Введение 3
Глава 1. Акмеологические и социальные проблемы формирования культуры здоровья в современном информационном обществе 10
1.1. Акмеологические аспекты формирования культуры здоровья 10
1.2. Роль информации в формировании культуры человека и общества.... 41
Глава 2. Акмеологическая модель информационного сопровождения формирования культуры здоровья студентов педагогического ВУЗа 62
2.1. Описание базы, методики и тезаурус исследования 62
2.2. Акмеологические условия и принципы оптимизации информационного сопровождения формирования культуры здоровья в педагогическом ВУЗе 85
Глава 3. Оптимизация информационного сопровождения формирования культуры здоровья будущего педагога с учетом акмеологических условий и принципов 105
3.1. Влияние акмеологических условий на оптимизацию информационного сопровождения курса «Основы медицинских знаний» 105
3.2. Основные направления оптимизации информационного сопровождения формирования культуры здоровья будущего педагога с
учетом акмеологических условий и принципов 129
Заключение 134
Список литературы 136
Приложения 155
Актуальность исследования. Необходимость улучшения здоровья россиян делает актуальной тему поиска новых подходов в решении задач формирования культуры здоровья населения. В первую очередь это относится к учащейся молодежи, поэтому задачей профессионального образования, помимо традиционных, становится создание в педагогическом процессе благоприятных условий для воспитания здорового образа жизни и культуры здоровья.
Большое число исследований посвящено формированию здорового образа жизни на всех этапах обучения и воспитания молодого поколения (Р.И. Айзман, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, Г.К. Зайцев, Э.М. Казин, В.П. Казначеев, В.В. Колбанов, Г.А. Кураев, Ю.П. Лисицын и др.). Социальную значимость данного вопроса наглядно демонстрирует количество и результативность образовательных зарубежных программ в области здоровья (G.F. Anderson, I. Illich, R.K. Manoff, I.B. Martin, O. Nilsen, A.Z. Paul, T.P. Weil). Акмеологические аспекты здорового образа жизни изучены в работах Л.Б. Булановой, Т.В. Карасевой, Д.Ю. Коптева, В.М. Курдумяковой,
B. Н. Максимовой, Н.М. Полетаевой, С.Н. Толстова.
В существующей практике профессиональной подготовки в педагогическом ВУЗе проблеме формирования культуры здоровья не уделяется должного внимания. В последнее время четко обозначилось противоречие между возрастающей потребностью будущих педагогов в информации по здоровьесберегающим технологиям, здоровому образу жизни, культуре здоровья и ограниченными возможностями учебного процесса.
Указанное противоречие определило проблему исследования: каковы акмеологические условия оптимизации информационного сопровождения формирования культуры здоровья будущего педагога.
Информационным технологиям в образовании посвящены исследования
C. И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, Б.С. Гершунского, В.А. Извозчикова, B.C. Леднева и др. Разработке проблем информационного сопровождения
3
посвящены исследования J1.H. Акуловой, А.А. Белан, И.Л. Горбачева, В.Г. Климова, Т.А. Лавиной, А.Ю. Линденгольца, О.И. Немирова,
А.А. Пасковой, Д.Е. Прокудина, М.Б. Челышковой, К.А. Чернышева,
А.Н. Шмелева, В.Ф. Шолоховича. Однако в доступных нам источниках работы, посвященные выбранной нами теме, - отсутствуют.
В соответствие с вышесказанным была определена тема диссертации: «Акмеологические условия оптимизации информационного сопровождения формирования культуры здоровья будущего педагога».
Цель исследования: выявление направлений оптимизации информационного сопровождения формирования культуры здоровья будущего педагога.
Объект исследования: информационное сопровождение формирования культуры здоровья будущего педагога.
Предмет исследования: влияние акмеологических условий на оптимизацию информационного сопровождения формирования культуры здоровья будущего педагога.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют идеи и научные положения, обусловленные: принципом единства сознания и деятельности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев); комплексным и системным подходом к анализу проблемы (Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, Б.Ф. Ломов), акмеологической концепцией образования (А.А. Бодалев,
Н.В. Кузьмина, А.А. Реан); идеей гуманизации высшего образования (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин); теоретико-методологической базой формирования информационного сопровождения образовательного процесса (В.И. Богословский, А.Н. Данилов, В.А. Извозчиков); концепцией о сущности целостного педагогического процесса и его обусловленности социальными и психологическими факторами (Ю.К. Бабанский); реализацией принципа интеграции в образовании (В.П. Казначеев, Л.Г. Качан); концепцией личностно-ориентированного и контекстного обучения (А.А. Вербицкий).
