Введение 3
1. Теоретические основы организации контроля за целевым и эффективным
использованием средств бюджета субъекта 7
1.1. Необходимость, сущность контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджета субъекта РФ 7
1.2. Формы и методы контроля за целевым и эффективным использованием
средств бюджета субъекта РФ 13
1.3. Субъекты контроля за целевым и эффективным использованием средств
бюджета субъекта РФ, их полномочия 19
2. Практика осуществления контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджета субъекта РФ (на примере деятельности Счетной палаты РТ) 26
2.1. Методика проведения контрольных мероприятий за целевым и эффективным использованием средств бюджета субъекта РФ 26
2.2. Анализ результатов деятельности Счетной палаты РТ по контролю за целевым и эффективным использованием средств бюджета РТ 36
3. Направления совершенствования контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджета субъекта 51
3.1. Основные направления совершенствования методического обеспечения государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджета субъект РФ 51
3.2. Разработка инструментов оценки качества государственного финансового контроля за целевым эффективным использованием средств бюджета субъекта РФ 64
Заключение
Список литературы
Приложения
В настоящее время в Российской Федерации ведется активная работа по вы-явлению нецелевого использования бюджетных средств субъекта РФ. Неэффективное их использование ведет к увеличению дефицита бюджета государства. Именно поэтому данный факт закреплен в ст. 34 Бюджетного кодекса РФ в виде принципа бюджетной системы РФ, который гласит, что участники бюджетного процесса должны достигать поставленных задач с использованием минимальных объемов денежных средств. Реализация данного принципа бюджетной системы РФ является ключевым звеном в проводимой бюджетной реформе.
Из чего следует, что путем повышения эффективности бюджетных расходов должно быть улучшено качество услуг, оказываемых населению. В данном аспекте проблема эффективного использования бюджетных средств является главным приоритетом для бюджетной системы страны. Как отмечает Н.А. Саттарова, важным нарушением бюджетного законодательства является неэффективное использование бюджетных средств [32, с. 25].
Использование бюджетных средств эффективно и по целевому назначению приобретает все большую актуальность в современных рыночных условиях, когда на фоне мирового финансового кризиса дефицит бюджета возрастает. В бюджете субъектов РФ аккумулированы огромные денежные средства и их распределение, рациональное и эффективное использование невозможно без эффективной организации финансового контроля в бюджетной сфере России.
О необходимости повышения эффективности бюджетных расходов упоминается в ежегодных бюджетных посланиях Президента Российской Федерации, в которых определяются ориентиры бюджетной политики на очередной финансовый год и плановый период. В посланиях ежегодно отмечается, что бюджетная политика должна формироваться исходя из решения проблем макроэкономической сбалансированности, повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами.
Для выявления фактов нецелевого использования средств государственного бюджета и выполнения посланий Президента РФ предусмотрено проведение государственного контроля за эффективностью расходования бюджетных средств. В процессе развития системы государственного и муниципального финансового контроля происходит постоянная трансформация задач органов внешнего государственного финансового контроля [25].
Контроль за эффективностью и целевым назначением бюджетных средств помогает не только выявлять нецелевое использование, но и повлиять тем самым на снижение расходной части бюджета, а также выявить коррупционную составляющую при организации закупок и обогащения в личных целях за счет государства. Решение проблем коррумпированности государственных служащих также является одной из актуальных проблем современности [6, c 128].
Контроль осуществляется на системе базовых подходов, включающей оценку эффективности использования всей совокупности финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Контроль является одним из основных средств осуществления финансово-правовой политики, важнейшим рычагом финансового механизма.
Актуальность данного исследования продиктована всеми вышеперечисленными факторами, а именно нецелевое использование бюджетных средств ведет к увеличению дефицита бюджета страны, росту коррупции, а как следствие приводит к снижению уровня жизни населения страны и ухудшению основных экономических показателей РФ. Ведь бюджет - это весьма чувствительная составляющая социально-экономической политики.
