Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности
1.2 Особенности конкуренции на мировом рынке мяса птицы
1.3 Проблемы повышения конкурентоспособности продукции российских компаний на мировом рынке мяса бройлеров
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ООО «ЧЕЛНЫ-БРОЙЛЕР»
2.1 Характеристика ООО «Челны-Бройлер»
2.2 Технико-экономический анализ ООО «Челны-Бройлер»
2.3 Финансовый анализ ООО «Челны-Бройлер»
2.4 Оценка конкурентоспособности продукции ООО «Челны-Бройлер»
2.4.1 Сравнительный анализ качества продукции ООО «Челны- Бройлер»
2.4.2 Сравнительный анализ себестоимости продукции ООО «Челны- Бройлер»
2.4.3 Цена и ценовая политика ООО «Челны-Бройлер»
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ООО «ЧЕЛНЫ-
БРОЙЛЕР» НА РЫНКЕ КАЗАХСТАНА
3.1 Анализ конкурентоспособности продукции на рынке Казахстана
3.2 Мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции ООО «Челны-Бройлер» на рынке Казахстана
3.3 Расчет экономического эффекта мероприятия по снижению затрат
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности, фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке за предпочтение потребителей или как говорят, за «рубль потребителя» в целях получения наибольшей прибыли. Именно на этом основано функционирование фирм в современных условиях, в условиях складывающихся рыночных отношений.
Конкурентоспособность продукции - это совокупность потребительских и стоимостных характеристик производимой продукции, позволяющей ей выдерживать конкуренцию на конкретном рынке и в определенном промежутке времени и потребительским, стоимостным характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов.
Фундаментальной основой обеспечения конкурентоспособности продукции является формирование и обеспечение конкурентных преимуществ, которые часто отожествляют с конкурентоспособностью.
Конкурентное преимущество продукции - это ярко выраженное проявление превосходства над конкурентами в различных областях. Этому способствует низкая себестоимость, качество и технический уровень производимой продукции, наличие развитой сбытовой сети. Конкурентное преимущество, в отличие от потенциальной возможности, это факт, который фиксируется на основании очевидных предпочтений покупателей.
Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сами ее формы далеко не одинаковы на различных рынках и в различных рыночных ситуациях. Это существенно влияет на поведение фирм и других экономических агентов при принятии решений относительно цен, объема производства продукции и других параметров хозяйственной деятельности.
Сегодня мы понимаем, что чем выше конкурентоспособность на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки во внешней экономике, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции конкурентов. Именно конкуренция превращает экономическую систему страны в саморегулирующийся аппарат, недаром Адам Смит назвал ее «невидимой рукой рынка».
С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкурентоспособности в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в Российской Федерации, как и в развитых странах, в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкурентоспособности, ее роли в развитии предприятий является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.
Проблемы повышения конкурентоспособности российских товаров являются крайне актуальными в современной России. Транснациональные корпорации очень настойчиво продвигают свои товары на рынки России и создают глобальную конкуренцию. В результате у отечественных компаний нет другого выбора, как быть «конкурентоспособными». Все это указывает на актуальность выбранной темы.
Целью работы является разработка предложений и рекомендаций для повышения конкурентоспособности продукции ООО «Челны-Бройлер».
Данная цель достигнута посредством решения следующих задач:
1. Раскрыть теоретические основы конкурентоспособности на внешнем рынке.
2. Дать оценка конкурентоспособности ООО «Челны-Бройлер» на внешнем рынке.
3. Разработать предложения и рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО «Челны-Бройлер» на внешнем рынке.
Объектом исследования является - ООО «Челны-Бройлер
Предметом работы является конкурентоспособность продукции предприятия на внешнем рынке.
Работа состоит из введения, заключения и трех глав.
Первая глава посвящена рассмотрению теоретических моментов конкурентоспособности, ее форм, особенностей международной конкуренции на рынке мяса птицы, а так же проблем повышения конкурентоспособности российских компаний на мировом рынке.
