Введение 3
Глава 1. Теоретические основы мотивации и стимулирования работы персонала в организации 5
1.1. Сущностная характеристика мотивации и стимулирования работы
персонала в организации 5
1.2. Факторы мотивации и стимулирования персонала 11
1.3. Методы мотивации и стимулирования 16
1.4. Отечественный и зарубежный опыт мотивации и стимулирования работы персонала
Глава 2. Анализ системы мотивации и стимулирования персонала в ОАО
«ТАИФ-НК» 25
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия ОАО «ТАИФ-НК»25
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ТАИФ-НК» Ошибка! За1
2.3. Анализ системы мотивации и стимулирования работы персонала в ОАО
«ТАИФ-НК» 39
Глава 3. Совершенствование системы мотивации и стимулирования работы персонала в ОАО «ТАИФ-НК» 48
3.1. Мероприятия по совершенствованию системы мотивации работы персонала на предприятии 48
3.2. Социально-практическая эффективность разработанных мероприятий 53
Заключение
Список использованных источников 61
Приложения
Актуальность темы исследования. Формирование человека как личности и его деятельность всегда осуществляется в социально-экономических структурах, где происходит активный обмен технологиями, в том числе управленческими. Компаниями, которые занимают ведущие позиции в мировой экономике, накоплен уникальный и эффективный опыт в организационно-правовом регулировании служебных отношений в управленческой деятельности, в работе с персоналом, в ограждении предпринимательства.
Научная организация управления требует применения руководителем системного анализа ситуации, построения модели управляемого объекта и его возможных изменений, моделирования процессов профессиональной деятельности и поведения личности, которые образуют конкретную социально - экономическую структуру. Именно поэтому мотивирование персонала предприятия следует рассматривать как фактор гарантии безопасности предприятия, залог его устойчивого развития и конкурентоспособности на рынке.
Значительный вклад в развитие теории и практики мотивации трудовой деятельности сделали экономисты-классики А. Смит, Ф. Гилбрет, А. Маслоу, Ф. Герцберг, А. Афонин, Р. Оуэн, Д. Мак-Грегор, А. Врум, и другие. Данные работы стали основой теоретических исследований и практических внедрений относительно мотивации и стимулирования. Среди современных исследователей можно выделить российских ученых: Генкина А.П., Авчиренко Л. К., Абалкина Л. И.
Высокая социально-экономическая значимость проблемы управления мотивацией и стимулированием персонала обусловила необходимость проведения данного исследования, определила тему работы, ее цель и задания.
Предмет исследования работы - система мотивации и стимулирования персонала ОАО «ТАИФ-НК».
Объект исследования - процесс стимулирования и мотивации персонала на предприятии.
Цель исследования - разработка практических рекомендаций, направленных на совершенствование системы мотивации и стимулирования на предприятии.
Для достижения поставленной цели в нашей работе решаются следующие задачи:
- исследовать сущность мотивации и стимулирования труда персонала;
- рассмотреть факторы мотивации и стимулирования персонала;
- раскрыть методы мотивации и стимулирования;
- дать общую характеристику деятельности предприятия;
- проанализировать финансово-хозяйственную деятельность;
- проанализировать систему мотивации и стимулирования работы персонала на предприятии;
- предложить мероприятия по совершенствованию системы мотивации работы персонала на предприятии;
- рассмотреть социально-практическую эффективность разработанных мероприятий.
Методы исследования: описательный, аналитический, расчетный, графический.
Информационная база исследования: законодательные и нормативно - правовые акты по вопросам управления персоналом предприятия, статистические материалы Государственного комитета статистики РФ, энциклопедические издания, монографические исследования и статьи зарубежных и отечественных авторов.
Практическое значение результатов исследования заключается в разработке конкретных рекомендаций по применению научно-обоснованных методик повышения эффективности управления мотивацией и стимулированием персонала в организации.
Проведенное исследование позволило достичь поставленной цели, а именно проанализировать мотивацию и стимулирование работы персонала в организациях отечественных и зарубежных компаний и сделать следующие выводы.
