Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социокультурная адаптация современной российской молодежи: социологический анализ

Работа №8292

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы155стр.
Год сдачи2007
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
715
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты анализа социокультурной адаптации молодежи 15
1.1. Адаптация и ее исследование в социально-гуманитарных науках 15
1.2. Социокультурная адаптация: проблемы структурирования и классификации 37
1.3. Молодежь в системе социокультурной адаптации 55
9
Глава 2. Социокультурная адаптация молодежи в
условиях современной России 71
2.1. Особенности адаптационного процесса российской молодежив современной социокультурной реальности 71
2.2. Жизненная позиция молодых людей как результат социокультурной адаптации к современным российским условиям 94
2.3. Адаптация молодежи с ограниченными
возможностями здоровья: проблемы и возможности их решения 105
II. Заключение 118
Ш.Библиографический список использованной литературы 122
IV. Приложение




Актуальность темы исследования. В современном российском обществе в конце XX - начале XXI веков происходят радикальные изменения. Нет ни одной сферы общественной жизни, в которой не произошли бы значимые преобразования, требующие от человека иные образцы поведения, ценности, установки, ориентации и т.д. Переход от государственно-плановой экономики к рыночной, от социалистической демократии к либеральной, от моноидеологии и монокультуры к плюрализму и свободе в духовной сфере общества объективно актуализирует необходимость активного приспособления большинства населения к новым условиям своей жизнедеятельности. В этих условиях возникает потребность в исследовании социокультурной реальности, которая складывается в российском обществе, того ценностного мира российских граждан, который дает возможность им сориентироваться в трансформирующемся обществе и найти «точку отпоры» в современной России. В этой связи проблемы социокультурной адаптации личности начинают приобретать одно из центральных мест в социологии.
Сущностные изменения социально-экономических, политических и духовно-культурных условий жизни предполагают новые адаптационные механизмы. Многие традиционные для советского или российского общества социальные институты перестали существовать или претерпели радикальные изменения, и это привело к иной последовательности способов и процессов адаптации, к иным ее агентам. Важность понимания того, как происходит приспособление людей к новым условиям, каковы механизмы адаптации, имеет не только теоретико-методологическое значение, но и практическое. Общественные преобразования не принесут ожидаемых положительных результатов, если в их основе будут лежать модели поведения и ценности, прямо противоположные тем, которые были характерны для российского общества и, следовательно, потребуют от людей максимальных усилий для приспособления к ним.
Актуальность диссертационного исследования также обусловлена стремлением понять, как осуществляется социально-культурная адаптация молодого поколения к современным российским условиям, насколько ему удается сегодня сохранить ценностный мир старшего поколения или молодежь, приспосабливаясь к либеральным рыночным ценностям, практически полностью утрачивает связь с традициями российского общества.
Необходимость изучения адаптационного процесса современной российской молодежи вызвана и особенностями современной структуры молодого поколения. Сегодня следует говорить не только о городской и сельской молодежи, о молодежи с разным уровнем образования или социально-экономического благосостояния, но и о группах молодежи, имеющих разные возможности в связи с состояние их здоровья. Современная неблагоприятная с экономической, экологической, социально-психологической, духовно-нравственной, медицинской точек зрения ситуация ведет к резкому возрастанию числа молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. В этой связи особую значимость приобретает потребность в исследовании особенностей процесса адаптации данной категории молодежи. Таким образом, исследование социокультурной адаптации современной российской молодежи в условиях трансформирующейся России приобретает особую актуальность.
Степень разработанности проблемы. Впервые проблема адаптации была поставлена и научно обоснована в биологии. Ч.Дарвин, Ж.Бюффон, Ж.Б.Ламарк, Ж.Сент-Илер1 понимали адаптацию как основу выживания, то есть рассматривали ее в контексте концепции эволюции. Идеи научной биологии получили дальнейшее развитие в трудах русских ученых И.П.Павлова, И.М.Сеченова, Н.А.Бернштейна, В.И.Вернадского, А.А.Ухтомского2. Начи¬
1 См.: Дарвин Ч. Воспоминания о развитии моего ума и характера // Соч., т.1.
- M.-JL, 1957. - 266 с.; Канаев И.И. Жорж Луи Леклер де Бюффон. - М., 1966. -672 с.; Ламарк Ж.Б. Происхождение видов. - М., 1952. - 484 с.
2 См.: Павлов И.П. 20-летний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности поведений животных. - М., 1951. - 630 с.; Сеченов И.М. Реф¬

