ДОХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ И ПУТИ ИХ УКРЕПЛЕНИЯ
|
Введение 3
1. Теоретические и правовые основы формирования доходов местных
бюджетов 6
1.1. Сущность доходов местных бюджетов и их роль в обеспечении
финансовой самостоятельности 6
1.2. Классификация доходов местных бюджетов 14
1.3. Правовые основы формирования доходов бюджетов муниципальных
образований 19
2. Анализ доходов местного бюджета 31
2.1. Характеристика социально-экономического положения
муниципального образования 31
2.2. Анализ налоговых доходов местного бюджета 38
2.3. Анализ неналоговых доходов местного бюджета 45
3. Перспективы укрепления доходной базы местных бюджетов 54
3.1. Пути увеличения налоговых доходов местного бюджета 54
3.2. Перспективы роста неналоговых поступлений в доходах местного
бюджета 60
Заключение 67
Список использованных источников 73
Приложение
1. Теоретические и правовые основы формирования доходов местных
бюджетов 6
1.1. Сущность доходов местных бюджетов и их роль в обеспечении
финансовой самостоятельности 6
1.2. Классификация доходов местных бюджетов 14
1.3. Правовые основы формирования доходов бюджетов муниципальных
образований 19
2. Анализ доходов местного бюджета 31
2.1. Характеристика социально-экономического положения
муниципального образования 31
2.2. Анализ налоговых доходов местного бюджета 38
2.3. Анализ неналоговых доходов местного бюджета 45
3. Перспективы укрепления доходной базы местных бюджетов 54
3.1. Пути увеличения налоговых доходов местного бюджета 54
3.2. Перспективы роста неналоговых поступлений в доходах местного
бюджета 60
Заключение 67
Список использованных источников 73
Приложение
Местные бюджеты финансируют мероприятия, в которых в первую очередь заинтересованы жители соответствующей территории. Таким образом, ключевой целью деятельности органов местного самоуправления является обеспечение полноценного и сбалансированного социально-экономического развития муниципальных образований, исходя из интересов населения и учета исторических местных традиций. Реализация данной цели обуславливает необходимость использования всех имеющихся в распоряжении органов местного самоуправления ресурсов, среди которых на практике наиболее существенную роль играют доходы, аккумулируемые в бюджетах муниципальных образований.
Действующий в последние годы механизм формирования доходов местных бюджетов Российской Федерации не обеспечивает в полной мере реализацию конституционно закрепленного принципа их финансовой самостоятельности. Существенные ограничения налоговых полномочий органов местного самоуправления привели к тому, что местных налогов заведомо недостаточно для покрытия бюджетных расходов муниципальных образований. Этому способствует проводимая в последние десятилетия бюджетная политика, направленная на концентрацию наиболее существенных доходных источников в федеральном бюджете, что, безусловно, ограничивает бюджетные ресурсы субъектов РФ и местного самоуправления. Решение вопроса выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований в рамках сложившейся системы межбюджетных отношений просматривается в основном через механизм финансовой поддержки, тем самым, по-прежнему сохраняется зависимость органов местного самоуправления от вышестоящих структур государственной власти.
Создание эффективного механизма формирования доходов местных бюджетов, способствующего укреплению финансовой самостоятельности органов местного самоуправления и решению проблем развития территорий, является актуальной задачей. Ее решение требует поиска новых форм и методов привлечения средств для формирования бюджетных ресурсов муниципальных образований.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка предложений по укреплению финансовой самостоятельности муниципальных образований на основе исследования особенностей формирования доходов местных бюджетов.
Достижению поставленной цели способствуют следующие задачи:
- исследовать сущность доходов местных бюджетов и их роль в обеспечении финансовой самостоятельности;
- рассмотреть классификацию доходов местных бюджетов;
- проанализировать правовые основы формирования доходов бюджетов муниципальных образований;
- дать характеристику социально-экономического положения
муниципального образования города Казани;
- подвергнуть анализу налоговые доходы местного бюджета;
- проанализировать неналоговые доходы местного бюджета;
- предложить пути увеличения налоговых доходов местного бюджета;
- сформулировать перспективы роста неналоговых поступлений в доходах местного бюджета.
