Организационно-педагогические условия развития ученического самоуправления в образовательных учреждениях
|
Введение
Глава I. Развитие ученического самоуправления в образовательных учреждениях как социальная и педагогическая проблема
§ 1. Мировой опыт развития ученического самоуправления в образовательных учреждениях
§ 2. Социально-педагогические основы ученического
самоуправления в образовательных учреждениях
§ 3. Прогностическая модель реализации воспитательных возможностей ученического самоуправления в образовательных
учреждениях
Выводы по I главе
Глава II. Реализация организационно-педагогических условий развития ученического самоуправления в
образовательных учреждениях
§ 1. Мониторинг взаимодействия социальных институтов в процессе совершенствования системы ученического самоуправления
§ 2. Мотивация обучающихся к самостоятельной социальной
практике
§ 3. Проектные технологии развития ученического
самоуправления
Выводы по II главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Глава I. Развитие ученического самоуправления в образовательных учреждениях как социальная и педагогическая проблема
§ 1. Мировой опыт развития ученического самоуправления в образовательных учреждениях
§ 2. Социально-педагогические основы ученического
самоуправления в образовательных учреждениях
§ 3. Прогностическая модель реализации воспитательных возможностей ученического самоуправления в образовательных
учреждениях
Выводы по I главе
Глава II. Реализация организационно-педагогических условий развития ученического самоуправления в
образовательных учреждениях
§ 1. Мониторинг взаимодействия социальных институтов в процессе совершенствования системы ученического самоуправления
§ 2. Мотивация обучающихся к самостоятельной социальной
практике
§ 3. Проектные технологии развития ученического
самоуправления
Выводы по II главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Актуальность исследования. Изменение современного российского общества, укрепление в нем демократических традиций, происходящие динамические преобразования в социально-экономической и политической жизни требуют разработки современных научных подходов к развитию и совершенствованию взаимодействия субъектов образовательного процесса. Провозглашенные, и уже реализуемые, в образовательных учреждениях принципы демократического, государственно-общественного характера управления и самоуправления, а также гарантии права педагогическим работникам, обучающимся и их родителям на участие в управлении образовательным учреждением характеризуют качественные изменения в системе образования.
Ключевой проблемой ученического самоуправления является создание благоприятных условий для реализации правовых гарантий обучающихся, в которых происходит интериоризация детьми и подростками социально¬позитивной системы ценностей.
Участвуя в деятельности ученического самоуправления, обучающиеся включаются в разнообразные внеурочные мероприятия, деловое общение со взрослыми на основе партнерских отношений, получают возможность влиять на процесс разработки локальных нормативно-правовых актов образовательных учреждений, отстаивать права и интересы субъектов образовательного процесса, удовлетворять актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении, самореализации. Все это свидетельствует о широких возможностях ученического самоуправления для социализации подрастающего поколения, накопления им социального опыта, подготовки к решению социально-значимых задач различной сложности.
4
На сегодняшний день отечественной и зарубежной наукой и практикой накоплен существенный опыт и представлены перспективные разработки систем ученического самоуправления в образовательных учреждениях. В то же время есть острая необходимость в исследованиях, раскрывающих социальные, организационные, педагогические условия развития ученического самоуправления.
Таким образом, актуальность исследования определяется сложившимися противоречиями между:
- теорией и практикой, когда для реализации эффективного и результативного процесса развития ученического самоуправления практика испытывает
• потребность в теоретико-методическом обосновании данного вида деятельности и конкретных методических разработках для использования в ходе его реализации;
- социальной потребностью общества в воспитании активных граждан и отсутствием адекватного современным требованиям научного обоснования процесса развития ученического самоуправления в образовательных учреждениях;
- актуальными задачами, стоящими перед системой образования, по подготовке самостоятельной, адаптивной личности, формированию у обучающихся способностей самоорганизации, самореализации в динамично изменяющейся социальной действительности, и сложившейся системой традиционных методов обучения и воспитания, не позволяющей их решить.
