ПРОГРАММНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
|
Введение 3
1. Теоретические основы программного бюджетирования 6
1.1. Программный бюджет: содержание, цели, задачи и принципы формирования 6
1.2. Международный опыт программного бюджетирования 17
2. Анализ практики программного бюджетирования на региональном
уровне 28
2.1. Характеристика государственных программ, реализуемых в субъекте Российской Федерации 28
2.2. Анализ программной структуры расходов регионального бюджета на примере Республики Татарстан 38
3. Перспективы программного бюджетирования на уровне субъектов Российской Федерации 45
3.1. Оценка эффективности реализации государственных программ в субъекте
Российской Федерации, возможности ее повышения 45
3.2. Актуальные задачи развития программного бюджетирования на региональном уровне 55
Заключение 62
Список использованных источников 68
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
1. Теоретические основы программного бюджетирования 6
1.1. Программный бюджет: содержание, цели, задачи и принципы формирования 6
1.2. Международный опыт программного бюджетирования 17
2. Анализ практики программного бюджетирования на региональном
уровне 28
2.1. Характеристика государственных программ, реализуемых в субъекте Российской Федерации 28
2.2. Анализ программной структуры расходов регионального бюджета на примере Республики Татарстан 38
3. Перспективы программного бюджетирования на уровне субъектов Российской Федерации 45
3.1. Оценка эффективности реализации государственных программ в субъекте
Российской Федерации, возможности ее повышения 45
3.2. Актуальные задачи развития программного бюджетирования на региональном уровне 55
Заключение 62
Список использованных источников 68
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Необходимость повышения эффективности бюджетных расходов, важность формирования механизма устойчивого социально - экономического развития России определили потребность во внедрении концепции программно-целевого планирования бюджетов. Это связано прежде всего с тем, что реализация ранее использующейся затратной модели бюджетного планирования традиционно была сопряжена со значительными потерями бюджетных средств, возникающими в результате неудовлетворительной системы управления бюджетными ресурсами [50, с.3].
Внедрение программного формата бюджета, позволяющего связать расходы с конкретными результатами, диктуется необходимостью достижения приоритетных целей социально-экономического развития и повышения эффективности деятельности органов государственной власти, что особенно актуально для России [45, с. 173].
Использование бюджетных средств эффективно и по целевому назначению на основе программного бюджета приобретает все большую актуальность в современных рыночных условиях в РФ и за рубежом. В последние десятилетия ряд стран (Франция, Канада, Австралия, США) переходят на программный бюджет с разной степенью успеха. Поэтому вопросы, рассматриваемые в бакалаврской работе, актуальны не только для России, но и для большинства экономически развитых стран.
В бюджетах субъектов РФ аккумулированы огромные денежные средства и их распределение, рациональное и эффективное использование невозможно без повышенной ответственности главных распорядителей бюджетных средств, оценки результативности и эффективности реализации государственных программ, открытости бюджетного процесса и обеспечения прозрачности бюджетных расходов. Программный бюджет способен существенно повысить эффективность системы управления общественными финансами, что приобретает важное значение в условиях, когда общество начинает предъявлять гораздо более жесткие требования к государству в части выполнения им своих функций. Кроме того, программный бюджет может кардинальным образом повлиять на повышение прозрачности (открытости) бюджетного процесса, преобразуя его формат, более понятный населению. Это имеет решающее значение в контексте модернизации системы управления общественными финансами, поскольку оказывает прямое влияние на степень доверия граждан правительству [38, с. 256].
Цель бакалаврской работы - изучить теоретические основы и особенности организации программного бюджетирования на уровне субъектов Россий¬ской Федерации.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие за-дачи:
- рассмотреть сущность, цели и задачи программного бюджетирования;
- изучить порядок разработки программного бюджета на уровне субъектов Российской Федерации;
- проанализировать структуру программных расходов на примере Республики Татарстан;
- дать оценку эффективности реализации государственных программ на региональном уровне;
- изучить возможности и перспективы программного бюджетирования в субъектах Российской Федерации.
Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области общественных финансов и организации бюджетного процесса Г.В. Федотова, О.В. Богачева, А.М. Лавров, О.К. Ястребова, М.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, Д.И. Березкин, К. Е. Захаров, Н.Н. Шаш и других.
Информационную базу исследования составили Бюджетный кодекс Российской Федерации, нормативно-правовые акты, официальные данные Министерства финансов РФ и РТ, Министерства экономики РТ, Счетной палаты РТ, учебники и учебные пособия отечественных и зарубежных ученых по бюджетной системе Российской Федерации и организации исполнения программного бюджета, статьи периодических изданий, справочные материалы, а также ресурсы Интернета.
Структура и объем бакалаврской работы обусловлены поставленными целью и основными задачами выбранного исследования. Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе работы рассмотрены теоретические основы программного бюджетирования на региональном уровне. Приведены основные цели, задачи и принципы формирования. Также рассмотрен мировой опыт применения программного бюджета, где представлены модели программного бюджета, их функции и задачи.
Во второй главе работы проанализировано практическое применение программного бюджетирования на региональном уровне. Проанализированы утвержденные государственные программы социально-экономического развития. Кроме того, проведен анализ программной структуры расходов регионального бюджета на примере Республики Татарстан за 2013-2015 годы.
В третьей главе работы приведены перспективы программного бюджетирования на уровне субъектов Российской Федерации, в частности, оценка эффективности государственных программ, возможности и рекомендации.
В заключении подведены итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме, а также разрабатываются рекомендации по изменению программной структуры расходов регионального бюджета.
Внедрение программного формата бюджета, позволяющего связать расходы с конкретными результатами, диктуется необходимостью достижения приоритетных целей социально-экономического развития и повышения эффективности деятельности органов государственной власти, что особенно актуально для России [45, с. 173].
Использование бюджетных средств эффективно и по целевому назначению на основе программного бюджета приобретает все большую актуальность в современных рыночных условиях в РФ и за рубежом. В последние десятилетия ряд стран (Франция, Канада, Австралия, США) переходят на программный бюджет с разной степенью успеха. Поэтому вопросы, рассматриваемые в бакалаврской работе, актуальны не только для России, но и для большинства экономически развитых стран.
В бюджетах субъектов РФ аккумулированы огромные денежные средства и их распределение, рациональное и эффективное использование невозможно без повышенной ответственности главных распорядителей бюджетных средств, оценки результативности и эффективности реализации государственных программ, открытости бюджетного процесса и обеспечения прозрачности бюджетных расходов. Программный бюджет способен существенно повысить эффективность системы управления общественными финансами, что приобретает важное значение в условиях, когда общество начинает предъявлять гораздо более жесткие требования к государству в части выполнения им своих функций. Кроме того, программный бюджет может кардинальным образом повлиять на повышение прозрачности (открытости) бюджетного процесса, преобразуя его формат, более понятный населению. Это имеет решающее значение в контексте модернизации системы управления общественными финансами, поскольку оказывает прямое влияние на степень доверия граждан правительству [38, с. 256].
Цель бакалаврской работы - изучить теоретические основы и особенности организации программного бюджетирования на уровне субъектов Россий¬ской Федерации.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие за-дачи:
- рассмотреть сущность, цели и задачи программного бюджетирования;
- изучить порядок разработки программного бюджета на уровне субъектов Российской Федерации;
- проанализировать структуру программных расходов на примере Республики Татарстан;
- дать оценку эффективности реализации государственных программ на региональном уровне;
- изучить возможности и перспективы программного бюджетирования в субъектах Российской Федерации.
Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области общественных финансов и организации бюджетного процесса Г.В. Федотова, О.В. Богачева, А.М. Лавров, О.К. Ястребова, М.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, Д.И. Березкин, К. Е. Захаров, Н.Н. Шаш и других.