ная с се редины XIX века, идея адаптации проникает в разнообразные сферы науки - социологию, психологию, медицину, демографию, этнографию.
В психологии разработка проблемы социокультурной адаптации связана с именами А.Н. Леонтьева, А.А.Налчаджяна, А.В.Петровского,
В.А.Петровского, Ж.Пиаже1. Особенностью психологической трактовки процесса социальной адаптации является рассмотрение ее в контексте индивидуальных проблем личности, ее взаимоотношений в группе.
Медицинское на правление представлено работами Г.Селье, И.В.Давыдовского, Р.Вихрова,2 где адаптация тесно связана с такими понятиями, как норма и патология, которые отражают определенное состояние человеческого организма - здоровье и болезнь и выступают как формы единого процесса адаптации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Последнее десятилетие XX века в России отмечено кардинальными социокультурными трансформациями, проявляющимися отказе от прежних идеологических принципов социально-экономического развития и государственно-политического устройства. Самоопределение в современном трансформирующемся социокультурном пространстве, соотнесение себя с различными социальными группами и общностями российского общества требуют больших индивидуальных усилий, которые предполагают наличие определенных личностных качеств, поскольку в процессе социокультурной адаптации происходит не только изменение внешних социокультурных отношений, но и изменение внутреннего духовно-нравственного, эмоционального мира человека, ценностных ориентиров его жизнедеятельности. Такое определение наиболее адекватно для исследования процесса социокультурной адаптации молодежи в условиях современной России.
Анализ теоретических взглядов российских и зарубежных авторов по данной проблеме приводит нас к пониманию социокультурной адаптации как сложного процесса приспособления, при котором человек приводит в соответствие с существующей социокультурной реальностью собственный нормативно-ценностный мир и вырабатывает жизненную позицию, позволяющую ему определить свое место в этой реальности. Основополагающими свойствами социокультурной адаптации выступают целостность, динамичность, непрерывность и относительная устойчивость.
Молодежь как специфическая часть общества, обладающая психоэмоциональной, интеллектуальной и физиологической неустойчивостью, стремится приспособить свой ценностный мир к существующей социокультурной реальности.


1. Акчурин П.И. Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. - Иркутск, 1986. -247с.
2. Адаптируется ли население России к сегодняшней ситуации // Общество и экономика. - 1993. - № 7. - С. 111-119.
3. Айзенк Г.Ю. Структура личности / Пер. с англ. - СПб.: Ювен- та, 1999. -463 с.
4. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. — М.: Прометей, 1976. - 301 с.
5. Алещенок С.В. К проблеме новой концептуализации молодежи // Методологические проблемы исследования молодежи. - М., 1998. - С.34 - 37.
6. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Нау¬ка, 1977.-380 с.
7. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. - Минск, 1998. -
239 с.
8. Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации сту¬дентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество. - Вып. 13. - Л., 1973. -С. 68- 72.
9. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Наука, 1988. - 410 с.
10. Арефьев А. Девиантные явления в среде учащейся молодежи // На-родное образование. - 2003. - № 7. - С. 193 - 200.
11. Баевский P.M. Биокибернетика и прогностика, некоторые проблемы оценки адаптационно-приспособительной деятельности организма // Кибер-нетические аспекты адаптации системы «человек-среда». - М.: Прометей, 1975.-280 с.
12. Беляева Л.А. Стратегии выживания, адаптации, преуспевания // Со- цис. -2001. — № 6. - С. 44-53.
13. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация че-ловека. - Л.: Наука, 1988. - 330 с.

