ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ РЕГИОНА 6
1.1. Понятие и сущность устойчивости социально-экономического развития
региона 6
1.2. Типы устойчивого развития региональных социально-экономических
систем России 14
1.3. Современные подходы к оценке социально-экономической устойчивости региона 21
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 31
2.1 Краткая характеристика и основные проблемы социально-экономического развития республики 31
2.2. Анализ устойчивости республики Татарстан 40
2.3. Система государственного регулирования устойчивости социально-экономического развития региона 49
ГЛАВА 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 59
3.1. Использование системы государственно-частного партнерства с целью
повышения социально-экономического развития республики 59
3.2. Совершенствование методов определения устойчивости социально-экономического развития 65
3.3 Применение принципов кластеризации экономики для улучшения устойчивости регионального развития 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ
Вопросы, рассматриваемые в выпускной квалификационной работе имеют особую значимость в современных условиях политического и экономического курса развития страны. Обострившаяся
внешнеэкономическая обстановка вызванная политическими несогласиями с правлением ведущих стран несомненно сказывается на стабильности развития муниципальных образований государства, и сейчас, как никогда остро, стоит задача выбора оптимальных путей и решений текущих задач. Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью постоянного мониторинга социально-экономической устойчивости регионов Российской Федерации и поиска путей ее повышения в постоянно изменяющихся условиях рыночной экономики.
Регионы Поволжья имеют прекрасный потенциал для устойчивого развития, их ресурсная база и климатическая зона дают возможность развития множества отраслей и привлекают переселенцев. В таких условиях отдача должна быть максимальной, в связи с чем, перед аппаратом правления региона, стоит задача достижения наилучших социально-экономических показателей.
Целью выпускной квалификационной работы является оценка социально-экономической устойчивости региона и возможностей её повышения в современных условиях. Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- Раскрыть понятие и сущность социально-экономического развития в современных условиях;
- Выявить типы устойчивого развития региональных социально - экономических систем России;
- Изучить современные подходы к оценке социально-экономической устойчивости региона;
- Дать краткую характеристику и обозначить основные проблемы социально-экономического развития региона;
- Оценить устойчивость социально-экономического развития
республики Татарстан;
- Предложить пути повышения устойчивости социально -
экономического развития региона.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступает Республика Татарстан.
Предметом исследования является устойчивость социально-экономического развития Республики Татарстан.
На данный момент существует достаточно много значимых научных трудов в данной области, к примеру, особое внимание заслуживают работы В. Трубиной, определившей понятие устойчивости регионального экономического пространства и представившей научному сообществу PAF - анализ и NES-анализ.
Анализу и описанию исследуемой проблемы в России посвящены труды таких специалистов, как Зарубин В.И., Анопченко Т.Ю., Бегун Т. В., Бородин А.И., Киселева Н.Н., Кандилов В. П., Кулакова Л.И., Ляхова, Н.И., Морозова Т.В. , Перфилов В.А., Самарина В.П., Самарина В.П., Субботина, Е.В., Хайруллов Д.С., Иванова Е.В., Кунченко Н. Е., Моттаева А.Б., Скопин А.О.,Ферару Г.С., Орлова А.В.
Теоретической и методологической основой выпускной
квалификационной работы послужили положения общей экономической теории регионального развития, научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам развития регионов.
Выпускное квалификационное исследование осуществлялось на основе системного подхода к проблеме управления устойчивостью социально - экономического развития региона. В качестве специальных инструментов исследования использовались приемы и методы логического сопоставления и сравнения, анализа и синтеза, методы статистических группировок и
классификации, экспертных оценок, научного наблюдения и другие.
Во введении представлена актуальность, цель, задачи, объект и предмет исследования, практическая значимость результатов работы, структура работы. Первая глава дипломной работы посвящена раскрытию теоретико-методических основ исследования социально-экономической устойчивости региона. Вторая глава посвящена анализу социально-экономической устойчивости республики Татарстан. В третьей главе представлены пути повышения устойчивого социально-экономического развития республики Татарстан на основе улучшения системы анализа показателей устойчивости, использования принципов кластеризации и государственно-частного партнерства. В заключении сделаны выводы и представлены рекомендации. В заключении сделаны выводы и представлены рекомендации.
