Введение 3
Глава 1. Теоретические основы отбора, найма и адаптации персонала 6
1.1. Сущность и технология отбора, найма и адаптации персонала 6
1.2. Технологические элементы отбора, найма и адаптации персонала 12
1.3. Методы отбора, найма и адаптации персонала 17
Глава 2. Исследование системы отбора, найма и адаптации в организации 26
2.1. Общая характеристика организации ООО «РЕСО-лизинг» 26
2.2. Анализ финансовой деятельности организации ООО «РЕСО-лизинг» 32
2.3. Анализ отбора, найма и адаптации персонала в ООО «РЕСО-лизинг» 40
Глава 3. Направления совершенствования по внедрению современных технологий отбора, найма и адаптации персонала 50
3.1. Рекомендации по развитию методов отбора, найма и адаптации персонала 50
3.2. Мероприятия по решению внедрения современных технологий отбора, найма и
адаптации персонала 56
3.3. Критерии эффективности отбора, найма и адаптации персонала в организации 65
Заключение 72
Список использованных источников 77
Приложения
Актуальность темы связана с тем, что в условиях рыночной экономики показатель качества персонала стал главным фактором, который определяет выживание и экономическое положение российских предприятий и организаций. Тщательность отбора и применения правильных методов гарантирует качество человеческих ресурсов, что в свою очередь обеспечивает режим нормального функционирования предприятия и закладывает надежный фундамент для его будущего успеха.
Работа любого предприятия связана с необходимостью поиска и отбора персонала. Отбор кадров является одной из основных функций управления, поскольку именно от людей зависят экономические показатели конкурентоспособности предприятия. Поэтому высоких результатов организация достигает тогда, когда его штат укомплектован такими кадрами, которые владеют соответствующими знаниями и умениями, мотивированные к согласованному с целями предприятия поведению, для которых созданы надлежащие условия, то есть сформирована соответствующая культура предприятия.
Одной из важнейших составляющих управленческой деятельности на предприятии является процесс управления персоналом, который изучает человека в единстве всех его проявлений: от его привлечения до эффективного использования всего его потенциала. Каждое предприятие стремится достичь своих целей, то есть получить желательную прибыль, но это невозможно без грамотных и квалифицированных кадров. Именно поэтому важным элементом процесса управления персоналом приобретает этап отбора, найма и адаптации персонала.
Перед руководителем любой компании или перед кадровой службой организации возникает необходимость комплектования штата. При осуществлении данной функции большую роль играет подбор (отбор) персонала.
Значение отбора персонала, согласно видению представителя немецкой школы персонал-менеджмента Р. Юстена, прежде всего во взаимозависимости экономических преимуществ предприятия и степени удовлетворенности отдельного сотрудника. Придерживаясь схожего мнения, американские ученые Р. Сара и Д.Т. Милкович дают ему более развернутое пояснение. Качество профессионального отбора, считают они, определяет желание и способности работников соответствовать определенным требованиям в такой же мере, как адаптироваться и способствовать будущим организационным изменениям. По этой причине увеличение эффективности отбора дает организации огромное преимущество в конкурентной борьбе в такой же степени, как приобретение ею высококачественного сырья, или развитых технологий, или производственных процессов. Роль отбора находит свое отражение в усиливающемся влиянии на исполнение работы и организационной эффективности1.
Широкому кругу вопросов в сфере управления персоналом посвящены многочисленные научные разработки, которые были осуществлены ведущими зарубежными и отечественными учеными. В частности, комплексные исследования процесса управления персоналом имеют место в работах Балабанова JI.B., Кибанов А.Я., Дуракова И.Б., Карякин А.М., Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л.
Проблемы технологии отбора персонала и его оценки всегда находились в центре внимания ученых. Они были освещены в трудах таких ученых как: И. Бертхеля, И.Б. Дуракова, Л. В. Балабановой, А. Егоршина, А.Кибанова, В.Петюха, В.Савченка, О. В. Сардак, М.И.Магура, Р. Марра, Ю.Г. Одегов, В.А. Розанова, В.В. Травин, Н. Харландер, К. Хейдак, Г. Шмидта и др.
