Введение 3
1. Теоретические и правовые основы формирования доходов местных
бюджетов 6
1.1. Сущность доходов местных бюджетов и их роль в обеспечении
финансовой самостоятельности 6
1.2. Классификация доходов местных бюджетов 14
1.3. Правовые основы формирования доходов бюджетов муниципальных
образований 19
2. Анализ доходов местного бюджета 31
2.1. Характеристика социально-экономического положения
муниципального образования 31
2.2. Анализ налоговых доходов местного бюджета 38
2.3. Анализ неналоговых доходов местного бюджета 45
3. Перспективы укрепления доходной базы местных бюджетов 54
3.1. Пути увеличения налоговых доходов местного бюджета 54
3.2. Перспективы роста неналоговых поступлений в доходах местного
бюджета 60
Заключение 67
Список использованных источников 73
Приложение
Местные бюджеты финансируют мероприятия, в которых в первую очередь заинтересованы жители соответствующей территории. Таким образом, ключевой целью деятельности органов местного самоуправления является обеспечение полноценного и сбалансированного социально-экономического развития муниципальных образований, исходя из интересов населения и учета исторических местных традиций. Реализация данной цели обуславливает необходимость использования всех имеющихся в распоряжении органов местного самоуправления ресурсов, среди которых на практике наиболее существенную роль играют доходы, аккумулируемые в бюджетах муниципальных образований.
Действующий в последние годы механизм формирования доходов местных бюджетов Российской Федерации не обеспечивает в полной мере реализацию конституционно закрепленного принципа их финансовой самостоятельности. Существенные ограничения налоговых полномочий органов местного самоуправления привели к тому, что местных налогов заведомо недостаточно для покрытия бюджетных расходов муниципальных образований. Этому способствует проводимая в последние десятилетия бюджетная политика, направленная на концентрацию наиболее существенных доходных источников в федеральном бюджете, что, безусловно, ограничивает бюджетные ресурсы субъектов РФ и местного самоуправления. Решение вопроса выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований в рамках сложившейся системы межбюджетных отношений просматривается в основном через механизм финансовой поддержки, тем самым, по-прежнему сохраняется зависимость органов местного самоуправления от вышестоящих структур государственной власти.
Создание эффективного механизма формирования доходов местных бюджетов, способствующего укреплению финансовой самостоятельности органов местного самоуправления и решению проблем развития территорий, является актуальной задачей. Ее решение требует поиска новых форм и методов привлечения средств для формирования бюджетных ресурсов муниципальных образований.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка предложений по укреплению финансовой самостоятельности муниципальных образований на основе исследования особенностей формирования доходов местных бюджетов.
Достижению поставленной цели способствуют следующие задачи:
- исследовать сущность доходов местных бюджетов и их роль в обеспечении финансовой самостоятельности;
- рассмотреть классификацию доходов местных бюджетов;
- проанализировать правовые основы формирования доходов бюджетов муниципальных образований;
- дать характеристику социально-экономического положения
муниципального образования города Казани;
- подвергнуть анализу налоговые доходы местного бюджета;
- проанализировать неналоговые доходы местного бюджета;
- предложить пути увеличения налоговых доходов местного бюджета;
- сформулировать перспективы роста неналоговых поступлений в доходах местного бюджета.
Объектом исследования выступают доходы местных бюджетов Российской Федерации.
Предметом исследования выступает действующий механизм формирования доходов бюджетов муниципальных образований Российской Федерации.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых и специалистов в области бюджетных отношений, финансовых проблем местного самоуправления, проблем межбюджетных отношений, управления бюджетами территорий: Н.В. Васильевой, О.В. Врублевской, Р.Р. Гайзатуллина, В.В. Гулиной, О.А. Дементьевой, Е.А. Ермаковой, В.Н. Лексина, Т.С. Марченко, С.И. Мельникова, В.А. Николаева, Л.П. Павловой, В.Г. Панскова, И.В. Петровой, Г.Б. Поляка, В.М. Родионовой, М.В. Романовского, М.А. Смирнова, Р.М. Тухбатуллина, А.Н. Швецова, Н.А. Ширкевича и др.
