ДОХОДЫ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРОДАЖИ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
|
Введение 3
1. Теоретические основы формирования доходов местных бюджетов от
использования и продажи земельных ресурсов 5
1.1. Сущность и значение земельных ресурсов как источника пополнения доходов местного бюджета 5
1.2. Виды доходов местных бюджетов от использования и продажи земельных ресурсов 13
1.3. Организационно-правовые аспекты мобилизации доходов местных бюджетов от использования и продажи земельных ресурсов 22
2. Анализ доходов местного бюджета от использования и продажи земельных ресурсов 33
2.1. Анализ налоговых доходов местного бюджета от использования и продажи земельных ресурсов 33
2.2. Анализ неналоговых доходов местного бюджета от использования и продажи земельных ресурсов 38
2.3. Оценка эффективности мобилизации доходов местного бюджета от
использования и продажи земельных ресурсов 45
3. Направления совершенствования мобилизации доходов местного бюджета от использования и продажи земельных ресурсов 50
3.1. Пути увеличения доходов местных бюджетов от земельного налога 50
3.2. Возможности и перспективы роста неналоговых доходов местного бюджета от использования и продажи земельных ресурсов 56
Заключение 63
Список использованных источников 68
Приложения
1. Теоретические основы формирования доходов местных бюджетов от
использования и продажи земельных ресурсов 5
1.1. Сущность и значение земельных ресурсов как источника пополнения доходов местного бюджета 5
1.2. Виды доходов местных бюджетов от использования и продажи земельных ресурсов 13
1.3. Организационно-правовые аспекты мобилизации доходов местных бюджетов от использования и продажи земельных ресурсов 22
2. Анализ доходов местного бюджета от использования и продажи земельных ресурсов 33
2.1. Анализ налоговых доходов местного бюджета от использования и продажи земельных ресурсов 33
2.2. Анализ неналоговых доходов местного бюджета от использования и продажи земельных ресурсов 38
2.3. Оценка эффективности мобилизации доходов местного бюджета от
использования и продажи земельных ресурсов 45
3. Направления совершенствования мобилизации доходов местного бюджета от использования и продажи земельных ресурсов 50
3.1. Пути увеличения доходов местных бюджетов от земельного налога 50
3.2. Возможности и перспективы роста неналоговых доходов местного бюджета от использования и продажи земельных ресурсов 56
Заключение 63
Список использованных источников 68
Приложения
Одним из основополагающих принципов организации местного самоуправления является принцип его финансовой самостоятельности. Соблюдение данного принципа невозможно без наличия в местных бюджетах достаточного уровня доходов.
В настоящее время уровень обеспечения финансовыми ресурсами муниципальных образований не соответствует расходным полномочиям, возложенным на них, что приводит к увеличению дефицита муниципальных бюджетов. Отдельные аспекты правовой базы, регулирующие финансовое обеспечение местных бюджетов характеризуются неполнотой и неопределенностью. Проводимые в России реформы налогового и бюджетного законодательства фактически привели к ослаблению собственной доходной базы местных бюджетов при одновременном перекладывании на них значительных расходов. В литературе справедливо отмечается, что перманентный характер реформ не позволяет с достаточной точностью и в долгосрочной перспективе планировать и исполнять бюджеты по доходам
Принятый на федеральном уровне курс на централизацию наиболее устойчивых и контролируемых источников доходов, а также распространяющаяся зависимость финансирования муниципальных образований от межбюджетных трансфертов, создают препятствия для развития муниципальных образований.
В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы пополнения доходной базы местных бюджетов от использования и продажи земельных ресурсов.
Муниципальная собственность и земельные ресурсы являются
экономической основой местного самоуправления и одним из главных рычагов реализации местной социально-экономической политики. От эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами в значительной степени зависят объемы поступлений доходов в местный бюджет.
Выявление причин неэффективного использования объектов муниципального имущества и негативных явлений (коррупционных схем использования), ограничивающих как развитие муниципального имущественного комплекса, так и повышение его доходности в условиях экономического кризиса и снижения финансовой обеспеченности местных бюджетов является важной и актуальной задачей.
Процесс развития бюджетного федерализма в России и эффективного финансового обеспечения на всех уровнях бюджетной системы нашли отражение в трудах видных российских экономистов: Т.В. Воронченко, Т.Б. Иванова, А.Н. Писарева, А. И. Татаркина и других авторов.
