Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемы городского самоуправления в деятельности правительства и Государственной думы в начале XX века

Работа №8295

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

история

Объем работы146стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
701
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Меры правительства и Государственной думы в сфере городского самоуправления в 1904-1912 гг 35
1. Правительственная программа реформирования городского самоуправления 35
2. Вопросы городского самоуправления в деятельности Государственной думы 57
Глава 2. Подготовка и проведение реформы городского самоуправления в 1912 - октябре 1917 гг 87
1. Разработка правительственного проекта пересмотра Городового положения 87
2. Проект реформы городского самоуправления, подготовленный IV Государственной думой 107
3. Реформа Временного правительства в области городского самоуправления 141
Заключение 161
Список источников и литературы




История местного самоуправления в России в последнее время оказалась в центре исследовательского внимания. Интерес к этой проблеме не случаен: с одной стороны, в советский период темы, связанные с дореволюционным местным самоуправлением, были крайне непопулярны ввиду негативного отношения власти к этому общественному институту, и теперь исследователи пытаются заполнить образовавшийся в науке пробел. С другой стороны, этот интерес имеет и практическую подоплеку, связанную с реформированием аппарата государственного управления и системы местного самоуправления на современном этапе развития Российского государства. Особую значимость приобрела история городского самоуправления, долгое время находившегося в тени истории земства.
Сегодняшняя ситуация отчасти напоминает период второй половины XIX в., эпоху Великих реформ и последовавших за ними контрреформ, когда правительственные круги России пытались реформировать систему государственного управления с целью приспособления ее к потребностям капиталистического развития страны. В сфере городского законодательства были приняты два основополагающих документа: Городовое положение 1870 г., вводившее всесословное городское самоуправление, и Городовое положение 1892 г., существенно пересмотревшее основы городского самоуправления в плане ограничения полномочий городских дум и управ и расширения контрольно-надзорных функций государства в данной сфере. Именно последний закон определил меру уступок государства новым социально-экономическим условиям на пути от монархии феодальной к монархии капиталистической.
Однако и после 1892 г. городское законодательство оставалось важной частью внутренней политики, а после революции 1905 г. вопросы городского самоуправления стали существенным аспектом в деятельности Государственной Думы России. Временное правительство, образовавшееся в

4
ходе Февральской революции, объявило реформу Городового положения одной из своих первоочередных задач, так как демократизация системы городского самоуправления была необходимым условием эффективного управления городским хозяйством.
Данная тема представляет собой малоизученную проблему, остававшуюся в тени истории городской реформы 1870 г. и последовавшей за ней контрреформы 1892 г. Ее изучение позволит глубже понять, смогло ли правительство и Государственная Дума всесторонне оценить экономические аспекты и политическое звучание вопросов городской жизни в начале XX в., и, кроме того, поможет выявить, способствовала ли деятельность Временного правительства в этой сфере укреплению основ городского хозяйства в период политической и экономической нестабильности.
Сравнительный анализ системы городского самоуправления дореволюционных лет и принципов, введенных в феврале - октябре 1917 г., позволит выяснить, что из опыта прошлых лет можно взять для устройства современной городской жизни.
Объектом данного диссертационного исследования является деятельность правительства и Государственной думы России в начале XX в. А предметом - проблемы городского самоуправления в деятельности правительства и Государственной думы. Основной проблемой дореволюционной системы городского самоуправления было несовершенство действовавшего Городового положения 11 июня 1892 г., которое, по мнению большинства современников, требовало коренного пересмотра. Во-первых, оно определяло социальный состав городских гласных, основываясь на жестком избирательном законе, допускавшем к участию в городском самоуправлении только тех горожан, которые обладали высоким имущественным цензом. После революции 1905 г., поставившей вопрос о правовом равенстве всех граждан, такая ситуация вызывала недовольство среди широких слоев населения. Во-вторых, Городовое положение 1892 г. подчиняло органы городского самоуправления