Во второй главе проведен детальный анализ деятельности ООО «Челны-Бройлер», его организационной структуры, проанализированы основные экономические, финансовые показатели деятельности организации, проведен анализ конкурентоспособности продукции ООО «Челны-Бройлер.
В третьей главе проведен анализ конкурентов ООО «Челны-Бройлер» на рынке Казахстана. Разработаны мероприятия для повышения конкурентоспособности продукции ООО «Челны-Бройлер» на рынке Республики Казахстан и рассчитана эффективность данных мероприятий.
Разработаны следующие предложения и рекомендации:
1. Производство качественной продукции, признанное не только рядовыми потребителями, но удостоенное многими наградами на выставках и конкурсах в России и за рубежом.
2. Производство продукции замороженной тушки, как товара для входа на рынок Казахстана и последующее расширение ассортимента предлагаемой продукции на рынке.
3. Строительство новых птичников для увеличения объемов сырья для производства продукции компании
4. Постоянная работа над ассортиментом, с целью удовлетворения запросов потребителей всех сегментов в России и за рубежом, постоянное наращивание объемов производства.
5. Начало производства продукции рубленных полуфабрикатов - популярных в основном в Европе.
6. Внедрение торговой марки для обеспечения узнаваемости продукта.
Положения выпускной квалификационной работы были доложены на итоговой научно-образовательной конференции студентов
Набережночелнинского института КФУ.
Говоря о рынке мяса птицы можно отметить, что он развивается наиболее динамично по сравнению с рынками других видов мяса. Полезные свойства мяса птицы в сочетании с его относительно невысокой ценой привели к значительному росту спроса на этот продукт. За последние 20 лет производство этого вида мяса увеличилось с 25 до 83 млн. т. Основная часть мирового производства и потребления мяса птицы приходится на мясо курицы.
Основными лидерами в производстве мяса бройлеров являются - Америка (22% от мирового производства), Китай (16% от мирового производства), Бразилия (16% от мирового производства). Россия находится на сегодняшний день на 6 месте (4,1 % от мирового производства). Прирост производства за последние 20 лет составил 358,25 %. Это значительный рост объема, потому что рынок мяса бройлеров развивается очень динамично. Однако Россия постепенно увеличивает импорт мяса птицы и занимает 1 место в мире.
В отношении конкурентоспособности российских готовых изделий на мировом рынке внутри страны существует достаточно распространенное мнение о ее низком уровне. Не вдаваясь в споры по этому вопросу, отметим, что такая позиция определяется в основном нежеланием работать по развитию экспорта. В период государственной монополии внешней торговли на экспорт предлагались лишь ограниченные объемы готовых изделий, на запросы иностранных фирм часто отвечали отказом из-за неготовности удовлетворить запросы по объемам. Развитие экспорта требует больших усилий, оперативности, гибкости производственного аппарата. Конечно, те руководители предприятий, которые ждут крупного государственного оборонного заказа, вряд ли будут прилагать интенсивные усилия по развитию экспорта. Скорее всего, экспорт будут развивать малые фирмы. И жизнь доказывает справедливость такого подхода.
Направлениями, обеспечивающими конкурентоспособность продукции ООО «Челны-Бройлер» на внешнем рынке являются:
1. Производство качественной продукции удовлетворяющее всем санитарным, ветеринарным требованиям и нормам, продукция признанное рядовыми потребителями, а так же удостоенное многими наградами на выставках и конкурсах в России и за рубежом.
2. Производство продукции «Халяль» имеющее интерес как внутри страны так и в Исламских странах, к тому же как показывает перепись населения Казахстана, то больше половины жителей Республики Казахстан придерживаются Ислама.
3. Наличие у ООО «Челны-Бройлер» сертификата соответствия по системе ХАССП, являющейся основной моделью управления качеством и безопасностью продукции на пищевых предприятиях развитых стран мира. Для ООО «Челны-Бройлер» получение такого сертификата - это путевка на мировой рынок.