4
При разработке методики исследования мы исходили из акмеологического понимания здоровья как интегральной целостности человека (А.А. Бодалев,
А.А. Деркач); положения о здоровье как важном условии развития и профессионального роста (Р.И. Айзман, Э.Н. Вайнер, Д.Н. Давиденко, Ю.П. Лисицын, В.П. Петленко), социально-акмеологической концепции валеологического воспитания (В.Н. Максимова, Н.М. Полетаева); концепции развития педагогической валеологии (Г.К. Зайцев, Э.М. Казин, В.В. Колбанов).
Гипотеза исследования: Оптимизация информационного сопровождения формирования культуры здоровья будущего педагога может быть достигнута при соблюдении следующих акмеологических условий:
- организация педагогического процесса с учетом выявленных информационных потребностей студентов в вопросах здоровья;
- компетентность профессорско-преподавательского состава в сфере поиска, отбора и экспертизы медицинской информации и оказания информационных услуг в области здоровья;
- внедрение модели информационного сопровождения формирования культуры здоровья будущего педагога, основанной на акмеологических принципах.
Задачи исследования:
1. Оценить состояние проблемы информационного сопровождения формирования культуры здоровья в педагогическом ВУЗе.
2. Выявить акмеологические условия оптимизации информационного сопровождения формирования культуры здоровья в процессе предметного обучения будущего педагога.
3. Дать характеристику структуры и уровней культуры здоровья будущего педагога.
4. Разработать акмеологическую модель информационного сопровождения формирования культуры здоровья будущего педагога и оценить ее эффективность.
5. Выявить направления оптимизации информационного сопровождения
5
формирования культуры здоровья студентов с учетом акмеологических условий и принципов.
Научная новизна заключается в том, что:
- определены акмеологические условия и принципы информационного сопровождения формирования культуры здоровья будущего педагога;
- разработана акмеологическая модель информационного сопровождения формирования культуры здоровья будущего педагога;
- научно обоснованы направления оптимизации информационного сопровождения формирования культуры здоровья будущего педагога с учетом акмеологических условий и принципов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнено акмеологическое содержание понятия «информационное сопровождение формирования культуры здоровья». Результаты нашего исследования расширяют научные представления о роли акмеологических условий в оптимизации информационного сопровождения формирования культуры здоровья будущего педагога, позволяют на теоретической основе определять критерии эффективности данного информационного сопровождения. Выявление направлений оптимизации информационного сопровождения формирования культуры здоровья будущего педагога составляет основу для развития акмеологических представлений о подготовке будущего учителя к педагогической деятельности в аспекте его ориентации на формирование здорового образа жизни учащихся и расширяет представления о содержании образования в педагогическом университете.
1. Состояние информационного сопровождения формирования культуры здоровья в педагогическом ВУЗе характеризуется дефицитарностью методологических и научно-практических разработок, ориентированных на оптимизацию современных информационных здоровьесберегающих технологий в системе подготовки будущих педагогов.
2. Базовым компонентом акмеологических условий оптимизации информационного сопровождения формирования культуры здоровья будущего педагога является организация учебного процесса с учетом информационных потребностей, запросов, индивидуальных особенностей и уровня подготовки студентов в вопросах здоровья. Более 70% студентов испытывали высокую потребность в информации по вопросам культуры здоровья в разделах, посвященных причинам и профилактике заболеваний в образовательных учреждениях, принципам рационального питания, стресса и его фаз, формирования здорового образа жизни школьников, школьным факторам риска. Оптимизация информационного сопровождения должна строиться с учетом информационных потребностей будущих педагогов в вопросах культуры здоровья и возможностью проектирования мероприятий по их удовлетворению.