Проблемы осуществления государственного контроля за эффективным использованием бюджетных средств были исследованы в работах В.А.Артамонова, P.E. Артюхина, И.А. Белобжецкого, В.В. Бурцева, A.A. Васильева, Э.А. Вознесенского, Ю.М. Воронина, Е.Ю. Грачевой, Ю.А. Данилевского, A.C. Емельянова, A.A. Жданова, А.Н. Козырина, Т.В. Конюховой, С.А. Котляревского, И.И. Кучерова, A.C. Ларионова и др.
О государственном бюджетном контроле в своих работах писали: С.А Агапцов, A.A. Васильев, А.Н. Козырин, Ю.А. Крохина, И.И. Кучеров, Л.Н. Овсянникова, Е.Н.Синева и другие ученые.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся при организации деятельности Счетной палатой РТ процесса контроля за эффективным и целевым использованием денежных средств бюджета субъектов РФ.
Предметом исследования является организация процесса государственного контроля за эффективным использованием средств бюджета субъекта РФ.
Целью данной работы является комплексное изучение теоретических вопросов и практических проблем контроля за использованием бюджетных средств.
Поставленная цель определила основные задачи работы:
- изучить теоретические основы организации контроля за эффективностью использования бюджетных средств;
- рассмотреть основные формы и методы государственного контроля за расходованием бюджетных средств;
- определить основных субъектов контроля и рассмотреть, возложенные на них полномочия;
- проанализировать существующие методики проведения контрольных мероприятий за целевым и эффективным использованием бюджетных средств;
- изучить порядок проведения проверок и оформление материалов, по ее результатам;
- провести анализ деятельности Счетной палаты РТ, в части проведения контроля за эффективным расходованием бюджетных средств;
- рассмотреть возможные пути совершенствования контроля.
Структура дипломной работы подчинена исследовательской логике и включает в себя введение, три главы, заключение, библиографический список.
В первой главе работы рассмотрены теоретические основы организации процесса контроля за эффективным и целевым расходованием бюджетных средств. Определены основные методы и формы контроля, основные участники процесса и их полномочия.
Во второй главе работы на примере деятельности Счетной палаты Республики Татарстан проанализирована практика осуществления контроля за эффективным использованием средств бюджета РТ. Рассмотрен порядок проведения проверок, заполнения материалов, и результаты контрольной деятельности Счетной палаты РТ за целевым и эффективным использованием средств бюджета РТ.
В третьей главе работы определены основные пути совершенствования контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.
В заключении подведены основные итоги проведенного исследования.
При написании работы использованы методы статистического учета, методы системного подхода, сравнительный метод, методы финансового анализа. Информационную основу работы составили нормативно-правовые акты, официальные статистические данные, Министерства финансов РФ, Федерального казначейства РФ, Счетной палаты РФ и Счетной палаты РТ за 2013-2015 года, справочные материалы из отечественной и зарубежной научной литературы, статьи, опубликованные в периодических изданиях, материалы научно-практических конференций.
Использование бюджетных средств эффективно и по целевому назначению приобретает все большую актуальность в современных рыночных условиях, когда на фоне мирового финансового кризиса дефицит бюджета возрастает. Актуальность темы определяется тем, что в бюджете субъектов РФ аккумулированы огромные денежные средства и их распределение, рациональное и эффективное использование невозможно без эффективной организации финансового контроля в бюджетной сфере России.
Государственный финансовый контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджета субъектов РФ проводится участниками бюджетного процесса, за которыми закреплены функции государственного финансового контроля. В Бюджетном кодексе РФ определены следующие государственные органы, в полномочии которых входит проведение контроля за использованием бюджетных средств:
- Счетная палата Российской Федерации;
- контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
- органы государственного финансового контроля, являющиеся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Задачи и функции, возложенные действующим законодательством на Счетную палату, делают ее одним из ключевых элементов системы общественного контроля за расходованием национальных ресурсов, а также инструментом согласования краткосрочных социально-экономических решений, дающих «быстрый эффект», с долгосрочными интересами общества и стратегическими целями общественного развития. Этим определяется миссия Счетной палаты и стратегия ее деятельности.
С целью полноты исследования практики контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджетов субъектов Российской Федерации были рассмотрены результаты работы Счетной палаты РТ.
