Возрастающие требования к эксплуатационным свойствам автомобилей обусловливают необходимость совершенствования рулевых управлений - одного из каналов взаимодействия водителя и автомобиля - применением различных способов управления, разнообразных схем и конструкций рулевых управлений. Во время движения автомобиля водитель управляет сцеплением, коробкой передач, системой тормозов и сигнализацией (звуковой и световой) периодически, а рулевым колесом непрерывно. Водитель должен постоянно и внимательно наблюдать за дорогой и приводить в действие рулевое управление, что связано с затратой физической силы. Таким образом, рулевое управление является наиболее сложным и утомительным видом управления. В отношении безопасности движения автомобиля рулевое управление - один из наиболее ответственных механизмов.
Рулевое управление — это совокупность устройств, обеспечивающих поворот управляемых колес автомобиля при воздействии водителя на рулевое колесо. Оно состоит из рулевого механизма и рулевого привода. Для облегчения поворота колес в рулевой механизм или привод может встраиваться усилитель.
Усилители предназначены для снижения усилия на рулевом колесе при его повороте и для повышения безопасности движения автомобиля, так как цилиндр усилителя помогает водителю удерживать управляемые колеса в заданном положении при действии со стороны дороги неуравновешенных сил, стремящихся повернуть эти колеса в одном направлении.
Конструкция усилителя должна удовлетворять ряду требований:
1) обладать следящим действием. Различают кинематическое и силовое слежение. Кинематическое слежение заключается в повороте управляемых колес в соответствии с поворотом рулевого колеса и его направлением. Силовое слежение обеспечивает пропорциональность усилия на рулевом колесе усилию, не-обходимому для поворота управляемых колес, что способствует более уверенному управлению автомобилем, особенно по скользким дорогам;
2) обеспечивать возможность управления автомобилем в случае выхода
усилителя из строя;
3) не допускать включения усилителя от случайных воздействий со стороны дороги при прямолинейном движении автомобиля;
4) иметь высокую чувствительность, которая оценивается углом поворота рулевого колеса, соответствующим повышению давления в системе до максимального;
5) обладать достаточным запасом динамической устойчивости, который выражается в отсутствии автоколебаний управляемых колес.
В зависимости от вида используемого источника энергии усилители рулевого управления бывают гидравлическими и пневматическими. Они состоят из блока питания, распределителя, исполнительного механизма и соединительных трубопроводов и шлангов. Блок питания включает гидронасос с баком для гидроусилителя или компрессор с ресиверами для пневмоусилителя.
В выпускной квалификационной работе был спроектирован гидропривод
системы рулевого управления, для грузового автомобиля колесной формулы 8х8. В гидравлическую систему добавлен второй контур с разработкой насоса обеспечивающего необходимую подачу.
Добавление второго контура позволило улучшить эксплуатационные свойства автомобиля, повысить безопасность поездки.
1. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. В 3-х томах. - 8-е изд., перераб.и доп. - М.: Машиностроение, 1999.
2. Башта Т.М. Гидропривод и гидропневмоавтоматика. - М.: Машиностроение, 1972. - 320 с.
3. Башта Т.М. Объемные насосы и гидравлические двигатели гидросистем. Учебник для вузов. - М.: Машиностроение, 1974. - 606 с.
4. Гидравлика, гидромашины и гидроприводы: Учебник для машиностроительных вузов / Т.М. Башта, С.С. Руднев, Б.Б. Некрасов и др. - 2-е изд., перераб. - М.: Машиностроение, 1982. - 423 с.
5. Долгачев Ф.М., Лейко В.С. Основы гидравлики и гидропривод: Учебник для техникумов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Стройиздат, 1981.- 183 с., ил.
6. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. пособие для техн. спец. вузов. - 7-е изд., испр. - М.: Высшая школа, 2001. - 447 с., ил.
7. Кондаков Л. А. Рабочие жидкости и уплотнения гидравлических систем. - М., Машиностроение, 1982. - 216 с.
8. Уплотнения и уплотнительная техника: Справочник / Л.А. Кондаков, А.И. Голубев, В.Б. Овандер и др.; Под общ. ред. А.И. Голубева,
Л.А. Кондакова - М., Машиностроение, 1986. - 464 с., ил.
9. Навроцкий К.Л. Теория и проектирование гидро- и пневмоприводов: Учебник для студ. вузов по спец. «Гидравлические машины, гидроприводы и гидропневмоавтоматика».- М.: Машиностроение, 1991. - 384 с.
10. Никитин О.Ф., Холин К.М. Объемные гидравлические и пневматические приводы. Учеб. пособие для техникумов. - М.: Машиностроение, 1981.- 269с.
11. Орлов Ю.М. Механика жидкости, гидравлические машины и основы гидропривода агрегатов ракетных комплексов. Учебное пособие для ракетных вузов РФ. Министерство обороны РФ. - Пермь: Пермский военный институт ракетных войск, 2001. - 380 с.
12. Попов Д.Н. Динамика и регулирование гидро- и пневмосистем. Учеб. для машиностроительных вузов. - М.: Машиностроение, 1976. - 424 с.
13. Свешников В.К. Станочные гидроприводы. Справочник: Библиотека конструктора. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 2004. - 512 с.:
15. Чупраков Ю.И. Гидропривод и средства автоматики: Учебное пособие для вузов по спец. «Гидроприводы и гидропневмоавтоматика». - М.: Машиностроение, 1979. - 232 с.
16. Автомобили: Конструкция, конструирование и расчет. Системы управления и ходовая часть: Учебное пособие для вузов / А.И. Гришкевич, Д.М. Ломако, В.П. Автушко и др.; Под ред. А.И. Гришкевича. - Мн.: Выс. Шк., 1987. - 200 с.