Введение
Глава I. Развитие ученического самоуправления в образовательных учреждениях как социальная и педагогическая проблема
§ 1. Мировой опыт развития ученического самоуправления в образовательных учреждениях
§ 2. Социально-педагогические основы ученического
самоуправления в образовательных учреждениях
§ 3. Прогностическая модель реализации воспитательных возможностей ученического самоуправления в образовательных
учреждениях
Выводы по I главе
Глава II. Реализация организационно-педагогических условий развития ученического самоуправления в
образовательных учреждениях
§ 1. Мониторинг взаимодействия социальных институтов в процессе совершенствования системы ученического самоуправления
§ 2. Мотивация обучающихся к самостоятельной социальной
практике
§ 3. Проектные технологии развития ученического
самоуправления
Выводы по II главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Актуальность исследования. Изменение современного российского общества, укрепление в нем демократических традиций, происходящие динамические преобразования в социально-экономической и политической жизни требуют разработки современных научных подходов к развитию и совершенствованию взаимодействия субъектов образовательного процесса. Провозглашенные, и уже реализуемые, в образовательных учреждениях принципы демократического, государственно-общественного характера управления и самоуправления, а также гарантии права педагогическим работникам, обучающимся и их родителям на участие в управлении образовательным учреждением характеризуют качественные изменения в системе образования.
Ключевой проблемой ученического самоуправления является создание благоприятных условий для реализации правовых гарантий обучающихся, в которых происходит интериоризация детьми и подростками социально¬позитивной системы ценностей.
Участвуя в деятельности ученического самоуправления, обучающиеся включаются в разнообразные внеурочные мероприятия, деловое общение со взрослыми на основе партнерских отношений, получают возможность влиять на процесс разработки локальных нормативно-правовых актов образовательных учреждений, отстаивать права и интересы субъектов образовательного процесса, удовлетворять актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении, самореализации. Все это свидетельствует о широких возможностях ученического самоуправления для социализации подрастающего поколения, накопления им социального опыта, подготовки к решению социально-значимых задач различной сложности.
4
На сегодняшний день отечественной и зарубежной наукой и практикой накоплен существенный опыт и представлены перспективные разработки систем ученического самоуправления в образовательных учреждениях. В то же время есть острая необходимость в исследованиях, раскрывающих социальные, организационные, педагогические условия развития ученического самоуправления.
Таким образом, актуальность исследования определяется сложившимися противоречиями между:
- теорией и практикой, когда для реализации эффективного и результативного процесса развития ученического самоуправления практика испытывает
• потребность в теоретико-методическом обосновании данного вида деятельности и конкретных методических разработках для использования в ходе его реализации;
- социальной потребностью общества в воспитании активных граждан и отсутствием адекватного современным требованиям научного обоснования процесса развития ученического самоуправления в образовательных учреждениях;
- актуальными задачами, стоящими перед системой образования, по подготовке самостоятельной, адаптивной личности, формированию у обучающихся способностей самоорганизации, самореализации в динамично изменяющейся социальной действительности, и сложившейся системой традиционных методов обучения и воспитания, не позволяющей их решить.
Названные противоречия указывают направление научного поиска и позволяют обозначить проблему исследования: при каких организационно¬педагогических условиях развитие ученического самоуправления в образовательных учреждениях будет эффективным для процесса социального воспитания обучающихся?
Ф
5
Цель исследования: выявить и обосновать организационно¬педагогические условия развития ученического самоуправления в образовательных учреждениях.
Объект исследования: ученическое самоуправление в образовательных учреждениях.
Предмет исследования: процесс развития ученического самоуправления в образовательных учреждениях.
Гипотеза исследования: Изучаемый процесс в образовательных учреждениях будет эффективен, если:
- Используются технологии мониторинга взаимодействия социальных институтов в процессе совершенствования системы ученического самоуправления.
- Содержание деятельности ученического самоуправления обусловлено мотивацией обучающихся к самостоятельной социальной практике.
-Развитию ученического самоуправления способствует внедрение проектных технологий формирования социальной активности обучающихся.
