ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКИХ
АЛЬЯНСОВ 6
1.1. Экономическое содержание альянсов 6
1.2. Причины и этапы развития стратегических альянсов 15
1.3. Становление и эволюция в России и за рубежом 24
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ
АЛЬЯНСОВ C ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОТРАСЛЕВОЙ СПЕЦИФИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ 38
2.1. Методика формирования отраслевой стратегии альянса 38
2.2. Особенности стратегического альянса на глобальном уровне 46
2.3. Анализ формирования стратегических альянсов российскими
компаниями 62
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬЯНСОВ В УСЛОВИЯХ УСИЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ
ПРЕДПРИЯТИЙ 71
3.1. Альянсы как перспективная форма интеграции компаний 71
3.2. Рекомендации и практическая значимость СА в России 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В данной работе «Стратегические альянсы как фактор современного развития мировой экономики» рассмотрены вопросы стратегических альянсов современного мира.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что форма стратегических альянсов, на сегодняшний день, является одной из перспективных форм интеграции как российских компаний, так и иностранных. Помимо того, что они направлены на формирование определенных поведенческих правил на рынке, они также основываются на механизме рыночных цен. СА представляют собой организационную структуру объединения промышленно индустриальных организаций. Цель такого объединения - достичь поставленные организацией цели и при характере самостоятельности и индивидуальности. Международные стратегические альянсы смело
составляют основу современной мировой экономики.
Помимо того, что они всё больше укрепляют свою значимость во всем мире, также МСА выступают как неотъемлемый инструмент проявления глобализации. Предприятия формируют крупные транснациональные сети, которые объединяют множество компаний по всему миру; заключают международные соглашения по сотрудничеству, внедряют и осваивают новейшую продукцию для завоевания новых рынков.
В отраслях, которые прочно себя заявили на рынке как лидеры, например ТНК, СА выступают как гибкий инструмент от формальных правил. Это способствовало тому, что благодаря общей заинтересованности, участники добиваются поставленных целей, неся при этом минимальные убытки.
В современной динамичной экономике стратегические альянсы позволяют создавать конкурентное преимущество за счет доступа к ресурсам и способностям участников. Создание команды позволяет конкурентам увеличить свои ресурсы и за счет этого расти и расширяться более эффективно. Быстрорастущие предприятия особенно доверяют стратегическим альянсам. Это способствует им расширить свое технологические ресурсы. Таким образом, они концентрируются на инновациях в своем бизнесе.
Некоторые инновационные фирмы применяют СА, чтобы получить возможность использовать более сильные каналы маркетинга и продаж. Более традиционные бизнесы, предпочитают создавать альянсы для своего географического расширения, сокращения себестоимости, улучшения производства.
Цель данной работы является анализ развития стратегических альянсов в условиях современного типа международных стратегий. Поскольку альянсы представляют собой непосредственное сотрудничество между конкурентами, логика построения действий альянсов будет формироваться исходя из мотивов интереса и подхода к сотрудничеству.
Для рациональности своих действий и получения наибольшей выгоды от стратегических альянсов, конкуренты должны учитывать множество факторов, чтобы выжить на рынке в современных условиях. Отметим несколько особо важных на мой взгляд:
- поиск в выборе «правильного» партнера; создать определенные пути для обмена информацией, а также установить доверие между конкурентами;
- выбор таких союзников, чей ассортимент и рыночная база больше дополняют, нежели конкурирует с вашим собственным ассортиментом;
- в минимальные сроки изучить методику и технологию производства конкурента и незамедлительно скопировать его идеи на собственном производстве;
- при использовании альянса в случае кратковременного использования, например, от пяти до десяти лет, стараться продлить его существование, если таковое выгодно, но при отдаче, важно не спешить приостанавливать деятельность альянса, действуя при этом в одиночку.