Информационную базу исследования составили Бюджетный кодекс Российской Федерации, нормативно-правовые акты, официальные данные Министерства финансов РФ и РТ, Министерства экономики РТ, Счетной палаты РТ, учебники и учебные пособия отечественных и зарубежных ученых по бюджетной системе Российской Федерации и организации исполнения программного бюджета, статьи периодических изданий, справочные материалы, а также ресурсы Интернета.
Структура и объем бакалаврской работы обусловлены поставленными целью и основными задачами выбранного исследования. Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе работы рассмотрены теоретические основы программного бюджетирования на региональном уровне. Приведены основные цели, задачи и принципы формирования. Также рассмотрен мировой опыт применения программного бюджета, где представлены модели программного бюджета, их функции и задачи.
Во второй главе работы проанализировано практическое применение программного бюджетирования на региональном уровне. Проанализированы утвержденные государственные программы социально-экономического развития. Кроме того, проведен анализ программной структуры расходов регионального бюджета на примере Республики Татарстан за 2013-2015 годы.
В третьей главе работы приведены перспективы программного бюджетирования на уровне субъектов Российской Федерации, в частности, оценка эффективности государственных программ, возможности и рекомендации.
В заключении подведены итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме, а также разрабатываются рекомендации по изменению программной структуры расходов регионального бюджета.
Для любого государства важен рост качества и уровень жизни населения, главным фактором которого является эффективное государственное финансовое управление и качественное бюджетное планирование. Во многих зарубежных странах под качественным бюджетным планированием понимается программное бюджетирование. Международный опыт показал насколько широко применяется программный бюджет в каких формах и на какой срок (краткосрочный или долгосрочный). Так, в Австралии программный бюджет применяется в виде «портфелей» и направляется на достижение конечных результатов на четырехлетнюю перспективу. В основе программного бюджета США лежат 13 актов об ассигнованиях, разрабатываемые на 10 лет. Такое масштабное применение способствует как повышению эффективности использования бюджетных средств, так и усилению ответственности при их расходовании, и минимизации затрат.
В Российской Федерации переход на программное бюджетирование осуществлен в рамках Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 1101-р. Программный бюджет - это бюджет, состоящий из государственных программ, направленных на решение конкретных целей, задач и функций, осуществляемых органами государственной (муниципальной) власти для эффективного управления бюджетными ресурсами и достижения определенных результатов. Ключевой целью программного бюджета является взаимосвязь расходов с результатами. Для осуществления данной цели необходимо решения ряда задач, а именно предоставление более полной и открытой бюджетной информации, обеспечение прозрачности в процессе использования государственных ресурсов, оптимизация структуры и повышение эффективности бюджетных расходов.
В основе программного бюджета лежат государственные программы, которые формируются, исходя их четко определенных долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации и её субъектов.
Они содержат подпрограммы в зависимости от уровня масштабности и сложности поставленных задач. Государственная программа разрабатывается и утверждается государственными органами на определённый срок, также по ней проводится оценка эффективности.
На федеральном уровне по состоянию на начало 2016 года утверждены 40 государственных программ. Реализуются 39 государственных программ, утвержденных Правительством РФ и 1 государственная программа - Президентом России. Распределение федерального бюджета в части «программных расходов» в 2016 году должно охватить: 12 государственных программ по направлению «Новое качество жизни» 39,5%; 17 государственных программ направления «Инновационное развитие и модернизация экономики» 24,6 %; 1 государственную программу направления «Обеспечение национальной безопасности» 0,02; 4 программы направления «Сбалансированное региональное развитие» - 8,2 %; 4 программы направления «Эффективное государство» - 16,2%.