Сформулированные цель и гипотеза исследования определили его задачи:
- уточнить характеристики понятий «ученическое самоуправление», «процесс развития ученического самоуправления»;
- определить сущность и содержание процесса развития ученического самоуправления в образовательных учреждениях;
- раскрыть направления взаимодействия социальных институтов в процессе совершенствования системы ученического самоуправления, обобщив опыт отечественной и зарубежной педагогической практики;
- охарактеризовать воспитательный потенциал ученического самоуправления для формирования основ социальной активности личности;
(*
- разработать прогностическую модель реализации воспитательных возможностей ученического самоуправления в образовательных учреждениях.
Теоретико-методологической основой нашего исследования являются: философские представления о социально-смысловом характере человеческой жизни, о человеке как экзистенциальном, ценностном единстве (О.С.Гребенюк,
А.Камю, М.И.Рожков, Ж.П.Сартр, М.Хайдеггер, К.Ясперс); фундаментальные методологические положения о развитии психики человека в деятельности и единстве сознания и деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.); идеи субъектно-деятельностного подхода (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.В.Брушлинский). В качестве теоретической основы исследования выступили: теории системного подхода в их применении к проблемам образования (С.И.Архангельский, В.П.Беспалько, И.Я.Лернер, В.А.Сластенин, Ю.П.Сокольников, Л.Ф.Спи-рин), теории личности и мотивации (В.Г.Асеев, А.Г.Асмолов, Л.И.Божович, В.М.Коротов, П.М.Якобсон), теории отношений (Н.Д.Левитов, В.Н.Мясищев, Ю.П.Сокольников), теории социального и педагогического взаимодействия (А.И. Аврамов, Л.В.Байбородова, А.А.Бодалев, М.С.Каган), теории социализации человека (В.Г.Бочарова, А.В.Волохов, Б.З.Вульфов, Р.Г.Гурова, И.С.Кон, А.В.Мудрик, Т.М.Трегубова).
Проведенная опытно-экспериментальная апробация организационно-педагогических условий развития ученического самоуправления в образовательных учреждениях позволила нам сделать следующие выводы:
1. Возможность эффективного социального воспитания обучающихся образовательных учреждений в процессе развития ученического самоуправления обусловлено наличием следующих организационно¬педагогических условий:
• использование технологий мониторинга взаимодействия социальных институтов в процессе совершенствования системы ученического самоуправления;
• содержание деятельности ученического самоуправления обусловлено мотивацией обучающихся к самостоятельной социальной практике;
• развитие ученического самоуправления связано с внедрением проектных технологий формирования социальной активности обучающихся;
2. Использование технологий мониторинга взаимодействия социальных институтов в процессе совершенствования системы ученического самоуправления доказали свою эффективность в ходе реализации комплекса авторских методик, разработанных в ходе проведенного опытно¬экспериментальной работы.
3. Одним из факторов насыщенности воспитательного содержания деятельности ученического самоуправления в образовательных учреждениях явились разработанные нами «Программно-методические материалы для обучения актива ученического самоуправления школьников и учащихся учреждений профессионального начального образования». Успешность программно-методических материалов заключается в том, что они строились на принципах эффективного процесса социального воспитания, который заключается в поэтапном прохождении его главных стадий, а именно: освоение
учащимися различных видов общественной практики и деятельности, направленных на развитие социальной активности обучающихся.
4. Значимым для совершенствования системы ученического самоуправления в образовательных учреждениях являются использование таких форм воспитательной работы как: конкурсы проектов, деловые игры, круглые столы, презентации деятельности детских общественных объединений, игровые тренинги, мастер-классы, самопрезентации. В результате представители ученического самоуправления обучающийся не только осваивают, но и интериоризируют социальный опыт, чему эффективно способствует предложенные в исследовании авторские методики (научно-методические рекомендации, деловые игры, проблемные ситуации, карта изменений стратегий взаимодействия участников ученического самоуправления).
1. Азбука воспитателя, вожатого оздоровительного лагеря./ под ред. Афанасьева С.Н. - М., 1999.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1996.
