Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТИМБИЛДИНГА КАК ИНСТРУМЕНТА
РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1. Сущность командного менеджмента 5
1.2. Тимбилдинг как основа формирования корпоративной культуры 11
1.3. Зарубежный опыт использования командного менеджмента 17
2. АНАЛИЗ КОМАНДНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОРГАНИЗАЦИИ
«ШАЛЯПИН ПАЛАС ОТЕЛЬ» 27
2.1. Общая характеристика организации ООО «Шаляпин Палас Отель» 27
2.2. Анализ финансовой деятельности организации ООО «Шаляпин Палас
Отель» 35
2.3. Анализ командного менеджмента в ООО «Шаляпин Палас Отель» 42
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ КОМАНДНОГО МЕНЕДЖМЕНТА 52
3.1. Направления развития тимбилдинга в организации 52
3.2. Рекомендации по внедрению тимбилдинга как инструмента развития
организации 59
3.3. Расчет социальной и экономической эффективности предложенных
рекомендаций 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы. Команда - одно из наиболее характерных понятий, присущее любому устойчивому объединению людей. Она «включает в себя ценности, носителями которых являются члены определенной группы, нормы, которым они следуют, и материальные блага, производимые ими. Ценности являют собой абстрактные идеалы, в то время как нормы - это определенные принципы или правила, которые, как ожидается, люди будут соблюдать».
Так же как ценности являются центральной частью культуры, так и корпоративные ценности составляют ядро организационной культуры. Они являются регуляторами поведения и отношений внутри организации, служат опорой для принятия решений в различных социальных ситуациях. Совпадение важнейших ценностных ориентаций членов организации служит основой для сплоченности сотрудников, формирования единства взглядов и действий, и как следствие, повышения эффективности совместной деятельности.
Учитывая, то важное место в структуре корпоративной культуры, которое занимают корпоративные ценности, целесообразно говорить о том, что их формирование является важным инструментом поддержания и развития культурной среды компании.
Проблемам теории и практики командообразования посвятили большое количество научных трудов зарубежные и отечественные экономисты: Базаров Т.Ю. , Бусыгин А.В., Грехем Х.Т., Беннетт Р., Журавлев П.В., Кнорринг В.И. Лафта Дж. К. и др.
Анализ последних исследований и публикаций. В современных условиях большое количество исследований направлено на организацию командного менеджмента. В трудах Уильяма Шутца, Курта Левина, Брюса Тукмана, Абрахама Маслоу, Мередит Белбин, Элтона Мэйо рассмотрены лишь основные подходы, и не уделено внимание вопросом внедрения тимбилдинга в деятельность предприятий.
Однако вследствие сложности и многоаспектности этой проблемы в современных условиях существуют вопросы, разработанные не достаточно.
Цель и задачи исследования. Цель дипломной работы заключается в разработке рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры организации в области формирования командного менеджмента.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
- проанализировать сущность командного менеджмента;
- раскрыть тимбилдинг как часть корпоративной культуры;
- изучить формирование корпоративных ценностей как фактор развития организации;
- проанализировать деятельность предприятия;
- оценить эффективность команды предприятия;
- выдвинуть рекомендации по улучшению;
- оценить эффективность выдвинутых рекомендаций.
Объект исследования: персонал «Шаляпин Палас Отель»
Предмет исследования - особенности применения тимбилдинга в организации.
Информационной базой исследования являются данные предприятия, экономическая литература, статистическая информация и законодательные и нормативные акты РФ.
Основные методы исследования: изучение теоретической литературы по теме исследования, финансовый анализ, математический анализ, статистические и графические методы анализа, построение выводов.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложений.
В современном мире тимбилдинг приобретает высокую значимость, будучи эффективным инструментом управления компанией. Исследователи проблемы корпоративной культуры - теоретики и практики отмечают устойчивую связь между успешностью компаний и степенью развитости их корпоративных культур. Все большее число руководителей компаний сегодня приходят к выводу о необходимости целенаправленного формирования тимбилдинга в организации. Ведь в любой организации ключевое значение для успешной деятельности имеет коллектив, его ценности и идеалы. Именно команда определяет все, что собой представляет предприятие. Поэтому формирование тимбилдинга позволяет компании двигаться в одном направлении как единому целому.
Понятие тимбилдинга является одним из базовых в современном менеджменте, хотя стали ее признавать основным показателем, необходимым для правильного понимания и управления организационным поведением, буквально в последние годы.
Экономический успех фирмы и перспективы ее дальнейшего развития определяются уровнем развития культуры организации. Хорошо проработанная и тщательно сформированная корпоративная культура является главным достоянием компании, главным конкурентным преимуществом.
