Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Восстание 1916 года в Казахстане

Работа №82523

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы50
Год сдачи2016
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Развитие отношений Российской империи с Казахстаном: причины восстания, движущие силы 11
1.1. Положение Казахстана: отношения с Россией, причины
восстания 11
1.2. Характер восстания 1916. Движущие силы восстания.
Периодизация 18
Глава II. События 1916 года: Основные очаги восстания, итоги и оценка 23
2.1. Общий ход восстания. Итоги и значение 23
2.2. Итоги и значение восстания 39
Заключение 44
Список использованных источников и литературы

Актуальность исследования. Восстание в Казахстане 1916 года является важным этапом движения протеста казахского народа периода российского проникновения в Казахстан и Среднюю Азию. Историки Казахстана определили этот год как «грозный» и «мятежный».
Этому всплеску народного возмущения предшествовал цельный процесс, который включал в себя множество событий, направленных на борьбу за свою свободу.
В данном случае представляется объективным начинать хронологические рамки протестных движений периода колониализма с самого начала присоединения Казахстана и Средней Азии к Российской империи, т.е. с 30-х годов XVIII века. Необходимо отметить тот факт, что еще в 1998 г. академик М.К. Козыбаев предложили цельную периодизацию истории народно-освободительного движения казахского народа.
В ее основе лежит принцип изучения истории народно-освободительной борьбы казахов через достижение ими политической независимости и государственного суверенитета Казахстана.
Согласно данной периодизации народно-освободительное движение казахского народа состоит из четырех этапов:
1) 1731-1847 гг.
Характеризуется присутствием монархических иллюзий и завершается открытой войной с метрополией.
2) 1847 г. - конец XIX в.
Для второго этапа присущи “мирные” формы борьбы, просветительство, реформаторство, идея национальной автономии.
3) Начало ХХ в. - 1940-ые годы.
На третьем этапе появляются самостоятельные крестьянские выступления, направленные на борьбу с модернизациями казарменного строя и тоталитарной системы.
4) 1950-е - 1990-е гг.
На четвертом этапе имеют место открытые выступления против административно-командной системы управления, политической бюрократии, имперской идеологии, что завершается достижением Казахстаном политической независимости и строительством основ суверенного государства.
Как видно, данная периодизация включает в себя большой хронологический срез, содержание которого составляет исторический процесс, связанный с присоединением Казахстана к России и обретением им независимости. Благодаря такому подходу появляется возможность представить народно-освободительное движение казахского народа как цельный процесс, который на каждом из отдельных этапов имел свои особенности и специфику.
Восстание 1916 года относится к третьему этапу народно - освободительного движения. Поэтому ему характерны такие черты как: неорганизованность, стихийность. Оно отразило глубокие противоречия казахского общества, показало разрушительную силу политики царизма. Это событие дестабилизировало казахское общество, разделив его на группы. Существует множество дискуссий по поводу характера восстания, а так же его направленности. События тех лет эхом отражаются в современности.
В этом году исполняется ровно сто лет со дня Среднеазиатского восстания. В связи с этим планируется проведение Международной конференции «Переосмысление восстания 1916 года в Центральной Азии», которая пройдет в Кыргызстане, г. Бишкек. Данная конференция направлена на переосмысление истории восстания, что является важным в канун годовщины. Историк Кемелбек Кожумкулов пишет о том, что некоторые люди пытаются использовать предстоящее 100-летие в своих корыстных целых. Историки опасаются того, что попытка придать политический окрас событию и перенести последствия восстания на современные взаимоотношения государств может привести к негативным эксцессам. Таким образом, осмысление событий 1916 года актуально и необходимо для современного мира.
Объектом исследования является национально - освободительное движение 1916 года.
Предметом исследования выступает национально - освободительное движение в Семиречье и Тургайской области.
Целью данной работы является изучить историю восстания 1916 года.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
-Изучить причины восстания.
-Определить специфику и особенности народно-освободительного движения 1916 г. в Казахстане на примере отдельных очагов восстания.
-Рассмотреть итоги и значение восстания.
Хронологические рамки исследования. Нижняя и верхняя границы исследования очерчивают период в c начала XVIII по 1917 год.
Методы исследования материала. Исследование было проведено в соответствии с конкретно-историческим методом, предполагающим рассмотрение отдельных явлений и фактов во взаимосвязи с учетом конкретной исторической обстановки. Этот принцип обуславливается необходимостью временной последовательности. Сравнительно-исторический метод позволил из множества фрагментов создать обобщенную картину. Хронологический метод применялся при периодизации взаимосвязанных исторических событий и процессов. В изучении базовых факторов применялся метод исторической ретроспективы. В основу работы положен также принцип объективности, который связан с принятием во внимание всех точек зрения и подходов к изучению заявленных проблем.
