ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО 8 БИЗНЕСА
1.1. Понятие и роль малого бизнеса в региональной экономике 8
1.2. Формы организации малого бизнеса 16
1.3. Факторы, влияющие на развитие малого бизнеса 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНАХ 30 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Характеристика развития малого бизнеса в регионах 30 Российской Федерации
2.2. Особенности развития малого бизнеса в Республике 39 Татарстан
2.3. Государственная поддержка малого бизнеса в Республике 47 Татарстан
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В 58 РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
3.1. Основные направления развития малого бизнеса в Республике 58 Татарстан
3.2. Мероприятия по совершенствованию развития малого 64 бизнеса в Республике Татарстан ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность. Тенденции современной экономики говорят, что эффективна экономика той страны, в которой малому предпринимательству отведена существенная роль в социально-экономическом развитии. Рыночная экономика не может полноценно функционировать без большого числа малых предприятий, являющихся двигателями конкуренции. Работа предприятий малого бизнеса, может быть, порой эффективней работы крупного бизнеса, но конечно это относится не ко всем отраслям экономики. За счет малого бизнеса государство повышает уровень благосостояния населения, поскольку малый бизнес создает рабочие места, разрабатывает и внедряет новые технологии, максимально учитывает местные условия, проникает в невыгодные для крупных предприятий сферы бизнеса, дает значительную часть налоговых поступлений.
Роль и важность сектора малого бизнеса не вызывают сомнений, и многочисленные научные труды и зарубежная статистика это подтверждают. Во всех странах малый бизнес является важным институтом,
обеспечивающим экономическое развитие и решение проблемы занятости населения. В Европе, США на долю малого и среднего предпринимательства приходится более 50% валового национального продукта, в Японии - 80%, Китае - 60%. Доля занятого в данном сегменте населения в странах ЕС - от 55 до 75%, в Японии - 70%, в США - 50%. В России рассматриваемые показатели составляют, соответственно, 21 и 25%. При этом количество малых и средних предприятий в России на 1000 человек населения в 2014 г. было равным 38,9, что сопоставимо с показателями зарубежных стран. Так, в Канаде данный показатель составил 40, в США - 20, в Японии - 45 предприятий, соответственно. Таким образом, в настоящее время институциональное развитие малого бизнеса в России по основным показателям значительно отстает от развитых стран мира.
Формирование сектора малого бизнеса в России началось в 90-е гг. ХХ в., в условиях экономических реформ. Его развитию в тот период способствовала безработица, возникшая в результате негативных процессов, прежде всего, в промышленности, обеспечивающей занятость значительной части населения страны. Но, несмотря на государственную поддержку, рассматриваемый сегмент не занял соответствующее место в российской экономике, не обеспечил решения проблемы занятости, что особенно актуально для регионов. В федеральных округах имеет место сильная дифференциация в уровне безработицы: наименьший уровень отмечен в Центральном федеральном округе, наибольший - в Северо-Кавказском, причем этот разрыв в 2014 г. составил 8,2 п.п. Следует отметить, что дифференциация между наиболее проблемными и самыми благополучными регионами почти 20-кратная.
Проблема занятости населения является государственной, решается как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Ее наличие свидетельствует о необходимости дальнейшего развития сектора малого бизнеса с использованием как новых финансовых инструментов, так и совершенствованием механизма применения уже имеющихся. Специфика финансов рассматриваемого сегмента экономики, уязвимость, рисковый характер бизнеса, особенно в условиях финансовых кризисов и экономических спадов, говорят о том, что малый бизнес нуждается в соответствующей государственной поддержке. Причем поддержка эта должна быть своевременной, адекватной состоянию экономики.
Основную роль в развитии малого бизнеса должны играть федеральные, региональные и муниципальные программы поддержки. Учитывая дифференциацию в уровне экономического развития и налогового потенциала регионов, в настоящее время значительной частью субъектов Российской Федерации адекватная поддержка оказана быть не может. Кроме того, государственная поддержка малого бизнеса не всегда оказывается достаточной и эффективной в силу несовершенства самого механизма предоставления такой помощи.
Обозначенные выше проблемы свидетельствуют об актуальности темы исследования, вызывают необходимость дальнейшего изучения особенностей малого бизнеса, совершенствования механизма государственной поддержки, а также необходимость разработки практических рекомендаций по расширению круга применяемых инструментов государственной поддержки и других форм
стимулирующего воздействия на сектор малого бизнеса.