Цель исследования - развитие технологий отбора, найма и адаптации персонала на предприятии.
Для достижения поставленной цели в данной работе поставлены следующие задачи:
- изучить сущность и характеристика отбора, найма и адаптации персонала;
- раскрыть технологии отбора, найма и адаптации персонала;
- изучить процесс отбора, найма и адаптации персонала
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности
организации;
- предложить рекомендации по развитию методов отбора, найма и адаптации персонала в организации;
- предложить мероприятия по решению внедрения современных технологий отбора, найма и адаптации персонала;
- дать оценку экономической эффективности отбора, найма и адаптации персонала в организации.
Объект исследования - персонал организации ООО «РЕСО- Лизинг».
Предмет исследования - процесс отбора, найма и адаптации персонала.
Методы исследования: анализ, сравнение, описание, расчет, графика.
Структура работы. Работа состоит с содержания, введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Следовательно, в результате проведенной работы можно сделать следующие выводы.
Основными составляющими кадровой политики являются: политика набора, отбора и расстановки кадров. Показано, что отбор представляет собой процесс изучения психологических и профессиональных качеств кандидатов. Исходя их заранее сформулированных требований, происходит оценка соответствия кандидата открытой вакансии.
Для обеспечения эффективной процедуры отбора используется целый комплекс различных методов, направленных на всестороннее изучении и комплексную оценку кандидатов, например: анкетирование, первичное интервью или собеседование, тестирование, диагностическое интервью (собеседование), проверка рекомендаций и послужных списков, медицинское обследование. Также существуют и более прогрессивные методы отбора, например: assessment centre. «CASE-интервью», «детекторы лжи».
Исследования зарубежных и российский менеджеров показали, что наиболее эффективный метод оценки кандидатов - центр оценки персонала, представляющий собой комплексную систему оценки и отбора. Выделяют следующие источники отбора персонала: внутренние (в пределах предприятия); внешние (за пределами предприятия). Задание службы управления персоналом как раз и заключается в определении оптимального соотношения внешних и внутренних источников.
Доказано, что в процессе отбора происходит поиск людей на определенные должности с учетом установленных требований социального института, видов деятельности. А при наборе - осуществляется поиск, идентификация требований разных должностей, видов деятельности под известные возможности человека, накоплен им профессиональный опыт, стаж и способности.
Выявлено, что основными критериями для отбора кандидатов на вакантную должность следующие: образование, опыт, деловые качества, профессионализм, физические характеристики, тип личности и его потенциальные возможности. В результате оценки кандидатов можно определить их степень пригодности. Выделяют три группы пригодности: непригодные кандидаты, условно-пригодные и относительно-пригодные к трудовой деятельности. Деловые качества, необходимые сотруднику на той или иной должности определяется профессиограммой, иначе ее называют картой компетентности.
Сделан вывод, что отбор персонала - это процесс изучения психологических и профессиональных качеств работника с целью установления его пригодности для выполнения обязанностей на определенном рабочем месте или должности и выбора из совокупности претендентов наиболее соответствующего с учетом соответствия его квалификации, специальности, личных качеств и способностей характера деятельности, интересам организации и его самого.
Оценка кадрового потенциала организации, качественных и количественных характеристик персонала выявила, что наибольшая часть трудового персонала - это основной персонал. В 2О12-2015гг. отмечается перерасход денежных выплат по оплате труда, что привело к неоправданному увеличению себестоимости товаров, работ и услуг. В будущем необходимо пересмотреть политику оплаты труда, в том числе привести в соответствие темпы роста зарплаты к темпам роста среднегодовой выработки. Все это позволит не завышать себестоимость товаров, работ и услуг, что обеспечит ее конкурентоспособность на рынке. Расчетные показатели по предприятию за 2013-2О15гг. свидетельствуют о повышению эффективности использования трудовых ресурсов: отмечено увеличение процента обновления персонала, увеличен процент выбытия кадров, что неблагоприятно отразилось на общем уровне текучести кадров, который также возрос. Отрицательным фактором для предприятия является увеличение выбытия кадров.
