ВВЕДЕНИЕ 7
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЙ БЫСТРОГО ПИТАНИЯ 10
1.1. Общее понятие эффективности деятельности предприятий быстрого питания 10
1.2. Особенности эффективной деятельности предприятий быстрого питания 15
1.3. Основные проблемы деятельности предприятий быстрого питания в
современных условиях 20
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «KFC» 28
2.1 Общая характеристика предприятия 28
2.2. Анализ основных показателей деятельности ООО «KFC» 33
2.3. АВС - анализ ассортимента продукции 41
2.4. Основные проблемы деятельности предприятия 47
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАСШИРЕНИЮ СЕТИ ООО «KFC» 54
3.1. Разработка мероприятий по открытию нового отделения сети ООО «KFC» 54
3.2. Расчёт экономической эффективности предложенных мероприятий 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 84
С введением внешних ограничений в организации работы многих отечественных предприятий в частности и отраслей в целом, а также с переходом России на новую экономическую модель развития коренным образом изменились условия функционирования организаций. В рыночной экономике организации несут полную ответственность за использование находящихся в их распоряжении ресурсов, поэтому стараются обеспечить стабильный экономический рост, в основе чего лежит их финансовая устойчивость. Экономическая ситуация, сложившаяся в результате прошедшего финансового кризиса, говорит о том, что на сегодняшний день любое предприятие должно определять свою финансовую устойчивость для стабильного сохранения своих позиций на рынке товаров и услуг. В условиях нестабильных внешних факторов в экономике России восстанавливается роль финансов как основного регулирующего механизма деятельности предприятий. Стабильность финансового состояния, финансовая устойчивость становятся важным и необходимым условием эффективности функционирования и возможностей развития, индикатором инвестиционной привлекательности. Тем самым определяется и практический интерес к обеспечению финансовой устойчивости. Рост сферы услуг и увеличение количества сопутствующих услуг, приобретаемых одновременно с покупкой товаров, делают значимым для менеджеров всех сфер деятельности овладение методами управления предоставлением услуг, особенно в сфере общественного питания.
Общественное питание, являясь составной частью социальной сферы, в силу своей специфики затрагивает интересы практически всех социальных групп населения. В рыночных условиях общественное питание становится все более дифференцированным, создает различные формы предоставления своих услуг, адаптированных к возникающим в потреблении этих услуг инновациям. Появляются новые форматы предприятий общественного питания. Многие из них основаны на сетевом принципе функционирования, значительно повышающем их конкурентоспособность и рентабельность. По имеющимся оценкам, именно сетевые концепции развития предприятий быстрого питания на сегодняшний день обладают наибольшим потенциалом, а в перспективе будут еще более усиливать свои позиции. Однако следует отметить, что в России отсутствует серьезный рыночный опыт в ресторанной сфере, утрачены многолетние традиции, характерные для большинства развитых европейских стран, нет наработанной методологической базы, помогающей вести этот бизнес. Современный рынок общественного питания России представлен большим многообразием ресторанов и организаций, рассчитанных на разные целевые группы гостей и потребителей. С позиции потребления рынок общественного питания воспринимается в российской экономике, в том числе и через распределение как сети предприятий общественного питания, так и расселения населения, как потенциальных потребителей. Строение города объективно влияет на формирование покупательских потоков с одной стороны, а эксклюзивность предложения компании на интерес и посещаемость, что в сочетании важно для построение грамотной маркетинговой стратегии развития компании, функционирующий в сфере общественно питания.
Развитие предпринимательства в современных условиях представляет собой совершенно новый тип экономической деятельности, базирующийся на инновационном поведении субъектов экономики. Активизация процесса наращивания представителей малого бизнеса обусловлена, в частности, развитием франчайзинговых сетей предприятий быстрого питания. На региональном уровне функционируют франчайзинговые объединения и ассоциации, осуществляющие свою деятельность на территории почти всех развитых стран. Необходимость разработки научно-практических основ формирования и развития рынка предприятий быстрого питания, исследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий как отраслевой подсистемы общепита, способствующей решению задач социальной политики государства, и обусловливает актуальность темы исследования.
Цель работы: анализ финансово-хозяйственной деятельности и разработка мероприятий по расширению сети на примере ресторана быстрого питания
KFC.
Задачи работы:
1. Изучить теоретические основы эффективности деятельности предприятий быстрого питания;
2. Провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий быстрого питания с целью выявления проблем развития;
3. Разработать мероприятия по расширению сети предприятий быстрого питания KFC.
