Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Определение синергетического эффекта участия авиакомпании в альянсах

Работа №8216

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

экономика

Объем работы176стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
765
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
ГЛАВА 1. Теоретические основы коммерческого сотрудничества авиакомпаний в рамках альянсов 9
1.1. Анализ принципов и практики коммерческого сотрудничества авиакомпаний в рамках альянсов 9
1.1.1. Стратегические альянсы 13
1.1.2. Глобальные альянсы .20
1.1.3. Маркетинговые альянсы 28
1.1.3.1. Интерлайн 28
1.1.3.2. «Код-шеринг» (“Code sharing”) 37
1.1.3.3. « Совместная эксплуатация авиалиний» и «Соглашение о пуле». ...39
1.1.4. Альянсы российских авиакомпаний на внутреннем рынке 47
ГУавиаперевозок 47
1.2. Анализ существующих подходов к определению экономической
целесообразности участия авиакомпании в альянсах 52
Выводы к главе 1: 56
ГЛАВА 2. Факторы и стратегии глобального 58
маркетинга авиакомпании 58
2.1. Факторы, определяющие особенности сотрудничества авиакомпаний в
альянсах 58
2.2 Эволюция стратегии глобального маркетинга 84
авиакомпании 84
^ 2.2.1. Формирование стратегии авиакомпании 84
2.2.2. Стратегия авиакомпании на этапе пре — интернационализации. ...91
2.2.3. Стратегия авиакомпании на этапе вступления на международный рынок авиаперевозок ...93
2

2.2.4. Стратегия авиакомпании на этапе экспансии на международном рынке 98
2.2.5. Стратегия авиакомпании на этапе глобальной рационализации... 101 Выводы по главе 2: 105
ГЛАВА 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА УЧАСТИЯ АВИАКОМПАНИИ В АЛЬЯНСАХ 107
3.1. Методика определения синергетического эффекта участия авиакомпании в глобальном, стратегическом или маркетинговом альянсах. 107
3.1.1. Внеэкономический эффект 111
3.1.2. Экономический эффект 116
3.2. Апробация методики определения синергетического эффекта участия
авиакомпании в альянсах 127
Выводы по главе 3: 130
ВЫВОДЫ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ 132
Список литературы 142
ПРИЛОЖЕНИЯ 156
Приложение 1 156
Методика 156
определения синергетического эффекта участия авиакомпании в
глобальном, стратегическом или маркетинговом альянсах 156
Приложение 2. 172
Акты о внедрении 172
2.1. Авиакомпания «Евразия» 172
2.2. «Альянс открытой небо»



В последние годы в мировой экономике обозначился, развился и продолжает развиваться ряд новых процессов и тенденций, которые в перспективе ближайших десятилетий будут определять состояние всей экономической жизни в современном мире. Главное содержание этих процессов и тенденций воплощается в понятии «глобализация».
В центре диссертационного исследования находятся теоретические и практические аспекты развития глобализации на воздушном транспорте, её сущности, форм проявления и экономических последствий.
Актуальность исследования заключается, прежде всего, в том, что глубокие экономические реформы, происходящие в России, переход страны к рыночной экономике, открытой для широкого международного общения, естественно и закономерно предполагает её постепенную интеграцию в мировую экономику, которая уже началась и, конечно, будет расширяться и углубляться. Интеграционные процессы активно развиваются и во внутрироссийском пространстве, затрагивая все сферы деятельности, не исключая и воздушный транспорт.
Гражданская авиация России находится в процессе коренных преобразований, сутью которых является завершение перехода к рыночным отношениям. Этот процесс происходит в отрасли крайне болезненно. При несомненном наличии объективных внешних причин критического состояния многих авиапредприятий, на рынке присутствуют и те организации, которые демонстрируют свою способность к преодолению негативных факторов внешнего окружения, к росту и развитию, к успешной работе на внутреннем и международном рынках авиаперевозок.
Как отмечают многие ученые и специалисты, в условиях глобализации экономики и повсеместной интеграции авиаперевозчиков в форме различных альянсов одним из наиболее концептуально важных моментов в политике авиакомпаний является умение четко представить стратегические цели и перспективы этих компаний. Для формулировки этих стратегий требуется