Объектом исследования выступают доходы местных бюджетов Российской Федерации.
Предметом исследования выступает действующий механизм формирования доходов бюджетов муниципальных образований Российской Федерации.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых и специалистов в области бюджетных отношений, финансовых проблем местного самоуправления, проблем межбюджетных отношений, управления бюджетами территорий: Н.В. Васильевой, О.В. Врублевской, Р.Р. Гайзатуллина, В.В. Гулиной, О.А. Дементьевой, Е.А. Ермаковой, В.Н. Лексина, Т.С. Марченко, С.И. Мельникова, В.А. Николаева, Л.П. Павловой, В.Г. Панскова, И.В. Петровой, Г.Б. Поляка, В.М. Родионовой, М.В. Романовского, М.А. Смирнова, Р.М. Тухбатуллина, А.Н. Швецова, Н.А. Ширкевича и др.
Информационную базу исследования составили материалы Федерального казначейства РФ, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства финансов РФ, Министерства финансов Республики Татарстан, Счетной палаты РТ, отчеты об исполнении местных бюджетов.
Исследование строилось на принципах системного подхода с использованием методов сопоставления, абстрактно-логического, экономико-статистического анализа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе «Теоретические и правовые основы формирования доходов местных бюджетов» охарактеризованы сущность и классификация доходов местных бюджетов, проанализированы правовые основы формирования доходов бюджетов муниципальных образований, описаны исторические аспекты формирования доходов местных бюджетов в Российской Федерации.
Во второй главе «Анализ доходов местного бюджета» дана характеристика социально-экономического положения муниципального образования города Казани, проанализированы налоговые и неналоговые доходы бюджета города Казани.
В третьей главе «Перспективы укрепления доходной базы местных бюджетов» предложены некоторые пути увеличения налоговых доходов местного бюджета и сформулированы перспективы роста неналоговых поступлений в доходах бюджета муниципального образования города Казани.
Действующий в последние годы механизм формирования доходов местных бюджетов Российской Федерации не обеспечивает в полной мере реализацию конституционно закрепленного принципа их финансовой самостоятельности. Существенные ограничения налоговых полномочий органов местного самоуправления привели к тому, что местных налогов заведомо недостаточно для покрытия бюджетных расходов муниципальных образований. Этому способствует проводимая в последние десятилетия бюджетная политика, направленная на концентрацию наиболее существенных доходных источников в федеральном бюджете, что, безусловно, ограничивает бюджетные ресурсы субъектов РФ и местного самоуправления. Решение вопроса выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований в рамках сложившейся системы межбюджетных отношений просматривается в основном через механизм финансовой поддержки, тем самым, по-прежнему сохраняется зависимость органов местного самоуправления от вышестоящих структур государственной власти.
Создание эффективного механизма формирования доходов местных бюджетов, способствующего укреплению финансовой самостоятельности органов местного самоуправления и решению проблем развития территорий, является актуальной задачей. Ее решение требует поиска новых форм и методов привлечения средств для формирования бюджетных ресурсов муниципальных образований.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка предложений по укреплению финансовой самостоятельности муниципальных образований на основе исследования особенностей формирования доходов местных бюджетов.
Достижению поставленной цели способствуют следующие задачи:
- исследовать сущность доходов местных бюджетов и их роль в обеспечении финансовой самостоятельности;
- рассмотреть классификацию доходов местных бюджетов;
- проанализировать правовые основы формирования доходов бюджетов муниципальных образований;
- дать характеристику социально-экономического положения
муниципального образования города Казани;
- подвергнуть анализу налоговые доходы местного бюджета;
- проанализировать неналоговые доходы местного бюджета;
- предложить пути увеличения налоговых доходов местного бюджета;
- сформулировать перспективы роста неналоговых поступлений в доходах местного бюджета.
