ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ
СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ 6
1.1. Сущность, принципы, необходимость и предпосылки создания
системы страхования банковских вкладов 6
1.2. Организационные основы системы страхования вкладов физических
лиц в банках Российской Федерации 17
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ 30
2.1. Зарубежный опыт организации систем страхования вкладов 30
2.2. Современное состояние системы страхования вкладов в России 39
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ
СТРАХОВАНИЯ БАНКОВСКИХ ВКЛАДОВ 50
3.1. Прогнозирование вкладов физических лиц в системе страхования
вкладов 50
3.2. Современные проблемы функционирования системы защиты вкладов
в России и пути их решения 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ
Периодические банковские и финансовые кризисы, имевшие место в России после создания двухуровневой банковской системы, повлекли за собой массовые банкротства кредитных организаций и резкое ухудшение финансового положения банков, устоявших в кризисной ситуации. Одной из главных причин банковских кризисов и финансовой нестабильности банков в пост кризисный период являлся отток денежных средств вкладчиков в результате подрыва доверия населения к банкам, который, в свою очередь, был обусловлен значительными потерями вкладчиков обанкротившихся банков. В сложившихся условиях восстановление и повышение доверия вкладчиков к функционирующим в России кредитным организациям и, на этой основе, обеспечение устойчивой долгосрочной ресурсной базы банков, превратилось в важнейшее и необходимое условие улучшения их финансового состояния, поддержания стабильности кредитной системы страны, усиления взаимодействия банков с реальным сектором экономики.
Доверие клиентов и вкладчиков к банковским институтам имеет также важное значение в некризисные периоды в целях обеспечения стабильного функционирования системы финансового посредничества и рыночного хозяйства в целом. Отечественная и мировая экономическая практика демонстрируют высокий уровень рисков возникновения финансовой нестабильности, обусловленной возможностью массовых изъятий банковских вкладов - так называемым «бегством депозитов». Негативные последствия данного экономического процесса предполагают заблаговременное проведение комплекса мер по реформированию и регулированию банковского сектора с целью избежания разрушительных для экономики последствий потери доверия вкладчиков и банкротств банков.
Зарубежный опыт свидетельствует о том, что повышение доверия населения и приток средств в банки может быть достигнут посредством создания целостной, эффективной и учитывающей национальные особенности системы защиты интересов вкладчиков.
Организация системы страхования банковских вкладов является основным методом управления риском потери средств вкладчиков и противодействия развитию системного банковского кризиса.
Системы страхования банковских вкладов сейчас действуют более чем в 80 странах мира и представляют собой важнейший элемент стабильности банковского сектора.
Примечательным является то, что банковская система в современной России как институт денежного и кредитного обращения все еще находится в стадии своего становления. Несмотря на значительные сдвиги, которые произошли с момента ее возрождения в условиях трансформации экономики страны (фактического зарождения такой системы), все еще наблюдается значительная напряженность в данном сегменте рыночных отношений. Также необходимо отметить, что поддержание стабильности банковской деятельности является одним из наиболее приоритетных направлений государственного и корпоративного регулирования.
Таким образом, рассмотрение теоретических и практических аспектов механизма страхования вкладов, а также перспектив развития системы страхования вкладов в России представляется актуальным и современным.
Целью исследования является изучение теоретических основ функционирования системы страхования вкладов в рыночной экономике и рассмотрение путей развития данной системы в России с учетом зарубежного опыта и сложившихся национальных особенностей.
Целевая направленность работы предопределила необходимость решения следующих задач:
- раскрытие сущности системы страхования вкладов исходя из ее основных принципов;
- определение основных целей и задач страхования вкладов;
- обзор зарубежного опыта системы страхования вкладов;
- анализ российского опыта создания системы страхования вкладов и тенденций его развития на современном этапе;
- исследование направлений совершенствования практических рекомендаций по совершенствованию системы страхования вкладов в России.
Предметом исследования являются финансовые отношения, возникающие между вкладчиками (физическими лицами) и банками по поводу размещения средств во вклады, а также деятельность органов, осуществляющих надзор и регулирование данных отношений. В качестве объекта исследования выступает российская система страхования вкладов.