достаточно ясно и четко представлять стратегические и тактические потенциальные возможности авиакомпании, а также уметь оценивать экономические последствия участия в различных союзах или альянсах.
Альянсы по сути своей представляют некие объединения авиакомпаний, как финансово зависимых друг от друга, так и сохраняющих полную самостоятельность, с целью повышения их конкурентоспособности и увеличения их доли на авиатранспортном рынке. Альянсы позволяют быстро нарастить производственные мощности, пополнить парк воздушных судов, получить возможность пользоваться коммерческими правами, принадлежащими другой авиакомпании.
Однако на пути развития альянсов встает немало проблем: авиакомпании имеют различные стратегии своего развития, неодинаковый уровень сервиса, несогласованные расписания полетов и разнообразные системы тарифов. Решение этих проблем требует немало времени и усилий со стороны сотрудников всех авиакомпаний, создающих альянс.
В условиях глобализации экономики, повсеместного объединения усилий авиакомпаний для получения существенного преимущества в конкурентной борьбе с другими объединениями и союзами, авиакомпания, не нашедшая партнеров, оказывается не в состоянии противостоять таким альянсам в одиночку.
Вышесказанное определяет актуальность диссертационной работы, посвященной оценке результатов и последствий присоединения авиакомпании к альянсам различных типов.
Целью данной работы является поиск путей повышения экономической эффекивности работы авиакомпаний России в условиях их интеграции и кооперации, путем разработки методики оценки синергетического эффекта участия авиакомпании в стратегическом, глобальном или маркетинговом альянсах.
5

Поставленная цель достигается путем решения следующих основных задач: ,
- анализ принципов коммерческого сотрудничества авиакомпаний в рамках различных типов альянсов;
- анализ существующих подходов к определению экономической целесообразности участия авиакомпании в альянсах;
- выявление основных факторов, определяющих особенности сотрудничества авиакомпаний в альянсах;
- определение этапов стратегии глобального маркетинга авиакомпаний и их взаимосвязи с формами коммерческого сотрудничества авиакомпаний;
- разработка методики определения синергетического эффекта вступления и участия авиакомпании в альянс;
- апробация предложенной методики на примере одного из действующих авиапредприятий.
Объектом исследования являлись альянсы авиакомпаний различных типов на мировом и внутреннем рынках перевозок.
Предмет научного исследования может быть определен как процесс функционирования существующих альянсов на воздушном транспорте, его теоретические и практические аспекты, критерии и методы определения эффекта участия авиакомпании в альянсах.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые был разработан концептуальный подход к определению синергетического эффекта участия авиакомпании в альянсах. В процессе исследования получены следующие результаты, раскрывающие научную новизну:
- сформулировано и обосновано новое определение «синергетический эффект участия авиакомпании в альянсе»;
6

- систематизированы позитивные и негативные аспекты влияния альянсов авиакомпаний на деятельность российских и международных авиакомпаний;
- обоснованы концептуальные принципы организации альянсов различных типов;
- определены этапы стратегического маркетинга авиакомпаний и принципы их кооперации на каждом этапе;
- разработана методика определения синергетического эффекта участия авиакомпаний в альянсах разных типов.
Теоретической и методологической основой исследования явились методы структурно-логического и сравнительного анализа, экономического анализа, графических и матричных изображений, статистических сопоставлений и метод экспертных оценок. Автор диссертационного исследования опирался также на законодательные и нормативные акты Российской Федерации, включая отраслевые нормативные документы и инструкции и международные правовые документы, обычаи и обыкновения. Были обобщены труды отечественных и зарубежных авторов по вопросам и проблемам деятельности воздушного транспорта, форм кооперации и принципов сотрудничества авиакомпаний в форме глобальных, стратегических и маркетинговых альянсов.
Научная обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждается представленными автором ссылками на первоисточники по всем статистическим и фактологическим данным. Содержащиеся в диссертации положения, выводы, методики и рекомендации не противоречат действующему российскому и международному законодательству и соответствуют экономической природе процессов кооперации авиакомпаний в форме альянсов на воздушном транспорте. В своей работе автор использовал объективно сложившиеся международные и страновые экономические закономерности, правила и условия в области предоставления
7