Разработаны подсистема подготовки и повышения квалификации, функциональные модули обучения и тренингов массовых профессий предприятия, в рамках которых сформулированы стратегическая и тактические цели, сформированы ресурсы, определены потребности, формы обучения, тренингов и стажировок. Предложен и научно обоснован механизм мониторинга и аттестации персонала предприятия, базирующийся на разработанных подпроцессе прослеживаемости при приеме, адаптации и работе сотрудника, профессиональной карте, карте прослеживаемости и процедуре оценки качества услуг клиентами.
Об экономической и социальной эффективности проводимой программы совершенствования кадровой политики по результатам аудита персонала ООО «РЕСО-Лизинг» можно судить по проведенным расчетам эффективности. Таким образом, успешное проведение политики управления персоналом по результатам анализа персонала - залог эффективной работы предприятия.
В целом, можно сказать, что кадровая политика компании занимает важное место в политике организации. Однако наряду с достижениями компании, имеются проблемы, над решением которых следует задуматься: уход квалифицированных работников; низкая исполнительская и трудовая дисциплина персонала; недостаточная квалификация работников организации; неудовлетворительный морально-психологический климат; низкий уровень мотивации работников. Эти и некоторые другие проблемы ставят перед руководством вопрос о совершенствовании системы управления персоналом.
По результатам исследования были получены следующие выводы:
1. Отбор персонала регламентирован положением о подборе и переводах сотрудников и штатным расписанием.
2. Процесс отбора происходит в несколько этапов: выявление потребностей, выбор методов привлечения, проведение собеседования, проверка анкеты службой безопасности, оформление приема сотрудника и занесение информации о кандидате в базу данных ООО «РЕСО-Лизинг».
3. В ООО «РЕСО-Лизинг» применяется активный поиск персонала, т.е. работник службы управления персоналом просматривает объявления в СМИ и, следовательно, поиск персонала зависит не только от кандидатов, которые сами откликнулись на объявление, но и от грамотности составления объявления. Это значительно расширяет возможности поиска круга претендентов.
4. В ООО «РЕСО-Лизинг» используются различные методы отбора персонала. Эффективно проводится собеседование, которое дает возможность оценить кандидата с разных сторон.
5. В процессе отбора персонала используются инновации (интервью по компетенциям, работа в программе E-Staff Рекрутер).
Таким образом, основными направлениями деятельности специалиста ООО «РЕСО-Лизинг» по подбору персонала (на стартовые позиции) являются: поиск кандидатов, проведение телефонных интервью, взаимодействие с руководителями структурных подразделений, информирование соискателей о результатах собеседований, организация приема на работу новых сотрудников. Для работников организации действует мотивационная система - ежеквартальные бонусы, возможность кредитования (недвижимости, авто) за сниженной процентной ставкой.
Предложено систематизировать классификационные признаки отбора персонала, который позволит выделить основные направления его проведения, а именно: анализ и оценка работы службы кадров; анализ профессионально - квалификационных характеристик персонал, оценка их соответствия должности, которую занимают; определение необходимой численности работников службой кадров; формулировка рекомендаций относительно устранения обнаруженных проблем и повышения эффективности работы отдела кадров; достоверная оценка индивидуального потенциала менеджеров, не связанная с влиянием условий работы, оценок и приверженности руководства, или расхождений функций, которые выполняются, и их фактического содержания; определение индивидуальной мотивации менеджеров (потребностей, ожидания, цели, интересов); определение специфических сильных и слабых сторон менеджеров для планирования карьеры и развития, определения менеджеров с высоким потенциалом, которые после соответствующей подготовки готовы занимать высшие управленческие должности или возглавить новые направления деятельности организации, целостное описание кадровой и психологической ситуации; определение основных направлений кадровой политики; разработка основных принципов командного взаимодействия внутри ООО «РЕСО-Лизинг».