Объектом исследования является деятельность предприятий быстрого питания KFC.
Предметом исследования является финансово-хозяйственная и инвестиционная деятельность указанного предприятия.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы, приложений. В первом разделе работы рассмотрены теоретические аспекты эффективности деятельности предприятий быстрого питания, изучено общее понятие эффективности деятельности организации, определены основные проблемы деятельности предприятий быстрого питания в современных условиях. Во втором разделе работы проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий быстрого питания, изучены общие экономические показатели деятельности организации, проведена оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятий быстрого питания KFC, выявлены основные проблемы финансово-хозяйственной деятельности организации. В третьем разделе работы даны рекомендации по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий быстрого питания KFC, проведен расчёт экономической эффективности предложенных мероприятий.
В ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий быстрого питания в работе использованы материалы трудов специалистов в области экономики и предпринимательства, а также периодические источники.
Развитие организации в условиях современного рынка связывают с принятием большого количества управленческих, финансовых и других решений, результаты реализации которых не всегда однозначны. Данный факт относится и к финансовой сфере: модификации финансово-экономических условий имею тенденцию не только воздействовать на способность предприятия расплачиваться по своим обязательствам перед внешними и внутренними кредиторами, однако и назначать его дальнейшее эффективное развитие. В условиях нестабильных внешних факторов в экономике России возрождается роль финансов как основного регулирующего механизма деятельности предприятий. Постоянство финансового состояния, действенность функционирования организации становятся жизненно важным и необходимым условием функционирования и возможностей развития, индикатором инвестиционной привлекательности. Тем самым определяется и практический интерес к обеспечению финансовой устойчивости [32, с. 45].
Чтобы управлять финансово-хозяйственной деятельностью оптимально, предприятию необходимо систематически проводить финансовый анализ. Цель финансового анализа - комплексное изучение финансового состояния организации и влияющих факторов, которое даст возможность прогнозировать уровень доходности капитала и выявлять возможности повышения эффективности ее функционирования. Применение вышеперечисленных мер и проведение регулярного анализа финансового состояния организации позволит своевременно принимать управленческие решения, направленные на повышение эффективности деятельности экономического субъекта.
В современной экономике неуклонно возрастает роль услуг. В экономике развитых стран доля услуг достигает 80% ВВП. Для расширения услуг на российском рынке, особенно российских франчайзинговых сетей на продовольственном рынке требуется создать благоприятные условия, обеспечивающие эффективное использование. Реализация указанных мероприятий позволит повысить конкурентоспособность российских франчайзинговых сетей в сфере предприятий быстрого питания и укрепить их конкурентные преимущества, а интеграция национального франчайзинга на рынки других государств возможна на основе эффективного развития сотрудничества со странами ближнего зарубежья в рамках нового экономического пространства.
Компания KFC - американская сеть предприятий общественного питания, специализирующаяся на блюдах из курицы, штаб-квартира которой располагается в городе Луисвилле, штат Кентукки.
Предприятия быстрого питания KFC известны своими эксклюзивными блюдами, оригинальной упаковкой, положительным имиджем серьезной международной компании. Эффективный процесс доставки сырья в филиалы возможен благодаря мощной логистической системе. Для более качественного хранения продуктов и оптимизации поставки их в филиалы, в компании создана дистрибьюторская сеть, включающая 180 распределительных центров. Своевременную доставку продуктов во все филиалы позволяет осуществить собственный автопарк, который насчитывает 4401 автомобиль.
На примере филиала сети предприятий быстрого питания KFC оценена деятельность сети, наблюдается увеличение эффективности деятельности предприятия в 2015 году по сравнению с предыдущим периодом, расходы на реализацию продукции увеличились, однако предприятие в достаточной мере оснащено основными фондами - это новое, высокотехнологичное оборудование. Говоря о снижении фондоотдачи всех основных производственных фондов, следует уделить внимание применению текущего оборудования для развития сети. Также это снимет проблему высокой доли расходов в структуре издержек на транспортирование сырья и материалов.
Основные выводы по анализу экономической деятельности предприятия быстрого питания включают следующие:
1) ООО «KFC» вводит различные новшества в своей работе: автоматизированный учет продаж, обслуживание по пластиковым картам, упаковка, постоянные скидки.