Обзор источников и литературы.
Источниковой базой исследования является широкий круг документальных и опубликованных источников. Источниковая база нашего исследования представлена следующими типами источников: К первому относятся источники документального характера. Сборник Ф.Н. Киреева, Ф.И. Колодина «Рабочее и аграрное движение в Казахстане в 1907-1914 годах» 1, издан в 1954 году. Издание содержит 368 документов, которые позволяют оценить ситуацию и настроение народных масс Казахстана накануне национально - освободительного восстания.
В 1947 году был опубликован сборник «Восстание 1916 года в Казахстане» , под редакцией Б.С.Сулейманова. В данной работе собраны основные сведения о ходе событий 1916 г. Сборник состоит из общего обзора ситуации года восстания, примечаний от составителей, двух глав непосредственно с хронологически опубликованными документами и приложением. Документы в большинстве своем носят документальный характер, а так же встречаются много воспоминаний очевидцев. Опубликованные документы и материалы освещают как общую картину движения, так и отдельные его этапы. Многочисленные факты подтверждают всеказахстанский характер восстания. Изучив документы, можно сделать вывод о том, что крестьянство было главной движущей силой освободительного движения.
Информативен сборник материалов о восстании «Амангельды Иманов. Статьи, документы, материалы», опубликованный в 1974. Документы освещают деятельность вождей восстания, а так же дают представление о локальном протекании народного движения.
В 1998 году появляется сборник документов и материалов под названием «Грозный 1916-й год». Как считают авторы этого труда, большим достоинством является публикация тех материалов, которые отражают взгляды казахской интеллигенции на восстание. В приведенном сборнике были опубликованы А. Букейханов, А. Байтурсынова, М. Тынышпаева и другие. Данный сборник дает читателю возможность познакомиться с деятельностью видных казахских деятелей и узнать об их деятельности в годы нарастания борьбы казахского народа против царизма.
Ко второму типу относится источник личного происхождения. Это дневник Туркестанского генерал- губернатора А.Н.Куропаткина, изданный в 1923году.
Историографические источники можно классифицировать следующим образом.
1) Монографии. В данной работе осуществляется анализ и оценка научной литературы, вышедшей в советское и постсоветское время. В работе затронуты те проблемы, которые лежат в поле зрения отечественных исследователей, и особое внимание уделяем работам, оказавшим несомненное воздействие на разработку проблем данной темы. Все исследования рассматривают сложный комплекс проблем связанный с историей Казахстана и его отношением с Россией. Например, точка зрения относительно причин восстания в Казахстане была представлена Т.Рыскуловым. В 1926 году была опубликована его монография, в которой дан анализ социально-экономическому положению народов Средней Азии и Казахстана накануне восстания. Помимо этого, в своем труде Т.Рыскулов детально изучает ход восстания в основных его очагах, приводит статистические данные, а так же выписки из архивных документов того периода.
Суждения Т. Рыскулова и Г. Бройдо были подвержены критическому переосмыслению последующих исследователей, которые отмечали заслугу первых историков изучении хода восстания 1916 г., а так же в раскрытии сущности колониальной политики царского правительства.
Неоценимый вклад в освещении событий 1916 года внесли труды С.
Асфендиярова С., Шафиро А., Брайнина Ш., Шестакова А.
Научно - исследовательская работа С.Д. Асфендиарова «Национально - освободительное восстание 1916 года в Казахстане» изданная в 1936 году содержит материалы по исследуемой теме, на тот момент впервые публиковавшиеся. Имеются выдержки из журналов «Ай-Кап» а так же газеты «Казах».Асфендиаров в своем труде обращается к самим истокам восстания, исследуя причинно - следственные связи событий 1916 года.
В 1962 году был опубликован труд Х.Т. Турсунова , в котором дан анализ событий 1916 года. Следует отметить, что историк выступал еще в 1954 году на научной сессии по истории народов Средней Азии и Казахстана с докладом о характере исследуемого восстания.
2) Периодические издания.
Изучаемая тема представлена множеством публикаций в таких изданиях как: «Вопросы истории», «Былое», «Вестник Московского государственного областного университета», «Молодой ученый».
В 1924 году в журнале «Былое» публикуется статья А. Миклашевского «Социальное движение 1916 году в Туркестане» . В свое работе он обозначает причину восстания во влиянии панисламизма, тем самым не принимая во внимание социальные и экономические причины, приведшие к восстанию. Статья была подвергнута жесткой критике. Данная статья не имеет логического завершения, так как Миклашевский не делает обоснованного вывода. По его мнению, это явление было направлено против существующего правительства и русских.