В данной дипломной работе были изучены теоретические и практические вопросы специфики формирования корпоративной культуры в гостинице.
Мы рассмотрели основные механизмы, влияющие на развитие тимбилдинга на предприятиях индустрии гостеприимства и ее классификацию. Это внутренние факторы, оказывающие влияние на управленческую культуру и рабочую среду организации, а также внешние факторы, правила, стандарты и нормы поведения.
Провели анализ хозяйственной деятельности и командного менеджмента гостиницы «Шаляпин Палас Отель», входящую в состав ООО «Казань Отель Групп».
В результате проведенных исследований в работе были выявлены проблемы в развитии существующей корпоративной культуры и предложены эффективные меры по их решению.
Проанализировав отзывы посетителей отеля и уровень тимбилдинга в коллективе, автором работы было предложено следующее:
- Создание программы по работе с сотрудниками, обслуживающим персоналом. В том числе проведение тренингов и обучения для сотрудников гостиницы (для повышения профессионального уровня и качества предоставляемых услуг, расширения сферы обслуживания, создания ощущения единой команды).
- Разработка плана материального стимулирования, который значительно повысит производительность труда.
- Привлечение сотрудников к участию в управлении (дать им возможность вносить свои предложения в управление организацией, получая, новую информацию о жизнедеятельности гостиничного предприятия - эффект обратной связи).
- Организация корпоративных мероприятий, а также всевозможные конкурсы, задания, направленные на сплочение коллектива.
Внедрение разработанных предложений в совокупности с уже используемыми в гостинице «Шаляпин Палас Отель» стандартами обслуживания, корпоративным стилем и принципами гостиницы, позволит улучшить тимбилдинг предприятия, повысит профессиональный уровень работников и ощущение значимости организации. Удаление должного внимания процессу формирования и поддержания корпоративной культуры организации, сохранение существующих ценностей и внедрение новых принципов позволит отелю эффективно функционировать в условиях конкурентной борьбы.
1. Трудовой Кодекс Российской Федерации. - СПС ГАРАНТ, 2012. -
Официальный сайт. - Режим доступа: http://kzotrf.ru, свободный (дата обращения 15.11.2015)
2. Армстронг М.Практика управления человеческими ресурсами: учебное пособие / М. Армстронг. - СПб.: Питер, 2010. - 831 с.
3. Аширов Д.А. Организационное поведение / Д.А. Аширов - М.: Проспект,
2013. - 360 с.
4. Базаров Т.Ю. Управление персоналом: учеб пособие для студ. сред. проф. учеб. Заведений. М.: Мастерство, 2010. - 224 с.
5. Баликов Р. Р. Система показателей эффективности управления: Учебник для вузов / Р. Р. Баликов. - М: ЮНИТИ, 2012. - 678 с.
6. Белоусова Я. В. Кадровый потенциал предприятия. - М.: «ИНФРА-М», 2012. - 245с.
7. Беляцкий Н.П. Управление персоналом: учебник / Беляцкий, С.Е. Велеско, П. Ройш. - Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2010. - 352 с.
8. Бирляев В. В. Перспективные аспекты управления персоналом хозяйствующих субъектов // Управление персоналом. - 2012. - №13. - С. 64 - 69.
9. Боливин М.С. Кадровая политика. - М.: изд-во «Экономика», 2013. - 150 с.
10. Браков М. А. Функции управления персоналом. М.: Наука. - 2012. - №11. - С. 92 - 105.
11. Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент: учебник. М.: Изд-во «Финпресс»,
2012. - 981 с.
12. Большой психологический словарь // Сост. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: Прайм - Еврознак. 2013. C.672.
13. Вагилев Р. П. Эффективность системы управления персоналом // Проблемы теории и практики управления, 2012. - №11. - С. 55 - 77.
14. Воронков Д. К. Управление изменениями на предприятии: теория и прикладные аспекты: монография / Д. К. Воронков. - Харьков: В.Д. «ИНЖЕК», 2010. - 365с.
15. Гравилова Р. Р. Корпоративная культура. М.: «Наука». - 2014. - 569 с.
16. Грехем Х.Т., Беннетт Р. Управление персоналом: учеб. пособие для вузов / Пер. с англ. под ред. Г.Ю. Базарова и Б.Л. Еремина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2013. - 598 с.
17. Грукова Р. Р. Исследование корпоративной культуры. М.: «Наука». - 2014. - 788 с.
18. Гуров М. Н. Управление трудовыми ресурсами / М. Н. Гуров. - М.: Экономика, 2013. - 358 с.
