 02.11.2015 г.). // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
27. Об утверждении государственной программы «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы»: постановление Кабинета Министров РТ от 28.12.2013г., № 1083 (ред. от 30.11.2015 г.). // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
28.Об утверждении государственной программы «Управление государственным имуществом Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы»: постановление Кабинета Министров РТ от 31.12.2013 г., № 1140 (ред. от 30.03.2015 г.). // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
29. Об утверждении государственной программы «Развитие молодежной политики, физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы»: постановление Кабинета Министров РТ от 07.02.2014 г., № 73 (ред. от 30.10.2015 г.). // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
30. Об утверждении государственной программы «Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы»: постановление Кабинета Министров РТ от 22.02.2014 г., № 110 (ред. от 30.11.2015 г.). // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
31. Об утверждении государственной программы «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы»: постановление Кабинета Министров РТ от 30.04.2014 г., № 289 (ред. от 09.12.2015 г.). // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
32. Об утверждении государственной программы «Реализация антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2015 - 2020 годы»: постановление Кабинета Министров РТ от 19.07.2014 г., № 512 (ред. от 20.02.2016 г.). // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
33. Об утверждении государственной программы «Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы»: постановление Кабинета Министров РТ от 21.07.2014 г., № 522 (ред. от 11.06.2015 г.). // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
34.Об утверждении государственной программы «Система химической и биологической безопасности Республики Татарстан на 2015 - 2020 годы»: постановление Кабинета Министров РТ от 24.09.2014 г., № 672. // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
35. Об утверждении государственной программы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015 - 2020 годы» постановление Кабинета Министров РТ от 03.12.2014 г., № 943. // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
36. Об утверждении государственной программы «Реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Татарстан, на 2015 год»: постановление Кабинета Министров РТ от 18.03.2015 г., № 162 (ред. от 05.09.2015 г.). // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
37. Об утверждении программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и плана мероприятий по её реализации в 2010 году Федерации [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 30.06.2010 г., N 1101-р (ред. от 16.07.2010 г.). // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 02.06.2016.
38. Афанасьев М.П. Программный бюджет: Учебное пособие. - Москва,2012. - 384 с.
39. Применение международного опыта бюджетирования, ориентированного на результат, в бюджетном процессе Российской Федерации / Под. ред. Г.С. Закревской, С.В. Мишиной. - Калининград: Изд-во Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России, 2013. - 118-122 с.
40. Афанасьев М.П., Алехин Б.И., Кравченко А.И., Крадинов П.Г. Технология подготовки программного бюджета // Финансовый журнал - 2010. - №3 - С.8.
41. Богатырев В.В. Программный бюджет - это работа на конкретный результат. // Деловой квадрат. - 2013. - №9 - С.96
42. Богачева О.В., Лавров А.М., Ястребова О.К. Международный опыт бюджетирования. // Финансы. - 2010. - №12. - с.14
43. Бокова Т.А., Кадникова Т.Г. Учетные записки Петрозаводского государственного университета // Экономические науки. - 2015. - №3. - С.148
44. Бородайкина Е.В., Малий Н.А. Совершенствование оценки эффективности государственной поддержки сельскохозяйственного производства на региональном уровне // Управление экономическими системами - 2013. - №12 - С.60
45. Бушмин Е.В. Актуально учебное пособие по программному бюджету. // Финансовый журнал. - 2012. - №3. - с. 173-175
46. Громова Н.Н. Анализ методик оценки эффективности целевых программ субъектов Российской Федерации // Экономика и экономические науки. - 2012. - №6 - С. 145-154
47. Губанова Е.Е. О переходе на «программный» бюджет // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 300-302
48. Истомина Н.А., Типичные проблемы бюджетного планирования в субъекте федерации: характеристика и последствия // Вестник Южно- Уральского государственного университета - 2015. - №2 - С. 57
49. Миленький А.В., Демидов П.С. Программное бюджетирование: преимущества и проблемы // Фундаментальные исследования. - 2015. - №2. - С. 558-562
50. Савельева М.Ю., Савельева Ю.В. Концепция программного бюджетирования: проблемы и перспективы внедрения // Управление экономическими системами. - 2014. - №11. - С.1-33
51. Федотова Г.В. Программный бюджет как инструмент регионального управления. - Волгоград: Издательство Волгоградского государственного технического университета, 2015. - 166 с.
52. Единый портал бюджетной системы РФ «Электронный бюджет» [Электронный ресурс]: Государственные программы за 2016 г. - Официальный сайт бюджетной системы РФ, 2016.- Режим доступа:
http: //www. budget. gov.ru
53. Информационно-аналитический портал Вестник 83-ФЗ [Электронный ресурс]: Программно-целевой бюджет за 2011 г. - Официальный сайт, 2016. - Режим доступа: http:// http://fz-83.ru
54. Информационно-аналитический раздел Министерства финансов РФ
[Электронный ресурс]: Программный бюджет США за 2014 г. - Официальный сайт Министерства финансов РФ, 2016. - Режим доступа:
http: //info. minfin.ru
55. Министерство образования РТ [Электронный ресурс]: Итоги реализации государственной программы «Развитие образования и науки в Республике Татарстан на 2014-2015 годы» за 2015 г. - Официальный сайт Мини-стерства образования РТ, 2016. - Режим доступа:http://mon.tatarstan.ru/
56. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]: Мониторинг финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований за 2015 г. - Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации, 2016. - Режим доступа: http://minfin.ru/ru/
57. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]: Доклад об основных
направлениях повышения эффективности бюджетных расходов в субъектах Российской Федерации за 2016г. - Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации, 2016.- Режим доступа:
http: //minfin.ru/ru/
58. Министерство финансов США [Электронный ресурс]: Распределение государственных программ в США по министерствам за 2016 г. - Официальный сайт Министерства финансов США, 2016. - Режим доступа: http: //www. govexec. com
59. Министерство экономики РТ [Электронный ресурс]: Отчеты о финансировании государственных программ за 2013 г. - Официальный сайт Министерства экономики РТ, 2016. - Режим доступа: http:// mert.tatarstan.ru
60. Министерство экономики Франции [Электронный ресурс]: Перечень про-грамм в рамках отдельных миссий бюджета Франции за 2016 г. - Официальный сайт Министерства экономики Франции, 2016. - Режим доступа: http: //www. economie. gouv.fr.
61. Официальные сетевые ресурсы Президента России [Электронный ресурс]: Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ за 2015 г. - Официальный сайт Президента России, 2016. - Режим доступа: http://kremlin.ru
62. Портал госпрограмм РФ [Электронный ресурс]: Направления государственные программы за 2016 г. - Официальный сайт бюджетной системы РФ, 2016. - Режим доступа: http://www.programs.gov.ru
63. Правительство России [Электронный ресурс]: Государственные про-граммы за 2016 г. - Официальный сайт Правительства России, 2016. - Режим доступа:http: //government.ru
64. Счетная Палата Республики Татарстан [Электронный ресурс]: Заключение на проект закона Республики Татарстан «О бюджете Республики Татарстан на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» - Официальный сайт Счетной Палата Республики Татарстан, 2016. - Режим доступа: http://www.sprt.ru/
65. Управление записи актов гражданского состояния
Кабинета Министров Республики Татарстан[Электронный ресурс]: Статистические данные за 2016 г. - Официальный сайт Управления записей актов гражданского состояния Кабинета Министров Республики Татарстан, 2016. — Режим доступа: http://zags.tatarstan.ru
66. Федеральная государственная служба статистики [Электронный ресурс]: Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий за 2014-2016 гг. - Режим доступа: http://http://www.gks.ru