Введение 3
ГЛАВА I ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИТИ- ШОУ 8
1.1 История развития реалити- шоу в России и Республике Татарстан 8
1.2 Зрелищность, как основной фактор развития реалити - шоу 17
1.3 Факторы успешности реалити- шоу 27
ГЛАВА II. ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ РЕАЛИТИ- ШО 32
II.1 Анализ аудитории и условия реализации проекта 32
II.2. Описание концепта проекта 41
II.З. Организация съемочного процесса 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы
Процесс создания телевизионных программ находится в постоянном движении. С развитием культуры, образования и экономики, возникают изменения и в жанровых формах телевизионных продуктов. Следовательно, реалити-шоу получают большие рейтинги, а с ними - и спонсорское финансирование. Для любого телеканала реалити-продукт является одной из главных источников дохода, именно поэтому, большинство телеканалов запускает все больше и больше реалити-программ для привлечения зрительской аудитории, и как вследствие, больших спонсорских вложений. Реалити-шоу - это феномен на российских экранах. Это часть журналистского процесса, следовательно, изучение подобного подвида будет актуальным не только сейчас, но и в будущем.
Актуальность исследования. Реалити-шоу - это модель человеческого поведения в предлагаемых обстоятельствах. По мнению многих специалистов в области телевидения, этот формат, независимо от отношения к нему, в определенном смысле - будущее нашего телевидения. Также, именно этот формат программы наиболее популярен на сегодняшний день в теле производстве, и мы решили, что изучение основных приемов при создании реалити-шоу поможет нам создать свой собственный продукт, который будет выходить в эфир на региональном телевидении. Большинство реалити-проектов - это адаптированный вариант западных программ. Исключением является «Дом-2», который вошел в книгу рекордов Гиннесса, «как самое долгое реалити-шоу в мире». Большинство телепрограмм настолько сильно держат рейтинги, что продюсерам приходится создавать новые сезоны полюбившихся проектов. Реалити - шоу «Капкан»- это новый формат шоу, который был создан на основе отдельно взятой популярной игры. Таким образом, его будет интересно включить в сетку вещания регионально телевидения, так как именно на региональном телевидении очень мало реалити-проектов, а таких как «Капкан» нет и в помине.
Несмотря на безусловную актуальность заявленной проблемы, степень ее научной разработанности остается в данном направлении не до конца изученной. Особый интерес представляют работы Уразовой С.Л. по теме: «Реалити-шоу в контексте современного телевидения» и Свитич Л.Г., по теме: «Профессия- журналист». Таким образом, современное состояние исследования проблемы функционирования реалити-шоу в России высвечивает определенное противоречие между безусловной популярность и востребованностью продуктов этого жанра у российского зрителя и фактическим отсутствием единой модели, средств повышения эффективности, базовой стратегии реализации медиа производства реалити-шоу.
Цель: Выявление специфики приема психологического выживания в реалити-шоу.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1) . Ознакомиться с историей развития реалити-шоу в России и
Республике Татарстан;
2) . Выявить факторы успешности реалити-шоу и пути развития
зрелищности в реалити-шоу;
3) . Описать процесс создания реалити-продукта и его концепцию;
4) . Предложить собственный проект, основанный на приеме
психологического выживания;
Объект исследования - реалити-шоу, как вид развлекательного жанра.
Предмет исследования - реалити-шоу, в основе которых заложено психологическое выживание героев, как наиболее перспективное направление развития жанра реалити-шоу.
Гипотеза исследования заключается в отсутствие на региональном телевидении реалити-шоу с приемом психологического выживания.
Для наиболее полного познания и раскрытия поставленных целей и задач были использованы такие методы исследования, как общефилософские: дедукция, индукция, системный подход - для получения фактов анализа контента общедоступных программ реалити- шоу и выявления в них приемов, используемых в программах реалити - шоу. Также применены общенаучные методы: интернет-опрос и структурный анализ телевизионного пространства программ в жанре реалити-шоу. Интернет-опрос будет использован для определения степени влияния реалити-шоу на молодежную аудиторию. Структурный анализ будет использован для получения максимальных данных, для составления эффективной модели своего реалити-шоу.
Новизна данной работы заключается в том, что методом сравнительного анализа будет проанализирован прием психологического выживания в реалити-шоу. И на основе полученных знаний будет снят проект в виде трейлера к пилотному выпуску программы.