19. Денников Р. А. Система показателей эффективности службы управления персоналом / Р. А. Денников // Управление персоналом. 2013. - №1. - С. 70 - 88.
20. Егоршин А.П. Управление персоналом: учебник для вузов - Н. Новгород: НИМБ, 2014. - 720 с.
21. Журавлев П.В. Менеджмент персонала: учебное пособие / П.В. Журавлев. - М.: Издательство «Экзамен», 2010. - 448 с.
22. Иркитов А. А. Подходы управления персоналом / А. А. Иркитов // Проблемы теории и практики управления, 2013. - № 1. - С.22 - 29.
23. Камерон К.С., Камерон Р.Э. Диагностика и измерение организационной культуры. СПб. : Питер, 2013. - 212 с.
24. Капитонов Э.А. Корпоративная культура: теория и практика / А. Капитонов, Г.П. Зинченко, АЗ. Капитонов. - М.: Альфо-Пресс, 2013. - 351 с.
25. Кибанов А. Я. Управление персоналом: теория и практика. Система управления персоналом: учебн.-практич. пособ. / А. Я. Кибанов. - М.: Проспект, 2013. - 64 с.
26. Клевина И. Н. Стратегии управления персоналом / И. Н. Клевина // Проблемы теории и практики управления, 2013. - № 12. - С. 47 - 68.
27. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности «Менеджмент» / В.И. Кнорринг. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2012. - 528с.
28. Колывань М. С. Кадровый менеджмент: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / М. С. Колывань. - М.: МАУП, 2013. - 752 с.
29. Коротков Э.М. Исследование систем управления / Э.М. Коротков. - М.: Издательско-консалтинговая компания «ДеКА» , 2012.- 260 с.
30. Кононыхина О.В. Формирование ценностей корпоративной культуры как условие становления будущего профессионала // В мире научных открытий,
2014. - №6-2. - С.154-157.
31. Корикова М. Н. Целевое управление персоналом / М. Н. Корикова // Социальная защита, 2012. - №12. - С.22 - 37.
32. Крылов А.А. Управление персоналом предприятия: учеб. пособие для вузов / Под ред. А.А. Крылова, Ю.В. Путинского. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 495 с.
33. Лавина А. А. Формирование кадровой службы. // Справочник по управлению персоналом. - 2013. - № 1. - С. 27 - 58.
34. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / Ж.-Ж. Ламбен. - СПб.: Наука, 2009. - 589 с.
35. Ларков А. Р. Анализ финансов предприятия. М.: Наука. - 2013. - 560 с.
36. Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации / Лафта Дж. К. Учебное пособие. - М.: Русская Деловая Литература, 2010. - 320 с.
37. Мавринов Р. Р. Организационная культура предприятия. - М.: Наука. -
2014. - 444 с.
38. Мазур И.И. Эффективный менеджмент: учеб. пособ. для вузов / И.И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н.Г .Ольдерогге; под общ. редакцией И. И. Мазура. - М.: Высшая школа, 2009. - 555 с.
39. Макаров В.В. Управление персоналом: учебно-методическое пособие / В.В. Макаров. - М.: Издательство МФЮА, 2013. - 80 с.
40. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: учебное пособие / Под ред. П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М, 2013.- 312 с.
41. Мельник М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях / М.В. Мельник. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 136 с.
42. Михайлова Е.А. Основы бенчмаркинга / Е.А. Михайлова. - М.: Юристь, 2013. - 247 с.
43. Музыченко В.В. Мастер-класс по управлению персоналом / В.В. Музыченко. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009. - 322 с.
44. Назарова Г.В. Корпоративное управление: навч. пособие. - Х.: Еспада, 2013.
- 531 с.
45. Патутина Н.А., Ревина М.А. Влияние организационной культуры на взаимодействие в компании // Вестник университета (ГУУ), 2013. №9. С.174¬182.
46. Плужнова Е.Н. Технология формирования организационной культуры / Е.Н. Плужнова // Организатор производства, 2012. - №4. - С.15-21.
47. Полков Р. Н. Модель адаптации / Р. Н. Полков // Социологические исследования. - 2012. - № 12. - С. 58 - 89.
48. Половинкина А. А. Проблемы развития человеческого потенциала предприятия / А. А. Половинкина // Микроэкономика, 2012 .- №12. - С. 33-69.
49. Привой В. А. Применение метода бенчмаркинга для совершенствования систем менеджмента качества испытательных центров и лабораторий / В. А. Привой // Актуальные проблемы экономики - 2015. - № 3 (45). - С. 110-116.
