Введение 3
1. Теоретические основы прямых налогов как источника доходов бюджетов всех уровней
1.1 Социально-экономическая сущность и понятие прямых налогов 5
1.2 Исторический опыт мобилизации прямых налогов в доходы бюджетов различных уровней
1.3 Нормативно-правовая база формирования доходов бюджетов от прямых налогов
2. Анализ и оценка поступлений прямых налогов в бюджеты всех
уровней 34
2.1 Состав и структура прямых налогов в доходах федерального
бюджета 34
2.2 Состав и структура прямых налогов в доходах бюджетов субъектов РФ
2.3 Состав и структура прямых налогов в доходах местных бюджетов РФ
3. Пути увеличения доходов бюджетов всех уровней за счет прямых налогов
3.1 Зарубежный опыт формирования доходной базы бюджетов всех
уровней за счет прямых налогов 50
3.2 Совершенствование прямого налогообложения в РФ как фактор увеличения доходов бюджетов всех уровней
Заключение 72
Список используемых источников 79
Приложение
Налоги являются основным доходным источником государства, обеспечивая финансирование его деятельности. Денежные средства, собранные посредством налогов, поступают в бюджет или другие денежные фонды государства. Оттуда они расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, включая учителей, врачей, работников культуры. Недостаточность средств, собранных посредством налогов, неэффективность налоговой системы, массовое уклонение от уплаты налогов — сразу же сказываются на состоянии государства и общества в целом. Особый интерес представляет группа прямых налогов. Прямые налоги в настоящее время имеют большое значение для формирования доходной части бюджетов всех уровней.
Россия пошла по пути преимущественного использования косвенного налогообложения. Однако, преобладание прямых налогов в доходах государства свидетельствует о том, что речь идет о высокоразвитой экономике, косвенных - наоборот. Данная зависимость определяет актуальность изучения вопросов прямого налогообложения с точки зрения теории и практики, воздействия на эффективность работы экономических субъектов и аккумуляции средств в государственный бюджет.
Целью выпускной классификационной работы является исследование теоретических основ прямых налогов и выявление роли прямых налогов в бюджетной системе Российской Федерации.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследование сущностных аспектов прямых налогов;
- изучение исторического опыта мобилизации прямых налогов в доходы бюджетов различных уровней;
- изучение нормативно-правовой базы регулирования прямых налогов;
- анализ состава и структуры налоговых доходов бюджетов всех уровней;
- ознакомлений с зарубежным опытом формирования доходной базы бюджетов всех уровней за счет прямых налогов.
- совершенствование прямого налогообложения в РФ как фактор увеличения доходов бюджетов всех уровней.
Предметом исследования являются теоретические, методические, организационно-правовые и практические аспекты прямых налогов в бюджетах бюджетной системы.
Теоретической базой при написании данной дипломной работы послужило действующее законодательство Российской Федерации, учебники и учебные пособия, монографии и публикации в периодической печати.
Выпускная классификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
В первой главе раскрываются теоретические основы прямых налогов, а именно изучается сущность прямых налогов, история развития и поступления по прямым налогам на протяжении IX- XXI веков. Рассматривается нормативно-правовая база регулирования прямых налогов.
Во второй главе раскрывается и анализируется состав доходов бюджетов различных уровней. Особый упор делается на динамику поступлений прямых налогов за 2013-2015гг.
В третьей главе рассматриваются структура и значение прямых налогов в формировании доходной базы бюджетов всех уровней зарубежных государств. Изучаются направления совершенствования прямого налогообложения как фактора увеличения доходов бюджетов всех уровней Российской Федерации.
Экономическая сущность налога проявляется через его функции, каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутренние свойство, признаки и черты налога, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога, как части единого процесса воспроизводства, инструмента распределения и перераспределения доходов.
Решающее значение в доходах бюджета имеют прямые налоги. Участвуя в перераспределении стоимости - национального дохода - эти налоги выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений. В настоящее время прямые налоги в РФ являются основным стабильным и постоянным источником формирования бюджетов всех уровней. Прямые налоги - это налоги на доходы и имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения; они взимаются с конкретного физического или юридического лица. К прямым налогам относятся: подоходный налог, налог на прибыль организаций, единый социальный налог, налог на доходы физических лиц, поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на наследство; налоги на доход с недвижимого имущества. Эффект преимущественного использования прямых налогов в той или иной стране зависит от степени его экономического развития, уровня доходов населения, уровня налоговой дисциплины, менталитета нации и других факторов, характеризующих в целом уровень социально-экономического развития государства. Прямые налоги соответствуют более цивилизованному, экономически развитому и демократическому обществу.