1. Конституция Российской Федерации.- М.: Омега-Л, 2012. - 56 с.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации.- М.: Омега-Л, 2012. - 186 с.
Учебники и учебные пособия
3. Александрова Н.А. Управление персоналом организации: учебник для бакалавров [текст] / Н.А. Александрова, Л. И. Васильцова, Б.А. Воронин, В.И. Набоков. - Екатеринбург: Урал, аграр. изд-во, 2014. - 372 с.
4. Балабанова Л.В. Стратегическое управление персоналом предприятия в условиях рыночной экономики: монография [текст] / Л. В. Балабанова, О. В. Стельмашенко. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 229 с.
5. Базаров Т.Ю. Оценка управленческого персонала государственных и коммерческих структур [текст] / Т.Ю.Базаров, Х.А.Беков, Е.А.Аксенова. - М.: Центр Кадровых Технологий - XXI век, 2013. - 312 с.
6. Базаров Т.Ю. Управление персоналом: Учеб пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений [текст] / Т.Ю. Базаров. - М.: Мастерство, 2010. - 224 с.
7. Базаров Т.Ю. Управление персоналом в условиях кризиса [текст] /Т.Ю.Базаров, П.В. Малиновський. - М.: ЮНИТИ, 2013.-457 с.
8. Беляцкий Н.П. Управление персоналом: пособие [текст] / Н.П. Беляцкий. - Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2010. - 352 с.
9. Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент: Учебник [текст]. - М.: Изд- во «Финпресс», 2012. - 981 с.
10. Веснин В.Р. Технология работы с персоналом и деловыми партнерами: Учебно-практическое пособие [текст]. - М.: ТД Элит-2010, 2003. - 592с.
11. Васькин А.А. Оценка менеджеров: учебно-практическое
пособие [текст] / А.А.Васькин. - М.: Компания Спутник +, 2012. - 237 с.
12. Веснин В.Р. Управление персоналом: учебное пособие [текст] / В.Р.Веснин. - М.: ТК Велби, изд. Проспект, 2009. - 407 с.
13. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе [текст] / В.Р.Веснин. - М.: Юристъ, 2010. - 496 с.
14. Грехем Х.Т., Беннетт Р. Управление человеческими ресурсами: Учеб. пособие для вузов[текст] / Пер. с англ. под ред. Г.Ю. Базарова и Б.Л. Еремина.
- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 598 с.
15. Глухов В.В. Менеджмент: Учебник для вузов [текст]. - 3-е изд.- СПб.: Питер, 2013. - 608с.
16. Гупалов В.К. Управление рабочим временем [текст] / В.К.Гупалов. - М.: «Финансы и статистика», 2009. - 430 с.
17. Глухов В.В. Менеджмент: Учебник для вузов [текст].- СПб.: Питер,
2013. - 608с.
18. Горошина Л.Г. Маркетинг кадрового обеспечения: Учебное пособие [текст] . - М.: Издательско-торговая корпорация „Дашков и К», 2012. - 221 с.
19. Грэхем Х.Т., Беннетт Р. Управление человеческим капиталом: Учебное пособие для вузов [текст] / Пер. с англ. под ред. Т.Ю. Базаровой и Б.Л. Ереминой. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2013. - 598 с.
20. Генкин Б. М. Экономика и социология труда : учебник [текст] / Б. М. Генкин, - М.: Норма, 2012. - 448 с.
21. Гильбрет Ф., Гильбрет Л. Изучение движений, как способ повьсить производительность при всякой работы [текст] / Пер. А. В. Панкина, препод. Михайловск. Инж. Л. А. Левенстерна, 1913. - 112 с.
22. Дятлов С. А. Основы теории человеческого капитала [текст] / С. А. Дятлов. - СПб. : Изд-во СПбУЕФ, 1994. - 160 с.
23. Дейнека А. В. Управление человеческим капиталом [Текст]/ А.В. Дейнека, В.А. Беспалько - М. : Дашков и Ко, 2012. - 392 с.
24. Дубовик Е. В. Маркетинг в банке: уч. пособие [текст] / Е. В. Дубовик.
