Расходы федерального бюджета по субъекту РФ на социальную политику
|
Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования государственных финансов 6
1.1. Понятие, содержание и значение категории «финансов» 6
1.2. Система государственных и муниципальных финансов 9
1.3. Расходы бюджета на социальное обслуживание и социальную поддержку
населения 15
2. Динамика исполнения бюджета Республики Татарстан по доходам и расходам на социальную политику 20
2.1. Динамика исполнения бюджета Республики Татарстан по доходам
в 2013-2015 гг. 20
2.2. Динамика исполнения бюджета по расходам в 2013- 2015 гг. на социальную политику 28
3. Проблемы и перспективы управления государственными финансами 49
3.1. Управление финансовой системой государства 46
3.2. Проблемы и перспективы формирования бюджета Республики Татарстан 58
3.3. Перспективы развития механизма бюджетного финансирования социальной
политики из различных уровней 63
Заключение 71
Список использованных источников
1. Теоретические аспекты формирования государственных финансов 6
1.1. Понятие, содержание и значение категории «финансов» 6
1.2. Система государственных и муниципальных финансов 9
1.3. Расходы бюджета на социальное обслуживание и социальную поддержку
населения 15
2. Динамика исполнения бюджета Республики Татарстан по доходам и расходам на социальную политику 20
2.1. Динамика исполнения бюджета Республики Татарстан по доходам
в 2013-2015 гг. 20
2.2. Динамика исполнения бюджета по расходам в 2013- 2015 гг. на социальную политику 28
3. Проблемы и перспективы управления государственными финансами 49
3.1. Управление финансовой системой государства 46
3.2. Проблемы и перспективы формирования бюджета Республики Татарстан 58
3.3. Перспективы развития механизма бюджетного финансирования социальной
политики из различных уровней 63
Заключение 71
Список использованных источников
Актуальность темы исследования. Социальная политика является одной из наиболее основополагающей составляющей цивилизованного общества и представляет собой неотъемлемую часть деятельности любого современного государства.
Важнейшей задачей социальной политики является задача максимально возможного поддержания уровня жизни населения, особенно его наименее социально защищенных слоев.
Проблемы, связанные с повышением уровня и улучшением качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией принципов социальной справедливости - всеми теми, что ставит перед собой как задачу социальная политика, являются для социума наших дней как никогда актуальными.
Государственная политика в сфере социальной защиты населения предусматривает совокупность законодательно закрепленных правовых, экономических, социальных гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав и создание условий для достижения социально приемлемого уровня жизни населения. В Российской Федерации она реализуется на федеральном и региональном уровнях посредством различных механизмов, включая специальную законодательную базу в данной сфере, финансирование расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, разработку и реализацию специальных социальных программ по решению специфических проблем общественного развития.
Совершенствование в этом направлении системы социально-экономических отношений, повышение качества человеческого потенциала открывает новые перспективы для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста государства.
Вместе с тем улучшение социального обеспечения, совершенствование системы здравоохранения и образования, уменьшение социального неравенства
Поэтому одними из главных направлений действующей бюджетной политики нашей страны является совершенствование бюджетной системы, ее ориентация на стимулирование постоянного роста, обеспечение функционирования социальной сферы, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов, направляемых на финансирование социальной сферы.
Объект исследования: бюджет Республики Татарстан.
Предмет исследования: расходы федерального бюджета на социальную политику по Республике Татарстан.
Целью исследования является эффективное и рациональное использование средств федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан на социальную политику.
В соответствии с целью, в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты формирования государственных финансов;
2. Рассмотреть расходы бюджета на социальное обслуживание и социальную поддержку населения;
3. Проанализировать динамику исполнения бюджета Республики Татарстан по доходам на социальную политику;
4. Проанализировать динамику исполнения бюджета Республики Татарстан по расходам на социальную политику;
5. Выявить проблемы и перспективы управления государственными финансами.
Методами нашего исследования являются: изучение и анализ отчетности по исполнению бюджета Республики Татарстан за 2013-2015 годы.
Методологической основой исследования являются нормативные правовые акты: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс
Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан, Закон Республики Татарстан «Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2013год», Закон Республики Татарстан «Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2014год», Закон Республики Татарстан «Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2015год».
Практическая значимость исследования состоит в том, что в данной работе сделана попытка определить возможность повышения уровня жизни населения Республики Татарстан, развития инфраструктуры городов и районов Республики Татарстан, рост текущих затрат в отраслях социальной сферы.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения.
Важнейшей задачей социальной политики является задача максимально возможного поддержания уровня жизни населения, особенно его наименее социально защищенных слоев.