Объектом исследования выступают доходы местных бюджетов Российской Федерации.
Предметом исследования выступает действующий механизм формирования доходов бюджетов муниципальных образований Российской Федерации.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых и специалистов в области бюджетных отношений, финансовых проблем местного самоуправления, проблем межбюджетных отношений, управления бюджетами территорий: Н.В. Васильевой, О.В. Врублевской, Р.Р. Гайзатуллина, В.В. Гулиной, О.А. Дементьевой, Е.А. Ермаковой, В.Н. Лексина, Т.С. Марченко, С.И. Мельникова, В.А. Николаева, Л.П. Павловой, В.Г. Панскова, И.В. Петровой, Г.Б. Поляка, В.М. Родионовой, М.В. Романовского, М.А. Смирнова, Р.М. Тухбатуллина, А.Н. Швецова, Н.А. Ширкевича и др.
Информационную базу исследования составили материалы Федерального казначейства РФ, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства финансов РФ, Министерства финансов Республики Татарстан, Счетной палаты РТ, отчеты об исполнении местных бюджетов.
Исследование строилось на принципах системного подхода с использованием методов сопоставления, абстрактно-логического, экономико-статистического анализа.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе «Теоретические и правовые основы формирования доходов местных бюджетов» охарактеризованы сущность и классификация доходов местных бюджетов, проанализированы правовые основы формирования доходов бюджетов муниципальных образований, описаны исторические аспекты формирования доходов местных бюджетов в Российской Федерации.
Во второй главе «Анализ доходов местного бюджета» дана характеристика социально-экономического положения муниципального образования города Казани, проанализированы налоговые и неналоговые доходы бюджета города Казани.
В третьей главе «Перспективы укрепления доходной базы местных бюджетов» предложены некоторые пути увеличения налоговых доходов местного бюджета и сформулированы перспективы роста неналоговых поступлений в доходах бюджета муниципального образования города Казани.
Основным назначением доходов местных бюджетов является создание устойчивой финансовой базы для выполнения органами местного самоуправления своих задач.
Финансовая самостоятельность местного самоуправления обеспечивается, прежде всего, наличием собственных доходных источников, в отношении которых органы местного самоуправления вправе по своему усмотрению определять направления их расходования. В настоящее время наблюдается зависимость местных бюджетов от выделяемых из федерального и региональных бюджетов межбюджетных трансфертов. Уместно отметить, что основная часть межбюджетных трансфертов является целевыми, поэтому органы местного самоуправления не могут повлиять не только на установление субсидии или субвенции, но и на направление их расходования.
Анализ доходов местных бюджетов был проведен по муниципальному образованию г. Казань Республики Татарстан.
Казань относится к старопромышленным городам и традиционно является деловым, финансовым, промышленным центром Поволжья. Главными отраслями промышленности города являются химическое производство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, производство транспортных средств и оборудования, а также производство пищевых продуктов, включая напитки.
Наблюдаемые успехи экономического развития г.Казани позволяют уверенно прогнозировать дальнейший стабильный рост экономики города и устойчивое социально-экономическое развитие в обозримой перспективе.
Только в 2015 году на территории г.Казани осуществляли свою деятельность 89 414 субъектов малого и среднего предпринимательства, из которых: 59 702 - экономически активные малые и средние предприятия, 29 712 - индивидуальные предприниматели.
Динамика количества субъектов малого и среднего предпринимательства и их доли в валовом территориальном продукте свидетельствует о росте количества субъектов малого предпринимательства и повышении доли субъектов малого и среднего бизнеса в валовом территориальном продукте, что приводит к увеличению доходов в местном бюджете за счет увеличения поступления налогов на совокупный доход.