Весомый вклад в обоснование отдельных аспектов теоретического и практического характера создания системы финансирования муниципальных образований внесли такие отечественные ученые, как: С.В. Гиляровская, А.З. Гусов, Ю.В. Дубровская, И.Л. Ролевич и др.
Однако в условиях изменения нормативно-правовой базы и с учетом отсутствия весомых теоретических и практических исследований доходов от использования и продажи земельных ресурсов муниципальных образований воспользоваться результатами выполненных ранее научных разработок в качестве окончательных и бесспорных рекомендаций не представляется возможным, что определило необходимость дальнейшего исследования в данном направлении.
Целью данной работы является анализ и оценка эффективности доходной базы местных бюджетов от использования и продажи земельных ресурсов и разработка рекомендаций по ее оптимизации.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы формирования доходов местных бюджетов от использования и продажи земельных ресурсов;
- определить сущность и содержание земельных ресурсов как составного элемента муниципальной собственности;
В настоящее время уровень обеспечения финансовыми ресурсами муниципальных образований не соответствует расходным полномочиям, возложенным на них, что приводит к увеличению дефицита муниципальных бюджетов. Отдельные аспекты правовой базы, регулирующие финансовое обеспечение местных бюджетов характеризуются неполнотой и неопределенностью. Проводимые в России реформы налогового и бюджетного законодательства фактически привели к ослаблению собственной доходной базы местных бюджетов при одновременном перекладывании на них значительных расходов. В литературе справедливо отмечается, что перманентный характер реформ не позволяет с достаточной точностью и в долгосрочной перспективе планировать и исполнять бюджеты по доходам
Принятый на федеральном уровне курс на централизацию наиболее устойчивых и контролируемых источников доходов, а также распространяющаяся зависимость финансирования муниципальных образований от межбюджетных трансфертов, создают препятствия для развития муниципальных образований.
В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы пополнения доходной базы местных бюджетов от использования и продажи земельных ресурсов.
Муниципальная собственность и земельные ресурсы являются
экономической основой местного самоуправления и одним из главных рычагов реализации местной социально-экономической политики. От эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами в значительной степени зависят объемы поступлений доходов в местный бюджет.
Выявление причин неэффективного использования объектов муниципального имущества и негативных явлений (коррупционных схем использования), ограничивающих как развитие муниципального имущественного комплекса, так и повышение его доходности в условиях экономического кризиса и снижения финансовой обеспеченности местных бюджетов является важной и актуальной задачей.
Процесс развития бюджетного федерализма в России и эффективного финансового обеспечения на всех уровнях бюджетной системы нашли отражение в трудах видных российских экономистов: Т.В. Воронченко, Т.Б. Иванова, А.Н. Писарева, А. И. Татаркина и других авторов.
Весомый вклад в обоснование отдельных аспектов теоретического и практического характера создания системы финансирования муниципальных образований внесли такие отечественные ученые, как: С.В. Гиляровская, А.З. Гусов, Ю.В. Дубровская, И.Л. Ролевич и др.
Однако в условиях изменения нормативно-правовой базы и с учетом отсутствия весомых теоретических и практических исследований доходов от использования и продажи земельных ресурсов муниципальных образований воспользоваться результатами выполненных ранее научных разработок в качестве окончательных и бесспорных рекомендаций не представляется возможным, что определило необходимость дальнейшего исследования в данном направлении.
Целью данной работы является анализ и оценка эффективности доходной базы местных бюджетов от использования и продажи земельных ресурсов и разработка рекомендаций по ее оптимизации.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы формирования доходов местных бюджетов от использования и продажи земельных ресурсов;
- определить сущность и содержание земельных ресурсов как составного элемента муниципальной собственности;
Роль доходов местных бюджетов от использования и продажи земельных ресурсов велика, так как они предназначены для обеспечения местного самофинансирования органов местного самоуправления, а следовательно, обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, а также его социально-экономического развития. Однако, анализ показателей местных бюджетов свидетельствует, что существующая в настоящее время доходная база местных бюджетов недостаточна для выполнения всех возложенных на органы местного самоуправления полномочий.
К доходам местного бюджета от использования и продажи земельных ресурсов относятся:
- земельный налог;
- платежи от аренды муниципальных земельных ресурсов;
- платежи от продажи муниципальных земельных ресурсов.
