Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации системы внутрифирменного обучения персонала 9
1.1 Организация системы внутрифирменного обучения персонала 9
1.2. Методы и программы внутрифирменного обучения персонала 18
1.3. Российский и зарубежный опыт внутрифирменного обучения
персонала 25
Глава 2. Анализ процесса внутрифирменного обучения персонала на примере ОАО «Уралтехнострой - ТуймазыХиммаш» 31
2.1. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО
«Уралтехнострой - ТуймазыХиммаш» 31
2.2. Анализ структуры персонала, методов обучения и результатов
реализации программ внутрифирменного обучения персонала в компании ОАО «Уралтехнострой - ТуймазыХиммаш» 47
2.3 Анализ потребностей в обучении персонала и недостатки системы внутрифирменного обучения ОАО «Уралтехнострой -
ТуймазыХиммаш» 61
Глава 3 Разработка рекомендаций по развитию внутрифирменного обучения
персонала ОАО «Уралтехнострой - ТуймазыХиммаш» 67
3.1 Направления развития организации внутрифирменного обучения
персонала ОАО «Уралтехнострой - ТуймазыХиммаш» 67
3.2 Экономическая эффективность мероприятий по совершенствованию системы внутрифирменного обучения персонала ОАО «Уралтехнострой -
ТуймазыХиммаш» 75
Заключение 81
Список литературы: 86
Приложение
В современных рыночных условиях резко возрастает значимость качественных параметров трудовых ресурсов. Главной производительной силой общества является человек, с его способностями, личным потенциалом и профессиональными стремлениями к самовыражению. Долгосрочный и важный фактор конкурентоспособности и выживания фирмы на рынке - это вложение в человеческие ресурсы. Поэтому в современных экономических условиях важно определить пути развития этого направления.
Работник, его способности и квалификация - наиболее ценные ресурсы организации. Управление человеческими ресурсами и повышение их качества становится стратегической задачей современных организаций. Если материально-вещественный фактор производства постоянно совершенствуется и лучше используется, значит, человеческий потенциал в организации очень развит. Условия рыночной экономики требуют постоянного развития компетенции и профессионализма работников.
Промышленность, знания и технологии развиваются настолько быстро, что в течение каждых пяти лет количество информации удваивается. Сейчас невозможно в процессе трудовой жизни (30 — 40 лет) пользоваться только теми знаниями, которые были приобретены в специальной школе или высшем учебном заведении. Еще в 50-х годах специалисты Японского центра по повышению производительности труда отмечали в документе «10 лет за производительность», что промышленность и управление — это прежде всего людские ресурсы и главная проблема заключается в том, как обеспечить отрасли промышленности и управленческие структуры квалифицированными кадрами. Позже, в 70-е годы, в развитых странах была разработана концепция непрерывного образования, которая за последнее время стала одним из самых успешных инструментов, позволяющих решать проблемы соответствия быстро растущего технического потенциала и персонала. Концепция предполагает, что процесс профессионального развития становится постоянным, специалист в рамках самой деятельности и на специальных курсах получает новые знания, необходимые для поддержания собственной работоспособности.
Уже в середине 80-х годов американские корпорации расходовали на образование и профессиональную подготовку около 60 млрд. долл., а на принадлежащих им предприятиях обучалось около 8 млн. человек — примерно столько же, сколько в вузах США. Обучение в рамках фирм или специальных учебных центров как бы дополняет знания, полученные в школе или вузе, приспосабливает их к своим производственным нуждам. 75% фирм обеспечивают занятый у них персонал программами профессиональной подготовки.
Формирование личности, которое активно и компетентно участвует в экономической, социальной и личной жизни, является конечной целью образования работников. Таким образом, внутрифирменное обучение можно определить как сферу образовательных услуг для лиц, отнесенных к взрослым обучающимся.
Проблемы непрерывного образования широко рассматривались в трудах таких ученых, как А. А. Вербицкий, С. И. Змеев, Г. Л. Ильин, М. В. Кларин, Б. С. Гершунский и др. В научных трудах в области внутрифирменного обучения в системе непрерывного образования Л. Г. Афериной, С. Я. Батышева, В. П. Полуянова, И.Т. Сенченко, Б. С. Гершунского, В. М. Зуева, П. Н. Новикова, Г. В. Онушкина и др. внутрифирменное обучение рассматривается с точки зрения реализации комплексного подхода к профессиональному образованию и как его составная часть в рамках организации.