По всем видам налогов наблюдается положительная тенденция, за исключением единого сельскохозяйственного налога. Необходимо отметить, что в наиболее отсталых и социально значимых отраслях экономики, а также на предприятиях, находящихся в особых экономических зонах и требующих развития применяются льготные ставки налога на прибыль. Данный факт объясняет такую низкую долю поступления сельскохозяйственного налога, в отношении которого государством применяется политика, направленная на стимулирование сельского хозяйства.
Однако при формировании доходной базы муниципального образования города Казани еще имеется ряд недостатков.
Так, проведенный анализ показал, что на налоговые доходы в бюджете г. Казани приходится в среднем 72% собственных доходов бюджета города (в 2013 году - 74,4%, в 2014 году - 70,3%, в 2015 году - 73,1%). Наиболее значительными источниками в доходной части бюджета города являются налоги на прибыль, доходы, представленные налогом на доходы физических лиц, налоги на имущество, представленные, в частности, земельным налогом.
Динамика налоговых доходов муниципального образования г.Казани в 2013-2015 годах показывает, что на снижение налоговых доходов бюджета города Казани в 2014 году повлияло снижение поступлений от налога на доходы физических лиц, который вносит самый значительный налоговый вклад в бюджет города. Поступления налога на доходы физических лиц в бюджет города Казани за три года имеют тенденцию к снижению с незначительным повышением в 2015 году, что объясняется замедлением темпов экономического роста в 2014 году и увеличением сумм возвратов НДФЛ по налоговым вычетам, предусмотренных федеральным законодательством в 2015 году. Земельный налог является одним из основных источников пополнения городского бюджета. В структуре налогов на имущество его доля колеблется на уровне 91¬93%.
Формирование доходов в бюджете осуществляется не только из налоговых поступлений, весьма существенную долю составляют неналоговые доходы. Проведенный анализ показал, что на неналоговые доходы в бюджете г. Казани приходится в среднем 27% собственных доходов бюджета города (в 2013 году - 25,6%, в 2014 году - 29,71%, в 2015 году - 26,89%).
Наиболее значительными источниками неналоговых доходов бюджета города являются доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также доходы от продажи материальных и нематериальных активов.
В структуре доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности в бюджете города Казани удельный вес доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах и средств, получаемых от передачи имущества в доверительное управление составляют доли процентов (максимальный удельный вес поступлений платежей составлял 0,54% в 2013 году). Соответственно, необходимо обеспечить лучшее управление муниципальными унитарными предприятиями с целью повышения их доходности.
Существенный удельный вес поступлений в доход бюджета муниципального образования г. Казань составляют также доходы от продажи материальных и нематериальных активов. В 2013 году он составил 27,16% от неналоговой части дохода бюджета, в 2014 году наблюдалось резкое повышение до 41,25% в доходах бюджета, однако в 2015 году поступления вновь снизились до 31,26% в неналоговых доходах бюджета. На наш взгляд, данная тенденция вызывает опасения, т.к. активная продажа муниципального имущества приносит однократный доход, в то время как эффективное управление ею - ежегодно.
Анализ структуры доходов от продажи материальных и нематериальных активов в динамике за 2013-2015 годы показывает, что наибольший удельный вес занимают доходы от продажи земельных участков (в 2013 году - 63,85%, в 2014 году - 44,72%, в 2015 году - 55,89% от доходов в связи с продажей материальных и нематериальных активов), в то же время наименьший удельный вес наблюдается у доходов от продажи квартир: в 2013 году - 1,94%, в 2014 году - 1,83%, в 2015 году - 1,58%. Основную причину, приведшею к такому факту, мы видим в отсутствии полного и своевременного учета муниципальной собственности и всех проводимых с ней операций. На территории Республики Татарстан до сих пор не сформирована единая база учета имущества, что отражается на невысокой доле поступлений средств в бюджет.
