Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Расходы федерального бюджета по субъекту РФ на социальную политику

Работа №82893

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы79
Год сдачи2016
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования государственных финансов 6
1.1. Понятие, содержание и значение категории «финансов» 6
1.2. Система государственных и муниципальных финансов 9
1.3. Расходы бюджета на социальное обслуживание и социальную поддержку
населения 15
2. Динамика исполнения бюджета Республики Татарстан по доходам и расходам на социальную политику 20
2.1. Динамика исполнения бюджета Республики Татарстан по доходам
в 2013-2015 гг. 20
2.2. Динамика исполнения бюджета по расходам в 2013- 2015 гг. на социальную политику 28
3. Проблемы и перспективы управления государственными финансами 49
3.1. Управление финансовой системой государства 46
3.2. Проблемы и перспективы формирования бюджета Республики Татарстан 58
3.3. Перспективы развития механизма бюджетного финансирования социальной
политики из различных уровней 63
Заключение 71
Список использованных источников

Актуальность темы исследования. Социальная политика является одной из наиболее основополагающей составляющей цивилизованного общества и представляет собой неотъемлемую часть деятельности любого современного государства.
Важнейшей задачей социальной политики является задача максимально возможного поддержания уровня жизни населения, особенно его наименее социально защищенных слоев.
Проблемы, связанные с повышением уровня и улучшением качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией принципов социальной справедливости - всеми теми, что ставит перед собой как задачу социальная политика, являются для социума наших дней как никогда актуальными.
Государственная политика в сфере социальной защиты населения предусматривает совокупность законодательно закрепленных правовых, экономических, социальных гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав и создание условий для достижения социально приемлемого уровня жизни населения. В Российской Федерации она реализуется на федеральном и региональном уровнях посредством различных механизмов, включая специальную законодательную базу в данной сфере, финансирование расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, разработку и реализацию специальных социальных программ по решению специфических проблем общественного развития.
Совершенствование в этом направлении системы социально-экономических отношений, повышение качества человеческого потенциала открывает новые перспективы для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста государства.
Вместе с тем улучшение социального обеспечения, совершенствование системы здравоохранения и образования, уменьшение социального неравенства
Поэтому одними из главных направлений действующей бюджетной политики нашей страны является совершенствование бюджетной системы, ее ориентация на стимулирование постоянного роста, обеспечение функционирования социальной сферы, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов, направляемых на финансирование социальной сферы.
Объект исследования: бюджет Республики Татарстан.
Предмет исследования: расходы федерального бюджета на социальную политику по Республике Татарстан.
Целью исследования является эффективное и рациональное использование средств федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан на социальную политику.
В соответствии с целью, в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты формирования государственных финансов;
2. Рассмотреть расходы бюджета на социальное обслуживание и социальную поддержку населения;
3. Проанализировать динамику исполнения бюджета Республики Татарстан по доходам на социальную политику;
4. Проанализировать динамику исполнения бюджета Республики Татарстан по расходам на социальную политику;
5. Выявить проблемы и перспективы управления государственными финансами.
Методами нашего исследования являются: изучение и анализ отчетности по исполнению бюджета Республики Татарстан за 2013-2015 годы.
Методологической основой исследования являются нормативные правовые акты: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс
Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан, Закон Республики Татарстан «Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2013год», Закон Республики Татарстан «Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2014год», Закон Республики Татарстан «Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2015год».
Практическая значимость исследования состоит в том, что в данной работе сделана попытка определить возможность повышения уровня жизни населения Республики Татарстан, развития инфраструктуры городов и районов Республики Татарстан, рост текущих затрат в отраслях социальной сферы.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Социальная политика - одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношении, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы.
Целью социальной политики является повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни.
Задачами социальной политики являются: распределение доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения; ограничение масштабности абсолютной бедности и неравенства; обеспечение материальных источников существования тем, кто по независящим от них причинам ими не обладает; предоставление медицинских и образовательных услуг; расширение сети и улучшение качества транспортных услуг; оздоровление окружающей среды.
Наиболее крупные ассигнования из бюджетов по разделу «Социальная политика» выделяются на финансирование учреждений социального обслуживания населения, социальное обеспечение населения, пенсии военнослужащим и работникам правоохранительных органов. Из общей суммы бюджетных средств, выделяемых на социальную политику, большая часть - свыше 60% проходит через региональные (40%) и местные бюджеты (20%).