Таким образом, внутрифирменное обучение можно определить как часть системы дополнительного профессионального образования и как основную форму его реализации в условиях организации.
Эволюция подходов к определению понятия «внутрифирменное обучение» неразрывно связано с изменением взглядов на развитие сотрудников и организации в целом.
Отечественные зарубежные ученые (Д. Хинричс, М. И. Магура, Ю. Г. Одегов и П.В. Журавлев) рассматривают внутрифирменное обучение как развитие работника в процессе профессиональной деятельности в компании. К ранним подходам к понятию «внутрифирменное обучение» можно отнести определение, которое было предложено списком терминов Департамента занятости Великобритании. Внутрифирменное обучение — это систематическое развитие знаний, навыков и подходов к профессиональной деятельности, необходимых работнику компании для обеспечения должного уровня выполнения его служебных обязанностей и решения проблем, возникающих в процессе его профессиональной деятельности.
Данное утверждение предполагает систематический характер развития сотрудников с целью достижения высокого качества выполнения профессиональных обязанностей. Развитие работника ориентировано, в первую очередь, на его собственные потребности, которые могут не соответствовать целям организации. Кроме того, данное определение подразумевает индивидуальное обучение и не рассматривает его командную или коллективную форму. Заслуживает внимания подход М. И. Магуры, согласно которому внутрифирменное обучение — это программа обучения персонала, подогнанная под очень конкретные цели организации. Автор отражает важную специфическую особенность обучения — соответствие целям и задачам компании.
человеческих ресурсов и направленный на изменение поведения работника в целях наилучшего достижения целей организации.
В последнее время интерес к внутрифирменному обучению наблюдается со стороны таких международных организаций, как Международная организация по стандартизации (ИСО), ЮНЕСКО, Европейская комиссия. Это обусловлено взрастающим значением профессионального обучения для современных компаний и резким повышением потребности в нем, так как развитие персонала является неиссякаемым резервом повышения эффективности деятельности организаций и может стать конкурентным преимуществом в рыночных условиях.
Поэтому внутрифирменное обучение как особая система организации обучения персонала в настоящее время является актуальной задачей. Развитие персонала с помощью внутриорганизационного обучения является одним из важнейших факторов успешной деятельности любой организации. Как правило, программа внутрифирменной подготовки создается специально для конкретного предприятия и ориентирована на развитие персонала и изменениям в организации. Поэтому область внутрифирменного обучения требует объединения методического взгляда на программы обучения взрослых и консультационного подхода к работе с организацией.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что для реализации задач организаций, как на микроуровне, так и в масштабах всей экономической системы, существует необходимость в высококвалифицированных кадрах, обладающих обширными знаниями, умениями и навыками в соответствующих сферах деятельности. Поэтому проблема обучения и переподготовки персонала является одной из центральных в менеджменте любого уровня и занимает важное место в кадровой политике предприятий всех форм собственности. Проблема комплектации кадрового состава квалифицированными сотрудниками переходит в новую плоскость - своевременной и регулярной подготовки работающего персонала. Система внутрифирменного обучения будет эффективной только в том случае, если будет проанализировано существующее положение организации, потребности персонала в обучении, спрогнозированы изменения, и сформирован образ желаемого будущего. Однако этот процесс до сих пор недостаточно обеспечен методически и дидактически. Это подтверждается ощутимым дефицитом эффективных современных технологий обучения, которые ориентированы на персонал.
Целью работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности внутрифирменного обучения сотрудников.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучить теоретические основы обучения персонала в организации, методы, подходы в области построения системы обучения персонала, организацию системы обучения персонала.
2. Изучить отечественный и зарубежный опыт внутрифирменного обучения персонала.
3. Проанализировать систему обучения сотрудников
4. Выявить текущие потребности в обучении личного состава.
5. Разработать рекомендации по совершенствованию системы обучения сотрудников
Объектом исследования работы является системы внутрифирменного обучения сотрудников.
Предметом исследования являются методы и механизмы, используемые в системе обучения и переподготовки сотрудников.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Первая глава содержит теоретические сведения об организации системы внутрифирменного обучения персонала, принципах, подходах, методах обучения, об отечественном и зарубежном опыте организации обучения персонала. Вторая глава посвящена общей характеристике и организационной структуре, а также анализу структуры персонала, выявлению потребности в обучении, описывается система обучения персонала, описываются недостатки в системе внутрифирменного обучения персонала. В третьей главе дается описание проекта построения усовершенствованной системы обучения, детально рассмотрены компоненты эффективной системы обучения. В заключении приводятся результаты проведенного исследования, формулируются основные выводы и рекомендации.