Земельный налог в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством является местным налогом и одним из источников доходной части местных бюджетов.
Во многом уровень поступления земельного налога зависит от состояния учета объектов налогообложения данным налогом, т.е. земельного кадастра.
В настоящее время в России формирование земельного кадастра продолжается и данный фактор является дополнительным источником роста налоговых поступлений местных бюджетов.
Неналоговые доходы являются составной частью доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Структура неналоговых доходов преимущественно связана с особенностями распределения доходов населения и имущества и зависит от структуры финансового потенциала конкретных муниципальных образований.
К доходам местного бюджета от использования и продажи земельных ресурсов относятся:
- земельный налог;
- платежи от аренды муниципальных земельных ресурсов;
- платежи от продажи муниципальных земельных ресурсов.
Земельный налог в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством является местным налогом и одним из источников доходной части местных бюджетов.
Во многом уровень поступления земельного налога зависит от состояния учета объектов налогообложения данным налогом, т.е. земельного кадастра.
В настоящее время в России формирование земельного кадастра продолжается и данный фактор является дополнительным источником роста налоговых поступлений местных бюджетов.
Неналоговые доходы являются составной частью доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Структура неналоговых доходов преимущественно связана с особенностями распределения доходов населения и имущества и зависит от структуры финансового потенциала конкретных муниципальных образований.
Таким образом по результатам анализа влияния изменений законодательства в сфере земельных отношений можно выделить две взаимосвязанные проблемы, решение которых необходимо предусматривать:
1. В условиях дотационных бюджетов сельских поселений изменения в законодательстве, регулирующем управление земельными ресурсами, привели к тому, что в преобладающей своей части для сельских поселений оно является доходопотребляющим а не доходопроизводящим. Значительная часть бюджета поселений направляется на обеспечение реализации данного полномочия поселениями и в тоже время доходы направляются исключительно в бюджет муниципального района.
2. Не все органы местного самоуправления поселений располагают материальными, финансовыми и кадровыми ресурсами, необходимыми для исполнения полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, однако действующее законодательство не позволяет в рамках правового поля осуществить передачу поселениями полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на уровень муниципального района.
Доходную часть бюджета муниципального образования города Казань составляют налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмедные поступления.
В 2015 году с территории Казани было собрано чуть более 117 млрд. налогов. На протяжении последних лет город обеспечивает стабильное поступление доходов в бюджеты всех уровней.
В 2015 году налоговые доходы составили 8 960 632,2 тыс. рублей, удельный вес в доходах бюджета города Казани - 51,1 процента, рост к показателю предыдущего года - на 6,4 процента.
Доходы бюджета муниципального образования г. Казань от использования и продажи земельных ресурсов формируются, в том числе и за счет поступления земельного налога.
Относительно показателя 2013 года увеличение поступлений по земельному налогу в 2014 году составило на 281 368,0 тыс. рублей, или увеличилось на 11,0 процентов. В 2015 году поступление земельного налога было больше чем в
2014 году на 2 874 797,0 тыс. рублей, рост к предыдущему году - на 0,9 процента
Поступление земельного налога в бюджет муниципального образования г. Казань в 2014 году составило 2 850 000,0 тыс. рублей или 33,8 процента, в
2015 году сумма поступлений составила 2874797 тыс. рублей или 32,0 процента.
Доля земельного налога в общей структуре доходов бюджета муниципального образования г. Казань составляла 14 процентов, как в 2013 году, так и в 2014 и 2015 годах. На протяжении трехлетнего периода удельный вес данного налога в общей структуре доходов бюджета муниципального образования г. Казань не изменился, это говорит о стабильной собираемости земельного налога.
Таким образом, можно отметить, что земельный налог является важным и существенным источником пополнения бюджета муниципального образования г.
Казань, соответственно совершенствование механизмов его администрирования территориальными налоговыми органами, а также регулирование ставок данного налога и политики управления земельными ресурсами муниципалитета должно стать приоритетом в деятельности органов местной власти.
Неналоговые доходы местного бюджета от использования земельных ресурсов рассматривается в рамках следующих составляющих:
- доходы от арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования;
- доходы от арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах муниципального образования;
- доходы от продажи земельных участков;
- доходы от продажи права аренды земельных участков.