К специфическим особенностям, присущим прямым налогов можно отнести следующие характеристики: большая степень возможности регулирования и стимулирования экономики, по сравнению с косвенными налогами; эластичность (продуктивность, фискальные возможности); справедливость; прогрессивность; политическая ответственность; менее инфляционный характер; высокая вероятность уклонения; менее регулярный характер поступления в бюджет; гипотетический характер реальных прямых налога.
Классификация налогов имеет не только сугубо теоретическое, но и важное практическое значение. Деление налогов на прямые и косвенные, установленное экономистами начала XX в., не утратило своего значения и в начале XXI в. В налоговых законодательствах развитых стран сохранена классификация с разделением на прямые и косвенные налоги. В России прямые и косвенные налоги появились в результате налоговой реформы 1991 г.
Анализ соотношения прямого и косвенного налогообложения в Российской Федерации, а также структура прямых и косвенных налогов при формировании налоговых доходов консолидированного и федерального бюджетов РФ показал, что далеко не все налоги «работают» в полную силу. Таким образом, в группе прямых налогов не работает налог на имущество физических лиц. Основным федеральным документом, регулирующим порядок установления, исчисления и уплаты данного налога являлся Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц». И только с 01.01.2015 г. в соответствии с Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации с 01.01.2015 была дополнена главой 32 «Налог на имущество физических лиц». Налог на имущество физических лиц должен предусматривать рыночную оценку имущества для целей налогообложения и передачу полномочий по предоставлению льгот на уровень муниципальных образований. К сожалению, принципы налогообложения, установленные Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц», не соответствовали условиям рыночной экономики. И одной из проблем анализируемого периода являлось наличие значительного количества объектов незавершенного строительства, которые, в соответствии с действующим законодательством, не подлежали обложению налогом.
Проведенный анализ общих доходов федерального бюджета за 2013-2015 гг. в данной работе показал, что налоговые доходы федерального бюджета превышают неналоговые доходы бюджета. В тоже время можно отметить, что в с 2014 г. наблюдается увеличение доходов федерального бюджета, это связано с увеличением поступлений, как по налоговым, так и неналоговым доходам. По сравнению с 2013 г. доходы федерального бюджета увеличились в абсолютной величине на 665,9 млрд. руб.
Налоговые доходы федерального бюджета представлены достаточно большим количеством прямых налогов: налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсам, налог на прибыль организаций, единый социальный налог, и т.д. Среди прямых налогов наибольшую долю в налоговых доходах федерального бюджета занимают налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами - 36,42 процентов, налог на прибыль - 5,31 процентов, государственная пошлина - 1,15 процента
Исследуя данные мы также увидели структуру налоговых поступлений Республики Татарстан за 2015 год и проанализировав узнали, что наибольший удельный вес имеет налог на прибыль организаций, который составляет 47 %в относительном выражении и 72 290 858,9 тыс. рублей в абсолютном выражении. По данному налогу в 2015 году наблюдается увеличение поступлений, первоначально утвержденный план выполнен на 144,1 процента.
По сравнению с 2013 годом произошел рост поступлений от местных налогов на 13,2% с 157,6 до 178,5 млрд. рублей и их удельного веса в налоговых доходах местных бюджетов с 15,1% до 18,4 процента. Объем поступившего в 2014 году в местные бюджеты земельного налога превышает уровень 2013 года на 12,7% и составляет 155,3 млрд. рублей. Объем налога на имущество физических лиц увеличился на 17,2% с 19,8 млрд. рублей до 23,2 млрд. рублей. Удельный вес поступлений от земельного налога в налоговых доходах увеличился с 13,2% до 16,0%, а от налога на имущество физических лиц увеличился с 1,9% до 2,4 процента.
Несмотря на то, что в последние годы были проведены существенные преобразования в ходе реформирования налоговой системы Российской Федерации, остаются проблемы, требующие решения. Одной из основных является проблема мобилизации прямых налогов в бюджетную систему РФ.
Доминирование прямых или косвенных налогов естественным образом сказывается на общем социально-экономическом развитии государства. Большой удельный вес косвенных налогов приводит к инфляции в стране и постоянному росту цен, а также говорит о том, что экономика подвержена кризисному состоянию. Но при этом косвенные налоги очень надежны, экономика более сбалансирована в плане поступления данных налогов бюджетную систему.