- М: «Издательство ПРИОР», 2013. - 275 с.
25. Добреньков В. И. Управление человеческим капиталом [Текст] / В.И. Добреньков, А.П. Жабин, Ю.А. Афонин. - М. : КДУ, 2009. - 360 с.
26. Дятлов В.А, Управление персоналом: пособие [текст].-М.:
«Издательство ПРИОР», 2013 . - 356 с.
27. Иванкина Л. И. Управление персоналом: учебн. пособ. [текст] / Л. И. Иванкина. - Томск: Изд-во Томского политех. ун-та, 2009. - 190 с.
28. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов [текст]. - 4-е изд., испр. - Н.Новгород: НИМБ, 2014. - 720 с.
29. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов [текст] / А.П.Егоршин. - 3-ое изд. - Н.Новгород: НИМБ, 2009. - 256 с.
30. Журавлев П.В. Менеджмент персонала: Учебное пособие [текст] / П.В. Журавлев. - М.: Издательство «Экзамен», 2010. - 448 с.
31. Жуков Е.Ф. Управление кадрами предприятия: пособие [текст] / Е.Ф.Жуков. - М.: Издательское объединение «ЮНИТИ», 2009. - 288 с.
32. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент[текст] / Ф. Котлер. - СПб: Питер Запятых, 2012. - 896 с.
33. Кибанов А.Я. Управление песоналом: регламентация труда [текст]. - 2-е изд., перераб. и дополн. / А.Я. Кибанова, Г.А. Мамед-Заде, Т.А. Родкина. - М.: Экзамен, 2013. - 640 с.
34. Козлова О.В., Кузнецов И.Н. Научные основы управления производством [текст]. - М.: Бином, 2012. - 594 с.
35. Коротков Э.М. Исследование систем управления [текст]. - М.:
Издательско-консалтинговая компания «ДеКА», 2012.- 260 с.
36. Критский М. М. Человеческий капитал [текст] / М. М. Критский. - Л .: Изд-во ЛГУ, 2011. - 120 с.
37. Макаров В.В. Управление персоналом: Учебно-методическое пособие [текст]. - М.: Издательство МФЮА, 2013. - 80 с.
38. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие [текст] / Под ред. П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М, 2013.- 312 с.
39. Маркс К. Капитал. Критика политической зкономии[текст] / К. Маркс; пер. И. И. Скворцова-Степанова. - Т. I. Кн. I. Процесс производства капитала. - М.: Политиздат, 1978. - 907 с.
40. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. [текст]. - 2-е изд. - М.: Дело, 2010. - 800 с.
41. Михайлов Ф.Б. Управление персоналом: классические концепции и новые подходы [текст]. - Казань: Мир, 2009.- 234 с
42. Овчинникова Т.И., Гончарова О.В., Хорева М.Г. Человеческий капитал как фактор экономического роста современного предприятия [текст]. - Воронеж, 2013. -230 с.
43. Рогожин М.Ю. Организация управления персоналом предприятия: Учебно-практическое пособие [текст]. - М.: Изд-во РДЛ, 2012. - 224 с.
44. Слуцкий Г.В. Управление социальным развитием персонала предприятия [текст]. Учебное пособие. - М.:ГАУ, 2013.- 269 с.
45. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом [текст] / В.А. Спивак. - СПб. : Издательство «Питер», 2012. - 416 с.
46. Стивенсон В.Дж. Управление производством [текст]. - М.: «Издательство «Лаборатория знаний», ЗАО «Издательство БИНОМ», 2010. - 928 с.
47. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов [текст] / А. Смит. - Кн. И-ИИИ. - М.: Наука, 2011. - 572 с.
48. Федосеев В.Н. Управление персоналом организации : учеб. пособ. [текст] / В.Н. Федосеев, С.Н. Капустин. - М. : Издательство «Экзамен», 2014. - 368 с.
49. Цыпкин Ю.А. Управление персоналом: Учеб. пособие для вузов [текст]. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 446 с.