2) управление коммерческой деятельностью филиала ООО «KFC» определяется анализом влияния конкурентных преимуществ на показатели деятельности организации. В основном этим занимается заместитель директора по продажам, помимо основной работы, поэтому проверка обоснованности распределения полномочий является весьма низкой;
3) в ходе анализа выявлено выполнение плана по товарообороту, однако учет целесообразности сбора текущей информации согласно стратегическим целям и задачам также проводится недостаточно;
4) что касается маркетинга, сеть предприятий быстрого питания ООО «KFC» практикует различные формы продвижения продукции в сети - акции с подарками для покупателей или с временным снижением цен, размещение рекламы в журнала города, листовки, продвижение продукции через мотивацию продавцов-консультантов, постоянно действуют скидки, что существенно сказывается на увеличении объема продаж,
5) негативным фактором, влияющим на экономическую деятельность предприятия является удорожание стоимости сырья, рост транспортных и логистических расходов, увеличение фонда оплаты труда.
ООО «KFC» функционирует на рынке общественного питания давно. Главной особенностью деятельности сети предприятий ООО «KFC» является предоставление единого уровня обслуживания посетителей во всех предприятиях мира компании.
Исходя из анализа экономической деятельности предприятия быстрого питания ООО «KFC» были выявлены следующие проблемы:
1) снижение фондоотдачи основных производственных фондов;
2) рост логистических и транспортных издержек, что приводит к удорожанию конечной продукции,
3) отсутствие финансового отдела,
4) рост цен на транспортные и логистические услуги;
5) непрозрачность формирования цен в отрасли,
6) длительный процесс оформлений разрешительной документации при создании новых производств,
7) слабый обмен опытом в сфере переработки сырья и новых производств,
8) несистемный подход к решению проблем, слабый контроль за исполнением принятых решений на местном уровне,
9) высокая степень износа основных производственных фондов, высокая энергоёмкость производства,
10) дефицит управленческих кадров, имеющих современный уровень знаний.
Ввиду высокого уровня инвестиционной активности сети предприятий быстрого питания KFC, а также наличия всех необходимых производственных фондов, принято решение открытия нового сети предприятия быстрого питания KFC в г. Нижнекамск.
Данный план развития организации показывает целесообразность инвестиционных вложений в создание и развитие сети предприятий быстрого питания. Новое отделение сети представляет собой точную копию филиала в г. Набережные Челны, находящегося на расстоянии шаговой доступности от потребителя, и имеющие в своем ассортименте помимо основного ассортимента предприятия сопутствующие продукты, кондитерскую продукцию.
Основной идеей проекта план развития организации является создание филиала сети специализированных предприятий быстрого питания в центре города Нижнекамск, предполагающий снятие павильона в аренду в торговом центре «Сити Молл». Оптимальная цена, широкий ассортимент и шаговая доступность предприятий быстрого питания - вот главное условие, привлекающее клиентов. Все оформление предприятий быстрого питания отвечает стилистике, что позитивно влияет на атмосферу заведения. Филиал имеет в своем ассортименте помимо основной продукции по 9 группам, сопутствующие продукты, кондитерскую продукцию. В состав предлагаемых для реализации проекта план развития организации сети предприятий под брендом KFC документов включены следующие: План мероприятий по организации филиала сети предприятий под брендом KFC, перечень регламентирующих деятельность документов сети предприятий, расчет экономической эффективности проекта для изучения инвестиционной привлекательности.
В состав предлагаемых для реализации проекта развития сети предприятий быстрого питания KFC документов включены следующие:
1. План мероприятий по организации филиала сети предприятий под брендом KFC в г. Нижнекамск.
2. Перечень регламентирующих деятельность документов сети предприятий.
3. Расчет экономической эффективности проекта.
Расчет показал, что при внутренней норме доходности 16 %, проект становится безубыточным. Из приведенного расчета следует, что проект, по уровню рентабельности, сроку окупаемости и внутренней норме доходности, не только приемлем, но и весьма выгоден. Основными целями плана развития организации сети предприятий под брендом KFC являются: рассмотрение практической возможности создания и развития филиала сети предприятий; продвижение бренда сети предприятий быстрого питания KFC; создание новых рабочих мест; обоснование прибыльности и рентабельности данного проекта; обоснование возможности возврата кредитных ресурсов на заданных условиях и сроках кредитования. Предприятия быстрого питания находятся на расстоянии шаговой доступности от потребителя, и имеющие в своем ассортименте помимо основной продукции и сопутствующие продукты, кондитерскую продукцию. Проект филиала сети предприятий KFC показал положительный расчет, высокую рентабельность и быструю окупаемость вложений - 8 месяцев, следовательно, он принимается к реализации.