В дипломной работе были исследованы проблемы теоретические и практические аспекты социально-экономической устойчивости региона и путей ее повышение в современных условиях. В ходе работы были исследованы понятие и сущность социально-экономического развития региона в современных условиях, его типы и современные подходы к оценке, проведен анализ механизма устойчивого развития экономики на примере республики Татарстан, выявлены пути повышения социально-экономического устойчивости Республики Татарстан по средствам использования системы государственно-частного партнерства, улучшения эффективности методов определения устойчивости применения принципов кластеризации экономики.
Устойчивость социально-экономического развития региона представляет собой его свойство сопротивления возмущающим воздействиям и приспособления к ним в условиях динамичности среды, обеспечивая при этом направленность вектора движений, а также стабильность, сохранность оптимальности важнейших показателей на всем горизонте стратегической перспективы.
Под механизмом устойчивого социально-экономического развития региона понимается совокупность условий, правовых норм, институтов, организационных структур, методов управления, потенциала и возможностей, поддерживающих социально-экономические показатели в оптимальных границах обеспечения жизнеспособности, эффективности и конкурентоспособности на стратегическую перспективу с учетом влияния внешней и внутренней среды. Исходя из этого, устойчивое социально-экономическое развитие региона предполагает гармоничное и сбалансированное состояние показателей (материальных, трудовых, финансовых), наличие ресурсов и возможностей, способность осуществления затрат на достижение результата (покрывающего затраты), исполнение обязательств (перед населением, государством, собственниками, партнерами), способность осуществлять расширенное воспроизводство и длительную жизнедеятельность с учётом нестабильности факторов внешней среды.
Исследование устойчивости социально-экономического развития региона в дипломной работе построено на примере республики Татарстан. В ходе исследования было оценено социально-экономическое состояние республики на современном этапе. В связи с осложнением внешнеэкономической ситуации и введением санкционных ограничений в 2014 году в Республике Татарстан, как и в России в целом, наблюдалась сдержанная динамика экономического роста.
Основное влияние на снижение темпов роста экономики оказало замедление динамики промышленного производства (с 101,7% в 2013 году до 100,6% в 2014 году) и потребительского рынка (с 103,8% до 102,3%).
Республика Татарстан, как один из наиболее развитых в экономическом отношении регионов России, является активным участником внешнеэкономической деятельности, по объемам внешнеторгового оборота стабильно занимая 5 место среди субъектов Российской Федерации и 1 место в Приволжском федеральном округе.
Внешнеэкономическая ситуация и введение санкционных ограничений негативно повлияли на динамику внешнеторгового оборота республики, который в 2014 году уменьшился по сравнению с 2013 годом на 18,2% и составил 22,6 млрд.долларов США.
Ресурсная база Татарстана может обеспечить высокий уровень социально-экономического развития, что определяется как полнота сырьевой базы. На протяжении последних лет Татарстан стабильно входит в число наиболее привлекательных для инвестирования регионов, что обусловлено сочетанием высокого инвестиционного потенциала и низкого инвестиционного риска.
Социально-экономическая политика, проводимая в Республике Татарстан, ориентирована на повышение качества жизни населения и обеспечение выхода республики на траекторию устойчивого инновационного развития экономики. Во многом благодаря этой политике и системно выстроенной работе, Татарстан является одним из ведущих регионов страны со значительным экономическим потенциалом и развитым человеческим капиталом.
Регулирование социально-устойчивого развития республики осуществляется и на муниципальном уровне. Координацию данного процесса осуществляет Министерство Экономики республики. Министерством экономики Республики Татарстан ежемесячно формируется рейтинг социально-экономического развития муниципальных образований. Результаты рейтинга используются для ежемесячной оперативной оценки эффективности деятельности органов местной власти и выявления уязвимых мест в их развитии.
В настоящее время становится все более очевидным тот факт, что обеспечение высоких и устойчивых темпов развития региона, достижение стратегических целей государственной власти невозможно без заинтересованного партнерства государственных и муниципальных органов власти с представителями частного бизнеса. Необходимость применения государственно-частного партнерства в механизме устойчивого социально¬экономического развития региона обусловлена следующими
обстоятельствами. Во-первых, наличием задач, которые не могут быть решены исключительно за счет усилий и возможностей органов власти региона. Во-вторых, возможности бизнеса также ограничены кругом своих интересов. Однако и власти региона и бизнес заинтересованы в обеспечении стабильных и устойчивых условий существования и развития на длительную перспективу, что создает институциональную основу для взаимодействия между ними.