Нормативно-правовая база, регулирующая расходы бюджета на социальную политику, довольно обширна. Основными нормативно-правовыми актами в области социальной политики являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления, Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации», Бюджетный кодекс Российской Федерации. Также правовой основой социальной политики является Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. №122-ФЗ и ряд других законов и законодательных актов.
Ежегодно общий объем ассигнований по разделу «Социальная политика» возрастает. В целом за период 2013-2015 гг. расходы федерального бюджета на социальную политику выросли на 212 млрд. руб., т.е. почти в 2 раза.
В 2013 г. рост расходов федерального бюджета на социальную политику составил
89. млрд. руб. относительно 2012 г., в 2014 г. - 65,1 млрд. руб. относительно 2013 г. В 2013 г. удельный вес расходов на социальную политику в общих расходах федерального бюджета составил 5,0% (рост 0,8% относительно 2012 г.); в 2014 г. - 5,3% (рост 0,3% относительно 2013 г.) Всего за период 2013-2015 гг. рост составил 1,4% (с 3,9% в 2013 г. до 5,3% в 2015 г.).
Основными в расходах федерального бюджета на социальную политику являются расходы на социальное обслуживание населения и расходы на социальное обеспечение населения.
Ежегодно общий объем ассигнований республиканского бюджета, также как и федерального бюджета, по разделу «Социальная политика» возрастает. В 2013 г. расходы республиканского бюджета на социальную политику выросли на
2668837.4 тыс. руб. относительно 2012 г.; в 2014 г. на 938669,7 тыс. руб. против 2013 г. Наибольший рост расходов бюджета Республики Татарстан на социальную политику произошел в кризисный 2008 г. (более чем в 1,5 раза).
Основными в расходах республиканского бюджета на социальную политику являются расходы на социальное обеспечение населения и расходы на социальное обслуживание населения.
Расходы муниципалитета на социальную политику одни из самых низких в расходах на социальную сферу за анализируемый период. Наметилась тенденция к снижению удельного веса расходов на социальную политику в общих расходах муниципалитета на социальную сферу.
В области социального обеспечения необходимо создать условия для выполнения социальных обязательств государства с одновременным повышением адресности предоставления социальной помощи. 
Наиболее важными направлениями рационализации механизма бюджетного финансирования являются:
- внедрение рыночных механизмов оказания социальных услуг за счет сокращения экстенсивного сметного финансирования организаций социальной сферы и перехода к приобретению государством социальных услуг на основе целевого финансирования или социального заказа;
- совершенствование сети организаций, оказывающих социальные услуги;
- совершенствование самого механизма (форм и методов) финансирования данных организаций.
Эффективность и результативность социальной политики во многом также зависят от продуманности механизма финансирования. Полагаем, что важным в современных условиях является оценка эффективности и результативности бюджетных расходов на социальную политику. Однако анализ нормативных правовых актов, исследование экономической литературы свидетельствуют об отсутствии единого подхода как к определению понятий эффективности и результативности бюджетных расходов на социальную политику, так и для их оценке.
Объективно оценить эффективность и результативность бюджетных расходов на социальную политику считаем возможным при использовании системы критериев и показателей, служащих как для количественных, так и для качественных измерений. Не вызывает сомнения, что эта система оценки должна носить комплексный характер. Процесс оценивания, как правило, должен опираться на систему индикаторов и методических разработок, позволяющих адекватно оценить бюджетные расходы на социальную политику, ее достижения, результаты, проблемы, противоречия и выявить резервы ее развития.
На наш взгляд, для бюджетных расходов на социальную политику должны быть установлены ключевые показатели, характеризующие их качество, результаты и ожидаемый эффект, которые используются для мониторинга реализации поставленных целей и задач, для определения необходимых направлений деятельности. В этом случае бюджетные средства направляются на четко сформулированные цели и конечные результаты.
Измерение эффективности, результативности использования бюджетных средств осуществляется путем установления индикаторов оценки конечных результатов. Оценка эффективности и результативности бюджетных расходов может производиться на основе системы индикаторов. При этом оценку эффективности бюджетных расходов предлагаем осуществлять с использованием индикаторов, имеющих нефинансовый характер, оценку результативности бюджетных расходов - с использованием индикаторов, имеющих финансовый характер.
