Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты профессионального обучения и повышения квалификации персонала 6
1.1 Сущностная характеристика профессионального обучения персонала 6
1.2 Основные задачи, формы и направления повышения квалификации кадров на предприятии 14
1.3 Особенности профессионального обучения и повышения квалификации персонала в автомобилестроении 22
Глава 2. Анализ системы профессиональной подготовки квалифицированных
кадров в ОАО «ДААЗ» 30
2.1. Общая характеристика ОАО «ДААЗ» 30
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ДААЗ» 34
2.3 Анализ подготовки и повышения квалификации персонала в ОАО «ДААЗ» 42
Глава 3. Проект мероприятий по совершенствованию системы подготовки и повышения квалификации кадров в ОАО «ДААЗ» 53
3.1 Разработка и внедрение мероприятий по совершенствованию
профессиональной подготовки персонала 53
3.2 Разработка и внедрение индивидуального плана развития для
сотрудников ОАО «ДААЗ»
3.3 Эффективность предложенных мероприятий 61
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы квалификационной работы обусловлена тем, что в острой конкурентной борьбе за экономическое превосходство образовательная составляющая человеческого фактора - профессиональный уровень и квалификация персонала - неожиданно может стать тем слабым звеном, которое приведет к разрыву всей цепи сложно выстроенного бизнеса. Не случайно в эпоху глобализации мировой экономики не только корпорации транснационального масштаба, но и малые предприятия борются за первенство в разрешении проблемы: как удовлетворить свои растущие потребности в квалифицированной рабочей силе при неизменном ее дефиците на рынках труда, и какую цену за это нужно заплатить.
Актуальность темы работы объясняется и тем, что в настоящее время практика обучения и развития квалификации персонала получила широкое распространение в современном корпоративном менеджменте. Крупные международные корпорации успешно работают над созданием и развитием системы обучения персонала, которая способна приводить к хорошим практическим результатам и обеспечивать эффективное руководство компанией. Именно уровень профессионализма менеджмента во многом определяет их выживание и конкурентоспособность на рынке.
Проблеме обучения и развития кадров посвящены труды зарубежных и отечественных ученых: Р. Бояциса, Р. Вильямса, Т. Ветошкиной, О.Н. Громовой, В.И. Звонникова, Д.Кирпатрика, В.Г.Коноваловой, Д.МакКлелланда, Е.А. Митрофановой, С.Перри, Ч.Прахалда, Дж. Равена, В.В.Надвоцкой, Е.В. Сидоренко, Л.Спенсера, С.Спенсера, Г. Хамэла, и др. Исследованием вопросов актуальных управленческих навыков были заняты И. Адизес, О. Виханский, М. Вудкок, А.А.Городнова, Д.Гоуман, П.Друкер, В.Котельников, Ф. Лютенс, Ф. Малик, М.Х. Мескон, Г.Минцберг, Ф. Нестеров, Э.А. Уткин, А.Файоль, С.Р. Филонович, А. Фридман, Д. Фрэнсис, Г. Хедоури, и др.
Таким образом, основной целью бакалаврской работы является разработка рекомендаций по развитию системы подготовки, переподготовки и повышению квалификации кадров на примере ОАО «ДААЗ».
Для достижения поставленной цели в данной работе решаются следующие задачи:
- выяснить сущностную характеристику профессионального обучения персонал;
- изучить основные задачи и направления повышения квалификации кадров на предприятии;
- рассмотреть формы и методы подготовки кадров предприятия;
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО « ДААЗ»;
- провести анализ методов обучения и квалификации кадров исследуемого предприятия;
- разработать рекомендации проект по совершенствованию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров ОАО «ДААЗ»;
- оценить эффективность предложенных рекомендаций.
Объектом исследования является персонал ООО «ДААЗ». Предметом исследования выступают - методы и способы развития персонала.
Теоретической и методологической базой квалификационной работы послужили труды российских и зарубежных ученых, практический опыт российских и зарубежных компаний.
В работе использовались следующие методы исследования: метод анализа и обобщения научной литературы, анкетирование, опрос.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и библиографического списка. Основная часть состоит из трех глав. Первая из которых, посвящена теоретико-методологическим основам подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Во второй главе проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности на примере ОАО «ДААЗ». В третьей главе сформулированы рекомендации по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на предприятии. В заключении приведены основные выводы и положения проведенного исследования.
Проведенное в бакалаврской работе исследование позволило установить, что процесс обучения является тем средством, благодаря которому руководство может распоряжаться возможностью укреплять ту корпоративную культуру, которая способствует успешной реализации поставленных целей и организационных задач.
Целенаправленное профессиональное развитие квалифицированных кадров предполагает тесную связь между вышеназванными видами обучения. Задачи обучения, однако, разняться для разных целевых групп: учащейся молодежи, специалистов с опытом работы, руководителей с опытом работы. Качественное составление программ обучения должно учитывать эти различия.
Обучение персонала может проводиться на рабочем месте и вне рабочего места. К современным методам обучения персонала относят: видеообучение, дистанционное обучение, модульное обучение, обучение действием, метафорическая игра и др.