авиауслуг, а также свой практический опыт работы в авиатранспортной отрасли.
Практическая значимость. Результаты исследования представляют инструмент для научно-обоснованного построения кооперации авиакомпаний в формах альянсов в условиях глобализации мировой экономики и структурной перестройки экономики России. Положения, содержащиеся в работе, могут быть использованы авиационными перевозчиками для поэтапной интеграции с международными альянсами, исключая противоречия по несоответствиям принципов сотрудничества российских авиакомпаний основным правилам и рекомендациям международных союзов.
Результаты работы нашли практическое применение, о чем свидетельствуют акты внедрения, прилагаемые в конце работы.
Апробация работы. По основным вопросам, рассмотренным в диссертационной работе, автор выступал с докладами на российских и международных совещаниях по вопросам развития сотрудничества авиакомпаний в рамках альянсов, а также на научных семинарах и заседаниях кафедры «Экономики ГА» Московского государственного технического университета гражданской авиации. Разработанная методика определения синергетического эффекта участия авиакомпании в альянсах апробирована альянсом авиакомпаний «Открытое небо», а также авиакомпанией «Евразия». Акты о внедрении к диссертации прилагаются. Публикации. Основное содержание и результаты диссертационной работы опубликованы в 6 трудах, общим объемом 1,8 п.л.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Глубокие экономические реформы, происходящие в России, переход страны к рыночной экономике, открытой для широкого международного общения, естественно и закономерно предполагает её постепенную интеграцию в мировую экономику, которая уже началась и, конечно, будет расширяться и углубляться.
Доминирующей стратегией предприятий воздушного транспорта РФ в настоящий момент стали стратегия выживания, осуществляемая в условиях неопределенности и неясности перспектив развития. Лишь немногие из руководителей ориентируются на стратегию интеграции в систему мировых транспортных и хозяйственных связей, которая требует от руководителей ориентации на международные стандарты качества, перехода на новые формы и методы коммерческой деятельности.
Ускорению процесса объединения и развитию коммерческого партнерства российских авиакомпаний на внутреннем рынке авиаперевозок, идущему низкими темпами, должен способствовать тот факт, что Министерство транспорта РФ официально провозгласило курс на сокращение количества и укрупнение размеров авиакомпаний. Подавляющее большинство российских авиакомпаний в их нынешнем виде не способны аккумулировать и привлекать средства на развитие и обновление авиапарка.
По мере глобализации экономики мира авиакомпании стали задумываться о путях дальнейшего развития и пошли по пути интеграции. Альянсы по сути своей представляют собой некие объединения авиакомпаний, как финансово зависимых друг от друга, так и сохраняющих полную самостоятельность, с целью повышения их конкурентоспособности и увеличения их доли на авиатранспортном рынке. Альянсы позволяют быстро нарастить производственные мощности, пополнить свой парк воздушных судов, получить возможность пользоваться коммерческими правами, принадлежащими другой авиакомпании.
132