Также был осуществлён переход к программному бюджету и на уровне субъектов РФ. Так, в Российской Федерации 85 регионов формируют бюджет на основе государственных программ. В Тюменской области государственные программы разрабатываются и утверждаются с 2008 года, в Астраханской и Свердловской областях с 2010 года, еще в 15 регионах с 2011 года, 19 регионов - с 2012 года и в 2013 году почти все субъекты РФ разрабатывали государственные программы, за исключением Республики Крым и Магаданской области, которые внедряли программное бюджетирование в 2014 году, в 2015 году - города Севастополя.
Республика Татарстан перешла на программный бюджет в 2012 году. В соответствии с Постановлением КМ РТ от 31 декабря 2012 г. N 1199 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан и перечня государственных программ Республики Татарстан» было утверждено 22 государственные программы. В 2013-2015 гг. перечень государственных программ РТ был дополнен и в настоящее время в Республике Татарстан реализуется 31 государственная программа. Последними были разработаны 2 государственные программы: «Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Республике Татарстан на 2016-2020 годы» и «Оказание содействия добровольному переселению в Республику Татарстан соотечественников, проживающих за рубежом на 2016 - 2018 годы», финансирование которых предусмотрено с 2016 года. Проведенный анализ показал, что наибольшая доля программ за 2013-2015гг. охватывает социальную сферу-37,18 % от общего числа государственных программ; государственное управление - 11,54%; правоохранительную деятельность 7,69% от общего числа государственных программ.
Государственные программы социальной сферы направлены на содействие реализации прав граждан на полную, продуктивную занятость; предоставление социальной поддержки населению; обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг; обеспечение высокого качества образования; развитие культуры, искусства и кинематографии; реализации государственной политики по развитию физической культуры и спорта, укрепление здоровья населения, продвижение спортивного имиджа Республики Татарстан.
Государственные программы в сфере экономического развития направлены на создание благоприятных условий для гармоничного развития экономики; обеспечения роста уровня жизни населения; достижение наибольшей экономической эффективности перевозок автотранспортными средствами; обеспечение дальнейшего развития транспортного комплекса; создание современной инфо- коммуникационной транспортной; повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития агропромышленного комплекса.
В структуре расходов бюджета РТ в течение 2013-2015 гг. лидирующее место занимают программные расходы, в 2013 году их доля составила 67,93%. В 2014 году наблюдалось незначительное уменьшение данного показателя по сравнению с 2013 годом на 8,15 п. п., и доля программной части составила 59,78%. Однако, в 2015 году данный показатель увеличился и достиг 65,35%.
Финансирование программных расходов направлено, в первую очередь, на социальные (35% от общей суммы расходов бюджета РТ) и экономические сферы (17% от общей суммы расходов бюджета РТ), а также государственное управление, жилищно-коммунальное хозяйство, развитие информационных технологий, безопасности населения и т.д. Их финансирование составляет 59% от общей суммы расходов бюджета РТ.
За 2013-2015 годы в программной части бюджета существенно преобладали расходы на следующие государственные программы:
а) «Развитие социальной поддержки граждан»;
б) «Развитие здравоохранения»;
в) «Развитие образования и науки»;
г) «Развитие транспортной системы Республики Татарстан»;
д) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
е) «Экономическое развитие и инновационная экономика».
На плановый период (2016-2017 гг.) бюджет Республики Татарстан предусматривает на реализацию государственных программ в объеме 106 354 340,7 тыс. рублей или 65,4% от общего объема расходов бюджета Республики Татарстан на 2016 год, в 2017 году - 108 373 997,3 тыс. рублей или 62,2%.
Осуществление качественного бюджетного планирования во многом определяет эффективность государственного управления и бюджетных расходов. Поскольку доля программных расходов в общей структуре расходов бюджета РТ превышает 65 %, возникает вопрос об оценке эффективности реализации государственных программ. По результатам проведенной оценки определяются приоритетные направления расходования средств, перечень мероприятий по повышению результативности от внедрения государственных программ, в том числе внутренние ресурсы для повышения эффективности проводимых мероприятий.