4. Постоянная работа над ассортиментом, с целью удовлетворения запросов потребителей всех сегментов в России и за рубежом, постоянное наращивание объемов производства.
5. Производство продукции рубленных полуфабрикатов - популярных в основном в Европе, а теперь и в России.
6. Разработка и внедрение торговой марки для обеспечения узнаваемости продукта.
Таким образом, у ООО «Челны-Бройлер» есть все предпосылки для завоевания новых рынков за рубежом и обеспечения прибыльной реализации своей продукции.
Следует отметить, что присутствие ООО «Челны-Бройлер» на внешнем рынке пока отсутствует. Российские предприятия по птицеводству никогда не смогут вести конкурентную борьбу на рынках США, Бразилии, Китая и других европейских стран, так как здесь абсолютная иная политика государства относительно местного птицеводства. Правительство этих стран производит дотации в птицеводство, поэтому предприятия могут без убытка для себя реализовывать продукцию по низким ценам.
Одним из главных препятствий для российских производителей на пути завоевания европейского рынка станет цена отечественных бройлеров.
На сегодняшний день ООО «Челны-Бройлер» планирует выход на рынок Казахстана и на рынок исламских стран. Эти рынки считаются привлекательными для предприятия ООО «Челны-Бройлер», в силу присутствия в ассортименте продукции линейки «Халяль» - наиболее подготовленное в этом отношении.
Необходимо принятие решения увеличить забой мяса птицы Халяль с 30% до 45%. Такое решение обусловлено большим спросом на мясо птицы Халяль и ее большей рентабельностью.
ООО «Челны-Бройлер» сегодня развиваясь динамично и быстро не может ждать изменения ценовой политики в странах, которые для него на сегодняшний день закрыты. Если нет возможности войти в рынок с сырой продукцией, необходимо искать другие сегменты рынка, приемлемые для предприятия. Таким сегментом является рынок рубленных полуфабрикатов. На рынках США, Бразилии, Китая, Японии, Дании и Нидерландов большим спросом пользуются данные виды продуктов. ООО «Челны-Бройлер» располагает современным оборудованием «Сторк Титан» по производству рубленных деликатесов, который на сегодняшний день задействован всего на 30 %.
Наиболее важным маркетинговым инструментом в расширении потребления мяса птицы в мире является производство полуфабрикатов и готовых к употреблению продуктов, которые отвечают требованиям конечного пользования.
Так, например, в Северной Америке доля тушки в общем объеме реализации мяса птицы значительно ниже, чем в других регионах мира, и составляет всего 20 %, на полуфабрикаты приходится немногим более 50 %, и на птицу глубокой переработки - около 30 %.
Необходимо активно прорабатывать возможности реализации продукции в эти регионы путем таких инструментов как:
1. Рекламная деятельность, информирование СМИ о прошедших выставках, наградах, новинках, деятельности предприятия, поддержка бренда, «имиджа» предприятия, рекламная поддержка в регионах, выпуск рекламных листков, проспектов, буклетов.
2. Изучение деятельности конкурентов, поведения их продукции на рынке, выявление их слабых и сильных сторон, оценка конкурентоспособности продукции, комплексное изучение рынка птицепродуктов.
3. Анализ ценовой политики конкурентов:
- по сырой продукции
- по мясу
- по готовой продукции
- по полуфабрикатам
4. Изучение региональных рынков продукции из мяса птицы, анализ политики продаж присутствующих конкурентов, встречи и обмен опытом с конкурентами, изучение цен, ассортимента продукции, поиск потенциальных покупателей, изучение спроса, совместно с менеджерами отдела продаж проведение анкетирования, акций, дегустаций в регионах.
5. На основе исследований разработка и внедрение совместно с технологами новых видов продукции, проведение дегустаций, анализ реализации новой продукции.