В ходе исследования изучены труды отечественных экономистов по рассматриваемой теме: В.В. Сергеева, В.П. Барчукова, Н.Н. Евстратенко, Е.Г. Хольновой, Л.Н. Новиковой, А.Г. Мельникова, А.В. Турбанова и других. Использованы материалы международных финансовых организаций, законодательные документы Российской Федерации и нормативные акты Банка России, статистические и аналитические издания Банка России, а также информация по исследуемой проблематике, размещенная на интернет-сайтах.
Эффективное функционирование механизма гарантирования вкладов граждан позволяет обеспечить устойчивость банковской системы, уменьшить ее подверженность резким колебаниям конъюнктуры рынка, защитить от негативных психологических ожиданий населения, а рост доверия к банкам будет способствовать усилению притока денежных ресурсов на банковские счета и обеспечит дополнительный внутренний источник развития экономики.
В процессе исследования теоретических вопросов, связанных с понятием, социально-экономической сущностью видов систем страхования вкладов и экономических предпосылок их создания, мы пришли к выводу, что система страхования вкладов представляет собой комплекс мер, направленных на предупреждение финансовых проблем у депозитного банка и обеспечение возврата вкладов его клиентам в случае признания банка финансово несостоятельным (банкротом).
Для системы страхования вкладов характерны такие основные функции, как организация страховых выплат, управление средствами резерва ССВ, обеспечение контроля за соблюдением правил участия в ССВ, снижение банковских рисков при формировании ресурсной базы, разработка и внедрение новых форм и методов надзора за деятельностью банков, разработка и внедрение в практику процедур по предотвращению банкротств, финансовая поддержка банков, оказавшихся на грани неплатежеспособности, обеспечение более благоприятных условий проведения процедур банкротств (когда это становится неизбежным), сокращение расходования государственных средств на проведение мероприятий по реструктуризации / ликвидации обанкротившихся банков.
Необходимость страхования вкладов обусловлена факторами, связанными с поддержанием стабильности кредитной системы, доверия к ней со стороны вкладчиков, снижением социальной напряженности в обществе. Только эффективная, организационно структурированная система страхования вкладов может обеспечить регулирование потоков денежных средств населения в виде вкладов в банках и в виде выплат при наступлении страхового случая из фонда страхования вкладов, что делает ее действенным инструментом государственной экономической политики.
Проведенный в работе анализ показал, что с учетом национальных приоритетов и экономического потенциала в России была создана система страхования вкладов, при разработке которой учтен положительный опыт функционирования систем страхования вкладов в США и европейских странах.
Исследование законодательной базы позволило всесторонне рассмотреть правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы страхования вкладов, полномочия, порядок деятельности органа, выполняющего функции по страхованию вкладов - АСВ, а также порядок выплаты возмещения вкладчикам банков, регламентации отношений между российскими банками, Агентством, Банком России и органами исполнительной власти. Таким образом, были проанализированы законодательно оформленные элементы системы страхования вкладов, на основе которых выявлены факторы повышения доверия к банкам со стороны вкладчиков.
В системе страхования вкладов выделяют пять участников: орган страхования вкладов - Агентство по страхованию вкладов, орган регулирования и надзора - Центральный банк РФ, банки, вкладчики и финансовый рынки. Центральный банк осуществляет надзор за деятельностью банков, которые привлекают денежные средства во вклады. Банки, являясь участниками ССВ, уплачивают органу страхования вкладов страховые взносы. Во время всего процесса между Банком России и Агентством происходит взаимный обмен информацией о финансовом положении банков, а в случае банкротства банка Агентство возмещает вкладчикам денежные средства, после чего к нему переходит право требования вкладчика к банку в пределах выплаченной суммы. При этом существующие финансовые рынки взаимосвязаны со всеми остальными участниками системы, так как на финансовых рынках вкладчики размещают сбережения, банки и орган страхования вкладов направляют свои временно свободные денежные средства в качестве инвестиций, а Центральный банк, в свою очередь, следит за состоянием финансовых рынков.
Опыт большинства экономически развитых стран мира показывает, что система страхования банковских вкладов является эффективным инструментом для решения комплекса социальных и макроэкономических задач.