5
значительному контролю администрации, что ограничивало их самостоятельность и, как следствие, сдерживало развитие городского хозяйства. В-третьих, недостаточной была финансовая база общественного управления городов. Все это, наряду с недостатками более частного характера, отражалось на ведении городского хозяйства России, темпы роста которого отставали от темпов развития европейских городов. Надо добавить, что Городовое положение не распространялось на национальные окраины Российской империи, что пагубно отражалось на состоянии их городов. Таким образом, и правительство, и Государственная дума должны были последовательно решать все эти проблемы, либо начиная с частных мер, либо приступая к подготовке реформы всего Городового положения 1892 г.
Хронологические рамки диссертации диктуются следующими соображениями. Исследование охватывает период с 1904 г. по октябрь 1917 г. 1904 г. выбран как поворотный момент, когда коренным образом изменилось отношение правительства к вопросам городского самоуправления, что было связано с приходом на пост министра внутренних дел П.Д.Святополк-Мирского, когда наметилась некоторая либерализация всех сфер государственной жизни.
Очень значимым итогом революции 1905 г. стало появление первого в истории Российского государства представительного учреждения - Государственной Думы, что существенно изменило механизм принятия законов, и, безусловно, разделило период царствования Николая II на два отличных друг от друга периода. Совершенно синхронизировать деятельность правительства и Государственной Думы невозможно в силу наличия разных этапов в развитии российского парламентаризма и правительственного курса. Поэтому общей нижней хронологической границей является 1904 г., а деятельность Государственной думы будет изучаться с момента создания этого представительного органа - с 1906 г.
В качестве верхней границы хронологии выбран октябрь 1917 г. Хотя после Февральской революции Государственная дума прекратила свою

6
работу, юридически она существовала до октября 1917 г., кроме того функционировали частные совещания членов Государственной думы, на которых среди других обсуждались и вопросы местного самоуправления1.
Изучение деятельности Временного правительства в интересующей нас области является логическим завершением работы. Несмотря на наличие нескольких проектов реформы городского самоуправления, до февраля 1917 г. она так и не была проведена, и только Временное правительство провело преобразование этого общественного института. Хотя реформа городского самоуправления была проведена на других началах, нежели предлагались до 1917 г., некоторые прежние материалы были частично использованы при ее подготовке, что позволяет рассматривать эту реформу отчасти как некий результат всей предшествующей деятельности. Кроме того, сравнение первоначальных теоретических замыслов и практического воплощения всегда дает возможность для интересных выводов.
В целом можно отметить сложность изучаемого периода, на который пришлось множество потрясений: русско-японская война, революция 1905¬1907 гг., Первая мировая война, 1917 год. Все эти события наложили отпечаток и на решение проблем городского самоуправления.
Историография. До настоящего времени было написано значительное количество работ, в которых исследуются различные аспекты дореволюционного городского самоуправления России, однако деятельность правительства и Государственной думы в этой области рассматривалась только частично в трудах более общего характера. Тем не менее историография темы довольно обширна. Историю изучения данной темы можно разделить на три этапа: 1)дореволюционный (1904 - октябрь 1917 г.), органичной частью которого является литература, написанная в феврале - октябре 1917 г.; 2)советский (октябрь 1917 г.- начало 1990-х гг.); 3)современный (с начала 1990-х гг. по настоящее время). Критерием данной периодизации является различие в теоретических подходах и
1 См.: Буржуазия и помещики в 1917 г. (частные совещания членов Государственной думы). М.-Л., 1932.

7
методологических принципах, которыми руководствовались авторы при написании работ.
Дореволюционная историография. До октября 1917 г. было опубликовано значительное количество книг и статей, написанных в основном на законодательных материалах . Авторы этих работ, как правило, критиковали современную им организацию общественного управления и доказывали необходимость ее реформирования. Больше всего нареканий вызывали городская избирательная система и административный контроль за деятельностью общественных учреждений, который трактовался как нарушение главного принципа самоуправления. Как правило, исследователи ограничивались сравнительным анализом Положений 1870 и 1892 гг. Однако деятельность правительства и Государственной думы в сфере городского самоуправления в этих работах практически не освещалась.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В начале XX в. и правительство, и Государственная дума очень осторожно подходили к решению проблем городского самоуправления. Причиной такого отношения было опасение того, что расширение прав городского самоуправления приведет к изменению его статуса, что неизбежно повлечет стремление городских дум участвовать в политической жизни страны, умалив тем самым прерогативы верховной власти. В период 1904-1912 гг. правительство разработало только некоторые общие принципы предстоящей реформы городского самоуправления и проект Городового положения для городов губерний Царства Польского, в который были внесены некоторые прогрессивные изменения по сравнению с законом 1892 г., в связи с чем он рассматривался как прообраз будущей городской реформы для всей России. Сразу приступить к такой важной реформе в масштабе всей страны правительство не решалось, что объяснялось, с одной стороны, свойственной власти осторожностью и неспешностью в деле реформирования, а с другой
- общеполитической обстановкой после революции 1905-1907 гг.
Результаты думской деятельности в этот период также были сравнительно низкими, что было обусловлено активной борьбой политических партий по вопросам городского самоуправления. Проекты, выдвигавшиеся левой частью Думы и предполагавшие введение всеобщего избирательного права на выборах в городские думы, усилиями октябристов и правых, выступавших за цензовую систему, отвергались или оказывались нерассмотренными. Одобрение получали незначительные проекты, касающиеся экономической стороны городского самоуправления.
В период 1912 - февраль 1917 гг. работы по подготовке реформы Городового положения активизировались, что во многом объяснялось начавшейся Первой мировой войной, которая оказала влияние на все стороны государственной и общественной жизни. Что касается городов, война показала высокую эффективность деятельности городских дум в чрезвычайных военных условиях: они помогали администрации решать продовольственный вопрос, организовывали военные госпитали и оказание медицинской помощи населению, проводили эвакуационные мероприятия. Но в ситуации войны недостатки городского законодательства послужили значительным препятствием для решения многих проблем. Влияние Первой мировой войны на рассмотрение вопросов городского самоуправления было неоднозначным. С одной стороны, она обнажила несовершенство действующего Городового положения, с другой, - потребовала скорейшего решения более насущных задач военного времени, отодвинув законодательную деятельность на второй план. Но безусловно то, что война и атмосфера