Теоретическая база состоит из анализа литературных источников, как отечественных, так и зарубежных авторов: Мясников М.А., Прохоров Е.П, Муратов С., изучали реалити-шоу как жанр на телевидении, Цвик В., Дондурей Д.Б., Дулерайн А., Петренко Р., Троицкий Д., изучали развитие реалити-щоу на телевидении, Рэндалл Д, Кэрролл В.М., РэддикР., Старшинина Е., Промтова О., Мартинес Э.Л., Прайс М., Гриндстафф Л., Рабель А. Механизмы воздействия реалити- шоу были изучены и разделены на разные степени воздействия.
Эмпирической базой исследования стал анализ и сравнение рейтинговых реалити-программ на отечественном телевидении. Были рассмотрены: шоу «Кандидат» в период с 31 июля 2005 по 29 октября 2006г., реалити-шоу «Дом 2» с период с 2010 до настоящего времени, реалити-шоу «Голод» с 7 ноября 2003 по 1 января 2005г., «Фабрика звезд» в период 13 октября 2002 по 5 мая 2003г., «Холостяк» в период с 22 февраля 2016 по 5 мая 2016г.
Формат нашей дипломной работы - творческий. Выбор такого формата объясняется тем, что на протяжении 4 лет автор данной работы занимается изучением особенностей телевизионных продуктов. В рамках выпускной квалификационной работы видится целесообразным не только анализ деятельности таких программ, но и воплощение в жизнь своей авторской программы. Продолжительное время осуществлялся сбор и обработка необходимых материалов, поиск помещения и необходимого технического оборудования. В результате был создан проект, представленный в виде трейлера к реалити - шоу «Капкан».
Основная часть работы выполнена в период преддипломной практики. Цель пилотного выпуска - показать совершенно новый формат реалити- шоу, основанного на требованиях потенциальной аудитории. Название реалити- шоу: «Капкан». Хронометраж 1 сезона программы, включающей в себя 7 серий, составляет: 1 час 45 минут.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка использованной литературы. Основное содержание исследования:
Во введении формулируются цели и задачи исследования, определяются его проблемы, объект и предмет, обосновывается его актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, приводятся методы структурного анализа и интернет-опроса, а также указывается применение основных положений и выводов исследования в практической работе автора.
Первая глава - «Особенности реалити-шоу», включает в себя 3 параграфа. В рамках данной главы исследована история становления и развития реалити- шоу в Республике Татарстан; а также факторы развития реалити-шоу и факторы успешности.
Во второй главе - «Процесс создания реалити-шоу», расписаны этапы создания телевизионного проекта «Капкан». Глава содержит 3 параграфа. В заключении подводятся итоги исследования и структурного анализа, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме. В списке используемых источников и научной литературы представлены материалы, на основе которых осуществлялась работа над исследованием. В приложении представлены таблицы, сценарии пилотного выпуска и примерная смета для полного понимания перспективного развития проекта «Капкан». Апробация реалити-шоу осуществляется с помощью видео-хостинга YouTube, куда мы разместили наш проект.
Заключение: список литературы, источников и приложения.
Результаты исследования изложены нами на международной научно-образовательной конференции «Современное телевидение: между национальным и глобальным» и на всероссийской молодежной научно - практической конференции «Телевидение и общество».
В данной работе мы рассмотрели жанровые самого популярного продукта телевидения - реалити-шоу, уточнили содержание понятия «реалити-шоу». Научно-практическая значимость результатов данного исследования является высокой. Углубленный разбор программ реалити-шоу скорректирует вектор направленности этого явления в телевизионном мире. Актуальность программ реалити-формата растет ежедневно. В силу этого фактора, в своей исследовательской работе, мы выяснили, что создание реалити-продукта с приемом психологического выживания необходимо ввести в эфир регионального телевидения.
Нами были поставлены задачи, которые заключались в выявлении факторов зрелищности в реалити-шоу, изучили историю развития телевидения в России и Татарстане, рассмотрели реалити-программы и убедились, что на региональном телевидении крайне мало программ реалити- формата. В теоретической части работы мы хотели показать, какой путь развития реалити- шоу получил в истории телевидения России и Татарстана. На какие жанровые особенности они делятся и почему.