Названные противоречия указывают направление научного поиска и позволяют обозначить проблему исследования: при каких организационно¬педагогических условиях развитие ученического самоуправления в образовательных учреждениях будет эффективным для процесса социального воспитания обучающихся?
Ф
5
Цель исследования: выявить и обосновать организационно¬педагогические условия развития ученического самоуправления в образовательных учреждениях.
Объект исследования: ученическое самоуправление в образовательных учреждениях.
Предмет исследования: процесс развития ученического самоуправления в образовательных учреждениях.
Гипотеза исследования: Изучаемый процесс в образовательных учреждениях будет эффективен, если:
- Используются технологии мониторинга взаимодействия социальных институтов в процессе совершенствования системы ученического самоуправления.
- Содержание деятельности ученического самоуправления обусловлено мотивацией обучающихся к самостоятельной социальной практике.
-Развитию ученического самоуправления способствует внедрение проектных технологий формирования социальной активности обучающихся.
Сформулированные цель и гипотеза исследования определили его задачи:
- уточнить характеристики понятий «ученическое самоуправление», «процесс развития ученического самоуправления»;
- определить сущность и содержание процесса развития ученического самоуправления в образовательных учреждениях;
- раскрыть направления взаимодействия социальных институтов в процессе совершенствования системы ученического самоуправления, обобщив опыт отечественной и зарубежной педагогической практики;
- охарактеризовать воспитательный потенциал ученического самоуправления для формирования основ социальной активности личности;
(*
- разработать прогностическую модель реализации воспитательных возможностей ученического самоуправления в образовательных учреждениях.
Теоретико-методологической основой нашего исследования являются: философские представления о социально-смысловом характере человеческой жизни, о человеке как экзистенциальном, ценностном единстве (О.С.Гребенюк,
А.Камю, М.И.Рожков, Ж.П.Сартр, М.Хайдеггер, К.Ясперс); фундаментальные методологические положения о развитии психики человека в деятельности и единстве сознания и деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.); идеи субъектно-деятельностного подхода (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.В.Брушлинский). В качестве теоретической основы исследования выступили: теории системного подхода в их применении к проблемам образования (С.И.Архангельский, В.П.Беспалько, И.Я.Лернер, В.А.Сластенин, Ю.П.Сокольников, Л.Ф.Спи-рин), теории личности и мотивации (В.Г.Асеев, А.Г.Асмолов, Л.И.Божович, В.М.Коротов, П.М.Якобсон), теории отношений (Н.Д.Левитов, В.Н.Мясищев, Ю.П.Сокольников), теории социального и педагогического взаимодействия (А.И. Аврамов, Л.В.Байбородова, А.А.Бодалев, М.С.Каган), теории социализации человека (В.Г.Бочарова, А.В.Волохов, Б.З.Вульфов, Р.Г.Гурова, И.С.Кон, А.В.Мудрик, Т.М.Трегубова).
Ключевой проблемой ученического самоуправления является создание благоприятных условий для реализации правовых гарантий обучающихся, в которых происходит интериоризация детьми и подростками социально¬позитивной системы ценностей.
Участвуя в деятельности ученического самоуправления, обучающиеся включаются в разнообразные внеурочные мероприятия, деловое общение со взрослыми на основе партнерских отношений, получают возможность влиять на процесс разработки локальных нормативно-правовых актов образовательных учреждений, отстаивать права и интересы субъектов образовательного процесса, удовлетворять актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении, самореализации. Все это свидетельствует о широких возможностях ученического самоуправления для социализации подрастающего поколения, накопления им социального опыта, подготовки к решению социально-значимых задач различной сложности.
4
На сегодняшний день отечественной и зарубежной наукой и практикой накоплен существенный опыт и представлены перспективные разработки систем ученического самоуправления в образовательных учреждениях. В то же время есть острая необходимость в исследованиях, раскрывающих социальные, организационные, педагогические условия развития ученического самоуправления.