3. Батракова И.С. Лидерство и организация педагогического процесса: Методические материалы. - C-Пб. С-П городской дворец тв-ва юных, 1995. - 34с
4. Белинская Е.П. Как стать лидером. - М., 2000.
5. Белов С. Д. Безопасность жизнедеятельности. - М., 2000.
6. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1998.
7. Волохов А.В., Фришман И.И.,.Байбородова Л.В, Рожков М.И.. Разноцветный мир детства: Детские общественные организации: Учебное пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. М: Академия, 1999.
8. Газман О.С. Демократия и воспитание// Педагогика наших дней. Краснодар, 1989.
9. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1989.
10. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М.: Новая школа, 1992.
11. Кудряшова Е.В. - Лидер и лидерство: Исследования лидерства в современной общественно-политической мысли (Науч. Изд.) - Архангельск: Из- во Поморского международного педагогического университета, 1996. - 256с
12. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - М., 1986.
13. Кричевский Р.Л., Маржина А.В. Психологические факторы эффективности руководства первичным коллективом. - Кишинев: Штиинса, 1991.0
14. Куницына В.Н. Межличностное общение. - М., 2001.
15. Лутошкин А.В. Как вести за собой. - М., 1987.
16. Менегетти А. Психология лидерства. - М.: Серебряные нити, 1996.
17. Методические рекомендации для вожатого-воспитателя детского лагеря. С-Пб., 1991.
18. Морри ван Ментес Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. - С.-Пб. - 2002.
19. Сбитнева Н.И. Словарь-справочник вожатого-организатора детского общественного объединения. - Пермь. ОЦТМ, 1999.
20. Сборник нормативных правовых документов и методических материалов по детскому движению. - Казань, 2000.
21. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.
22. Самодеятельность и самоуправление в детской общественной организации: содержание и пути реализации (методические рекомендации вожатому детского объединеия), Курск, 2001.
23. Семья Г.В. Как создать общественное объединение учащейся молодежи. - М., ТОО «СИМС» 1998.
24. Тубельский А.Н. Формирование опыта демократического поведения учеников и учителей. М., 1996. .
25. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? - М., 1999.
26. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М., 1994.
Литература адрес учащихся для самостоятельного изучения:
1. Белинская Е.П. Как стать лидером. - М., 2000.
2. «Будем работать вместе» сборник программ детских общественных объединений. Рук. авт.кол-ва А.В.Волохов М.НПЦ СПО-ФДО, 1996г.
3. Горохова Е.В. Хочу быть лидером. - Нижний Новгород, 2000.
4. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1989.
5. Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление или несколько историй из жизни школьников с вопросами, письмами,
монологами и документами: Книга для старшеклассников. - М. Просвещение, 1991г.
6. Программа «Лидер»/А.П.Уманский, М.И.Рожков. М. - НПЦ Совета СПО-ФДО, 1992.
7. «Хочу быть лидером!» серия «Детское общественное движение и ученическое самоуправление», Ниж.Новгород, 2000.
8. Липсиц И.В. Секреты умелого руководителя. - М., 2000.
9. Лутошкин А.В. Как вести за собой. - М., 1987.
10. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих: Книга для учащихся/М. Просвещение 1990г.
И. РожковМ.И. Развитие самоуправления в детских коллективах: Учеб.- метод.пособие. - М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 160
12. Сбитнева Н.И. Словарь-справочник вожатого-организатора детского общественного объединения. - Пермь. ОЦТМ, 1999.
13. Селиванова Н.Л. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления. М.: Педагогическое общество России. 2001.
14. Фетискин Н.П., Миронова Т.И. Социально-психологическая диагностика личности и группыы.:Психологический практикум./изд.первое. - Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А.Некрасова, 2001 - 103 с.
15. Фришман И.И., Байбородова Л.В. и др. Разноцветный мир детства. Детские общественные организации. М.: Академия, 1999.
16. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. - М., 1997.
17. «Я и мы» программа в помощь организаторам и лидерам детских организаций и объединений, педагогам и родителям/Рук. авт. кол-ва А.В.Волохов, М.И.Рожков-М.НПЦ СПО-ФДО, 1996г.