Требования, предъявляемые к насосам и двигателям гидравлических систем, сводятся к обеспечению заданных давления и производительности при минимальном весе и габаритах, максимального К.П.Д., минимальной трудоёмкости изготовления, простоты обслуживания, надежности работы в эксплуатационных условиях, большого ресурса.
Широкое применение высокомоментные гидромоторы нашли в горной сфере, а именно в угольной промышленности в качестве составных частей механизмов подачи угледобывающих машин. Это объясняется тем, что в данной отрасли необходимы энергоемкие машины малых габаритов и высокой мощности, так как работы ведутся в малых пространствах, а низкомоментные уступают по показателям. Также высокомоментные гидромоторы находят применение в механизмах передвижения горных машин (комбайнах, погрузочных машинах, струговых установках, шахтных локомотивах, самоходных конвейерах и вагонетках и др.), в приводах исполнительных и погрузочных органов горных машин и в приводах различных типов конвейеров и лебедок.
Высокомоментные гидромоторы делятся на две большие группы: однократного и многократного действия. В данном курсовом проекте разрабатывается гидромотор многократного действия так как он имеет лучшие удельные показатели и путем изменения его параметров удается получить малую скорость вращения , в то время как активный элемент - поршневая группа работает с высокой отдачей в оптимальном режиме.
Гидромоторы многократного действия имеют большое разнообразие конструкций. Наиболее показательной особенностью гидромоторов этого типа является конструкция поршневого механизма, которая определяет конструкцию мотора. Все остальные узлы гидромотора (направляющая, блок цилиндров, распределитель) имеют, конечно, свои особенности, однако они меньше влияют на конструктивное оформление гидромотора.
Далее рассмотрим принцип работы высокомоментного гидромотора многократного действия с конструкцией, близкой к разрабатываемой.
Подвод рабочей жидкости осуществляется через канал А, отвод через канал B, а также через дренаж D. Поступая через канал А, жидкость попадает в торцевой распределитель 5, при помощи которого дальше жидкость поступает к рабочим поршням. Под действием рабочего давления поршни 3 стремятся выдвинуться и воздействуют на катки 8. Катки 8 прижимаются к фланцу статорного кольца 4, жестко соединенного с задней 1 и передней 2 крышками корпуса гидромотора. Катки передают противодействующую силу на поршни, которые перемещаются во вращающемся блоке цилиндров 6. Это создает крутящий момент, величина которого пропорциональна давлению в системе. Гидромотор соединен с ведомым валом 7 с помощью шлицов на блоке цилиндров, которые и осуществляют передачу формируемого крутящего момента.
В ходе выполнения ВКР были произведены:
1 Расчёт гидромотора. Были получены его массо-габаритные характеристики гидромотора с рассчитанной мощность 60 кВт.
2 Гидравлический расчёт, был получен гидравлический КПД гидроаппаратов q = 0,985 .
3 Выбор насосной становки. В ходе расчёта был подобран насос аксиально-поршневой регулируемый 311.112.
4 Расчёт энергоэффективности. Был вычислен процент эффективности использования гидропривода относительно механического, Кудел.Г1А1 = 14,7 %.
Можно сделать вывод, что замена механического привода на гидравлический имеет ряд преимуществ:
• Снижение массы автомобиля.
• Увеличение клиренса.
• Увеличение удельной мощности.
• Увеличение плавности хода.
• Независимость колёс друг от друга.
• Высокий крутящий момент на низких оборотах.
• Независимое управление осями автомобиля.
1. Пономаренко Ю.Ф. «Высокомоментные радиально-поршневые гидромоторы горных машин». Москва, 1972 г.
2. Докукин А.Я. " Радиально поршневые гидромоторы". Москва, 1980г.
3. Бим-Бад Б.М. и др. «Атлас конструкций гидромашин и гидропередач».Москва, ИНФР А-М, 2004 г.
4. Каверзин С.В. Курсовое и дипломное проектирование по гидроприводу самоходных машин: Учеб. Пособие. - Красноярск: ПИК £Офсет", 1997.-384с.
5. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. В 3-х т. М.: Машиностроение, 1979, т.3. 557 с.
6. Кондаков Л.А. Рабочие жидкости и уплотнения гидравлических систем. М.: Машиностроение, 1981. 216 с.
7. Башта Т.М., Руднев С.С., Некрасов Б.Б. Гидравлика, гидромашины и гидроприводы: учебник для машиностроительных вузов. 2-е изд., перераб. М.: Машиностроение, 1982. 423 с.
8. Навроцкий К.Л. Теория и проектирование гидро- и пневмоприводов: Учебник для студентов вузов по специальности «Гидравлические машины, гидроприводы и гидроавтоматика». М.: Машиностроение, 1991. 384 с.
9. Абрамов Е.М., Колесниченко К.Л., Маслов В.Т. Элементы гидропривода. Киев. «Техника», 1977, 320 с.
10. Башта Т.М. Объёмные насосы и гидравлические двигатели гидросистем. М.: «Машиностроение» 1974, 606 с.