Оценку эффективности проводят на основе различных методов. Так, мы оценили государственную программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013 - 2020 годы». Оценка эффективности в 2013 и 2015 годах составила 79,7% и 71,9%, что показала средний уровень эффективности. Основным фактором данного показателя послужило недоосвоение бюджетных ассигнований (в 2013 г. 62,9%, в 2015 г. 41,9%). В 2014 году оценка эффективности реализации вышеуказанной государственной программы составила высокий уровень эффективности (103,3%). На данное значение в большей степени повлияло то, что бюджетные расходы были исполнены на 102,21%. Таким образом, по нашему мнению, данная программа является эффективной.
Как показал проведенный анализ, во многих субъектах РФ в настоящее время нет единой методики оценки эффективности реализуемых программ, что приводит к снижению эффективности государственных программ, как целостного механизма управления и развития социально-экономической сферой регионов, затрудняет их предметный и всесторонний анализ, а также оценку и последующий контроль за реализацией программ. В этой связи, на наш взгляд, необходимо:
а) обеспечивать постоянную оценку эффективности реализации государственных программ и использования бюджетных средств;
б) перераспределять 5% государственных расходов наименее результативных и приоритетных программ в пользу более приоритетных и результативных программы;
в) оценивать эффективность государственной программы на этапе завершения. Это потребует внесения изменений в документы, регулирующие порядок разработки, реализации и оценки эффективности госпрограмм РФ.
Во-первых, отсутствует полноценная система стратегических документов, в соответствии с которыми были бы установлены приоритеты социально - экономического развития в соответствующих сферах государственных программ. Также отсутствует нормативно-правовая база, где должны быть сформированы полноценные методики проектирования целей, результатов, индикаторов программ. Во-вторых, индикаторы государственных программ не позволяют реально оценить достижение запланированных результатов государственной политики в соответствующих сферах. В результате чего невозможна или существенно затруднена внешняя оценка достоверности фактических значений показателей. В-третьих, многие государственные программы не соответствуют общим требованиям к формированию структуры расходов бюджета.
Несмотря на положительные итоги внедрения программного бюджетирования субъектами РФ за 11 лет, необходимо обратить внимание на то, что регионам свойственны практически одни и те же проблемы.
На пути решения данных проблем стоит обратить внимание на повышение требований к качеству государственных программ, а именно:
а) разработать методические рекомендации по оценке эффективности реализации государственных программ;
б) обеспечить формирование рейтинга государственных программ по качеству их формирования и эффективности реализации;
в) разработать единые методики по определению значений индикаторов и показателей государственных программ.
Внедрение программного бюджетирования на региональном уровне дает обширный материал для анализа и формулировки новых задач бюджетной политики, направленной на повышение качества государственных услуг и эффективности общественного сектора.
В Российской Федерации переход на программное бюджетирование осуществлен в рамках Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 1101-р. Программный бюджет - это бюджет, состоящий из государственных программ, направленных на решение конкретных целей, задач и функций, осуществляемых органами государственной (муниципальной) власти для эффективного управления бюджетными ресурсами и достижения определенных результатов. Ключевой целью программного бюджета является взаимосвязь расходов с результатами. Для осуществления данной цели необходимо решения ряда задач, а именно предоставление более полной и открытой бюджетной информации, обеспечение прозрачности в процессе использования государственных ресурсов, оптимизация структуры и повышение эффективности бюджетных расходов.
В основе программного бюджета лежат государственные программы, которые формируются, исходя их четко определенных долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации и её субъектов.
Они содержат подпрограммы в зависимости от уровня масштабности и сложности поставленных задач. Государственная программа разрабатывается и утверждается государственными органами на определённый срок, также по ней проводится оценка эффективности.