6. Поддержка ассортиментного ряда продукции, в т.ч. новинок совместно с менеджерами отдела продаж проведение дегустаций в торговых сетях, составление графика дегустаций, распределение дегустаций по менеджерам отдела продаж, отчёт о проведенных дегустациях.
7. Участие в муниципальных торгах, аукционах совместно с менеджерами отдела продаж.
8. Выработка предложений по ценовой политике, установление цен,
внесение изменений в прайс.
9. Изучение предстоящих выставок, ярмарок, подготовка документации, конкурсной и выставочной продукции, оформление стендов, участие в выставках, ярмарках, отчёт о проведенных мероприятиях.
10. Разработка и продвижение новых торговых знаков.
Все это конечно внутренние меры, которые может предпринять руководство ООО «Челны Бройлер» для завоевания новых рынков за рубежом, здесь важна и политика государства относительно отечественных птицефабрик. Однако, Россия, врятли, будет осуществлять дотации в птицеводство, как это делает правительство европейских стран. Хотя конечно это могло решить многие проблемы присутствия Российских птицефабрик в Европе. Однако, учитывая сегодняшнюю политику привлекательными для Российских фабрик и для ООО «Челны Бройлер» в частности остаются рынки ближнего зарубежья и Исламские страны.
1. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности
2 Постановление Госкомстата РФ от 6 апреля 2001 г. N 26 «Об
утверждении оплаты труда.»
3 Трудовой кодекс РФ
4 Азоев Г.Л., Челеков А.П.Конкурентные преимущества фирмы. – М.,
2010 г. - 456 с.
5 Азоев Г.Л.Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Центр
экономики и маркетинга, 2209 г. – 280 с.
6 Афанасьев Н.В.Плоха О.Б. Экономика предприятия: Учебнометодическое пособие.- К.: ВД «ИНЖЕК», 2008 г.- 329 с.
7 Балобанова Л.В. Маркетинг/Учебник. – Донецк, 2008 г. – 562 с.
8 Благов В. Маркетинговый менеджмент: учебное пособие. - 3 изд. – К:
Знание, 2009 г. – 354 с.
9 Г.З. Щербаковский «Внутренний механизм конкуренции и
конкурентные силы» 2010 г. – 512 с.
10 Дафт Р.Л. Менеджмент.-СПб.:Питер,2010 г.- 832 с.
11 Должанский И.З., Загорная Т.О. Конкурентоспособность предприятия:
учебное пособие.- К.: Центр учебной литературы, 2011 г. – 384 с.
12 Забелин П.В., Моисеева Н.К.. Основы стратегического управления:
Учеб. пособие. - М.: Информ. – центр маркетинг, 2011 г.-195 с.
13 Камаев.В.Д. экономическая теория: Учебник. - М.: Гуманит. Изд. центр
ВЛАДОС, 2011 г. - 640 с.
14 Курс экономической теории: учебник-5-е исправленное, дополненное и
переработанное издание/ под. ред. проф. Чепурина М.Н, Киселевой.
Е.А.- Киров: «АСА», 2009 г. - 832 с.
15 Майкл Портер Конкуренция: Учебник. – М. Гуманит. Изд це6нтр АРГО,
2010 г. – 625 с.102
16 Мельник Л.Г. Экономика предприятия, конспект лекций: Учебн. Пособ.:
Суммы ВТД «Университетская книга»,2009 г. - 412 с.
17 Муталимов М.Р. Основы экономической теории: Учебно-методическое
пособие. – Ми: Интер пресс сервис, Эко перспектива. 2009 г.- 464 с.
18 Николаева С.А. Учетная политика предприятия.- М.: «ИНФРА-М», 2012
г. - 873 с.
19 Под редакцией А.И. Архипова «Экономический словарь» 2010 г. – 687 с.