По итогам анализа возможных путей повышения эффективности методов оценки устойчивости социально-экономического развития можно сделать вывод о двух ключевых направлениях совершенствования. К ним относится введение в анализ дополнительных показателей характеризующие коэффициент финансовой обеспеченности развития региона и необходимость рассмотрения оцениваемых показателей во взаимосвязи с эффективностью развития регионов.
Грамотное сочетание наличия ресурсной базы и управления ею на всех уровнях может обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие региона. За последние годы в России на теоретическом и опытно - практическом уровне актуализирована концепция кластерной организации экономики. В РФ концепцией долгосрочного социально-экономического развития предусмотрено создание сети территориально-производственных кластеров, которые должны реализовать конкурентный потенциал территорий. Республика Татарстан относится к Камскому инновационному территориально-производственному кластеру.
Однако один кластер не может обеспечить устойчивое региональное развитие. Республике необходимо расширять свое участие в класторной деятельности и сформировать кластерно-ориентированную экономическую политику в пределах своего округа. Для Татарстана целесообразно формирование магакластеров в машиностроительной отрасли. Для жизнеспособности кластеров необходимы инфраструктурные организации такие, как управляющие компании, содействующие установлению новых структур и вовлекающие в данный процесс разнообразные организации.
Материалы, изложенные в дипломной работе позволяют определить, что наивысшим уровнем состояния финансовой обеспеченности региональной экономической системы является его способность поддерживать устойчивое социально-экономическое развитие в условиях высокой динамичности внутренней и внешней среды, что соответствует настоящему периоду глобализации в мире и росту конкуренции на региональных рынках России.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994
N 51-ФЗ (ред. от 22.10.2014). // Собрание законодательства РФ,
05.12.1994, N 32, ст. 3301
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации: (федер. закон от 31.07.1998 №
145-ФЗ (ред. от 26.12.2014). // Справочная правовая система
«Консультант» - Официальны сайт - режим доступа: http: //www.consultant .ru/
4. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Справочная правовая система «Консультант» - Официальны сайт - режим доступа: http: //www.consultant .ru/
5. Закон Республики Татарстан «О государственно-частном партнерстве» N 50-ЗРТ 1 от августа 2011 года принят гос. Советом РТ (в ред. От 22. 01. 2014) // Министерство экономического развития России - Официальны сайт - режим доступа: http://economy.gov.ru/
6. Данные об эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Приволжского федерального округа // Казань: Изд-во «Артифакт», 2013
7. Долгосрочная целевая программа «Повышение производительности труда на предприятиях машиностроительного и нефтехимического комплексов Республики Татарстан на 2013 - 2016 годы» // Проект министерства экономики республики Татарстан от 08.10.2013
8. Протокол заседания Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 29 мая 2013 г. № 17-АК
Монографии
9. Ляхова, Н.И. Диагностика и оценка инновационного развития регионов // Монография, 2013. - с.126
Статьи в периодических изданиях
10. Бородин А.И., Киселева Н.Н. Региональные экономические системы и их
устойчивость // Вестник Удмурдского Университета, 2011. - №4. - с. 67¬
73.
11. Иванова Е.В. Система управления институциональной устойчивостью социально-экономического развития региона // Современные технологии управления: электронный научный журнал, 2012. - №4(16)
12. Кандилов В. П., Конкурентоспособность производителей Республики Татарстан и перспективы развития товарных рынков в условиях вступления в ВТО // Экономический вестник Республики Татарстан. 2013. -№2.
13. Морозова Т.В, Оценка качества жизни на основе индикаторов социально¬экономического благополучия населения // Труды Карельского научного центра Российской академии наук, 2013 - № 5. - с. 140-146.
14. Перфилов В.А. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов // Проблемы современной экономики, 2012. - №2(42). - с. 264-266.
15. Продажа и покупка потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения по Республике Татарстан за 2012 год // Татарстанстат. - Казань: Издательский Центр Татарстанстата РТ, 2013. - с. 188
16. Самарина В.П. Теория устойчивого развития социально-экономической системы и кризис // Мат. межд. научн.-практ. конф. - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2009. - Ч. 2 - с. 117
17. Самарина, В.П. Анализ проблем регионального развития применительно к типам регионов // Региональная экономика: теория и практика, 2010. - №42. - с. 13-20 .