Степень разработанности проблемы. Теоретическим и
методологическим аспектам развития предпринимательства посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых, таких как А. Смит, Ж.Б. Сэй, Д.К. Ван Хорн, Х. Вел, А. Улус, А. Колесников, Ф. Хайек, М. Вебер, Й. Шумпетер, В. Зомбарта и др. Исследованием факторов, влияющих на развитие малого бизнеса занимались такие авторы как Тумилевич Е.Н.,
Э.А. Арустамов, Техов А.В., и др.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является малый бизнес Республики Татарстан. Предмет исследования - государственная поддержка малого бизнеса в Республике Татарстан.
Цель работы заключается в совершенствовании развития малого бизнеса в Республике Татарстан.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность и функции малого бизнеса в региональной экономике.
2. Рассмотреть факторы, влияющие на развитие малого бизнеса.
3. Проанализировать развитие малого бизнеса в регионах Российской Федерации, а именно в Республике Татарстан.
4. Предложить рекомендации по совершенствованию развития малого бизнеса в Республике Татарстан.
Методологическую и теоретическую основу дипломной работы составили труды отечественных и зарубежных авторов по теоретическим и прикладным вопросам, посвященные анализу развития и государственной поддержке малого бизнеса, нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность малого бизнеса и других экономических субъектов. В исследовании применялись следующие методы научного познания: классификация, сравнение, обобщение и интерпретация
полученных данных.
Информационной базой исследования послужили статистические и аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики, Территориального органа Федеральной службы
государственной статистики по Республике Татарстан, материалы Министерства экономики Республики Татарстан, рейтингового агентства "Эксперт РА", а также материалы периодической печати, сети Интернет и др.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. Объем работы составляет 79 страниц. В работе представлено 10 таблиц и 17 рисунков.
Во введении обосновывается актуальность темы дипломной работы, определены цель и задачи исследования.
В первой главе изучены теоретические основы развития малого бизнеса.
Во второй главе проведен анализ развития малого бизнеса в Республике Татарстан.
В третьей главе разработаны мероприятия по совершенствованию развития малого бизнеса.
В заключении обобщены основные результаты выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость исследования заключается в разработке практических рекомендаций по совершенствованию развития малого бизнеса в Республике Татарстан.
Результаты выпускной квалификационной работы по оценке и совершенствованию развития малого бизнеса позволяют сделать следующие выводы.
1. В экономике развитых западных стран малый бизнес играют важную роль. Основой создания крупных компаний, как ни парадоксально, является малый бизнес. Такие крупнейшие корпорации, как IBM, Microsoft, MacDonald's и другие, создавались именно как малые предприятия. На сегодняшний день во всем мире малый бизнес выступает в качестве одной из движущих сил экономического и научно-технического прогресса и глобального работодателя во всех отраслях экономики. На современном этапе развития экономики в России сектор малого бизнеса еще не занял тех позиций, которые характеризуют экономику развитых стран. В Европе, США на долю данного сегмента приходится более 50% валового национального продукта, в Японии - 80%, Китае - 60%, доля занятого в этом сегменте населения в странах ЕС составляет от 55 до 75%, в Японии - 70%, в США - 50%. В России эти показатели - 21%. Следовательно, на современном этапе развития экономики в России малый бизнес еще не занял тех позиций, которые характеризуют экономику развитых стран. Доля малого и среднего бизнеса в валовом внутреннем продукте России существенно меньше показателей зарубежных стран.
2. На деятельность малого бизнеса оказывают существенное влияние
факторы неопределенности внешней среды, такие как природно-климатические, политические, экономические и др., которые трудно прогнозировать и минимизировать. Эти факторы обусловливают возникновение систематических рисков, которые возникают на стадии реализации проектов государственной поддержки. Поэтому
государственные и муниципальные органы власти при предоставлении различных форм государственной поддержки также несут риски, поскольку имеет место неопределенность в отношении возможностей реализации проектов независимо от получателей этой поддержки. Несистематические риски обусловлены факторами, которые зависят как от получателей различных форм государственной поддержки, так и от органов власти, предоставляющих поддержку. К факторам, влияющим на возникновение этих рисков со стороны получателей, относятся: предоставление недостоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности, наличие теневого оборота и др.
3. В ходе проведенного анализа развития малого бизнеса в Татарстане было выявлено, что в целом, период 2010-2014 гг. можно назвать периодом подъема в силу увеличения числа субъектов, но с небольшими оговорками:
- рост оборота субъектов малого бизнеса и числа занятых на предприятиях вызваны исключительно увеличением количества данных субъектов, а не за счет расширения производства;
- рост социальной эффективности субъектов малого предпринимательства присутствует, но он незначителен и также связан с увеличением количества предприятий;
- рост количества субъектов малого бизнеса в период кризиса не смог решить проблему занятости на территории республики, поэтому в указанный период был отмечен наибольший показатель напряженности на рынке труда.