Путь к эффективному управлению человеком проходит через понимание его мотивации и стимулирования. Только зная, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы положены в основу его действий, можно попробовать разработать эффективную систему форм и методов управления человеком. На каждого сотрудника влияние оказывает индивидуальный комплекс факторов. Это необходимо учитывать при выборе методов мотивации и стимулирования.
Управление мотивацией персонала - важнейшая задача современных менеджеров. Не удивительно, что слабая мотивация персонала занимает третье место в перечне причин, которые препятствуют росту бизнеса. Соответственно, высокую степень мотивации подчиненных, нынешние руководители ставят на первое место в ряде внутренних факторов повышения конкурентоспособности своего бизнеса.
Комплексное использование методов стимулирования персонала позволит создать условия для перехода на высший уровень трудовых отношений и повысить производительность труда на предприятиях. Практика показывает, что система мотивации должна быть направлена на перспективу и на привлечение всех работников к реализации стратегии, и активному участию в тех изменениях, которые происходят на предприятии.
В последнее время также интересными направлениями в мотивационных программах являются: управленческое консультирование, коучинг, тимбилдинг, корпоративные университеты и многое другое.
Зарубежный опыт очень богат нематериальными формами мотивации и стимулирования сотрудников. К тому же, они достаточно действенны. Их эффективность обуславливается тем, что работодатели четко понимают, какие потребности имеются у сотрудников, обеспечивают их удовлетворение с точки зрения оплаты труда, а также должное внимание уделяют социальному аспекту и самореализации. Отечественные компании стремятся перенять опыт западных коллег, у кого-то получается внедрить и адаптировать инновационные системы, но в полной мере и повсеместно они однозначно не применены. Необходимо помнить, как российским, так и зарубежным менеджерам, что нематериальная мотивация работает только в том случае, когда материальная сторона устраивает сотрудника полностью. Нематериальная служит непрерывным побудителем к работе с полной отдачей и максимальными показателями эффективности труда.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ТАИФ-НК» показал, что коэффициент текущей ликвидности и показатель абсолютной ликвидности свидетельствуют о платежеспособности компании и достаточности ликвидных активов для покрытия наиболее срочных обязательств.
Финансовая устойчивость предприятия повышается. Динамика роста коэффициента финансовой устойчивости показывает положительные тенденции в рассматриваемый период. Однако предприятие зависит от внешних источников финансирования. Также в компании наблюдается эффективное использование оборотных средств. Показатели финансово-хозяйственной деятельности говорят о хорошей динамике развития компании, ее стабильности и финансовой устойчивости. Компания фактически при рациональных предложениях в области управления персоналом может выделить средства для улучшения системы мотивации и стимулирования работы персонала.
Основной целью кадровой политики ОАО «ТАИФ-НК» является привлечение на предприятие высококвалифицированных специалистов, использование знаний и опыта работников с максимальной эффективностью, объективная оценка профессионального вклада каждого специалиста и предоставление возможностей карьерного роста сотрудникам всех категорий.
В системе мотивации труда персонала ОАО "ТАИФ-НК" выделяются подсистемы материального и морального стимулирования труда работников. Проанализировав систему мотивации и стимулирования работы персонала в ОАО «ТАИФ-НК» следует отметить, что компания большое внимание уделяет аспектам мотивации и стимулирования. Все положения действуют фактически и закреплены в нормативных документах предприятия, что положительно характеризует компанию с точки зрения ответственного и небезразличного работодателя. Благодаря такому подходу компании удается оставаться привлекательной для работников. Но, несмотря на положительную оценку, есть ряд моментов, которые можно усовершенствовать, например, такие как психологический климат и развитие управленческого персонала.
Система мотивации на предприятии ОАО «ТАИФ-НК» представляет собой комплексную программу мероприятий, которая функционирует в полной мере. Но, несмотря на положительные характеристики, в ходе практики был замечен ряд моментов, которые дают возможность предложить предприятию следующие мероприятия по совершенствованию системы мотивации работы персонала на предприятии.
Первое мероприятие - это построение деловой карьеры и разработка плана индивидуального развития сотрудника. Данное мероприятие направлено на управленческий персонал.