Опыт наиболее экономически развитых стран демонстрирует, что в бюджеты центральных правительств в качестве источников доходов привлекаются в основном прямые налоги.
Преимуществом перехода на систему прямого налогообложения является привязка к платежеспособности определенного субъекта, то есть это постоянный и твердый источник дохода государства, соразмерный в каждой отдельной ситуации от возможностей налогоплательщика. Однако, недостатками прямых налогов являются уклонение от уплаты налогов, а также и предоставление недостоверной информации по платежеспособности. В идеале, каждое современное государство должно стремиться найти баланс между прямыми и косвенными налогами. Диверсифицированная система налогообложения со сдвигом в сторону прямых налогов существенно корректирует экономическое состояние субъекта и страны в целом.
В Республике Татарстан наблюдается сдвиг в сторону прямых налогов, что говорит о достаточной развитости этого экономического региона, однако, не стоит забывать, что большую часть доходов составляют налоги на добычу полезных ископаемых (35 %). Следовательно, стоит принять меры по улучшению взимания других видов прямых налогов.
Важными функциями прямых налогов являются социальные, то есть самые большие налоговые расходы должны нести те члены общества, которые имеют наибольшие доходы. Самарская область, да и вся Россия в целом, должны стремиться к прогрессивной шкале налогообложения. Давно доказано, что при справедливом налогообложении создается импульс для развития и регулирования различных экономических процессов, таких, как инвестиции, деловая активность и т.д.
Дифференцированную ставку налогообложения также стоит использовать при формировании НДПИ, так как это позволит объективно оценивать плату за использование природных ресурсов, влияющих на себестоимость добычи. Таким образом, важным фактором улучшения региональной налоговой системы (да и всей финансовой системы в целом) является диверсификация экономики. Только в случае построения правильной экономической модели (независимой от определенных секторов экономики) возможно формирование реальной рыночной цены и только тогда можно сформировать налоговую систему с уклоном на прямые налоги.
При формировании региональной налоговой политики следует активно подключать местные власти, которые в большей мере компетентны в сфере экономического развития региона.
Обратить особое внимание необходимо на совершенствование методов учета и контроля плательщиков. Можно также сделать акцент на создание единых баз, усиление полицейской функции, то есть принудительных мер по взысканию налогов.
Обратить особое внимание необходимо на совершенствование методов учета и контроля плательщиков. Можно также сделать акцент на создание единых баз, усиление полицейской функции, то есть принудительных мер по взысканию налогов.
В России косвенные налоги «стоят даже выше налогов прямых» в прямом смысле - они главный источник доходов бюджета верхнего уровня - федерального и, естественно особенностей платежеспособности граждан отдельных регионов не учитывают. Если попытаться коротко охарактеризовать систему государственных доходов, то, по нашему мнению, справедливо было бы ее квалифицировать как утилитарную и предельно централизованную.
В Российской Федерации фискальная доминанта федеральной власти над регионами и муниципалитетами закреплена в Налоговом кодексе, где вполне однозначно определено: «Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом». [2, ст. 1, п.4] «Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим кодексом. [2, ст. 1, п.4]
То есть, на всей территории Российской Федерации действует единая система налогов и сборов, разработанная федеральной исполнительной властью, утвержденная федеральной законодательной властью в интересах федеральной власти или, собственно государства, без достаточного учета интересов других участников распределительного процесса.
Для повышения доходов бюджета бюджетной системы Российской Федерации за счет прямых налогов необходимо также принять следующие меры:
1 .Переориентация на прямое налогообложение, с закреплением в налоговом законодательстве принципа взимания налогов и сборов по результатам хозяйственной деятельности, позволит избежать фискального обременения субъектов хозяйствования до начала осуществления производственно-экономической деятельности, а также повысить роль подоходного налогообложения в системе оптимального сочетания публичных и частных интересов в налоговой сфере.
2. Также в группе прямых налогов необходимы изменения по налогу на имущество физических лиц. В целях увеличения поступлений в бюджет налога на имущество физических лиц на наш взгляд необходимо:
а) разработать единую методику кадастровой оценки (приближенной к рыночной) имущества физических лиц в целях налогообложения;
б) ускорить решение проблем, связанных с регистрацией недвижимости граждан;
в) провести сплошную техническую инвентаризацию принадлежащих физическим лицам строений, помещений и сооружений с определением их стоимостной оценки;
г) принять меры по своевременной регистрации вновь выстроенных помещений и сооружений, а также прав на них.