Также в ходе исследования нами были выявлены слабые стороны реализуемой государственной поддержки субъектов малого бизнеса на территории Республики Татарстан:
- отсутствие софинансирования муниципальных программ поддержки;
- для республики финансовая поддержка является вторым по значимости направлением поддержки малого бизнеса;
- незначительный охват некоторыми мероприятиями поддержки, что искажает конкурентные условия субъектов предпринимательства.
Эти недостатки реализации государственной поддержки субъектов малого бизнеса в Республике Татарстан подтверждают необходимость создания эффективной системы государственной финансовой поддержки путем совершенствования алгоритма предоставления государственного субсидирования, кредитования субъектам малого бизнеса и оценки результативности и эффективности реализации программ поддержки малого бизнеса.
4. В целях совершенствования развития малого бизнеса, по нашему мнению, необходимы следующие мероприятия: 1. разработать муниципальные программы поддержки малого бизнеса, чтобы муниципалитет сам формировал для себя приоритетные отрасли развития малого бизнеса; 2. развитие малого предпринимательства в высших учебных заведениях РТ, прежде всего необходимо развитие интеграции вузов и предприятий; 3. необходимо разработать нормативно-правовую базу для развития семейного бизнеса.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) Электронный ресурс] : от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 29.06.2015). - Доступ из справ. правовой системы "КонсультантПлюс". Версия Проф. - Загл. с экрана.
2. О государственной поддержке малого предпринимательства
[Электронный ресурс] : федер. закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ. - Доступ из справ. правовой системы "КонсультантПлюс".
3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс] : ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ (в ред. от 29.06.2015). - Доступ из справ. правовой системы "КонсультантПлюс".
4. Об утверждении основных положений Стратегии развития
Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года [Электронный ресурс] : приказ Минэкономразвития России от 19.02.2015 № 74. - Доступ из
справ. правовой системы "КонсультантПлюс".
5. Доклад о мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в РФ / Гос. совет РФ. - М., 2015. С.5.
6. О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан [Электронный ресурс] : закон РТ от 21.01.2010 № 7-ЗРТ. - Доступ из справ. правовой системы "КонсультантПлюс".
7. Об утверждении программы поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан на 2005-2010 гг. [Электронный ресурс] : закон РТ от 21.10.2005 № 105-ЗРТ. - Доступ из справ. правовой системы "КонсультантПлюс".
8. Об утверждении Порядка отбора субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан для предоставления государственной поддержки в форме субсидий [Электронный ресурс]:
постановление КМ РТ от 19.06.2013 № 416 (в ред. от 18.05.2015). - Доступ из справ. правовой системы "КонсультантПлюс".
9. Проект Стратегии "Развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года". - М., 2015. - С.106
10. Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике
Татарстан на 2014-2016 годы [Электронный ресурс] : постановление КМ РТ от 01.10.2014 № 709. - Доступ из справ. правовой системы
"КонсультантПлюс". Версия Проф. - Загл. с экрана.
11. Дорожная карта «Развития малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан на период 2014-2016 гг.». Казань, 2013. - С. 156- 170
Монографии
12. Авилова, В.В. От региональной экономики к экономике инноваций: преемственность задач и перспективные направления совершенствования научных, экономических исследований в сфере управления инновационным развитием [Текст] /В.В. Авилова, М.В. Егорова, А. И. Шинкевич // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2014. - № 4. - С. 250-267.
13. Агафонов, А.Ю. Возможные сценарии развития малого предпринимательства в Российской Федерации [Текст] / А.Ю. Агафонов // Горный информ.-аналит. бюл. - 2014. - № 10. - С. 253-260.
14. Александрин, Ю.Н. Оценка качества бизнес-среды малого предпринимательства в регионе: институциональный и методический аспекты [Текст] / Ю.Н. Александрин // Регион. экономика: теория и практика. -2012. - № 4 (235). - С. 42-51.
15. Алиев, Б.Х. Малый бизнес в условиях инновационного развития экономики Российской Федерации [Текст] / Б.Х. Алиев, Х.М. Мусаева, М.М. Иманшапиева // Финансы и кредит. - 2011. - № 37 (469). - С. 20-27.
16. Борисов, С. Большая роль малого предпринимательства [Текст] / С. Борисов // Человек и труд. - 2011. - № 1. - С. 37 - 39.