На федеральном уровне по состоянию на начало 2016 года утверждены 40 государственных программ. Реализуются 39 государственных программ, утвержденных Правительством РФ и 1 государственная программа - Президентом России. Распределение федерального бюджета в части «программных расходов» в 2016 году должно охватить: 12 государственных программ по направлению «Новое качество жизни» 39,5%; 17 государственных программ направления «Инновационное развитие и модернизация экономики» 24,6 %; 1 государственную программу направления «Обеспечение национальной безопасности» 0,02; 4 программы направления «Сбалансированное региональное развитие» - 8,2 %; 4 программы направления «Эффективное государство» - 16,2%.
Также был осуществлён переход к программному бюджету и на уровне субъектов РФ. Так, в Российской Федерации 85 регионов формируют бюджет на основе государственных программ. В Тюменской области государственные программы разрабатываются и утверждаются с 2008 года, в Астраханской и Свердловской областях с 2010 года, еще в 15 регионах с 2011 года, 19 регионов - с 2012 года и в 2013 году почти все субъекты РФ разрабатывали государственные программы, за исключением Республики Крым и Магаданской области, которые внедряли программное бюджетирование в 2014 году, в 2015 году - города Севастополя.
Республика Татарстан перешла на программный бюджет в 2012 году. В соответствии с Постановлением КМ РТ от 31 декабря 2012 г. N 1199 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан и перечня государственных программ Республики Татарстан» было утверждено 22 государственные программы. В 2013-2015 гг. перечень государственных программ РТ был дополнен и в настоящее время в Республике Татарстан реализуется 31 государственная программа. Последними были разработаны 2 государственные программы: «Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Республике Татарстан на 2016-2020 годы» и «Оказание содействия добровольному переселению в Республику Татарстан соотечественников, проживающих за рубежом на 2016 - 2018 годы», финансирование которых предусмотрено с 2016 года. Проведенный анализ показал, что наибольшая доля программ за 2013-2015гг. охватывает социальную сферу-37,18 % от общего числа государственных программ; государственное управление - 11,54%; правоохранительную деятельность 7,69% от общего числа государственных программ.
Государственные программы социальной сферы направлены на содействие реализации прав граждан на полную, продуктивную занятость; предоставление социальной поддержки населению; обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг; обеспечение высокого качества образования; развитие культуры, искусства и кинематографии; реализации государственной политики по развитию физической культуры и спорта, укрепление здоровья населения, продвижение спортивного имиджа Республики Татарстан.
Государственные программы в сфере экономического развития направлены на создание благоприятных условий для гармоничного развития экономики; обеспечения роста уровня жизни населения; достижение наибольшей экономической эффективности перевозок автотранспортными средствами; обеспечение дальнейшего развития транспортного комплекса; создание современной инфо- коммуникационной транспортной; повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития агропромышленного комплекса.
В структуре расходов бюджета РТ в течение 2013-2015 гг. лидирующее место занимают программные расходы, в 2013 году их доля составила 67,93%. В 2014 году наблюдалось незначительное уменьшение данного показателя по сравнению с 2013 годом на 8,15 п. п., и доля программной части составила 59,78%. Однако, в 2015 году данный показатель увеличился и достиг 65,35%.
Финансирование программных расходов направлено, в первую очередь, на социальные (35% от общей суммы расходов бюджета РТ) и экономические сферы (17% от общей суммы расходов бюджета РТ), а также государственное управление, жилищно-коммунальное хозяйство, развитие информационных технологий, безопасности населения и т.д. Их финансирование составляет 59% от общей суммы расходов бюджета РТ.
За 2013-2015 годы в программной части бюджета существенно преобладали расходы на следующие государственные программы:
а) «Развитие социальной поддержки граждан»;
б) «Развитие здравоохранения»;
в) «Развитие образования и науки»;
г) «Развитие транспортной системы Республики Татарстан»;
д) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
е) «Экономическое развитие и инновационная экономика».