Развитие персонала является важнейшим фактором успешной деятельности организации. Эго особенно справедливо в современных условиях, когда в результате развития научно-технического прогресса значительно убыстряется процесс устаревания профессиональных знаний и навыков. Соответствие квалификации персонала потребностям современных предприятий отрицательно сказывается на результатах его деятельности. Поэтому обучение работников в наши дни должно быть непрерывным.
Проведенное исследование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров ОАО «ДААЗ» показало, что на исследуемом предприятии не существует единой системы оценки. Оценка проводится не регулярно и не имеет периодичности. Ограниченность методов оценки (в компании используется в основном анкетирование), сказывается на уровне и качестве получаемой информации, дает не всегда точные результаты.
Редкое проведение оценки результатов деятельности персонала показывает низкую заинтересованность руководителей предприятий в развитии и совершенствовании сотрудников, что недопустимо.
То, что в компании для обучения персонала используют курсы целевого назначения является плюсом компании и способствует достижению целей и развитию управленческих компетенций.
Необходимо отметить, что исследуемое предприятие ОАО «ДААЗ» использует только традиционные внешние и внутрифирменные способы обучения кадров, что в свою очередь снижает уровень формирования и развития новых знаний руководителей всех уровней управления.
Для персонала необходимо использовать инновационные технологии формирования и развития компетенций, направленных на формирование и развитие ключевых знаний, навыков, способностей в конкретной их области деятельности.
В связи с выявленными недостатками ОАО «ДААЗ» рекомендуется внедрить комплексную инновационную систему обучения и повышения квалификации персонала.
Для совершенствования системы обучения кадров предлагается внедрить в компании каскадную технологию обучения. Выбор в пользу каскадной технологии обучении объясняется тем, что, в связи с финансовой неустойчивостью предприятия, данный метод является наиболее эффективным по затратам вариантом массового обучения.
1. Трудовой Кодекс Российской Федерации. - СПС ГАРАНТ, 2015.
Научная и учебная литература
2. Алиев В.Г., Доходян С.В., Организационное поведение / учебное пособие, Махачкала: ИПЦ Даггосуниверситета, 2014, с. 275
3. Анисимов О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. М.: Экономика, 2013, с. 254
4. Баринова Л. С. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в сфере строительства и жилищно-коммунального комплекса // Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века.
- 2014. - N 3. - С. 10-12.
5. Беляцкий Н. П. Управление персоналом: учебник/ Н. П. Беляцкий. - Минск : Современная школа, 2013. - 448 с.
6. Бояцис. Р. А. Компетентный менеджер: учебник/ пер с англ. М.: ГИППО, 2008. - 352 с.
7. Воробьева О. В. Оценка эффективности повышения квалификации персонала в рамках внедренной СМК // Стандарты и качество. - 2015. - N 10.
- С. 76-80.
8. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2013. - 501 с.
9. Глазов М.М., Фирова И.П., Истомина О.Н. Управление персоналом: анализ и диагностика персонал-менеджмента. Учебник/ Под ред. М.М. Глазова. - СПб.: ООО «Андреевский издательский дом», 2014. -251 с.
10. Дейнека А. В. Стратегия управления персоналом организации: Учебное пособие. - Краснодар: КИМПиМ, 2015. - 266 с.
11. Дырин С. П. Состояние подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на современных предприятиях // Интеграция образования. - 2012. - N 3. - С. 65.
12. Друкер П.Ф Менеджмент. Вызовы XXI века. — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2012. — С. 256.
13. Евтихов О.В. Психология управления персоналом: теория и практика. - СПб.: Речь, 2014. - 319 с.
14. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. - 4-е изд., испр. - Н. Новгород: НИМБ, 2012. - 720 с.
15. Иглин В. А. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников организации в условиях рыночной экономики // Трудовое право. - 2013. - N 1. - С. 54-61.
16. Иглин В. А. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников организации в условиях рыночной экономики // Трудовое право. - 2013. - N 12. - С. 66-72.
17. Казанцев А. К. Основы инновационного менеджмента [Текст]: теория и практика / Под. редакторша А. К. Казанцев, Л. Э. Миндели. - М.: Изд-во «Экономика», 2008. - 518 с.
18. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. Учебник/под ред. А.Я. Кибанова. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 638 с.
19. Коннова А. Документационное сопровождение подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в крупной промышленной организации // Кадровик. - 2015. - N 8. - С. 14-22.
20. Лайм Фаэй, Роберт Рэнделл (ред.) Курс МВА по стратегическому менеджменту / Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 608 с.
21. Макарова И.К. Управление человеческими ресурсами: пять уроков эффективного НК менеджмента. - М.: Дело, 2009. - 232 с.
22. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджемента», М.: «Дело», 2015., с. 875
23. Мильнер Е.Г. Теория организации / учебник 2-е изд., М.: Инфра-М, 2015, с. 586
24. Морозова И.Н. HR-менеджмент: справочник менеджера по персоналу / И.Н. Морозова. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 251 с.
25. Морозов И.О., Логинова А.Ю. Оценка эффективности обучения в организации. - Издательство: Компания АйТи, 2010. - 276 с.