3) Материалы конференций.
Интересными для изучения являются публикации ученых, а так же материалы конференций по изучаемой проблеме. Например, Елеулов Т.Е. «Характер восстания 1916 года». Сборники материалов: «Казахстан и глобальные вызовы современности: материалы научно - практической конференции», «Материалы научной сессии по истории народов Средней Азии и Казахстана.»10
4) Литература зарубежных авторов
Содержит работы казахских историков, ученых ближнего зарубежья, исследующих данный вопрос. Например, Нурканов А. «Амангельды Иманов», Сапаргалиев Г. С. «Карательная политика царизма в Казахстане (1905—1917 гг.)» Сулейменов Б.С. «Восстание 1916 года в Казахстане (причины, характер, движущие силы)», «Турсунов Х.Т. Восстание 1916 года в Средней Азии и Казахстане» и тд.
Таким образом, можно сказать о том, что данный вопрос широко изучался в советское, постсоветское время и волнует умы многих ученых в наши дни. Хотелось бы отметить некоторые ключевые моменты исследуемой темы: во-первых, восстание 1916 года сыграло важную роль в процессе пробуждения политического сознания народов Казахстана; во - вторых, этот всплеск возмущения начался как восстание, затем расширяясь в масштабах, приобрело характер национально - освободительной борьбы; в третьих, не смотря на наличие большого количества исследований, изданных материалов и трудов, продолжают существовать отдельные неисследованные моменты - роль отдельно взятой личности, точное количество пострадавших в ходе восстания.
Данная работа рассматривает причины восстания, динамику событий в основных очагах, а так же последствия событий 1916 года.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования её материалов при подготовке школьных элективных курсов и учебно-методических разработок.
Структура работы обосновывает логику проведенного исследования. Введение включает актуальность исследования, цели и задачи, объект и предмет исследования. Основная часть состоит из двух глав, которые подразделены на параграфы. В заключении подводятся основные итоги по проделанной работе. В конце исследования приведен список использованной литературы и источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе были рассмотрены основные причины восстания, прослежены отношения Казахстана с Российской Империей, сделан акцент на основных событиях, повлиявших на обострение обстановки в стране. Ход восстания рассмотрен на примере двух основных очагов. Сделана попытка осмысления исторического значения данных событий.
Исходя из цели и задач данной работы, был сделан анализ литературы по теме и на его основании сделаны следующие выводы:
События 1916 года стали ответом угнетенного народа политике царизма, а так же беспределу местной администрации. Восстание носило национально - освободительный характер и имело своей целью освобождение от гнета царской власти и байства.
Движение не было спланировано, не имело единого руководства, возникало стихийно в разных областях Казахстана.
Возрождение традиционных для казахского общества структур, которые были ликвидированы в период колонизации, являлось не только актом протеста против царской власти, но и говорило о растущей национальной сознательности широких масс. По этой причине лидер движения был выбран из степной аристократии. Ханом восставших в Торгайском уезде был избран Абдугафар Джанбосынов, внук влиятельного бия Среднего жуза Нияза.
В историографии отношение интеллигенции Казахстана к событиям 1916 года оценивается неоднозначно. Это объясняется тем, какое положение в обществе занимала национальная интеллигенция. Необходимо учитывать, что они были выходцами из состоятельных слоев общества и, находясь на службе у Российской империи, пользовались привилегиями.
Необходимо добавить и то, что народ ближе стоял к той интеллигенции, которая вышла из низов народа.
По этой причине возник разрыв между элитой и широкими массами в союзе с народной интеллигенцией. Лидеры движения, руководствовались вековыми традициями своего народа, направляя движение на путь вооруженного сопротивления. Но другого выбора у них не было.
Стихийное и стремительное развитие событий, жестокие боевые действия и возрастающая национальная борьба предрешили судьбу восставших. Восстание подавлялось жесткой рукой карателей, более того, местные жители, пострадавшие от событий 1916 года, в дальнейшем наносили вред казахам и киргизам.
Бессознательность, неорганизованность, стихийность, были характерны для борьбы крестьянства в России и в других странах, — все эти черты были присущи восстанию 1916 года в Казахстане. Оно является одним из важнейших моментов в истории казахского шаруа (скотоводов и земледельцев) и его борьбы против национального и социального гнета.