Информационную базу исследования составили материалы Федерального казначейства РФ, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства финансов РФ, Министерства финансов Республики Татарстан, Счетной палаты РТ, отчеты об исполнении местных бюджетов.
Исследование строилось на принципах системного подхода с использованием методов сопоставления, абстрактно-логического, экономико-статистического анализа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе «Теоретические и правовые основы формирования доходов местных бюджетов» охарактеризованы сущность и классификация доходов местных бюджетов, проанализированы правовые основы формирования доходов бюджетов муниципальных образований, описаны исторические аспекты формирования доходов местных бюджетов в Российской Федерации.
Во второй главе «Анализ доходов местного бюджета» дана характеристика социально-экономического положения муниципального образования города Казани, проанализированы налоговые и неналоговые доходы бюджета города Казани.
В третьей главе «Перспективы укрепления доходной базы местных бюджетов» предложены некоторые пути увеличения налоговых доходов местного бюджета и сформулированы перспективы роста неналоговых поступлений в доходах бюджета муниципального образования города Казани.
Основным назначением доходов местных бюджетов является создание устойчивой финансовой базы для выполнения органами местного самоуправления своих задач.
Финансовая самостоятельность местного самоуправления обеспечивается, прежде всего, наличием собственных доходных источников, в отношении которых органы местного самоуправления вправе по своему усмотрению определять направления их расходования. В настоящее время наблюдается зависимость местных бюджетов от выделяемых из федерального и региональных бюджетов межбюджетных трансфертов. Уместно отметить, что основная часть межбюджетных трансфертов является целевыми, поэтому органы местного самоуправления не могут повлиять не только на установление субсидии или субвенции, но и на направление их расходования.
Анализ доходов местных бюджетов был проведен по муниципальному образованию г. Казань Республики Татарстан.
Казань относится к старопромышленным городам и традиционно является деловым, финансовым, промышленным центром Поволжья. Главными отраслями промышленности города являются химическое производство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, производство транспортных средств и оборудования, а также производство пищевых продуктов, включая напитки.
Наблюдаемые успехи экономического развития г.Казани позволяют уверенно прогнозировать дальнейший стабильный рост экономики города и устойчивое социально-экономическое развитие в обозримой перспективе.
Только в 2015 году на территории г.Казани осуществляли свою деятельность 89 414 субъектов малого и среднего предпринимательства, из которых: 59 702 - экономически активные малые и средние предприятия, 29 712 - индивидуальные предприниматели.
Динамика количества субъектов малого и среднего предпринимательства и их доли в валовом территориальном продукте свидетельствует о росте количества субъектов малого предпринимательства и повышении доли субъектов малого и среднего бизнеса в валовом территориальном продукте, что приводит к увеличению доходов в местном бюджете за счет увеличения поступления налогов на совокупный доход.
По всем видам налогов наблюдается положительная тенденция, за исключением единого сельскохозяйственного налога. Необходимо отметить, что в наиболее отсталых и социально значимых отраслях экономики, а также на предприятиях, находящихся в особых экономических зонах и требующих развития применяются льготные ставки налога на прибыль. Данный факт объясняет такую низкую долю поступления сельскохозяйственного налога, в отношении которого государством применяется политика, направленная на стимулирование сельского хозяйства.
Однако при формировании доходной базы муниципального образования города Казани еще имеется ряд недостатков.
Так, проведенный анализ показал, что на налоговые доходы в бюджете г. Казани приходится в среднем 72% собственных доходов бюджета города (в 2013 году - 74,4%, в 2014 году - 70,3%, в 2015 году - 73,1%). Наиболее значительными источниками в доходной части бюджета города являются налоги на прибыль, доходы, представленные налогом на доходы физических лиц, налоги на имущество, представленные, в частности, земельным налогом.
Динамика налоговых доходов муниципального образования г.Казани в 2013-2015 годах показывает, что на снижение налоговых доходов бюджета города Казани в 2014 году повлияло снижение поступлений от налога на доходы физических лиц, который вносит самый значительный налоговый вклад в бюджет города. Поступления налога на доходы физических лиц в бюджет города Казани за три года имеют тенденцию к снижению с незначительным повышением в 2015 году, что объясняется замедлением темпов экономического роста в 2014 году и увеличением сумм возвратов НДФЛ по налоговым вычетам, предусмотренных федеральным законодательством в 2015 году. Земельный налог является одним из основных источников пополнения городского бюджета. В структуре налогов на имущество его доля колеблется на уровне 91¬93%.