Любое достижение или же провал альянсов может зависеть от различных факторов. Вне зависимости от ситуации они требуют масштабных вложений относительно формирования межфирменных отношений. А для достижения определенных целей, могут и вовсе принудить показать свое ноу-хау конкуренту.
В связи с поставленной целью были определены следующие задачи:
- выявить сущность стратегических альянсов на современном этапе развития мировой экономики;
- определить причины и значение стратегических альянсов;
- обозначить виды стратегических альянсов фирм;
- проанализировать особенности развития СА в российской и зарубежной практике;
- раскрыть причины формирования стратегических альянсов.
Объектом изучения являются международные стратегические альянсы в России и за рубежом.
Предметом исследования структура, образование, деятельность и регулирование деятельности стратегических альянсов.
В рамках исследования данной работы были применены методы формальной логики, сравнение, анализ, наблюдение и системный подход.
Данная работа состоит из введения, в котором автором было проведено обобщение актуальности темы, предмета исследования, сделан анализ использованной литературы, определена цель работы, поставлены все необходимые задачи, которые в дальнейшем были раскрыты.
В данной работе мною были изучены принципы к определению стратегических альянсов, вопросы роли и места стратегических альянсов, которые они занимают в стратегиях компаний, а также современные формы и виды СА. Одновременно с этим было проведено исследование альянсов на примере зарубежной и российской практики к образованию СА, в результате которых были выдвинуты гипотезы о специфичности создания стратегических альянсов различными организациями.
Стратегический альянса - это инструмент, который объединяет в себе конкуренцию и взаимодействие в корпоративных стратегиях, где основной целью является готовность к взаимному познанию для укрепления слабых мест. Они могут применяться для получения дополнительных ресурсов как технологических, так и управленческих с весьма низкими издержками или для возможности применения экономии на масштабе. Стратегические альянсы также способствуют компаниям создавать критическую массу и тем самым, дают возможность быстро овладеть конкретной долей рынка. Они могут быть выражены самыми различными видами, начиная от контрактов на ближайших расстояниях, заканчивая образованием общих предприятий. Важной основой стратегических альянсов составляют межфирменные отношения коопераций. Они способствуют росту эффективной конкурентной стратегии компаний путем осуществления взаимовыгодных ресурсов, а частности навыки, технологии и возможности.
Вообще стратегическим альянсам присущи следующие характеристики: слияние двух или более компаний происходит для того, чтобы достигать координированных целей, оставаясь при этом с юридической точки зрения абсолютно независимыми после образования альянса; партнеры распределяют преимущества альянса и осуществляют контроль за выполнением поставленных задач; фирмы, являясь участниками альянса, вкладывают свои ресурсы и компетенции на постоянной основе в одном или нескольких ключевых стратегических областях, например, таких как производство товаров и технологии.
Довольно часто можно наблюдать такую тенденцию, что альянсы создаются среди конкурирующих предприятий. Это не только компании, которые конкурируют внутри одной отрасли и из разных стран, но и предприятия, принадлежащие к различным отраслям, на сегодняшний день участвуют в стратегических альянсах. По сравнению с межфирменной интеграции, преимущество стратегических альянсов отражается в их гибкости, что позволяет им реагировать на изменение рыночного положения эффективно и без изменений в структуре собственности предприятий.
В данной работе мною были рассмотрены вопросы следующего характера: как и почему фирмы образовывают стратегические альянсы; также уделила внимание рискам и проблемам, связанными с поддержанием успеха в альянсах, а также пути выхода из них. Рассмотрела условия, которые оказывают влияние на дальнейшую перспективу альянсов в условиях роста конкуренции на рынках. В исследовании также были оговорены важные условия для запуска стратегических альянсов и управление ими.
Мною был проведен анализ вторичных показателей данных сравнительно практики образования стратегических альянсов в России и за рубежом. В ходе этого исследования были определены особенности российской и зарубежной действительности СА.
Данный обзор показал, что за рубежом имеется более значительный опыт и знания в сфере образования стратегических альянсов, что и объясняет их приоритетность, большое число и присущие черты постиндустриальных экономик.