1. О бухгалтерском учете: федеральный закон РФ от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ в ред. ФЗ РФ от 04.11.2014 г. № 344-ФЗ // СЗ РФ. - 2011. - №50.-Ст. 7344.
2. Об обществах с ограниченной ответственностью: федеральный закон РФ от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ в ред. ФЗ РФ от 01.07.2014 г. //СЗ РФ.-1998.-№ 7.- Ст.785; СЗ РФ.-2008.-№ 18.- Ст.1941.
3. О качестве и безопасности пищевых продуктов: федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ в ред. от ФЗ РФ от 13.07.2015 // СЗ РФ. - 2000. - № 2. - Ст. 150.
II. Специальная литература:
4. Андреева Е.С. Регулирование организации и территориального развития сети предприятий услуг розничной торговли крупного города // Модернизация национальной экономики: проблемы и решения. - 2015. - №12. - С. 56-59.
5. Антонов, Г.Д. Управление конкурентоспособностью организации: учебное пособие / Г.Д. Антонов, О.П. Иванова, В.М. Тумин - М.: ИНФРА-М, 2013. - 300 с.
6. Балабанов, И.Т. Управление денежными потоками / И.Т. Балабанов // Вестник АГТУ. Серия «Экономика». - 2013. - С. 208-210.
7. Бондаренко, В. Менеджмент организации. Введение в специальность: учебное пособие / В. Бондаренко, В. Юдина, О. Алехина. - М.: КноРус, 2015. - 232 с.
8. Бусов, В. Управленческие решения. Учебник / В. Бусов. - М.: Юрайт, 2015. - 256 с.
9. Виткалова, А. Бюджетирование и контроль затрат в организации: учебно¬практическое пособие / А. Виткалова, Д. Миллер. - М.: Дашков и Ко, 2011. - 128 с.
10. Волгин, В. Открываю микропредприятие: практическое пособие / В. Волгин. - 2-е изд. - М.: Дашков и Ко, 2014. - 584 с.
11. Гавриков Ф.А. Анализ влияния кризиса на потребности населения на основе структуры их расходов // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. - 2015. - № 2 (5). - С. 32-33.
12. Годин А.М. Брендинг: учебное пособие / А.М. Годин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2013. - 184 с.
13. Горбачёва, Л. Постановка системы бюджетирования / Л. Горбачёва // Финансовая газета. - 2015. -№ 20. - С. 5-6.
14. Дейян А. Стимулирование сбыта и реклама. - М.: Прогресс, 2013. - 278 с.
15. Игошин, Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: учебник для вузов / Н.В. Игошин. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 413 с.
16. Илышева, Н., Крылов, С. Анализ финансовой отчетности: Учебник / Н. Илышева, С. Крылов. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 368 с.
17. Ковалев В. Инвестиции в вопросах и ответах. Учебное пособие / В. Ковалев, В. Иванов, В. Лялин. - М.: Проспект, 2015. - 376 с.
18. Кондраков, Н., Кондраков, И. Бухгалтерский учет в схемах и таблицах Н. Кондраков, И. Кондраков. - М.: Проспект, 2014. - 280 с.
19. Кондратенко Н. Маркетинг: Учебник / Н. Кондратенко. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2014. - 542 с.
20. Крюкова, О.Г. Предупреждение рисков - условие стабильного развития фирмы / О.Г. Крюкова // Эффективное антикризисное управление. - 2014. - №3. - С. 19-24.
21. Курачева, В. Сервис как конкурентное преимущество. Рыночные факты / В. Курачева // Управление сбытом. - 2015. - №4. - С. 15-18.
22. Леефланг, Й. Позиционирование и фокусировка как основа стратегии бизнеса / Й. Леефланг // Директор. - 2014. - №7. - С. 39-46.
23. Лизовская, В.В. Формирование ценовой стратегии предприятия / В.В. Лизовская // Экономика. Налоги. Право. - 2014. - № 1. - С. 26-30.
24. Липсиц И. Ценообразование. Краткий курс лекций / И. Липсиц. - М.: Юрайт, 2012. - 160 с.