Формирование доходов в бюджете осуществляется не только из налоговых поступлений, весьма существенную долю составляют неналоговые доходы. Проведенный анализ показал, что на неналоговые доходы в бюджете г. Казани приходится в среднем 27% собственных доходов бюджета города (в 2013 году - 25,6%, в 2014 году - 29,71%, в 2015 году - 26,89%).
Наиболее значительными источниками неналоговых доходов бюджета города являются доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также доходы от продажи материальных и нематериальных активов.
В структуре доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности в бюджете города Казани удельный вес доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах и средств, получаемых от передачи имущества в доверительное управление составляют доли процентов (максимальный удельный вес поступлений платежей составлял 0,54% в 2013 году). Соответственно, необходимо обеспечить лучшее управление муниципальными унитарными предприятиями с целью повышения их доходности.
Существенный удельный вес поступлений в доход бюджета муниципального образования г. Казань составляют также доходы от продажи материальных и нематериальных активов. В 2013 году он составил 27,16% от неналоговой части дохода бюджета, в 2014 году наблюдалось резкое повышение до 41,25% в доходах бюджета, однако в 2015 году поступления вновь снизились до 31,26% в неналоговых доходах бюджета. На наш взгляд, данная тенденция вызывает опасения, т.к. активная продажа муниципального имущества приносит однократный доход, в то время как эффективное управление ею - ежегодно.
Анализ структуры доходов от продажи материальных и нематериальных активов в динамике за 2013-2015 годы показывает, что наибольший удельный вес занимают доходы от продажи земельных участков (в 2013 году - 63,85%, в 2014 году - 44,72%, в 2015 году - 55,89% от доходов в связи с продажей материальных и нематериальных активов), в то же время наименьший удельный вес наблюдается у доходов от продажи квартир: в 2013 году - 1,94%, в 2014 году - 1,83%, в 2015 году - 1,58%. Основную причину, приведшею к такому факту, мы видим в отсутствии полного и своевременного учета муниципальной собственности и всех проводимых с ней операций. На территории Республики Татарстан до сих пор не сформирована единая база учета имущества, что отражается на невысокой доле поступлений средств в бюджет.
На наш взгляд, политика местного самоуправления в сфере управления муниципальным имуществом с целью увеличения поступлений доходов в бюджет должна быть направлена на обеспечение максимальной эффективности использования муниципального имущества в интересах местного самоуправления, а также на совершенствование системы управления муниципальной собственностью.
Проведенное исследование позволило выделить две основные группы проблем, препятствующие обеспечению финансовой самостоятельности как местных бюджетов в целом, так и бюджета г. Казани, в частности:
- недостаточное обеспечение собственными доходами для выполнения возложенных функций на местный уровень самоуправления;
- значительное ограничение местных органов власти по управлению элементами местных налогов и налогов, доходы от которых поступают в местный бюджет.
На основе вышеизложенного, представляется целесообразным отменить предоставление федеральных льгот по местным налогам, при необходимости компенсируя их прямыми субсидиями. Что касается налога на имущество физических лиц, то изменение принципов его взимания с 1 января 2015 года (прежде всего, тот факт, что объектом налогообложения становится не инвентаризационная, а кадастровая стоимость имущества) должно послужить существенному увеличению поступлений от данного налога в городской бюджет.
Переход на уплату единого налога на вмененный доход позволил многим субъектам малого предпринимательства легализовать свою деятельность, высвободить финансовые средства для расширения и модернизации производства, повышения заработной платы работникам. Поэтому одной из мер по увеличению налогооблагаемой базы по единому налогу на вмененный доход явилось бы расширение перечня видов предпринимательской деятельности, подлежащих обложению данным налогом.