Проблемы, связанные с повышением уровня и улучшением качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией принципов социальной справедливости - всеми теми, что ставит перед собой как задачу социальная политика, являются для социума наших дней как никогда актуальными.
Государственная политика в сфере социальной защиты населения предусматривает совокупность законодательно закрепленных правовых, экономических, социальных гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав и создание условий для достижения социально приемлемого уровня жизни населения. В Российской Федерации она реализуется на федеральном и региональном уровнях посредством различных механизмов, включая специальную законодательную базу в данной сфере, финансирование расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, разработку и реализацию специальных социальных программ по решению специфических проблем общественного развития.
Совершенствование в этом направлении системы социально-экономических отношений, повышение качества человеческого потенциала открывает новые перспективы для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста государства.
Вместе с тем улучшение социального обеспечения, совершенствование системы здравоохранения и образования, уменьшение социального неравенства
Поэтому одними из главных направлений действующей бюджетной политики нашей страны является совершенствование бюджетной системы, ее ориентация на стимулирование постоянного роста, обеспечение функционирования социальной сферы, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов, направляемых на финансирование социальной сферы.
Объект исследования: бюджет Республики Татарстан.
Предмет исследования: расходы федерального бюджета на социальную политику по Республике Татарстан.
Целью исследования является эффективное и рациональное использование средств федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан на социальную политику.
В соответствии с целью, в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты формирования государственных финансов;
2. Рассмотреть расходы бюджета на социальное обслуживание и социальную поддержку населения;
3. Проанализировать динамику исполнения бюджета Республики Татарстан по доходам на социальную политику;
4. Проанализировать динамику исполнения бюджета Республики Татарстан по расходам на социальную политику;
5. Выявить проблемы и перспективы управления государственными финансами.
Методами нашего исследования являются: изучение и анализ отчетности по исполнению бюджета Республики Татарстан за 2013-2015 годы.
Методологической основой исследования являются нормативные правовые акты: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс
Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан, Закон Республики Татарстан «Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2013год», Закон Республики Татарстан «Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2014год», Закон Республики Татарстан «Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2015год».
Практическая значимость исследования состоит в том, что в данной работе сделана попытка определить возможность повышения уровня жизни населения Республики Татарстан, развития инфраструктуры городов и районов Республики Татарстан, рост текущих затрат в отраслях социальной сферы.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения.
Социальная политика - одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношении, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы.
Целью социальной политики является повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни.
Задачами социальной политики являются: распределение доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения; ограничение масштабности абсолютной бедности и неравенства; обеспечение материальных источников существования тем, кто по независящим от них причинам ими не обладает; предоставление медицинских и образовательных услуг; расширение сети и улучшение качества транспортных услуг; оздоровление окружающей среды.
Наиболее крупные ассигнования из бюджетов по разделу «Социальная политика» выделяются на финансирование учреждений социального обслуживания населения, социальное обеспечение населения, пенсии военнослужащим и работникам правоохранительных органов. Из общей суммы бюджетных средств, выделяемых на социальную политику, большая часть - свыше 60% проходит через региональные (40%) и местные бюджеты (20%).
Нормативно-правовая база, регулирующая расходы бюджета на социальную политику, довольно обширна. Основными нормативно-правовыми актами в области социальной политики являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления, Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации», Бюджетный кодекс Российской Федерации. Также правовой основой социальной политики является Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. №122-ФЗ и ряд других законов и законодательных актов.
Ежегодно общий объем ассигнований по разделу «Социальная политика» возрастает. В целом за период 2013-2015 гг. расходы федерального бюджета на социальную политику выросли на 212 млрд. руб., т.е. почти в 2 раза.
В 2013 г. рост расходов федерального бюджета на социальную политику составил
89. млрд. руб. относительно 2012 г., в 2014 г. - 65,1 млрд. руб. относительно 2013 г. В 2013 г. удельный вес расходов на социальную политику в общих расходах федерального бюджета составил 5,0% (рост 0,8% относительно 2012 г.); в 2014 г. - 5,3% (рост 0,3% относительно 2013 г.) Всего за период 2013-2015 гг. рост составил 1,4% (с 3,9% в 2013 г. до 5,3% в 2015 г.).
Основными в расходах федерального бюджета на социальную политику являются расходы на социальное обслуживание населения и расходы на социальное обеспечение населения.
Ежегодно общий объем ассигнований республиканского бюджета, также как и федерального бюджета, по разделу «Социальная политика» возрастает. В 2013 г. расходы республиканского бюджета на социальную политику выросли на
2668837.4 тыс. руб. относительно 2012 г.; в 2014 г. на 938669,7 тыс. руб. против 2013 г. Наибольший рост расходов бюджета Республики Татарстан на социальную политику произошел в кризисный 2008 г. (более чем в 1,5 раза).