Внедрение системы индикаторов в процесс оценки эффективности и результативности позволит анализировать динамику изменения эффективности и результативности бюджетных расходов, выявлять причины, влияющие на данные изменения, осуществлять планирование достижения конкретных результатов по повышению эффективности и результативности расходования бюджетных средств, обеспечивать прозрачность расходования бюджетных средств, принять соответствующие управленческие решения для совершенствования планирования расходов бюджетов. Происходит систематизация целей и задач социальной политики в привязке планируемых расходов к конечным измеряемым результатам



1. Нормативно-правовые акты и официальные документы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации : [по сост. на 1 окт. 2015 г.]. - 7-е изд.- М.: Ось-89, 2004. - 192 с. - (Кодексы Российской Федерации).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г № 146-ФЗ: [по сост. на 15 мая 2015 г.]. - М. : Омега-Л, 2006. - 184 с. - (Кодексы Российской Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ: [по сост. на 24 июля 2015 г.]. - М. : Омега-Л, 2006. - 184 с. - (Кодексы Российской Федерации).Федерации).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ: [по сост. на 24 июля 2015 г.]. - М. : Омега-Л, 2006. - 184 с. - (Кодексы Российской Федерации).
4. О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон, 25.09.1997 г. № 126-ФЗ [по сост. на 06 окт. 2013 г.]
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации : федер. закон, 06.10.2003 г. № 131-ФЗ [по сост. на 21 июля 2013 г.]
6. О бюджетной классификации Российской Федерации: федер. закон, 21 нояб. 1996 г. № 129-ФЗ [по сост. на 3 нояб. 2015 г.]. // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 48. - Ст. 5369
7. Об отмене льготы по налогу на имущество: федер. закон, 11.11.2003г. №139-ФЗ [по сост. на 29 июля 2015 г.]
8. О мерах по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета: пост.правительства РФ от 28 августа 1997 г. № 1082 [по сост. на 02 марта 2016 г.]
9. О концепции реформирования межбюджетных отношений Российской Федерации : пост.правительства РФ от 30 июля 1998 г. №862
10. О квалификационных требованиях, предъявляемых к руководителю финансовых органов местной администрации: пост.правительства РФ от 06.11.2004 г. № 608
11. Закон Республики Татарстан от 10 июня 2014 года №52-ЗРТ "Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2013 год"
12. Закон Республики Татарстан от 12.06.2015 № 36-ЗРТ "Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2014 год"
13. Закон Республики Татарстан от 27.11.2014 №107-ЗРТ «О бюджете Республики Татарстан на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»
14. Заключение Счетной палаты Республики Татарстан на Отчет об
исполнении бюджета Республики Татарстан за 2013 год
15. Заключение Счетной палаты Республики Татарстан на Отчет об
исполнении бюджета Республики Татарстан за 2014 год
16. Заключение Счетной палаты Республики Татарстан на Отчет об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2015 год
2. Научно-методическая литература и периодические издания
13. Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие для вузов / И.М. Александров. - М. : «Дашков и К», 2006. - 486 с.
14. Вахрин, П.И. Бюджетная система Российской Федерации : учеб. пособие для вузов / П.И. Вахрин. - М. : «Дашков и К», 2002. - 343 с.
15. Врублевская, О.В. Бюджетная система Российской Федерации : учеб. пособие для вузов / О.В. Врублевской. - М. : Юртай-Издат, 2003 - 838 с
16. Годин, А.М. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие для вузов - 3-е изд., испр. и доп. / А.М. Годин. - М. : «Дашков и К», 2006. - 568 с.
17. Демин, С.В. Бюджет для всех: Структура бюджета, составление, утверждение и исполнение : учеб. пособие для вузов / С.В. Демин. - М. : МСЭИ «Леонтьевский центр», 2001. - 216 с.
18. Евстигнеев, Е.Н. Основы налогообложения и налогового права : учеб. пособие для вузов / Е.Н. Евстигнеев. - М. : Деловая литература, 2004. - 306 с.
19. Карчевский, В.В. Организация исполнения бюджета : учеб. Пособие для вузов / В.В. Карчевский. - М . : Вузовский учебник, 2006. - 224 с.
20. Ковалев, В.В. Финансы: учеб. пособие для вузов / В.В. Ковалев. - М. : Проспект. 2002. - 346 с.
21. Мацкуляк, И.Д. Государственные и муниципальные финансы : учеб. пособие для вызов / И.Д. Мацкуляк. - М. : РАГС, 2003. - 223 с.