Второе мероприятие - это начало работы внутреннего психологического консультанта. В настоящее время учеными прослеживается тенденция возрастания психологических срывов, депрессий, синдром эмоционального выгорания. Которые в свою очередь влекут ряд неблагоприятных последствий как внутри рабочего коллектива, так и в семейных отношениях.
Оба мероприятия взаимосвязаны между собой по целям. Главной чертой служит ориентация на удовлетворение потребностей работника высших ступеней, таких как самореализация, социальное и духовное развитие.
Для реализации предложенных мероприятий необходимо введение новой штатной единицы либо разделение полномочий между несколькими сотрудниками. Экономически выгоднее принять сотрудника для создания системы внутреннего обучения и развития персонала. Должность данного сотрудника для возможности совмещения им большего количества полномочий и обязанностей можно именовать как управленческий консультант.
Несмотря на немалую сумму затрат, которая составляет 240 тысяч рублей в год, предложенные мероприятия являются экономически выгодными, так как возрастет мотивация, заинтересованность в улучшении результатов работы и наладиться психологический климат в коллективе. А значит, текучесть кадров сократится до минимума, работники будут работать с полной отдачей, станут ощущать свою значимость и востребованность в организации и смогут в полной мере удовлетворить свои потребности в плане самореализации и самоактуализации. Плюс ко всему руководство получит дополнительный рычаг воздействия на свой персонал.
1. Всеобщая Декларация прав человека // Международное публичное право: Сборник докладов / Сост. К.А. Бекяшев, Д.К. Бекяшев. - М.: Проспект, 2006. - 63 с.
2. Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 2009. - 496 с.
3. Трудовой Кодекс Российской Федерации. - СПС ГАРАНТ, 2012. - Официальный сайт. - режим доступа: НИрГ/кхойТ.ш, свободный (дата обращения 15.04.2016)
Учебники, учебные пособия и периодические издания:
4. Абалкин Л. И. Проблемы повышения производительности труда [Текст] / Л. И. Абалкин. - М.: Высшая школа, 2009. - 500 с.
5. Авчиренко Л. К. Управление персоналом организации [Текст] / Л. К. Авчиренко. - М., 2010. - 357с.
6. Аверин А.Н. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации: Учеб. пособие. - М.: Изд-во РАГС, 2009. - 328 с.
7. Базаров Т. Ю. Управление персоналом: учеб. пособие для вузов [Текст] / под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 612 с.
8. Беляцкий Н.П. Управление персоналом: учеб. пособие [Текст] / Беляцкий Н.П., Велеско С.Е., Ройш П. - Мн. : Интерпрессервис, Экоперспектива, 2013. - 352 с.
9. Васнев С.А. Кадровая статистика [Текст] / С.А. Васнев. - М.: НОУ ВПО МПСИ, 2012. - 152 с.
10. Веснин В.Р. Управление человеческими ресурсами. Теория и практика [Текст] / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2014. - 688 с.
11. Вернадский А. А. Механизм мотивации персонала [Текст] / А.А. Вернадский. - М.: Высшая школа, 2010. - 410с.
12. Генкин А. П. Основы управления персоналом [Текст] / А.П. Генкин. - М.: Высшая школа, 2010. - 310 с.
13. Грачев М. В. Управление трудом [Текст] / М. В. Грачев. - М.: Наука, 2015. - 276 с.
14. Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х. - мл. Организации: поведение, структура, процессы [Текст]: Пер. с англ. - 8-е изд. - М.: ИНФРА- М, 2014. - 662 с.
15. Джордж Дж. М., Джоунс Г.Р. Организационное поведение. Основы управления [Текст]: Пер. с англ. - М.: ЮНИТА- ДАНА, 2010. - 463 с.
16. Дятлов С. А. Рабочая сила в системе рыночных отношений [Текст] / С. А. Дятлов. - СПб.: СПбУЭФ, 2015. - 116 с.
17. Ильинская Е.М. Концепция управления персоналом организации / Е.М. Ильинская, И.А. Киршина // Экономика и управление. — 2016. — № 4. — C. 40-43.