В результате изучения реальной действительности стратегических альянсов в России, оказалось, что в образовании СА имеется лишь небольшой опыт относительно их применения и практически отсутствуют «писаные» знания о правилах образования альянсов. Подобное положение российских стратегических альянсов обусловлено их кратковременной историей (первые образования СА начались в конце 1980-х г.) и спецификой экономики страны.
На сегодняшний день менеджмент России применительно к компаниям пересматривает сове отношение к жестким формам интеграции, которые характеры в свою очередь значительными издержками, в сторону пересмотра роли стратегических альянсов в стратегии фирмы. Тенденция роста формирования стратегических альянсов отмечается с начала 2012 - 2013 годов.
Наибольшее предпочтение СА в российской практике отдается партнерству с иностранными организациями. Зарождение и последующая история образования альянсов в России началась именно с них. В 1990-е, когда двери российского рынка открылись для иностранных участников, большая часть предприятий отдали должное российскому бизнесу. Для успешности введения бизнеса, им пришлось объединяться с местными компаниями, которые были компетентны в специфике поведения потребителей и знали лазейки ведения бизнеса.
Также, в образовании стратегических альянсов сыграло немаловажную роль и государство, которое было заинтересовано в привлечении зарубежных инвестиций и в формировании всевозможных методов интеграции компаний.
Нормативно-правовые аспекты СА в России проработаны слабо и имеют серию значительных ограничений для такой формы интеграции как совместное предприятие, которая является весьма распространенной в российской экономике.
Особую популярность приобретают альянсы между корпорациями различных стран. На сегодняшний день, как показывает практика, их уже свыше тысячи. Наиболее распространенными целями альянсов выступают интеграция научных ресурсов компаний, кооперация производства, а также часть рисков без взаимного уничтожения.
В любых других случаях организации принимают решения о вступлении в СА для разработки и выпуска на рынок новой продукции, для приобретения технологий, устранения недостающих знаний в технологическом и производственном потенциале, наибольшего эффекта в распределении товаров и услуг, а также выхода на рынки посредством общих организационных проектов.
Благодаря дополнительным инвестициям в сферу исследовательских опытно-конструкторских работ, для ТНК открывается возможность для перемещения человеческого богатства, с целью найма более квалифицированных сотрудников из других стран. С помощью прямых иностранных инвестиций, корпорации смогут проникнуть к новейшим разработкам всего мира.
В XXI веке мы сможем наблюдать еще более высокие темпы технологичного и производственного объединения и весь процесс изменения из прочной тенденции превратиться в глобальный хаос.
Все это будет способствовать ряду следующих причин:
- образование глобального денежного и фондового рынка;
- расширение масштабов функционирования транснациональных компаний;
- усиление международной борьбы и ее международного поведения.
На сегодняшний день существует довольно обширный спектр форм организации, которые применяются международными стратегическими альянсами. Это многообразие позволяет нам увидеть различия в организационной зависимости партнеров друг от друга внутри альянса и в уровни их интернационализации.
В целом можно наблюдать за последние два десятилетия устойчивую динамику в эволюции международных стратегических альянсов. Помимо этого изменения глобального характера отразились на снижении жизненного цикла товаров, в частности в информационном сегменте экономики.
В конечном итоге, фирмы отдают предпочтение при выборе альянсов исходя из ряда причин, даже исходя от уровня «зрелости» технологии. Как считают зарубежные ученые.
В результате проведенного мною анализа условий образования стратегических альянсов, относительно России, выявление характеристик формирования альянсов были даны рекомендации, которые направлены на повышение активности российских предприятий создавать альянсы. Рекомендации в первую очередь полезны органам государственной власти касательно развития инвестиционной и деловой активности, а также бизнес- сообществу для осознания важности кооперации в целях роста конкурентных преимуществ не только на домашних, но и на глобальных аренах.