3. Выявлено доминирование низкого уровня культуры здоровья у большинства будущих педагогов (59,59%). Выраженность среднего и высокого уровней культуры здоровья составило у них соответственно: 27,43% и 12,98%.
4. Обнаружена гетерохронность в развитии отдельных компонентов культуры здоровья, которую необходимо учитывать в процессе информационного сопровождения. Частота распространенности высокого уровня культуры здоровья составила: 21,17% - в структуре ценностно¬мотивационного, 13,11% - в структуре рефлексивного, 12,72% - в структуре деятельностного и 4,92% - в структуре когнитивного компонентов. Резервы
134
формирования культуры здоровья заложены в опережающем уровне развития ценностно-мотивационного компонента.
5. Эффективность реализации акмеологической модели информационного сопровождения формирования культуры здоровья будущих педагогов подтвердилась, на статистически значимом уровне, результатами мониторинговых сравнительных показателей культуры здоровья в экспериментальной и контрольной группах.
В экспериментальной группе количество студентов с высокой культурой здоровья, благодаря внедренному нами информационному сопровождению, возросло с 12,98% до 56,73% (t=3,87 - р<0,05), а количество будущих педагогов с низкой культурой здоровья уменьшилось с 59,59% до 17,92%) (t=3,54 - р<0,05).
Доля лиц с высоким уровнем развития культуры здоровья после оптимизации информационного сопровождения достоверно выше у экспериментальной группы (56,73% против 32,54%, t=2,04 - р<0,05).
6. Основными направлениями оптимизации информационного сопровождения формирования культуры здоровья будущего педагога в условиях педагогического ВУЗа являются: улучшение информационного обслуживания преподавателей в области здравотворчества, повышение компетентности преподавателей в области информационно-коммуникационных технологий, оптимизация информационного сопровождения на основе личностно-ориентированных технологий обучения.
Разработка проблемы может быть продолжена в следующих направлениях:
- информационное сопровождение формирования культуры здоровья в системе непрерывного педагогического образования;
- акмеологические условия дистанционного образования педагогов в области здоровья;
- влияние интенсификации информационного сопровождения на здоровье студентов.
1. Агаджанян Н.А., Дегтярев В.П., Русанова Е.И. Здоровье студентов. - М.: Российский университет дружбы народов, 1997. - 199 с.
2. Айзман Р.И. Валеологическая педагогика / Актуальные проблемы валеологии в образовании. // Материалы второй Всероссийской научно- практич. конф. - Липецк, 1999. - С. 9-11.
3. Акмеология: Учебник. / К.А. Абульханова, А.А. Бодалев, А.К. Маркова и др.; под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - 650 с.
4. Акулова Л.Н. Информационное обеспечение физической культуры студентов педагогического ВУЗа. Дисс... д-ра пед. наук. - СПб, 2005. - 380 с.
5. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Физкультура и спорт, 1987. - 64 с.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.
7. Апанасенко Г.Л. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование. // Валеология, 1996. - №2. - С. 9-14.
8. Апанасенко Г.Л. Валеология: право на самостоятельность. // Медицинская газета, 1996. - №81. - С. 10-11.
9. Апанасенко Г.Л. Индивидуальное здоровье как предмет исследования в валеологии. // Материалы научного форума общественного движения «Здоровый мир». - СПб., 1998. - С. 10-12.
Ю.Артюнина Г.П. Игнатькова С.А Основы медицинских знаний: Учебное пособие для высшей школы М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2005. - 560 с.
11. Архангельский С.И., Михеев В.И.. Машников С.А. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента. - М.: Знание, 1974. -48 с.
12. Асташова Н.А. Ценностные ориентации студентов в новых социально¬экономических условиях. / Воспитание и развитие личности студента в
136
условиях современного ВУЗа. // Всероссийская научно-практическая конференция. - М., 2000. - С. 129-133.
13. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. // Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. - С. 16-191.
14. Багаутдинова Н.В. Развитие культуры здоровья студентов педагогического ВУЗа. (На примере коррекционно-оздоровительных групп) Дисс... канд. пед. наук. - Омск, 2004 - 174 с.
15. Багнетова Е.А. Формирование профессионально-педагогической культуры здоровья студентов педагогического ВУЗа. Дисс... канд. пед. наук. Сургут, 2004 - 208 с.