18. Егоршин А. П. Управления персоналом [Текст] / А.П. Егоршин. - М.: Экономика, 2013 - 739 с.
19. Зарубежный и российский опыт управления мотивацией персонала [Текст] / И.Варданян. - "Кадровик. ру", 2014, N 3.
20. Пивоваров С. Э., Тарасевич Л. С., Майзель А. И. Международный менеджмент [Текст]: Учебник для вузов. 4-е изд. СПб.: Санкт-Петербург; 2009.
21. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник [Текст] / А.Я Кибанов. - М.: Инфра-М, 2008. - 445 с.
22. Колывань М. С. Кадровый менеджмент [Текст]: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / М. С. Колывань. - М.: МАУП, 2013. - 752 с.
23. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности «Менеджмент» [Текст] / В.И. Кнорринг. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2012. - 528с.
24. Короткова Э.М. Управление персоналом: учеб. пособие для вузов [Текст] / Э.М. Короткова. - Минск: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 2012. - 554 с.
25. Крылов А.А. Управление персоналом предприятия: учеб.пособие для вузов [Текст] / Под ред. А.А. Крылова, Ю.В. Путинского. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2010. - 495 с.
26. Куроедова Е.О., Стояновская И.Б. Мотивация трудовой деятельности: Интернет-курс [Текст] / Сост. Куроедова Е.О. тема 1,2,3. Стояновская И.Б. тема 4,5,6. - Московская финансово-промышленная академия. - М., 2015. - с.133
27. Ларков А. Р. Анализ финансов предприятия [Текст]/. -М.: Наука. - 2013. - 560 с.
28. Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации [Текст] / Лафта Дж. К. Учебное пособие. - М.: Русская Деловая Литература, 2010. - 320 с.
29. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Наука, 2014. - 234 с.
30. Лебедева Г. И. Кадровая политика и развитие персонала / Г. И. Лебедева, М. А. Бруснина // Управление персоналом. — 2016. — № 5. — С. 63-68.
31. Мазур И.И. Эффективный менеджмент: учеб. пособ. для вузов [Текст]/ И.И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н.Г .Ольдерогге; под общ. редакцией И. И. Мазура. - М.: Высшая школа, 2009. - 555 с.
32. Макаров В.В. Управление персоналом: учебно-методическое пособие [Текст] / В.В. Макаров. - М.: Издательство МФЮА, 2013. - 80 с.
33. Маслов, Е.В. Управление персоналом организации [Текст]: учеб. пособие / Е.В.Маслов; Новосиб. гос. акад. экономики и упр. - М.:Инфра-М; Новосибирск: НГАЭИУ, 2013. - 309 с.
34. Матрусова Т. Н. Япония : материальное стимулирование в фирмах / Т.Н. Матрусова. - М.: Наука, 2014. - 78 с.
35. Маскон И. В. Управление компанией [Текст] / И.В. Маскон. - М.: Высшая школа, 2014. - 570 с.
36. Генкин Б. М. История проблемы, или Почему Маслоу не строил пирамиду потребностей? [Текст] // Б. М. Генкин Экономика и социологиятруда : учебник для ВУЗов. — М. : НОРМА, 2007. - 448 с.
37. Невская Л.В. Персонал или человеческие ресурсы?: организационные предпосылки формирования инновационных человеческих ресурсов / Л.В. Невская // Креативная экономика: КЭ. — 2016. — № 4. — С. 101-106.
38. Нирмайер Р., Зайферт М., Мотивация: Пер. с нем. - 2-е изд., испр. - М.: Омега - Л, 2009. - 127 с.
39. Оксинойд К. Э. Управление персоналом: теория и практика [Текст] / К.Э. Оксинойд, Е.В. Розина. - М.: Проспект, 2014. - 641 с.
40. Орлов А.Б. Психологическое консультирование и психотерапия: [сб. ст.]/ А.Б. Орлов. -Москва: Журнал "Вопросы психологии", 2004. - 216 с.