Анализируя деятельность Счетной палаты РТ, можно сделать вывод о том, что каждый четвертый получатель бюджетных средств допускает нарушения в той или иной степени, поэтому нельзя не заметить насколько важную роль играют контрольно-счетные органы. Проводя контрольные мероприятия, Счетная палата РТ выявляет нарушения, допущенные получателями бюджетных средств, выносит ответственным лицам предложения по их устранению, а также возвращает средства в бюджет.
Происходящие изменения в организации бюджетного процесса в Российской Федерации, в том числе связанные с переходом на составление и исполнение бюджетов публично-правовых образований в программном формате, предусматривают необходимость совершенствования всех инструментов управления общественными финансами, в том числе государственного финансового контроля.
Исследование современного состояния регионального государственного финансового контроля, в том числе государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджетов субъектов Российской Федерации, показало недостаточную степень его развитости по сравнению с государственным финансовым контролем на федеральном уровне.
В соответствии с выбранной целью и поставленными основными задачами были рассмотрены теоретические и методические вопросы государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджетов субъектов федерации, практические аспекты осуществления указанного контроля в регионах, а также основные направления повышения результативности государственного финансового контроля за использованием средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Анализ внешнего государственного финансового контроля был выполнен на основе показателей деятельности Счетной палаты РТ, характеризующих объем контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, выявленных и устраненных финансовых нарушений, а также на основе сведений о реагировании правоохранительных органов на результаты проверок контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации.
С учетом поставленной цели были исследованы существующие проблемы методического обеспечения контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджетов субъектов РФ.
Поскольку в рамках указанных форм контроля проводятся контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, особенности методик которых в концептуальных аспектах являются схожими, были выявлены общие проблемы методического обеспечения мероприятий.
В ходе исследования были выявлены следующие проблемы:
- в разрабатываемых стандартах незначительным образом учитывается международный опыт стандартизации контроля;
- содержание и логическое построение стандартов не предусматривают использование экспертного-аналитического инструментария;
- в большинстве случаев стандарты представляют собой не исчерпывающий перечень определенных указаний к действиям в каждой конкретной ситуации при проверке того или иного вопроса, а просто описание содержания вопроса контроля, что в свою очередь не позволяет их использовать как «руководство пользователя»;
- развитие стандартизации контроля на региональном уровне усложняется еще влиянием используемых подходов к стандартизации контроля на федеральном уровне, что значительным образом усложняет в части установления неформальных рамочных ограничений;
- неурегулированность вопроса по проведению последующей оценки качества ГФК за целевым и эффективным использованием средств бюджетов субъектов РФ.
По результатам исследования и выявленным проблемам предлагаем следующие пути совершенствования:
1. совершенствование методического обеспечения контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
2. определить направления эффективного применения методических рекомендаций при использовании стандартов;
3. необходимо определить общую структуру стандартов и их логическое содержания;
4. разработка инструментов качества контроля за исполнением бюджетов субъекта РФ.
В связи с этим, использование предложенных вариантов по использованию стандартов и соответственно методических рекомендаций окажет положительное влияние на организацию работы органов внутреннего и внешнего государственного финансового контроля, а также скажется на повышении качества и что самое важное результативности контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Теоретические и практические результаты исследования послужили основой для разработки инструментов оценки качества контроля за использованием средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Определение содержания предложенного методического подхода является принципиально новым для органов внешнего регионального государственного финансового контроля, поскольку вопросу оценки качества уделяется очень мало внимания.
Внедрение предложенной методики позволит органам внешнего государственного финансового контроля получить реальное представление не только об уровне качества проводимых мероприятий, но и сведений для начала проведения работ по устранению установленных нарушений.
Оценка качества граничит с двумя наиболее важными аспектами совершенствования государственного финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации, к числу которых относятся вопросы определения результативности исследуемого контроля, а также разработка основных направлений развития методического обеспечения контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджета субъекта РФ.