Постоянное улучшение - это жизненная философия любой организации сегодня, если она хочет выжить и успешно функционировать в среднем, не говоря уже о долгосрочном периоде. Важно отметить, что эту ситуацию породила изменяющаяся природа мира, и что изменения происходят не как-то линейно с одной скоростью, а нарастают по экспоненте. Стоять на одном месте в меняющемся мире на самом деле означает отставать. В этих обстоятельствах не всегда возможно удержаться на плаву, проводя незначительные улучшения в происходящих сегодня процессах.
Одним из инструментов развития организации является внутрифирменное обучение, которое направлено на достижение стратегических целей организации. Без повышения эффективности работы на каждом уровне организации невозможна эффективная работа в компании в условиях постоянно возрастающей конкуренции. Старые подходы к работе на разных уровнях организации и недостаточный уровень профессиональной подготовки персонала - это главные препятствия, которые мешают достижению более высоких результатов в работе организации. Эти препятствия преодолимы только при условии разработки и практической реализации новой политики в сфере внутрифирменного обучения, которая будет включать в себя разнообразные формы обучения и учебные программы для всех категорий работников.
На сегодняшний день почти каждая крупная организация обладает собственной системой обучения. К обучению персонала до сих пор относятся, как к одной из задач HR-отдела, связанной с адаптацией, внутренними коммуникациями, PR работодателя и т.д. В данной работе система обучения рассматривалась как инструмент для достижения стратегических целей компании и удовлетворения потребностей работников.
Анализ теоретических и эмпирических материалов позволил выделить основные пункты в построении системы обучения, обратить внимание на нюансы планирования и организации. Работы отечественных и зарубежных авторов помогли сформировать общую картину обучения персонала в разных условиях и с разными задачами. В свою очередь это позволило в рамках данной работы предложить и обосновать принципы формирования эффективной системы обучения.
Таким образом, в результате системной работы в области обучения и развития персонала организация получает следующие «выгоды»:
- более успешно решает проблемы, связанные с новыми направлениями
деятельности, и поддерживает необходимый уровень конкурентоспособности;
- повышает приверженность персонала, снижает текучесть кадров;
- повышает способность персонала адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и требованиям рынка;
- позволяет поддерживать и распространять среди сотрудников основные ценности и приоритеты корпоративной культуры, пропагандировать новые подходы и нормы поведения, призванные поддерживать организационную стратегию.
Для сотрудника польза состоит в следующем:
- более высокая удовлетворенность своей работой;
- рост самоуважения;
- рост квалификации, компетенции;
- расширение карьерных перспектив как внутри, так и вне организации.
В ходе работы было выявлено, что существует множество факторов, определяющих ключевые компоненты системы обучения персонала ОАО «Уралтехнострой - ТуймазыХиммаш». Обучение должно:
1. Соответствовать общей концепции развития и являться инструментом достижения целей организации.
2. Развивать у сотрудников знания, навыки и умения необходимые для успешной работы в сфере работы.
3. Удовлетворять требованиям и потребностям работников, а также включать специализированные знания.
4. Обучение должно быть без отрыва от производства
Таким образом, мы получаем систему обучения персонала, которая повысит результативность работы ОАО «Уралтехнострой - ТуймазыХиммаш». Благодаря интеграции системы обучения в общую концепцию развития должен сработать эффект синергии. И система обучения покажет максимальный результат за счет системного подхода к управлению изменениями в организации, не встретив на пути разработки и внедрения стандартного для групповой психологии (группы сотрудников) сопротивления.
По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. Внутрифирменное обучение подготавливает персонал правильно решать широкий круг задач, обеспечивает широкий круг компетентности и профессионализма в работе. При этом оно не только повышает уровень знаний работников и вырабатывает требуемые от работника навыки профессии, но и формирует систему ценностей и установок, которые соответствуют сегодняшнему дню и поддерживают организационную стратегию и культуру.
2. Поэтому при планировании обучения необходимо обращать внимание на множество факторов, для того чтобы грамотно составить программу обучения сотрудников компании. Выбор метода зависит от конкретной цели, которую хотят добиться обучаемые. Это может быть получение новых знаний и навыков, выработка новых ценностей, эмоциональная разгрузка, налаживание межличностных коммуникаций.
