ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ СО СТУДЕНТАМИ - ГЕОЛОГАМИ
|
Введение
1. Методология обучения чтению на русском языке иностранных студентов..
1.1 Виды чтения 8
1.2 Навыки и умения, необходимые при обучении чтению 13
1.3 Роль аутентичных текстов в обучении чтению 16
2. Основные проблемные области в обучении чтению на занятиях по
русскому языку как иностранному 21
Выводы по 1 главе 28
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НА
ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ СО СТУДЕНТАМИ - ГЕОЛОГАМИ
2.1. Анализ методических направлений в обучении чтению на занятиях по
русскому языку как иностранному 29
2.2. Разработка упражнений по чтению для студентов-геологов 33
Выводы по 2 главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Методология обучения чтению на русском языке иностранных студентов..
1.1 Виды чтения 8
1.2 Навыки и умения, необходимые при обучении чтению 13
1.3 Роль аутентичных текстов в обучении чтению 16
2. Основные проблемные области в обучении чтению на занятиях по
русскому языку как иностранному 21
Выводы по 1 главе 28
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НА
ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ СО СТУДЕНТАМИ - ГЕОЛОГАМИ
2.1. Анализ методических направлений в обучении чтению на занятиях по
русскому языку как иностранному 29
2.2. Разработка упражнений по чтению для студентов-геологов 33
Выводы по 2 главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Во-первых: получение образования в России и изучение русского языка как языка специальности становится все более привлекательным для иностранных студентов, поскольку это позволит им построить успешную карьеру. Соответственно, будет увеличиваться количество студентов в том числе и естественно-научных специальностей, а значит, необходима разработка учебных материалов для студентов данного профиля.
Кроме того, все больше развивается изучение русского языка как языка специальности в рамках обучения в университетах в университетах за рубежом, таким образом, возрастает потребность в наличии методических рекомендаций, которые помогут в работе преподавателю, не являющемуся носителем языка.
Популярными специальностями для иностранных студентов являются специальности профиля «Геология». Поскольку в последние годы большинство пособий выходят преимущественно для будущих нефтяников и газовиков, видится необходимым заниматься и методическим обеспечением других направлений.
Объект исследования: процесс обучения чтению студентов- иностранцев на занятиях русским языком.
Предмет исследования: особенности построения занятий по обучению чтению в рамках изучения русского языка как языка специальности со студентами - геологами.
Цель исследования: разработка методических рекомендаций и упражнений для проведения занятий по чтению с иностранными студентами- геологами.
Задачи исследования:
1. Дать общую характеристику методик и технологий обучения русскому языку как иностранному.
2. Описать методологию обучения чтению на русском языке иностранных студентов.
3. Рассмотреть основные проблемные области в обучении чтению по занятиям русского языка, как иностранного.
4. Описать практические аспекты обучения чтению на занятиях по русскому языку как иностранному со студентами-геологами: проанализировать существующие методические направления (подходы, приемы, методы) обучения чтению и выбрать те, которые будут использоваться в обучении чтению иностранных студентов-геологов.
5. Разработать упражнения по чтению для иностранных студентов- геологов.
Методологическую основу исследования составили работы Б.С.Балгазиной, Т.М.Балыхиной, А.Н.Щукина, З.И. Клычниковой, в которых наиболее подробно изложены теоретические и практические основы при обучении чтению на занятиях по русскому языку как иностранному со студентами-геологами.
Новизна исследования: на сегодняшний день существуют новые пособия по русскому языку как иностранному (далее - РКИ) для студентов геологических специальностей, однако они имеют комплексный характер, специальных пособий, содержащих только упражнения по чтению, в последние годы не появлялось.
Методы исследования: науковедческий анализ учебной литературы по профильным дисциплинам, теоретический анализ литературы по проблеме исследования, семантический анализ аутентичных текстов по специальности для иностранных студентов-геологов,
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем проанализированы и систематизированы существующие подходы
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы преподавателями при составлении программ по обучению чтению на занятиях РКИ со студентами - геологами, , а также при разработке дальнейших направлений совершенствования методики обучения чтению, предложенные виды упражнений могут использоваться непосредственно на занятиях.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Статьи и публикации в научных сборниках и научно-периодических изданиях:
1) Лю Ифэн Обучение чтению на занятиях по русскому языку как
иностранному// Гуманитарные и общественные науки: опыт, проблемы, перспективы: сборник статей II международной научно-практической конференции. Том 1: - Ставрополь: Лотос, 2016. - С. 42-44.