Неналоговые доходы бюджета муниципального образования г. Казань в 2014 год поступили в бюджет в объеме 2 824 091,0 тыс. рублей. Удельный вес неналоговых доходов в общем объеме доходов составляет 16,1 процента. В 2015 году неналоговые доходы составили 2 932 732,0 тыс. рублей, рост к предыдущему году произошел на 3,8 процента.
За 2015 год осуществлен:
- сбор арендной платы за землю в размере - 1 118,98 млн. руб., что на 7,3% больше, чем в 2014 году (1 042,3 млн. руб.);
- сбор средств от продажи земли на сумму - 628,73 млн. руб., что на 22,4% больше, чем в 2014 (513,4 млн. руб.);
В общей сложности в 2015 году мобилизовано в бюджет г. Казани - более 1 млрд. 700 млн. руб. За 2015 год подготовлено и заключено 2 126 договоров, в том
Итак, анализ неналоговых доходов показал, что их доля в общем объеме доходов местного бюджета очень не велика. Одним из резервов увеличения доходов является уменьшение недоимки по арендным платежам по использованию земельных ресурсов. Функции учета и контроля всех неналоговых платежей следует передать финансовому органу. Следует проводить постоянную работу с невыясненными платежами. Существенным резервом увеличения неналоговых доходов местного бюджета является предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам на основе проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В целях мобилизации неналоговых доходов в бюджет муниципального образования органу местного самоуправления следует постоянно проводить проверки по вопросам предоставления и использования земельных участков, правильности начисления и уплаты арендной платы за землю, зачисления средств от аренды и продажи земельных участков и муниципального имущества; осуществления контроля за передачей в субаренду земельных участков и муниципального имущества.
Таким образом, качественное управление муниципальными ресурсами, постоянный контроль за эффективным их использованием является серьезным резервом пополнения доходов бюджета муниципального образования.
К доходам местного бюджета от использования и продажи земельных ресурсов относятся:
- земельный налог;
- платежи от аренды муниципальных земельных ресурсов;
- платежи от продажи муниципальных земельных ресурсов.
Земельный налог в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством является местным налогом и одним из источников доходной части местных бюджетов.
Во многом уровень поступления земельного налога зависит от состояния учета объектов налогообложения данным налогом, т.е. земельного кадастра.
В настоящее время в России формирование земельного кадастра продолжается и данный фактор является дополнительным источником роста налоговых поступлений местных бюджетов.
Неналоговые доходы являются составной частью доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Структура неналоговых доходов преимущественно связана с особенностями распределения доходов населения и имущества и зависит от структуры финансового потенциала конкретных муниципальных образований.
К доходам местного бюджета от использования и продажи земельных ресурсов относятся:
- земельный налог;
- платежи от аренды муниципальных земельных ресурсов;
- платежи от продажи муниципальных земельных ресурсов.
Земельный налог в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством является местным налогом и одним из источников доходной части местных бюджетов.
Во многом уровень поступления земельного налога зависит от состояния учета объектов налогообложения данным налогом, т.е. земельного кадастра.
В настоящее время в России формирование земельного кадастра продолжается и данный фактор является дополнительным источником роста налоговых поступлений местных бюджетов.
Неналоговые доходы являются составной частью доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Структура неналоговых доходов преимущественно связана с особенностями распределения доходов населения и имущества и зависит от структуры финансового потенциала конкретных муниципальных образований.
Таким образом по результатам анализа влияния изменений законодательства в сфере земельных отношений можно выделить две взаимосвязанные проблемы, решение которых необходимо предусматривать:
1. В условиях дотационных бюджетов сельских поселений изменения в законодательстве, регулирующем управление земельными ресурсами, привели к тому, что в преобладающей своей части для сельских поселений оно является доходопотребляющим а не доходопроизводящим. Значительная часть бюджета поселений направляется на обеспечение реализации данного полномочия поселениями и в тоже время доходы направляются исключительно в бюджет муниципального района.
2. Не все органы местного самоуправления поселений располагают материальными, финансовыми и кадровыми ресурсами, необходимыми для исполнения полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, однако действующее законодательство не позволяет в рамках правового поля осуществить передачу поселениями полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на уровень муниципального района.
Доходную часть бюджета муниципального образования города Казань составляют налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмедные поступления.
В 2015 году с территории Казани было собрано чуть более 117 млрд. налогов. На протяжении последних лет город обеспечивает стабильное поступление доходов в бюджеты всех уровней.