Трудно переоценить значение национально-освободительного движения 1916 года. Прежде всего, оно являлось результатом пробуждения национального самосознания народа, а так же его решимости сражаться за независимость и свободу. Феномен 1916 г. выдвинул казахский народ в разряд народа-борца. Восстание 1916 года показало необходимость национальной консолидации, значимость защиты общенациональных интересов. Это восстание ярко демонстрировало сложный путь к свободе: оно показало, что за независимость нужно бороться.
В наши дни можно столкнуться с мнением, что казахам не стоило браться за оружие, их выступление против царизма не принесло никаких результатов, разумнее было бы внять голосу демократической интеллигенции. Но это движение имеет важное значение, прежде всего для сознания казахов. События 1916 года продемонстрировали необходимость решения национального вопроса. Народ больше не мог молчать и мириться с угнетенным положением.
Борьба народов Средней Азии и Казахстана навсегда запечатлена в памяти поколений. В переломные, сложные моменты истории, переживаемые нашим государством, мы обратили свое внимание именно к этой борьбе народов. В процессе роста национального самосознания и государственной независимости необходимо углубленное, аргументированное исследование противоречий и ключевых моментов истории национально-освободительного движения.



1. Амангельды Иманов. Статьи, документы, материалы / Изд.: Казахстан, 1974.- 264с.
2. Восстание 1916 года в Средней Азии и Казахстане: Сборник документов / Академия наук Казахской ССР.- М.: Издательство Академии Наук СССР, 1960.-300с.
3. Восстание 1916 года в Туркмении (документы и материалы)/ Ашхабад:Туркменское Государственное издательство, 1938. - 317 с.
4. Грозный 1916. Сб. док., в 2 т. Алматы: Изд-во Казахстан, 1998. - 248 с.
5. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 23 / В.И.Ленин. - М.: Изд-во политиздат,1973. - 873с.
6. Рабочее и аграрное движение в Казахстане в 1907-1914 годах: сборник документов и материалов / сост. Ф.Н. Киреев, Ф.И. Колодин ; Ин-т истории, археологии и этнографии Акад. наук Казах. ССР. - Алма-Ата :Казгосиздат, 1957. - 566с.
1.2. Личного происхождения
1. Куропаткин А.Н. Дневник генерала А.Н. Куропаткина / Предисл. М. Н. Покровского. — Нижний Новгород: Изд- во: Нижполиграф, 1923. — 138 с.
2. Литература
2.1. Российских авторов
2. Брайнин С.Тимофеев Н. Амангельды Иманов. Вождь восстания 1916 года в Казахстане/ С.Брайнин, Н.Тимофеев. - Алма-Ата: Изд-во Казглавлит, 1939.- 103 с.
3. Злобин Ю.П. Поляков А.Н. История Оренбургского региона с древнейших времен до 1921 года/ Ю.П.Злобин.А.Н.Поляков. - Оренбург: Изд-во ГОУ ОГУ, 2006. - 256с.
4. Киреев Ф.Н., Колодина Ф.И. Рабочее и аграрное движение в Казахстане в 1907-1914 годах/ Ф.Н.Киреев., Ф.И. Колодина - Алма - Ата: Казахское гос. Издательство, 1957. - 566 с.
5. ПясковскийА.В.Восстание 1916 года в Средней Азии и Казахстане/ А.В. Пясковский - М.:Изд-во АН СССР, 1960 - 786 с.
6. Рыскулов Т. Бройдо Г. Восстание казахов и киргизхов в 1916 году/ Т.Рыскулов, Г.Бройдо. The society for central Asian studies Unit 8, lost Road, Chelsia,London.- 1989. - 322с.
7. Рыскулов Т. Р. Восстание киргизов и казахов в 1916 году / Т.Р.Рыскулов. — Бишкек. Изд-во: Учкун, 1991. — 389с.
2.2 Зарубежных авторов
1. Абдакимов А. История Казахстана: С древнейших времен до наших дней / А.Абдакимов- Алматы,1994.- 235 с.
2. Асылбеков М.Х., Галиев А.Б. Социально-демографические процессы в Казахстане (1917-1980 гг.) /М.Х.Асылбеков, А.Б.Галиев. -Алма-Ата: Изд- воГылым, 1991.- 249с.
3. Асфендияров С.Д. Национальноо- освободительное восстание 1916 года в Казахстане / С.Д. Асфендияров. - М.: Изд-во Алма-ата, 1936.- 317с.
4. Бекмаханова Н.Е. Многонациональное население Казахстана и Киргизии в эпоху капитализма (60-е годы Х1Х в. - 1917 г.)/Н.Е. Бекмаханова -М.: Наука, 1986. -389с.
5. Бекмаханов Е. Б. Казахстан в 20-40 годы. XIX века/ Е.Б.Бекмаханов.- М.: Изд-во Алма- Ата, 1947. - 204с.
