Введение 3
Глава 1. Основные способы обеспечения законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти (государственном управлении) 12
§ 1. Понятие законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти 12
§ 2. Контроль как важнейший способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении 44
§ 3. Судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти 66
Глава П. Пути повышения прокурорского надзора, внутриведомственного контроля и обжалования действий и решений органов исполни¬тельной власти и их должностных лиц 85
§ 1. Прокурорский надзор за соблюдением законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти 85
§ 2. Основные направления контроля по повышению законности и
дисциплины в органах внутренних дел 126
§ 3. Роль административного обжалования гражданами неправомерных действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц в укреплении законности и дисциплины 156
Заключение 178
Список литературы 183
Приложения 225
Актуальность темы исследования. Построение правового государства требует постоянного совершенствования деятельности всего его аппарата и, прежде всего, органов исполнительной власти. Альфой и омегой их деятельности является высокий уровень соблюдения законности и дисциплины. Именно государственные служащие реализуют политику Президента и Правительства Российской Федерации и, следовательно, на них ложится основная обязанность по защите прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций.
В средствах массовой информации отмечалось, что около 1 млн. 130 тысяч россиян имеют статус государственных служащих, из них свыше 400 тыс. человек - федеральные госслужащие, остальные состоят на государственной и муниципальной службе в субъектах Российской Федерации.1
Серьезной проблемой деятельности государственного аппарата являются многочисленные нарушения законности, которые проявляются в виде коррупции, взяточничества, злоупотребления служебным положением и других деяний. Особую опасность подобные злоупотребления представляют в деятельности правоохранительных и других органов, осуществляющих контрольные и надзорные функции.
Анализ практики деятельности органов исполнительной власти показывает, что возникают проблемные вопросы, связанные с необходимостью совершенствования правового регулирования их деятельности, выработке механизма по предупреждению злоупотреблений чиновников, повышению их ответственности за принимаемые и реализуемые решения, искоренению взяточничества, других правонарушений, укреплению всех видов государственной дисциплины.
Глубокой озабоченностью проникнуто послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 18 апреля 2002 г. о необходимости решения актуальной проблемы - проведения административной реформы, которая должна привести к надлежащей организации деятельности государственного аппарата с тем, чтобы он был эффективным, компактным и работающим. Для решения этой проблемы Президент РФ сформулировал три задачи: 1) модернизировать систему исполнительной власти в целом; 2) обеспечить эффективную и четкую технологию разработки, принятия и исполнения решений; 3) провести анализ реализуемых государственных функций и сохранить только необходимые.2
Степень разработанности темы. Различные аспекты законности и дисциплины рассматривались в научных работах Ю.Е. Аврутина, С.С. Алексеева, Н.Г. Александрова, Л.И. Антоновой, Д.Н. Бахраха, В.В. Боро¬дина, Н.В. Бугеля, И.И. Веремеенко, И.А. Возгрина, С.Б. Глушаченко, А.В. Зиновьева, Н.Н. Жильского, В.И. Кайнова, Ю.М. Козлова, В.В. Колесни¬кова, А.П. Коренева, Х.Х. Лойта,В.В. Лазарева, В.Н. Лопатина, В.В. Лунеева, Л.А. Николаевой, Д.В. Ривмана, Р.А. Ромашова, В.И. Рохлина, В.П. Сальникова, В.Д. Сорокина, С.В. Степашина, А.В. Стремоухова, И.Е. Тарханова, Н.И. Уткина и других. •
Происходящие в стране глубокие политические, экономические, социальные реформы направлены на построение правового государства. Вместе с тем, в обществе накопилось много проблем, которые тормозят развитие новых прогрессивных отношений. Одной из таких проблем является несовершенство деятельности органов исполнительной власти, высокая степень коррумпированности чиновников, многочисленные факты нарушения прав и законных интересов граждан.
Проведенное исследование по проблеме обеспечения законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти позволяет сформулировать ряд выводов и предложений:
1. В законодательстве России не сформулировано понятие важнейшего принципа организации и деятельности управления государством — законности, что вызывает дискуссии ученых. Диссертант предприняла по¬пытку участия в дискуссии, и взяв за основу способы реализации норм права, сформулировала еще одно понятие законности как точное соблюдение гражданами, их объединениями, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, а также единообразное исполнение и применение должностными лицами государственных и муниципальных органов законов и иных правовых актов.
2. Анализ нормативных актов, регулирующих дисциплинарные от-ношения, позволил сделать вывод о том, что сущность дисциплины в органах исполнительной власти сводится к соблюдению федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства РФ, законов субъектов РФ, вступивших в законную силу решений судов, правил внутреннего распорядка, должностных инструкций (уставов), приказов и распоряжений руководителей органов, начальников (командиров), а также условий контракта о службе в соответствующем органе исполни¬тельной власти.