В 2015 году налоговые доходы составили 8 960 632,2 тыс. рублей, удельный вес в доходах бюджета города Казани - 51,1 процента, рост к показателю предыдущего года - на 6,4 процента.
Доходы бюджета муниципального образования г. Казань от использования и продажи земельных ресурсов формируются, в том числе и за счет поступления земельного налога.
Относительно показателя 2013 года увеличение поступлений по земельному налогу в 2014 году составило на 281 368,0 тыс. рублей, или увеличилось на 11,0 процентов. В 2015 году поступление земельного налога было больше чем в
2014 году на 2 874 797,0 тыс. рублей, рост к предыдущему году - на 0,9 процента
Поступление земельного налога в бюджет муниципального образования г. Казань в 2014 году составило 2 850 000,0 тыс. рублей или 33,8 процента, в
2015 году сумма поступлений составила 2874797 тыс. рублей или 32,0 процента.
Доля земельного налога в общей структуре доходов бюджета муниципального образования г. Казань составляла 14 процентов, как в 2013 году, так и в 2014 и 2015 годах. На протяжении трехлетнего периода удельный вес данного налога в общей структуре доходов бюджета муниципального образования г. Казань не изменился, это говорит о стабильной собираемости земельного налога.
Таким образом, можно отметить, что земельный налог является важным и существенным источником пополнения бюджета муниципального образования г.
Казань, соответственно совершенствование механизмов его администрирования территориальными налоговыми органами, а также регулирование ставок данного налога и политики управления земельными ресурсами муниципалитета должно стать приоритетом в деятельности органов местной власти.
Неналоговые доходы местного бюджета от использования земельных ресурсов рассматривается в рамках следующих составляющих:
- доходы от арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования;
- доходы от арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах муниципального образования;
- доходы от продажи земельных участков;
- доходы от продажи права аренды земельных участков.
Неналоговые доходы бюджета муниципального образования г. Казань в 2014 год поступили в бюджет в объеме 2 824 091,0 тыс. рублей. Удельный вес неналоговых доходов в общем объеме доходов составляет 16,1 процента. В 2015 году неналоговые доходы составили 2 932 732,0 тыс. рублей, рост к предыдущему году произошел на 3,8 процента.
За 2015 год осуществлен:
- сбор арендной платы за землю в размере - 1 118,98 млн. руб., что на 7,3% больше, чем в 2014 году (1 042,3 млн. руб.);
- сбор средств от продажи земли на сумму - 628,73 млн. руб., что на 22,4% больше, чем в 2014 (513,4 млн. руб.);
В общей сложности в 2015 году мобилизовано в бюджет г. Казани - более 1 млрд. 700 млн. руб. За 2015 год подготовлено и заключено 2 126 договоров, в том
Итак, анализ неналоговых доходов показал, что их доля в общем объеме доходов местного бюджета очень не велика. Одним из резервов увеличения доходов является уменьшение недоимки по арендным платежам по использованию земельных ресурсов. Функции учета и контроля всех неналоговых платежей следует передать финансовому органу. Следует проводить постоянную работу с невыясненными платежами. Существенным резервом увеличения неналоговых доходов местного бюджета является предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам на основе проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В целях мобилизации неналоговых доходов в бюджет муниципального образования органу местного самоуправления следует постоянно проводить проверки по вопросам предоставления и использования земельных участков, правильности начисления и уплаты арендной платы за землю, зачисления средств от аренды и продажи земельных участков и муниципального имущества; осуществления контроля за передачей в субаренду земельных участков и муниципального имущества.
Таким образом, качественное управление муниципальными ресурсами, постоянный контроль за эффективным их использованием является серьезным резервом пополнения доходов бюджета муниципального образования.
Подобные работы
- Проблемы формирования доходов местного бюджета
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ (НА ПРИМЕРЕ БЮДЖЕТА ГОРОДА КРАСНОЯРСКА)
Бакалаврская работа, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ДОХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ И ПУТИ ИХ УКРЕПЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - ДОХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ И ПУТИ ИХ УКРЕПЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование методики управления городскими земельными ресурсами
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РЕЗЕРВЫ РОСТА ДОХОДОВ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование системы управления земельными ресурсами в
муниципальных образованиях (на примере МО «Гатчинский муниципальный район» Ленинградской области)
Магистерская диссертация, земельно имущественные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4740 р. Год сдачи: 2024