В XXI веке СА будут существовать как важнейший инструмент конкурентной борьбы, возможно, они повлияют на создание новых форм организации корпораций.
Обязательными требованиями эффективного стратегического альянса являются:
- планирование на долгосрочную перспективу;
- регулирование политики;
- укрепление доверительных отношений между участниками альянсов;
- готовность к взаимодействию высшего и среднего менеджмента предприятий-участников.
Альянсы важно отличать от временных партнерств, которые носят глубокий характер, но являются краткосрочными, а также от факторов временного сотрудничества. Основными причинами, стимулирующими компании вступать в альянс, являются:
- сокращение себестоимости;
- получение современной технологии;
- доступ на новые рынки;
- ранжирование рисков;
- взаимное обучение.
Подводя все сказанное к своему логическому завершению, можно сказать о том, что несомненно, функционирование международных стратегических альянсов можно рассматривать в качестве перспективного подхода осуществления приоритетов как со стороны инноваций, так и со стороны развития технологий. Благодаря этой модели взаимного и выгодного сотрудничества на мировой арене, компании могут получать доступ к новаторскому производству, инвестициям, к прогрессирующим знаниям в сфере науки и прочим другим, которые являются значимыми в современном развитии. В результате, благодаря такому выгодному сотрудничеству альянсов в перспективе будут открываться различные пути перемещения наукоемкого производства на мировые рынки.
1. Актуальные проблемы социально-экономического развития стран мира. Сборник научных трудов. Выпуск 1. Антология. - М.: Дашков и Ко,
2009.
2. Алан Маршал. «Международный менеджмент» М. Инфа - М, 2005.
3. Беркутов А. Актуальные проблемы Европы. Европейские транснациональные корпорации в современном мире. - М.: ИНИОН РАН,
2010.
4. Бернард Гарретт, Пьер Дюссож. «Стратегические альянсы» М. Инфра
- М, 2002.
5. Бернард Гарретт, Пьер Дюссож. «Стратегические альянсы» М. Инфра
- М, 2005.
6. Бобина М. Стратегические альянсы в глобальной экономике. - МЭ и МО, №11, 2006.
7. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство. - М.: Финпресс, 2006.
8. Витебский В., Куличков Е., Лифанов Н., Шатраков Ю. Пути интеграции российской экономики. // Экономические стратегии. 2004. №2. [2].
9. Владимирова И.Г. Организационные формы интеграции компаний // Менеджмент в России и за рубежом, №6. [16].
10. Гриффин Р., Пастей М. Международный бизнес. 5-е изд. // Пер. с англ. под ред. А.Г. Медведева. - СПб.: Питер, 2010.
11. Дагаев А.А. Экономический рост и глобализация технологического развития. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. - №1. - С. 5-8.
12. Загребельная Н. С. Стратегические альянсы американских автопроизводителей как способ преодоления кризиса 2009, [6; с.19].
13. Иванов Ю. Слияния, поглощения и разделения компаний: стратегия и тактика трансформации бизнеса. - М.,2007. - с.4.
14. Иванов Ю. Слияния, поглощения и разделения компаний: стратегия и тактика трансформации бизнеса. - М.,2007. - с.5.
15. Лебедева М. М. Мировая политика: Учеб. Для студентов вузов.- М.: Аспект Пресс, 2004.- 9 с.
16. Либман А., Хейфец Б. Мировые процессы транснационализации и российский бизнес // Вопросы экономики. - 2009. - №12. - С. 63 - 64.
17. Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент: учебник. - М.: ТК Велби, Издательство «Проспект», 2013, [1; с.86].
18. Международный менеджмент // Под ред. Пивоварова С. Э.,
Тарасевича Л. С., учебник, 4-е изд - СПб: Питер, 2008.
19. Международный менеджмент // Под ред. Пивоварова С. Э.,
Тарасевича Л. С., учебник, 4-е изд - СПб: Питер, 2008.С. 86-87.