В своей работе мы опираемся на мнение Сергея Кушнерова, генеральный директор телекомпании «ВИД», который выделяет пять разновидностей реалити-шоу:
1) . Шоу-подглядывание. Здесь в полной мере удовлетворяются потребности граждан в ежедневных сплетнях и подслушиваниях. Стремление к сильным переживаниям и любопытство привлекает внимание зрителей, в частности тех, кто устал от собственно монотонной жизни. Примеры шоу- подглядываний: «Дом2», «Голод», «За стеклом».
2) . Шоу-выживание. Шоу подобного формата отличается тем, что в данном проекте у участников есть реальная цель, которую нужно достичь в короткие сроки. Обычно такие шоу выпускают сезонами и с ограниченным количеством серий. Изюминкой подобных шоу является создание максимально экстремальных и стрессовых ситуациях, для определения самого быстрого победителя. Пример шоу-выживания: «Последний герой».
3) . Шоу-обучение. Шоу такого формата несет в себе практическую выгоду, как зрителю, так и участнику проекта. Перед участниками ставится задача за определенный период научиться делать то, что они не делали ранее. В основном, это освоение новых знаний или профессий, где важным аспектом является то, что участнику необходимо закрепить свои теоретические знания на практике. Пример шоу обучения: «Фабрика звезд», «Стань звездой», «Народный артист». Также, мы рассмотрели прием «психологического выживания», как один из рентабельных и зрелищных приемов в создании концепта реалити-шоу.
Реалити-шоу, как разновидность телевизионной развлекательной программы, демонстрирует изолированную от общества жизнь. Участники реалити-шоу, в большинстве случаев, не знакомы друг с другом, они знакомятся и узнают друг друга непосредственно на съемочном процессе, на глазах у многомиллионной аудитории. Реалити-шоу - это живое, необычное и неожиданное действо, которое направлено, в первую очередь, развлекать зрителя. Также, мы выделили несколько ключевых факторов реалити-шоу, которые присуще исключительно такому формату программы:
- подача материала в телеэфир с первого дубля - это одним из самых весомых аргументов для потенциально активной части телезрителей. Ведь именно это отображает всю реалистичность и правдоподобность происходящего на экране;
- сопереживание участникам проекта и зрительское голосование, за понравившегося участника;
- демонстрируется обычной, домашней жизни участников (зрители могут следить как за жизнью и поведением участников в экстремальной или непривычной для них ситуации. Эмоции участников программы считаются реальными, а не игрой на камеру);
- участие в шоу «обычных» героев, никогда ранее не применяющих свои навыки в телевизионном игровом жанре, а не профессиональных актёров. В проекте имеет право участвовать каждый желающий, любой человек может подать заявку и в дальнейшем пройти отборочные этапы;
Благодаря методическим исследованиям мы вывели свою модель реалити-шоу. В практической части с помощью трейлера к реалити-шоу «Капкан» мы хотели показать наглядно, как наша мысль и задумка будут отражена на экране. Исследования по такому специфичному жанру журналистики проводится нами не первый год и хочется отметить динамичный рост популярности проектов, направленных на развлекательный жанр журналистики и телевидения.
Данная дипломная работа имеет большое теоретическое и практическое значение, в ней разработана и реализована методика создания оригинального телепродукта для регионального телевидения, которая с успехом может быть применена для создания реалити-шоу и для федеральных каналов. Проект, который мы осуществили в ходе практической части работы, в будущем может стать стартовой площадкой для осуществления в реальность автору работы.
1) . Джакони В.Е. Телевидение: учебное пособие: [ Электронный ресурс ] //Учебное пособие для ВУЗов.- М.,2011.,- Режим доступа: http://library.nstu.ru/culture/exhibitions/oktober 08/new tv/?print=yes,свободный. Проверено 10.04.2016.
2) . Зелинский С.А. Массовые коммуникации как способ управления
массами: [ Электронный ресурс]//Учебное пособие для ВУЗов.- М.,2011.,-
Режим доступа /http://www.evartist.narod.ru/text24/0007.htm,свободный. Проверено 10.04.2016.
3) . Официальный сайт КГУ. [ Электронный ресурс ]/Режим доступа: http: //kgu-journalist.ucoz.ru/publ/zhurnalistika dlj a nachinaj ushhikh/7 -1-0-37,свободный. Проверено 29.04.2016.
4) . Официальный сайт Санкт- Петербургской школы телевидения. [
Электронный ресурс ] / Режим доступа: http: //videoforme.ru/wiki/vidy-
zametok,свободный. Проверено 29.04.2016.