На основе зарубежного обзора и его сопоставления с российскими реалиями был сделан вывод, что в настоящее время практически все развитые и многие развивающиеся страны имеют системы гарантирования страхования банковских вкладов. Основными результатами внедрения ССВ независимо от инициатора в различных странах мира является расширение ресурсной базы, увеличение сроков вложений и снижение их стоимости, следствием этого является общее улучшение инвестиционного климата в стране. При этом повышается привлекательность вложений финансовых средств в банки для вкладчиков за счет гарантирования выплат по вкладам и повышения финансовой устойчивости национальных банковских систем.
В целом системы страхования банковских вкладов сводятся к двум типам: американская и германская. Данные виды систем страхования депозитов прошли длительный этап развития и являются наиболее развитыми и продуманными на сегодняшний день, поэтому их опыт следует продолжать учитывать в процессе совершенствования российской ССВ.
Российская система страхования депозитов по большинству ее параметров соответствует лучшей мировой практике. Отдельные отклонения не оказывают существенного негативного влияния на ее функционирование и устойчивость. Даже по итогам международной конференции среди страховщиков депозитов более 80 стран мира, которая проходила в 2015 г. в столице Малайзии российская ССВ была признана лучшей в мире ССВ, которая функционирует на современном этапе.
Комплексный анализ развития ССВ в России показал, что отечественная ССВ на протяжении длительного периода показывает хорошую стабильность, несмотря на рост страховых случаев в динамике, страховые выплаты не нарушались по срокам выплат и по размеру. 98% вкладчиков защищены АСВ в рамках ССВ по открытым счетам и вкладам населения.
Количество страховых случаев ежегодно увеличивается в России, что во многом связано с ростом количества банкротств и ликвидаций банков, соответственно в динамике росли количество обращений по страховым выплатам. На рост страховой ответственности повлияло два фактора, как рост самих застрахованных вкладов, так и рост страхового возмещения в два раза с 700 тыс. руб. до 1 400 тыс. руб.
Что касается рынка ПФО и Татарстана в частности, было определено, что вклады населения и застрахованные в том числе, увеличиваются как в округе, так и в республике. При этом средний размер застрахованного вклада в Татарстане на порядок меньше, чем в ПФО, поскольку объемы вкладов, которые выше минимального порога в 1 400 млн. руб. в республике больше, чем в ПФО. Но при этом в Татарстане намного больше страховой ответственности, чем в среднем по ПФО, и в итоге доля страховой ответственности в общем объеме застрахованных вкладов в регионе также меньше, чем в ПФО. В остальном все показатели в ПФО прогрессируют, о чем и говорит адекватность и эффективность работы отечественной ССВ.
Построенная экономитрическая модель, направленная на
прогнозирование вкладов населения в текущем году также показала свою состоятельность, Объемы вкладов согласно модели могут незначительно уменьшиться в первой половине 2016 г., однако во второй половине вклады вновь будут расти, на что ключевым образом повлияет рост доходов населения.
Таким образом, существующая система имеет положительные тенденции развития и перспективы для дальнейшего развития в качестве системы обеспечения финансовой стабильности страны. При этом стоит отметить, что механизм функционирования существующей системы страхования вкладов нуждается в доработке и совершенствовании и требует проведения совместной работы Банка России и Агентства по страхованию вкладов. Прежде всего, это касается проблем, связанных с контролем соответствия банков требованиям к участию в системе страхования вкладов, с порядком прекращения прав банков на работу с населением и с порядком определения размера страховых взносов.
Для решения существующих проблем, были предложены различные направления совершенствования российской системы страхования вкладов, среди которых можно выделить такие направления, как совершенствование нормативной базы, применяемой Банком России в отношении банков - участников системы страхования вкладов, государственного регулирования финансово-неустойчивых банков, а также совершенствование взаимодействия между участниками системы страхования вкладов.
В целях повышения роли Агентства по страхованию вкладов его функции и полномочия постепенно расширяются. В частности, в компетенцию этого органа стала входить функция корпоративного ликвидатора, то есть Агентство было подключено к процессу ликвидации несостоятельных банков. На нынешнем этапе функционирования системы страхования вкладов это вполне уместно, поскольку в сохранении роли Банка России одновременно повышено значение Агентства как органа, способствующего поддержанию стабильности банковской системы. Вместе с тем передача Агентству надзорных функций, традиционно закрепленных за Банком России, ведет к размыванию надзорных полномочий Банка России.