26. Основы менеджмента: учеб. Пособие/ Н.И. Кабушкин. - 11-е изд., испр. - М.: Новое знание, 2012. - 336 с.
27. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник. - 2-е изд., доп. и перераб. / Под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 330 с.
28. Пелих А. С. Экономико-математические методы и модели в управлении производством / А. С. Пелих, П. Л. Терехов, Л. А. Терехова. - Ростов н/Д: «Феникс», 2013. - 248 с.
29. Повышение профессиональной квалификации и переподготовки
кадров. Консультация // Сохраняя традиции, искать новое. - 2014. - С. 5-11.
30. Пономарева Е. А. Организация профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации гражданских служащих // Государственная власть и местное самоуправление. - 2009. - N 11. - С. 34-36.
31. Пономарева Е. А. Организация профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации гражданских служащих // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. - 2010. - N 3. - С. 13-16.
32. Попова Н. В. Оценка социально-экономической эффективности повышения квалификации рабочих кадров // Кадры предприятия. - 2009. - N 12. - С. 49-53.
33. Пугачев В. П. Руководство персоналом организации: Учебник/В. П. Пугачев. - М.: Аспект Пресс, 2014. - 279 с.
34. Рудой В. В. О мерах по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих // Г осударственное и муниципальное управление : ученые записки СКАГС. - 2010. - N 1. - С. 18-24.
35. Семенов А.К. Современный менеджмент. Курс лекций. Волгоград: Истра. 2006.
36. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации. Учебник. М.: ИНФРА_М, 2005.
37. Соколова М.И. Управление человеческими ресурсами: учебник/ М.И. Соколова, А.Г. Дементьева. - М.: ТК Велби; Проспект, 2013. -238 с.
38. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом - СПб: Издательство «Питер», 2015. - 416 с
39. Старобинский Э.Е. Как управлять, М.: Бизнес-школа, «Интел-Синтез», 2006.
40. Супрунова Е.В. Место и роль человеческого капитала в развитии
персонала службы сервиса в условиях социальной рыночной экономики // история управленческой мысли и бизнеса: Научные труды IV
международной конференции, М.: МГУ, ТЕИС, 2005, с. 320
41. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями / Б. Твисс.
- М.: Экономика, 2015. - 271 с.
42. Торринггпон Д. Управление человеческими ресурсами: учебник: пер. с
англ. 5-го изд. / Д. Торрингтон, Л. Холл, С. Тэйлор. - М.: Дело и
Сервис,.2014. - 751 с.
43. Тарасов В.К. Персонал - технология, отбор и подготовка менеджеров, Санкт-Петербург, «Питер», 2007, с. 590
44. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента, М.: норма, 2006, с. 410
45. Трифильцева Н.П. Мы все учились понемногу // Управление организацией №8. 2006.
46. Тычинская Ж. Повышение квалификации персонала - оценка
эффективности // Человек и труд. - 2005. - N 2. - С. 76-78.
47. Уткин Э.А. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для вузов / Под ред. Э.А. Уткина. - М.: АКАЛИС, 2015. - 254 с.
48. Чемерис С. В. Оценка эффективности повышения квалификации в учебных заведениях : сравнительные характеристики, плюсы и минусы // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. - 2009. - N 11. - С. 45-48.
49. Цветаев В.М. «Управление персоналом», Санкт-Петербург, «Питер», 2014 г., с. 535
50. Шекшня С.В. Управление персоналом современного предприятия сервиса, М.: Вымпел, 2015, с. 280
51. Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. М.: Дом педагогики, 2015, с. 314
52. Ховард К., Коротков Э. Принципы менеджмента. М.: Инфра-М. 2015.
53. Холл Р.Х. Организации: структура, процессы, результаты. Учебное пособие. Санкт-Петербург: Питер. 2014
Статьи из сериального издания
54. Грэхем, Х.Т. Управление человеческими ресурсами: учеб. пособие для вузов: пер. с англ. / X. Т. Грэхем, Р. Беннет. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 598 с.
55. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация: Учебное пособие для студентов вузов / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. - М.: Издательство «Экзамен», 2011 г. - 416 с.
56. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец. «Менеджмент организации» и «Управление персоналом» / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 300 с.
57. Полукаров В.Л. Основы менеджмента: Учебное пособие. -
М.:КРОНУС, 2012. - 240 с.
58. Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство учебное пособие, М.: Инфра-М. 2004. С. 562
59. Теория организации и организационное проектирование. Учебное пособие. / под ред. Т.П. Фокиной, Ю.А. Корсакова. Саратов: СГУ. 2005.
60. Управление деловой карьерой: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Г. Г. Зайцев, Г. В. Черкасская. - М.: АКАЛИС, 2014. - 256 с.
61. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: учебно-практическое пособие. 2-е издание переработ. и доп. М.: АО «Бизнес-школа» «Интел- Синтез». 2005.
Электронные ресурсы
62. ОАО «ДААЗ». Официальный сайт. - Режим доступа: http: //www.daaz.ru/pred7 ip .htm, свободный. Дата обращения 19.05.2016 г.