5) . Телевидение в России. Состояние, тенденции, перспективы развития [Электронный ресурс] // Отраслевои доклад ФАПМК. - М., 2012., - Режим доступа: http://www.slideshare.net/omukovozov/2012-13736136,свободный.
Проверено 29.04.2016.
II. Литература
1) Борецкий Р. А., Журналист ТВ: за кадром и в кадре / Борецкий Р.А., Кузнецов Г. Н.. - М.: Прогресс, -19с.
2) Ворошилов, В.В. Журналистика: учебник / В.В. Ворошилов. - 6-е изд.,перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2009. - 496с.
3) .Григорова Д.Е. Факторы выбора медийной информации молодежной
аудиторией /Медиаобразование. - М.: Прогресс 2007. № 3.- 28-34с.
4) .Даутова, Р.В. Телевидение Татарстана: от прошлого к
настоящему: Изд. 2-е, доп. - М.: Казань: ЗАО «Новое знание», 2010. - 280с.
5) . Дондурей Д., Дулерайн А., Петренко Р., Троицкий Д. Энциклопедия частной жизни / Искусство кино. 2005. - № 4 - 82с.
6) Дорощук, Е. С. Искренность без предела. Педагогика и
психология журналистской деятельности: учебник / Е. С. Дорощук, под науч. ред. Г.А.Петровой; Казан.гос. ун-т.— Казань: ТаРИХ, 2000.— 174с.
7) Егоров, В.В. Телевидение между прошлым и будущим: учебник /
Изд-во: М.: Воскресенье, 2000. - 30с.
8) Егоров В. В. Терминологический словарь телевидения: Основные
понятия и комментарии / Ин-т повыш. квалификации работников телевидения и радиовещания ФСТР. — 3-е изд., доп. — М., 1997. — 43с.
9) . Иванова Е. «Реальное шоу» как новый жанр на российском экране. /Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: материалы межвузовской научно-практической конференции / Под ред. В. И. Конькова. — СПб.: Роза мира, 2004. - 396с;
10) Кацев И.Г. История российского телевидения: 1907-2000 гг. - М.:
РГУ, 2004. - 256с.
11) Корконосенко, С.Г. Основы журналистики: учебник для вузов /
С. Г. Корконосенко. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 287с.
12) Косолапова, Д.И. Ювенильная журналистика в системе массовых
коммуникаций / Вестник Пермского университета 2010, № 6. - 192с.
13) . Кузнецов Г.В. Телевидение и общество / Телевизионная журналистика. / Под ред. Г. В. Кузнецова, В. Л. Цвика, А.Я. Юровского. - М.: Высшая школа, 2002- 21с.
14) .Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. -
М.: «Аспект Пресс», 2001. - 240с.
15) Мансурова В. Д. Журналистская картина мира как фактор
социальной детерминации. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та. 2002;- 88с.
16) .Маньковская Н. Виртуалистика: художественно-эстетический аспект / Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты. М.: Прогресс. 2004.- 87с.
17) . Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики - М: Изд-во «РИП - холдинг». 2002. - 45с.
18) Свитич, Л. Г. Профессия: журналист: учеб.пособие / Л. Г.
Свитич. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 225с.
19) Саппак В. Телевидение и мы: Четыре беседы / подготовлено к
печати В. Шитовой. М.: Искусство, 1963 - 168с;
20) . Лейтес Л.С. Развитие техники ТВ-вещания в России: справочник.
- М.: ИД «Святогор», 2005. - 224с.
21) . Федоров А.В. Сравнительный анализ медиаобразовательных
моделей//Медиаобразование. 2007 N 2. - 52-86с.
22) . Цвик В. Л. Телевизионная журналистика: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика» / В.Л. Цвик. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИДАНА, 2009. - 495с.
23) . Шестеркина Л. П. Методика телевизионной журналистики. Учебное пособие для студентов вузов / Шестеркина Л. П. , Николаева Т.Д. — М.: Аспект Пресс, 2012. - 89с.
24) Юровский А. Т. Телевидение - поиски и решения. М.: Наука, -198с.
25) . Шульцман П.Э. Феномен зрелищности в системе экранных искусств /Вестник МГОУ, 2011, №2, 208-219с.
26) . Dorotie D. Publicity and pablikreleyshens// Monitor on Psychology. A Publication of the American Psychological Association. September 2007. - Vol. 38. - No 8. - P. 16