20 Современная экономика. Лекционный курс: Многоуровневое учебное
пособие. Изд.6-е,доп.и.перер.-Ростов н/Д: изд-во «ФЕНИКС»,2009 г.-416
с.
21 Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия,
управление.- М.: ИНФРА-М, 2010 г. – 351 с.
22 Экономика: учебник/под. ред. д-ра экон. наук. проф. А.С. Булатова -4-е
изд, перераб.и доп.-М.: Экономистъ, 2008 г. - 831с.
23 Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: Учеб.
пособие для вузов/ Под. ред. проф. И.П.Николаевой.- М.: ЮНИТИДАНА, 2009 г. – 447 с.
24 Экономическая теория. Учебник/ Под. ред.Н.Г. Кузнецова. - М: ИКЦ
«Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2008 г. - 496 с.
25 Ю.В. Мишин «Экономические основы организации
конкурентоспособного производства» 2010 г. – 312 с.
26 Юданов А.Ю.Конкуренция: теория и практика. М, Изд-во «АКАЛИС»,
2009 г. - 272 с.
27 Акулин В. Б. Из плоти и крови // «Бизнес». - № 35 – 2009, с. 3-8.
28 Бадамшин В. П. Мясные страсти // «Бизнес». – № 3 – 2011, с. 5-8.
29 Барышев И. В. Поголовная боль// «Бизнес». – № 42 – 2010, с. 31-42.
30 Бердашкевич А.П. Конкуренция// Эко.-№ 10 - 2012, - с. 64-75.
31 Бусыгин В.М. Конкуренция в мировой экономике// Эко.- 2009- №7 – с.
103-104
32 В.Д. Андрианов «Конкурентоспособность России в мировой экономике»103
//Мировая экономика и международные отношения// №3 – 2010, -с. 18-
21.
33 Загорная Т.О. Конкурентоспособность фирм в системе стратегического
маркеетенга// Торговля и рынок Украины. – № 1 – 2010, - с. 87-91.
34 Коршунова Р.В. Развитие поведенческой трактовки характера
конкуренции фирм.// Финансы и Кредит. - №1- 2008, - с. 69-71.
35 Л.Е. Романов «Методы потроения стратегии конкуренции фирмы»
//Вопросы экономики// № 7 - 2009 , - с 15 -19.
36 Манфред Брун «Гиперконкуренция : характерные особенности,
движущие силы и управление» //Проблемы теории и практики
управления// №3 - 2010 г, с. 58-67.
37 Основные показатели мирового рынка мяса // БИКИ. - №56 –2009 , – с.
6-7.
38 Перспективы развития рынка мяса и яиц // БИКИ. - №142. – 2008, – с.7-
8.
39 Прогноз мирового экспорта мяса // БИКИ. - №147. – 2009, – с. 6 - 12.
40 Прогноз развития мирового рынка мяса в 2004 г. // БИКИ. - №54 – 2011,
– с. 6-7.
41 Прогноз развития мирового рынка мяса в 2004 г. // БИКИ.-№55–2012,–
.6-7.
42 Прогноз развития рынка мяса Е-25 // БИКИ. – №102 - 2009, – с. 6-8.
43 Рей.А. Конкурентные стратегии государства и фирм в экспортно
ориентированном развитии// Вопросы экономики. –№ 8. - 2009, - с 46-
65.
44 С.Л. Постников, С.А. Попов «Мировая экономика и экономическое
положение России» //сборник статистических материалов. - № 12 – 2011,
- с. 13-26.
45 Савинов Ю.А. Конкурентоспособность Российских предприятий в сфере
международной торговли// Вопросы статистики. - № 7-2010, - с. 16-29.
46 Тарасов В. Цыбин А. Новая конкурентная стратегия построения104
самообучающихся предприятий// Проблемы теории и практики
управления.-№ 13 – 2010, - с.76-84.
47 Уваров. В.В. Слияние поглощения в свете современных технологий
конкуренции «сделки М&А в системе факторов повышения
конкурентоспособности компани