132
общественных ожиданий способствовали более интенсивной работе правительства и Думы в этом направлении.
В 1913-1916 гг. и правительство, и Государственная дума подготовили проекты нового Городового положения, которые существенно отличались друг от друга в ряде моментов. Проект Государственной думы основывался на демократических принципах: он расширял компетенцию органов городского самоуправления, ограничивал рамки административного надзора за их деятельностью, вводил децентрализацию городского самоуправления в целях улучшения системы заведования хозяйством городских окраин, вносил значительные изменения в финансовую систему и совершенствовал организационную структуру органов самоуправления. В этом проекте оставался нерешенным только вопрос о городской избирательной системе: не был достигнут компромисс между кадетами и октябристами, отстаивающими в этой области различные позиции.
Правительственный проект, хотя и содержал некоторые прогрессивные поправки, в целом был ориентирован на незначительные отступления от существующего Городового Положения: он в некоторой степени расширял компетенцию городского самоуправления, но стремился сохранить прежний объем правительственного контроля за его действиями, вводя даже право администрации распускать городские думы; в отношении городского избирательного права предлагалась разрядная система, но важным нововведением было предоставление избирательных прав квартиронанимателям, что, по мнению современников, было мерой малоэффективной при наличии курий.
В своих основных положениях оба проекта, хотя правительственный и в меньшей степени, восходили к Городовому Положению 1870 г., которое провозглашало принцип самостоятельности городских управлений, вводило довольно широкую их компетенцию и базировалось на разрядной системе. Тезис о всеобщем избирательном праве на выборах в городские думы не получал поддержки у большинства Думы и серьезно не рассматривался правительством. Проектируемое включение квартиронанимателей в городское представительство также было шагом далеко не новым: дискуссии о нем велись еще в 1880-1890-х гг. И, таким образом, можно констатировать, что те уступки, на которые шла власть в 1904-1916 гг., не выходили за рамки требований прошлого века, хотя уровень общественных ожиданий в ситуации начала XX в. был гораздо выше и реформаторские предложения, выдвигавшиеся в прогрессивных кругах городских деятелей, отличались гораздо большей радикальностью.
Кроме того, до февраля 1917 г. реформа городского самоуправления так и не была проведена: ни правительственный проект, ни думский не были внесены в