На наш взгляд, политика местного самоуправления в сфере управления муниципальным имуществом с целью увеличения поступлений доходов в бюджет должна быть направлена на обеспечение максимальной эффективности использования муниципального имущества в интересах местного самоуправления, а также на совершенствование системы управления муниципальной собственностью.
Проведенное исследование позволило выделить две основные группы проблем, препятствующие обеспечению финансовой самостоятельности как местных бюджетов в целом, так и бюджета г. Казани, в частности:
- недостаточное обеспечение собственными доходами для выполнения возложенных функций на местный уровень самоуправления;
- значительное ограничение местных органов власти по управлению элементами местных налогов и налогов, доходы от которых поступают в местный бюджет.
На основе вышеизложенного, представляется целесообразным отменить предоставление федеральных льгот по местным налогам, при необходимости компенсируя их прямыми субсидиями. Что касается налога на имущество физических лиц, то изменение принципов его взимания с 1 января 2015 года (прежде всего, тот факт, что объектом налогообложения становится не инвентаризационная, а кадастровая стоимость имущества) должно послужить существенному увеличению поступлений от данного налога в городской бюджет.
Переход на уплату единого налога на вмененный доход позволил многим субъектам малого предпринимательства легализовать свою деятельность, высвободить финансовые средства для расширения и модернизации производства, повышения заработной платы работникам. Поэтому одной из мер по увеличению налогооблагаемой базы по единому налогу на вмененный доход явилось бы расширение перечня видов предпринимательской деятельности, подлежащих обложению данным налогом.
Резервом улучшения бюджетной обеспеченности муниципальных образований послужило бы также введение в состав местных налогов транспортного налога, так как вопросы содержания и строительства транспортных инженерных сооружений в границах поселений, муниципальных районов, городских округов, за исключением дорог общего пользования федерального и регионального значения, являются полномочиями соответственно поселений, муниципальных районов, городских округов.
В перспективе целесообразен отказ от единого налога на вмененный доход в пользу патентной системы налогообложения и введение обязательного характера последней.
Среди возможных путей увеличения доходной части бюджета от неналоговых источников предложено:
- ускорение разграничения государственной собственности на земли, собственность на которые не разграничена, что позволит не только увеличить объем собственности муниципалитета, но и, как следствие, увеличить доходы бюджета;
- создание в г.Казани муниципального унитарного предприятия по управлению земельными ресурсами;
- привязка базы для исчисления административных платежей и сборов к минимальному размеру оплаты труда (6 204 рублей);
- внедрение механизмов наилучшего благоприятствования в инвестиционной среде, достигаемое за счет большей доступности в получении бюджетных кредитов, муниципальных гарантий и налоговых льгот.
Реализация перечисленных мер по увеличению поступлений в бюджет муниципального образования г. Казань позволит увеличить объем собственных доходов муниципального образования, максимально использовать налоговый потенциал города для эффективного и устойчивого развития экономики и повысить уровень жизни и платежеспособность населения.
Финансовая самостоятельность местного самоуправления обеспечивается, прежде всего, наличием собственных доходных источников, в отношении которых органы местного самоуправления вправе по своему усмотрению определять направления их расходования. В настоящее время наблюдается зависимость местных бюджетов от выделяемых из федерального и региональных бюджетов межбюджетных трансфертов. Уместно отметить, что основная часть межбюджетных трансфертов является целевыми, поэтому органы местного самоуправления не могут повлиять не только на установление субсидии или субвенции, но и на направление их расходования.
Анализ доходов местных бюджетов был проведен по муниципальному образованию г. Казань Республики Татарстан.
Казань относится к старопромышленным городам и традиционно является деловым, финансовым, промышленным центром Поволжья. Главными отраслями промышленности города являются химическое производство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, производство транспортных средств и оборудования, а также производство пищевых продуктов, включая напитки.
Наблюдаемые успехи экономического развития г.Казани позволяют уверенно прогнозировать дальнейший стабильный рост экономики города и устойчивое социально-экономическое развитие в обозримой перспективе.