Основными в расходах республиканского бюджета на социальную политику являются расходы на социальное обеспечение населения и расходы на социальное обслуживание населения.
Расходы муниципалитета на социальную политику одни из самых низких в расходах на социальную сферу за анализируемый период. Наметилась тенденция к снижению удельного веса расходов на социальную политику в общих расходах муниципалитета на социальную сферу.
В области социального обеспечения необходимо создать условия для выполнения социальных обязательств государства с одновременным повышением адресности предоставления социальной помощи.
Наиболее важными направлениями рационализации механизма бюджетного финансирования являются:
- внедрение рыночных механизмов оказания социальных услуг за счет сокращения экстенсивного сметного финансирования организаций социальной сферы и перехода к приобретению государством социальных услуг на основе целевого финансирования или социального заказа;
- совершенствование сети организаций, оказывающих социальные услуги;
- совершенствование самого механизма (форм и методов) финансирования данных организаций.
Эффективность и результативность социальной политики во многом также зависят от продуманности механизма финансирования. Полагаем, что важным в современных условиях является оценка эффективности и результативности бюджетных расходов на социальную политику. Однако анализ нормативных правовых актов, исследование экономической литературы свидетельствуют об отсутствии единого подхода как к определению понятий эффективности и результативности бюджетных расходов на социальную политику, так и для их оценке.
Объективно оценить эффективность и результативность бюджетных расходов на социальную политику считаем возможным при использовании системы критериев и показателей, служащих как для количественных, так и для качественных измерений. Не вызывает сомнения, что эта система оценки должна носить комплексный характер. Процесс оценивания, как правило, должен опираться на систему индикаторов и методических разработок, позволяющих адекватно оценить бюджетные расходы на социальную политику, ее достижения, результаты, проблемы, противоречия и выявить резервы ее развития.
На наш взгляд, для бюджетных расходов на социальную политику должны быть установлены ключевые показатели, характеризующие их качество, результаты и ожидаемый эффект, которые используются для мониторинга реализации поставленных целей и задач, для определения необходимых направлений деятельности. В этом случае бюджетные средства направляются на четко сформулированные цели и конечные результаты.
Измерение эффективности, результативности использования бюджетных средств осуществляется путем установления индикаторов оценки конечных результатов. Оценка эффективности и результативности бюджетных расходов может производиться на основе системы индикаторов. При этом оценку эффективности бюджетных расходов предлагаем осуществлять с использованием индикаторов, имеющих нефинансовый характер, оценку результативности бюджетных расходов - с использованием индикаторов, имеющих финансовый характер.
Внедрение системы индикаторов в процесс оценки эффективности и результативности позволит анализировать динамику изменения эффективности и результативности бюджетных расходов, выявлять причины, влияющие на данные изменения, осуществлять планирование достижения конкретных результатов по повышению эффективности и результативности расходования бюджетных средств, обеспечивать прозрачность расходования бюджетных средств, принять соответствующие управленческие решения для совершенствования планирования расходов бюджетов. Происходит систематизация целей и задач социальной политики в привязке планируемых расходов к конечным измеряемым результатам
Целью социальной политики является повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни.
Задачами социальной политики являются: распределение доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения; ограничение масштабности абсолютной бедности и неравенства; обеспечение материальных источников существования тем, кто по независящим от них причинам ими не обладает; предоставление медицинских и образовательных услуг; расширение сети и улучшение качества транспортных услуг; оздоровление окружающей среды.
Наиболее крупные ассигнования из бюджетов по разделу «Социальная политика» выделяются на финансирование учреждений социального обслуживания населения, социальное обеспечение населения, пенсии военнослужащим и работникам правоохранительных органов. Из общей суммы бюджетных средств, выделяемых на социальную политику, большая часть - свыше 60% проходит через региональные (40%) и местные бюджеты (20%).
Нормативно-правовая база, регулирующая расходы бюджета на социальную политику, довольно обширна. Основными нормативно-правовыми актами в области социальной политики являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления, Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации», Бюджетный кодекс Российской Федерации. Также правовой основой социальной политики является Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. №122-ФЗ и ряд других законов и законодательных актов.
Ежегодно общий объем ассигнований по разделу «Социальная политика» возрастает. В целом за период 2013-2015 гг. расходы федерального бюджета на социальную политику выросли на 212 млрд. руб., т.е. почти в 2 раза.
В 2013 г. рост расходов федерального бюджета на социальную политику составил
89. млрд. руб. относительно 2012 г., в 2014 г. - 65,1 млрд. руб. относительно 2013 г. В 2013 г. удельный вес расходов на социальную политику в общих расходах федерального бюджета составил 5,0% (рост 0,8% относительно 2012 г.); в 2014 г. - 5,3% (рост 0,3% относительно 2013 г.) Всего за период 2013-2015 гг. рост составил 1,4% (с 3,9% в 2013 г. до 5,3% в 2015 г.).