16. Безруких М.М. Школьные факторы риска и здоровье детей. // Магистр. -
1999. -№3.-С. 30-38.
17. Безруков А.А., Безрукова Н.П. Формирование информационной культуры студентов естественнонаучных факультетов педагогического ВУЗа. // Информатика и образование. - 2004. - № 2. - С. 86-94.
18. Белан А.А. Информационная модель обучения: теория и практика построения и реализация в ВУЗе. Дисс... канд. пед. наук. - Арзамас, 2001. - 187 с.
19. Беляева А. Управление самостоятельной работой студентов. // Высшее образование в России. - 2003. -№ 6. - С. 105-109.
20. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.-С 23-28.
21. Бикмухаметов Р.К. Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни будущих педагогов. // Социально-гуманитарные знания. - 2003. - № 4. - С. 147-156.
22. Богословский В.И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете: методологические характеристики. СПб., 2000. - 142 с.
23. Богословский В.И., Извозчиков В.А., Каширина Е.В., Тумалева Е.А., Шилова О.Н. Информационные потребности студентов педагогического вуза и
137
учителей в контексте профессиональной (информационной) культуры и компетентности. // Наука и школа. - 1999. - № 6. - С.35-40.
24. Богословский В.И., Извозчиков В.А., Потемкин М.Н. Информационно-образовательное пространство - область функционирования педагогических информационных технологий. // X юбилейная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании». Часть Ш. - М.: МИФИ, 2000. - С. 103-104.
25. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.
26. Бодалев А.А. О феномене акме и некоторых закономерностях его формирования и развития. // Мир психологии. -№3. - 1995.
27. Бондин В.И. Здоровьесберегающие технологии в системе высшего педагогического образования. // Спорт и здоровье. -№10. - 2004. - С. 15-18.
28. Борисова Н.В. Образовательные технологии открытого дистанционного обучения и опыт их комплексного применения. // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. М.: Изд-во МИМ ЛИНК, 2001. - С. 101-104.
29. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1990-208 с.
30. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. Л.: 1987. - 125 с.
31. Буланова Л.Б. Акмеологические условия развития готовности преподавателей к формированию здорового образа жизни студентов медицинского училища. Дисс... канд. психол. наук. Шуя, 2006. - 233 с.
32. Вайнер Э.Н. Валеология. - М.: Флинта, Наука, 2001.-416 с.
33. Вакулюк В., Семенова Н. Мультимедийные технологии в учебном процессе. // Высшее образование в России. - №2. -2004. - С. 101-105.
34. Васильева НЛО., Лазарева Э.А. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов. / Актуальные проблемы валеологии в
138
образовании. // Материалы II Всероссийской конференции. - Липецк, 1999. - С. 40-41.
35. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Методическое пособие. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.
36. Волков Ю., Махов А., Меденцев В. Традиционные и новые технологии обучения: «принцип дополнительности». // Высшее образование в России. - №6.-2003. -С. 35-43.
37. Волочаева О.Ф. Влияние вузовской социализации на нравственное здоровье студенческой молодежи. Дисс... канд. социол. наук. Ставрополь, 2005 -167 с.
38. Волошина Л. Культура здоровья будущего педагога в контексте профессиональной подготовки. // Педагогика. - 2005. - №8 - С. 124-126.
39. Волынская Е.В. Воспитание культуры здоровья в профессиональной подготовке студентов педагогического ВУЗа. Дисс... канд. пед. наук. Липецк, 2004.- 164 с.
40. Врач-педагог в изменяющемся мире: Традиции и новации. / Н.В. Кудрявая, Е.М. Уколова, А.С. Молчанов и др.; под ред. Н.Д. Ющука. - М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ, 2001. - 304 с.
41. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика Пресс, 1999 - 536 с.
42. Габриелян К.Г., Ермолаев Б.Н., Кутателадзе И.О. Особенности обучения основам здоровьесбережения в неспециализированном ВУЗе. // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 11. - С. 42-45.
43. Гершунский Б.С. Грамотность 21 века. // Советская педагогика. - 1990. - №4. - С. 58-64.