3. Обучение персонала ОАО «Уралтехнострой - ТуймазыХиммаш», должно удовлетворять потребностям работников. На это влияют морально-психологический, социально-политический и другие факторы.
4. В ОАО «Уралтехнострой - ТуймазыХиммаш осуществляется
профессиональное внутриорганизационное обучение.
Профессиональная подготовка и переподготовка сотрудников ориентирована на помощь в их идентификации с профессиональной группой и с обстоятельствами и ситуациями деятельности, которая им предстоит.
5. Необходимо придать большое значение обучению без отрыва от производства, для этого рекомендуется создание на предприятии кафедры Башкирского Г осударственного Университета.
6. ОАО «Уралтехнострой - ТуймазыХиммаш» предлагается ведение электронного документооборота в вопросах внутрифирменного обучения персонала, что позволит сэкономить рабочее время и вследствие этого повысить производительность труда.
7. Разработаны критерии оценки результативности краткосрочного и долгосрочного обучения для всех категорий персонала ОАО «Уралтехнострой - ТуймазыХиммаш».
8. Социальный эффект от реализации мероприятия по опережающему обучению выразится в предупреждении безработицы работников, обеспечения их занятости, повышения конкурентоспособности на рынке труда.
Быстрое развитие технологий приводит к скорому устареванию любой системы обучения. Для того чтобы этого не происходило, нужна налаженная схема модернизации системы обучения в ответ на малейшие изменения. Именно в этом случае мы получаем самообучающуюся организацию. Так как к созданию системы обучения подключены сотрудники, обладающие информацией о внешних и внутренних изменениях компании, система обучения персонала постоянно модернизируется.
Качество человеческих ресурсов непосредственно влияет на конкурентные возможности организации и является одной из важнейших сфер создания конкурентных преимуществ. Эффективно действующая организация стремится максимально использовать потенциал своих сотрудников, создавая все условия для их наиболее полной отдачи в процессе труда и интенсивного развития их потенциала. Руководство организации призвано обеспечивать не только эффективное взаимодействие организации с внешней средой, но и взаимовыгодное взаимодействие сотрудника с организацией.
1. Конституция РФ. - М.:Омега-Л, 2011. - 56 с.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации. - М.: Омега-Л, 2011. - 186 с.
3. Коллективный договор ОАО «Уралтехнострой».
Учебники и учебные пособия
4. Абрамешин, А.Е. Менеджмент организации [Текст]: Учебное пособие /
А.Е. Абрамешин, С.Н. Аксенов [и др.]. - М.: Европейский центр по
качеству, 2012. - 408 с.
5. Арджирис, К. Организационное научение Пер. с англ. [Текст] / К. Арджирис. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 127 с.
6. Баранчеев, В.П., Масленников Н.П., Мишин В.М. Управление
инновациями [Текст]: учебник для бакалавров. - 2-у изд., перераб. и доп./ В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин. - М.:
Издательство Юрайт, 2014. - 711с.
7. Барышева, А.В. Инновационный менеджмент [Текст]: Учебное пособие.- 3-е изд. / А.В.Барышева - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашко и К», 2015. - 384 с.
8. Бугаков, В.М. Управление персоналом [Текст]: Учебное пособие / В.П. Бычков, В.М. Бугаков, В.Н. Гончаров; Под ред. В.П. Бычкова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 237 с.
9. Бухалков, М.И. Управление персоналом: развитие трудового
потенциала [Текст]: Учебное пособие / М.И. Бухалков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 с.
10. Валиева, О.В. Управление персоналом. Конспект лекций [Текст]: Пособие для подготовки к экзаменам / О.В. Валиева. - М.: А-Приор,
2012. - 176 с.
11. Герчиков, В.И. Управление персоналом: работник - самый
эффективный ресурс компании [Текст]: Учебное пособие / В.И. Герчиков. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 282 с.
12. Гершман, М.А. Инновационный менеджмент [Текст] / М.А. Гершман. - М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2013. - 482 с.
13. Гришин, В.В. Управление инновационной деятельностью в условиях модернизации национальной экономики [Текст]: Учебное пособие. - 2-e изд./ В.В.Гришин - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашко и К», 2014. - 368 с.
14. Дементьева, А.Г. Управление персоналом [Текст]: Учебник / А.Г. Дементьева, М.И. Соколова. - М.: Магистр, 2014. - 287 с.