20. «Международные стратегические альянсы» Карапухина Елена;
Экономика и финансы Издательство: Дело и сервис; 2007 г.
21. Международные экономические отношения: учеб. // Ливенцев Н.Н. и др.; под ред. Ливенцева Н.Н. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
22. Мировая экономика: учеб. пособие для вузов // Под ред. Н.П. Николаевой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
23. Пивоварова С. Э., Тарасевича Л. С., Международный менеджмент, учебник, 4-е изд - СПб: Питер, 2008, [33-45].
24. Смыков В.В. Конкурентные преимущества стратегических альянсов // Проблемы современной экономики, 2009. №1 (9). С. 38-51.
25. Уоллес Р. Стратегические альянсы в бизнесе. Технологии построения долгосрочных партнерских отношений и создания совместных предприятий, М.: Добрая книга, 2009, [11].
26. Устинов И.Н. Международные экономические отношения России: Энциклопедия статистическая // И. Н. Устинов; МГИМО МИД России. - М.: Экономика, 2009.
27. Шерешева, М. Ю. Формы сетевого взаимодействия компаний. Курс лекций.- М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010.- С.50.
Статьи и материалы периодической печати.
28. Бовин А. Ведущие тенденции развития международных отношений // Международная жизнь.- 2004.-№ 6-12.
29. Ведомости. - 2011. - 7 июня.
30. Герчикова И. Н. МКО. «Юнити», 2004.
31. Гончаров В.В. «В поисках совершенства управления», Москва, 2006.
32. Зобов А. Стратегические альянсы и продуктовые стратегии корпораций. - Маркетинг. 2007.№6 (85). С. 68.
33. Журнала «Менеджмент в России и за рубежом», № 6, 2006.
34. Журнала World Business «Trends in International Collaborative Agreements», выпуск 22, №2, с. 15, 2000.
35. Зобов А.М. Стратегические альянсы: проблемы и
тенденции.//Вестник Московского университета Серия 24 Менеджмент, 2009 №1, с. 43-59.
36. Карасюк Е. Бархатная конкуренция // Секрет фирмы. - 2004. - № 4 [4].
37. Каушан К.С., Богушевский С.Л. Интеграция как форма адаптации российски предприятий к современным рыночным условиям // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер.3, Экон. Экол. 2009. - №2 (15). - С. 138.
38. Королева Е.В. Стратегические альянсы: зарубежный опыт и российские особенности // Российский внешнеэкономический вестник, 2009 №5.
39. Корчагин В. Лес - территория инвестиций. - Российская газета. 22 ноября 2006 г. С.4.
40. Косолапов Н. Глобализация: территориально-пространственный аспект // МЭИМО.-2008.-№ 6.
41. Ладанов И.Д. «Практический менеджмент», ч.1-3, Москва, 2006.
42. Минцберг Н. Управление организационной средой. Hall, 2000 г.- С.5.
43. Мусатова М. Эмпирический анализ динамики слияний и поглощений российских компаний// Вестник НГУ - 2011. - Том 11, вып. 2. С.118-128.
44. Носов С. Интеграция инвестиционных ресурсов в структуре стратегического альянса. - Вопросы экономики. 2006. №1. С. 78.
45. Проценко Л. Современные теории международных отношений // Развитие личности.-2010.-№2.
46. Раковский С.Н. Международные организации в начале XXI века. - 2005.-№7.
47. Российский внешнеэкономический вестник. - № 11 (Ноябрь) 2010 г.- С.5 /http: //www.rfej .ru/rvv/id/275934//3 -7. pdf/
48. Румянцева З.Ф. «Отраслевая психология», Москва, 2008.
49. Сводные данные аналитической группы M&A-Intelligence, журнала «Слияния и поглощения» и информационного агентства AK&M [M&A- Intelligence, AK&M].