50. Ракова А. А. Управление персоналом / А. А. Ракова //Управление персоналом, 2012. - №12. - С. 22 - 33.
51. Румянцева З. П. Общее управление организацией. Теория и практика. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 304 с.
52. Симонова, И.Ф. Стратегические аспекты управления персоналом / И.Ф.Симонова, Н.М.Зазовская.- М.: ИНФРА-М, 2014. - 562с.
53. Соркова Р. Р. Организационная культура организации. М.: Наука, 2013.
54. Спивак В. А. Организационная культура. СПб. : Нева, 2014.
55. Сурина А. А. Элементы организационной культуры. М. Наука. - 2014. -
602 с.
56. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. Сегодня и завтра. Москва.: АСТ, 2005.
- 128 с.
57. Хает Г.Л. Корпоративная культура. - М.: Центр учебной литературы, 2013. - 423 с.
58. Хохлова Т.П. Организационное поведение: учеб пособие / Т.П. Хохлова. - М.: Магистр, 2012. - 509 с.
59. Шаповалова И. Технология одной команды // Управление персоналом, 2012.
- №2. - С. 93-95.
60. Шегда А.В. Менеджмент: учебник / А.В. Шегда. - М.: Знание, 2010. - 687 с.
61. Шейн З.Х. Организационная культура и лидерство: построение, эволюция, совершенствование / Пер. с англ. Под ред В.А. Спивака. - СПб: Питер, 2002. - 336 с.
62. Dyer William G. Team Building: Current Issues and New Alternatives. Addison- Wesley Publishing Company, Third edition, 2010. -154 p.
63. Dyer William G. Team Building. Addison-Wesley 1st ed. 2011. - 139 p.
64. Lowendahl В. Strategic Management of Professional Service Firms. Copenhagen Business School Press, 2015. - 219 p.
65. Porter Michael E. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. NY: The Free Press, 2012. - 592 p.
66. Thompson A., Strickland A. and Gamble Jh. Crafting and Executing Strategy. The Quest for Competitive Advantage: Concepts & cases. McGraw-Hill Irwin. The 15th Edition, 2009. - 74 p.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
67. Выходные в Казани: чем заняться в столице Татарстана [Электронный ресурс]. Режим доступа:www.cosmo.ru/lifestyle/travel/vyhodnye-v-kazani-chem-zanyatsa-v-stolice-tatarstana/,свободный.
68. Жоган И.М. Корпоративна культура в системе управления предприятием [Электронный ресурс] / Жоган И. М., Савчук Л. М. - URL: http://archive.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/evkpi/2009/77.pdf., свободный.
69. Как оценить эффективность работы компании [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iteam.ru, свободный.
70. Мировой туристический барометр [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.unwto.org/facts/eng/barometer.htm: Excerpt of the UNWTO World Tourism Barometer, свободный.
71. Ноябрьская статистика trivago. [Электронный ресурс] / Интернет-журнал для отельеров. Режим доступа: hotelier.pro/news/item/706-trivago/706-trivago, свободный.
72. О гостиницах [Электронный ресурс] / Гостиницы Татарстана. - Режим доступаwww.tatcenter.ru/article/112962,свободный.
73. О Шаляпин отеле [Электронный ресурс] / Официальный сайт отеля Шаляпин. Режим доступа:www.shalyapin-hotel.ru/calving/about-the-hotel/,свободный.
74. Отель Шаляпин. [Электронный ресурс] / Сайт для брони отеля. Режим доступа:www.booking.com/hotel/ru/shalyapin-palace.ru.html,свободный.
75. Отель Шаляпин. [Электронный ресурс]/ Сайт для брони отеля. Режим доступа:www.tripadvisor.ru/Hotel_Review-g298520-d590339-Reviews-Shalyapin_Palace_Hotel-Kazan_Republic_of_Tatarstan_Volga_District.html,свободный.
76. Показатели эффективности деятельности фирм [Электронный ресурс].Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru,свободный.
77. Рейтинги [Электронный ресурс] / Электронный журнал «Работа с персоналом». Режим доступа: www.ubo.ru, свободный.
78. Стернин И.Г. Деловая игра как инструмент развития корпоративной
культуры [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //www.corpculture.ru/content/delovaya-igra-kak-instrument-razvitiya-korporativnoi-kultury, свободный.
79. Статистика отелей [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. Режим доступа:http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/№sWWW.exe/Stg/d02/71.htm, свободный.
80. Управление персоналом: корпоративная культура и
[Электронный ресурс]. Режим
http://www.rusnauka.com/CCN/Economics/10/,свободный.