133
Государственную думу. Правительство не смогло преодолеть свой обычный бюрократический подход, а Государственная дума оказалась недостаточно эффективным для этого законодательным инструментом, хотя некоторые партийные фракции пытались провести реформу в короткие сроки.
Промедление в деле подготовки реформы городского самоуправления привело к тому, что многие городские думы накануне Февральской революции 1917 г. составили значительный пласт тех мощных общественных сил, которые оказались в оппозиции к правительству. Нерешенные проблемы в данной сфере и нежелание власти своевременно их решать стали еще одним показателем системного цивилизационного кризиса, в котором оказалась Россия в начале XX в.
Временное правительство сразу же приступило к реорганизации власти на местах, так как понимало, что от этого зависит его положение. Оно в короткие сроки провело реформу городского самоуправления России на широких демократических основаниях. Постановлениями 15 апреля и 9 июня 1917 г. в систему городского самоуправления были введены столь кардинальные изменения, о которых нельзя было мечтать ранее. Было введено всеобщее избирательное право на выборах в городские думы с 20-летнего возраста, существенно расширена компетенция городского самоуправления и сокращен объем административного контроля, хотя сохранялся надзор комиссаров Временного правительства за законностью действий городских дум. Кроме того, вводилась оплата труда городских гласных, что наносило удар по идее общественной работы. По некоторым положениям этой реформы - о возрасте избирателей, об участии женщин в городском самоуправлении, - Россия опередила многие передовые страны Западной Европы.
Общей тенденцией городской избирательной кампании 1917 г., проводившейся по новому закону, было то, что большинство голосов на городских выборах получали представители социалистических партий. Введение нового избирательного закона привело к тому, что кардинальным образом изменился социальный и партийный состав городских гласных. Это обстоятельство вкупе с особенностями революционной обстановки вызвало ожесточенную политическую борьбу в городских думах, что существенно изменило их образ и характер деятельности, отодвинув вопросы их непосредственной компетенции на второй план. В ходе преобразований Временного правительства был создан новый тип городского самоуправления России, значительно отличавшийся от дореволюционной системы управления городским хозяйством.



Александров Н. Социал-демократическая фракция в третьей Государственной думе. Б.м., 1910.
Буржуазия и помещики в 1917 г. (частные совещания членов Государственной думы). М.-Л., 1932.
Великая Октябрьская социалистическая революция. Документы и материалы. Революционное движение в России после свержения самодержавия. М.,1957.
Великая Октябрьская социалистическая революция. Документы и материалы. Революционное движение в России в мае-июне 1917 г. Июньская демонстрация. М., 1959.
Великая Октябрьская социалистическая революция. Документы и материалы. Революционное движение в России в сентябре 1917 г. Общенациональный кризис. М., 1961.
Городовое положение 11 июня 1892 г. М., 1892.
Государственная Дума России в документах и материалах. / Сост. Ф.И. Калинычев. М., 1957.
Государственная Дума. Второй созыв. Обзор деятельности комиссий и отделов. СПб., 1907.
Государственная Дума. Второй созыв. Стенографические отчеты. 1907 г. Сессия вторая. Т.1. СПб., 1907.
Государственная Дума. Второй созыв. Стенографические отчеты. 1907 г. Сессия вторая Т.11. СПб., 1907.
Государственная Дума. Первый созыв. Стенографические отчеты. 1906 г. Сессия первая. Т.1. СПб., 1906.

136
Государственная дума. Третий созыв. Обзор деятельности комиссий и отделов. В 3-х ч. Спб., 1912.
Государственная дума. Третий созыв. Стенографические отчеты. 1908 г. Сессия первая. Ч.Ш. Спб., 1908.
Государственная дума. Третий созыв. Стенографические отчеты. 1909 г. Сессия вторая. Ч.1У. Спб., 1909.
Государственная дума. Третий созыв. Стенографические отчеты. 1910 г. Сессия четвертая. Ч.1. Спб., 1910.
Государственная дума. Четвертый созыв. Стенографические отчеты. 1912-1913 гг. Сессия первая. Ч.1. Спб., 1913.
Государственная дума. Четвертый созыв. Стенографические отчеты. 1913 г. Сессия первая. Ч.11. Спб., 1913.
Законодательные акты переходного времени. Сборник законов, манифестов, указов Правительствующему Сенату, рескриптов и положений комитета министров, относящихся к преобразованию государственного строя России, с приложением алфавитного предметного указателя. 1904-1906 гг. Спб., 1906.
Законодательные проекты и предположения партии народной свободы. 1905-1907 гг. Спб., 1907.
Меньшевики. Документы и материалы. 1903-февраль 1917 г. М., 1996. Мыш М.И. Городовое положение 11 июня 1892 г. с относящимися к нему узаконениями. Спб., 1910.
Националисты в третьей Государственной думе. Спб., 1912.
Особые журналы Совета министров. 1907 год. В 6 чч. М., 1984-1985. Особые журналы Совета министров. 1908 год. В 6 чч. М., 1988.
Особые журналы Совета министров. 1909 год. М., 2000.
Особые журналы Совета министров. 1910 год. М., 2001.
Особые журналы Совета министров. 1911 год. М., 2002.
Приложения к стенографическим отчетам Государственной думы. Третий созыв. Сессия первая. 1907-1908 гг. Т.11. Спб., 1908.