Основными в расходах федерального бюджета на социальную политику являются расходы на социальное обслуживание населения и расходы на социальное обеспечение населения.
Ежегодно общий объем ассигнований республиканского бюджета, также как и федерального бюджета, по разделу «Социальная политика» возрастает. В 2013 г. расходы республиканского бюджета на социальную политику выросли на
2668837.4 тыс. руб. относительно 2012 г.; в 2014 г. на 938669,7 тыс. руб. против 2013 г. Наибольший рост расходов бюджета Республики Татарстан на социальную политику произошел в кризисный 2008 г. (более чем в 1,5 раза).
Основными в расходах республиканского бюджета на социальную политику являются расходы на социальное обеспечение населения и расходы на социальное обслуживание населения.
Расходы муниципалитета на социальную политику одни из самых низких в расходах на социальную сферу за анализируемый период. Наметилась тенденция к снижению удельного веса расходов на социальную политику в общих расходах муниципалитета на социальную сферу.
В области социального обеспечения необходимо создать условия для выполнения социальных обязательств государства с одновременным повышением адресности предоставления социальной помощи.
Наиболее важными направлениями рационализации механизма бюджетного финансирования являются:
- внедрение рыночных механизмов оказания социальных услуг за счет сокращения экстенсивного сметного финансирования организаций социальной сферы и перехода к приобретению государством социальных услуг на основе целевого финансирования или социального заказа;
- совершенствование сети организаций, оказывающих социальные услуги;
- совершенствование самого механизма (форм и методов) финансирования данных организаций.
Эффективность и результативность социальной политики во многом также зависят от продуманности механизма финансирования. Полагаем, что важным в современных условиях является оценка эффективности и результативности бюджетных расходов на социальную политику. Однако анализ нормативных правовых актов, исследование экономической литературы свидетельствуют об отсутствии единого подхода как к определению понятий эффективности и результативности бюджетных расходов на социальную политику, так и для их оценке.
Объективно оценить эффективность и результативность бюджетных расходов на социальную политику считаем возможным при использовании системы критериев и показателей, служащих как для количественных, так и для качественных измерений. Не вызывает сомнения, что эта система оценки должна носить комплексный характер. Процесс оценивания, как правило, должен опираться на систему индикаторов и методических разработок, позволяющих адекватно оценить бюджетные расходы на социальную политику, ее достижения, результаты, проблемы, противоречия и выявить резервы ее развития.
На наш взгляд, для бюджетных расходов на социальную политику должны быть установлены ключевые показатели, характеризующие их качество, результаты и ожидаемый эффект, которые используются для мониторинга реализации поставленных целей и задач, для определения необходимых направлений деятельности. В этом случае бюджетные средства направляются на четко сформулированные цели и конечные результаты.
Измерение эффективности, результативности использования бюджетных средств осуществляется путем установления индикаторов оценки конечных результатов. Оценка эффективности и результативности бюджетных расходов может производиться на основе системы индикаторов. При этом оценку эффективности бюджетных расходов предлагаем осуществлять с использованием индикаторов, имеющих нефинансовый характер, оценку результативности бюджетных расходов - с использованием индикаторов, имеющих финансовый характер.
Внедрение системы индикаторов в процесс оценки эффективности и результативности позволит анализировать динамику изменения эффективности и результативности бюджетных расходов, выявлять причины, влияющие на данные изменения, осуществлять планирование достижения конкретных результатов по повышению эффективности и результативности расходования бюджетных средств, обеспечивать прозрачность расходования бюджетных средств, принять соответствующие управленческие решения для совершенствования планирования расходов бюджетов. Происходит систематизация целей и задач социальной политики в привязке планируемых расходов к конечным измеряемым результатам
Подобные работы
- Расходы федерального бюджета по
субъекту Российской Федерации на физическую культуру и спорт
Дипломные работы, ВКР, бюджетное право. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2016 - Расходы федерального бюджета по субъекту Российской Федерации на культуру и кинематографию
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2016 - РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НО СУБЪЕКТУ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ В ДОХОДАХ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Расходы бюджетов и их разграничение
между бюджетами разных уровней
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2016 - ИНТЕГРАЦИЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И СУБЪЕКТОВ РФ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2018 - РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ И ИХ РАЗГРАНИЧЕНИЕ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Роль Федерального бюджета в социально-экономическом развитии РФ (Самарский государственный экономический университет)
Контрольные работы, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2018



