Введение 3
Глава 1. Теоретические основы современных методов развития персонала 6
1.1. Сущность системы развития персонала 6
1.2. Сравнительный анализ российских и зарубежных методов
развития персонала
Глава 2. Анализ организации системы развития персонала в ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс»
2.1. Краткая характеристика ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс»
2.2. Анализ кадрового потенциала ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» 42
2.3. Проблема развития персонала в ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» 49
Глава 3. Совершенствование методов развития персонала в ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» 54
3.1. Мероприятия по повышению эффективности методов развития персонала 54
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий по развитию персонала 62
Заключение 68
Список литературы 70
Приложения 75
Актуальность темы. Успех любой компании зависит от того, насколько квалифицированный персонал работает на данном предприятии. Персонал является «лицом» компании, который помогает добиться поставленных целей. Для того, чтобы быть конкурентоспособным и обеспечивать свое развитие, сотрудник должен постоянно совершенствовать свои знания, а работодатель - способствовать этому, регулярно повышая уровень подготовки персонала. В этом должны быть заинтересованы обе стороны: сотрудники смогут полнее реализовать себя, успешно решать вопросы деловой карьеры, а учреждение, благодаря высокопрофессиональным кадрам, станет преуспевающей организацией.
Важным фактором, определяющим успех обучения и повышения профессионального уровня, является метод, выбранный для передачи знаний, умений и навыков. На сегодняшний день разработано значительное количество методов и форм обучения, предназначенных для самых разных категорий сотрудников - от рядового персонала до высшего руководства.
Актуальность темы данного исследования обоснована тем, что на продвижение товаров и услуг в условиях современного рынка существенно влияет эффективность выполнения сотрудниками их производственных функций.
В настоящее время обучение персонала для большинства российских организаций приобретает особое значение. Однако часто возникают вопросы, какие о методах обучения для повышения квалификации сотрудников. Регулярная оценка производственных компетенций сотрудника с помощью аттестации и постоянное совершенствование системы обучения персонала - это базовая процедура, необходимая для эффективного функционирования технологий управления персоналом в организации.
Объектом исследования в работе выступает персонал ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс».
Предметом исследования в работе являются механизмы совершенствования развития персонала анализируемой организации.
Целью работы является исследование развития персонала, анализ и оценка его эффективности, а также разработка практических рекомендаций по совершенствованию деятельности предприятия в области кадрового развития. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. изучить сущность развития персонала;
2. изучить современные технологии развития персонала;
3. проанализировать основные принципы развития персонала;
4. дать общую характеристику хозяйственно-экономической
деятельности в ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс»;
5. проанализировать развитие персонала на предприятии;
6. разработать мероприятия по повышению эффективности методов развития персонала в ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс».
7. проанализировать эффективности от внедрения усовершенствованной системы развития персонала в ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс»;
Теоретическая база. При написании дипломной работы использовалась отечественная литература, таких авторов как Ю.Г. Чернов, А.Д Ларионова, Л.В. Данцова, А.Я. Кибанов, В.А. Дятлов, Матвеева Л.Н., В.В. Травин, П.В. Журавлев и другие. Так же и зарубежная литература, таких известных авторов как Вольфганг Йеттер, Генри Минцберг, Джозеф Мичелли , Питер Гаудж, Джеффри Аллен, а также при написании была использована нормативная документация.
Структура дипломной работы определяется логикой поставленных целей и задач, и включает в себя введение, три главы, заключение , приложения. Первая глава посвящена - теоретическим основам подбора и оценки персонала, вторая глава - анализу системы развития персонала в ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» и третья глава- совершенствованию методов развития персонала в ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс».
Развитие персонала - совокупность организационно-экономических мероприятий службы управления персоналом. И, несмотря на разнообразие методов развития персонала, в российских компаниях на данный момент не полностью задействован весь возможный их арсенал.
На развитие персонала оказывают влияние внешние, внутренние и личностные факторы, без учёта которых в современных капиталистических условиях невозможно формирование системы развития персонала и управления кадрами в целом.
Развитие персонала тесно связано с процессом обучения. При этом, неформальные методы обучения занимают все больший объем в смешанном обучении, которое сегодня считается единственно эффективной концепцией корпоративного обучения.
Обучение и развитие все сильнее привязывается к долгосрочным целям бизнеса, становясь стратегической функцией компании.