15. Дятлов, В.А. Управление персоналом [Текст]: Учебное пособие / В.А. Дятлов.- М.: ПРИОР, 2015. - 365 с.
16. Зайцева, Т.В. Управление персоналом [Текст]: Учебник / Т.В. Зайцева, А.Т. Зуб. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 с.
17. Иванов, И. Н. Организация производства на промышленных
предприятиях [Текст]: учебник; допущено УМО вузов России по образованию в области менеджмента / И. Н. Иванов. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 352 с.
18. Ивановская, Л.В. Управление персоналом: теория и практика. Кадровая политика и стратегия управления персоналом [Текст]: Учебно-практическое пособие / Л.В. Ивановская. - М.: Проспект, 2015. - 64 с.
19. Казимов, К. Внутрифирменное обучение и развитие персонала [Текст]: Учебное пособие. - 2-e изд. / К. Казимов.- М.: МИК,2013, - 240 с.
20. Кибанов, А.Я. Управление персоналом [Текст]: Учебное пособие / А.Я. Кибанов, Г.П. Гагаринская, О.Ю. Калмыкова, Е.В. Мюллер. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 238 с.
21. Лукичева, Л.И. Управление персоналом [Текст]: Учебное пособие / Л.И. Лукичева; Под ред. Ю.П. Анискин. - М.: Омега-Л, 2013. - 263 с.
22. Лукьянова, Т.В. Управление персоналом: Теория и практика. Управление инновациями в кадровой работе [Текст]: Учебно-практическое пособие / Т.В. Лукьянова. - М.: Проспект, 2015. - 72 с.
23. Маншукова, Н.Д. Организация внутрифирменного обучения персонала [Текст]: Учебное пособие. / Н.Д. Маншукова - 2-е изд. - М.: Наука,
2013. - 152с.
24. Митрофанова, Е.А. Управление персоналом: Теория и практика. Оценка результатов труда персонала и результатов деятельности подразделений службы управления персоналом [Текст]: Учебно¬практическое пособие / Е.А. Митрофанова. - М.: Проспект, 2013. - 72 с.
25. Оксинойд, К.Э. Управление персоналом: теория и практика. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации [Текст]: Учебно-практическое пособие / К.Э. Оксинойд. - М.: Проспект, 2014. - 64 с.
26. Пивоваров, С.Э., Тарасевич Л.С.,Майзель А.И. Международный менеджмент [Текст]: Учебное пособие / С.Э.Пивоваров - Издательский дом «Питер», 2011 - 290 с.
27. Питерс, Б. Глобализация, управление и его институты [Текст]: Учебное пособие / Б. Питерс. - М.: Экономика, 2009. - 272 с.
28. Причина, О.С. Корпоративная культура: потенциал инновационной деятельности [Текст]: Учебное пособие / О.С. Причина. - Ростов. Д: Изд-во Рост, ун-та, 2012. - 180 с.
29. Соколов, Д.В., Мотышина М.С., Минеева Н.В., Морозов А.Н., Эйсснер Ю.Н. Управление организационными изменениями: реструктуризация предприятия [Текст] / В.Д. Соколов - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2013. - 150 с.
30. Федорова, Н.В. Управление персоналом [Текст]: Учебник / Н.В. Федорова, О.Ю. Минченкова. - М.: КноРус, 2013. - 432 с.
31. Хотяшева, О.М. Менеджмент [Текст]: Учебное пособие для вузов / О.М. Хотяшева. - СПб.: Питер, 2012. - 378 с.
32. Шапиро С.А., Основы управления персоналом в современных
организациях. Экспресс - курс [Текст] /С.А., Шапиро, О.В. Шатаева.-
М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2014. - 468 с.
33. Яхонтова, Е.С. Стратегическое управление персоналом: Учебное пособие / Е.С. Яхонтова. - М.: ИД Дело РАНХиГС, 2013. - 384 с.
Статьи в периодических изданиях
34. Авилов, А. Концепция рефлексивного управления: как оценить кандидата в руководители [Текст] / А.Авилов // Кадровик. - 2015. - №12. - С.6-16.
35. Алексеева, Т.К. Обучение по плану [Текст] / Т. Алексеева // Справочник по управлению персоналом. 2011. - №7. - С.59-63.
36. Бабурин, А. Технология управленческого мониторинга [Текст]/
А.Бабурин, Ю.Грызенкова // Кадровик. - 2015. - №8. - С.24-29.