В связи с этим предложены основные факторы, с учетом которых представляется целесообразным осуществлять расчет результативности контроля за использованием средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
К их числу можно отнести:
- нацеленность на возможность реального использования критериев и показателей результативности при оценке рассматриваемых итогов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
- реализация возможности определения результативности ГФК за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации в таких разрезах, как результативность работы органа ГФК, результативность контрольной и экспертно - аналитической деятельности органа ГФК, результативность отдельных контрольных, экспертно-аналитических и иных мероприятий и результативность работы сотрудников органов ГФК в проводимых мероприятиях;
- учет специфики деятельности органов внешнего и внутреннего ГФК;
- внедрение и взаимосвязь результативности контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджетов субъектов Российской Федерации с иными составляющими эффективности (экономичность), а также с оценкой качества контроля за использованием средств бюджетов субъектов Российской Феде-рации.
С учетом специфики поставленной цели и заявленных основных задач вы-полнено комплексное исследование теории и методологии, практики, а также направлений повышения результативности государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Реализация предложенных результатов исследования позволит существенно изменить сложившуюся практику работы органов государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации в условиях реформирования системы государственного финансового контроля в Российской Федерации, а также происходящих изменений в правовом регулировании вопроса в результате внесения ряда поправок в федеральное бюджетное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации.
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. - 39с.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Экзамен,
2012.
3. Бюджетный кодекс Республики Татарстан: [закон РТ: принят Гос. Советом РТ 29 мая 2004 г.: по состоянию на 21 апр. 2016 г.] // Республика Татарстан. 2014. № 113.
4. Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований [Электронный ресурс]: Федеральный закон №6-ФЗ от 02.02.2011 г. // Справочно-правовая система «Консультант плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 22.05.2016.
5. О Счетной палате РТ [Электронный ресурс]: Закон РТ №37-ЗРТ от 03.06. 2004 г.: по состоянию на 21.05.2016 г.] // Республика Татарстан. 2011. № 206.
6. Агапцов, С.А. Государственный финансовый контроль и бюджетная политика Российского государства. - М.: Финансовый контроль, 2011. - 264 с.
7. Аюбов Н.А. Развитие контроля за целевым и эффективным использованием средств в бюджетных организациях // Вестник Орловского государственного аграрного университета. 2010. № 6.
8. Бегчин, Н.А. Совершенствование управления расходами бюджетов субъектов Российской Федерации: - М., 2011.- 207 с.
9. Бурцев, В.В. Организация системы государственного финансового контроля: теория и практика. - М.: Дашков и К, 2012. - 496 с.
10. Васильева М.В. Стандартизация деятельности органов государственного финансового контроля// Финансы и кредит. - 2011. - С. 41-50.
11. Воронин, Ю.М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики : Монография / Ю.М. Воронин. - М.: Финансовый контроль,
2013. - 432 с.
12. Воронин, Ю.М. Стандартизация финансового контроля: Россия и мировой опыт / Ю.М. Воронин, Р.Е. Мешалкина. - М.: ИД «Финансовый контроль», 2011. - 160 с.
13. Грязнова, А.Г. Финансы/ Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, ИНФРА-М, 2012. - 432 с.
14. Данилевский, Ю.А. Государство и финансовый контроль. - М.: Финпол, 2011.- 247 с
15. Двуреченских, В.А. Национальный контроль. - М.: ИД "Финансовый контроль", 2011. - 228 с.
16. Дементьев, Д.В. Государственный финансовый контроль: оценка эффективности и направления развития, 2014. - 173 с.
17. Замбаев Х.Н. Государственный финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ: методический аспект // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 48 - 62.
18. Канкулова, Д.И. Расходы бюджета субъекта Федерации: структура, исполнение, контроль: - СПб, 2011. - 285 с
19. Карпов, Э.С. Бюджетный контроль в Российской Федерации: монография / Э.С. Карпов. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 139 с.
20. Лавренко С.В. Финансовый контроль в системе обеспечения национальной безопасности: институциональный аспект // Финансы и кредит. 2012. № 26. С. 58 - 62.
21. Лавров, А.М. Руководство по управлению региональными и муниципальными финансами. Том 1 / Под общ. ред. А.М. Лаврова. - М.: ЛЕНАНД, 2011. - 540 с.
22. Лебедев, Д.О. Государственный финансовый контроль в условиях казначейской системы, 2013. - 172 с.