Различают три вида альянсов: стратегические, глобальные и маркетинговые.
Стратегические альянсы предусматривают взаимное владение акциями партнеров, либо другие формы инвестиций, либо поглощение авиакомпаний.
Глобальные альянсы позволяют авиакомпаниям, сохраняющим полную юридическую и финансовую самостоятельность, объединиться для совместной работы на рынке авиаперевозок и усиления конкурентных преимуществ перед другими авиакомпаниями и альянсами. Создавая глобальный альянс, авиакомпании стремятся сблизить свои стратегические планы, построить сходные организационные структуры, создать похожие системы тарифов и скидок для поощрения часто летающих пассажиров, однотипные концепции качества обслуживания клиентов.
Маркетинговые альянсы представляют собой форму временного объединения авиакомпаний для решения текущих проблем, стоящих перед ними на рынке авиаперевозок. Наиболее часто маркетинговые альянсы реализуются в виде соглашений: об «интерлайн», о «код-шеринге», о «совместной эксплуатации авиалиний» и «о пуле».
В научных трудах, посвященных одной из основных тенденций развития мировой экономики - глобализации- и её значению для России, подчеркнуто, что в рамках общего экономического пространства складывается новая обстановка противоречивого сочетания острой глобальной конкуренции с элементами взаимодействия и сотрудничества.
По мере развития и укрепления коммерческого сотрудничества авиакомпаний возникает необходимость определения синергетического эффекта, который может быть рассчитан как:
- разница в расходах и себестоимости перевозок авиакомпаний, реализующих какой-либо вид коммерческого сотрудничества, и теми расходами и той суммой себестоимостей перевозок авиакомпаний, которые имели место до такого партнерства;
133

- разница в доходах авиакомпаний до и после начала коммерческого сотрудничества.
Вместе с тем, работ по практической реализации новых подходов к определению синергетического эффекта коммерческого сотрудничества авиакомпаний в целом и в форме альянсов на сегодняшний день не достает. В этом плане предлагаемая работа может представлять интерес для многих специалистов авиакомпаний, предпринимающих усилия успешно закрепиться на рынке авиаперевозок, особенно международных.
Формулирование стратегии действий на международных рынках представляет собой эволюционный процесс, на каждой стадии которого происходят изменения в доминантном стратегическом направлении, рычагах интернационализации и последовательных ключевых решениях. Следовательно, на каждом этапе будут различаться и основные стратегические задачи авиакомпании: как перенести стратегии и навыки, полученные в условиях внутреннего рынка, на зарубежные; как приобрести знания и опыт работы на локальном рынке; как использовать преимущества потенциального синергизма при операциях в различных странах.
Динамический характер международных операций обусловливает необходимость адаптации стратегических приоритетов к условиям каждого этапа развития международных рынков. Таким образом, поскольку в большинстве случаев главные лежащие в основе формулирования стратегии параметры (особенно ключевые решения) детерминируются природой и эволюцией международных операций, они являются императивом для всех альянсов авиакомпаний. Стратегия должна формулироваться в свете текущей позиции авиакомпании за рубежом и включать определение направлений развития и будущей позиции на всемирном рынке. Паттерн эволюции страте¬гии на международном рынке предполагает наличие определенных условий успешного формулирования глобальной стратегии.

Вследствие динамичных процессов, происходящих в мире, перед мировым воздушным транспортом в XXI веке встают следующие ключевые проблемы: глобализация; финансовые кризисы; защита окружающей среды; информатика и связь; переосмысление роли государства в обществе; возрастание роли «человеческого фактора».
В настоящее время мировое авиационное сообщество активно решает и другие проблемы, связанные с проявлением следующих тенденций:
- резкого возрастания абсолютного количества авиационных происшествий;
- перегруженностью воздушного транспорта;
- обострением потребностей в авиационной электросвязи;
- ростом эксплуатационных расходов авиакомпаний и т.д.
Выделим основные факторы, определяющие особенности развития воздушного транспорта на современном этапе: макроэкономические, микроэкономические, социальные и политические.
Факторами успеха на рынке воздушного транспорта являются:
- концентрация усилий на прибыльной деятельности и традиционных источниках доходов;
- создание межконтинентальной сети авиалиний и сосредоточение на стратегически важных региональных маршрутах;
- вступление в стратегические союзы и кооперирование с другими перевозчиками;
- улучшение систем компьютерного управления бронированием мест с целью повышения доходности, так называемые "Yield - Management - Systems";
- создание высокоразвитых систем и каналов сбыта;
- инновационный менеджмент и маркетинг;
135