3. Укрепление доходной базы муниципальных бюджетов должно идти по двум направлениям: базовое обеспечение путем совершенствования налогового и бюджетного законодательства и повышение уровня доходов от прямых налогов. Однако для обеспечения самостоятельности органов местного самоуправления наличия собственных источников налоговых доходов недостаточно. Необходимо расширить конкретный перечень величин и источников налоговых доходов местных бюджетов за счёт прямых налогов, которые смогли бы обеспечить социальные потребности населения муниципальных образований.
4. Необходимо дифференцировать нормативы отчислений от прямых налогов по муниципальным образованиям, но при этом должны применяться единые критерии дифференциации. Если в методику для расчёта нормативов отчислений будут включены объективные условия и особенности каждой территории (численность и плотность населения, бюджетная обеспеченность, налоговый потенциал, объём доходов и расходов и др.), то разное их количественное выражение непосредственно повлияет на устанавливаемый для данного муниципального образования размер отчислений от регулирующих налогов (нормативы будут дифференцированы), что позволит не только снизить потребность в трансфертах, но и регулировать инвестиционную деятельность.
5. Также важной мерой для повышения доходов бюджета является введение прогрессивной ставки НДФЛ. Введение прогрессивного налогообложения позволит регионам аккумулировать доходы, которые фактически будут отражать уровень экономического благосостояния региона. В течение 10 последних лет увеличивалась зависимость регионов от финансовых перечислений из федерального центра. Как показывает опыт многих стран, прогрессивная шкала НДФЛ позволяет изымать сверхдоходы и возвращать эти средства в оборот посредством создания новых рабочих мест. Введение прогрессивной ставки НДФЛ позволит мобилизовать дополнительные доходы в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 31.07.1998 г., № 145-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант плюс». Последнее обновление 29.04.2016.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: федеральный закон// Справочно-правовая система «Консультант плюс». Последнее обновление 29.04.2016
3. Об исполнении Федерального бюджета за 2012 год. Федеральный закон от 30.09.2013 N 254- ФЗ
4. Об исполнении Федерального бюджета за 2013 год. Федеральный закон от 04.10.2014 N 280-ФЗ
5. Об исполнении Федерального бюджета за 2014 год. Федеральный закон от 05.10.2015 N 276-ФЗ
6. О внесении изменений в Федеральный закон О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. Федеральный закон от 20.04.2015 N 93-ФЗ
7. О федеральном бюджете на 2016 год. Федеральный закон от 14.12.2015 № 359-ФЗ
8. O бюджете Республики Татарстан на 2013 год //Сайт Министерства финансов Республики Татарстан.
9. O бюджете Республики Татарстан на 2014 год // Сайт Министерства финансов Республики Татарстан.
10. O бюджете Республики Татарстан на 2015 год: // Сайт Министерства финансов Республики Татарстан.
11. О бюджетной политике в 2013-2015 годы: бюджетное послание Федеральному Собранию Российской Федерации 13 июня 2013 года.
12. Об утверждении правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации. Приказ Минфина России от 24.11.2004 №106н
13. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов//ИПС Гарант.
14. О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. Сводное заключение Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам на проект федерального закона № 348499-6
15. Буренко В.И., Шумилов А.В. Политический класс современной России в контексте инструментального похода // PolitBook. -- 2012. -- №4. -- С. 9-18.
16. Гашенко. И.В., Генезис соотношения прямого и косвенного налогообложения.
17. Ефремова Т.М., Бровина К.А. Проблема сбалансированности прямого и косвенного налогообложения в РФ // Финансы и кредит. - 2013. - №11. - С. 42-43.
18. Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацило М.К. История налогов в России. IX
- начало XX а. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. - 322 с.
19. Каклюгин В.Г. Налогообложение: учеб. пособие/В.Г. Каклюгин. - Ростов н/Д: Феникс 2007. - 189, [1] с. - (Высшее образование).
20. Кашин В.А. Налоговая система: Как ее сделать эффективной // Финансы.
- 2008. - №10.
21. Кузнецова О.С. Формирование налоговых доходов местных бюджетов: направление модернизации // Финансы и кредит. — 2012. — № 1. — С. 49-54.
22. Мамедова Ч.Н. (Вахабова Ч.Н.) Анализ прямых и косвенных налогов в бюджете РФ // Международная научно-практическая конференция «Историко-правовые и социально-экономические аспекты развития общества». - Чернигов, 2013.
23. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение. Курс лекций: Учебное пособие. - М.: ИКФ Омега-Л, 2007. - 134 с.
24. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение: учеб. пособие/О.И. Мамрукова. - 7-е изд., переработ. - М.: Издательство «Омега - Л», 2008. - 302с. - ил., табл. - (Высшее финансовое образование).
25. Мамыкина Н.Н., Анализ эволюции российской налоговой системы в контексте налоговой политики / Н.Н. Мамыкина, Н. В Сумцова // Финансы и кредит. - 2011. —№28. - С.243.
26. Минаев Б.А. О требующих решения проблемах в области налогообложения // Налоговый вестник. - 2006. - № 4. - с.24..
27. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по эконом. специальностям/[Д.Г. Черник и др.] под ред. Д.Г. Черника. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, - 2008. - 311с.
28. Налоги и налогообложение: учебное пособие / В.Ф. Тарасова, Л.Н. Семыкина, Т.В. Сапрыкина. - 3-е изд., перераб. - М.: КНОРУС, 2007. - 320с.
29. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / П.В. Акинин, Е.Ю. Жидкова. - М.: Эксма, 2008. - 496с. - (Высшее экономическое образование).
30. Нечаев А.С., Антипина О.В. Налогообложение в России: анализ и тенденция развития // Финансы и кредит. - 2014. - №1. - С. 73-77.
31. Никитин С.М. Социальные налоги в развитых странах: особенности, тенденции, последствия // Деньги и кредит. - 2007. - № 2. - с.41-50.
32. Налоги и налогообложение. уч. пособие/ под ред. Б.Х. Алиева. — М.: Финансы и статистика, 2011. —145 - 146, 113 - 116 с.
33. Паскачев А.Б., Кашин В.А., Бобоев М.Р., Колесников А.С. //Под ред. Букаева Г.И. История налогов России: важнейшие даты, факты и события.- М.: Гелиос АРВ, 2002.- С.240.
34. Песчанских Г.В., Пути сохранения доходов бюджета при снижении ставок налоговых платежей / Г.В. Песчанских // Налоговое администрирование. —2011. — №4. - С.30.
35. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 344 с
36. Рыманов А. Ю. Налоги и налогообложение. - М.: Инфра-М, 2009.-331 с.
37. Сажина М.А., Формирование налоговой системы Российской Федерации в условиях становления рыночной экономики / М.А. Сажина // Финансы и кредит. —2011. — №6. - С.95
38. Сковиков А.К. Современные проблемы национальной безопасности России // Управление мегаполисом. -- 2010. -- №5. -- С. 162-166.
39. Сковиков А.К. Политические противоречия в постсоветской России // Управление мегаполисом. -- 2010. -- №6. -- С. 199-202.
40. Тарасов В.Ф., Семыкина Л.Н., Сапрыкина Т.В. Налоги и налогообложение. - М.: Кнорус, 2012. - 488 с.
41. Талашт, А.А. Налоговая политика: ближайшие перспективы / А.А. Талашт // Аудиторские ведомости. - 2009. - №10. - С. 57.
42. Токаев Н.Х. (2012). Формирование и самодостаточность доходного обеспечения муниципальных бюджетов // Тепа Economicus. Т. 10. № 3 -3. С. 118¬122.
43. Туаева Н.В., Бацоев Т.Х. Резервы роста поступления налога на имущество // Известия Горского государственного аграрного университета. Т.48, ч.2, Владикавказ, 2011. - С. 99- 101.
44. Туаева Н.В., Бацоев Т.Х. Налоги - главный источник доходов бюджета РСО-Алания// Известия Горского государственного аграрного университета. Т.47, ч.1, Владикавказ, 2010. - С. 287-290.
45. Тютюрюков Н.Н. Региональные и местные налоговые доходы // Финансы. - 2009. - №4.
46. Филина Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009. - 424 с.
47. Че А.Ю. Прогрессия при налогообложении доходов физических лиц // Налоговая политика и практика. - 2008. - № 7.
48. Юмаев М.М. Ресурсные и имущественные налоги, сборы и платежи: итоги и перспективы// Налоговый вестник. - 2008. - № 2.
49. http://minfin.ru/ru/
50. http://www.roskazna.ru/
51. http: //tatarstan.roskazna.ru/
52. http://bk-rf.ru/
53. http: //www.gks.ru/