3. Необходимо обратить внимание на то, что при принятии Закона «О милиции» в 1991 году депутаты не отразили в нем, что сотрудники милиции являются должностными лицами и представителями власти. Мы считаем, что этот правовой пробел необходимо устранить и поэтому статья 17 Закона РФ «О милиции» должна быть изложена в следующей редакции: «Статья 17. Сотрудники милиции. Сотрудники милиции в Российской Федерации - граждане Российской Федерации, состоящие на должностях рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, являются должностными лицами и представителями власти, которым в установлен¬ном порядке присвоены специальные звания рядового или начальствующего состава милиции».
4. Настоящее состояние служебных отношений в органах внутренних дел требует дальнейшего его совершенствования в связи с чем целесообразно поддержать предложение о необходимости обеспечить скорейшее прохождение в Государственной Думе проекта Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» с включением в него Дисциплинарного устава органов внутренних дел.
1. Законодательные акты н другие официальные материалы:
1.1. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993.-60 с.
1.2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 го- даУ/Российская газета. 1995,5 апреля.
1.3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года //Российская газета. 1995, 5 апреля.
1.4. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчело-вечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 но¬ября 1987 года//Российская газета. 1995, 5 апреля.
1.5. Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка. Приняты УШ Кон-грессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правона-рушителями 27 августа — 7 сентября в Гаване.//Вестник МВД России. 1992. № 6.
1.6. Положение о службе в органах внутренних дел Российской Фе-дерации и текст Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: Постановление Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 2. Ст. 70.
1.7. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1- ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» //Собрание зако-нодательства РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
1.8. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении»//Собрание законодательства РФ. 2001. № 21. Ст. 277.
184
1.9. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1- ФКЗ «О военном положении» //Собрание законодательства РФ. 2002. № 5. Ст. 357.
1.10. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР. М.: «Проспект»,
1999.
1.11.0 милиции: Закон РФ от 18 апреля 1991 года. М.: Изд-во «Ось — 89». 2001.
1.12. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан от 27 апреля 1993 г. (с измен, на 14 декабря 1995 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 19. Ст. 685; Собрание законодательства РФ. №51. Ст. 4970.
1.13. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24 «Об информа¬ции, информатизации и защите информации» //Собрание законодательства РФ. 1995. №8. Ст. 609. '
1.14. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № ЮЗ-ФЗ «О содержа¬нии под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступле¬ний» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 29. Ст. 2759.
1.15. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» //Собрание законода¬тельства РФ. 1995. №31. Ст. 2990.
1.16. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О прокура¬туре Российской Федерации» (с изменениями на 28 июня 2002 г.) //Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 2002. № 40. Ст. 3853.
1.17. Уголовный кодекс Российской Федерации. СПб.: Изд-во «Альфа», 1996. - 192 с.
1.18. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» //Собрание законода¬тельства РФ. 1998. № 2. С. 224.
185
1.19. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основ¬ных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»// Собрание законо¬дательства РФ. 1998. №31. Ст. 3802.
1.20. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации //Собрание законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2208.
1.21. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно-летних// Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.
1.22. Федеральный закон от 12 июля 1999 г.№ 161-ФЗ «О материаль¬ной ответственности военнослужащих» //Собрание законодательства РФ.
1999. №29. Ст. 3682.
1.23. Федеральный закон от 7 августа 2000 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР» //Российская газета. 2000, 15 августа.
1.24. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензи-ровании отдельных видов деятельности» //Собрание законодательства Рос-сийской Федерации. 2001. № 33. Ст. 3430.
1.25. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государ-ственной регистрации юридических лиц» //Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 33. Ст. 3431.
1.26. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-Ф3 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведе¬нии государственного контроля (надзора)» //Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 33. Ст. 3436.
1.27. Кодекс Российской Федерации об административных правона-рушениях. М.: «Проспект», 2002.- 288 с.
186
1.28. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третей¬ских судах в Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. 2002. №30. Ст. 3019.
1.29. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противо-действии экстремистской деятельности» //Собрание законодательства РФ. 2002. №30. Ст. 3031.
1.30. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 112-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремист¬ской деятельности» //Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3029.
1.31. Федеральный закон от 31 октября 2002 г. № 133-ФЭ «О внесе¬нии изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ, Уголовно¬процессуальный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правона¬рушениях» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 44. Ст. 4298.
1.32. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 137-Ф3 «О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федера¬ции» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4531.
1.33. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
1.34. Указ Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. № 1815 «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» //Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 45. Ст. 4327.
1.35. Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» //Собрание законодательства РФ. 1997. № 17. Ст. 1958.
1.36. Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 1996 г. № 810 «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 24. Ст. 2868.
187
1.37. Указ Президента Российской Федерации от 3 апреля 1997 г. № 288 «Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с об¬ращениями граждан» //'Собрание законодательства РФ. 1997. № 14. Ст. 1612.
1.38. Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 1998 г. № 426 «О разграничении функций между Администрацией Президента Рос¬сийской Федерации и Аппаратом Правительства Российской Федерации при рассмотрении обращений граждан» //Собрание законодательства РФ.
1998. № 17. Ст. 1910.