Таким образом, актуальность исследования определяется сложившимися противоречиями между:
- теорией и практикой, когда для реализации эффективного и результативного процесса развития ученического самоуправления практика испытывает
• потребность в теоретико-методическом обосновании данного вида деятельности и конкретных методических разработках для использования в ходе его реализации;
- социальной потребностью общества в воспитании активных граждан и отсутствием адекватного современным требованиям научного обоснования процесса развития ученического самоуправления в образовательных учреждениях;
- актуальными задачами, стоящими перед системой образования, по подготовке самостоятельной, адаптивной личности, формированию у обучающихся способностей самоорганизации, самореализации в динамично изменяющейся социальной действительности, и сложившейся системой традиционных методов обучения и воспитания, не позволяющей их решить.
Названные противоречия указывают направление научного поиска и позволяют обозначить проблему исследования: при каких организационно¬педагогических условиях развитие ученического самоуправления в образовательных учреждениях будет эффективным для процесса социального воспитания обучающихся?
Ф
5
Цель исследования: выявить и обосновать организационно¬педагогические условия развития ученического самоуправления в образовательных учреждениях.
Объект исследования: ученическое самоуправление в образовательных учреждениях.
Предмет исследования: процесс развития ученического самоуправления в образовательных учреждениях.
Гипотеза исследования: Изучаемый процесс в образовательных учреждениях будет эффективен, если:
- Используются технологии мониторинга взаимодействия социальных институтов в процессе совершенствования системы ученического самоуправления.
- Содержание деятельности ученического самоуправления обусловлено мотивацией обучающихся к самостоятельной социальной практике.
-Развитию ученического самоуправления способствует внедрение проектных технологий формирования социальной активности обучающихся.
Сформулированные цель и гипотеза исследования определили его задачи:
- уточнить характеристики понятий «ученическое самоуправление», «процесс развития ученического самоуправления»;
- определить сущность и содержание процесса развития ученического самоуправления в образовательных учреждениях;
- раскрыть направления взаимодействия социальных институтов в процессе совершенствования системы ученического самоуправления, обобщив опыт отечественной и зарубежной педагогической практики;
- охарактеризовать воспитательный потенциал ученического самоуправления для формирования основ социальной активности личности;
(*
- разработать прогностическую модель реализации воспитательных возможностей ученического самоуправления в образовательных учреждениях.
Теоретико-методологической основой нашего исследования являются: философские представления о социально-смысловом характере человеческой жизни, о человеке как экзистенциальном, ценностном единстве (О.С.Гребенюк,
А.Камю, М.И.Рожков, Ж.П.Сартр, М.Хайдеггер, К.Ясперс); фундаментальные методологические положения о развитии психики человека в деятельности и единстве сознания и деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.); идеи субъектно-деятельностного подхода (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.В.Брушлинский). В качестве теоретической основы исследования выступили: теории системного подхода в их применении к проблемам образования (С.И.Архангельский, В.П.Беспалько, И.Я.Лернер, В.А.Сластенин, Ю.П.Сокольников, Л.Ф.Спи-рин), теории личности и мотивации (В.Г.Асеев, А.Г.Асмолов, Л.И.Божович, В.М.Коротов, П.М.Якобсон), теории отношений (Н.Д.Левитов, В.Н.Мясищев, Ю.П.Сокольников), теории социального и педагогического взаимодействия (А.И. Аврамов, Л.В.Байбородова, А.А.Бодалев, М.С.Каган), теории социализации человека (В.Г.Бочарова, А.В.Волохов, Б.З.Вульфов, Р.Г.Гурова, И.С.Кон, А.В.Мудрик, Т.М.Трегубова).