2) Лю Ифэн Гендерное обучение в Китае // Сборник тезисов материалов Международной научно-практической конференции студентов и учащихся «Наука и культура: новый взгляд» // Казань: Альфа-Т, 2016.- С. 204-205.
Кроме того, все больше развивается изучение русского языка как языка специальности в рамках обучения в университетах в университетах за рубежом, таким образом, возрастает потребность в наличии методических рекомендаций, которые помогут в работе преподавателю, не являющемуся носителем языка.
Популярными специальностями для иностранных студентов являются специальности профиля «Геология». Поскольку в последние годы большинство пособий выходят преимущественно для будущих нефтяников и газовиков, видится необходимым заниматься и методическим обеспечением других направлений.
Объект исследования: процесс обучения чтению студентов- иностранцев на занятиях русским языком.
Предмет исследования: особенности построения занятий по обучению чтению в рамках изучения русского языка как языка специальности со студентами - геологами.
Цель исследования: разработка методических рекомендаций и упражнений для проведения занятий по чтению с иностранными студентами- геологами.
Задачи исследования:
1. Дать общую характеристику методик и технологий обучения русскому языку как иностранному.
2. Описать методологию обучения чтению на русском языке иностранных студентов.
3. Рассмотреть основные проблемные области в обучении чтению по занятиям русского языка, как иностранного.
4. Описать практические аспекты обучения чтению на занятиях по русскому языку как иностранному со студентами-геологами: проанализировать существующие методические направления (подходы, приемы, методы) обучения чтению и выбрать те, которые будут использоваться в обучении чтению иностранных студентов-геологов.
5. Разработать упражнения по чтению для иностранных студентов- геологов.
Методологическую основу исследования составили работы Б.С.Балгазиной, Т.М.Балыхиной, А.Н.Щукина, З.И. Клычниковой, в которых наиболее подробно изложены теоретические и практические основы при обучении чтению на занятиях по русскому языку как иностранному со студентами-геологами.
Новизна исследования: на сегодняшний день существуют новые пособия по русскому языку как иностранному (далее - РКИ) для студентов геологических специальностей, однако они имеют комплексный характер, специальных пособий, содержащих только упражнения по чтению, в последние годы не появлялось.
Методы исследования: науковедческий анализ учебной литературы по профильным дисциплинам, теоретический анализ литературы по проблеме исследования, семантический анализ аутентичных текстов по специальности для иностранных студентов-геологов,
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем проанализированы и систематизированы существующие подходы
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы преподавателями при составлении программ по обучению чтению на занятиях РКИ со студентами - геологами, , а также при разработке дальнейших направлений совершенствования методики обучения чтению, предложенные виды упражнений могут использоваться непосредственно на занятиях.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Статьи и публикации в научных сборниках и научно-периодических изданиях:
1) Лю Ифэн Обучение чтению на занятиях по русскому языку как
иностранному// Гуманитарные и общественные науки: опыт, проблемы, перспективы: сборник статей II международной научно-практической конференции. Том 1: - Ставрополь: Лотос, 2016. - С. 42-44.
2) Лю Ифэн Гендерное обучение в Китае // Сборник тезисов материалов Международной научно-практической конференции студентов и учащихся «Наука и культура: новый взгляд» // Казань: Альфа-Т, 2016.- С. 204-205.
Данная работа посвящена изучению особенностей организации обучения чтению на занятиях по РКИ со студентами-геологами. В рамках исследования были изучены теоретические и практические аспекты организации данного процесса.
При изучении теоретических аспектов рассматриваемой проблемы было установлено, что чтение изучается в системе преподавания русского языка как иностранного следующим образом: чтение как вид речевой деятельности, чтение как средство обучения, чтение как цель обучения, особую важность представляет целевая направленность чтения. Исходя из этого, чтение можно подразделить на изучающее, ознакомительное, просмотровое. Разные виды чтения направлены на формирование разных навыков и умений на занятиях. Все указанные виды чтения должны быть освоены иностранным студентом при обучении чтению на русском языке, однако в практическом применении главное место занимает изучающее чтение.
Также необходимо отметить, что аутентичные тексты представляют собой важный объект в обучении чтению на занятиях, поскольку аутентичные тексты, созданные непосредственно носителями языка, приближают учащихся к культуре изучаемого языка, делая чтение более полезным, усиливают их мотивацию.