Успешное развитие персонала невозможно без учёта потребностей каждого сотрудника организации. Оказать содействие в гармоничном развитии личности, как известно, практически невозможно, если сам индивид не готов стать субъектом системы развития персонала. Таким образом, эффективность развития персонала во многом зависит и от самих работников.
В ходе исследования, проведённого автором работы, было выявлено, что, несмотря на высокий уровень управления персоналом и значительного внимания к вопросам повышения квалификации, а также совершенствованию системы нематериального стимулирования труда, в ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» существует ряд существенных проблем, к числу которых можно отнести:
1. Разрыв в контактах между руководителями среднего звена и их подчинёнными (отсутствие возможности неформального общения);
2. Низкая осведомлённость сотрудников о жизни, увлечениях и взглядах своих коллег;
3. Недостаточное понимание сотрудниками компании её миссии и ценностей;
4. Отсутствие взаимопомощи, несмотря на внешнюю доброжелательность, которая является частью атмосферы коллектива.
Нужно сказать, что обозначенные проблемы кажутся парадоксальными, учитывая, что коллектив достаточно сплочённый в решении рабочих задач и текучесть кадров невысока.
Для того чтобы решить проблемы, которые присутствуют в ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс», предложена программа совершенствования развития персонала, основанную на использовании социально-психологических методов.
Данная программа ориентирована на решение следующих задач:
• укрепление внутренних корпоративных связей;
• улучшение атмосферы в коллективе;
• повышение лояльности к компании;
• усиление трудовой мотивации сотрудников.
Долгосрочная цель программы - обеспечение постоянного развития персонала в соответствии с целями развития компании и потребностями работников в профессиональном и личностном росте.
Важно отметить, что для внедрения программы не требуется значительных, по масштабам Холдинга, затрат. Годовой экономический эффект от её применения также нельзя назвать высоким, однако, в долгосрочной перспективе она принесёт компании ощутимую пользу.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015)
Учебники и учебные пособия
3. Артемов О.Ю., Архипова Н.И., Ермакова И.Н. Овчинникова Н.В. Теория и практика работы с кадрами. - М.: РГГУ, 2007. - 789 с.
4. Архипова Н.И., Седова О.Л. Менеджмент (Управление персоналом): учебно-методический модуль. М.: Изд-во Ипполитова, 2003. - 360 с.
5. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом. Учебник - М.: ЮНИТИ, 2006. - 560 с.
6. Блинов А. О., Василевская О. В. Тренинг персонала. Учебное пособие. - М.: КноРус, 2010. - 331 с.
7. Деркаченко В.Г. Деловое общение руководителя: пособие для менеджеров, бизнесменов и политиков. - СПб: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2004. - 415 с.
8. Друкер П. Эффективный руководитель. - М.: Вильямс, 2007. - 224 с.
9. Егоршин А.П. Управление персоналом. - М.: Экономика, 2005. - 720 с.
10. Иванова С.В. Искусство подбора персонала: как оценить человека за час. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 160 с.
11. Кей Беверли, Джордан-Эванс Шерон. Любите их или вы их потеряете.
Как удержать ценных сотрудников. - М.: Добрая книга, 2006. - 320 с.
12. Классики менеджмента / под ред. М.Уорнера. - СПб.: Питер, 2001. - 1168 с.
13. Майклз Э., Хэнтфилд-Джонс Х., Экселрод Э. Война за таланты. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2005. - 272 с.
14. Морнель П. Технологии эффективного найма. Новая система оценки и отбора персонала - М.: Добрая книга, 2005. - 264 с.
15. Маслов В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях
эффективной организационной культуры. - М.: Издательство
«Финпресс», 2004. - 288 с.
16. Моргунов Е. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение.
- Изд. 2-е перераб. и доп. - М.: Издательство журнала «Управление персоналом», 2005, 550 с.
17. Стаут Л.У. Управление персоналом. Настольная книга менеджера / пер. с англ. - М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2007. - 536 с.
18. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. - Изд. 3-е, доп. и перераб. - М.: Инфра-М, 2007. - 638 с.
19. Управление персоналом: энциклопедический словарь / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 1998. - С. 556 с.
20. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала. - М.:ГроссМедиа, 2006. - 224 с.
Статьи и монографии
21. Авраамова Е. Дополнительное профессиональное образование: спектр ожиданий // Человек и труд. 2009. № 9. С. 39-41.