Все выше сказанное приводит к выводу о том, что в России была создана система, адекватная сложившимся условиям, которая стала действенным инструментом поддержания стабильности кредитной системы страны, а также определенным стимулом для населения к размещению временно свободных денежных средств в российских банках, что позволило использовать их на цели развития национальной экономики.
Как показывает практика, система неплохо показала свою эффективность в кризисное время, однако следует помнить о том, что в силу небольшого объема фонда обязательного страхования вкладов АСВ решение проблемы выплаты возмещения вкладчикам возможно лишь для ограниченного числа банков при их одновременном банкротстве. Преодоление системного кризиса требует широких, скоординированных государственных мер. В этой связи представляется необходимым создание механизма, позволяющего на ранних этапах выявлять финансовые проблемы банков, не доводя ситуацию до массовых банкротств.
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный конституционный закон от 12.12.1993 г., (ред. от 21.07.2014 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 16.05.2016.
2. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 2.12.1990 г., № 395-1 (ред. от 5.04.2016 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 16.05.2016.
3. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10.07.2002 г., № 86-ФЗ (ред. от 30.12.2015 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Последнее обновление 16.05.2016.
4. О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации
[Электронный ресурс]: Федеральный закон от 23.12.2003 г. № 177-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.). // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». -
Последнее обновление 16.05.2016.
5. Азрилян А.Н. Большой экономический словарь. М.: Институт новой экономики, 2009. 1280 с.
6. Бараз В.Р. Корреляционно-регрессионный анализ связи показателей коммерческой деятельности с использованием программы Excel. Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ». 2010. 102 с.
7. Грязнова А.Г. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. М.: Финансы и статистика, 2010. 1168 с.
8. Бережная Е.В., Бережной В.И. Математические методы моделирования экономических систем / под общ ред. Бережной Е.В. М.: Финансы и статистика. 2012. 432 с.
9. Валенцова Н.И., Лаврушин О.И. Банковские риски. / под общ. ред. Лаврушина О.И. М.: КНОРУС, 2011. 296 с.
10. Кремер Н.Ш., Путко Б.А. Эконометрика / под общ. ред. Кремера Н.Ш. М.: КНОРУС. 2010. 302 с.
11. Лаврушин О.И. Мамонова И.Д. Банковское дело. / под общ. ред. Лаврушина О.И. М.: КНОРУС, 2012. 768 с.
12. Сергеев В.В., Барчуков В.П. Что нужно знать о страховании банковских вкладов / под общ. ред. Сергеева В.В. М.: Финансовый центр «Новый паритет»,
2014. 63 с.
13. Тютюнник А.В., Турбанов А.В. Банковское дело. / под общ. ред. Турбанова А.В. М.: Финансы и статистика, 2009. 608 с.
14. Хольнова Е.Г., Новикова Л.Н. Система страхования банковских вкладов в России: проблемы и перспективы развития / под общ. ред. Хольновой Е.Г. СПбГИЭУ. - Вологда, 2011. 158 с.
15. Розенберг Д., Джерри М. Словарь банковских терминов / перевод А.М. Волков и А.В. Щедрин. М.: ИНФРА-М, 2007. 360 с.
16. Абрамишвили Р.М. Формирование и развитие ССВ в РФ: диссертация к.э.н. / Абрамишвили Р.М. - Санкт-Петербург. 2008. 177 с.
17. Велиева И.С. Реформирование системы страхования вкладов // Аудитор. 2014. № 10. С. 25-29.
18. Горелая Н.В. Система страхования вкладов и ее влияние на риски, принимаемые российскими банками // Деньги и кредит. 2015. - № 5. С. 44-51.
19. Гузнов А.Г. Меры принуждения, применяемые Банком России в соответствии с Законом о страховании вкладов // Банковское право. 2015. № 3. С. 11-15.
20. Гусева Т.А., Клеванова Н.Л. Агентство по страхованию вкладов в условиях финансового кризиса // Финансовый бизнес. 2015. № 1. С. 9-14.
21. Евстратенко Н.Н. К вопросу о создании эффективной системы страхования вкладов // Аналитический Банковский Журнал. 2014. № 4. C. 49-52.