Резервом улучшения бюджетной обеспеченности муниципальных образований послужило бы также введение в состав местных налогов транспортного налога, так как вопросы содержания и строительства транспортных инженерных сооружений в границах поселений, муниципальных районов, городских округов, за исключением дорог общего пользования федерального и регионального значения, являются полномочиями соответственно поселений, муниципальных районов, городских округов.
В перспективе целесообразен отказ от единого налога на вмененный доход в пользу патентной системы налогообложения и введение обязательного характера последней.
Среди возможных путей увеличения доходной части бюджета от неналоговых источников предложено:
- ускорение разграничения государственной собственности на земли, собственность на которые не разграничена, что позволит не только увеличить объем собственности муниципалитета, но и, как следствие, увеличить доходы бюджета;
- создание в г.Казани муниципального унитарного предприятия по управлению земельными ресурсами;
- привязка базы для исчисления административных платежей и сборов к минимальному размеру оплаты труда (6 204 рублей);
- внедрение механизмов наилучшего благоприятствования в инвестиционной среде, достигаемое за счет большей доступности в получении бюджетных кредитов, муниципальных гарантий и налоговых льгот.
Реализация перечисленных мер по увеличению поступлений в бюджет муниципального образования г. Казань позволит увеличить объем собственных доходов муниципального образования, максимально использовать налоговый потенциал города для эффективного и устойчивого развития экономики и повысить уровень жизни и платежеспособность населения.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. №31. 04.08.2014.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (в ред. от 29.12.2015) // СПС КонсультантПлюс
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (в ред. от 29.12.2015) // СПС КонсультантПлюс
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (в ред. от 29.12.2015) // // СПС КонсультантПлюс
5. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ (в ред. от 30.12.2015) // // СПС КонсультантПлюс
6. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую
Налогового кодекса Российской Федерации» от 29.11.2014 №382-ФЗ //
Российская газета. №275. 03.12.2014.
7. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 гг. от 29.06.2010.
8. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // Российская юстиция. 1996. №9. С. 2-5.
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2004 № 12-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросами Администрации Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда Республики Хакасия» // Собрание законодательства РФ. №27. - C. 2803-2814.
10. Информационно-аналитические материалы о состоянии местного
самоуправления к парламентским слушаниям 9 апреля 2015 года на тему «Вопросы реализации Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и задачи совершенствования федерального законодательства на новом этапе муниципального строительства». Режим доступа:
http: //www.komitet4. km.duma.gov.ru/
11. Аветисян О.Ю. К вопросу укрепления доходной базы бюджетов
муниципальных образований // В сборнике: Глобализация науки: проблемы и перспективы. Сборник статей Международной научно-практической
конференции. Ответственный редактор Сукиасян А.А. Уфа, 2015. С. 27-30.
12. Бушмин Е.В. Государственные и муниципальные доходы как составная часть бюджетной системы Российской Федерации. - М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2012. - 516 с.
13. Быков С.С. Налоговое регулирование: разработка подходов к оценке эффективности / Развитие российского общества: социально-экономические и правовые исследования / под ред. М.М. Винокурова, А.П. Киреенко, С.В. Чупрова. - М.: Наука, 2014. - С. 153-192.
14. Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. - М.: Профобразование, 2003. - 160 с.
15. Гришанова О.А., Прокопова Г.А. Межмуниципальные соглашения как способ снижения дефицита местного бюджета. - Иваново: Научная мысль, 2011. - 108 с.
16. Налоговое право России: учеб. для вузов / отв. ред. Ю.А. Крохина. - М.: Юристъ, 2003. - 591 с.
17. Николаев В.А. Теория и практика распределения налоговых полномочий в России. - М.: Логос, 2013. - 172 с.
18. Петрова И.В. Бюджетные правоотношения муниципальных образований по формированию доходов местных бюджетов: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.14. - Саратов, 2008. 26 с.
19. Худяков А.И. Избранные труды по финансовому праву / сост. М.К. Сулейменов, Е.В. Порохов, М.В. Карасева, А.Г. Шаукенов. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2010. - 472 с.
20. Афенкина Е.М. Доходы местных бюджетов, пути их роста // Вопросы экономики и управления. 2015. №1 (1). С. 12-14.