50. Цыпкин Ю.А. Управление персоналом : учеб. пособ. для вузов [текст] / Ю.А. Цыпкин. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 446 с.
51. Цветаев В.М. Управление персоналом [текст] / В.М. Цветаев. - СПб. : Питер, 2012. - 192 с.
Журналы и стати
52. Борисова Е. Критерии оценки персонала. Рецепт для тех, кому некогда / Персонал-Микс - 2013. - №3. - С5-6.
53. Богомолова И. П. Роль адаптации работника в адаптивном развитии предприятия на основе внедрения инноваций / И. П. Богомолова // Управление персоналом. - 2012. - № 10. -36-42.
54. Иванов П. С. Как подбирать сотрудников и их учит. // За рубежом,
2014. - №33. - С. 10-18.
55. Кравченко К.А. Поиск и отбор персонала: История и современность. // Управление персоналом. - 2015. - №12. - С. 39-42.
56. Назаров И.В. Основные проблемы современного
стратегического планирования персонала организации, 2014. - №4. - С. 341¬344.
57. Руденко М., Письменников Д. Маркетинговый потенциал компании// Маркетинг. - 2012. - № 3. - С. 28-43.
58. Сухарева Е. Бенчмаркинг в розничной торговле// Маркетинг. - 2015. - № 2. - С. 47-59.
59. Челенков А., Сонина Т. Маркетинг взаимоотношений: клиентоориентированные стратегии// Маркетинг. - 2015. - № 2. - С. 34-47.
60. Шемятихина, Л.Ю. Маркетинг персонала организации: стратегический уровень управления [Текст]/ Л.Ю. Шемятихина// Конкурентоспособность предприятий и организаций: сб. статей IV всерос. науч.-практ. конф. - Пенза: РИО ПГСХА, 2014. - С. 144-147.
61. Шемятихина, Л.Ю. Маркетинг персонала организации: оперативно-кадровый уровень управления [Текст]/ Л.Ю. Шемятихина// Совершенствование управления научно-техническим прогрессом в современных условиях: сб. материалов IV международ. науч.-практ. конф. - Пенза: РИО ПГСХА, 2014. - С. 218-220.
Электронные ресурсы
62. Лобовая С. В. «АУТ» в современных технологиях управлення персоналом / С. В. Лобовая// Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2015. - № 8 (82). - С. 111-114.
63. Леонидова Г.В. Проблемы эффективности государственного
управления. Человеческий капитал территорий: проблемы формирования и использования [Электронный ресурс], 2013. - Режим доступа:
http://fictionbook.ru/author/g_v_leonidova/problemyi_yeffektivnosti_gosudarstvenno g/read_online.html, сободный. Дата доступа 15.05.2016
64. Федеральная служба государственной статистики. - Официальный сайт. - режим доступа: http://www.gks.ru, свободный (дата обращения 15.05.2016)
65. ПАО «Татфондбанк». - Режим доступа: https://tfb.ru, свободный, дата обращения 15.05.2016 г.
66. ISO 10018:2014 «Менеджмент качества. Руководящие указания по участию и компетентности персонала». - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200115483, свободный (дата обращения 15.05.2016)
67. Shultz T. Journal of Political Economy, Oct. 1964, p. 454; Клочков В.В. Экономика образования: иллюзии и факты. - М.: Мысль, 1985. - С. 73
68. Полозова А.Н. Методологические аспекты предпринимательских технологий персонал-менеджмента / А.Н. Полозова, Е.В. Кондратьева, Е.В. Горковенко, Н.В. Фролова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lerc.ru/? part=bulletin&art=23&page=13>, свободный (дата обращения 25.11.2015)
69. ХохловаТ.П. Инновационные технологии современного персонал- менеджмента / Т.П. Хохлова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://joumal.kfrgteu.ni/files/l/ 2013_6_16.pdf>., свободный (дата обращения 25.11.2015)
70. Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа:
http: //www.gks .ru/bgd/free/B04_03/№sWWW.exe/Stg/d02/71. htm, свободный
(дата обращения 25.11.2015)