На плановый период (2016-2017 гг.) бюджет Республики Татарстан предусматривает на реализацию государственных программ в объеме 106 354 340,7 тыс. рублей или 65,4% от общего объема расходов бюджета Республики Татарстан на 2016 год, в 2017 году - 108 373 997,3 тыс. рублей или 62,2%.
Осуществление качественного бюджетного планирования во многом определяет эффективность государственного управления и бюджетных расходов. Поскольку доля программных расходов в общей структуре расходов бюджета РТ превышает 65 %, возникает вопрос об оценке эффективности реализации государственных программ. По результатам проведенной оценки определяются приоритетные направления расходования средств, перечень мероприятий по повышению результативности от внедрения государственных программ, в том числе внутренние ресурсы для повышения эффективности проводимых мероприятий.
Оценку эффективности проводят на основе различных методов. Так, мы оценили государственную программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013 - 2020 годы». Оценка эффективности в 2013 и 2015 годах составила 79,7% и 71,9%, что показала средний уровень эффективности. Основным фактором данного показателя послужило недоосвоение бюджетных ассигнований (в 2013 г. 62,9%, в 2015 г. 41,9%). В 2014 году оценка эффективности реализации вышеуказанной государственной программы составила высокий уровень эффективности (103,3%). На данное значение в большей степени повлияло то, что бюджетные расходы были исполнены на 102,21%. Таким образом, по нашему мнению, данная программа является эффективной.
Как показал проведенный анализ, во многих субъектах РФ в настоящее время нет единой методики оценки эффективности реализуемых программ, что приводит к снижению эффективности государственных программ, как целостного механизма управления и развития социально-экономической сферой регионов, затрудняет их предметный и всесторонний анализ, а также оценку и последующий контроль за реализацией программ. В этой связи, на наш взгляд, необходимо:
а) обеспечивать постоянную оценку эффективности реализации государственных программ и использования бюджетных средств;
б) перераспределять 5% государственных расходов наименее результативных и приоритетных программ в пользу более приоритетных и результативных программы;
в) оценивать эффективность государственной программы на этапе завершения. Это потребует внесения изменений в документы, регулирующие порядок разработки, реализации и оценки эффективности госпрограмм РФ.
Во-первых, отсутствует полноценная система стратегических документов, в соответствии с которыми были бы установлены приоритеты социально - экономического развития в соответствующих сферах государственных программ. Также отсутствует нормативно-правовая база, где должны быть сформированы полноценные методики проектирования целей, результатов, индикаторов программ. Во-вторых, индикаторы государственных программ не позволяют реально оценить достижение запланированных результатов государственной политики в соответствующих сферах. В результате чего невозможна или существенно затруднена внешняя оценка достоверности фактических значений показателей. В-третьих, многие государственные программы не соответствуют общим требованиям к формированию структуры расходов бюджета.
Несмотря на положительные итоги внедрения программного бюджетирования субъектами РФ за 11 лет, необходимо обратить внимание на то, что регионам свойственны практически одни и те же проблемы.
На пути решения данных проблем стоит обратить внимание на повышение требований к качеству государственных программ, а именно:
а) разработать методические рекомендации по оценке эффективности реализации государственных программ;
б) обеспечить формирование рейтинга государственных программ по качеству их формирования и эффективности реализации;
в) разработать единые методики по определению значений индикаторов и показателей государственных программ.
Внедрение программного бюджетирования на региональном уровне дает обширный материал для анализа и формулировки новых задач бюджетной политики, направленной на повышение качества государственных услуг и эффективности общественного сектора.
Подобные работы
- ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ ПАРАДИГМА ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Диссертация , менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2020 - РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Организация и совершенствование бюджетного процесса на региональном уровне
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2020 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «РАКИТЯНСКИЙ РАЙОН»)
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬНОГО БИЗНЕСА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «РАКИТЯНСКИЙ РАЙОН»)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Диссертация , финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ОРГАНИЗАЦИЯ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016