137
Приложения к стенографическим отчетам Государственной Думы. Третий созыв. Сессия четвертая. 1910 г. Т.1. Спб., 1910.
Приложения к стенографическим отчетам Государственной думы. Третий созыв. Сессия четвертая. 1910-1911 гг. Том III. Спб., 1911.
Приложения к стенографическим отчетам Государственной Думы. Четвертый созыв. Сессия первая. 1912-1913 гг. Вып. II. Спб., 1913.
Приложения к стенографическим отчетам Государственной Думы. Четвертый созыв. Сессия вторая. 1913-1914 гг. Вып. III. Спб., 1914.
Программные документы политических партий России дооктябрьского периода. М., 1991.
Сборник указов и постановлений Временного правительства. Вып.1: 27 февраля - 5 мая 1917 г. Пг., 1917.
Сборник указов и постановлений Временного правительства. Вып.2: 5 мая - 24 июня 1917 г. Ч.1. Пг., 1918.
Трудовая группа в четвертой Государственной думе: обзор деятельности за годы 1912-1913. В 2-х тт. Спб., 1913.
Фракция народной свободы в период 15 октября 1910 г. - 5 мая 1911 г. Ч.1. Спб., 1911.
Фракция народной свободы в период 15 октября 1913 г. - 14 июня 1914 г.: в 2-х чч. Спб., 1914.
Щегловитов С.Г. Городовое положение с законодательными мотивами, разъяснениями и дополнительными узаконениями. Спб., 1912.
Мемуары
Астров Н.И. Воспоминания. Париж, 1941.
Бурышкин П.А. Москва купеческая. М., 1991.
Витте С.Ю. Воспоминания. В 3-х томах. М.-Минск, 2000.
Головин Ф.А. Вторая Дума по воспоминаниям ее председателя. // Исторический архив. 1959. № 4-6.

138
Гурко В.И. Черты и силуэты прошлого. Правительство и общественность в царствование Николая II в изображении современника. М., 2000.
Дневник императора Николая II. М., 1991.
Дневник кн. Елизаветы Алексеевны Святополк-Мирской за 1904¬1905 гг. // Исторические записки. 1965. Т.77.
Извольский А.П. Воспоминания. Минск., 2003.
Кизеветтер А. А. На рубеже двух столетий. Воспоминания. 1881¬1914. М., 1997.
Коковцов В.Н. Из моего прошлого. Воспоминания 1903-1919 гг. Кн. 1-2. М., 1992.
Маклаков В.А. Власть и общественность на закате старой России. Париж, 1939.
Маклаков В.А. Вторая Государственная Дума. Париж, 1939.
Маклаков В.А. Из воспоминаний. Нью-Йорк, 1954.
Маклаков В.А. Первая Государственная Дума. Париж, 1939.
Милюков П.Н. Воспоминания (1859-1917). В 2-х тт. М., 1990.
Родзянко М.В. Крушение империи. Харьков, 1990.
Шипов Д.Н. Воспоминания и думы о пережитом. М., 1918.
Шульгин В.В. Последний очевидец. Мемуары. Очерки. Сны. М., 2002.
Периодическая печать
Биржевые ведомости: 1904-1917 гг.
Вестник Временного правительства: 1917 г.
Вестник городского самоуправления: 1917 г. (до февраля 1917 г. «Ведомости Петроградского градоначальства»).
Городское дело: 1909-1917 гг.
Дело народа: 1917 г.

139
Календарь - справочник городского деятеля: 1912-1917 гг. Московские ведомости: 1904-1917 гг.
Новое время: 1904-1917 гг.
Правда: 1917 г.
Правительственный вестник: 1904-1917 гг.
Рабочая газета: 1917 г.
Речь: 1906-1917 гг.
Россия: 1905-1914 гг.
Русские ведомости: 1904-1917 гг.
Русское слово: 1904-1917 гг.
Самоуправление: 1917 г.
Архивные материалы РГИА
ф. 1287 - фонд Хозяйственного департамента МВД
ф.1288 - фонд Главного Управления по делам местного хозяйства МВД
(ГУМХ МВД)
ф. 1278 - фонд Государственной думы ГАРФ
ф.523 - фонд партии народной свободы ф.115 - фонд «Союза 17 октября» ф.555 - фонд А.И.Гучкова ф.579 - фонд П.Н.Милюкова ф.5913 - фонд Н.И.Астрова


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