Были выделены проблемные области, осложняющие процесс обучения чтению иностранных студентов, в их числе: организация данного обучения, его методическое обеспечение, формы осуществления обучения чтению на занятиях по русскому языку как иностранному, а также используемые методы, приемы и средства его осуществления. Была обозначена необходимость и направления решения указанных проблем.
1. При организации обучения чтению на занятиях по русскому языку как иностранному необходимо организовать обучение в контексте комплексного подхода, то есть наряду с освоением языковые особенности русского языка у учащихся должны совершенствоваться и знания в области геологии.
2. В диссертационном исследовании установлено, что работа с геологическими терминами занимает значительное место, поскольку сложность чтения текстов на занятиях со студентами-геологами заключается их насыщенностью геологической терминологией. Используются такие приемы для объяснения непонятной лексики, как толкование, перевод, обращение к синонимам, словообразовательный анализ, рекомендуем пользоваться такими словарями геологических терминов.
3. Определен выбор текста для чтения со студентами-геологами. В данной работе обращаем внимание на базовый текст из учебника, учебных пособий, интернет-ресурсов. Тексты направлены на тренировку навыков и умений всех видов чтения, однако, основной акцент сделан на формировании навыков изучающего чтения. Так как занятие ограничено по времени, можно использовать микротексты.
4. Разработаны упражнения для каждого вида чтения, к базовому тексту составляем предтекстовые, притекстовые и послетекстовые задания. Микротекты, используемые на занятиях, имеют небольшой объем, максимально два абзаца, и поэтому задания формируем не по их структуре, а по их содержанию и смыслу. В первую очередь, внимание уделяется терминам и новой лексике.
При изучении теоретических аспектов рассматриваемой проблемы было установлено, что чтение изучается в системе преподавания русского языка как иностранного следующим образом: чтение как вид речевой деятельности, чтение как средство обучения, чтение как цель обучения, особую важность представляет целевая направленность чтения. Исходя из этого, чтение можно подразделить на изучающее, ознакомительное, просмотровое. Разные виды чтения направлены на формирование разных навыков и умений на занятиях. Все указанные виды чтения должны быть освоены иностранным студентом при обучении чтению на русском языке, однако в практическом применении главное место занимает изучающее чтение.
Также необходимо отметить, что аутентичные тексты представляют собой важный объект в обучении чтению на занятиях, поскольку аутентичные тексты, созданные непосредственно носителями языка, приближают учащихся к культуре изучаемого языка, делая чтение более полезным, усиливают их мотивацию.
Были выделены проблемные области, осложняющие процесс обучения чтению иностранных студентов, в их числе: организация данного обучения, его методическое обеспечение, формы осуществления обучения чтению на занятиях по русскому языку как иностранному, а также используемые методы, приемы и средства его осуществления. Была обозначена необходимость и направления решения указанных проблем.
1. При организации обучения чтению на занятиях по русскому языку как иностранному необходимо организовать обучение в контексте комплексного подхода, то есть наряду с освоением языковые особенности русского языка у учащихся должны совершенствоваться и знания в области геологии.
2. В диссертационном исследовании установлено, что работа с геологическими терминами занимает значительное место, поскольку сложность чтения текстов на занятиях со студентами-геологами заключается их насыщенностью геологической терминологией. Используются такие приемы для объяснения непонятной лексики, как толкование, перевод, обращение к синонимам, словообразовательный анализ, рекомендуем пользоваться такими словарями геологических терминов.
3. Определен выбор текста для чтения со студентами-геологами. В данной работе обращаем внимание на базовый текст из учебника, учебных пособий, интернет-ресурсов. Тексты направлены на тренировку навыков и умений всех видов чтения, однако, основной акцент сделан на формировании навыков изучающего чтения. Так как занятие ограничено по времени, можно использовать микротексты.
4. Разработаны упражнения для каждого вида чтения, к базовому тексту составляем предтекстовые, притекстовые и послетекстовые задания. Микротекты, используемые на занятиях, имеют небольшой объем, максимально два абзаца, и поэтому задания формируем не по их структуре, а по их содержанию и смыслу. В первую очередь, внимание уделяется терминам и новой лексике.
Подобные работы
- ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РКИ СО СТУДЕНТАМИ-ГЕОЛОГАМИ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