22. Андреева Т. Е. Управление персоналом в период изменений в российских компаниях: методики распространенные и результативные/ Т. Е. Андреева //Росс. ж-л мен.. - СПб.: Санкт-Петерб. гос. ун-т. - 2006.-Т. 4 № 2. - C. 25-48.
23. Анкона Д. Ода несовершенному руководителю/ Д. Анкона, Т. Мелоун, В. Орликовски, П. Сенге //Har. Bus. Rev.. - М.: ЗАО "Алмаз-Пресс". -2007.- № 8. - C. 64-72.
24. Баева Т. Сотрудники в кредит: какие специалисты по кредитованию нужны российским компаниям/ Т. Баева //Маркетолог. - М.: Росмедиа. -2007.- № 12. - C. 18-20.
25. Баранова И. "Пятая колонна" - это всего лишь вопрос времени/ И. Баранова //Упр.перс-м. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез". -2008.- № 16. - C. 57-66.
26. Бутцева Г. И. Влияние кадровых решений на эффективность управления предприятиями/ Г. И. Бутцева, В. Г. Горшков //Упр.перс- м. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез". - 2008. - № 10. - C. 42-44.
27. Бажин А.С. Анализ методов развития персонала организации в практике менеджмента зарубежных стран. // Экономика и социум. 2015. № 4-1 (13). С. 53-58.
28. Кижеватова В., Яковлева Т. Непрерывное образование и формирование человеческого капитала // Человек и труд. 2009. № 6. С. 46-48.
29. Кононова И.В. Зарубежный опыт организации подготовки,
переподготовки и повышения квалификации кадров / И.В. Кононова // ФОН-НАУКА. - 2012. - № 6. - С. 48-49.
30. Колчанова Е.Е. Предпосылки к формированию концепции развития персонала организации в современных условиях // Вестник МГОУ. Сер. Экономика. 2008. № 3. С. 47-53.
31. Лифиренко Г.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности
предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 362 с.
32. Могилевкин Е. Портфолио карьерного продвижения как современная технология планирования и развития карьеры выпускников вузов // Управление персоналом. 2006. № 5 (135). С. 26-29.
33. Плугина Ю.А. Методы профессионального развития
персонала//Вестник экономики, транспорта и промышленности. №43, 2013. - С.250-254.
34. Соседов Г.А. Экономические отношения системы образования:
модернизация в условиях формирования инновационной экономики: Авто- реф. дис. ... д-ра экон. наук. Тамбов, 2010. 46 с.
Электронные ресурсы
35. Бугаёва И.Н. К вопросу о необходимости профессионального развития персонала на производстве [Электронный ресурс] - режим доступа: http://intkonf.org/bugayova-in-k-voprosu-o-neobhodimosti-professionalnogo-razvitiya-personala-na-proizvodstve/
36. Годовая бухгалтерская отчётность ОАО «Холдинговая компания «Ак
Барс». Сайт Центра раскрытия корпоративной информации [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.e-
disclosure.ru/portal/files.aspx?id=10878&type=3
37. Лопарева Д. Из опыта зарубежных компаний в области кадрового резерва / Д. Лопарева [Электронный ресурс] - режим доступа:http://hr- portal.ru/
38. Лукиных Т.Н. Человеческие ресурсы в условиях информационной
экономики. Гуманитарная информатика: Открытый
междисциплинарный электронный журнал. Вып. 3 [Электронный ресурс] - режим доступа: http://huminf.tsu.ru/e-jurnal/magazine/3/luk.htm
39. Мировые тенденции обучения и развития персонала и ситуация в России.НВТ: http://www.case-hr.com/statiyi-i-otcheti/35008.html
40. Обучение без ограничений: e-learning в России. [Электронный ресурс] - режим доступа:http: //www.edu.j obsmarket.ru/library/coaching/9310/
41. Тенденции рынка и изменение потребностей заказчиков T&D услуг.
2007 год. [Электронный ресурс] - режим доступа:
http: //www.trainings. ru/library/reviews/?id=9262
42. Официальный сайт ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс».
[Электронный ресурс] - режим доступа:
http://www.abh.ru/index.php?page=static_page&DocID=69
43. Ямпольская Д., Зонис M. Социально-психологические методы
управления [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.inventech.ru/lib/management/management-0043/