- повышенное внимание к потребностям клиентов;
- заинтересованный персонал;
- благоприятный "имидж" авиакомпании.
Основными факторами, определяющими особенности коммерческой эксплуатации авиалинии и сотрудничества авиакомпании в рамках альянсов, являются:
- ценовая эластичность спроса;
- уровень себестоимости авиаперевозок;
- политика ценообразования конкурентов;
- тип конкуренции;
- издержки, связанные с продвижением товара на рынок;
- стратегические планы развития авиакомпании;
- наличие денежных средств для ведения конкурентной борьбы;
- дополнительные издержки, не входящие в покупную цену, для при¬влечения пассажира и грузоотправителя;
- изменения в окружающей обстановке, которые могут повлиять на способность авиакомпании в определении политики коммерческой экс¬плуатации без вмешательства третьей стороны.
При определении направления будущего развития авиакомпании сопоставляют предстоящие издержки освоения новых рынков с затратами на расширение деятельности на уже «завоеванных» плацдармах. Надлежащее определение степеней координации и интеграции деятельности авиакомпании в различных странах, а также принципов распределения по¬зволяет использовать преимущества совместной деятельности, интенсивность которой, вследствие международного характера деятельности предприятий, возрастает.



1. Airline Competition Policy. Departament of Transport. - London; 1984.
2. Airline Deregulation Act of 1978. - Wash., 1978.
3. Воздушный кодекс Российской Федерации. №60-ФЗ,1997.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Текст, комментарии.М.Международный Центр финансово-экономического развития, 1996.
5. Материалы по сертификации. Выпуск 2. - М.: МГТУ ГА,1995.
6. "О лицензировании международной туристической деятельности в РФ", Постановление СМ РФ № 1343 от 25.12.93.
7. "Положение о системе взаиморасчетов", - М.: ТКП, 1996
8. Резолюции IATA, №№ 510 - 738.
9. Сборник документов и материалов по сертификации и лицензированию на воздушном транспорте. Выпуск 4.-М.: МГТУ ГА, 1995.
10. Сборник законодательных, нормативных актов и информационных материалов по экономической реформе и приватизации в транспортнодорожном комплексе Российской федерации. - М.: НИИАТ МТ РФ, 1992.
11. Сборник указов Президента Российской Федерации по экономической реформе. Вып. 1,2.- М., 1994.
12. Указ Президента РФ № 1089 "О государственном регулировании цен на отдельные виды энергоресурсов" от 17.09.92 г.
Научно-техническая литература.
13. Aviation Week and Space Technology. 1980-1994.
14. Benson D., Whitehead g. Transport and Distribution. Longman, - London, 1985.
15. Civil Aviation Statistics of the World. ICAO stat. - Monreal, ICAO, 1980 - 1995.
142

16. Derthick М., Quirk P. J. The Politics of Regulation. Brooking Inst. - Wash., 1985.
17. Doganis R., Flying off Course - The Economics of International Airlines, Harper Collins Academic, UK
18. Douglas, Susan P.,C.Samuel Craig Global Marketing Myopia,Columbia, 1986.
19. Douglas, Susan P., Yoram Wind. The Myth of Globalisation, Columbia, 1987.
20. Doyle, Peter, Gidengil Z. A Strategic Approach for International Market Selection,Copenhagen, Denmark, 1987.
21. Eeckhout A. Touroperating in Europe, Zedelgem, 1993.
22. European Liberalization and World Air Transport.-Special report N2015, The Economist Intelligence Unit,London,May, 1990.
23. Ghoshal, Sumantra. Global Strategy: An Organizing Framework, Strategic Management Journal 8,1987.
24. Ford P., Marketing and the Competitive Environment, Pitman, 1989.
25. Hamel, Gary, Prahalad C.K. Do You Really Have a Global Strategy?
Harvard,1985.
26. Hirsh, Sev. Location of Industry and International Competitiveness,
Oxford, 1987.
27. Keegan, Warren J. Multinational Product Planning: Strategic Alternatives, Harvard,1989.
28. Lansing J.B. Transportation and Economic Policy. № I. - L. 1996.
29. Levitt Т., The Marketing Imagination, Free Press, 1986.
30. Levitt Т., The Globalisation of Markets, Harvard,1983.
31. Morrison S., Winston C. The economic effects of Airline Deregulation. - Wash.: The Brooking Inst., 1986.
32. Middelton V., Marketing in Travel and Tourism, Heinemann Professional,
1988.
33. Meams I., Fundamentals of Cost and Management Accounting, Pitman, 1991.