21. Бабаскина Т.И. К вопросу об увеличении поступлений имущественных налогов в доходах бюджета муниципального уровня // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. №3 (8). С. 16-23.
22. Боголиб Т.М. Инструменты реализации бюджетной политики на местном уровне // Экономический вестник университета. Сборник научных трудов ученых и аспирантов. 2014. Т. 22-1. С. 202-206.
23. Болдырева С.Б., Дарбакова Н.Е. Организационно-методические основы повышения налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов // Финансы и кредит. 2014. №22 (598). С. 35-44.
24. Васильева Н.В. Доходы местных бюджетов как залог финансовой самостоятельности местного самоуправления: правовой аспект // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2015. Т. 25. №1. С. 117-125.
25. Вилкина И.Ю., Пыхтеева О.Ю. Влияние внешних факторов на параметры доходной части бюджетов муниципальных образований // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. 2015. №2. С. 24-29.
26. Гайзатуллин Р.Р. Развитие бюджетов муниципальных образований // Финансы. 2012. №6. С. 5-11.
27. Гайзатуллин Р.Р. Развитие межбюджетных отношений - залог экономического роста Республики Татарстан // Вестник Казанского технологического университета. 2008. №2. С. 96-102.
28. Гергаева А.К. Основные тенденции формирования доходов местных бюджетов современной России // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2013. №3. С. 143-145.
29. Горюцкая Е.В. О доходной базе местных бюджетов // Актуальные вопросы экономических наук. 2012. №24-2. С. 97-101.
30. Гулина В.В. Структура местных бюджетов НЭПа и современности: уроки истории // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. №11. С. 12-14.
31. Гусейнова П.Г. Проблемы формирования доходов местных бюджетов // Экономика и социум. 2014. №2-1 (11). С. 1370-1374.
32. Дементьева О.А. Соответствие ресурсов местных бюджетов полномочиям местного самоуправления: декларация и реальность // Законодательство и экономика. 2013. №2. С. 5-16.
33. Ермакова Е.А. Организационно-правовой механизм реализации принципа самостоятельности бюджетов на муниципальном уровне // Финансы и кредит. 2011. №17. С. 2-7.
34. Ермакова Е.А., Болякина О.В. Подходы к определению финансовой самостоятельности местных бюджетов России // Финансы и кредит. 2012. №12 (492). С. 2-8.
35. Зеленкова Р.А. Переход к программному бюджету на муниципальном уровне // Вестник Самарского государственного экономического университета.
2014. №6 (116). С. 131-135.
36. Зубова Н.В., Ворожбит О.Ю. Методы обеспечения сбалансированности местных бюджетов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. №11-4. С. 630-633.
37. Капралов А.А. Способы увеличения доходов местных бюджетов в Российской Федерации // Экономика и социум. 2014. №2-2 (11). С. 423-426.
38. Кольцова Т.А., Соколовская Г.Р. О налоговых доходах местных бюджетов // Агропродовольственная политика России. 2014. №6 (18). С. 42-44.
39. Коротина Н.Ю. Возможности роста доходов муниципальных образований в Российской Федерации // Социум и власть. 2013. №1 (39). С. 86-90.
40. Крупина Н.А. Концептуальные подходы к определению сущности понятия «доходная база органов местного самоуправления» // Науковий вхсник Одеського нацюнального економхчного ушверситету. 2015. №3 (223). С. 93-102.
41. Кузнецова О.С. Налоговые источники местных бюджетов: реальность и перспективы развития налогообложения малого и среднего бизнеса // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. №28. С. 29-36.
42. Кузьмичёва И.А., Закирова М.А. Собираемость местных налогов в Приморском крае // Фундаментальные исследования. 2014. №8. С. 928-932.
43. Курникова И.В. Укрепление финансовой самостоятельности местных бюджетов // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. 2014. №6 (22). С. 223-229.
44. Лагунова Т.П. О доходах местных бюджетов // Вестник ИжГТУ им. М.Т. Калашникова. 2014. №3 (63). С. 75-77.
45. Лисовцева Л.Н., Седых А.Ю. Перспективы увеличения неналоговых доходов бюджетов муниципальных районов // Конкурентоспособность. Инновации. Финансы. 2012. №1 (7). С. 38-42.