14. Бернштейн Н.А. Модели структурно-функциональной организации некоторых биологических систем. - М.: Наука, 1966. - 323 с.
15. Бидуэлл Ч. Молодежь в современном мире // Американская социо-логия. - М.: ЮНИТИ, 1972. - 392 с.
16. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Политиздат, 1980. - 314 с.
17. Бойко Л.И. Трансформация функций высшего образования и соци-альной позиции студенчества // Социс. - 2002. - № 3. - С. 78 - 83.
18. Большая Советская Энциклопедия. - М.: «Советская энциклопе¬дия», 1981. - т. 24. - 712 с.
19. Брудный В.И. Профессиональная и социально-психологическая адаптация студентов и молодых специалистов. - М.: Просвещение, 1976. — 282 с.
20. Брушлинский А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе // Психологический журнал. - 1999.-№ 6. - С. 30 - 37.
21. Булатов P.M. Исследование проблемы управления производствен¬ной адаптации молодежи в условиях их ресоциализации. - Нижнекамск: ИЦЦ «Гузель», 1995. - 198 с.
22. Бурьков С.М. Проблемы социальной адаптации личности (на при¬мере коренных народностей Севера) // Дис...канд. социол. наук. - Свердловск, 1990. - 159 с.
23. Васеха Л.И. Этнологические факторы социокультурной адаптации личности. - М, 1996. -210 с.
24. Вебер М. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990. — 808 с.
25. Веденина М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации // Дефектология. —
1997. —№2.- С. 31-40.
26. Верещагин В.Ю. Философские проблемы теории адаптации челове¬ка. - Владивосток: Д/В ун-т, 1988. -246 с.
27. Вернадский В.И. Размышление натуралиста. - М.: Наука, 1975. -

28. Вершинина Т.Н. Производственная адаптация рабочих кадров // Социально-экономические проблемы труда на промышленном предприятии.
- Новосибирск: Наука, 1979. - 300 с.
29. Вили К.А.., Детье В.Д. Биология (биологические процессы Я зако¬ны). - М.: Просвещение, 1975. - 510 с.
30. Витенберг Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям // Дис... канд. психол. наук. - СПб.: Питер, 1994. - 158 с.
31. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи. - Екатерин¬бург, 1997.-412 с.
32. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Студент 90-х - социокультурная ди¬намика // Социс. - 2000. - № 12. - С. 56 - 63.
33. Власова О.А. Социальная адаптация женщин в условиях переходно¬го периода. - М., 1994. - 161 с.
34. Волков Г.Д., Н.Б. Оконская. Адаптация и ее уровни // Философия пограничных проблем науки. - Вып. 7. - Пермь, 1975. - С. 134-142.
35. Волков Ю.Г., Добеньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шапо¬валов В.А. Социология молодежи. - Ростов-на-Дону. - 2001. - 340 с.
36. Возрождение России: общество - образование - культура - моло¬дежь. - Екатеринбург,1998. - 190 с.
37. Всероссийская перепись населения 2002 года. // htm.
38. Выготский Л.С. Проблема сознания. // Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. - Т. 1. - М.: Политиздат, 1982 - 430 с.
39. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М.: Политиздат, 1965. -
490 с.
40. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // Социс. - 2002. - № 1. С. 96 - 104.
41. Георгиева И.А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе. - Л., 1985. - 216 с.