34. Passenger and Goods Transportation. - An International Comparison 1975¬1993. - Ottawa, 1996.
35. Prahalad,C.K.,Yves Doz, The Multinational Mission, New York; The Free Press, 1987.
36. Rapp W.V., Strategy Formulation and International Competition, Columbia, 1993.
37. Revenue Accounting Manuel, I ATA, 1990.
38. Root, Franklin J,, Foreign Market Entry Strategies, New York: AMACON ,1982.
39. Statistical Abstract of the United States, 1986.
40. Shaw S., Airline Marketing and Management, Pitman, 1990.
41. Teece D., Economies of Scope and The Scope of the Enterprise, New York, 1980.
42. Wilmshurst J., The Fundamentals and Practice of Marketing, Heinemann, 1978.
43. Webster F.E., Marketing Communication: Modern Promotional Strategy, Ronald Press Co, 1971
44. Wells l.t,, The Product Life - Cycle and International Trade, Boston, 1992.
45. Wind Y.,Douglas S. International Portfolio Analysis and Strategy:The Challenge of the 1980-90s, Journal of International Business Studies, Special Issue, 1991.
46. Аганбегян А.Г. Промышленность от выживания к развитию. Новосибирск, 1996.
47. Акимова Н.Ф. Многоуровневая система показателей экономической эффективности управления коммерческой деятельностью авиакомпании,М,Доброе слово,2000.
48. Артамонов Б.В., Мамонова M.JI. "Авиатранспортный маркетинг" - М.: МИИГА, 1990 г.
144

49. Артамонов Б.В. Концепция управления внешнеэкономической деятельностью ГА. // Совершенствование форм и методов коммерческой работы Аэрофлота на рынке международных авиаперевозок. Межвузовский тематический сборник научных трудов. - М.: МИИГА, 1990.
50. Артамонов Б.В. Конъюнктура мирового рынка воздушных перевозок. Методология изучения, закономерности и проблемы развития. - М.: Международные отношения, 1986.
51. Артамонов Б.В. Методология изучения, закономерности и проблемы развития мирового рынка авиатранспортной продукции (Автореферат дис. На соиск.учен.степ.д-ра экон.наук:(08.00.14),М.,1988.
52. Артамонов Б.В. Особенности формирования тарифной политики на рынке международных авиаперевозок в современных условиях. // Совершенствование форм и методов коммерческой работы Аэрофлота на рынке международных авиаперевозок. Межвузовский тематический сборник научных трудов. - М.: МИИГА, 1990.
53. Артамонов Б.В. Рынок международных воздушных перевозок: особенности и проблемы развития. - М.: Воздушный транспорт, 1992.
54. Афанасьев В.Г. "Евродерегулирование" и Общий рынок международных воздушных перевозок. // Совершенствование форм и методов коммерческой работы Аэрофлота на рынке международных авиаперевозок. Межвузовский тематический сборник научных трудов. - М.: МИИГА, 1990.
55. Афанасьев В.Г. Дерегулирование и либерализация на воздушном транспорте. // Современные условия на мировом воздушном транспорте и гражданская авиация стран Восточной Европы. Материалы симпозиума ICAO в АГА 29-31.10 1991 г. - Санкт-Петербург: 1992.
56. Афанасьев В.Г. Коммерческая эксплуатация международных воздушных линий. - М.: Транспорт, 1987г.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