Только в 2015 году на территории г.Казани осуществляли свою деятельность 89 414 субъектов малого и среднего предпринимательства, из которых: 59 702 - экономически активные малые и средние предприятия, 29 712 - индивидуальные предприниматели.
Динамика количества субъектов малого и среднего предпринимательства и их доли в валовом территориальном продукте свидетельствует о росте количества субъектов малого предпринимательства и повышении доли субъектов малого и среднего бизнеса в валовом территориальном продукте, что приводит к увеличению доходов в местном бюджете за счет увеличения поступления налогов на совокупный доход.
По всем видам налогов наблюдается положительная тенденция, за исключением единого сельскохозяйственного налога. Необходимо отметить, что в наиболее отсталых и социально значимых отраслях экономики, а также на предприятиях, находящихся в особых экономических зонах и требующих развития применяются льготные ставки налога на прибыль. Данный факт объясняет такую низкую долю поступления сельскохозяйственного налога, в отношении которого государством применяется политика, направленная на стимулирование сельского хозяйства.
Однако при формировании доходной базы муниципального образования города Казани еще имеется ряд недостатков.
Так, проведенный анализ показал, что на налоговые доходы в бюджете г. Казани приходится в среднем 72% собственных доходов бюджета города (в 2013 году - 74,4%, в 2014 году - 70,3%, в 2015 году - 73,1%). Наиболее значительными источниками в доходной части бюджета города являются налоги на прибыль, доходы, представленные налогом на доходы физических лиц, налоги на имущество, представленные, в частности, земельным налогом.
Динамика налоговых доходов муниципального образования г.Казани в 2013-2015 годах показывает, что на снижение налоговых доходов бюджета города Казани в 2014 году повлияло снижение поступлений от налога на доходы физических лиц, который вносит самый значительный налоговый вклад в бюджет города. Поступления налога на доходы физических лиц в бюджет города Казани за три года имеют тенденцию к снижению с незначительным повышением в 2015 году, что объясняется замедлением темпов экономического роста в 2014 году и увеличением сумм возвратов НДФЛ по налоговым вычетам, предусмотренных федеральным законодательством в 2015 году. Земельный налог является одним из основных источников пополнения городского бюджета. В структуре налогов на имущество его доля колеблется на уровне 91¬93%.
Формирование доходов в бюджете осуществляется не только из налоговых поступлений, весьма существенную долю составляют неналоговые доходы. Проведенный анализ показал, что на неналоговые доходы в бюджете г. Казани приходится в среднем 27% собственных доходов бюджета города (в 2013 году - 25,6%, в 2014 году - 29,71%, в 2015 году - 26,89%).
Наиболее значительными источниками неналоговых доходов бюджета города являются доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также доходы от продажи материальных и нематериальных активов.
В структуре доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности в бюджете города Казани удельный вес доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах и средств, получаемых от передачи имущества в доверительное управление составляют доли процентов (максимальный удельный вес поступлений платежей составлял 0,54% в 2013 году). Соответственно, необходимо обеспечить лучшее управление муниципальными унитарными предприятиями с целью повышения их доходности.
Существенный удельный вес поступлений в доход бюджета муниципального образования г. Казань составляют также доходы от продажи материальных и нематериальных активов. В 2013 году он составил 27,16% от неналоговой части дохода бюджета, в 2014 году наблюдалось резкое повышение до 41,25% в доходах бюджета, однако в 2015 году поступления вновь снизились до 31,26% в неналоговых доходах бюджета. На наш взгляд, данная тенденция вызывает опасения, т.к. активная продажа муниципального имущества приносит однократный доход, в то время как эффективное управление ею - ежегодно.