22. Парыгина, В.А. Бюджетная система России : учеб. пособие для вузов /
В.А. Парыгина. - М. : Эксимо, 2006. - 752 с. (Российское юридическое
образование)
23. Парыгина, В.А. Бюджетное право и процесс : учеб. пособие для вузов /
В.А. Парыгина. - М. : Эксимо, 2005.- 384 с. (Российское юридическое
образование)
24. Поляков, Г.Б. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов / Под ред. Г.Б. Полякова. - М.: ЮНИТИДАНА, 2013. - 703 с. - (Серия «Золотой фонд Российских учебников)
25. Поляк, Г.Б. Бюджетная система : учеб. пособие для вузов / Г.Б. Поляк. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 260 с.
26. Пшенникова, Е.И. Бюджет и бюджетный процесс в Российской Федерации : учеб. пособие для вузов / Е.И. Пшенникова. - СПб.: С-Петерб. Ун-та, 2004. - 196 с.
27. Христенко, В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами : учеб. пособие для вузов / В.Б. Христенко - М. : Дело, 2002. - 265 с.
28. Грязев, А.А. Правовое регулирования взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления в финансовой сфере : Монография - Челябинск : Рекпол, 2004. - 140 с.
29. Бирьоков, А.Г. К оценке бюджетной обеспеченности регионов : /А.Г. Бирьоков // Финансы. - 2002. - №11. - С.15-18.
30. Гиляровская, С.В. О самостоятельности бюджетов в Российской федерации / С.В. Гиляровская // Финансы. - 2013. - №2. - С.16-19.
31. Динес, И.Ю. К вопросу о формировании доходной базы местного самоуправления / И.Ю. Динес // Финансы. - 2014. - №8. - С.26.
32. Завьялов, Д.Ю. Доходы муниципальных образований в аспекте межбюджетных отношений / Д.Ю. Завьялов // Финансы. - 2013. - №3. - С.22-25.
33. Захарченко, А.А. Укрепление финансовых основ местного самоуправления / А.А. Захарченко // Финансы. - 2006. - №12. - С.28-30.
34. Игудин, А.Г. Актуальные проблемы межбюджетных отношений / А.Г. Игудин // Финансы. - 2005. - №10. - С.15-17.
35. Игудин, А.Г. Проблемы укрепления доходной базы местных бюджетов / А.Г Игудин // Финансы. - 2002. - №12. - С.11-13.
36. Кирилова, С.С. Возможности укрепления доходной базы местных бюджетов / С.С. Кирилова // Финансы. - 2004. - №11. - С.70-71.
37. Мокрый, В.С. Межбюджетные отношения и финансовые основы местного самоуправления/ В.С. Мокрый // Финансы. - 2001. -№ 6 - С.5-8.
38. Пантелеев, А.Ю. Формирование финансовой основы местного самоуправления /А.Ю. Пантелеев // Финансы. - 2005. - №11. - С.8-10.
39. Пронина, Л.И. Влияние реформы федеративных отношений и местного самоуправления на развитие межбюджетных отношений / Л.И. Пронина // Финансы. - 2003. - №2. С.29-33.
40. Пронина, Л.И. Местное самоуправление и межбюджетные отношения/ Л.И. Пронина // Финансы. - 2003. - №8. - С. 12-13.
41. Пчелинцев, О.С., Минченко М.М. Как соединить в формуле для расчета трансфертов принципы выравнивания и стимулирования? / О.С. Пчелинцев, М.М. Минченко // Финансы. 2001. - №7. - С.23-25.
42. Родионова, В.М. Бюджетная реформа: содержание и проблемы/ В.М. Родионова // Финансы. - 2002. - №8. - С.7-9.
43. Скокова, Н.А. Цели и задачи бюджета развития муниципального образования / Н.А. Скокова // Финансы. - 2004. - № 4. - С.73.
44. Тишкина, Л.Е. Укрепление доходной базы местных бюджетов / Л.Е. Тишкина // Финансы. - 2006. - № 9. - С.7-10.
45. Тишкина, Л.Е. Формирование и исполнение местных бюджетов в новых условиях / Л.Е. Тишкина. // Финансы. - 2013. - №1. - С.20-23.
46. Улюкаев, А.Г. Государственные финансы и региональное развитие / А.Г. Улюкаев // Вопросы экономики. - 2001. - №3. - С.11-14.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