41. Основы управления персоналом: Учебник для студентов экон. спец. вузов [Текст] / под ред. Д. М. Крука. - М.: Экономика, 2012. - 450 с.
42. Пахальян В.Э. Психологическое консультирование [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Психологии"/В.Э. Пахальян. - Санкт- Петербург: Питер, 2008. - 256 с.
43. Пугачев В. П. Управления персоналом [Текст] / В.П. Пугачев. - М.: Высшая школа, 2001. - 400 с.
44. Ручка А. А. Стимулирование и мотивация труда [Текст] / А.А. Ручка. - М: Наука, 2011. - 390 с.
45. Симонова, И.Ф. Стратегические аспекты управления персоналом [Текст] / И.Ф.Симонова, Н.М.Зазовская.- М.: ИНФРА-М, 2014. - 562с.
46. Скопылатов, И.А. Управление персоналом [Текст] / И.А. Скопылатов, О. Ю. Ефремов. - СПб.: Изд-во Смоляного университета, 2015. - 400с.
47. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов (книги I—III). [Текст] / Пер. с англ, вводная статья и комментарии Е. М. Майбурда. — М.: Наука, 1993. — 572 с.
48. Современный менеджмент. Теория и практика : учеб. пособие [Текст] / А.Г. Комаров [и др.]; под ред. А.Г. Комарова, Г.Г. Муфтиева. -Питер : Питер принт, 2014. - 432 с.
49. Травин В.В. Менеджмент персонала предприятия: учебн.-
практ.пособие [Текст] / В.В. Травин, В.А. Дятлов. - М. : Дело, 2010. - 272 с.
50. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. [Текст] / Учебно-практическое пособие. Изд. 3-е перераб. и доп. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2012. - 390 с.
51. Ширяев В. И. Управление предприятием: моделирование, анализ, управление [Текст] / В. И. Ширяев, И. А. Баев, Е. В. Ширяев. - М. : Либроком, 2010. - 272 с.
52. Фокс Джеффри Дж. Как стать первоклассным руководителем. Правила привлечения и удержания лучших специалистов. [Текст] / - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 172 с.
53. Шахова В.А., Шапиро С.А. Мотивация трудовой деятельности. [Текст] / Учебное пособие. М.: 000 «Вершина». 2007. - 224 с.
54. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала. [Текст] / - М.: ГроссМедиа, 2006. - 224 с.
55. Фатхутдинов Р.А. Организация производства: Учебник. [Текст] / - М.: ИНФРА-М, 2011. - 672 с.
56. Gilbreth, F.B. Fatigue Study, The Elimination of Humanity's Greatest Unnecessary Waste: A First Step in Motion Study. Forgotten Books, 2010.
Электронные ресурсы
57. Официальный сайт ОАО «ТАИФ-НК» [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.taifnk.ru/,свободный (дата обращения 15.04.2016)
58. Административно-управленческий портал [Электронный ресурс]. - [М.], сор. 1997-2007. - Режим доступа:http://www.aup.ru/,свободный (дата обращения 15.04.2016)
59. Деловой мир [Электронный ресурс] / Главная / Все статьи / Как составить индивидуальный план развития. - режим доступа:
https://delovoymir.biz/ru/articles/view/?did=11877, свободный (дата обращения 14.05.2016)
60. Кадровый менеджмент [Электронный ресурс]. - [М.], сор. 2000¬2007. - Режим доступа:http://www.hrm.ru/ , свободный (дата обращения 15.04.2016)
61. Журнал «Кадры предприятия» [Электронный ресурс]: [Издательская группа «Дело и сервис»]. - [М.], сор. 2000-2007. Режим доступа: http://dis.ru/kp/,свободный (дата обращения 15.04.2016)
62. Национальный союз кадровиков [Электронный ресурс]. - [М.], сор. 2002-2007. - Режим доступа:http://kadrovik.ru/,свободный (дата обращения 15.04.2016)
63. Управление персоналом - менеджмент, подбор персонала, кадровый менеджмент [Электронный ресурс]. - [М.], сор. 2005-2007. - Режим доступа: http://staff-cоntгоl.гu/, свободный (дата обращения 10.04.2016)