6. Жумашев Р.М. История Казахстана с древнейших времен до наших дней/ Р.М. Жумашев. -Караганда:Изд-воСарыарка, 2003.- 401с.
7. Кузембайулы А., Абиль Е. История Республики Казахстан / А.Кузембайулы, Е.Абиль - Астана.:Изд-во Фолиант, 1998. - 432с.
8. Нурканов А. Амангельды Иманов / А. Нурканов.- Алма-ата: Изд-во: КГИ, 1959 г. - 231 с.
9. Сапаргалиев Г. С. Карательная политика царизма в Казахстане (1905— 1917 гг.) / Г. Сапаргалиев. — Алма-Ата: Изд- во Казахстан, 1966. - 311с.
10. Сулейменов Б.С. Восстание 1916 года в Казахстане (причины, характер, движущие силы) / Б.С. Сулейменов, В.Я. Басин. - Алма-Ата: Изд-во Наука, 1977. -165 с.
11. Турсунов Х.Т. Восстание 1916 года в Средней Азии и Казахстане/ Х.Т.Турсунов.- Ташкент: Изд. Узбекской ССР, 1962. - 213с.
З.Труды общего характера
1. Джангильдина А.Т. Некоторые аспекты национально-освободительного движения 1916 года в Казахстане и Средней Азии / А.Т. Джангильдина// Фемида. - 2006. №2. - С. 36-37.
2. ЕлеуловТ.Е.Характер восстания 1916 года/ Т.Е.Елеулов //Материалы научной сессии по истории народов Средней Азии и Казахстана/ Изд. Академии наук УзССр. - Ташкент, 1954.-С. 8.
3. Казахстан и глобальные вызовы современности: материалы научно - практической конференции/ отв.ред.Б.К. Султанов.- Алматы: КИСИ при президенте РК, 2010. -120с.
4. Материалы научной сессии по истории народов Средне Азии и Казахстана.К вопросу о характере восстания 1916 года в Средней Азии и Казахстане. - 1954 -С.17.
5. Миклашевский А. Социальные движения 1916 год в Туркестане/ А. Миклашевский// Былое. - 1924.- №27-28. - С.17
6. Озбекбай Е. С. Арал ещршщбалыцшаруашылыгытарихы
(ХХХгасырдыцсоцы мен ХХ гасырдьщ 80 жылдарыаралыгы) / Е.Озбекбай // Молодой ученый. — 2014. — №2.1. — с. 17-20.
7. Папазов А.В. Среднеазиатское восстание 1916 года и роль генерал- губернатора А.Н. Куропаткина в его подавлении /А.В. Папазов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. — 2012. — № 2. — С. 111.
8. Тарасов Ю.А. Характер движения 1916 года в Туркмении / Ю.А. Тарасов // Вопросы истории. - 1951.- №9 .-С. 65-67.
4. Справочная и учебная литература
1. Большая Советская энциклопедия. Среднеазиатское восстание в России. - СПб: Терра, 2008. - 1024 с.
2. Историография социально-политических движений в Казахстане / Б.Ж.Ельмуратова[и др.]- Павлодар:Изд-во Керету,2008 - 122с.
3. История Казахстана (Важнейшие периоды и научные проблемы) /Т.Турлыгул [и др.] — Алматы: Изд-во Мектеп, 2011. —184 с.
4. История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней/ под ред. И.Дмитровой - Изд. 3е.- Алматы, 2011.- 670с.
5. Интернет - ресурсы
1. Время Востока [Электронный ресурс] Очерк Среднеазиатского восстания 1916 года.Режим доступа:http://www.easttime.ru/analytics/kyrgyzstan/oni-rvali-detei-na-chasti-ocherk-sredneaziatskogo-vosstaniya-1916-goda/5652
2. Еримбетова К. Торгайское восстание. Репрессии поколений [Электронный ресурс] / К. Еримбетова// Астана. Режим доступа: http: //ehistory.kz/media/upload/1466/2015/03/18/093680a2a61 ebd7 0c516e63487dcfd76.pdf
3. История Актюбинской области[Электронный ресурс] Восстание 1916 года в Средней Азии и Казахстане. Сборник документов. Издание 1960 года. Режим доступа:http://myaktobe.kz/archives/39039
4. Радио Азаттык. [Электронный ресурс] Анализ причин восстания 1916 года в Кыргызстане. Режим доступа:http: //rus .azattyk.org/a/27718939. html
5. Сайт конституции РФ. [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //constitution. garant.ru/history/act1600-1918/5413/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