25. Логинова, Е. Искусство управления в малом бизнесе: учебно-практическое пособие / Е. Логинова, О. Прянина. - М.: Дашков и Ко, 2014. -
296 с.
26. Магомаева Л.Р. Инвестиционные институты для средних и малых инновационных предпринимательских структур / Л.Р. Магомаева // Управление экономическими системами. - 2012. - 1 (37). - С. 63-69.
27. Матузенко, Е.В., Дикунова, Л.М. К вопросу об оценке эффективности предпринимательской деятельности / Е.В. Матузенко, Я.В. Костенко // Вестник БУКЭП. - 2014 - № 4. - С. 84-90.
28. Матузенко, Е.В., Костенко, Я.В. Взаимосвязь функций и задач коммерческой деятельности с конкурентной рыночной средой / Е.В. Матузенко, Я.В. Костенко // РИСК. - 2014. - № 1. - С. 125-127.
29. Маховикова, Г. Планирование на предприятии: краткий курс лекций / Г. Маховикова, Е. Кантор, И. Дрогомирецкий. - М.: Юрайт, 2015. - 144 с.
30. Мокий, М. Экономика организации. Учебник и практикум / М. Мокий, О. Азоева, В. Ивановский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2015. - 334 с.
31. Нив, Г.Р. Организация как система. Принципы построения устойчивого бизнеса Эдвардса Деминга / Г.Р. Нив. - пер. с англ. Ю. Рубаника, Ю. Адлера, В. Шпера. - 2-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2014. - 368 с.
32. Николаева, Т.П. Финансы предприятий: учебно-методический комплекс / Т.П. Николаева. - М.: Изд. центр ЕАОИ. - 2012. - 311 с.
33.Осипов А.Н., Колотилин Б.А., Ларионов И.В. Организационно-экономические основы интегрированного управления инвестициями / Осипов А.Н., Колотилин Б.А., Ларионов И.В. // Инвестиции. - 2013. - №2. - С. 35-38.
34. Попов, Ю. Управление проектами: учебное пособие / Ю. Попов, О. Яковенко. - М.: Инфра-М, 2015. - 208 с.
35. Преснякова, Д.В. О дефинициях «устойчивость» и «устойчивое развитие» в экономической науке / Д.В. Преснякова // Социально-экономические явления и процессы. - 2015. - № 8. - С. 84-89.
36. Преснякова, Д.В. Основные подходы к оценке устойчивости предпринимательских структур / Д.В. Преснякова // Социально-экономические явления и процессы. - 2015. - № 9. - С. 49-56.
37. Прохоров А.Ю. Стратегия привлечения инвестиций в регион // Российское предпринимательство. - 2015. - № 19 (217). - С. 131-134.
38. Рогова, Е. Финансовый менеджмент: Учебник / Е. Рогова, Е. Ткаченко. - М.: Юрайт, 2015. - 544 с.
39. Серебряков, Н.В. Механизмы распределения материально-технических ресурсов в компаниях и пути их развития / Н.В. Серебряков // Логистика и бизнес. - 2013. - №2. - С. 141-149.
40. Смирнова, О.П., Быков, Д.Ю. Бюджетирование на предприятии: учеб. пособие / О.П. Смирнова, Д.Ю. Быков. - Иваново: Изд-во Иван. гос. хим- технол. университета, 2011. - 96 с.
41. Титов, В.И. Экономика предприятия: Учебник / В.И. Титов. - М.: Эксмо, 2012. - 416 с.
42. Управление конкурентоспособностью. Теория и практика: Учебник / Под ред. Е. Горбашко, И. Максимцева. - М.: Юрайт, 2014. - 448 с.
43. Фадеева, Е.А. Анализ современного состояния малых предприятий в России / Е.А. Фадеева, А.А. Маргарян // Молодой ученый. - 2014. - №4. - С. 620-622.
44. Финансовый менеджмент: учебник для вузов / Под ред. акад. Г.Б. Поляка.
- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 527 с.
45. Хруцкий, В.Е. Операционные, вспомогательные дополнительные
бюджеты / В.Е. Хруцкий //Справочник экономиста. - 2014. - №3. - С. 56-59.
46. Чернышев Б. Менеджмент в сервисной экономике: сущность и содержание. // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - № 1. - С. 64¬71.
47. Шеремет А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник для вузов. - М.: Инфра-М, 2015. - 366 с.
III. Текущий архив организации:
48. Устав ООО «KFC».