Анализ структуры доходов от продажи материальных и нематериальных активов в динамике за 2013-2015 годы показывает, что наибольший удельный вес занимают доходы от продажи земельных участков (в 2013 году - 63,85%, в 2014 году - 44,72%, в 2015 году - 55,89% от доходов в связи с продажей материальных и нематериальных активов), в то же время наименьший удельный вес наблюдается у доходов от продажи квартир: в 2013 году - 1,94%, в 2014 году - 1,83%, в 2015 году - 1,58%. Основную причину, приведшею к такому факту, мы видим в отсутствии полного и своевременного учета муниципальной собственности и всех проводимых с ней операций. На территории Республики Татарстан до сих пор не сформирована единая база учета имущества, что отражается на невысокой доле поступлений средств в бюджет.
На наш взгляд, политика местного самоуправления в сфере управления муниципальным имуществом с целью увеличения поступлений доходов в бюджет должна быть направлена на обеспечение максимальной эффективности использования муниципального имущества в интересах местного самоуправления, а также на совершенствование системы управления муниципальной собственностью.
Проведенное исследование позволило выделить две основные группы проблем, препятствующие обеспечению финансовой самостоятельности как местных бюджетов в целом, так и бюджета г. Казани, в частности:
- недостаточное обеспечение собственными доходами для выполнения возложенных функций на местный уровень самоуправления;
- значительное ограничение местных органов власти по управлению элементами местных налогов и налогов, доходы от которых поступают в местный бюджет.
На основе вышеизложенного, представляется целесообразным отменить предоставление федеральных льгот по местным налогам, при необходимости компенсируя их прямыми субсидиями. Что касается налога на имущество физических лиц, то изменение принципов его взимания с 1 января 2015 года (прежде всего, тот факт, что объектом налогообложения становится не инвентаризационная, а кадастровая стоимость имущества) должно послужить существенному увеличению поступлений от данного налога в городской бюджет.
Переход на уплату единого налога на вмененный доход позволил многим субъектам малого предпринимательства легализовать свою деятельность, высвободить финансовые средства для расширения и модернизации производства, повышения заработной платы работникам. Поэтому одной из мер по увеличению налогооблагаемой базы по единому налогу на вмененный доход явилось бы расширение перечня видов предпринимательской деятельности, подлежащих обложению данным налогом.
Резервом улучшения бюджетной обеспеченности муниципальных образований послужило бы также введение в состав местных налогов транспортного налога, так как вопросы содержания и строительства транспортных инженерных сооружений в границах поселений, муниципальных районов, городских округов, за исключением дорог общего пользования федерального и регионального значения, являются полномочиями соответственно поселений, муниципальных районов, городских округов.
В перспективе целесообразен отказ от единого налога на вмененный доход в пользу патентной системы налогообложения и введение обязательного характера последней.
Среди возможных путей увеличения доходной части бюджета от неналоговых источников предложено:
- ускорение разграничения государственной собственности на земли, собственность на которые не разграничена, что позволит не только увеличить объем собственности муниципалитета, но и, как следствие, увеличить доходы бюджета;
- создание в г.Казани муниципального унитарного предприятия по управлению земельными ресурсами;
- привязка базы для исчисления административных платежей и сборов к минимальному размеру оплаты труда (6 204 рублей);
- внедрение механизмов наилучшего благоприятствования в инвестиционной среде, достигаемое за счет большей доступности в получении бюджетных кредитов, муниципальных гарантий и налоговых льгот.
Реализация перечисленных мер по увеличению поступлений в бюджет муниципального образования г. Казань позволит увеличить объем собственных доходов муниципального образования, максимально использовать налоговый потенциал города для эффективного и устойчивого развития экономики и повысить уровень жизни и платежеспособность населения.
Подобные работы
- ДОХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ И ПУТИ ИХ УКРЕПЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - ДОХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ И ПУТИ ИХ УКРЕПЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016 - ДОХОДЫ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРОДАЖИ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - Проблемы формирования доходов местного бюджета
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Межбюджетные трансферты в доходах местных бюджетов
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. КЕДРОВЫЙ)
Бакалаврская работа, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование доходной части бюджета для реализации вопросов местного значения
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