42. Георгиевский А.Б. Эволюция адаптации (Историко-методологическое исследование). - Ленинград: Наука, 1989. - 298 с.
43. Гидденс Э. Социология. - М.: Едиториал УРСС, 1999. - 527 с.
44. Головаха Е.И., Панина Н.В. Интегральный индекс социального са-мочувствия. - Киев, 1997. - 199 с.
45. Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Со-циологические исследования. - № 8, 9. - 1994.
46. Горшков М. Страна после очередного кризиса // Независимая газе¬та. - 1998. - Ноябрь, 25. - С. 8.
47. Грушин Б.А. Массовое сознание. - М.: Политиздат, 1987. - С. 153.
48. Давыдова Е.В. Измерение социального самочувствия молодежи. М.: Институт социологии РАН, 1992. - 230 с.
49. Давыдовский И.В. Общая патология человека. - М.: Наука, 1961. —
503 с.
50. Дарвин Ч. Воспоминания о развитии моего ума и характера // Соч., т.1.-М.-Л., 1957.- 672 с.
51. Джеймс У. Психология. - М.: Наука, 1991.-621 с.
52. Добрынин В.И., Кухтевич Т.Н., Туманов С.В. Молодежь России: три жизненные ситуации. - М., 1998. - 205 с.
53. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской федерации 90-х го¬дов. - М., 1996. - 380 с.
54. Дубин Б.В. Дети трех поколений // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. - 1995. - № 4. - С.ЗО-ЗЗ.
55. Дубинин Б.В. Социальное самочувствие // Экономические и соци-альные перемены: мониторинг общественного мнения. - 1998. - № 6. С. 14 -
19.
56. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социоло¬гии. - М., 1991. - 412 с.
57. Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения // Социологиче¬

126
ские исследования. -1991. - № 2.- С. 106-114.
58. Ефимов Б.А. Образование как фактор социальной адаптации лично¬сти // Дис... канд. филос. наук. - Свердловск, 1980. - 160 с.
59. Жмыриков А.И. Диагностика социально-психологической адапти- рованности личности в новых условиях деятельности и общения.- Л.: ЛГУ, 1981.-200с.
60. Зиневич Ю.А. О социально-психологической и предметной адапта¬ции начинающего исследования // Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества. - М., 1977. - С. 44 - 45.
61. Ибрагимова Н.М. Эстетическая организация предметной среды как условие производственной адаптации молодых рабочих // Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического обще¬ства: Тез. докл. V Всесоюзн. Съезда психологов СССР. - М., 1971.-256 с.
62. Иванова Н.Н. Современные подходы к социальной адаптации и реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья. - М., 2001.— 308 с.
63. Информационный бюллетень Центра Социологических исследова¬ний СГУ. - № 1. - 2003. - 35 с.
64. Ионин Л.Г. Социология культуры. - М.: Логос, 1996. - 280 с.
65. Каверина В.И. Социокультурная адаптация детей-сирот. — М.,
1997. —122 с.
66. Кадочкина В.Е. Факторы, способствующие адаптации студентов в ВУЗе // Воспитание, обучение и психологическое развитие - М., 1983. - 402 с.
67. Калайков И. Цивилизация и адаптация. - М.: Наука, 1984. - 340 с.
68. Канаев И.И. Жорж Луи Леклер де Бюффон. - М.: Академия, 1966. -
266 с.
69. Карпухин О.И., Куценко В.А. Студент сегодня - специалист завтра. -М., 1998.- 238с.
70. Катаев С. Молодежь как социально-культурная общность в аспекте межпоколенческих отношений // Теоретические основания культурной поли-