18. Скопин А.О., Скопин О.В. Проблемы устойчивого развития регионов России в условиях формирования рыночных отношений // Региональная экономика. 2010. - №4(24).
19. Скуфьина Т.П., Проблема ассиметричности экономического развития пространства в современных исследованиях // Фундаментальные исследования, 2013 - №10-3. - с. 650-652
20. Субботина, Е.В. Формирование нового взгляда на проблемы рационального природопользования и охраны окружающей среды // Фундаментальные исследования, 2013 - №1-1. - С.23 8-241
21. Ферару Г.С., Орлова А.В., Методика оценки уровня устойчивого социально-экономического развития регионов // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1
22. Хайруллов Д.С. Управление социально-экономической безопасностью региона // Экономический вестник Республики Татарстан. - Татарстанстат, 2012. - №1. - С.44-48.
Учебники и учебные пособия
23. Агеева Ш. Р., Шагиахметова М. Р. Россия в ВТО // Казань: Издательства «Идел-Пресс», 2012. - 96с.
24. Анопченко Т.Ю. Устойчивое развитие регионов: «зеленая» экономика и модернизация // Ростов-на-Дону, 2012, с. 279
25. Бегун Т. В. Устойчивое развитие: определение, концепция и факторы в контексте моногородов // Пермь: Меркурий, 2012. — с. 158-163.
26. Зарубин В.И. Актуальные проблемы управления региональной экономикой. СПб: Новые технологии, 2012 № 1. - с. 110-114.
27. Кулакова Л.И. Кластерный подход - основа развития регионов // Российское предпринимательство, 2013. — № 22 (244). — с. 121-130.
28. Экономический потенциал региона: проблемы формирования и
эффективность использования // Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2011. - 152 с.
Интернет источники
29. Издательский дом «Коммерсант» [Электронный ресурс] / Официальный сайт. - режим доступа http://www.kommersant.ru/ (дата обращения 31.05.2016)
30. Интернет-портал Tatcentr.ru [Электронный ресурс] / Официальный сайт. - режим доступа: http://info.tatcenter.ru, (дата обращения 24.03.2016)
31. Кунченко Н. Е., Государственно-частное партнерство как современный фактор регионального развития [Электронный ресурс] / Официальный сайт. - режим доступа: http://regec.ru, (дата обращения 17.03.2016)
32. Министерство экологии и природных ресурсов республики Татарстан [Электронный ресурс] / Официальный сайт. - режим доступа: http://eco.tatarstan.ru/, (дата обращения 11.05.2016)
33. Нигматуллина Ж. Государственно-частное партнерство - инструмент
развития региона [Электронный ресурс] / Тюменская область сегодня - Официальный сайт. - режим доступа: http://www.g-k-h.ru, (дата
обращения 18.03.2016)
34. Отчет о деятельности органов исполнительной власти в 2014 году [Электронный ресурс] / Официальный сайт. - режим доступа: режим доступа: http://ftp.citrt.net/, (дата обращения 08.04.2016)
35. Официальный сайт федерального агентства по недропользованию Федеральное Бюджетное учреждение «Территориальный фонд геологической информации по приволжскому федеральному округу» [Электронный ресурс] / Официальный сайт. - режим доступа: http://tfipfo.ru, (дата обращения 07.01.2016)
36. Регионы России. Социально-экономические показатели за 2005-2013 гг. [Электронный ресурс] / Росстат - Официальный сайт. - режим доступа: http://www.gks.ru, (дата обращения 13.03.2016)
37. Сайт республики Татарстан [Электронный ресурс] / Официальный сайт. - режим доступа: http://tatarstan.ru/, (дата обращения 13.03.2016)
38. Служба государственной статистики [Электронный ресурс] / Официальный сайт. - режим доступа: http://www.gks.ru, (дата обращения 13.04.2016)
39. Стратегия социально-экономического развития республики Татарстан до 2030 года [Электронный ресурс] / Официальный сайт. - режим доступа http://tatarstan2030.ru /, (дата обращения 11.05.2016)
40. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по республике Татарстан [Электронный ресурс] / Официальный сайт. - режим доступа: http://tatstat.gks.ru, (дата обращения 17.03.2016)