23. Ниязметов, А.К. Совершенствование межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации. - М., 2012. - 211 с.
24. Организация исполнения бюджета: Учебное пособие / Под ред. В.В. Карчевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Вузовский учебник: Инфра-М, 2011 . - 208 с.
25. Оценка эффективности деятельности бюджетной организации в процессе аудиторской проверки // Аудиторские ведомости. 2016. № 1.
26. Поляк, Г.Б. Государственные и муниципальные финансы: Учебн. пособие/ Ред. Г.Б. Поляк. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 375 с.
27. Поляк, Г.Б. Территориальные финансы: Учебное пособие / Г.Б. Поляк; ВЗФЭИ. - М.: Вузовский учебник, 2013. - 479 с.
28. Пути развития финансового контроля, аудита, судебно-бухгалтерской экспертизы в условиях модернизации экономики: материалы научно- практической конференции ФГБОУВПО «ВЗФЭИ», 31 января 2012 г. / ВЗФЭИ. - М.: ВЗФЭИ, 2012. - 266 с.
29. Путин призвал к жесткой экономии при расходовании бюджетных средств // Госновости. 2015. № 16.
30. Родионова, В.М. Финансовый контроль. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2012. - 320 с.
31. Салихов, З.А. Методология, методика и организация контрольно-ревизионной работы, 2015. - 315 с.
32. Саттарова Н.А. О части четвертой Бюджетного кодекса РФ // Финансовое право. 2013. № 3. 56с.
33. Синева Е.Н. Государственный финансовый контроль в управлении регионом // Финансы и кредит. 2011. № 25 (229). С. 38 - 40.
34. Степашин, С.В. Государственный финансовый контроль: Учебник для вузов / С.В. Степашин, Н.С. Столяров, С.О. Шохин, В.А. Жуков. - СПб: Питер,
2014. - 557 с.
35. Столяров, Н.С. Финансовый контроль в системе стратегического управления социально-экономическим развитием России (теория и практика) - М., 2011. - 501 с.
36. Тоичко Н.Ю. Государственный финансовый контроль в условиях реализации бюджетной реформы, 2011 - 320 с.
37. Хатри, Г.П. Мониторинг результативности в государственном секторе: пер. с англ.- М.: Фонд «Институт экономики города», 2012.- 276 с.
38. Информационно-аналитический раздел Министерства финансов РФ. Режим доступа: [http://www.info.minfin.ru].
39. Методические рекомендации по организации системы внутреннего (ведомственного) контроля главного распорядителя бюджетных средств, ориентированной на профилактику. Режим доступа: [http:www//sprt.ru].
40. Отчет о работе Счетной палаты Республики Татарстан в 2013 году [http://www.sprt.tatar/files/ot_sprt_2013_rus.pdf].
41. Отчет о работе Счетной палаты Республики Татарстан в 2014 году [http: //www.sprt.tatar/files/ot_sprt_2014_rus. pdf].
42. Отчет о работе Счетной палаты Республики Татарстан в 2015 году [http://www.sprt/tatar/files/ot_sprt_2015_rus.pdf].
43. Официальный сайт EUROSAI [http://www.eurosai.org].
44. Официальный сайт Международной федерации бухгалтеров [http: //www.ifac.org].
45. Официальный сайт Федеральной службы финансово - бюджетного надзора. - Режим доступа: [http: //www.rosfinnadzor.ru].
46. СГА 101 Общие правила проведения контрольного мероприятия (утв. Коллегией Счетной Палаты РФ, протокол от 02.04.2010 N 15К (717)).
47. Стандарт внешнего государственного финансового контроля «Общие правила проведения контрольного мероприятия» (постановление от 29 августа 2012 г. № 15, с изменениями от 30 апреля 2014 г.).
[http://www.sprt.tatar/files/st pr prov.pdf].
48. Счетная палата РТ. Режим доступа: [http://www.sprt.ru]
49. Федеральное казначейство РФ. Режим доступа: [http://www.roskazna.ru].
50. Функции главного распорядителя и распорядителей бюджетных средств.
Режим доступа: [http://newinspire.ru].