127
тики. - М., 1993. - 300 с.
71. Кинелев С.В. Адаптация личности как социальное явление // Дис... канд. филос. наук. - Д., 1978.
й
72. Кирильцева А.А. Психологические особенности производственной адаптации выпускников профессионально-технических училищ и средней школы // Вопросы психологии. - 1980. № 4. - С. 118 - 123.
73. Козлов В.И. Жизнеобеспечение этноса: содержание понятия и его энологические аспекты // Этническая экология: теория и практика. - М., 1991.-260 с.
* 74. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Академия, 1980.- 195 с.
75. Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Политиздат, 1998. - С. 134.
76. Кон И.С. Открытое «Я». - М.: Политиздат, 1978. - 2 73 с.
77. Кон И.С. Социология личности. - М.: Политиздат, 1967. - 384 с.
78. Корель Л.В. Социология адаптации: Этюды апологии. - Новоси-
* бирск: ИЭОПП СО РАН, 1997.- 280 с.
79. Коржева Э.М. Адаптация подростков к рыночным отношениям // Социологический журнал.- 1995. -№ З.-С. 141-151.
80. Коробейников И.А. Нарушение развития и социальная адаптация. - М., 2002. - 354 с.
81. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. -
* М., 1997.-250 с.
82. Коцюбинский А.П., Шейнина Н.С. Об адаптации психически боль¬ных // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. -1996.-№2.-С. 203-213.
83. Крупник И.И. Арктическая этноэкология. - М., 1999. - 329 с.
84. Кряжева И.К. Влияние адаптации личности на психологический
4^ климат коллектива II Социально-психологические проблемы в условиях раз¬
витого социалистического общества: Тез. докл.У Всесоюзн. Съезда психоло¬гов СССР. - М., 1977. - С. 161-200.

85. Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптирован- ности рабочего на производстве // Прикладные проблемы социальной психо¬логии. - М.: Наука, 1983. - 259 с.
86. Кузеев Р.Г., Бабенко В Л. Малые этнические группы: основные эта¬пы этнокультурного развило // Советская этнография. - 1985. - № 4. - С. 38¬
41.
87. Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. - Сара¬тов: СГУ, 1991.-170 с.
88. Кузнецов П.С. Разработка методологии и теории изменения соци¬альной адаптации // Человек в социокультурном мире. -Саратов: Слово,
1998. -231 с.
89. Кузнецов П.С. Уровни социальной адаптации // Материалы пятых Страховских чтений. - Саратов, 1996. - 230 с.
90. Ламарк Ж.Б. Происхождение видов. - М.: Академия, 1952. - 484 с.
91. Лапин Н.И. Ценности в кризисном социуме // Ценности социальных групп и кризис общества / Отв. ред. Н.И. Лапин. - М., 1991. - 322 с.
92. Лебедев В.И. Этапы психической адаптации в измененных условиях существования // Вопросы психологии. - 1980. - К 4. - С. 50-59.
93. Левада Ю.А. Homo Post-Soveticus // Общественные науки и совре-менность. 2000. - № 6. - С.5 - 24.
94. Левада Ю.А. Судьба «человека советского». Размышления 5 лет спустя // Этика успеха. - 1996. - Выпуск 9. - С.218-225.
95. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиз¬дат, 1975.—304с.
96. Лисовский В.Т. «Отцы» и «дети»: за диалог в отношения // Социс. - 2002.-№ 2. - С. 112-117.
97. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России - СПб., 2000. - 349 с.
98. Лисовский В.Т. Социология молодежи. - СПб, 1996. - 390 с.

129
99. Личность в воспитательной системе школы / Под ред. А.В. Гаври¬лова, Л.И. Новиковой - Владимир, 1993. - 144 с.
100. Мадорская С.М. Проблема социальной адаптации студентов к учебному процессу // Психолого-педагогические особенности адаптации сту-дентов в техническом ВУЗе. - Казань, 1976. - 180 с.
101. Маркарян Э.С. Культура как способ социальной организации. - Пущино, 1982. - 200 с.
102. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. - 1981. - № 2. - С. 81 - 88.
103. Маркарян Э. и др. Культура жизнеобеспечения - М., 1989. - 179 с.
104. Мареева Е.В. Культурология. Теория культуры. - М., 2001. -173 с.
105. Маркарян Э.С. Культурная традиция и задача дифференциации ее общих и локальных проявлений // Методологические проблемы этнических культур. Материалы симпозиума. - Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1978.-199с.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