17. Волков, Д.А. Социально-экономические аспекты управления семейным предпринимательством в РоссийскойФедерации [Текст]/ Автореф. дис. канд. экон. наук. - М., 2011. - С. 29
18. Егорова, Н.Е. Статистический анализ факторов развития малого бизнеса (на примере Китая) [Текст] / Н.Е. Егорова // Прикладная эконометрика. - 2009. -№ 3 (15). - С. 3-16.
19. Заболоцкая, В.В Источники формирования финансовых ресурсов малых предприятий / В.В. Заболоцкая, М.Е. Листопад // Вестн. Алтайск. акад. экономики и права. - Барнаул, 2014. - № 2 (34). - С. 73-77.
20. Козлов, В.А. Семейная политика в Российской Федерации: уровни ответственности, реализации и финансирования [Текст]: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М., 2011. - С. 27.
21. Морозко, Н.И. Место малого бизнеса в системе финансовых отношений [Текст] / Н.И. Морозко // Экономика и управление. - 2011. - № 2. - С. 169-173.
22. Любушин, Н.П. Анализ развития малого бизнеса в современных условиях [Текст] / Н.П. Любушин, Е.С. Ионова // Экон. анализ: теория и практика. -2013. - № 32 (335). - С. 2-14.
23. Нагимова, А.М. Малое предпринимательство в Республике Татарстан: становление, развитие, перспективы [Текст] / Казань : Центр инновац. технологий, 2010. - С. 26-27.
22. Резник, Г.А. Студенческое предпринимательство в вузе: проблемы и перспективы развития // Проблемы современной экономики. - 2010. - № 3 (35). URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3303 (дата обращения: 03.06.2016).
24. Терешкин, Г.В. Оценка эффективности деятельности
муниципалитетов по развитию малого предпринимательства [Текст] / Г.В. Терешкин // Экономика и управление. - 2009. - № 9 (47). - С. 91-97.
25. Сафиуллина , Р. Т. Инновационно-конкурентные основы развития малого предпринимательства в Республике Татарстан [Текст] / Молодой ученый. — 2015. — №12.1. — С. 71-72.
26. Тумилевич, Е.Н. Факторы и формы развития малого предпринимательства в регионе [Текст] / Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. -2012.
27. Техов, А.В. Факторы развития малого предпринимательства [Текст]/ Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2013. - № 1 [27]. -С. 25-29.
Статьи в сборниках
28. Горфинкель, В.Я., Поляк, Г.Б., Швандар, В.А. Предпринимательство. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2012. - С. 207.
29. Кретов, С. Н. Предпринимательство: сущность, директивы,
перспективы. - М.: Знание, 2012. - С. 40- 44.
30. Пелих, А.С. Организация предпринимательской деятельности. - М.: МарТ, 2011. - С. 281.
31. Хизрич Р., Питере М. предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. Вып. 1. - М.: Прогресс-универс, 2013. С. 13-26.
32. Клейнер, Г.Б. Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики / Г.Б. Клейнер. - М. : Наука, 2002. - С. 445 -448.
33. Чернобродова, Л.А. Малое инновационное предпринимательство как фактор социально-экономического развития региона // ЭПОС. 2012..С. 53-59.
Учебники и учебные пособия
34. Арустамов, Э.А. Основы бизнеса : учеб. для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К*, 2012. - С. 228 - 232.
35. Бессонова, Е.В. , Волчкова, Н.А. Административные барьеры на пути развития малого бизнеса в России /Под ред. Волчковой Н.А. - М.: Изд-во «Дело» РАНХ, 2010. - С. 79-81.
36. Львов, Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. СПб., 2012. - С. 13-14; Экономика и бизнес (теория и практика предпринимательства) / Под ред. В. Д. Камаева. - М., 2013. - С. 6.
37. Румянцева, Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. - 3-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2012. - VI. - С. 660 - 668.
Электронные ресурсы
38.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России. - Режим доступа: http://www.gks.rU/bgd/regl/b 15 47ZMain.htm
39. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. - Режим доступа: https: //www.nalog.ruZrn 16/about fts/docs fts/
40. Большая публичная библиотека. Режим доступа:
http: //www. rfu.ru/ekonomika i ekonomi-
cheskava teoriva/organizaciya malogo biznesa.php
41. Официальный сайт Министерства экономики РТ. - Режим доступа:
http: //mert.tatarstan.ru/rus
42.Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РТ. - Режим доступа: http://tatstat.gks.ru
43. Князев, И.О. Роль малого бизнеса в экономике России / И. О. Князев. - Режим доступа: http://www.ieay.ru/nauchZsc article/2007/01/Knayzev.shtml