37. Ветошкина, Т. Формирование менеджмента качества персонала
[Текст]/ Т.Ветошкина // Кадровик. - 2015. - №1. - С.42-47.
38. Галица, И.А. Нетрадиционный метод стимулирования [Текст] / И.А. Галица // Инновации. №8. - 2013. - С. 60-63.
39. Горбунова, М.В. Специфика системы управления бизнесом в России [Текст] / М.В.Горбунова // Менеджмент в России и за рубежом. 2011. - № 3.
40. Грачев, В. Функции службы управления персоналом организации и их систематизация [Текст] / В.Грачев // Кадровик. - 2015. - №5. - С.36-50.
41. Дырин, С. Управление персоналом: от кадрового подхода - к многоаспектном [Текст] / С.Дырин // Кадровик. - 2015. - №9. - С.5-10.
42. Ишунин, П. Управление рисками персонала: проблемы и решения [Текст] / П.Ишунин // Кадровик. - 2016. - №3. - С.129-135.
43. Котова, Л. Ключевые показатели эффективности системы управления персоналом [Текст] /Л.Котова //Управление персоналом. - 2016. - №2. - С.44-50.
44. Кошелева, Ю. Мотивация персонала [Текст] / Ю. Кошелева, М. Архипов, М. Токарева // Управление персоналом. - 2015. - №12. - С.12-34.
45. Минина, В. Ключевые сотрудники организации: подходы к
идентификации и проблемы управления [Текст] / В.Минина// Кадровик. - 2011. - №1. - С.86-98.
46. Михайлова, А. «Четыре колеса» адаптации персонала [Текст] / А.Михайлова // Кадровик. - 2015. - №7. - С.15-24.
47. Николаев, А.П. Корпоративные университеты [Текст] / А.П. Николаев // Управление персоналом. 2011г. - №5, С. 57.
48. Половинко, В. Профессиональная карьера менеджеров по персоналу [Текст] / В.Половинко // Кадровик. - 2016. - №3. - С.76-85.
49. Хадасевич, Н. Развитие потенциала персонала организации [Текст] / Н.Хадасевич // Кадровик. - 2015. - №1. - С.6-11.
50. Шутов, И. Кейс-метод как одна из методик оценки персонала [Текст] /И.Шутов // Управление персоналом. - 2015. - №9. - С.34-39.
Электронные ресурсы
51. Внутрифирменное обучение как технология развития кадрового
потенциала организации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.elitarium. ru/vnutrifirmennoe_obuchenie_kak_tekhnologij a_razvi tija_kadrovogo_potenciala_organizacii/, свободный. Дата обращения: 10.03.2016.
52. Добрин Н. Д. Зарубежный опыт обучения персонала и его применение на российских предприятиях [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.refi.su/help_66.html., свободный. Дата обращения: 20.03.2016.
54. Зуев Д.И. Баскет-метод - разбор деловых бумаг [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.trainings.ru/library/dictionary/basket-metod/., свободный. Дата обращения: 17.03.2016.
55. Муромов В.Д. Использование видео для обучения персонала
[Электронный ресурс] . Режим доступа: http://www.sekretarskoe- delo.ru/index.php?id=1386., свободный. Дата обращения: 16.03.2016.
56. Официальный сайт ОАО «Уралтехнострой - ТуймазыХиммаш» [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.tzhimmash.ru/,свободный. Дата обращения: 16.03.2016.
57. Пилипенко В.Н. «Дом.ги » - значит удовольствие [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://planetahr.ru/publication/7292, свободный. Дата обращения: 21.03.2016.
58. Султанбекова О.Е. Трансформация понятия «внутрифирменное
обучение» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://niscu.ru/work/511259/T ransformaciya-ponyatiya-Vnutrifirmennoe- obuchenie, свободный. Дата обращения: 12.03.2016.
59. Татулов Б.Э. Анализ сущности и содержания внутрифирменного
обучения [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //www.morvesti.ru/archive/tdr/element.php?IBLOCK ID=66&SECTION ID=1388&ELEMENT ID=2936,свободный. Дата обращения: 12.03.2016.
60. Дж.П.Уэйн Обучение и развитие персонала: лучшие примеры в мировой практике [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.expo.trainings.ru/conference/archive., свободный. Дата обращения: 18.03.2016.
61. Buddying, shadowing и другие новые методы обучения персонала
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.kadrovik.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=5923,свободный. Дата обращения: 13.03.2016.