22. Евстратенко Н.Н. Российская система страхования вкладов в контексте мирового опыта // Деньги и кредит. 2015. № 3. С. 48-53.
23. Жихарева А.В. Система страхования вкладов: история и перспективы // Банковское дело. 2013. № 9. C. 57-60.
24. Завода Е.А. Агентство по страхованию вкладов как юридическое лицо публичного права // Банковское право. 2014. № 6. С. 10-15.
25. Колчанов Д.Ю. Исторический аспект введения системы обязательного страхования банковских вкладов в России // Финансы и кредит. 2013. № 6. С. 63-65.
26. Кузина О.Е., Ибрагимова Д.Х. Сберегательные установки населения России // Банковское дело. 2016. № 1. С. 52-57.
27. Кукол Е. Убыточные кредитные организации не исключат из системы страхования вкладов // Российская газета. 2016. № 82. С. 7-8.
28. Мамилова Ф.Х. Система страхования вкладов: зарубежный опыт и российский вариант развития // Банковские услуги. 2015. № 1. С. 19-24.
29. Мельников А.Г., Венедиктов А.А. Влияние системы страхования вкладов на рынок депозитов и поведение населения // Деньги и кредит. 2015. № 2. С.24-31.
30. Мельников А.Г. Российская система страхования вкладов: пути развития на среднесрочную перспективу // Деньги и кредит. 2014. № 3. С. 10-14.
31. Мельников А.Г. Дифференцированные взносы в фонд страхования вкладов // Деньги и кредит. 2016. - № 3. С. 51-59.
32. Моисеев С.Р. Итоги формирования системы обязательного страхования банковских вкладов // Банковское дело. 2013. № 6. С. 41-44.
33. Окунев Т.Г. О заседании Экспертно-аналитического совета при Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» // Банковское право. 2016. № 1. С. 7-16.
34. Плисецкий Д.Е. О развитии системы страхования вкладов в России // Банковское дело. 2014. № 8. С. 20-22.
35. Плохута-Плакутина Ю.И. Принципы системы страхования вкладов // Банковское право. 2014. №1. С. 10-13.
36. Рыжановская Л.Ю. Население и рынок финансовых услуг: линия защиты сбережений // Финансы и кредит. 2014. № 10. С. 43-45.
37. Семенова М.В. Система страхования вкладов и стратегии вкладчиков российских банков // Деньги и кредит. 2015. - № 9. С. 21-31.
38. Слабодчикова В.А. Страхование вкладов в РФ: реалии и перспективы //
Банковские услуги. 2015. № 4. С. 66-69.
39. Трунин С.Н. Значение системы страхования вкладов в банковской системе России // Финансы и кредит. 2013. № 20. С. 36-40.
40. Турбанов А.В., Евстратенко Н.Н. Ключевые принципы для эффективных систем страхования депозитов и российская система страхования вкладов // Деньги и кредит. 2014. № 10. С. 45-48.
41. Турбанов А.В. Рост страхового возмещения по банковским вкладам: новый шаг для защиты массового вкладчика // Деньги и кредит. 2015. № 3. С. 3-6.
42. Тютюнник А.В. Расширение госгарантий на источники привлечения средств // Банковское дело. 2014. № 3. С. 28-34.
43. Черных С.И. Страхование вкладов физических лиц в коммерческих банках // ЭКО. 2013. № 7. С. 15-19.
44. Шевчук Д. Отдельные вопросы страхования вкладов // Финансовая газета. -
2015. № 10. С. 3-4.
45. Шумский Д.И. Перспективы развития системы страхования вкладов // Регламентация банковских операций. Документы и комментарии. 2016. № 2. С. 34-43
46. Аналитика. Режим доступа:
http://www.asv.org.ru/documents_analytik/analytics/ (дата обращения 16.05.2016).
47. Проблема ухудшения качества кредитного портфеля очевидна. Режим
доступа: http://nsk.rbc.ru/nsk/16/02/2015/5592b43f9a7947e00d5b564b (дата
обращения 16.05.2016).
48. Сведения о размещенных и привлеченных средствах. Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=sors (дата обращения 16.05.2016).
49. Стратегическое планирование. Режим доступа:
http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicplanning/index (дата
обращения 16.05.2016).
50. Уровень жизни. Режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/leve l/ (дата обращения 16.05.2016).