46. Малис Н.И. Налоговые поступления в региональные бюджеты: резервы роста // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2015. №2 (24). С. 25-32.
47. Марченко Т.С. Актуальные проблемы формирования доходов местных бюджетов // Молодой ученый. 2015. №10 (90). С. 741-745.
48. Маршук Л.Н., Гончарук К.В. Направления укрепление финансовой базы органов местного самоуправления // Региональная экономика и управление. 2015. №2-2 (05). С. 22-25.
49. Мельников С.И. Правовые проблемы местного самоуправления в условиях финансового федерализма // Законодательство и экономика. 2003. №12. С. 21-33.
50. Мишина С.В. Местные бюджеты - финансовая основа самоуправления // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2011. №15. С. 30-34.
51. Мудрова Н.В. Актуальные проблемы формирования доходов местных бюджетов // Финансы. 2014. №3. С. 25-30.
52. Муравьева Н.Н., Пронина Т.В. К вопросу о повышении значимости местных налогов в формировании бюджетов муниципальных образований // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. №7-8. С. 105¬111.
53. Никиткова У.О. К вопросу о финансовой самостоятельности муниципальных образований // Финансы. 2012. №7. С. 26-29.
54. Пансков В.Г. К вопросу о самостоятельности бюджетов // Финансы. 2010. №6. С. 8-14.
55. Пешкова Х.В. Современное законодательство о финансовой помощи как доходе бюджета // Культура: управление, экономика, право. 2007. №1. С. 15-18.
56. Садулаева М.М. Доходы местных бюджетов в системе регионального развития // Экономика и предпринимательство. 2014. №6 (47). С. 408-413.
57. Сибрина О.А. Направления повышения уровня доходов местных бюджетов // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2015. №10-3. С. 90-94.
58. Соломко И.М., Соломко М.Н. Регулирование доходов местных
бюджетов: теоретические и практические аспекты // Экономика и
предпринимательство. 2014. №4-2 (45-2). С. 328-333.
59. Тухбатуллин Р.М. Рейтинг финансовой устойчивости бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан // В сборнике: Академическая наука - проблемы и достижения. Материалы VII международной научно-практической конференции. North Charleston, SC, USA,
2015. С. 235-238.
60. Умерова С.А. Проблемы формирования доходной части местных бюджетов в Российской Федерации // Научный альманах. 2015. №3 (5). С. 40¬43.
61. Фаттахова А.Р. Бюджетные и внебюджетные источники городского бюджета // Казанский экономический вестник. 2014. №2 (10). С. 109-113.
62. Фролкин В.С. К вопросу о доходной части бюджетов муниципальных образований (городских округов) // Апробация. 2013. №4 (7). С. 44-47.
63. Хамитова А.И. Проблемы бюджетной политики в части формирования доходов местного бюджета и пути их решения (на примере г. Казань) // Вестник ТИСБИ. 2015. №2. С. 60-67.
64. Швецов А.Н. Потребности муниципальных образований в финансовых средствах и бюджетно-налоговые возможности их удовлетворения // Российский экономический журнал. 2001. №7. С. 17-39.
65. Заключение на отчет об исполнении бюджета города Казани за 2013
год. Режим доступа: ksp.kzn.ru/sites/default/files/zakl2013itog.doc (дата
обращения 01.05.2016).
66. Заключение на отчет об исполнении бюджета города Казани за 2014 год. Режим доступа: ksp.kzn.ru/sites/default/files/zakluchenie2014.doc (дата обращения 03.05.2016).
67. Заключение на отчет об исполнении бюджета города Казани за 201 5 год. Режим доступа: http://www.kzn.ru/old/page338.htm(дата обращения 05.05.2016).
68. Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации. Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/ref/stavki/soc-sfera/mrot/(дата обращения 13.05.2016).
69. Fitch подтвердило рейтинги города Казани на уровне «BB-», прогноз
«Стабильный». Режим доступа: https://www.fitchratings.ru/rws/press-
release.html?report_id=997124 (дата обращения 01.05.2016).
70. http://minfin.ru/ru/- Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации (дата обращения 01.05.2016).