Проведенная опытно-экспериментальная апробация организационно-педагогических условий развития ученического самоуправления в образовательных учреждениях позволила нам сделать следующие выводы:
1. Возможность эффективного социального воспитания обучающихся образовательных учреждений в процессе развития ученического самоуправления обусловлено наличием следующих организационно¬педагогических условий:
• использование технологий мониторинга взаимодействия социальных институтов в процессе совершенствования системы ученического самоуправления;
• содержание деятельности ученического самоуправления обусловлено мотивацией обучающихся к самостоятельной социальной практике;
• развитие ученического самоуправления связано с внедрением проектных технологий формирования социальной активности обучающихся;
2. Использование технологий мониторинга взаимодействия социальных институтов в процессе совершенствования системы ученического самоуправления доказали свою эффективность в ходе реализации комплекса авторских методик, разработанных в ходе проведенного опытно¬экспериментальной работы.
3. Одним из факторов насыщенности воспитательного содержания деятельности ученического самоуправления в образовательных учреждениях явились разработанные нами «Программно-методические материалы для обучения актива ученического самоуправления школьников и учащихся учреждений профессионального начального образования». Успешность программно-методических материалов заключается в том, что они строились на принципах эффективного процесса социального воспитания, который заключается в поэтапном прохождении его главных стадий, а именно: освоение
учащимися различных видов общественной практики и деятельности, направленных на развитие социальной активности обучающихся.
4. Значимым для совершенствования системы ученического самоуправления в образовательных учреждениях являются использование таких форм воспитательной работы как: конкурсы проектов, деловые игры, круглые столы, презентации деятельности детских общественных объединений, игровые тренинги, мастер-классы, самопрезентации. В результате представители ученического самоуправления обучающийся не только осваивают, но и интериоризируют социальный опыт, чему эффективно способствует предложенные в исследовании авторские методики (научно-методические рекомендации, деловые игры, проблемные ситуации, карта изменений стратегий взаимодействия участников ученического самоуправления).
1. Возможность эффективного социального воспитания обучающихся образовательных учреждений в процессе развития ученического самоуправления обусловлено наличием следующих организационно¬педагогических условий:
• использование технологий мониторинга взаимодействия социальных институтов в процессе совершенствования системы ученического самоуправления;
• содержание деятельности ученического самоуправления обусловлено мотивацией обучающихся к самостоятельной социальной практике;
• развитие ученического самоуправления связано с внедрением проектных технологий формирования социальной активности обучающихся;
2. Использование технологий мониторинга взаимодействия социальных институтов в процессе совершенствования системы ученического самоуправления доказали свою эффективность в ходе реализации комплекса авторских методик, разработанных в ходе проведенного опытно¬экспериментальной работы.
3. Одним из факторов насыщенности воспитательного содержания деятельности ученического самоуправления в образовательных учреждениях явились разработанные нами «Программно-методические материалы для обучения актива ученического самоуправления школьников и учащихся учреждений профессионального начального образования». Успешность программно-методических материалов заключается в том, что они строились на принципах эффективного процесса социального воспитания, который заключается в поэтапном прохождении его главных стадий, а именно: освоение
учащимися различных видов общественной практики и деятельности, направленных на развитие социальной активности обучающихся.
4. Значимым для совершенствования системы ученического самоуправления в образовательных учреждениях являются использование таких форм воспитательной работы как: конкурсы проектов, деловые игры, круглые столы, презентации деятельности детских общественных объединений, игровые тренинги, мастер-классы, самопрезентации. В результате представители ученического самоуправления обучающийся не только осваивают, но и интериоризируют социальный опыт, чему эффективно способствует предложенные в исследовании авторские методики (научно-методические рекомендации, деловые игры, проблемные ситуации, карта изменений стратегий взаимодействия участников ученического самоуправления).
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - ТРЕНИНГИ САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СДАЧЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Организация ученического самоуправления в начальной школе (Методика воспитательной работы в начальной школе, Томский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - Развитие социальной активности старшеклассников средствами
школьного пресс-центра
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Развитие самоуправления учащихся как условие формирования общественно-активной позиции учащихся (Кемеровский Государственный Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО УПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003