50. Составлено автором на основе данных таблицы Инвестиционные проекты российских компаний. Российский внешнеэкономический вестник. - № 11 (Ноябрь) 2010 г.- С. 3-4.
51. Список 2009 г. 500 глобальных компаний по версии журнала Fortune /http://money.cnn.com/magazines/fortune/global500/2009/full list/
52. Стратегические альянсы. // Эксперт, 2000.
53. Хигинс. Организационная политика и стратегический менеджмент, 2010 г.- С. 61.
54. Хозин Г. Какими быть международным отношениям в XXI веке? // Международная жизнь.- 2006.-№ 2.
55. Хусаинов Б., Багаева Н. Транснациональные корпорации в мировой экономике // Экономика и статистика. 2010. - № 4. - С.38.
56. Щепин Е.С. Конкурентоспособность территорий. Материалы XV Всероссийского форума молодых ученых с международным участием в рамках III Евразийского экономического форума молодежи «Диалог цивилизаций «ПУТЬ НАВСТРЕЧУ» // Издательство Уральского государственного экономического университета 2012.
57. Щепин Е.С. Перспективы устойчивого и инновационного развития АПК.- С.-12.
58. Fatechi K. Политика стратегических альянсов. Menegment International Rewer. Vol.29.
59. Filippov. S. Russias’s emerging multinationals: trends and issues // United Nations University. - 2008. - P.15
60. World Investment Report 2009, UN Transnational Corporations, Agricultural Production and Development UNCTAD, UN. - New York, Geneva, 2009. - Р. 21.
Электронные источники.
61. Ассоциация совместных предприятий, международных объединений и организаций. Торгово-промышленная палата. - URL:
http://www.tpprf.ru/ru/members/communities/association/index.phpid 12=46/ (дата обращения 05.02.2016).
62. База данных ProQuest. - URL: http://refleader.ru/polatyqasotrujg.html/ (дата обращения 05.04.2016).
63. Бизнес за рубежом. Электронное издание. - URL: http://www.businesspress.ru/newspaper (дата обращения 01.03.2016).
64. Бортова М.П. Современные проблемы транснационализации
производства и капитала. - URL: www.cfin.ru/press/management/2010-
3/13.shtml/ (дата обращения 14.03.2016).
65. Интернет-источник. - URL: http://referat.ru (дата обращения 07.04.2016).
66. Интернет-источник. - URL: http://www.pwc.com (дата обращения 07.04.2016).
67. Данные международных и национальных альянсов российских компаний. - URL: http://refleader.ru/polatyqasotrujg.html/ (дата обращения 11.04.2016).
68. Данные Institute of Mergers. Acquisitions and Alliances [49]. - URL: http://refleader.ru/polatyqasotrujg.html/ (дата обращения 17.03.2016).
69. Инвестиционный форум «Россия Зовет». - URL:
http://www.vtbcapital.ru/events/2013/moscow/about forum/ (дата обращения
12.03.2016).
70. Малое и среднее предпринимательство в России. Федеральная
служба государственной статистики. - URL:
http://www.gks.ru/bgd/regl/b14 47/Main.htm/ (дата обращения 10.04.2016).
71. Михаил Соболев, генеральный директор ООО «Консалтинговая
компания «Сфинкс», 2012. - URL: http://www.sphinx.su (дата обращения
12.03.2016).
72.Официальный сайт «АвтоВАЗ». - URL: http://www.lada.ru/images/annuals/annual 2009/ (дата обращения 12.03.2016).
73. Официальный сайт General Motors. - URL: http://www.gm.com (дата
обращения 11.04.2016).
74. Статистические данные OECD [9]. - URL:
http://refleader.ru/polatyqasotruj g.html/ (дата обращения 11.04.2016).
75. Электронная библиотека Profilib. - URL: http://profilib.com (дата обращения 05.03.2016).
76. The World Economic Forum. - URL: http: //www.weforum.org/world- economic-forum/ (дата обращения 17.03.2016).